Робер Делоне — взгляд на художника, стоящего за картинами Робера Делоне

Робер Делоне

Роберт Делоне был одним из самых уникальных художников начала 20 века в Европе. Делоне и его жена были основателями орфизма. Его красочные работы были основаны на формалистических экспериментах и, как результат, стали визуально и интеллектуально стимулирующими. Его яркие цвета и геометрические формы свидетельствуют о его страсти к экспериментам с тоном и глубиной цвета. Благодаря своему уникальному стилю Делоне сыграл ключевую роль в развитии абстрактного искусства.

Оглавление

Художник в контексте: Биография Робера Делоне

Биография Робера Делоне может похвастаться тем, что он был одним из первых художников, чьи работы были полностью нерепрезентативными. Он был одним из ведущих художников, работавших в начале 20 века в Европе. Его картины представляют собой уникальный стилистический сплав художественных направлений того времени, включая кубизм, неоимпрессионизм и фовизм.

В начале своей карьеры он находился под влиянием использования цвета художниками-неоимпрессионистами, а вскоре после этого, в 1910 году, он сделал свой первый большой вклад в кубизм, создав такие работы, как динамичная красная Эйфелева башня (1911-1912). Это было началом развития его работ в более поэтическом и мистическом стиле. Его более поздние работы, выполненные в период «Орфического» творчества, оказали непосредственное влияние на знаменитую группу художников-экспрессионистов под названием Der Blaue Reiter.

К 1912 году творчество Делоне стало полностью нерепрезентативным, и он продолжил писать беспредметные работы, вдохновленные теорией цвета, которые стали известны как «орфизм».

Дата рождения 12 апреля 1885 года
Дата смерти 23 октября 1941 года
Страна рождения Париж, Франция
Художественные направления Орфизм, кубизм
Жанр / стиль Абстрактный
Используемые средства Масляная живопись
Доминирующие темы Теория цвета

Ранние годы

Робер-Виктор-Феликс Делоне родился в 1885 году в семье высшего класса в Париже. Однако финансовая стабильность не уберегла его от трудной ранней жизни, и его родители, Жорж Делоне и графиня Берта Фелиси де Роз, развелись, когда ему было четыре года. После развода он переехал в городок недалеко от Буржа, где его воспитывали тетя и дядя. Провалив выпускной экзамен в школе, он сказал дяде, что хочет стать художником. По его просьбе дядя отправил Делоне в Париж, чтобы тот стал учеником в театральной студии «Ателье Ронсена». Здесь он научился расписывать большие театральные декорации.

Робер Делоне Художник

Портретная фотография Робера Делоне, ок. 1912 года; анонимный неизвестный автор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Когда Делоне исполнилось 19 лет, он решил уйти из ателье Ронсена, чтобы сосредоточиться исключительно на живописи. Делоне начал рисовать в 1903 году, а его первые работы были выставлены в 1904 году. Робер Делоне, художник, отправился в Бретань, где познакомился с Анри Руссо, художником-постимпрессионистом, который рано повлиял на его творчество. Вернувшись в Париж, он экспериментировал с картинами, вдохновленными стилем пуантилизма Жоржа Сёра. В это время он подружился с художником Жаном Метцингером, и вместе они изучали теорию цвета Мишеля-Эжена Шеврё.

Их работы были красочными и похожими на мозаику, и они часто писали портреты друг друга.

Робер Делоне Портрет

Портрет Жана Метцингера (1906), Робер Делоне; Робер Делоне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Соня и орфизм

В 1909 году Робер Делоне познакомился с художницей Соней Терк. Делоне был увлечен Соней, но она была замужем за Вильгельмом Уде, который был арт-дилером и владельцем галереи под названием «rue Notre-Dame-des Champs». Соня Терк называла свой брак с Вильгельмом Уде «браком по расчету», чтобы скрыть гомосексуальность Уде, и у них с Делоне был страстный роман, несмотря на ее семейное положение. Когда Соня Терк забеременела, они с Ухде развелись. Она вышла замуж за Делоне в 1910 году, и они сотрудничали в работе более 30 лет.

Творческое сотрудничество Робера и Сони Делоне — одно из самых замечательных в истории. Вместе они основали и возглавили движение орфического кубизма, или сокращенно орфизм.

Робер Делоне Жена

Портретная фотография Сони Делоне, ок. 1912 года; Анонимный Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Мексиканское искусство мурализма - углубленный взгляд на мексиканское движение муралистов

Орфизм развился из кубизма под влиянием плоских плоскостей фовизма и цветовых экспериментов импрессионизма. Созданные ими работы были ярко окрашены и содержали элементы геометрической деконструкции кубизма. Эти работы были одними из первых чисто абстрактных произведений в Европе. Именно в этот период поэт Гийом Аполлинер назвал творчество Делоне «орфизмом». Это название произошло от имени Орфея, музыканта из греческой мифологии.

Зрелый период

До Первой мировой войны Париж был эпицентром авангардного искусства. Делоне был очарован скоростью, с которой вокруг него происходили инновации и эксперименты. Он хорошо выставлялся в Париже, а с 1904 по 1914 год выставлял работы в «Салоне независимых», ежегодные выставки которого задавали тенденции для художников Европы.

Его красочные и динамичные работы стремились передать ритм и движение современного Парижа.

Робер Делоне Картины

La ville de Paris (ок. 1911) Робер Делоне; Робер Делоне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В возрасте 27 лет, через год после рождения единственного сына, Делоне провел свою первую персональную выставку. Выставка проходила в парижской галерее Барбазангер, где его работами открыто восхищался Василий Кандинский. Затем Кандинский пригласил его принять участие в первой выставке «Blaue Reiter» в Германии. Вскоре после этого он создал серию работ «Эйфелева башня», получившую высокую оценку как художников, так и коллекционеров и кураторов.

В дальнейшем его работы становились все более нерепрезентативными, и он стал одним из тех художников, которых художественный критик Андре Варнод назвал «цветущей новой школой», вышедшей за рамки кубизма.

Делоне были светской парой и устраивали в своем доме воскресные салоны, которые посещали многие художники, поэты, музыканты и писатели. Они также посещали еженедельные танцы на Монпарнасе и приходили туда с опозданием, чтобы сделать модный выход в красочных нарядах, созданных Соней. Их наряды получили международное признание. Они продолжали вести такой экстравагантный образ жизни до начала Первой мировой войны в 1914 году.

Робер Делоне Биография

Соня Делоне в творениях Casa Sonia, Мадрид, ок. 1918-1920; Анонимный Неизвестный автор, возможно, Zockoll, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Во время войны они жили сначала в Португалии, а затем в Испании. Несмотря на то, что они пытались избежать войны, Робер Делоне в 1916 году все-таки был призван в армию, но был признан негодным из-за большого сердца и слабых легких. К 1917 году финансы супругов истощились, и Соня, пытаясь обеспечить семью, решила открыть свой собственный модный бутик под названием Casa Sonia. К 1920 году Соня стала признанным модельером, а Делоны вернулись в Париж, где снова устраивали свои воскресные салоны.

Несмотря на то, что их жизнь, казалось бы, вернулась в нормальное русло, Робер Делоне уже несколько лет не выставлялся, и его карьера отставала от карьеры его жены.

Знаменитые картины Робера Делоне

Обнаженная женщина читает» (1920), Робер Делоне; Робер Делоне, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Поздние годы

В конце 1920-х годов Робер Делоне попытался заняться фигуративным искусством, но не нашел в нем успеха и вернулся к абстракции. Однако его страсть, казалось, угасла, и к середине 1930-х годов у него было много нерешенных работ, которым не хватало смелости. Соня, которая была очень успешна в дизайне одежды и теперь владела несколькими бутиками, также скучала по живописи своей ранней жизни.

Когда крах на Уолл-стрит разрушил ее бизнес, она решила закрыть свой бутик, и они решили вернуться к жизни и рисованию, как в молодости.

Картины Робера Делоне

Disc-Relief (1936) by Robert Delaunay; Robert Delaunay, Public domain, via Wikimedia Commons

В 1932 году супругов пригласили принять участие в Международной выставке искусств и техники в современной жизни 1937 года, где особое внимание уделялось общественному искусству. Робер Делоне возглавил проект и нанял 50 безработных художников, чтобы они помогли ему в реализации его замысла — написать огромные фрески для павильона воздухоплавания.

Фрески достигли большого успеха, но их затмила «Герника» Пикассо, которая была частью той же выставки.

Выставка Робера Делоне

Деталь плана выставки (район Большого дворца и Инвалидов), представленного на выставке «Робер Делоне — бесконечные ритмы» в Центре Жоржа Помпиду (Национальный музей современного искусства) для Международной выставки «Искусство и техника в современной жизни» в 1937 году. Этот план был создан в соответствии с генеральным планом архитектурного отдела выставки 3 марта 1937 года издательством Eterna, Париж (все нарисованные здания не обязательно были построены). Воздушный и железнодорожный дворцы, оформленные Робером Делоне — с архитектором Феликсом Обле — находятся на стороне площади Инвалидов. К сведению, есть павильон «Асбест», полностью построенный из этого материала, целью которого было похвастаться его достоинствами во многих областях; Jean-Pierre Dalbéra from Paris, France, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons.

  Знаменитые картины Рембрандта - экскурсия по лучшим картинам Рембрандта

Его успех на Международной выставке был настолько велик, что на следующий год супругов Делоне пригласили обратно. Здесь он создаст свои последние работы — фрески для Зала скульптур в Салоне Тюильри.

Вскоре после этих успехов семья Делоне бежала в Монпелье во Франции, пытаясь спастись от нацистского вторжения во время Второй мировой войны.

Однако здоровье Робера Делоне быстро ухудшалось, и вскоре после переезда он скончался от рака. Соня и его сын пережили его, и Соня отдала ему дань уважения своими работами. Соня умерла в 1979 году.

Картины Робера Делоне

Живопись Делоне продолжала развиваться на протяжении всей его жизни. Ниже приведен список из четырех картин Робера Делоне, которые знаменуют поворотные моменты в его карьере. Работы начинаются с его первых, более фигуративных работ и развиваются до первых работ, где его стиль стал таким, каким мы знаем его сегодня: полная абстракция в орфическом стиле. Эти работы будут проанализированы в следующих подзаголовках.

  • Сен-Северин № 3 (1909-1910)
  • Красная Эйфелева башня (La tour rouge) (1911-1912)
  • Три окна, башня и колесо (1912)
  • Одновременные контрасты: Солнце и луна (1913, дата на картине 1912)

Сен-Северин № 3 (1909-1910)

Название произведения Сен-Северин №3
Дата 1909-1910
Медиум Масло на холсте
Размер 113,8 x 89,5 см
Коллекция Музей Соломона Р. Гуггенхайма

На этой картине Робера Делоне изображена готическая церковь Сен-Северин в Париже. Эта церковь стала первым объектом первой серии картин Робера Делоне. Картины запечатлели то, как свет льется и дробится сквозь витражи церкви. В результате получились слегка искаженные композиции архитектуры церкви, что считается первыми следами кубизма в творчестве Делоне.

Цветовая палитра работы, слегка приглушенная, является ранним влиянием Поля Сезанна. Во многих своих работах Делоне привлекали окна и перелом света через них.

Искусство Робера Делоне

Сен-Северен № 3 (1909-1910) Робер Делоне; Робер Делоне, CC0, via Wikimedia Commons

Красная Эйфелева башня (La tour rouge) (1911 — 1912)

Название произведения Красная Эйфелева башня (La tour rouge)
Дата 1911 — 1912
Медиум Масло на холсте
Размер 125 x 90,3 см
Коллекция Музей Соломона Р. Гуггенхайма

Если картины Робера Делоне с изображением Сен-Северена являются первыми следами кубизма в его творчестве, то его картина «Красная Эйфелева башня» содержит первые следы выхода за границы кубизма. В этой работе Робер Делоне изобразил Эйфелеву башню в нескольких ракурсах, придав ей ощущение движения, символизирующее эпоху современности и прогресса Парижа того времени.

Подобно готическому собору, Эйфелева башня также является французским символом инноваций и прогресса.

Знаменитые работы Робера Делоне

Красная Эйфелева башня (La tour rouge) (1911 — 1912), Робер Делоне; Robert Delaunay, Public domain, via Wikimedia Commons

Эйфелева башня была построена, когда Делоне было четыре года, и у него были с ней особые отношения. Эйфелева башня была символом технического прогресса, что сильно повлияло на взгляды художника на жизнь. Здесь же, на Эйфелевой башне, он и Соня отпраздновали свою помолвку в 1909 году.

Эйфелева башня была популярной темой для живописи в то время, и Делоне создал 14 картин с изображением этой достопримечательности.

Три окна, башня и колесо (1912)

Название картины Три окна, башня и колесо
Дата 1912
Средство Масло на холсте
Размер 130,2 x 195,6 см
Коллекция Музей современного искусства. Дар мистера и миссис Уильям А. М. Бурден.

Если в картинах Робера Делоне, изображающих Эйфелеву башню, еще присутствовали элементы репрезентативного искусства, то в его серии «Одновременные окна» они доведены до предела. Эта серия работ — последние произведения, где еще видны узнаваемые объекты, например, очертания Эйфелевой башни. Серия окон Делоне отвергает традиционную функцию окна, предлагая скорее калейдоскоп цветов и плоскостей, которые приглашают к более образному взгляду на окно.

В этих работах есть ритм, структура, чувство и гармония.

Работы Робера Делоне

Три окна, башня и колесо (1912) Робер Делоне; Робер Делоне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Эти слова, по словам Делоне, стали началом его «конструктивной» фазы. Текучесть разноцветных плоскостей окна придает работе ощущение движения. Его тяга к окнам идет из его ранних работ, таких как серия соборов, но теперь стеклянные плоскости стали чем-то большим, чем дробление света, они стали символизировать переход между внутренним и внешним состояниями бытия.

  Как заставить масляную краску сохнуть быстрее - руководство по времени высыхания масляной краски

Одновременные контрасты: Солнце и луна (1913, дата на картине 1912)

Название картины Одновременные контрасты: Солнце и Луна
Дата 1913, дата на картине 1912
Средство Масло на холсте
Размер 134,5 см в диаметре
Коллекция Музей современного искусства. Фонд миссис Саймон Гуггенхайм.

Эта работа Робера Делоне — одна из первых его работ, полностью перешедших в абстракцию. К этому времени его творчество было сосредоточено исключительно на экспериментах с тонами и оттенками цветов и эффектами от сопоставления различных цветов рядом друг с другом. Как всегда, творчество Робера Делоне интересовало движение вещей и развитие мира.

В этот период на творцов оказывалось значительное давление, чтобы они были первыми в своем деле, поэтому картина датирована 1912 годом, хотя позже выяснилось, что на самом деле она была создана годом позже, в 1913 году.

Одновременные контрасты: Солнце и Луна» — это работа, вдохновленная движением космоса, круглая форма холста отсылает к Вселенной. Работа имеет музыкальное качество, связанное с музыкальным греческим Орфеем, в честь которого назван «Орфизм».

Музыкальность произведения не случайна и не совпадение.

На самом деле, название произведения взято из книги, опубликованной в 1839 году Мишелем-Эженом Шеврелем, под названием «О законе одновременного контраста цветов». Эта книга представляет собой научный анализ цвета, и Делоне использовал эту теорию для создания музыкального и гармоничного произведения.

Рекомендации по книгам

Если вы хотите узнать больше о творчестве и жизни Робера Делоне, мы рекомендуем начать с этих книг:

Роберт и Соня Делоне: триумф цвета (1994) Хайо Дюхтинга.

Эта книга, опубликованная издательством Taschen, посвящена силе цвета, используемого Робером и Соней Делоне. Книга содержит прекрасные изображения работ обоих художников и дает хорошее представление об их жизни и творчестве.

Робер и Соня Делоне: триумф цвета

  • В работах Робера и Сони Делоне воспевается сила цвета
  • Работы этой пары выражают творчество, выходящее за рамки живописи
  • В этой книге представлены работы обоих художников

Сопротивляясь абстракции: Роберт Делоне и видение перед лицом модернизма (2014) Гордон Хьюз

Эта книга в твердом переплете — первая за последние тридцать лет книга на английском языке о Роберте Делоне как о художнике. В книге рассматривается художественное видение Делоне и обсуждается его творчество как первого художника, чьи работы стали ответом на научную теорию цвета и человеческого зрения.

Сопротивление абстракции: Роберт Делоне и видение перед лицом модернизма

  • Первое англоязычное исследование Делоне за более чем 30 лет.
  • Утверждает, что Делоне был первым, кто связал абстракцию с наукой
  • Показывает, как работы Делоне выделяют его среди современников

Произведения Робера Делоне — одни из самых уникальных в Европе начала XX века. Он был одним из первых художников, по-настоящему оторвавшихся от любой формы репрезентации. Его работы оказали влияние на многих художников, таких как Марк Ротко, и сыграли решающую роль в развитии абстракции. Делоне считается первым художником, создавшим работы, которые отвечали научным теориям цвета, что отличает его от таких художников, как Василий Кандинский, который использовал цвет для своих духовных и эмоциональных качеств. Если бы не Роберт Делоне и его жена Соня Делоне, кто знает, в какое русло развилось бы абстрактное искусство! Именно благодаря этой плодовитой паре в истории искусства мы знаем о таком явлении, как орфизм.

Часто задаваемые вопросы

Кто вдохновлял Робера Делоне?

На Робера Делоне повлияло множество различных художников. Некоторые из них включают ранних художников-кубистов, таких как Пабло Пикассо и Поль Сезанн. На него также повлияло использование Жоржем Сёратом пуантилизма и цвета. Он ценил экспериментальное использование цвета художниками-импрессионистами и постимпрессионистами, такими как Клод Моне, Анри Руссо и Поль Гоген.

Какой была последняя работа Робера Делоне?

Последней крупной работой Делоне были фрески, которые он создал для авиационного павильона Салона Тюильри. Вдохновением для этих работ послужили пропеллеры самолетов. Яркие цвета и круглые формы создавали ощущение движения, схожего с движением пропеллера. Его картина Rhythm no. 1 — одна из этих фресок.

Как произносится имя Делоне?

Многие люди не знают, как произносить фамилию Делоне. Фамилия французская, и ее фонетическое написание — duh-law-ne.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector