Георг Базелиц — Взгляд на искусство Георга Базелица

Георг Базелиц

Вот уже более 50 лет немецкий художник Георг Базелиц вызывает споры в мире искусства и своими столь же спорными идеями и образом мышления. На протяжении всей своей знаменитой карьеры Базелиц сохраняет звание одного из самых выдающихся ныне живущих художников Германии и создает поистине уникальные произведения искусства. Ниже мы рассмотрим раннюю жизнь этого творческого человека, развитие его художественной карьеры и то, где он находится сегодня.

Оглавление

Кто такой Георг Базелиц?

Дата рождения 1938 — настоящее время
Национальность Немец
Где в настоящее время живет художник Австрия
Художественные направления Неоэкспрессионизм
Предпочитаемые средства Живописец, скульптор и график

Георг Базелиц родился в 1938 году в небольшом городке Дойчбазелиц (который позже был известен как Восточная Германия) и стал известным и широко известным художником-неоэкспрессионистом, скульптором и графиком, появившимся в Германии 20-го века. Базелиц жил в квартире над зданием школы, где его отец учил учеников начальной школы, которая первоначально была гарнизоном для солдат во время Второй мировой войны. Именно там, в школьной библиотеке, Базелиц обнаружил карандашные рисунки 19 века, которые разожгли его интерес к искусству.

Названный Хансом-Георгом Керном, Базелиц сохранял свое имя до начала своей карьеры в начале 1960-х годов. В конце концов, в 1961 году он принял псевдоним «Георг Базелиц», в знак уважения к своему родному городу, хотя истинная причина этого до сих пор остается неясной.

Георг Базелиц Искусство

Георг Базелиц, сфотографированный Лотаром Воллехом, Мюльхайм, 1971; Лотар Воллех, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Выросшие среди трудностей и разрушений, вызванных Второй мировой войной, эти темы сыграли важную роль в невероятно выразительных и образных картинах Базелица, а также в его жизни. При рассмотрении всего его творчества эти биографические маркеры повторяются.

В возрасте 15 лет Базелиц проявил живой интерес к искусству и уже написал несколько портретов, натюрмортов, пейзажей и религиозных сюжетов. Некоторые из его работ были выполнены в футуристическом стиле, что говорит о том, что он опередил свое время как художник. В 1956 году Базелиц поступил в Академию изобразительного и прикладного искусства в Восточном Берлине, где учился у замечательных профессоров. Однако после двух семестров он был исключен за то, что не придерживался социалистических идеалов Немецкой Демократической Республики.

Несмотря на прерванное образование, Базелиц продолжил учебу в 1957 году в Академии изящных искусств в Западном Берлине, где он утвердился и встретил Йоханну Эльке Кретцшмар, свою будущую жену. В последние годы учебы Базелиц изучал теории и стили таких известных художников, как Василий Кандинский и Казимир Малевич, влияние которых прослеживается в его картинах.

В 1962 году, после окончательного завершения учебы, Базелиц создал уникальные произведения искусства, где в качестве дополнительных влияний были названы Джексон Поллок и Филипп Густон.

Базелиц сыграл огромную роль, продемонстрировав будущим поколениям немецких художников, как они могут начать принимать и понимать проблемы искусства и национальности после Второй мировой войны. В то время как другие художники обращались к таким стилям, как концептуальное искусство, поп-арт и Арте Повера, Базелиц работал над возрождением немецкого экспрессионизма после того, как он был осужден нацистами. При этом он смог вернуть человеческую фигуру на центральное место в живописи, что считалось довольно спорным, когда он только начинал.

Георг Базелиц Художник

Фотография Георга Базелица; Эрлинг Мандельманн / photo©ErlingMandelmann.ch

Спорный, когда он впервые появился на сцене в 1963 году, и все еще спорный более 50 лет спустя, Базелиц сделал много сомнительных шагов в течение своей хаотичной карьеры. Возможно, наиболее известной вещью, за которую Базелиц, несмотря на его знаменитые произведения искусства, является его уничижительные и оскорбительные высказывания о женщинах-художницах.

Эти высказывания принесли ему репутацию сексиста, поскольку некоторые обвиняют его в поддержке гендерных предрассудков в мире искусства и неоднократном сомнении в способностях большинства женщин-художниц.

Вдохновив возрождение живописи неоэкспрессионизма в 1970-х годах, Базелиц побудил других принять аналогичный стиль как в Европе, так и в Америке в 1980-х годах. Если рассматривать его работы сегодня, то он известен в основном как художник-неоэкспрессионист. С 2013 года Базелиц и его жена живут в Австрии, где он продолжает создавать различные произведения искусства.

Художественный стиль Георга Базелица

С юных лет Георг Базелиц проявлял большой интерес к практике живописи немецкого экспрессионизма. Что привлекло Базелица к этому стилю живописи, так это его зависимость от незападного искусства, такого как народное искусство, детское искусство и искусство людей с психическими расстройствами. Как и его предшественники Эмиль Нольде и Эрнст Людвиг Кирхнер, Базелиц использовал в своей живописи намеренно грубый и вульгарный стиль изображения и использовал увеличенную цветовую палитру для выражения грубых эмоций.

  Фрида Кало - исследование жизни Фриды Кало и ее творчества

В 1960-е годы Базелиц часто использовал шокирующие и тревожные образы, чтобы вызвать определенную реакцию у зрителей. Это заставило его обратиться к теме героев, бунтарей и пастухов в своих работах, чьи фигуры он фрагментировал, рисуя их густой краской, чтобы передать эмоциональное содержание своих работ.

Грубость, присутствующая в его картинах, привела к тому, что на его первой персональной выставке в Берлине в 1963 году они были конфискованы полицией по причине непристойности.

Различные области картин Базелица изображают попытку восстановить элементы немецкой национальной идентичности, которые были испорчены после Второй мировой войны. Несмотря на использование фигур в качестве центрального элемента своих картин для демонстрации этого возрождения, техника Базелица говорит о большой озабоченности потенциалом празднования человечества после зверств, произошедших во время Холокоста.

Его более поздний метод изображения фигур вверх ногами на полотнах, который стал его фирменной чертой, подразумевал трудности, которые он испытывал с этой идеей.

Представляя себя как тип романтического аутсайдера, картины Базелица часто представляли фигуры, которые также обычно считались изгоями общества. В то время, когда Германия восстанавливала себя в образе американского консюмеризма, картины Базелица символизировали отрицание и протест. Хотя его картины сыграли решающую роль в возрождении медиума в 1970-х и 1980-х годах, критики утверждают, что его художественный стиль выявил сырую тревогу по поводу его остаточной практичности и выживания в новом мире массовой коммуникации.

Перевернутые картины

В 1969 году Базелиц начал создавать такие произведения искусства, которые навсегда останутся в истории как «искусство Георга Базелица». Он начал рисовать и изображать свои предметы вверх ногами, пытаясь замедлить свой собственный метод рисования, а также для того, чтобы зритель понял и оценил работу. Эти знаковые картины, на которых были изображены самые разные предметы — от фигур до пейзажей и натюрмортов, принесли Базелицу большую известность в 1970-х годах.

У Базелица была еще одна причина изображать свои предметы вверх ногами. Инверсии он делал для того, чтобы получить больший контроль над изобразительным и содержательным характером своих ранних работ. Кроме того, Базелиц использовал эту технику, чтобы подчеркнуть обман, который может быть в картинах. Несмотря на очень узнаваемое содержание картин, инвертирование помогло Базелицу достичь уровня абстракции, которого не было в его предыдущих работах, сохранив при этом некоторую фигуративность.

Когда Базелица спросили о причинах, побудивших его к созданию перевернутых картин, он заявил, что достаточно насмотрелся на «так называемый порядок» через разрушенный ландшафт и общество, возникшее после Второй мировой войны.

Перевернув традиционные черты живописи и представив работы, бросающие вызов зрителю, Базелиц стремился восстановить новый вид порядка через свои перевернутые произведения искусства. Базелиц смело нарушал привычные правила восприятия с помощью своих картин, что придавало его работам дополнительный элемент для рассмотрения.

Если рассматривать его работы, то Базелиц считается художником-революционером благодаря своей способности направлять внимание зрителя на свои композиции, побуждая его к размышлениям и вызывая интерес с помощью уникальной компоновки. Исходя из этой техники, сюжеты, используемые в картинах Базелица, не всегда так важны, как визуальное восприятие, которое дает произведение искусства.

Вместо этого Базелиц подчеркивает структуру цветов и формы таким образом, что зрители напрямую сталкиваются с поверхностью картины, а не с фактическим содержанием произведения.

В некотором смысле, типичные перевернутые «картины Георга Базелица» совершенно пусты и не поддаются интерпретации. Вместо этого можно просто смотреть на картины Базелица, не придумывая другого возможного объяснения. На протяжении всей своей карьеры Базелиц развивал свой собственный художественный язык через свои своеобразные произведения искусства, которые сильно различались по стилю.

В своих работах последних 10 лет он пересматривает, исправляет и изменяет ранние работы, причем его саморефлексия и изменения органично вписываются в его картины. Сегодня Базелиц по-прежнему инвертирует все свои картины и остается известным благодаря своему ярко выраженному перевернутому стилю. Эта особенность также стала наиболее уникальной и определяющей характеристикой всех его работ.

Знаменитые картины Георга Базелица

В свои 83 года Георг Базелиц по-прежнему создает столь же заметные произведения искусства. Однако, если рассматривать самые известные картины, созданные когда-либо, то все они были созданы в период расцвета его карьеры (между 1960-ми и 1980-ми годами). Ниже мы рассмотрим некоторые работы Георга Базелица, которые вызвали большой резонанс, когда были впервые выставлены, и о которых говорят до сих пор.

Die gro ß e Nacht im Eimer (Большая ночь в сточной канаве) (1963)

Дата 1963
Медиум Масло на холсте
Размеры 250 см x 180 см
Где находится в настоящее время Музей Людвига, Кельн

Картина Die große Nacht im Eimer, написанная в начале карьеры Базелица, также известна под английским названием Big Night Down the Drain. Когда Базелиц впервые выставил это произведение искусства, его картина считалась (и до сих пор считается) одной из самых противоречивых его работ, поскольку на ней изображен молодой парень, держащий то, что кажется увеличенным и эрегированным фаллосом.

Некоторые считают, что эта работа изображает момент после мастурбации, другие рассматривают ее как возможный автопортрет Базелица в молодости.

Хотя многие интерпретировали эту картину как изображение отвратительного человека карликового типа с прической в духе Гитлера, многие согласны с тем, что независимо от истинной идентичности фигуры, основной акцент в картине сделан на сексе. Когда Базелица спросили о его картине, он заявил, что его главной целью было шокировать зрителей. Его грубое изображение пениса было достаточно агрессивным, чтобы действительно шокировать зрителей, поскольку в то время изображение гениталий на картинах считалось очень оскорбительным.

  Генри Мур - Знакомство с жизнью английского скульптора Генри Мура

В целом, создание картины «Большая ночь в Эймере» было призвано побудить к грубому пробуждению, которое, по мнению Базелица, было так необходимо послевоенной Германии. Поскольку он считал, что Германия переживает амнезию в отношении своего недавнего прошлого, возмущение, вызванное его картиной, послужит суровым напоминанием о жестокости Второй мировой войны.

На первой персональной выставке Базелица его картина была конфискована за «посягательство на общественную мораль», а уголовное преследование завершилось в 1965 году, когда работа была ему возвращена.

Бунтарь (1965)

Дата 1965
Медиум Масло на холсте
Размеры 162,7 см x 130,2 см
Где находится в настоящее время Тейт Модерн, Лондон

В середине 1960-х годов Базелиц начал серию картин, на которых изображал мужские фигуры, занимающие большую часть пространства на холсте. Rebel прекрасно иллюстрирует технику, которую Базелиц использовал в своих ранних портретных картинах, поскольку он был известен тем, что использовал деформированные и искаженные пропорции в попытке преувеличить телесные структуры. Принадлежа к серии картин, которые он создавал в одно и то же время, «Бунтарь» демонстрирует его концентрацию на архетипических фигурах, поскольку он часто изображал так называемых героев, бунтарей и пастухов.

Хотя некоторые фигуры на его ранних картинах имели некоторое отношение к героическим фигурам, используемым в соцреалистическом искусстве, Базелиц пошел дальше и изобразил свои фигуры израненными и растрепанными.

В картине «Мятеж» фигура выглядит тяжело раненной, кровь забрызгивает ее тело, когда она хромает вперед. Через его тело, которое почти полностью прозрачно, зрители могут рассмотреть то, что кажется спутанными кишками, которые тянутся за ним. Хотя название работы подразумевает, что это, возможно, повстанец, никаких других доказательств обратного не приводится.

Согласно Базелицу, измученная фигура держит в одной руке флаг, который торчит прямо за пределами визуального пространства, в то время как его другая рука забинтована. Подобные детали, а также очень маленький, но очевидный горящий дом на заднем плане, вновь появляются на некоторых других картинах Георга Базелица и выступают в качестве довольно описательного метода изображения.

Эта одинокая фигура, которую некоторые считали святой, также намекала на израненных в боях солдат, которые были ошеломлены и оцепенели по возвращении в послевоенную Германию.

Der Wald auf dem Kopf («Дерево на голове») (1969)

Дата 1969
Медиум Масло на холсте
Размеры 250 см x 190 см
Где находится в настоящее время Неизвестно

Одним из самых известных произведений искусства Георга Базелица стала картина «Дерево на голове» («Der Wald auf dem Kopf»), поскольку это была самая первая перевернутая картина, которую он когда-либо создавал. Вдохновленный деревом на картине Луи-Фердинанда фон Райски «Вермсдорфский лес» (ок. 1859), Базелиц создал свою собственную версию этого произведения искусства.

Перевернув композицию вверх ногами, Базелиц создал впечатление, что стволы деревьев растут из верхней части холста, а голые ветви занимают нижнюю часть пространства, придавая произведению жутковатое ощущение.

Причина, по которой Базелиц перевернул свои сюжеты, заключалась в том, чтобы разочаровать зрителей в их способности легко и мгновенно узнавать изображенные объекты. Хотя некоторые черты в картине «Дерево на голове» схожи с теми, что встречались в его ранних работах, Базелицу удалось сделать их второстепенными в этой картине. Если сравнивать с физическими свойствами материала, то больше внимания требует грубый и импастовый способ, которым он написал деревья.

При взгляде на эту картину маслом на холсте радикальный подход к инверсии, который использовал Базелиц, нарушает способность зрителя комфортно интерпретировать картину. Картина «Дерево на голове» оставила зрителей в недоумении, смотрят ли они на особый тип абстракции или просто на обычную пейзажную картину, перевернутую вверх ногами.

Техника Базелица была истолкована некоторыми как его постоянные попытки найти подход, отличный от других известных художников, которые доминировали в то время, когда он появился.

Самые важные выставки художника Георга Базелица

Начав свою карьеру в начале 1960-х годов, Георг Базелиц в конце концов обрел коммерческий успех на арт-рынке в 1980-х годах. Несмотря на то, что его первая персональная выставка состоялась в 1963 году в Берлине, она вызвала большой общественный скандал, в результате которого несколько его картин были конфискованы немецкими властями и названы «публично непристойными». Однако вскоре работы были ему возвращены, и он продолжил развивать свою карьеру. В 1995 году в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке состоялась его первая в истории американская ретроспектива.

  Бернини "Давид" - исследование статуи Давида работы Джан Лоренцо Бернини

На протяжении последних нескольких десятилетий Базелиц широко выставлялся и провел несколько знаменитых персональных выставок в таких престижных местах, как:

  • Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк (1995)
  • Музей современного искусства Вилле де Пари (1997 и 2011)
  • Королевская академия искусств, Лондон (2007)
  • Национальный музей современного искусства, Сеул (2007)
  • Хаус дер Кунст, Мюнхен (2014)
  • Фонд Бейелер, Базель, Швейцария (2018)
  • Музей Хиршхорна и Сад скульптур, Вашингтон, округ Колумбия (2018)
  • Галерея Академии художеств, Венеция, Италия (2019)
  • Палаццо Гримани, Венеция (2021)
  • Fondazione Vedova, Венеция (2021)

Среди последних художественных выставок, которые курировал Георг Базелиц, можно назвать следующие:

  • Визит Хокусая (2015, Нью-Йорк)
  • Визит Хокусая (2016, Женева)
  • Прыжки через мою тень (2016, Нью-Йорк)
  • Последние работы на бумаге (2017, Афины)
  • Преданность (2019, Нью-Йорк)
  • Что если… (2020, Сан-Франциско)
  • Годы спустя (2020, Гонконг)
  • Весна (2021, Нью-Йорк)

Георг Базелиц Искусство сегодня

С 1990-х годов Базелиц продолжает создавать свои фирменные картины и рисунки, а также новые и захватывающие ксилографии и скульптуры. Некоторое время он даже занимался сценографией и был дизайнером таких опер, как «Панч и Джуди», которая шла в Голландской опере в Амстердаме.

Работы, созданные Базелицем в период с 1990 по 2010 год, стали сигналом еще одного важного изменения в его художественной практике, поскольку он начал использовать более линейную и абстрактную технику работы с фигурами в своих произведениях.

Базелиц также часто возвращался к многим из своих ранних работ, пытаясь по-новому интерпретировать прежние сюжеты, чтобы сделать их неуловимые смыслы и технические инновации более очевидными для зрителей. Это можно увидеть в серии «Ремикс», над которой он работал с 2005 по 2008 год.

Большим достижением в его карьере стало получение премии Praemium Imperiale Японской ассоциации искусств за живопись в 2004 году. Среди других почестей — награждение Кавалером Почетного легиона в 2012 году, который является высшим французским орденом за заслуги, которым может быть награжден любой человек, как военный, так и гражданский.

В 2018 году, в день его 80-летия, в его честь было проведено несколько важных ретроспектив, посвященных его карьере. Эти выставки прошли в США в Музее Хиршхорна в Вашингтоне, а также на международном уровне в Пинакотеке современного искусства в Мюнхене и Фонде Бейелера и Кунстмузее в Базеле, Швейцария.

Его ретроспектива в Америке стала крупной выставкой, поскольку было показано более 100 работ, охватывающих более шести десятилетий карьеры Базелица, что сделало выставку самой большой за последние 20 лет.

Экспериментируя практически со всеми существующими средствами, Георг Базелиц прочно утвердился в качестве художника мирового значения и выдающегося художника. Его перевернутые работы, в которых он сталкивается с внутренней реальностью истории и несчастьем быть немцем в эпоху после Второй мировой войны, оказали сильное влияние на других художников-неоэкспрессионистов.

Хотя он больше не вызывает столько споров своими работами, его довольно спорные комментарии о женщинах-художницах в 2013 и 2015 годах привели к тому, что его заклеймили как сексиста. И по сей день он крайне критически относится к политике Германии, что чувствуется в некоторых его картинах и скульптурах. В настоящее время Георг Базелиц живет в Австрии и продолжает создавать свои работы, вызывающие множество споров, чтобы шокировать зрителей.

После прочтения биографии жизни Георга Базелица и его вклада в мир искусства становится ясно, что он остается одновременно знаменитым и сомнительным художником. Возродив некоторые черты немецкого экспрессионизма, а затем сконцентрировавшись на неоэкспрессионизме, Базелиц пробовал себя во многих средствах и стилях, прежде чем пришел к своему знаковому и фирменному стилю перевернутых картин. Несмотря на то, что Базелицу уже 83 года, он по-прежнему создает произведения искусства и организует выставки, о которых говорят и спорят.

Рекомендуемое чтение

Георг Базелиц — действительно интересный художник, который известен тем, что в большинстве своих работ вызывает споры. Если вы хотите узнать больше о его жизни, карьере, а также о смысле и причинах, стоящих за создаваемыми им произведениями искусства, мы рекомендуем вам следующую книгу.

Георг Базелиц» Ричарда Кальвокоресси

Эта книга, названная очень увлекательным и глубоким чтением, прослеживает развитие необычного и экстраординарного стиля Георга Базелица с самого начала его карьеры и до последних работ, созданных им в восьмидесятые годы. Книга, снабженная более чем 400 цветными иллюстрациями различных работ Базелица, помогает раскрыть его творчество в понятной и хронологической форме. Изданная в 2021 году, эта книга станет отличным чтением для расширения ваших знаний о Георге Базелице.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий