Баланс в искусстве — изучение различных типов баланса в произведениях искусства

Баланс в искусстве

Баланс является важным основополагающим аспектом, когда речь идет о визуальных композициях; наш глаз может естественно заметить, когда произведение искусства кажется несбалансированным или гармонично составленным; баланс сигнализирует нам о чувстве целостности. Но существуют различные способы, с помощью которых баланс может быть использован, чтобы придать произведению искусства характер, и мы обсудим это более подробно в этой статье, а также приведем различные примеры баланса в искусстве.

Оглавление

Что такое баланс в искусстве?

Баланс является частью принципов искусства, которые также называют принципами дизайна, а именно: акцент, движение, ритм, пропорция, масштаб, гармония, единство, разнообразие и контраст. Если вы не знакомы с принципами искусства, то они выступают в качестве руководящих принципов или правил, так сказать, которые помогают составить художественное произведение в идентифицируемом формате.

Кроме того, художественная композиция состоит из различных художественных элементов, которых в основном семь. Это линия, форма, фигура, цвет, значение, пространство и текстура. Все эти элементы можно сочетать тысячами способов в соответствии с принципами искусства.

Давайте подробнее рассмотрим баланс в искусстве, который обычно описывается как «визуальный вес» произведения искусства. Это может быть живопись, скульптура, рисунок или графика. Именно «распределение» элементов искусства определяет тип баланса в художественном произведении.

Принципы искусства

Вручение ключей (1481-1482) Пьетро Перуджино, Сикстинская капелла, Рим; Пьетро Перуджино, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Виды баланса в искусстве

В каждом из принципов искусства обычно существует несколько видов техник. Их можно использовать огромным количеством способов, чтобы применить принципы более разнообразно. Поэтому, когда речь заходит о балансе в искусстве, хотя существует три основных типа техник, которые мы можем использовать, некоторые источники упоминают четыре, поэтому ниже мы рассмотрим четыре основных типа баланса в искусстве.

Симметричный баланс

Симметричный баланс также называется «формальным балансом» в искусстве, что означает, что между обеими половинами визуальной композиции существует равный баланс, и изображения идентичны друг другу. Этот тип баланса в искусстве также включает в себя «зеркальное отражение» половин, которое называют «инвертированной симметрией». Половины композиции разделены средней линией или иначе называемой «центральной осью». Она может быть разделена на горизонтальные, вертикальные или диагональные участки.

Таким образом, если композиция разделена по горизонтали, верхняя и нижняя половины будут зеркально отражать друг друга, и аналогично, при вертикальном разделении, левая и правая половины будут зеркально отражать друг друга.

Симметричный баланс в искусстве Примеры

Американская вырезка с животными (19 век), неизвестный художник; Национальная галерея искусств, CC0, via Wikimedia Commons

Хотя симметричные части художественной композиции обычно идентичны, они также могут отличаться друг от друга в незначительных вариациях, что называется приблизительной симметрией. Это когда части обеих половин не обладают одинаковыми идентичными или зеркальными свойствами, хотя формы или размеры могут быть похожими.

Симметричный баланс в визуальных композициях широко используется в искусстве всех направлений.

Общие характеристики, связанные с ним, включают чувство безопасности, гармонии, порядка, рациональности и стабильности в произведениях искусства, однако при чрезмерном использовании он может стать слишком скучным или монотонным. Этот прием часто используется в академическом искусстве эпохи Возрождения, когда основными жанрами для произведений искусства были история и религиозная живопись. Примером симметричного баланса в искусстве может служить знаменитая «Тайная вечеря» (1495-1498) Леонардо да Винчи.

  Знаменитые поп-художники - список лучших художников поп-культуры

Симметричный баланс в искусстве

Тайная вечеря (1495-1498) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В этой картине использована приблизительная симметрия, хотя большая часть композиции одинакова в том, как размещены элементы искусства, местами есть различия. Например, апостолы, сидящие рядом с центральной фигурой Иисуса Христа, все разные, однако фон с левой и правой стороны выполнен в одинаковых формах.

Симметричный баланс встречается не только в живописи, но и в архитектуре, например, в Парфеноне (432 г. до н.э.) или Тадж-Махале (1632-1653 гг.). В обоих архитектурных примерах наблюдается одинаковое расположение архитектурных сооружений, особенно колонн, что придает им общую симметрию.

Что такое баланс в искусстве

Вид на южную сторону Тадж-Махала, Агра, Индия; Yves Picq http://veton.picq.fr, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Симметричный баланс также может быть двухосным, что означает, что композиция сбалансирована по вертикали и горизонтали. Художник Виктор Вазарели известен тем, что использовал этот тип симметрии в своих работах, например, его работа «Вега-Нор» (1969) изображает симметричный баланс сферического объекта на сетке.

Хотя цвета разные, они также зеркально отражают друг друга в четырех квадрантах.

В других примерах, таких как «Автопортрет Фриды Кало с терновым ожерельем и колибри» (1940), возникает ощущение равновесия из-за центральной фигуры Кало и двух темных животных — черной обезьяны слева и черной кошки справа — по обе стороны от ее плеч, что придает равный вес ее левой и правой стороне. Аналогичным образом на ее голове изображена фигура из восьми полос с двумя бабочками по обе стороны.

Баланс в искусстве

Автопортрет с терновым ожерельем и колибри (1940), Фрида Кало ; Ambra75, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Мауриц Корнелис Эшер, также известный как М.К. Эшер, создал геометрические абстрактные произведения искусства, также называемые тесселяциями, которые кажутся идеально сбалансированными с использованием повторений и узорчатых мотивов. Примерами могут служить картины «День и ночь» (1938), «Рисующие руки» (1948), «Ящерица» (1942) и многие другие.

Асимметричный баланс

Асимметричный баланс, также называемый «неформальным балансом», с другой стороны, означает, что обе половины композиции сохраняют чувство равновесия, но с разными художественными элементами на каждой стороне. Другими словами, обе стороны имеют «визуальный вес», который дополняет друг друга, делая композицию почти симметричной.

Художественные элементы, расположенные на каждой стороне композиции, будут различаться по цвету, форме, очертаниям, текстуре или пространству; например, одна половина может казаться черной, а другая — белой, или одна форма может быть больше другой, или короче и длиннее.

Примеры баланса в искусстве

Невероятность святого Фомы (1604), Караваджо; Караваджо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Асимметричный баланс в искусстве также называют более «субъективным» по сравнению с симметричным балансом, поскольку он требует и предполагает более тщательное планирование для достижения визуального веса на каждой стороне композиции, оставаясь при этом разнообразным.

Как ни странно, он может казаться более расслабленным и незапланированным из-за разнообразия размещения художественных элементов.

Примеры асимметричного баланса в искусстве включают картину Винсента Ван Гога «Звездная ночь» (1889), на которой изображено дерево, заполняющее левую сторону, и более пустая правая сторона с луной и звездами на ночном небе. Расположение этих объектов создает общий сбалансированный эффект: одна сторона более темная и тяжелая по форме, чем светлые и маленькие формы другой стороны, таким образом, играя друг с другом.

  Уокер Эванс - раскрытие жизни и творчества фотографа Уокера Эванса

Баланс в искусстве примеры

Звездная ночь (1889) Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Более абстрактные работы Пита Мондриана из художественного движения De Stijl изображают асимметричные композиции, которые одновременно создают ощущение гармоничного равновесия. Среди работ — «Композиция с красным, желтым, синим и черным» (1921), в которой Мондриан использовал различные размеры фигур, квадраты, прямоугольники и черные линии в сочетании с участками основных цветов, белого и черного.

Асимметричный баланс в искусстве примеры

Композиция с красным, желтым, синим и черным (1921) Пит Мондриан; Пит Мондриан, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Помимо живописи, мы также видим асимметричный баланс в трехмерных скульптурах или объектах, например, в мобиле Александра Колдера (1942). Сделанный из краски и железа, мобиль состоит из биоморфных форм разного размера. Правая сторона тяжелее левой и создает устойчивость для остальной части конструкции, которая утончается и превращается в несколько круглых форм, свисающих с тонкой проволоки.

Вариации размеров с обеих сторон мобиля подчеркивают его асимметрию, но, тем не менее, создают гармоничное целое.

Асимметричный баланс в искусстве

Мобиль Александра Колдера (1942) в Амстердамском музее Стеделийк, 1969; Eric Koch / Anefo, CC0, via Wikimedia Commons

Радиальный баланс

Согласно словарю, термин «радиальный» означает «равномерно развивающийся вокруг центральной оси» или «относящийся к радиусу, расположенный подобно ему или движущийся по нему». Радиус — это линия от центра круглой формы, например, круга или сферы, до ее внешнего края или окружности. Слово «радиус» происходит из латинского языка и означает «луч» и «спица».

Знание того, откуда происходит термин «радиус», поможет нам понять, как применяется радиальный баланс в искусстве. Вспомните лучи света, светящие наружу, или спицы колеса, простирающиеся к его внешним краям.

Радиальный баланс в искусстве

Шарж Карла II в Боскобельском дубе (ок. 1685); Музей искусств округа Лос-Анджелес, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Радиальная симметрия в искусстве подразумевает, что любой элемент искусства, расположенный вокруг центральной точки, «излучает» наружу. Обычно элементы искусства идентичны и повторяются вокруг центральной точки, это могут быть линии, формы, цвета или другие элементы, расположенные в радиальном порядке. Этот узор также повторяется в природе, например, в цветах, звездах, раковинах, морских звездах и многих других.

Другие примеры — спирали, используемые для привлечения внимания зрителя и подведения его взгляда к фокальной точке.

Распространенные примеры радиального баланса в искусстве включают мандалы, которых существуют сотни, а также окна-розы из многих готических соборов по всей Европе, например, Реймсский собор, Нотр-Дам и Шартрский собор, расположенные во Франции среди многих других.

Радиальный баланс в искусстве Примеры

Готическое розовое окно (северный трансепт) собора Нотр-Дам де Пари; Зачи Эвенор на основе File:North rose window of Notre-Dame de Paris, Aug 2010.jpg by Julie Anne Workman, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Кристаллографическое равновесие

Кристаллографический баланс, также называемый «мозаичным» или «всесторонним» балансом, относится к более случайному расположению художественных элементов. В визуальной композиции они выглядят неупорядоченными и одновременно создают ощущение порядка или гармонии; это часто называют «организованным хаосом».

Обычно рекомендуется более насыщенная композиция, чтобы она казалась более полной и, как следствие, более сбалансированной. Взгляд зрителя будет перемещаться по всей композиции и не сможет найти фокусную точку.

Примеры кристаллического баланса в искусстве включают работы абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока. Например, его работы «Номер 5 или № 5» (1948) и «Осенний ритм: Number 30 (1950), среди многих других, все изображают характерный для него процесс живописи с использованием разнообразных красок, разбрызганных и разбросанных по холсту. Когда мы наблюдаем за картинами Поллока, наш взгляд плавает в море всей поверхности, заполненной, так сказать, до краев линиями и цветами.

Здесь нет явного фокуса, и кажущийся хаос его композиций создает эффект равновесия.

Краткое описание баланса в искусстве

Виды равновесия в искусстве Характеристики Примеры произведений искусства
Симметричный баланс Его также называют формальным балансом.

Когда все части композиции идентичны или дополняют друг друга, обе половины произведения искусства зеркально отражают друг друга.

Парфенон (432 г. до н.э.)

Тадж-Махал (1632-1653)

Вега-Нор (1969) Виктора Вазарели

Мобиль (1942) Александра Колдера

В этой статье мы рассмотрели баланс в искусстве, что это такое и несколько различных типов, которые могут применяться в качестве техник, а именно: симметричный, асимметричный, радиальный и кристаллографический баланс, который также известен как мозаичный баланс; на примерах работ было рассмотрено, как эти техники применялись художниками различных периодов искусства.

Принципы искусства — дополнительные материалы

Баланс — это один из принципов искусства, и он работает вместе с элементами искусства, что дает множество методов его применения. Будь то линии, формы, цвета, пространства или текстуры, баланс может придать произведению искусства характер, разнообразие и гармоничное ощущение. Он может быть нежным для наших глаз или, так сказать, уводить наш взгляд в «гусиную охоту» — в любом случае, баланс в искусстве становится важной частью единого целого произведения.

Взгляните на нашу веб-историю об искусстве баланса здесь!

Часто задаваемые вопросы

Что такое баланс в искусстве?

Баланс — это один из принципов искусства, который придает художественной композиции так называемый визуальный вес за счет расположения художественных элементов, а именно: линии, формы, цвета, значения, текстуры и пространства. То, как они расположены в композиции, может либо сделать ее более гармоничной, либо нарушить равновесие.

Каковы различные виды баланса?

Существует четыре основных типа баланса в искусстве, а именно: симметричный баланс, который означает, что все элементы искусства размещены таким образом, что обе половины композиции идентичны друг другу, а иногда и зеркально отражают друг друга; асимметричный баланс относится к различным элементам искусства на обеих половинах композиции, но все равно создает ощущение баланса; радиальный баланс относится к элементам искусства вокруг круглой формы или очертаний, и, наконец, кристаллографический, или мозаичный, баланс относится к элементам искусства, размещенным беспорядочно или более дезорганизованно, его также называют всесторонним балансом.

Как создается баланс в искусстве?

Баланс может быть создан различными способами с помощью определенных элементов искусства, например, с помощью более крупных форм, особенно квадратов или прямоугольников по сравнению с кругами, более темных или жирных цветов, более толстых линий, большей текстуры, а также с помощью использования пространства, например, размещения на переднем или заднем плане или по краям по сравнению с центром композиции. Все элементы искусства взаимодействуют друг с другом, поэтому важно понять, как они будут создавать так называемую визуальную нагрузку в художественном произведении.

Каковы принципы искусства?

Существует несколько принципов искусства, а именно: баланс, акцент, движение, ритм, разнообразие, единство, гармония, пропорция, масштаб и контраст. Это почти как руководящие принципы использования и применения таких элементов искусства, как цвет, текстура, значение, форма, линия и пространство.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector