«Большая волна у берегов Канагавы» Кацусика Хокусай — анализ

Большая волна у берегов Канагавы Кацусика Хокусай

Никому не хочется быть в море и видеть, как огромная волна вот-вот обрушится на него, опрокинув его лодку. Именно такой момент запечатлел во времени японский художник Кацусика Хокусай. Сейчас, почти 200 лет назад, картина «Большая волна» все еще «производит фурор», и с нее были сделаны тысячи репродукций и отпечатков. Мы рассмотрим этот знаменитый образец японского искусства в статье ниже.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Кацусика Хокусай?

Кацусика Хокусай был японским художником укиё-э, он родился 31 октября 1760 года в городе Кацусика в Эдо, Япония. Некоторые источники утверждают, что его звали Кавамура Токитаро, однако за свою карьеру художника он, по-видимому, менял свое имя 30 раз. Он вырос в окружении художников и начал рисовать, когда ему было около шести лет.

В подростковом возрасте он работал резчиком по дереву и учился в студии Кацукавы Сюнсё, где изучал ксилографию Укиё-э; из этой школы он тоже был исключен. Он стал известным художником во всей Японии и Европе. Он был дважды женат и имел несколько детей, один из которых, по имени Ои, также стал художником. За свою творческую карьеру он, по-видимому, создал около 30 000 гравюр.

Японский художник Хокусай

Автопортрет старика (дата неизвестна), Кацусика Хокусай; Кацусика Хокусай, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Большая волна у берегов Канагавы» Кацусика Хокусая В контексте

На японском языке картина называется Kanagawa oki nama ura, что переводится как «Под волной у берегов Канагавы». Это знаменитая картина японского художника Кацусики Хокусая «Волны», которая на английском языке называется «The Great Wave off Kanagawa». Картину также называют просто «Большая волна».

Ниже мы рассмотрим краткий контекстуальный анализ картины «Великая волна», ответим на вопросы «Когда была создана картина «Великая волна у берегов Канагавы»?», то есть в период Эдо в Японии, а также расскажем, как она вписывается в картины Хокусая и его серию из 36 картин о горе Фудзи.

Картина Кацусики Хокусая

Большая волна у берегов Канагавы (ок. 1830-1832), Кацусика Хокусай; Katsushika Hokusai, Public domain, via Wikimedia Commons

Далее мы проведем формальный анализ, обсудим картину с волнами более подробно, рассмотрев сюжет и различные стилистические элементы, такие как колорит, перспектива и т.д., которые характеризуют этот знаменитый японский стиль искусства, которым является ксилография.

Художник Кацусика Хокусай (1760-1849)
Дата написания c. 1830-1832 гг.
Средство Полихромная ксилография, тушь и краски на бумаге
Жанр Ксилография укиё-э, пейзажная живопись
Период / движение Период Эдо в Японии (1603 — 1867)
Размеры 25,7 x 37,8 сантиметров (около 10 x 14 дюймов)
Серия / версии Часть серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи».
Где хранится? Музей искусств Метрополитен (MET), Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки
Сколько стоит Оценочная стоимость около миллионов долларов

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Период Эдо в Японии длился с 1603 по 1867 год. Он находился под властью сёгуната Токугава, который был формой правления в то время и располагался в столице Эдо, ныне называемой Токио. В этот период в истории Японии наблюдалась большая стабильность в экономике и обществе, однако существовали и более строгие режимы и правила.

Общество также было структурировано на различные классы: сначала это были император и дворяне, затем самураи, крестьяне, ремесленники и купцы соответственно.

Как была создана картина

Картина Китагавы Утамаро (1754-1806), изображающая процесс изготовления гравюры на дереве. На этой картине художник показывает издателю (за столом) эскиз гравюры на дереве. В центре — слуга с чаем; ArishG, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

С ростом стабильности и мира в обществе увеличилось и производство произведений искусства, и этот период часто описывается как период, когда люди наслаждались искусством и разнообразными сферами развлечений. Это новое исследование чувственного и сексуального было названо Укиё, что означает «плавающий мир».

Было большее чувство наслаждения различными аспектами жизни, например, театром Кабуки, гейшами, которые были женщинами, развлекающими и танцующими, борьбой сумо, литературой и поэзией, японским театром кукол (Бунраку), и различными аспектами, связанными с сексом, удовольствием, красотой и любовью.

Что такое гравюры укиё-э?

Гравюры укиё-э стали жанром искусства в этот период истории Японии. В виде картин и ксилографий они были посвящены индульгенциям и удовольствиям городской культуры Укиё. На них изображались сцены и фигуры из всех видов искусства и развлечений.

Однако со временем этот жанр также развивался и включал различные сюжеты, в том числе пейзажи, природу и животных. На картинах Хокусая мы видим акцент на пейзажах.

Различные типы тематики, более подробно, состояли из бидзин-га, означающего и относящегося к изображениям «красивых женщин». Сюда часто включали знаменитых женщин или куртизанок, а также тех, кто имел статус знаменитости. Была также Shunga, означающая «изображения весны», однако слово «весна» в данном случае было другим термином для обозначения секса.

  Знаменитые автопортреты - обзор самых известных портретных картин

К другим типам относились Якуша-э, что означает «актерские отпечатки», на которых были изображены известные актеры театра Кабуки; Качо-га, что означает «картины/отпечатки цветов и птиц», которые состояли из предметов природы.

Японский художник Хиросигэ

Картина Качо-га с изображением цветущей сакуры и птиц работы Утагавы Хиросигэ; Утагава Хиросигэ I, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Укиё-э — это японский термин, который на английском языке переводится как «картины плавающего мира». Однако у этого термина есть и другое значение, связанное с буддийскими верованиями о быстротечности жизни. Он означает печаль или грусть по поводу жизни и цикла, включающего смерть и перерождение. Источники утверждают, что уки означает «печаль», а йо — «жизнь».

Термин уки означал «плыть по течению», когда он использовался в контексте периода Эдо и всего культурного распространения. Легче понять, почему гравюры Укиё-э были так популярны, ведь они изображали не мимолетность жизни и смерти, как считали буддисты, а мимолетность образа жизни и желаний.

Хокусай: значение волн и горы Фудзи

Хокусай создал серию картин с волнами, изображающих различные виды горы Фудзи. Она называлась «Тридцать шесть видов горы Фудзи» (ок. 1830-1832 гг.); по-японски эта серия называлась «Фугаку сандзюроккэй». Картина «Большая волна» является первой гравюрой из этой вышеупомянутой серии.

Однако это не первое исследование Хокусая с волнами в его картинах.

В трех примерах из своих ранних картин он включает океанскую волну и ее стилистические детали, а именно: «Весна в Эносима» (1797), «Вид на Хонмоку у берегов Канагавы» (1803) и «Быстроходная грузовая лодка, борющаяся с волнами» (1805). На всех трех картинах Хокусая волна имеет характерный изгиб.

Знаменитое японское искусство

Весна в Эносиме (1797), Кацусика Хокусай; Кацусика Хокусай, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Считается, что на создание картины «Весна в Эносиме» вдохновила картина «Вид на семилиговый пляж» (1796) Сибы Кокана, японского художника, который также писал картины в период Эдо и создавал гравюры укиё-э. Он использовал псевдоним «Судзуки Харусигэ», хотя работал и под другими именами.

На картине Кокана справа на пляже стоят две фигуры, а слева на берег накатывает океанская волна. Мы видим, как этот завиток волны становится больше в картине «Весна в Эносиме». Точно так же волна изображена слева, почти готовая разбиться о берег, где стоят несколько фигур.

Картина японского художника

Вид на семилиговый пляж (1796), Сиба Кокан; Сиба Кокан, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

На двух последних картинах Хокусая, упомянутых выше, есть лодки на берегу океана, и они плывут по непреодолимо большим волнам, раскачивающим их. На картине «Вид на Хонмоку у берегов Канагавы» две лодки вот-вот врежутся в большую насыпь слева. Важно отметить точку обзора, которая видна сбоку и находится почти на уровне глаз.

Картина волны

Вид на Хонмоку у берегов Канагавы (1803), Кацусика Хокусай; Кацусика Хокусай, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

На картине «Быстроходная грузовая лодка, борющаяся с волнами» мы видим лодку с несколькими фигурами в ней, борющимися с крутизной волны, на которой они находятся. В этой композиции видны еще две лодки, и все они, похоже, борются с окружающими волнами.

Точка обзора на этой картине — скорее с воздуха, что усиливает драматический эффект.

Картины Хокусая

Быстроходная грузовая лодка, сражающаяся с волнами (1805), Кацусика Хокусай; Кацусика Хокусай, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Это важные стилистические элементы, упомянутые выше, которые мы обсудим ниже в рамках темы «Большая волна у Канагавы». Мы рассмотрим перспективу, с которой Хокусай решил работать, а также то, как это повлияло на других многочисленных художников, живших в то время в Европе.

Рассматривая серию «Тридцать шесть видов горы Фудзи» Хокусая, мы увидим, что в конечном итоге он сосредоточился на горе Фудзи, давая нам различные точки обзора знаменитой японской горы. В картине «Большая волна у берегов Канагавы» Кацусика Хокусай делает гору Фудзи видимой сквозь большие надвигающиеся волны.

Гора Фудзи находится на главном японском острове Хонсю. Это самая высокая гора Японии высотой более 12 000 футов. Она также является действующим вулканом. Гора Фудзи — это не просто гора, поскольку она имеет более глубокое значение как для Хокусая, так и для японской культуры, считающей ее священной горой.

Картины Хокусая с изображением горы Фудзи

Красная Фудзи, или Прекрасный ветер, ясное утро (ок. 1830) Кацусика Хокусай; Кацусика Хокусай, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

На протяжении всей истории Японии гора Фудзи была местом паломничества и почитания различных божеств. Она и сейчас является местом, где люди могут совершить пешую прогулку и увидеть ее чудеса. Она также была главной темой для различных видов искусства, включая знаменитые произведения японского искусства, которые производились в качестве сувениров для тех, кто любил эту гору, будь то паломничество или туристическая достопримечательность.

От Японии до Европы: Японизм

Гравюры укиё-э стали широко распространенными произведениями искусства, которые также были доступны по цене для многих в Японии. В 19 веке гравюры попали в Америку и Европу, что было связано с открытием торговли между Западом и Востоком. Эти знаменитые произведения японского искусства стали широко распространенными произведениями искусства для многих европейских художников, с которыми мы все знакомы сегодня. Это также положило начало движению, или тенденции, под названием японизм, или Japonisme по-французски.

Японизм включал в себя широкий спектр японского искусства и дизайна и часто присваивался с точки зрения Запада. Он считался «экзотическим» стилем искусства.

Движения импрессионистов и постимпрессионистов были одними из тех художественных стилей, которые черпали значительное вдохновение в японском искусстве, особенно в ксилографии укиё-э. Среди художников-импрессионистов можно назвать Клода Моне и Эдгара Дега, среди постимпрессионистов — Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека и многих других.

  Искусство из смолы - руководство для начинающих по созданию произведений искусства из смолы

Известный пример — картина Ван Гога «Мост под дождем (после Хиросигэ)» (1887), написанная по оригинальной ксилографии Укиё-э Утагавы Хиросигэ «Внезапный ливень над мостом Син-Ōхаси и Атакэ» (ок. 1856-1859).

Искусство, вдохновленное японскими художниками

СЛЕВА: Мост под дождем (после Хиросигэ) (1887) Винсента Ван Гога; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons | СПРАВА: Внезапный ливень над мостом Син-Ōхаси и Атакэ (1857) Утагавы Хиросигэ; Утагава Хиросигэ, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Были и художники стиля модерн, которым нравилось все более известное японское искусство, среди них был Густав Климт. Немецкий арт-дилер Зигфрид Бинг был одним из первых, кто представил японское искусство в Европе, что, в свою очередь, повлияло и на творчество Климта.

Он импортировал различные предметы японского искусства и продавал их в Париже.

Он также известен как пионер стиля модерн в Париже и ежемесячно публиковал журнал Le Japon Artistique (1888-1891), в котором рассматривались различные японские предметы и искусства. Он также выставлял и продавал японские предметы искусства в своей галерее Maison d l’Art Nouveau. Активное участие Бинга в приобретении предметов японского искусства способствовало их распространению на Западе.

Журнал японских художников

Журнал Le Japon Artistique; Жан-Пьер Дальбера из Парижа, Франция, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Серия «Тридцать шесть видов горы Фудзи» Хокусая также повлияла на других художников, таких как француз Анри Ривьер, который создал серию литографий «36 видов Эйфелевой башни» (1902). Хокусай также оказал влияние на Эдгара Дега, который, как сообщается, с нежностью заявил, что японский художник — «не просто один художник среди других в плавающем мире. Он — остров, континент, целый мир сам по себе».

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы рассмотрим картину Хокусая «Большая волна» более подробно. Теперь, когда у нас есть больше понимания традиций, связанных с этой японской волновой картиной, и того, откуда она появилась, мы объясним, как некоторые ее особенности соотносятся со стилистическими характеристиками японских ксилографий Укиё-э.

Тематика

Эта знаменитая японская гравюра в стиле укиё-э рассматривается через три основных сюжета, а именно: волнистый и доминирующий океан, три лодки и вид на гору Фудзи вдали. На картине «Большая волна у берегов Канагавы» Кацусика Хокусай изобразил большую, надвигающуюся волну, идущую с левой стороны композиции.

Волна занимает большую часть левой стороны и заполняет, как кажется, небо серого или кремового цвета, белые пенистые кончики волны также кажутся двойными белыми облаками на небе.

Кончики огромной волны кажутся маленькими белыми когтями, стремящимися схватить людей в лодках. Хотя это описание не совсем точно передает картину, оно намекает на огромность и силу, присущую волне, и хрупкость людей в трех лодках.

Большая картина с волнами

Деталь картины Кацусика Хокусай «Большая волна у берегов Канагавы» (ок. 1830-1832 гг.); Frank Vincentz, Public domain, via Wikimedia Commons.

Мы также увидим более мелкие волны, заполняющие передний план. Вода колышется слева направо и справа налево, придавая сцене динамизм и драматизм. Что произойдет с людьми в лодках? Хокусай запечатлел момент перед самым ударом мощной волны.

Давайте посмотрим на три лодки: две на переднем плане и одна ближе к заднему.

В каждой лодке по восемь гребцов, а также, кажется, два человека у переднего борта лодки. Все фигуры одинаково одеты в темно-синие одежды, которые соответствуют синему цвету воды прямо под ними. Эти лодки называются лодками осиокури-бунэ, которые использовались в Японии для рыбной ловли.

Детали картины Волна

Детали людей в лодках на картине Кацусики Хокусая «Большая волна у берегов Канагавы» (ок. 1830-1832 гг.). СЛЕВА: ХокусайХокусай, общественное достояние, через Wikimedia Commons | СЕРЕДИНА: Хокусай, общественное достояние, через Wikimedia Commons | СПРАВА: Хокусай, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мы заметим, что вдали, напротив нашего взгляда, находится заснеженная гора Фудзи. Это также говорит о том, что Хокусай писал эту сцену зимой. За горой и вокруг нее — серый фон неба, что еще больше наводит на мысль о грозе или о том, что картина была написана при утреннем свете, как предполагают некоторые источники. По мере приближения взгляда к переднему плану на небе появляется все больше белых облаков.

Некоторые источники также указывают, что белые кончики большой волны, которые находятся прямо над вершиной горы Фудзи, могут превратиться в снег, который падает на вершину горы. Это также показывает нам, как использование Хокусаем перспективы предлагает различные интерпретации.

Большая волна у берегов Канагавы

Гора Фудзи в картине «Большая волна у берегов Канагавы» (ок. 1830-1832), Кацусика Хокусай; Katsushika Hokusai, Public domain, via Wikimedia Commons

Вы также можете спросить: «Где находится «Большая волна у берегов Канагавы»? Название дает нам подсказку: «у берегов Канагавы» — это одна из японских префектур, расположенных вокруг региона под названием Канто на Хонсю, который, как мы уже упоминали, является главным островом Японии. Этот вопрос также может иметь двойной смысл; если вам интересно, где сейчас находится эта гравюра, то она хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

У левой границы гравюры расположены две вертикальные подписи или надписи традиционным японским шрифтом, возможно, кандзи.

Подпись японского художника

Деталь шрифта на картине Кацусики Хокусая «Большая волна у берегов Канагавы» (ок. 1830-1832 гг.); Хокусай Кацусика, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

  Христианское искусство - история христианского искусства и библейских картин

Надпись в крайнем левом углу указывает имя Хокусая и переводится как «Hokusai aratame litsu hitsu», что означает «От кисти Хокусая, изменившего свое имя на litsu». Очевидно, Хокусай также часто менял свое имя, что объясняет, почему в надписи говорится, что он меняет свое имя на «лицу».

Надпись с окружающей рамкой — это название гравюры. Оно гласит: Fugaku Sanjūrokkei / Kanagawa oki / nami ura , что означает «Тридцать шесть видов на гору Фудзи / На берегу Канагавы / Под волной».

Цвет

В картине «Большая волна у берегов Канагавы» Кацусика Хокусай использовал различные оттенки синего цвета. Это было заметной особенностью не только этой знаменитой японской ксилографии, но и всей серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи». По имеющимся данным, Хокусай использовал в своих гравюрах особый цвет, называемый прусской синью. Как сообщается, это было обнаружено после проведения научных исследований гравюр Хокусая.

Прусская лазурь также называлась «берлинской лазурью» и была открыта берлинским производителем пигментов Иоганном Якобом Дизбахом в 1706 году.

Цвет в картине

Использование цвета в картине Кацусики Хокусая «Большая волна у берегов Канагавы» (ок. 1830-1832 гг.); Frank Vincentz, Public domain, via Wikimedia Commons

Прусская лазурь также импортировалась из Европы, и, как сообщается, на нее был большой спрос, когда Хокусай создавал свою знаменитую картину с волнами. Это была синтетическая синяя краска, которая держалась дольше и не так быстро выцветала.

Перспектива и масштаб

Если мы рассмотрим перспективу и масштаб на картине «Большая волна», то обнаружим, что она указывает нам на многие характеристики, связанные с перспективой и тем, как японские художники использовали пространство в своих гравюрах укиё-э в целом. Хокусай представляет нам сцену, которая выглядит с полувоздушной точки обзора. Мы, зрители, находимся на неизвестной точке обзора, которая кажется слегка приподнятой, что дает нам возможность увидеть ее с высоты птичьего полета.

Однако одновременно Хокусай помещает нас и на более ровную точку обзора, как будто мы тоже находимся на лодке и наблюдаем за приближающимся крушением огромной волны. Мы также видим гору Фудзи прямо напротив нашего взгляда.

Перспектива еще больше подчеркивается тем, как Хокусай использует линию и движение. Наш взгляд постоянно притягивается потоком извилистых движений, создаваемых волнами перед нами. И по мере того, как наш взгляд вращается, мы в конце концов приходим к меньшему изображению горы Фудзи вдали. Это создает глубину в композиции, придавая ей динамичное трехмерное качество. Это также указывает на то, что Хокусай исследует контрастные пространственные аспекты чего-то близкого и далекого.

Знаменитая картина с волнами

Перспектива в картине «Большая волна у берегов Канагавы» (ок. 1830-1832 гг.) Кацусика Хокусай; Кацусика Хокусай, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Важно отметить, что на Хокусая также повлияли голландские и французские гравюры на меди, которые вдохновили его на использование европейских стилей линейной перспективы.

Мы также видим, как Хокусай играет с различными геометрическими формами и линиями на картине «Большая волна», от красивой изгибающейся волны на переднем плане до меньшей треугольной формы горы Фудзи на заднем плане. В том, как нарисованы волны, чувствуется сильный диагональный ритм, а также горизонтальный ритм от лодок на воде. Лодки, хотя и играют на горизонтали, в равной степени воспроизводят и повторяют изгибы воды и волн.

«Еще пять лет»

По некоторым данным, именно это сказал Кацусика Хокусай на смертном одре; он умер в 1849 году. Он хотел прожить больше лет в качестве художника, и многие источники цитируют его слова: «Если только небеса дадут мне еще десять лет… Еще пять лет, тогда я смогу стать настоящим художником».

Что бы ни думал Хокусай о своих способностях художника, считал ли он себя недостаточно хорошим или нуждался в дополнительной практике, он, безусловно, запечатлел свои работы в памяти многих художников при жизни и после смерти до настоящего времени.

Часто задаваемые вопросы

Когда была создана картина «Великая волна у берегов Канагавы»?

Картина «Большая волна у берегов Канагавы» была написана в период Эдо в Японии, который длился с 1600-х по 1800-е годы. Предположительно, она была создана и опубликована около 1831 года. Она входила в серию картин Хокусая под названием «Тридцать шесть видов горы Фудзи» (ок. 1830-1833 гг.).

Где находится «Большая волна у Канагавы»?

Репродукция картины «Большая волна у Канагавы» хранится в Музее искусств Метрополитен (MET) в Нью-Йорке, США. Другие репродукции и гравюры хранятся в различных учреждениях по всему миру.

Что означает «Большая волна у берегов Канагавы»?

Когда мы рассматриваем значение картины «Большая волна у берегов Канагавы» и присущий ей символизм, он может указывать на идею природы и человека и этих контрастных сил. Люди в лодках, кажется, ведут проигранную битву против огромной силы и мощи, которую мы видим в величине волны, готовой обрушиться на них.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий