Феминистское искусство — расширяющий возможности взгляд на феминизм в искусстве

Феминистское искусство

Возникнув во время второй волны феминизма, движение феминистского искусства появилось на сцене в 1960-х годах как культурная реакция на общество, в котором доминировали мужчины и которое ранее контролировало мир искусства. Художники-феминистки стремились создать иной культурный нарратив, который давал женщинам возможность быть услышанными, где они могли выразить себя через свое искусство и взаимодействовать с миром, поощряя различные социальные и политические разговоры. В этой статье мы обсудим движение феминистского искусства и рассмотрим некоторых из самых известных феминистских художников и их знаковые произведения искусства, которые они принесли с собой.

Оглавление

Исторический обзор: Что такое феминизм?

Роли, которые традиционно отводились женщинам на протяжении всей истории человечества, долго обсуждались и часто оспариваются по сей день, так же как и роль мужчин в обществе. Каждый пол имеет свою долю ожиданий и обязанностей, возложенных на них, что доказывает, что и мужчинам, и женщинам нелегко найти свою идентичность и голос в обществе, особенно когда это идет вразрез с предполагаемым «статус-кво».

На протяжении всей истории человечества всегда существовали группы, живущие на окраинах общества и борющиеся за свои права. Как группа, женщины уже давно борются за свое равенство и законное место.

История женщин так же стара, как и само человечество, и для того, чтобы описать все случаи роли женщины в обществе со времен «человека», потребовалась бы целая статья. Поэтому в рамках данной статьи давайте рассмотрим истоки культурного движения под названием феминизм и обсудим, с чего оно началось.

Волны» феминизма

Когда началось феминистское движение

Феминизм зародился как активистское движение, которое занималось различными социальными вопросами, связанными с правами женщин и их предполагаемым местом в обществе. Оно стремилось решить проблемы неравенства, существовавшего между полами, и использовало различные политические кампании, чтобы привлечь внимание к этим различиям. Некоторые из вопросов, которые были включены изначально и остаются актуальными сегодня, — это равная оплата труда, сексуальные домогательства и насилие, декретный отпуск, избирательное право женщин, репродуктивные права, домашнее насилие, освобождение женщин и другие. Символ расширения прав и возможностей феминисток; Mathieu Kappler, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В движении феминизма было несколько «волн» (некоторые источники указывают, что их было три, другие — четыре). Считается, что первая волна началась в 1840-х годах на съезде за права женщин в Сенека-Фолс, штат Нью-Йорк, и была известна как движение суфражисток. Оно было сосредоточено вокруг прав женщин и их возможностей, с особым акцентом на женском избирательном праве, что означает право женщин голосовать.

Социальный ландшафт для женщин в эти времена находился под контролем правил, в которых доминировали мужчины.

Движение феминистского искусства

Логотип Международного альянса за права женщин (нынешний Международный альянс женщин), информационный бюллетень Jus Suffragii и символ женского избирательного права, 1904 год; автор неизвестен, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Например, ожидалось, что женщины будут выполнять определенную роль в домашнем хозяйстве, не имели права голосовать или владеть собственностью, а считались «собственностью» своих мужей и отцов. Если женщина могла работать, она ограничивалась более «женскими» ролями, такими как работа на фабрике или выполнение домашних обязанностей, что приводило к гораздо меньшему доходу. Отсутствие возможностей для работы у женщин также объяснялось уровнем их формального образования. Мужчин больше, чем женщин, поощряли посещать школу для получения образования, чтобы они могли автоматически взять на себя роль кормильца в своей собственной семье.

Хотя вышеупомянутое неравенство было лишь некоторыми вопросами, которые ставились под сомнение, феминистское движение было гораздо более сложным.

В движении участвовали женщины всех рас и культур, боровшиеся за свое освобождение от различных обстоятельств, которые их тяготили. Несмотря на рост феминистского движения, цветные женщины часто исключались из повествования из-за многочисленных расовых несправедливостей, которые имели место тогда и существуют до сих пор. Только в 1920 году женщины получили право голоса после принятия Девятнадцатой поправки, но это больше всего помогло белым женщинам. Это произошло потому, что Девятнадцатая поправка мало что сделала для устранения существующих законов штатов, которые не допускали цветных женщин к избирательным участкам, и этот акт не положил конец их борьбе за право голоса.

История феминистского художественного движения

Спикер Гиллетт подписывает законопроект о суфражизме, 1919 год; Международная кинослужба, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Вторая волна движения феминизма началась в 1960-х годах и была сосредоточена на более широком спектре вопросов, таких как темы, касающиеся сексуальности женщин, их роли в нуклеарных семьях, изнасилования в браке и сексуальных нарушений.

Эта волна также возникла в результате одомашнивания роли женщины в доме, которое стало более распространенным после Второй мировой войны.

Хотя этот период известен как послевоенный бум, особого прогресса не произошло. Взяв на себя работу мужа, пока тот служил на войне, женщины вскоре должны были вернуться к своей подчиненной роли в доме после окончания войны, так как им снова пришлось уйти на работу.

Также важно отметить значительные фигуры, которые внесли новые философские идеи в это время в отношении феминистского движения, а именно французскую феминистку Симону де Бовуар. В ее публикации «Второй пол» (1949) была представлена теоретическая основа, исследующая то, как женщины обычно рассматривались как «второй пол» по отношению к мужчинам, и содержащая мысли о понятии «другой», в которой исследовалась природа женщины и то, что значит быть женщиной.

Художники-феминистки

Фотография французской писательницы, активистки и философа Симоны де Бовуар; NiaVasileva, CC0, via Wikimedia Commons

Считается, что вторая волна феминизма закончилась в 1980-х годах, что послужило толчком для начала третьей волны в 1990-х годах. Эта волна состояла из женщин поколения X (к поколению X относятся все, кто родился в 1960-х и 1970-х годах). Женщины этой волны стремились к большей индивидуальности, а социальный ландшафт в это время демонстрировал усиленное развитие средств массовой информации и технологий.

В это время для женщин уже были установлены некоторые основные права и существовало некоторое разнообразие культур, но еще многое предстояло сделать.

Несомненно, феминистки второй волны создали надежный фундамент, на который опирались феминистки третьей волны. Заметными фигурами этого этапа были феминистское панк-движение под названием «Riot grrrl», которое зародилось в городе Олимпия, штат Вашингтон в США, и другие фигуры, такие как Дженнифер Баумгарднер, написавшая книгу «Манифеста: Молодые женщины, феминизм и будущее (2000).

Современные художницы-феминистки

Портретная фотография Дженнифер Баумгарднер; Али Прайс, CC BY-SA 2.5, через Wikimedia Commons

Характер движения феминизма третьей волны уделял больше внимания искоренению предвзятых идеологий о месте женщины в обществе. Оно также исследовало новые повествования и концепции о том, как женщины ранее были представлены в СМИ, и стало более интимным исследованием личных историй женщин. В некоторых источниках высказывается мнение, что третья волна, возможно, слишком сильно отстаивала права женщин, поскольку первая и вторая волны уже сделали то, что должны были сделать для женщин в обществе.

Однако в якобы современной эпохе, которой является 21 век, женщины разных рас, религий, культур, национальностей и сексуальной ориентации все еще сталкиваются с дискриминацией и предрассудками, что свидетельствует о том, что, возможно, движение еще не зашло достаточно далеко.

Считается, что четвертая волна феминистского движения началась примерно в 2012 году и существует в настоящее время. В центре внимания этой волны находятся вопросы, связанные с сексуальными домогательствами и изнасилованиями, а также концепция владения женским телом.

  Как нарисовать подсолнух - создание реалистичного эскиза подсолнуха

Сегодня

Знак, который держит группа феминисток на Международном женском дне в Лондоне, 2017 год; Гарри Найт из Лондона, Англия, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Ярким примером того, как много еще предстоит сделать для решения этих вопросов, могут служить новые законы об абортах, принятые в Техасе в этом году, которые запрещают аборты после шести недель. Несмотря на то, что мы живем во времена, когда общество утверждает, что женщины имеют право принимать собственные решения относительно своего тела, все еще принимаются бесчисленные законы, подобные этому, которые ущемляют права женщин и полностью лишают их самостоятельности.

С развитием социальных сетей эти платформы предоставили женщинам и тем, кто поддерживает этих женщин, еще одно пространство в обществе для выражения своего мнения и повышения осведомленности о вышеупомянутых проблемах.

Важно отметить, что приведенный выше обзор — это краткое объяснение, которое просто дает представление о развитии движения феминизма, поскольку это очень сложное и запутанное движение. Существует также критика в отношении точности использования термина «волны» для классификации феминизма, поскольку он может дискриминировать периоды времени, не упомянутые между каждой «волной».

«Трансформация стереотипов»: Феминизм в искусстве

Считается, что феминистское искусство зародилось в США и Англии во время второй волны феминистского движения в 1960-х годах. Феминистское искусство возникло как разнообразная смесь форм и было наиболее известно благодаря концептуальному искусству, перформансу и боди-арту. Женщины упорно боролись за свое место в мире искусства, чтобы к ним относились с тем же уважением, что и к мужчинам.

Феминизм в искусстве

Символ искусства и феминизма; Maeveoregan, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В результате угнетения, которое испытывал мир искусства, женщины проявили невероятную либеральность в создаваемых ими произведениях. Наконец-то наступило время, когда женщины смогли выразить себя, при этом многие изображения были сосредоточены вокруг женского тела.

Произведения искусства этого времени также затрагивали такие важные вопросы, как гендерное неравенство, которое остается актуальной темой и сегодня.

На протяжении развития феминистского художественного движения с 1960-х по 1980-е годы женщины танцевали между телесными актами, перформансами, а также теоретическими исследованиями феминистских концепций, которые часто сочетались с постмодернистскими теориями.

Уроженка Бруклина, историк искусства Линда Нохлин в 1971 году написала свое фундаментальное эссе «Почему не было великих женщин-художников? (1971). Опубликованное в журнале ARTnews, это эссе создало теоретическую основу для дискурса о женщинах и искусстве в феминистской истории искусства.

Нохлин исследовала различные социокультурные и экономические проблемы, связанные с женщинами, а также причины, которые сдерживали женщин от доступа к тем же возможностям, что и мужчин. Кроме того, в эссе обсуждался вопрос о величии и о том, как это определение означает разные вещи для мужчин и женщин.

Известная цитата из ее эссе еще больше поясняет ее аргументы по этой теме. Она представила идею о том, что не было «женских эквивалентов» таких великих мастеров, как Микеланджело, Пикассо и Уорхол, начиная с эпохи Возрождения и до эпохи современного искусства. Далее она пояснила:

«Но на самом деле, как хорошо известно, все, как есть и как было, в искусстве, как и в сотне других областей, является унизительным, угнетающим и обескураживающим для всех тех, в том числе и для женщин, кому не посчастливилось родиться белым, предпочтительно среднего класса и, прежде всего, мужчиной. Виноваты не наши звезды, не наши гормоны, не наши менструальные циклы, не наши пустые внутренние пространства, а наши институты и наше образование».

Известные художники-феминистки

Линда Нохлин, профессор современного искусства в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. 18 апреля 2012 года состоялось награждение Первой премией Центра Саклера. Мероприятие было посвящено пятой годовщине создания Центра феминистского искусства Элизабет А. Саклер, Бруклинский музей; Brooklyn Museum/Elizabeth A. Sackler Foundation, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Нохлин также участвовала в других художественных мероприятиях, чтобы помочь повысить осведомленность о женщинах-художниках. Вместе с профессором Энн Сазерленд Харрис они организовали выставку «Женщины-художники: 1550-1950 . Она проходила в Музее искусств округа Лос-Анджелес с 1976 по 1977 год, а также в Техасе, Пенсильвании и Нью-Йорке. Будучи выставкой международного уровня, на ней были представлены работы более 80 женщин-художниц из более чем десяти стран.

Организации и группы феминистского искусства

В 1990-е годы было создано несколько феминистских художественных групп, организаций и пространств, которые должны были предоставить женщинам платформу и место для высказывания и демонстрации своих работ. Эти группы также обращались к таким учреждениям искусства, как МОМА и Музей американского искусства Уитни, из-за отсутствия выставок женщин-художников.

В число феминистских художественных групп входили «Женщины-художники в революции» (WAR), галерея AIR и Коалиция работников искусства (AWC). AWC состояла из различных художников, писателей, кинематографистов и сотрудников музеев, которые в дальнейшем сформировали коллектив, протестующий против того, чтобы выставки стали более инклюзивными.

Среди них было включение женщин-художников в выставки. Они также протестовали против различных других прав и политик, связанных с приемом и моральными позициями. Коалиция сформировалась в 1969 году в Нью-Йорке, в том же году, когда образовалась WAR. В 1970 году различные члены WAR и группа под названием «Феминистки в искусстве» стали соучредителями Женского центра интерарта, который располагался в Нью-Йорке.

Выставка феминистского искусства

Первая страница каталога выставки «Женский дом» (30 января — 28 февраля 1972 года), выставки феминистского искусства, организованной Джуди Чикаго и Мириам Шапиро, соучредителями программы феминистского искусства Калифорнийского института искусств (CalArts); Sheila Levrant de Bretteville, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Женщины-художницы в Калифорнии также открывали новые художественные пространства. Например, «Womanhouse» (1972) был создан Джуди Чикаго и Мириам Шапиро, которые также были соучредителями программы феминистского искусства Калифорнийского института искусств. Womanhouse — это проект и выставка, которая проходила в течение нескольких месяцев в одном из домов в Лос-Анджелесе и включала в себя инсталляции и перформансы.

На этой выставке были комнаты с определенными темами и экспозициями.

Например, «Кухня заботы» с экспозицией «Фартуки на кухне», «Лестница невесты», «Комната листьев», «Комната красной луны», «Обувной шкаф», «Бельевой шкаф», «Ванная комната для губной помады», «Ванная комната для менструации» и многие другие. Каждая комната и экспозиция тесно связаны с различными мотивами, затрагивающими стереотипы и гендерные роли, которые были и, к сожалению, все еще остаются связанными с женщинами в доме и культуре.

Некоторые из представлений включали «Обслуживание», основными темами которого были «Скрабирование» и «Глажение». Как следует из названия, речь шла о домашней уборке, которую неизбежно выполняли женщины в семье. Среди других представлений были «Три женщины», «Ожидание», «Трилогия рождения» и пьеса «Член и пизда».

Характеристика произведений искусства феминизма

Феминистское художественное движение было описано как разновидность постмодернистского искусства, основной характеристикой которого является повышение осведомленности о гендерном неравенстве и предоставление женщинам открытого творческого потенциала для самовыражения. Ниже мы рассмотрим несколько общих характеристик, связанных с этим движением.

  Знаменитые картины романтизма - лучшие образцы искусства романтической эпохи

Феминистское искусство

Олимпия №2 (2017) Аньес Турнауэр, изображающая Олимпию Эдуарда Мане (1863), покрытую различными французскими домашними именами, данными женщинам; Аньес Турнауэр, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мультидисциплинарный

Феминистское искусство стремилось разрушить стереотипы разными способами, будь то живопись, перформанс, кино или любой другой вид искусства. Можно сказать, что второй отличительной чертой этого движения является его мультидисциплинарный характер, поскольку многие различные формы феминистского искусства пересекаются.

На протяжении всей истории женщины не придерживались традиционных форм искусства, в которых доминируют мужчины, таких как живопись и скульптура.

Некоторые из наиболее распространенных видов феминистского искусства — боди-арт, концептуальное искусство, перформанс, а также кино или видеоарт. Уникальность этих форм самовыражения заключалась в том, что они имели «практическое» свойство, так как могли взаимодействовать с аудиторией или зрителями более глубоким образом. Это делало их частью самого произведения искусства, что не часто встречается в обычном искусстве, и неизбежно делало послание намного сильнее.

Тело как искусство

Вслед за мультидисциплинарным характером феминистского искусства, роль женского тела в качестве художественного средства была очень распространена. Женское тело не только стало, так сказать, основным холстом, но и инструментом для воспитания сознания. Это оказалось весьма спорным, зрители заявляли, что бесстыдная демонстрация женского тела не может считаться искусством.

Они не понимали, и это оказалось невероятно ироничным, что традиционное искусство, созданное мужчинами, на протяжении многих веков использовало женское тело как «объект» обожания в своих картинах.

Ярким примером является знаменитая художница и певица Йоко Оно и ее перформанс под названием Cut Piece (1964). Во время этого перформанса, который проходил в Японии, художница стояла на коленях на сцене и просила зрителей отрезать куски ее одежды. Перформанс затрагивал вопросы сексуальности, гендера и глубокого чувства уязвимости.

Вовлекая зрителей, перформанс также вызывал у них эмоции. Эти чувства позволили зрителям ощутить не только идею о природе женских проблем, которую мы можем увидеть на плоском холсте, но и реальность этого через активное участие.

Смело исследуя женскую сексуальность, культовая феминистская художница Кароли Шнеманн представила работу, в которой она вытащила свиток из своего влагалища. Перформанс назывался «Внутренний свиток» (1975). Он был исполнен перед другими женщинами-художницами на выставке «Женщины здесь и сейчас» в Нью-Йорке.

«Женские техники»: Femmage

Слово и понятие «феммаж» было придумано художницей-феминисткой Мириам Шапиро в 1970-х годах, когда она использовала техники, обычно применяемые женщинами для создания искусства. Например, эти техники включали шитье, вязание крючком, вырезание, аппликацию и другие, которые сочетались в таких средствах, как краски и ткань.

Это затронуло важный факт, что «женское искусство» (как называют эти техники), которое, казалось бы, больше основано на ремесле, заслуживает того, чтобы рассматриваться как еще одна форма искусства и иметь статус, приписываемый таким традиционным средствам, как живопись.

Эти виды искусства (например, шитье) также считались «низким искусством», и такие художники, как Мириам Шапиро, стремились включить их в сферу «изобразительного искусства».

Это также исследовало понятия домашнего хозяйства, которое было концепцией, которой все женщины долгое время подвергались и с которой ассоциировались. Оно включало не только вышеупомянутые «женские техники», но и различные виды деятельности по дому, такие как приготовление пищи и уборка, которые стереотипно выполнялись женщинами.

Различные художники-феминистки исследовали эти понятия. Художница Марта Розлер в своей работе под названием «Начинающий гурман» (1974) представила женщину (домохозяйку), рассказывающую о том, как она хочет научиться готовить изысканные блюда, чтобы не только улучшить свою семью, но и свой статус.

Другие художницы-феминистки, такие как Фэйт Уилдинг, используют текстиль и ткачество. Она также участвовала в выставке Womanhouse Джуди Чикаго и Мириам Шапиро. Ее работа называлась «Crocheted Environment» или «Womb Room» и представляла собой комнату, заполненную вязаными узорами, похожими на паутину.

Это лишь один пример из многих, когда ремесло, обычно выполняемое женщинами в домашних условиях, например вязание крючком, было использовано в контексте искусства.

Место женщин в истории искусства

Многие феминистские картины ставят под сомнение место женщин в истории искусства и, что важно, их включение в число великих художников среди почитаемых художников-мужчин. Эти женщины-первопроходцы пролили свет на то, как женщины отсутствовали в теоретических текстах и документах на протяжении всей истории. Общими примерами являются знаменитый «Званый ужин» (1974-1979) Джуди Чикаго и «Заметки во времени» Нэнси Сперо (1979), выполненные в виде свитка, документирующего различных женщин и их место в истории.

Тематические повествования

Эту характеристику можно найти в вышеупомянутых примерах, однако она заслуживает отдельного упоминания. Хотя мы всегда найдем тематические повествования в любом виде искусства на протяжении всей истории человечества, поскольку оно всегда использовалось для выражения и повышения осведомленности об определенных проблемах, феминистское искусство фокусируется на значимых темах в различных дисциплинах. Общие темы, которые мы найдем в истории феминистского искусства, затрагивают такие вопросы, как гендерное неравенство, сексуальность, чувственность, женское тело, одомашнивание, объективация женщин, а также тот факт, что женское искусство было исключено из истории искусства.

Одна из главных тем рассказывает о роли, которую бесчисленные женщины играли на протяжении всей истории, чтобы сформировать свое место в обществе.

Феминизм в искусстве

Apron Tied Up (1983) by Mary E. Rawlyk; Bernard Clark, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Важные художники-феминистки

Ниже мы рассмотрим несколько выдающихся художниц-феминисток и произведения искусства, которые они внесли в художественное движение феминизма. Среди упомянутых художниц есть сотни других не менее важных художников, которые работали над созданием и выражением своих собственных взглядов и опыта женственности.

Мириам Шапиро (1923 — 2015)

Мириам Шапиро родилась в Канаде, но в юном возрасте переехала в Нью-Йорк. Она начала заниматься искусством еще в детстве и изучала рисование. Учась в Хантер-колледже, а затем в Университете штата Айова, Шапиро получила степени бакалавра искусств (1945), магистра искусств (1947) и магистра изящных искусств (1949).

После рождения сына и возобновления творческой карьеры Шапиро стала более активно исследовать тему пола в своих работах. Как женщина-художник, она испытывала ограничения, накладываемые на ее пол в мире искусства.

В 1970-х годах ее творчество переросло в коллажи, в которых она начала сочетать ремесленные, иначе называемые бытовыми, материалы со своими картинами.

Среди нескольких примеров ее работ можно назвать «Большой окс №2» (1968), «Кукольный дом» (1972), «Анатомия кимоно» (1976), «Я танцую так быстро, как только могу» (1984), «Матушка Россия» (1994) и многие другие. Анатомия кимоно» — хороший пример, демонстрирующий внимание Шапиро к элементам коллажа в феминистских картинах. Она состоит из десяти панелей, составленных из различных предметов, таких как платки, ткани, кружева, которые были объединены с изображениями японских кимоно, на которые ее вдохновила книга о традиционной японской одежде. Панели заканчиваются парой ног, выгибающихся наружу.

Эта работа стала образцовой для феминистского художественного движения, поскольку она смело поместила домашние ремесла в художественное пространство. Без сомнения, Шапиро смогла сделать ремесленную форму видимой для всех, чтобы каждый мог увидеть и наблюдать ее как вид искусства. Она также открыла дорогу многим другим женщинам-художницам к творчеству и самовыражению через новые материалы.

Шапиро также отметила по поводу бьющих ног в конце вышеупомянутого панно: «Я закончила картину ударом ноги, чтобы картина шла или шагала в 80-е годы».

Это символизировало выход за рамки ограничений, с которыми сталкивались женщины в мире искусства, и художник проиллюстрировал «пинком» разрушение этих барьеров. Сегодня эту яростную энергию можно увидеть в произведениях феминистского искусства, поскольку для женщин существует множество барьеров, которые еще предстоит преодолеть.

  Художественное движение конструктивизм: Революционный подход к искусству

Мэри Бет Эдельсон (1933 — 2021)

Мэри Бет Эдельсон родилась в штате Индиана, США. Она была одной из новаторских художниц-феминисток и участвовала в многочисленных начинаниях, таких как Heresies Collective (основанный в 1976 году), который помог улучшить общую экспозицию женского искусства. Она училась в Чикагском институте искусств и получила степень магистра изящных искусств в Нью-Йоркском университете в 1958 году.

Эдельсон была многосторонне одаренным художником, она экспериментировала как живописец, коллажист, фотограф, перформансист, печатник, художник книги и писатель/автор. Ее работы включали в себя сочетание художественных форм, которые затрагивали и ставили под сомнение идеалы патриархата и гегемонии.

Она также использовала различные женские темы, такие как образ богини (она была частью движения «Богиня») и различные поп-культурные мотивы.

Известная цитата писательницы и искусствоведа Люси Липпард точно описывает Эдельсон как художника-феминиста. Она утверждает: «Творчество Мэри Бет Эдельсон проистекает из двойной силы феминизма. Как и великая Богиня, которой она посвятила свое искусство, она имеет (по крайней мере) два аспекта — политическую ярость и животворящее утверждение. Эти два аспекта сливаются в индивидуальной идентификации с коллективным «я»: «Женщины исследуют, кто «мы», а не кто «я»».»

Одна из ее знаменитых работ — коллаж «Некоторые живые женщины-художницы / Тайная вечеря» (1972). Здесь мы видим, как художница берет классическую картину эпохи Возрождения «Тайная вечеря» (1490-е годы) Леонардо да Винчи и придает ей поп-культурный феминистский поворот. Вместо лиц, которые мы ожидаем увидеть на этой картине, мы видим наложенные лица различных известных женщин-художниц. В этой картине прославлено более 80 женщин-художниц.

Далее Эдельсон исследовал роль и подчиненное положение женщин-художниц в истории и религии.

Среди них Джорджия О’Киф, чье лицо находится над лицом Христа, а также (в алфавитном порядке) Линда Бенглис, Луиза Буржуа, Элейн де Кунинг, Хелен Франкенталер, Нэнси Грейвс, Лила Катцен, Ли Краснер, Луиза Невельсон, Йоко Оно, М.К. Ричардс, Альма Томас и Джун Уэйн. Кроме того, на рамке вокруг картины изображены лица еще нескольких женщин-художниц.

Джуди Чикаго (1939 — настоящее время)

Другой новаторской художницей-феминисткой является Джуди Чикаго, которая родилась под именем Джуди Коэн. Она сменила фамилию в связи со смертью отца и мужа, с именами которых она больше не чувствовала связи. Родившись в Чикаго и получив от владельца галереи прозвище «Джуди Чикаго», художница юридически изменила свою тогдашнюю фамилию «Геровиц» на Чикаго.

С юных лет она всегда интересовалась искусством и в 1964 году получила степень магистра изящных искусств в Калифорнийском университете.

Некоторые из наиболее распространенных тем Чикаго включают образы рождения, созидания и женской сексуальности. Мы видим это в таких работах Чикаго, как «Сквозь цветок» (1973), намекающий на женские гениталии, и «Высиживание универсального яйца» (1984), который более непосредственно иллюстрирует процесс родов, показывая женщину, рожающую в полусидячем положении.

Одним из известных произведений искусства Чикаго является «Званый ужин» (1979), представляющий собой инсталляцию, посвященную женщинам на протяжении всей истории человечества. В ней затрагивается вопрос о том, как женщины были в основном исключены из истории, и делается попытка восстановить законное место женщин в истории наряду с их достижениями.

Это произведение выглядит как большой треугольный банкетный стол, на котором расставлены места для 39 женщин, все из истории. Среди них Вирджиния Вульф, Сакаджавея, императрица Византии Феодора, Джорджия О’Киф, Соджорнер Истина и другие.

Каждый сервиз состоит из китайской тарелки со столовыми приборами, салфетками и потиром, которые размещены на вышитых подносах. На большинстве тарелок изображены женские гениталии. Треугольная инсталляция Чикаго возводит женские фигуры в ранг героинь — почитание, которое на протяжении всей истории было присуще в основном мужчинам.

Художница описала свою работу как «экскурсию по западной цивилизации, экскурсию в обход того, что нас учили считать главной дорогой».

Кроме того, художница также описала это культовое женское воспоминание как «переосмысление «Тайной вечери» с точки зрения женщин, которые на протяжении всей истории готовили еду и накрывали на стол». Эта работа — еще одно свидетельство того, что такие виды искусства, как вышивка, плитка и текстиль, входят в пространство «высокого искусства».

Постоянно развивающийся феминизм в искусстве

Движение феминистского искусства развивалось на протяжении десятилетий, включая в себя множество тем, затрагивающих роль женщин и их сексуальности в истории и обществе. Это простирается от макросферы борьбы за права женщин до микросферы более личных взглядов, которые исследуют отдельные художницы.

Феминистские картины

Венера и ты (2008) Оры Рувен, изображающая изображение Венеры Боттичелли (1485-1486) справа и картину художницы слева; Уффици, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Феминизм в искусстве открыл новые двери для способов создания и выражения искусства. В то время как некоторым женщинам он дал право голоса и возможность исследовать новые территории, которые ранее не рассматривались, многие другие женщины по-прежнему остаются за рамками повествования. Как искусство и как историческое движение, еще многое предстоит сделать для того, чтобы искусство феминизма считалось полностью инклюзивным, поскольку женщины разных рас, культур, этносов и религий и сегодня остаются в стороне.

Оно было и остается постоянно развивающимся движением в мире искусства, преодолевая разрыв между тем, что считалось «низким искусством» и «высоким искусством», причем последнее в основном было обусловлено патриархальными устоями. Искусство феминизма — это огромный и обширный мир, который, безусловно, был революционным не только для женщин, но и для мужчин.

Известная художница Кики Смит также цитирует адекватное описание феминистского движения в искусстве: «Без феминистского движения не было бы меня, и не было бы огромного количества произведений искусства, которые мы воспринимаем как должное, и не было бы многих тем, которые, как мы предполагаем, могут быть включены в искусство». Феминистское движение экспоненциально расширило представление о том, что такое искусство, как мы смотрим на искусство, и кто считается включенным в дискурс художественного творчества».

Часто задаваемые вопросы

Когда зародилось феминистское искусство?

Феминистское искусство зародилось во время второй волны феминистского движения в 1960-х годах. Оно зародилось в таких странах, как США и Англия. Оно возникло как непрерывное художественное движение и до сих пор присутствует в нашем мире искусства.

Что такое феминистское искусство?

Феминистское искусство включает в себя разнообразные формы, например, концептуальное искусство, перформанс, боди-арт и другие формы, которые включают в себя более ремесленные искусства, такие как вышивка, шитье и текстиль. Разнообразные мотивы и образы исследуют женское тело и роль женщины в обществе, затрагивая такие вопросы, как гендерное неравенство, гендерные стереотипы и многие другие.

Каковы особенности произведений искусства феминизма?

Одной из основных характеристик произведений искусства феминизма является повышение осведомленности о гендерном неравенстве и предоставление женщинам открытого творческого потенциала для самовыражения. Другие характеристики включают его междисциплинарную природу, его сильный акцент на перформанс и боди-арт для передачи важных вопросов, связанных с женщинами, и его постановку вопроса о месте женщин в истории искусства, а также их включение в число великих художников среди уважаемых художников-мужчин.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий