Искусство романтизма — Искусство, литература и музыка романтического периода

Содержание

Романтизм Искусство

На рубеже XIX века в Европе зародилось романтическое движение. Романтическое движение, которое подчеркивало эмоции и воображение, возникло в ответ на разочарование художников в идеях порядка и разума эпохи Просвещения. Романтизм охватывал искусство всех форм, от литературных произведений до архитектурных шедевров. Подчеркивая субъективное, индивидуальное, спонтанное, иррациональное, мечтательное, образное и трансцендентное, романтизм отвергал стиль и понятия неоклассицизма.

Оглавление

Краткое содержание романтического движения

Что такое романтизм? Романтизм быстро распространился по Европе и даже в Соединенных Штатах в конце XVIII века. Романтизм бросил вызов рациональным идеалам, которые так любили художники эпохи Просвещения. Художники-романтики считали, что эмоции и чувства не менее важны для восприятия и понимания мира, чем порядок и разум.

После Французской революции постоянный поиск свободы и прав личности способствовал романтическому торжеству интуиции и воображения. Романтические идеи о субъективных творческих способностях художника продолжали питать авангардные движения в 20 веке.

Художники-романтики, выступавшие против мрачного неоклассического стиля, нашли свое выражение в музыке, литературе, архитектуре и изобразительном искусстве. Романтическое движение охватывает множество стилей, потому что оно ценило воображение, вдохновение и оригинальность. Личные связи с природой и идеализированное прошлое были важной темой для многих художников-романтиков, пытавшихся сдержать волны индустриализма.

Основные характеристики искусства романтизма: Определение романтизма

Вы уже поняли, что романтическое движение было широким и далеко идущим. Несмотря на разнообразие индивидуальных проявлений, поощряемых романтизмом, существует несколько ключевых характеристик романтизма, которые лежат в основе романтического искусства. К ним относятся растущий национализм, субъективность, живопись на пленэре, а также проблемы справедливости и равенства.

Что такое романтизм

Свобода, ведущая народ» (1830) Эжена Делакруа, изображающая театр военных действий во время Июльской революции во Франции (28 июля 1830 года); Эжен Делакруа, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Национализм

Растущий национализм в Европе после Американской революции был тесно связан с романтизмом. Этот национализм можно увидеть в акценте на пейзажах, традициях и фольклоре в романтической литературе и искусстве. Через визуальные образы в этих произведениях художники-романтики подпитывали чувство национальной гордости и самобытности. Многие романтические картины пропитаны призывом к духовному обновлению, которое должно было привести к наступлению нового века свобод и вольностей.

Субъективность

Одним из наиболее значительных элементов романтизма было усиление акцента на личной и субъективной силе отдельного художника. Неоклассический период, предшествовавший романтизму, ценил в искусстве строгие правила и логическое мышление. Мы можем рассматривать романтизм как прямую реакцию на неоклассический период.

Художники-романтики начали исследовать в своих работах различные психологические, эмоциональные и настроенческие состояния. Неоклассическая одержимость гением и героем трансформировалась в новые идеи о художнике. Художники смогли полностью выразить себя, освободившись от вкусов и правил академических институтов.

Живопись на пленэре

По всей Европе художники-романтики начали обращать свое внимание на мир природы. С ростом увлечения природой увеличилась практика живописи en Plein air, или на открытом воздухе. Художники писали природные сцены, наблюдая их непосредственно. Этот процесс позволил художникам создавать возвышенные пейзажи. Близкое и интимное наблюдение за миром природы приводило к созданию более эмоциональных и атмосферных сцен.

Некоторые художники-романтики писали сцены, в которых подчеркивали единство человека с природой. Другие художники предпочитали изображать мощные и непредсказуемые силы природы в картинах, вызывающих чувство благоговения, а иногда и ужаса. Художники-романтики глубоко ценили красоту природного мира.

Справедливость и равенство

Отчасти движимый идеализмом французской революции, романтический период включил в себя борьбу за равенство, свободу и продвижение справедливости. Многие художники-романтики начали писать сцены злодеяний и социальных событий. Драматические композиции освещали случаи несправедливости и соперничали с более строгими историческими картинами неоклассического периода.

Развитие искусства романтизма

В конце XVIII века немецкие критики Фридрих и Август Шлегаль впервые использовали термин «романтизм» в своей статье «Романтическая поэзия». Этот термин стал популярным во Франции в начале 19 века благодаря мадам де Стаэль, влиятельному интеллектуальному французскому лидеру. Она использовала этот термин в опубликованном отчете о своих путешествиях по Германии в 1813 году.

В Англии поэт Уильям Вордсворт был значительным сторонником романтизма. Вордсворт считал, что поэзия — это естественное выражение сильных эмоций. Художники-романтики разделяли отношение к человечеству, природе и искусству, но каждый из них отличался своими уникальными проявлениями. Отказ от установленных порядков, включая религиозные и социальные системы, стал доминирующей темой романтического движения. К 1820 году романтизм прочно утвердился во всей Европе.

Определение романтизма

Романтический портрет Уильяма Вордсворта, Вордсворт на Хелвеллине (1842); Бенджамин Хейдон, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Литература романтизма

Самые ранние проявления романтизма были литературными. Немецкое движение Sturm und Drang, или «Буря и натиск», было предшественником романтизма. Это движение было в основном музыкальным и литературным и было популярно в период с 1760 по 1780 год. Буря и натиск оказали далеко идущее влияние на художественное и общественное сознание. Романтизм был вдохновлен названием пьесы Фридриха Максимиллиана Клингера «Романтизм» (1777).

Предромантическая литература: Развитие проблемного героя

Иоганн Вольфганг фон Гете, немецкий государственный деятель и писатель, был самым известным защитником растущего романтического движения. Его роман «Печали юного Вертера» (1774), повествующий об эмоционально расстроенном молодом художнике, который совершает самоубийство, когда любимая женщина выходит замуж за другого, стал культурным феноменом. Молодые люди стали перенимать одежду и манеры главного героя, и даже появились случаи подражания самоубийству. В результате некоторые страны, в том числе Италия и Дания, запретили роман.

Литература романтизма

Гравюра сцены из романа Иоганна Вольфганга фон Гете «Горести молодого Вертера» («Die Leiden des Jungen Werthers», 1774), на которой Вертер видит Лотту с ее братьями и сестрами; Rijksmuseum, CC0, via Wikimedia Commons

Хотя Гете позже откажется от своего романа, идея эмоционально страдающего молодого художника, непонятого гения, пробила себе дорогу в общественное сознание. Многие считают, что главный герой этого романа вдохновил героя литературы романтизма.

Озабоченность непонятым эмоциональным героем еще более усилилась после публикации «Паломничества Чайльд Гарольда» (1812) английского поэта лорда Гордона Байрона. Эта публикация ввела термин «байронический герой», задумчивая и одинокая фигура гения, разрывающегося между своими худшими и лучшими чертами.

Характерные черты романтизма в литературе

Именно через литературу были впервые разработаны многие романтические тропы, но что такое романтизм в литературе? В Англии, Франции и Германии, в частности, авторы-романтики подогревали растущий интерес к субъективности, непонятому гению и национализму. Вот краткий список некоторых наиболее известных писателей и поэтов раннего романтизма.

● Сэр Вальтер Скотт

● Перси Байш Шелли

● Сестры Бронте

● Альфред де Мюссе

● Иоганн Вольфганг фон Гете

Зарождение романтизма в литературе начинается в 1790-х годах с «Лирических баллад» Уильяма Вордсворта. Предисловие к этой публикации включало описание поэзии как «спонтанного перелива сильных чувств», что стало своего рода манифестом романтизма. Это высказывание представляло собой определение романтизма для ранних писателей.

  Баланс в искусстве - изучение различных типов баланса в произведениях искусства

Лирическое романтическое искусство

Титульный лист из книги Вордсворта, Уильяма и Сэмюэла Тейлора Кольриджа «Лирические баллады, с несколькими другими стихотворениями». Лондон: Printed for J. & A. Arch, 1798; William Wordsworth (1770-1850) and Samuel Taylor Coleridge (1772-1834)., Public domain, via Wikimedia Commons.

Поэт Уильям Блейк был еще одним поэтом-основателем первой английской романтической фазы. Первая немецкая романтическая фаза включала в себя множество инноваций в литературном стиле и содержании. Озабоченность подсознательным, мистическим и сверхъестественным также была характерна для романтизма. Писатели, такие как Жан Поль, Август Вильгельм, Людвиг Тик, Иоганн Вольфганг фон Гете, Вильгельм Генрих и Фридрих Шеллинг, были выдающимися во время первого романтического периода в Германии.

Второй романтический период длился с 1805 по 1830-е годы. В это время наблюдался очень быстрый рост культурного национализма, и художники и писатели обратили свое внимание на национальные истоки. Родной фольклор, народная музыка, народные танцы, народная поэзия и баллады широко собирались и имитировались. Сэр Вальтер Скотт воплотил эту возрожденную историческую оценку в своих фантастических произведениях. В результате мы часто приписываем ему изобретение исторического романа.

Английская романтическая поэзия также достигла своего пика в этот период, когда популярными стали произведения Перси Байше Шелли, лорда Байрона и Джона Китса. Увлечение сверхъестественным было основной характеристикой романтической литературы и связано с интересом к субъективному эмоциональному миру. Такие произведения, как «Франкенштейн» Мэри Шелли и другие произведения маркиза де Сада, Чарльза Роберта Матурина и Э. Т. А. Гофмана, исследуют это увлечение.

Романтизм в литературе

Frankenstein , or the Modern Prometheus (Revised Edition, 1831) by Mary Shelley; Mary Wollstonecraft Shelley, Public domain, via Wikimedia Commons

В 1820-х годах произошло значительное расширение сферы применения романтической литературы, включая литературу большей части Европы. К концу второй фазы романтизм становился все более националистическим, а не универсальным. Авторы начали концентрироваться на своей национальной и культурной истории, изучая и возвеличивая борьбу и страсти важных исторических фигур.

Наиболее выдающимися фигурами в романтической литературе, несомненно, являются английские, французские и немецкие авторы, о которых мы уже упоминали. Однако были и другие значительные авторы из многих европейских стран. В Италии особенно влиятельными были Джакомо Леопарди и Алессандро Мандзони. В испанской романтической литературе доминировали Анхель де Сааведра и Хосе де Эспронседа, а в России выдающимися фигурами были Михаил Лермонтов и Александр Пушкин.

Романтизм в изобразительном искусстве

То же увлечение эмоциональным накалом, сверхъестественным, национализмом и тропом героя в романтической литературе перешло в романтическое искусство. Изобразительное искусство эпохи романтизма также исследовало мир природы через пейзажи и идеи революции и справедливости. Ориентализм также был распространен в романтической живописи, и влияние романтизма можно увидеть в портретах того времени.

Возвышенное: Стимулирование романтического сознания

В эпоху романтизма произошло великое пробуждение философии разума. Философы, романисты и художники начали исследовать взаимосвязь между опытом и тонкостями человеческого разума. Возвышенное вошло в романтизм после публикации в 1756 году работы Эдмунда Берка «Философское исследование происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном» (A Philosophical Enquiry into the Origins of Our Ideas of the Sublime and Beautiful).

Литературное романтическое искусство

Один из двух рисунков на одной тарелке. Сапожник (слева) проповедует в голой, обшитой стропилами комнате со створчатым окном. Он стоит за столом для чтения, на котором лежит большая раскрытая книга, наклонившись вперед, указывая на нее, жестикулируя и выкрикивая слова. Ниже и справа от него стоят главы его прихожан, старики и женщины. Название взято из книги Берка «Философское исследование происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном» (1756). 1 октября 1785 года; Британский музей, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Отчасти значение этих философских изысканий заключалось в том, что они прямо противоречили рациональности эпохи Просвещения. Возвышенное — это переживание, когда человек видит объект, настолько прекрасный и удивительный, что мы не в состоянии удержать в памяти ничего другого. Переживание возвышенного — это нечто большее, чем переживание красоты. Напротив, это переживание чего-то настолько благоговейного, что оно превосходит наше чувство объективной реальности. Переживание возвышенного имеет решающее значение для живописи романтизма, потому что оно вызывает необходимый самоанализ.

Романтические пейзажи: Живопись романтизма и мир природы

Многие ведущие художники-романтики в Англии, США и Германии обращали свое внимание в первую очередь на пейзажи. Многие художники-романтики пытались запечатлеть в своих пейзажах возвышенное. Мир природы был одним из основных способов, с помощью которых люди могли ощутить возвышенное.

Подавляющая сила и красота природы, будь то грозовые тучи приближающейся грозы или обширный пейзаж, может заставить человека задуматься о своем месте в мире. Попытка понять или воспринять бесформенность, неуправляемость и безграничность природного мира приводит к переполняющим душу эмоциям.

Образы кораблекрушений были общей темой многих французских и британских романтических пейзажей. Кораблекрушение — это мощное представление непреодолимой силы природы и попыток человека бороться с ней. Неконтролируемая сила природного мира предлагает прямую альтернативу структурированному и контролируемому миру философии Просвещения.

Согласно Эдмунду Берку и Дени Дидро, французскому философу, все, что «потрясает душу» и оставляет нас с «чувством ужаса», является прямым путем к возвышенному. Многие искусствоведы считают, что кульминацией изображения кораблекрушения стал «Плот Медузы» (1819) Теодора Жерико. Эта мощная сцена невероятно откровенна, создавая непреодолимый наплыв сильных эмоций. Заметное отсутствие героя в этой сцене сделало эту картину культовым изображением романтизма.

Романтический период

Le Radeau de La Méduse («Плот Медузы», 1818-1819) Теодора Жерико; Théodore Géricault, Public domain, via Wikimedia Commons

Английские художники-романтики были одними из самых выдающихся пейзажистов в рамках этого движения. Такие художники, как Джон Констебл и Дж. М. У. Уильям Тернер, воплотили в себе романтическое увлечение миром природы и сумели передать силу и непредсказуемость его красоты.

Драматические и мимолетные эффекты цвета, света и атмосферы в этих работах передают динамизм природного мира и вызывают чувство величия и благоговения. Снежная буря: Ганнибал и его армия переходят через Альпы» (1812) Дж. М. У. Тернера — знаменитая композиция, в которой человек предстает перед лицом мощи природы. Три или четыре фигуры поглощены огромным, клубящимся снежным штормом, совершенно уничтоженные неподвластными им силами.

Пейзажи Джона Констебла подчеркивают еще одно ключевое отношение романтиков к природе. Пейзажи Джона Констебла выражают его индивидуальное отношение к родной английской сельской местности. Другие художники и критики восприняли работы Констебла как «саму природу» на выставке 1824 года в парижском Салоне. Высокий уровень субъективности и внимание к пейзажам подчеркивают укоренившееся в романтизме чувство индивидуальности.

Характерные черты романтизма

The Hay Wain (1821), John Constable; John Constable, Public domain, via Wikimedia Commons

Животный мир

Хотя романтические пейзажи редко включали человеческие формы, на них часто изображались различные представители животного мира. На самом деле, многие художники-романтики изображали животных как метафоры человеческого поведения и сил природы.

В 1820-х годах такие художники, как Эдвин Ландсир и Делакруа Антуан-Луи Бари, создавали эскизы диких животных в лондонских и парижских зверинцах. Жерико был еще одним художником-романтиком, увлеченным представителями животного мира, и особенно неравнодушен он был к лошадям. От скаковых лошадей до рабочих лошадей, Жерико широко изображал лошадей в своих работах. Для таких художников, как Теодор Шассеро и Делакруа, история лорда Байрона о Мазеппе, привязанном к дикой лошади, вдохновила на изображение страсти и насилия.

  Гезамткунстверк - изучите гезамткунстверк в архитектуре и искусстве

Мазеппа и волки (1826): Гораций Верне

В Салоне 1827 года Гораций Верне показал две сцены непосредственно из «Мазеппы». Эта конкретная композиция изображает часть легенды о Мазеппе. В этой сцене, после того как его уличили в любовной связи с графиней, ее муж привязывает Мазеппу обнаженным к спине лошади. Лошадь уносит его в самую глубь степей Украины. Согласно легенде, изображенной на картине, в пути на героя напала стая волков.

Романтическое искусство

Мазепа и волки (1826), Гораций Верне; Horace Vernet, Public domain, via Wikimedia Commons

Школа реки Гудзон

В Америке романтические пейзажи невозможно отделить от школы реки Гудзон. Американские художники-романтики находили вдохновение в дикой и суровой американской местности и философии трансцендентализма. Пейзажи американских художников романтического периода, как правило, представляют собой высоко детализированные, яркие и часто идеализированные природные сцены.

Художники, использовавшие этот стиль, были членами Школы реки Гудзон. Эта группа была основана знаменитым художником-пейзажистом Томасом Коулом. Вторая группа пейзажистов реки Гудзон была родом из Нью-Йорка. Эти художники отправились на дикие пейзажи Запада. Всех художников-романтиков реки Гудзон объединяло желание запечатлеть величие и возвышенность мира природы.

Путешествие жизни (1840): Томас Коул

В 1840 году Коул написал серию пейзажей из четырех частей. Эти пейзажи на романтическом фоне служат христианской аллегорией четырех этапов жизни человека.

Первая картина — «Детство» — задает тон всей серии. В композиции изображен ребенок, выходящий из темного канала на маленькой лодке, залитой светом. Вода внизу гладкая и спокойная, и мягкий белый свет заливает пейзаж вокруг ребенка. У руля лодки стоит ангел-хранитель, нежно направляющий ребенка на воду.

Романтизм Живопись 1

Путешествие жизни: Детство (1842) Томас Коул; Thomas Cole, Public domain, via Wikimedia Commons

Вторая картина называется «Юность». Композиция остается такой же, как и в первой картине, а окружающая обстановка по-прежнему пышная и спокойная. Кардинальное различие между первой и второй картиной заключается в том, что ангел-хранитель оставляет мальчика одного. Юноша с нетерпением берется за румпель и отправляется навстречу своим амбициям и мечтам. Юношеская невинность все еще пронизывает эту картину, но сразу за поворотом реки вода становится неспокойной. Это намек на то, что впереди его ждет более хлопотное и трудное путешествие к своей мечте.

Картины романтизма 2

Путешествие жизни: юность (1842) Томас Коул; Thomas Cole, Public domain, via Wikimedia Commons

Юность» — третья картина в этой серии. Взрослый мужчина заменяет молодого парня на лодке. Мирная и роскошная сельская местность по обе стороны берега реки исчезла, а небо потемнело. Воды неспокойны, а у кромки воды лежат большие неровные камни. Лодка лишилась румпеля, и человек больше не управляет ею.

Картины романтизма 3

Путешествие жизни: Мужественность (1842) Томас Коул; Томас Коул, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На расстоянии за ним по-прежнему наблюдает его ангел-хранитель, но человек не может ее видеть. Он должен продолжать верить в то, что она наблюдает за ним. По мнению историков, Коул хотел передать, как идеализм и мечты, которые мы имеем в молодости, рушатся во взрослой жизни. Океан, который начинает появляться вдали, символизирует конец жизни мужчины, а теплые красные оттенки заката намекают на надежду, несмотря на испытания.

Последняя картина в этой серии называется «Старость». Ангел возвращается к уже пожилому человеку. Его лодка теперь стоит на просторах океана, и воды снова гладкие и спокойные. Свет начинает пробиваться сквозь темные облака на небе, и вера этого человека благополучно провела его через все испытания его жизни. Теперь его ждет красота вечности.

Картины романтизма 4

Путешествие жизни: Старость (1842) Томас Коул; Thomas Cole, Public domain, via Wikimedia Commons

Романтический портрет

Интерес романтиков к внутренним, субъективным состояниям, возможно, лучше всего отражен в их портретах. В то время как традиционный неоклассический портрет стремился передать сходство человека, романтический портрет был гораздо больше заинтересован в психологических и эмоциональных состояниях человека.

Жерико исследовал эмоциональные страдания в крайних проявлениях психического здоровья через портреты пациентов психиатрических клиник. Эмоциональность, которую удалось передать Жерико, представляет собой воплощение романтического интереса к дикому и субъективному. Жерико также исследовал темные стороны детства.

Альфред Дедро (1810-1860): Теодор Жерико

Этот портрет — один из лучших примеров портретов маленьких детей, написанных Жерико. На портрете изображен мальчик по имени Альфред Дедро, племянник Пьера-Жозефа Дедро-Дорси, хорошего друга Жерико. Хотя мальчику всего около пяти или шести лет, он кажется взрослым. На его лице — серьезность взрослого мужчины, а темный фон с тяжелыми и зловещими облаками передает чувство тревоги.

Знаменитые картины романтизма

Альфред Дедро в детстве (1819-1820), Теодора Жерико; Теодора Жерико, CC0, via Wikimedia Commons

Историческая живопись

В то время как картины романтизма отвергали почти все из эпохи неоклассицизма, художники романтического периода перепрофилировали историческую живопись. Художники-романтики отбросили педантичные правила и нормы неоклассической исторической живописи в пользу более экзотических сюжетов.

В то время как романтизм, о котором мы говорили до сих пор, был в первую очередь связан с изображением сцен высокой эмоциональности, отсутствия человеческого контроля и возвышенного, восточные и прославленные образы также были важной частью творчества этого движения. Многие из картин, которые мы здесь обсуждаем, были бы неуместны сегодня, следуя исследованию Эдварда Саида об ориентализме. Ориентализм можно найти как в романтической живописи, так и в литературе.

Эжен Делакруа, самый известный французский художник-романтик, посетил Марокко в 1832 году, и эта поездка побудила многих других художников-романтиков последовать его примеру. Делакруа известен своей экспрессивной и свободной кистью, динамичными композициями, авантюрными и экзотическими сюжетами и чувственным использованием цвета.

Следуя примеру Делакруа, Шассерё посетил Алжир в 1846 году, и мы можем проследить его путешествие по его записным книжкам, полным рисунков и акварелей. Эти предварительные исследования впоследствии вдохновят его на многие картины, созданные в Париже.

Преувеличенная экзотика восточного мира европейскими художниками началась в эпоху Возрождения. Вы можете увидеть это раннее развитие в картине «Прием послов в Дамаске» (1511). В восточных картинах, подобных этой, художник пытается создать сцену, которая захватывает и прославляет экзотическую природу этих ближневосточных стран. Однако эти сцены, как правило, переходят грань между прославлением и карикатурой. Многие из этих картин глубоко оскорбительны для культур, которые они изображают.

Увлечение ближневосточными сюжетами стало популярным в эпоху романтизма, когда появились такие картины с обнаженными женщинами, как «Великая одалиска» (1814) Жана-Огюста-Доминика Ингреса и «Женщины Алжира» (1834) Делакруа. Эти картины проецируют страхи и желания художников на ближневосточные и африканские сцены.

Женщины Алжира (1834): Эжен Делакруа

Когда эта картина была впервые показана в Париже в 1834 году, она вызвала большой ажиотаж. Мало того, что сексуальный подтекст картины шокировал парижское общество, на картине также изображено употребление опиума. В то время опиум изображался только в произведениях с участием проституток.

Эта картина также стала печально известной из-за того, как Делакруа смог изобразить мусульманских женщин, чьи покрывала делали их сложными для рисования. Секрет Делакруа заключался в том, что он смог сделать наброски некоторых из этих женщин во время своего визита в Марокко в 1832 году. Несмотря на сенсацию, король Луи Филипп приобрел картину и подарил ее Люксембургскому музею. Сейчас она висит в Лувре, наряду со многими другими его шедеврами.

Художник эпохи романтизма

Женщины Алжира в квартире («Женщины Алжира», 1834), Эжен Делакруа; Эжен Делакруа, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Техники акварели - исчерпывающее руководство по основам акварели

Музыка и романтизм

Как и в литературе и изобразительном искусстве, в музыке романтизма подчеркивается индивидуальность, субъективность, эмоциональная экспрессия и свобода самовыражения. Два композитора, в частности, преодолели разрыв между романтическим и классическим периодами. Эти два музыкальных художника — Франц Шуберт и Людвиг ван Бетховен. В течение некоторого времени музыкальные приемы, используемые этими двумя композиторами, были строгими, формальными и очень классическими. Однако именно использование ими программных элементов и передача сильной эмоциональности положили начало музыке эпохи романтизма.

Романтизм повлиял на музыкальный мир несколькими способами. Композиторы-романтики подняли оперу на новую высоту, появилось множество инноваций в музыкальных инструментах, которые позволили музыкантам и композиторам создать новые возможности драматического выражения.

Романтическая опера

Романтическая опера зародилась последовательно в Германии и Италии. В Германии романтическая опера зародилась благодаря творчеству Карла Марии фон Вебера и достигла кульминации в творчестве Рихарда Вагнера. Вагнер объединил в своих оперных произведениях различные элементы романтизма. От культа героя до пылкого национализма, экспрессивной музыки, экзотических костюмов и декораций, виртуозности вокала и оркестра.

В Италии Джоакино Россини, Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти были ведущими композиторами романтической оперы. Хотя эти композиторы развивали итальянскую романтическую оперу, именно благодаря Джузеппе Верди она достигла своего апогея.

Развитие музыкальных инструментов

Без инноваций в инструментальном репертуаре композиторы-романтики не смогли бы воплотить свои мечты в жизнь. Совершенствование и расширение инструментального репертуара позволило композиторам достичь новых уровней драматического выражения. Благодаря созданию новых музыкальных форм композиторы смогли по-новому выразить в музыке свою уникальную субъективность и сильную эмоциональность. К таким формам относятся ноктюрн, каприччио, мазурка, прелюдия, интермеццо и лид.

Композиторы-романтики часто находили вдохновение в национальных народных сказках, поэзии и легендах. Многие соединяли музыку и слова в таких формах, как инцидентная музыка, концертная увертюра и программно. Это уникальные черты, отличающие романтическую музыку.

На первом этапе романтизма доминировали многие известные композиторы, включая Феликса Мендельсона, Гектора Берлиоза, Ференца Листа и Фредерика Шопена. Каждый из этих композиторов расширил словарный запас гармонии до самых пределов, используя весь диапазон хроматической гаммы. Они также довели оркестровые инструменты до предела их выразительных возможностей и исследовали связь человеческого голоса и инструментов.

Музыка в эпоху романтизма

Партитура с автографом польского композитора Фредерика Шопена из его Полонеза ор. 53 ля бемоль мажор для фортепиано, 1842 год; Фредерик Шопен, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В период среднего романтизма на музыкальной сцене доминировали такие композиторы, как Петр Ильич Чайковский, Эдвард Григ и Антонин Дворжак. Эти композиторы создавали сложные, уникальные и очень эмоциональные произведения. Национализм в рамках романтизма начал проникать в музыку на этом этапе.

Такие композиторы, как Бедрих Сметана и Дворжак, объединяли национальные народные мелодии с выразительной музыкальностью, создавая фантастические и мощные произведения. Такие композиторы, как Жан Сибелиус, Эдвард Элгар, Рихард Штраус и Густав Малер, завершили последний этап романтической музыки.

Романтическая архитектура: Готическое возрождение

Как и в искусстве, литературе и музыке, романтическая архитектура отвергала идеалы неоклассического дизайна. Основным способом, которым романтическая архитектура подрывала неоклассический стиль, было обращение к историческим стилям. Архитекторы-романтики использовали стили разных стран и эпох, чтобы вызвать чувство экзотики и ностальгии. В романтической архитектуре преобладал стиль возрождения, подобный восточному возрождению и готическому возрождению.

Уже в 1740-х годах архитекторы начали включать в дизайн элементы готического стиля. Однако популярность готического возрождения возросла только в 1800-х годах. Роман Виктора Гюго «Горбун из Нотр-Дама» (1831) и спровоцировал популярность неоготической архитектуры. Возможно, самым ярким британским примером готического возрождения являются здания Парламента. Эти здания были спроектированы и перестроены архитектором Чарльзом Берри и А. В. Н. Пьюджином.

Романтическое искусство и литература

Горбун из Нотр-Дама (1831) Виктора Гюго; Виктор Гюго, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Романтизм во всем мире

Романтизм зародился в Германии, но вскоре стал популярен в Америке и многих европейских странах. Каждая страна имела свое собственное уникальное выражение романтизма, обусловленное национальной культурой и историей.

Французский романтизм

После Наполеоновских войн и изгнания Наполеона художники-романтики начали оспаривать неоклассические техники Жака Луи Давида. В отличие от немецких художников-романтиков, у французов был гораздо более широкий репертуар сюжетов, включая историческую живопись и портрет. Такие художники, как Эжен Делакруа и Жан-Леон Жером, открыли эпоху ориентализма своими красочными и драматически поставленными композициями различных частей Северной Африки.

Французские художники-романтики также экспериментировали со скульптурой. В частности, Жерико экспериментировал со скульптурами, включая работу 1818 года под названием «Нимфа и сатир», которая представляла собой бурную и наводящую на размышления встречу двух мифологических существ. Животные были самыми заметными объектами скульптур французских романтиков.

Знаменитое искусство романтизма

Сатир и нимфа (1817) Теодора Жерико; Теодор Жерико, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Художники смогли передать жестокость и агрессию диких зверей с такой нежной красотой. Эти работы — одни из лучших примеров того, как искусство пытается достичь возвышенного, создавая сцены ужаса и благоговения. Антуан-Луи Байре — самый известный французский скульптор животных.

Английский романтизм

В Англии романтизм наиболее ярко проявился в литературе и пейзажной живописи. В отличие от драматических пейзажей, которым отдавали предпочтение немецкие художники, английские пейзажисты были гораздо более натуралистичны. С 1803 года была основана группа пейзажистов Норвичской школы. Джон Кром был видным членом-основателем. Эта группа проводила ежегодные выставки с 1805 по 1833 год. Многие члены группы, включая Крома, занимались живописью на пленэре.

Говоря об английских романтических пейзажах, нельзя обойти вниманием влияние Джона Констебла. Будучи одним из самых выдающихся романтических пейзажистов, Констебл вложил глубокую чувствительность в свое пристальное наблюдение за природой. На Эжена Делакруа оказало большое влияние то, как Констебль использовал мазки белого и локального цвета для имитации проблесков света.

Если говорить об использовании цвета, то Дж. М. У. Тернер был самым радикальным художником-романтиком. Тернер был затворником и эксцентриком и работал в гравюре, акварели и масле. Используя быстрые мазки цвета, Тернер мог создавать динамичные композиции с потрясающими световыми эффектами.

Знаменитое искусство романтизма

Боевая яхта «Téméraire», отбуксированная к своему последнему причалу, чтобы быть разбитой, 1838 (1839) г. Дж. М. У. Тернер; Дж. М. У. Тернер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Американский романтизм

Центром романтизма в Америке была школа реки Гудзон. В период с 1825 по 1875 год американские художники-романтики нашли свое главное выражение в пейзажной живописи. Коул, безусловно, является самым известным представителем этой группы, но начало ей положил Томас Доути. В работах Доути подчеркивалась тихая неподвижность природы.

Фредерик Эдвин Черч также был влиятельным членом этой группы художников-пейзажистов, наряду с Ашером Б. Дюраном и Альбертом Бьерстадтом. Большинство этих художников сосредоточились на изображении Катскиллов, Белых гор и Адирондаков на северо-востоке Америки.

Постепенно американские художники-романтики начали двигаться в сторону Южной и Западной Америки, а также пейзажей Латинской Америки. Как и многие английские пейзажисты, американские художники-романтики использовали эскизы, сделанные на открытом воздухе, для создания картин в своих студиях. Пейзажи американских романтиков — это зачастую очень драматичные, подавляющие и внушающие благоговение виды.

Романтизм был естественной реакцией против строгих, догматических правил неоклассического периода. Перед лицом идеалов Просвещения, которые ценили рациональное мышление и логику, художники-романтики подчеркивали эмоциональность, неконтролируемость природы и субъективность каждого человека. Эти романтические черты пронизывали все виды искусства XVIII века, от литературы до музыки, изобразительного искусства и архитектуры.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий