Ракурс — руководство по ракурсным рисункам и картинам

Содержание

Искусство форсайта

Ракурс — относительно неизвестный термин, но это вековая художественная практика для точной передачи перспективы. Если вы задаетесь вопросом «Что такое ракурс?», то вы, конечно, не одиноки. Ракурс — довольно сложный для освоения навык, но он может значительно улучшить любое произведение искусства. В этом посте мы надеемся познакомить вас с историей, видами и техникой ракурса, чтобы вы могли начать использовать его в своих работах.

Оглавление

Можно ли получить определение ракурса?

На самом базовом уровне ракурс — это техника перспективы, с помощью которой художник может создать иллюзию удаляющихся вдаль объектов. Укорачивая объект, любой художник может заставить его казаться более далеким. Эта практика помогает максимально увеличить размеры и глубину рисунков или картин. Технику укорачивания можно использовать для любого нарисованного объекта, от фигуры до пейзажа. Вы будете поражены тем, насколько сильно искусство ракурса может поднять ваши композиции.

Как визуализировать ракурс

Поскольку мы говорим о визуальной перспективе, возможно, проще всего понять ракурс, визуализировав его. Вот небольшое упражнение с примерами ракурсов:

  • Поднимите руку и расположите ее перед телом. Согните локоть так, чтобы предплечье было параллельно груди.
  • Посмотрите на видимую длину предплечья и каждого пальца в этом положении. То, что вы видите здесь, — это ограниченное укорочение предплечья.
  • Теперь вытяните всю руку перед собой. Теперь вы увидите, что с этой точки зрения ваше предплечье и пальцы кажутся намного короче.
  • Хотя пальцы и предплечье могут казаться короче, чем перед грудью, их реальная длина не изменилась. Такая перспектива является крайним ракурсом.

Определение ракурса

Всякий раз, когда вы пишете или рисуете объект в трехмерном пространстве, вам придется использовать некоторую степень ракурса. Вы можете использовать определение ракурса, чтобы придать дополнительную степень реализма любой композиции. При рисовании фигур ракурс непосредственно влияет на пропорции тела и каждой конечности.

Например, если бы вы рисовали фигуру, лежащую на спине ногами к вам, то для создания иллюзии трехмерности и глубины вам пришлось бы рисовать ноги намного больше, чем голову.

Хотя приведенный выше пример визуализации относится к рисованию фигур, ракурс также является фундаментальной частью рисования трехмерных пейзажей. Один из наиболее распространенных примеров искусства ракурса в пейзажах — это изображение длинной прямой дороги, окруженной деревьями. По мере того, как дорога уходит вдаль, два края, кажется, приближаются друг к другу, и если бы вы могли продолжать картину бесконечно, два края могли бы соприкоснуться. Деревья, окаймляющие дорогу, также будут становиться меньше по мере удаления дороги вдаль.

Краткая история ракурса

Ракурс стал популярен в эпоху раннего Возрождения. Андреа Мантенья был одним из первых пионеров ракурса. Картины Мантеньи, di sotto in su (1465-74) и «Оплакивание Христа» (1480), являются примером этой иллюзорной техники. В «Оплакивании» грудь и ноги Христа укорочены, что создает ощущение пространства и глубины.

Экстремальное ракурсное искажение

Оплакивание Христа (1480), Андреа Мантенья; Андреа Мантенья, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Наряду с Мантеньей, Винченцо Фоппа и Паоло Уччелло стали пионерами техники ракурса. Лука Синьорелли, современник Мантеньи, также прославился техникой ракурса, которую можно увидеть в его фресках «Страшный суд» (1499-1503).

В эпоху Высокого Возрождения следующим великим мастером ракурса стал Микеланджело. В своих фресках «Бытие», в частности «Отделение света от тьмы», Микеланджело укорачивает тело бога, в результате чего он кажется возвышающимся над зрителем.

Вслед за Микеланджело, Корреджо, один из величайших художников, вышедших из пармской школы, использовал драматические приемы укорачивания. Успение Богородицы (1526-30) — одна из самых знаменитых работ Корреджо, которая повлияла на ряд других произведений, включая «Аллегорию божественного провидения» Палаццо Барберини (1633-39).

Примеры форсайта

Деталь картины Корреджо «Успение Богородицы» (1526-30); Антонио да Корреджо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Паоло Веронезе был еще одним великим сторонником техники ракурса. Потолочные росписи Веронезе для библиотеки Марчиана и Дворца дожей сделали его мастером ракурса. Веронезе смог объединить героическую фигуру Микеланджело с тонкой образностью Корреджо.

В эпоху рококо Джамбаттиста Тьеполо был самым значительным сторонником техники ракурса. Фрески Тьеполо на потолке парадной лестницы резиденции в Вюрцбурге не только являются одними из его величайших работ, но и служат примером невероятного использования ракурса и потрясающего мастерства.

Эффекты ракурса

В зависимости от степени укорочения эффект будет разным. Основными эффектами ракурса при рисовании являются:

  • Объекты вдали будут казаться более сжатыми и короткими, чем они есть на самом деле.
  • Объекты, расположенные ближе к зрителю, будут перекрывать те, что находятся позади.
  • По мере удаления объектов на задний план они будут казаться уменьшенными в размерах.
  Казимир Малевич - взгляд на художника, стоящего за творчеством Казимира Малевича

Хотя в искусстве ракурса, безусловно, есть математические основы, нам, как художникам, не нужно быть настолько точными. Вы можете проработать относительные углы, чтобы определить идеальную перспективу ракурса, но мы не считаем, что это необходимо для освоения техники. В конечном счете, все, чего мы хотим, — это чтобы наши картины и рисунки выглядели правильно, и вы можете добиться этого, не заботясь о математике.

Изучение техники ракурса

В зависимости от объектов, которые вы хотите изобразить, вы можете использовать различные техники ракурса. Существует несколько доступных вариантов, и вы можете попробовать их все, чтобы найти тот, который подходит вам лучше всего. Как и в искусстве, художественные техники адаптируемы и уникальны для каждого человека. Если вы обнаружите, что сочетание двух методов помогает вам передать трехмерную перспективу — это прекрасно.

Что такое ракурс

Некоторые моменты, которые следует учитывать при ракурсе

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению различных техник ракурса, необходимо учесть несколько моментов. Обращение к этому списку по мере того, как вы начинаете свой путь к ракурсу, поможет вам быстрее освоить этот навык и сделать весь процесс немного проще.

Совет первый

Первый совет — подумайте, где в пространстве находится объект, который вы хотите нарисовать. Мы имеем в виду, где находится объект по отношению к вам, зрителю? Объект вашей картины или рисунка движется от вас или к вам? Какие части объекта находятся дальше от вас, а какие — ближе? Как далеко от вас находится объект? Все эти вопросы необходимо держать в голове, когда вы только начинаете практиковать технику ракурса.

Совет второй

Второй совет — использовать линии перспективы. Использование линий перспективы — фантастический инструмент для тех, кто только начинает рисовать ракурс. Эти линии простираются от одной точки на горизонте. Использование линий перспективы поможет вам определить размер объектов относительно друг друга и их окружения по мере удаления вдаль. Использование карандаша для наброска перспективных линий на ранних стадиях работы над рисунком или картиной может значительно облегчить работу над ракурсом.

Третий совет по ракурсу

Третий совет для начинающих ракурсологов — искать основные формы, которые накладываются друг на друга. Ракурс гораздо легче понять, когда вы можете разбить объект на основные формы. Относительное перекрытие между объектами, находящимися в передней части кадра, и объектами, расположенными дальше, является одной из основ ракурса. Разбив крупный объект на простые формы, можно значительно упростить его расположение и определить области перекрытия.

Ракурс

Совет четвертый

Четвертый совет заключается в том, чтобы рисовать объект так, как будто вы видите его насквозь. Мы имеем в виду, что вы должны рисовать сквозь объект, как будто вы рисуете куб в трехмерном пространстве. Такая практика позволит вам проследить контуры объекта на всем его протяжении, а это, в свою очередь, поможет вам понять форму в целом и то, как она располагается в пространстве.

Совет пятый

Пятым советом является уделение внимания важным контурам и краям выбранного вами объекта. Вы обнаружите, что некоторые края объекта будут более четкими, чем другие, при определенном ракурсе. Определите, какие края будут выделяться больше, и подчеркните их — это сделает ракурс гораздо более эффективным.

Шестой совет по ракурсному искажению

Шестой совет для тех, кто начинает работать с ракурсами, заключается в обеспечении непрерывности. Разбиение объекта на перекрывающиеся фигуры может привести к разрозненной композиции. Давайте нарисуем руку, вытянутую в сторону от вас.

Форма запястья и большого пальца будут пересекаться. Это наложение может привести к нарушению непрерывности формы руки. Мы предлагаем выбрать несколько более длинных, размашистых линий на руках и немного подчеркнуть их. Выделение этих линий поможет сохранить непрерывность всей композиции.

Совет седьмой

Наш последний совет — это скорее личное предпочтение: В зависимости от стиля, которого вы хотите достичь, вы можете преуменьшить или преувеличить укорочение. Преуменьшение эффекта укорочения может сделать вашу работу более плоской и почти карикатурной. В качестве альтернативы можно усилить драматизм композиции, преувеличив эффект ракурса.

Как укоротить фигуру

Человеческое тело — одна из самых сложных форм для изображения, и если вы ошибетесь, это будет очень заметно. Рисование человеческой фигуры в необычном ракурсе может быть еще более сложным. Использование техники ракурса очень важно для рисования реалистичной и пропорциональной фигуры в пространстве.

В следующем разделе мы рассмотрим три метода, которые можно использовать для искажения человеческой фигуры. В зависимости от вашего уникального стиля и процесса, вы можете предпочесть один из этих методов другим. Мы рекомендуем поэкспериментировать и определить, что лучше всего подходит именно вам.

Ракурс рисунка

Четырехэтапный метод форэскиза фигуры

Рисуя фигуру под экстремальным углом, мы должны понимать, как перспективное искажение повлияет на наши линии. В следующем разделе мы расскажем вам о четырех шагах, которые вы можете использовать, чтобы попрактиковаться в укорачивании человеческой фигуры.

Шаг первый: визуальное измерение фигуры

При рисовании фигуры в перспективе первым шагом является визуальное измерение высоты. Ваше измерение не обязательно должно быть абсолютно точным, но в зависимости от перспективы, в которой вы рассматриваете фигуру, оно может сильно отличаться. Проведите линию, обозначающую высоту фигуры от ступней до головы. Эта линия может быть изогнутой или под углом, в зависимости от выбранной перспективы.

  Автопортрет Ван Гога - некоторые из самых известных автопортретов Ван Гога

Проведение этой линии — важный первый шаг, так как она гарантирует, что вся фигура поместится на странице. Эта линия поможет вам при планировании остальных пропорций фигуры. Если вы смотрите на фигуру с крайнего угла, например, сверху, вы заметите, что линия намного короче.

Шаг второй: наметить другие пропорции

На втором этапе форэскиза фигуры вы будете использовать больше линий, чтобы наметить другие пропорции. Вам нужно будет нарисовать линии для талии и плеч вашей фигуры. И снова форма и длина этих линий будет зависеть от вашей точки обзора и положения фигуры.

Эти линии могут быть слегка изогнутыми, и расстояние между ними также будет зависеть от того, где находится фигура по отношению к вам. Линия для плеч будет намного длиннее, чем для талии. Если вы нарисуете фигуру сверху, то заметите, что расстояние между ногами и талией намного короче.

Ракурсные рисунки

Шаг 3: Рисование фигуры

Да, вы правильно прочитали. На следующем этапе вам нужно уточнить структуру фигуры, нарисовав линию, которая следует за каждой конечностью. Вы должны подойти к этому шагу так, как если бы вы рисовали костную структуру человеческой фигуры. Когда дело доходит до туловища, вместо того, чтобы рисовать центральную линию, нарисуйте геометрическую форму. Использование геометрических фигур даст вам лучшую структуру, с которой вы сможете работать в дальнейшем. Вы также можете использовать геометрические фигуры для изображения ног и рук.

Шаг четвертый: Облагораживание фигуры

На этом этапе у вас есть все основные пропорции фигуры. Теперь вы можете приступить к созданию человеческой формы, рисуя контурные линии. На этом этапе вы можете исследовать свои идеи и пробовать новое. Вы можете дорисовывать фигуру как угодно много или мало. Если вы хотите добавить одежду и сложные детали, то сейчас самое время. Вы можете преувеличивать или преуменьшать степень форсайта, который вы применяете к фигуре, пока не будете удовлетворены окончательным вариантом.

Если вы хотите попрактиковаться в рисовании фигур, эта простая четырехэтапная техника форэскизов — отличный способ освоить пропорции и перспективу. В кратчайшие сроки вы сможете создавать прекрасные рисунки фигур в различных ракурсах и положениях.

Техника геометрии для форсайта фигур

Техника геометрии похожа на четырехэтапный метод, описанный выше, но она предполагает разбиение тела на различные формы. Когда вы пытаетесь разобраться в анатомии человека и одновременно пытаетесь укоротить фигуру, разбивка тела на простые геометрические фигуры может быть очень эффективной. При таком подходе нет никаких правил или специальных техник, но вам нужно наблюдать за фигурой и обрисовывать ее с помощью различных форм.

Попробуйте представить конечности в виде трехмерных сужающихся цилиндров, а туловище — в виде различных кубоидов или прямоугольников. Формы, которые вы используете, скорее всего, будут меняться для каждой фигуры, которую вы рисуете, в зависимости от ее размера и точки обзора. Частью этого процесса является выяснение того, как каждая из этих форм сочетается друг с другом. Как только вы определите основные формы и пропорции фигуры в виде простых геометрических фигур, вы сможете сгладить края вашей укороченной фигуры.

Пропорции для рисования ракурса

Техника спирали или спирали для форсайта фигур

Спиральная или спиральная техника форсайта — это немного более сложная техника, но она очень хорошо подходит для создания трехмерных фигур. В основе техники спирали лежит построение трехмерности с помощью концентрических спиралей, которые следуют контурам тела. Наш совет о рисовании через объект особенно актуален для этой техники. Вы не просто рисуете двухмерное изображение фигуры.

Когда вы пробуете эту технику, вы должны использовать карандаш очень легко. Результат будет немного неаккуратным, и вам придется изрядно попотеть. На горизонтальных или вертикальных частях тела ваши витки будут казаться плоскими. Когда форма фигуры начнет двигаться по направлению к вам, например, нога вытянется в вашу сторону или в сторону от вас, ваши спирали превратятся в почти круги. Таким образом, вы можете очень эффективно отобразить меняющуюся форму. Эта техника может быть чрезвычайно полезна для привыкания к контурам человеческой формы.

Как ракурсировать пейзажи

Как правило, ракурс менее сложен и менее очевиден в пейзажных сценах, но он не отсутствует. Пейзажистам также необходимо знать, как создавать ракурсные рисунки, которые повышают реалистичность и создают ощущение глубины. Например, эффект ракурса можно увидеть на мосту через реку в картине Исаака Левитана «Тихая обитель (или Тихий монастырь)». Вот несколько примеров ракурса, которые можно встретить в пейзажных композициях:

  • Дорога или река, извивающаяся вдаль.
  • Ветка дерева, уходящая в сторону или в сторону от зрителя.
  • Упавшее дерево.
  • Океанская волна, набегающая под острым углом.

Перспектива одной точки

Ракурс в пейзажах основан в основном на одноточечной перспективе. Одноточечная перспектива предполагает использование одной точки схода для создания глубины и размеров в картине или рисунке. Эта перспектива, вероятно, является самой простой формой линейной перспективы, и, освоив ее, вы сможете значительно улучшить ракурс.

  Какие цвета делают черный? - Руководство о том, как сделать черную краску

При работе с одноточечной перспективой нужно исходить из того, что все плоскости объекта, обращенные к нам, не имеют глубины. Стороны, которые простираются от нас до точки схода на горизонте, имеют глубину. Точка схода — это точка на горизонте, в которой сходится ваша перспектива. Эта точка схода может находиться в любом месте горизонта. Если, например, вы рисуете дорогу, уходящую вдаль справа, то точка, в которой дорога упирается в край бумаги или в горизонт, будет вашей точкой схода.

Знаменитые ракурсы в искусстве

Тихий монастырь (1890) Исаак Левитан; Исаак Левитан, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Упражнения для ракурса

Как и во всех других творческих начинаниях, вы сможете стать лучше в ракурсе, только практикуясь. Знание теории поможет вам пройти лишь часть пути, и вам всегда нужно применять теорию на практике. С практикой ваш глаз естественным образом начнет различать геометрические формы и собирать информацию о перспективе.

Ваша рука начнет инстинктивно понимать, где нужно приложить ручку к бумаге, и весь процесс станет намного проще. Существует несколько упражнений на ракурс, которые помогут вам натренировать глаз и руку и значительно улучшить технику ракурса.

Первое упражнение на ракурс

Первое упражнение предполагает использование резкого или экстремального ракурса для рисования простых фигур. Это упражнение может быть простым — поместить бутылку с водой намного выше линии глаз и преувеличить эффект ракурса. Чем больше объектов вы будете использовать для этого упражнения, тем лучше у вас будет получаться укорачивать различные предметы разной формы.

Второе упражнение на укорачивание

Второе упражнение является продолжением первого. В этом упражнении вы будете рисовать один и тот же объект в разных ракурсах и с разной степенью ракурса. Подобная практика очень поможет вам в умении изображать фигуры в различных позах и ракурсах.

Перспектива ракурса

Третье упражнение на укорачивание

Третье упражнение, которое мы рекомендуем, включает в себя рисование нескольких фигур, которые накладываются друг на друга. Очень редко вы будете рисовать или раскрашивать одинокие объекты. Ваши композиции почти всегда будут включать в себя несколько объектов или, по крайней мере, несколько форм. Наложение фигур друг на друга является основополагающим аспектом форэскиза фигур, поэтому освоение этого упражнения будет невероятно полезным. Сцены натюрморта, включающие несколько объектов, являются лучшей темой для этого упражнения на ракурс.

Четвертое упражнение на ракурс

Четвертое упражнение, которое мы можем вам порекомендовать, — это срисовывать шедевры, в которых используется ракурс. Мы не имеем в виду, что вы должны посетить галерею с перманентным маркером. Вместо этого попробуйте распечатать картины таких мастеров ракурса, как Микеланджело, и потренируйтесь рисовать поверх них. Это упражнение особенно полезно для тех, кто хочет освоить ракурс фигур, и вы можете использовать различные картины с фигурами в разных ракурсах.

Пятое упражнение на укорачивание

Последнее рекомендуемое упражнение — использование перспективы одной точки и перспективных линий. Если вы художник-пейзажист, это лучшее упражнение для отработки техники ракурса. Вы можете использовать одноточечную перспективу и перспективные линии для рисования чего угодно, и чем больше вы будете практиковаться, тем легче вам будет даваться ракурс.

Ракурс рисования

Перспективный набросок шариковой ручкой, Мауро Катеб; Mauro Cateb, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В заключение: Каковы основные выводы, сделанные при работе с ракурсом?

Хотя этот термин относительно неизвестен, вы найдете ракурс во многих произведениях искусства, если поищете его. Ракурс придает композиции большую глубину и трехмерность, что в конечном итоге повышает реалистичность. Вопрос ракурса заключается не в том, существует ли он, а скорее в том, в какой степени он используется в конкретном произведении.

Предметы в ракурсе будут казаться уменьшающимися в размерах по мере удаления от зрителя. Формы искаженных объектов становятся более сжатыми и начинают накладываться друг на друга, чем дальше они находятся от точки зрения зрителя.

Если бы вы действительно захотели, вы могли бы разработать математическую логику, лежащую в основе ракурса, но она не обязательно должна быть такой точной. Вы можете преувеличивать или преуменьшать ракурс в своих собственных композициях, чтобы добиться различных эффектов.

Рисование через объект и признание его трехмерности — важная часть ракурса. Лучший способ научиться укорачивать любой объект — это просто практика. Существует несколько упражнений по ракурсу, которые можно использовать для тренировки глаза и руки.

Часто задаваемые вопросы

Что такое ракурс в искусстве?

Ракурс — это техника перспективы, которая помогает художникам передать ощущение глубины и перспективы в своих работах. Ракурс предполагает разбиение объекта или фигуры на составные части и изменение размеров, чтобы сместить точку обзора.

Когда ракурс стал популярным?

Ракурс стал очень популярным среди художников в эпоху Возрождения. Такие художники, как Микеланджело и Андреа Мантенга, являются особенно известными художниками, которые специализировались на технике ракурса. С эпохи Возрождения ракурс стал неотъемлемой частью творчества многих художников.

Как укоротить фигуру?

Ракурс человеческой фигуры может быть очень сложным, если вы только начинаете. Существует несколько техник форсайта, которые вы можете попробовать, включая технику спирали и геометрических фигур. Мы также рассмотрим четырехэтапную технику форсайта для фигур, которую мы настоятельно рекомендуем начинающим.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий