Психоделическое искусство — исследование психоделической эстетики в искусстве

Психоделическое искусство

Возникнув в середине 1960-х годов, психоделическое искусство стало формой графического искусства, которая создавала визуальные образы, вдохновленные психоделическими наркотиками и галлюцинациями. Также известные как психоделия, созданные произведения искусства обычно отличались полным спектром ярких цветов, а также мультипликацией и анимацией, чтобы вызвать психоделический опыт при просмотре работ. Эволюция психоделического искусства считается прямым предшественником развития и последующей популярности всего воображаемого искусства, существующего сегодня.

Оглавление

Что такое психоделическое искусство?

Психоделическое искусство относится ко всем художественным произведениям, появившимся в конце 1960-х годов, которые пытались изобразить внутренний мир психики с помощью невероятно графических и визуальных образов. При этом «психоделическим» называлось искусство, которое, казалось, воссоздавало переживания и галлюцинации, обычные после приема психоделических наркотиков, таких как ЛСД и псилоцибин.

Термин «психоделический» был придуман британским психологом Хамфри Осмондом после его обширной работы с психоделическими наркотиками. Осмонд заявил, что это слово используется для обозначения типа «проявления сознания», которое происходит после употребления наркотиков, а его термин стал обозначать эмоции, испытываемые после просмотра психоделических произведений искусства. Психоделика — это понятие, образованное от древнегреческих слов «psychē», что означает «душа», и «dēloun», что означает «раскрывать».

Эстетика психоделики

Мозг (обкуренный) (1982) Ханно Карлхубера, из серии «Энергия пространства». Всасывание в комнату создается источником света. В данном случае источник света закрыт. Парящий человек может быть интерпретирован как находящийся во власти, космические камни — как препятствия. Это натуралистическое описание психических состояний; Hanno Karlhuber, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Помимо впечатлений от просмотра психоделического искусства, название жанра отсылало к наркотикам, которые были популярны в молодежной культуре в период расцвета движения. Произведения искусства, которые подчеркивали невероятно искаженные и почти сюрреалистические качества за счет использования чрезмерного количества цвета, считались психоделическими, поскольку считалось, что они изображают внутреннюю работу разума.

В период психоделического искусства наряду с произведениями искусства использовались различные творческие средства. Сюда входили рок-музыка, обложки альбомов, концертные плакаты, фрески, комиксы, жидкие световые шоу и многое другое. Несмотря на принадлежность к творческому миру, эти произведения искусства были связаны общей попыткой создать калейдоскопически вихрящиеся цветовые узоры, вызывающие иллюзии типа ЛСД.

Это триппи-искусство натолкнуло на мысль о том, что измененные уровни сознания, вызванные психоделическими наркотиками, на самом деле являются источником художественного вдохновения. Кроме того, развитие психоделического искусства считалось радикально прогрессивным, поскольку созданные произведения затрагивали многие актуальные политические, социальные и духовные вопросы, характерные для эпохи 1960-х годов.

История психоделического искусства

Считается, что истоки психоделического искусства связаны с открытием ЛСД Альбертом Хофманом в 1943 году. Хофманн исследовал потенциальные производные лизергиновой кислоты и начал синтезировать ЛСД, пытаясь получить стимулятор дыхания и кровообращения, который не оказывал бы никакого влияния на матку. Отложив препарат на некоторое время, Хофманн снова начал экспериментировать с ним и случайно поглотил небольшое его количество, что привело его к открытию мощного воздействия препарата.

Развитие психоделиков позволило художникам и поэтам исследовать, и эта новая форма триппи-искусства была быстро и полностью принята в художественных сообществах. Это было связано с тем, что произведения искусства представляли собой нечто большее, чем просто визуальное отображение галлюцинаторных переживаний художников, поскольку в них экспериментировали с многочисленными визуальными стилями и приемами корпоративной рекламы, характерными для 1960-х годов. Хотя многие ассоциируют психоделическое искусство с наркотиками и рок-музыкой, эта форма искусства существовала еще до появления психоделического рока на музыкальной сцене.

Таким образом, психоделическое искусство поддерживало идею создания произведений, которые бросали вызов традиционным ограничениям, связанным с формальным искусством, что пробовали многие художники предыдущих движений. Сильно вдохновленная предыдущим движением модерн, которое протестовало против революционных изменений, связанных с промышленной революцией, психоделическая эстетика приняла концепцию бунтарства в создаваемых произведениях искусства и оспаривала военно-промышленный комплекс 1960-х годов.

Психоделические цвета

Печать Peace Now (формат плаката), между 1965 и 1975 годами; Gemini Enterprises, издатель, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Рассматриваемый как альтернатива мейнстримовому дизайну, художники заимствовали элементы из других стилей и включали психоделические узоры и рисунки, так что он возник как совершенно новый вид искусства. В произведениях искусства, выполненных в психоделической эстетике, использовались интенсивно контрастные цвета, способные заставить глаза зрителя вибрировать после просмотра работы, что было явной отсылкой к ЛСД-трипу. Бескаркасная техника психоделических рисунков также имитировала опыт и состояние, изменяющее сознание, связанное с кайфом.

Художники приняли появление психоделического искусства, поскольку оно существовало как одно из первых по-настоящему освободительных движений, которое дало художникам свободу, которой они жаждали от традиционного художественного общества. Произведения искусства, созданные в это время, отражали тот тип свободы, который могли дать только наркотики, что позволило художникам открыто исследовать различные пути, чтобы найти свое вдохновение.

Однако эта связь между триппи-артом и галлюциногенными наркотиками не всегда воспринималась хорошо, что привело к резкой критике самого стиля искусства. Некоторые критики считали, что художники просто воссоздают свои собственные визуальные впечатления от приема наркотиков, что придает их искусству очень низкую эстетическую ценность.

Несмотря на эту критику, некоторые люди гораздо меньше осуждали психоделическую эстетику в целом, что позволило им выявить связь между психоделическим искусством и другими культовыми жанрами, такими как модерн, оп-арт и сюрреализм.

Оп-арт оказал большое влияние на развитие психоделического искусства, поскольку этот стиль достиг значительного успеха благодаря использованию принципов оптики и иллюзий, благодаря которым произведения искусства казались вибрирующими и движущимися. Другое большое влияние оказало движение поп-арт, которое пропагандировало расширяющуюся культуру товара и создавало массовые репродукции идентичных и известных изображений. Оба этих художественных жанра были важнейшими предшественниками зарождающейся сцены психоделического искусства, поскольку они оказали большое влияние на его стиль.

Движение психоделического искусства 1960-х годов оказало сильное влияние на художников комиксов того времени, которые продолжили создавать альтернативный и революционный тип искусства комиксов, ставший известным как «Underground Comix». Создание комиксов также привело к появлению концертных плакатов и обложек альбомов таких групп и исполнителей, как The Who и Джими Хендрикс, причем психоделическое искусство рассматривается как основное влияние на развитие этих видов художественного творчества.

Психоделическая иллюстрация

Иллюстрация из андеграундного комикса «Remembering Be-Ins», American Splendor #1, 1976. Рассказ Харви Пекара, рисунок Брайана Брэма; Брайан Брэм, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Как искусство комиксов, так и искусство, связанное с музыкой, использовало знаковые черты, обычно ассоциирующиеся с известными психоделическими произведениями, которые были очень сатирическими по своей природе. Психоделическое искусство было описано как визуально захватывающее, несмотря на то, что некоторые люди считали, что это искусство, по всей видимости, пропагандирует употребление запрещенных веществ. Поскольку психоделическое искусство ассоциировалось с культурой наркотиков, музыкальные фестивали, такие как Вудсток, стали типичным примером психоделических рисунков и плакатов, созданных в этом стиле.

  Майя Лин - взгляд на жизнь и творчество архитектора Майи Лин

Первые примеры психоделического искусства были скорее литературными, чем визуальными, но после появления таких движений, как сюрреализм, этот жанр постепенно превратился в более визуальный. С развитием психоделического искусства по мере дальнейшего освоения цифровой эпохи, эта эстетика 1960-х годов прочно вошла в популярную культуру, дизайн и корпоративную рекламу.

Понятие измененного состояния сознания, по сути, и стало основой движения психоделического искусства, поскольку для воссоздания калейдоскопических галлюцинаций использовались различные визуальные стили.

Психоделическое искусство оказало влияние на многие аспекты популярной культуры, такие как образ жизни, язык, литература, философия, искусство, музыка и одежда, и считается одним из самых визуально эксплуатируемых стилей в дизайне.

Психоделическая фреска

Картина, изображающая настенную живопись известных исполнителей семидесятых годов зимой; Alain Bertrand, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Психоделическое контркультурное искусство 1960-х годов

Контркультурное движение 1960-х годов было антиэстеблишментной культурной сенсацией, которая развивалась во всем западном мире в течение примерно 10 лет. Движение набрало силу во время движения за гражданские права в Америке и развивалось в ответ на радикальное расширение военного участия во время войны во Вьетнаме. Поскольку мысли и идеи начали развиваться в ответ на растущее экспериментирование с психоактивными препаратами, психоделическое искусство возникло как основной результат контркультурного искусства.

Эволюция психоделического искусства 1960-х годов была связана с политическими и социальными ценностями, которые стали очевидны в послевоенной Америке. Поколению бэби-бум приписывают создание психоделического искусства и более широкого психоделического движения, которое проявилось и в других видах искусства. Эта группа людей начала протестовать против культурных ценностей, которые поддерживались старшими поколениями, таких как полное принятие сегрегации, войны и общественных кодов капиталистической и материалистической Америки 1950-х годов.

Контркультура быстро отвергла культуру мейнстрима в пользу создания более новой и заметной культуры. Это было сделано через привлечение внимания к восточной духовности и открытое исследование недавно открытой сексуальной свободы на заре 1960-х годов. Вклад новых музыкальных жанров оказался значительным в развитие эпохи контркультуры, психоделический рок быстро стал ведущим жанром музыки, сопровождаемый бесчисленными концертными плакатами и обложками альбомов, выполненными в уникальном психоделическом иллюстративном стиле.

Психоделическое искусство 1960-х годов

Почтовая марка, посвященная выставке Expo 1974; USPS, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Контркультурное движение 1960-х годов «Психоделическое искусство» привело к появлению лучших художников-плакатистов этой эпохи, среди которых были работы художников из Сан-Франциско Питера Макса, Уэса Уилсона и Виктора Москосо. Эти художники, а также многие другие, создали одни из самых важных и знаковых примеров психоделических рисунков, появившихся в этот период художественного творчества. Рисунки и иллюстрации, созданные этими художниками, сформировали совершенно новое поколение начинающих музыкантов и их обложки.

Хотя контркультура автоматически ассоциировалась с сообществом хиппи 1960-х и 1970-х годов, это позволило сцене психоделического искусства расти и расширяться, пока она не приобрела международный масштаб. Хотя Сан-Франциско оставался центром психоделического искусства в 1970-х годах, стиль достиг Великобритании и начал оказывать влияние на художников-оп-арта, которые стали включать психоделические рисунки, создающие оптические иллюзии, в свои произведения.

Хотя критики быстро отбросили это движение с точки зрения его эстетической ценности, психоделическое искусство оказалось не таким уж незначительным, как его представляли вначале. Движение сыграло доминирующую роль в появлении и доминировании контркультуры в эту эпоху, что способствовало его широкому признанию и последующему успеху.

Психоделическое искусство в корпоративной рекламе

К концу 1960-х годов коммерческие возможности, связанные с психоделическим искусством, было очень трудно игнорировать. Корпоративная реклама в это время, как правило, содержала психоделические рисунки и темы, которые включали в себя множество цветов, чтобы оставаться актуальными для развивающейся культуры того времени. Однако между продукцией и корпоративным имиджем проводилось четкое разделение, причем психоделические черты часто держались на расстоянии вытянутой руки от профессионального изображения, чтобы сделать различие четким.

Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть, что не все компании приняли особенности новой психоделической эры, при этом большой контраст стал очевиден в некоторых рекламных объявлениях и соответствующих предприятиях. Рекламные ролики, содержащие цветовые вихри, имитирующие ЛСД-трип, располагались отдельно от нейтрально структурированных и деловых логотипов компаний, чтобы подчеркнуть, что не все компании согласны с убеждениями, относящимися к психоделической эстетике.

Несмотря на смешанные эмоции, связанные с ростом психоделического искусства, некоторые компании явно ассоциировали себя с этой эстетикой. Среди тех компаний, которые, казалось, одобряли психоделию в своей рекламе, были универмаг Neiman Marcus и телерадиовещательные компании CBS и NBC, которые в 1968-1969 годах запустили рекламные ролики с психоделическими элементами.

Более явное упоминание было сделано компанией Campbell’s в 1968 году, которая для рекламы своего супа выпустила плакат с надписью «Turn your wall souper-delic!». На плакате были изображены два человека в яркой одежде, на которой были изображены вихревые и триппи узоры, а фон был окрашен в яркие психоделические цвета.

При просмотре рекламы она стала автоматически ассоциироваться с эпохой психоделического искусства благодаря включенным в нее элементам и продемонстрировала, что некоторые компании начали менять свое отношение к этому стилю.

К началу 1970-х годов все больше рекламодателей начали использовать черты психоделического искусства в попытке продать бесчисленные потребительские товары. Такие товары, как автомобили, сигареты, средства для волос и колготки, подвергались в рекламе калейдоскопическим актам насмешливого бунтарства. Благодаря всем работам, созданным художниками, дизайнерами и писателями во время развития эпохи, психоделическое искусство претерпело большой семантический сдвиг и внезапно стало символизировать все, что в молодежной культуре было крутым, уникальным и невероятно модным.

Сам термин «психоделика» претерпел искажение, и многочисленные компании начали вскакивать на ноги, чтобы представить свою продукцию наиболее подходящим образом для целевых групп, помешанных на психоделике. Это привело к тому, что к середине 1970-х годов движение психоделического искусства было широко включено в основную коммерческую деятельность, которая интегрировала именно ту систему капитализма, за отход от которой так неустанно боролось движение хиппи.

Сегодня причина, по которой мы считаем психоделическое искусство таким китчевым и аляповатым, кроется в его активном присутствии в корпоративной рекламе.

В 1960-х и 1970-х годах концепция психоделического искусства претерпела значительные изменения в своем понимании и востребованности на рынке, превратившись из совершенно возмутительного движения в нечто, что присутствовало почти в каждой рекламе. Особенности психоделического искусства были отредактированы, чтобы вписаться в потребительскую Америку, что лишило движение того, за что оно изначально выступало.

Каковы особенности психоделического искусства?

Пик психоделического искусства пришелся на период с 1966 по 1972 год, оно отличалось многими фундаментальными характеристиками, которые быстро стали ассоциироваться с этим стилем. Большинство работ изображали яркую цветовую палитру, как правило, состоящую из контрастных цветов, а также вычурные надписи и разноцветные вихри. Сопоставление цветов стало основной характеристикой психоделического искусства, поскольку оно привело к формированию других оптических иллюзий и несколько иллюзорных геометрических линий.

Другие основные характеристики, которые были найдены в психоделической эстетике, — это спирали, которые казались калейдоскопическими по своей природе, концентрические круги, узоры пейсли и повторение мотивов или символов до образования узора. Коллаж также был важным компонентом психоделического искусства, так как многие произведения искусства могли быть включены в жанр коллажа из-за их стиля.

  Франсиско де Гойя - знакомство с испанским художником Гойей и его творчеством

Триппи-арт

Психотическая кошка (1875) Луиса Вейна; Луис Вейн, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тематика, используемая в жанре психоделического искусства 1960-х годов, склонялась к фантастическому, абстрактному и сюрреалистическому стилю художественного выражения. Художественные работы отличались чрезвычайной детализацией, что привело к созданию невероятно инновационных и крутых стилей типографики и ручного письма. Художники часто использовали положительные и отрицательные пространства в психоделическом искусстве, что стало еще одной ключевой характеристикой движения.

В процессе своего развития движение психоделического искусства обращалось за вдохновением к множеству других жанров и стилей. Не случайно в произведениях искусства, появившихся в эпоху психоделии, нашли отражение элементы модерна, викторианского сецессиона и сюрреализма, поскольку эти стили оказали большое влияние на развитие особенностей психоделического искусства.

Известные художники-психоделики и их работы

Движение психоделического искусства было популярным стилем, который развивался в связи с эпохой контркультуры в Америке. Эта эпоха привела к тому, что многие художники стали практиковать и экспериментировать с этим новым захватывающим движением. Однако некоторым художникам удалось выделиться среди других благодаря созданию невероятно значительных произведений искусства, о которых мы расскажем ниже.

Виктор Москосо (родился в 1936 году)

Испанский художник Виктор Москосо — профессиональный графический дизайнер, который наиболее известен своими психоделическими рок-плакатами, рекламой и участием в «Underground Comix» в Сан-Франциско в 1960-х и 1970-х годах. Москосо стал первым психоделическим художником, который занялся созданием рок-плакатов, используя многочисленные фотоколлажи для создания особого стиля. Среди его знаковых работ — Big Brother and the Holding Company (1967) и The Chambers Brothers (1967).

Профессиональный успех Москосо как художника пришел благодаря его психоделическим рок-постерам. При создании плакатов он быстро заимствовал элементы из комиксов и рекламы, а его работы привлекли внимание мировой общественности на мероприятии «Лето любви» 1967 года.

Уникальность работ Москосо заключается в использовании вибрирующих цветов, на что повлиял один из его учителей рисования из Йельского университета. Москосо пытается воссоздать опыт галлюциногенного трипа через выбор цвета и использует яркие психоделические цвета, чтобы достичь специфической психоделической эстетики, запечатленной движением.

При просмотре его работ сегодня, пульсирующий эффект определенно ощущается через контрастные, но оживленные цвета.

Уэс Уилсон (1937 — 2020)

Другим влиятельным психоделическим художником, который считался ведущим дизайнером психоделических плакатов, был американский художник Уэс Уилсон. Наиболее известный своей концепцией «психоделического шрифта» в 1966 году, который создавал буквы, которые казались движущимися и тающими, Уилсон также признан одним из Большой пятерки плакатистов, которые экспериментировали с психоделическим искусством в период его расцвета. Его также принято считать отцом рок-плакатов.

Работая вместе с остальными членами группы «Большой пятерки», в которую входили Алтон Келли, Рик Гриффин, Виктор Москосо и Стэнли Маус, Уилсон создал несколько самых знаковых плакатов в рамках движения психоделического искусства. В своих работах Уилсон использовал фирменный стиль, который включал в себя яркие цвета, привлекающие внимание изображения, яркую типографику и свободный шрифт. Эти элементы можно увидеть на его афишах рок-концертов 1966 года, сделанных для Grateful Dead, Джеймса Коттона и Moby Grape.

Будучи самым известным дизайнером психоделических плакатов, Уилсон создавал произведения искусства, которые заставляли людей останавливаться и смотреть. Его шрифт был невероятно сложен для чтения, и Уилсон считал, что только те, кто действительно влился в психоделическое «племя», могут понять его.

Его работы укрепили идею сообщества в психоделическую эпоху, поскольку его плакаты служили своего рода членством в мире триппи-арта, который взорвался на сцене.

Питер Макс (родился в 1937 году)

Немецко-американский художник Питер Макс был тесно связан с движением психоделического искусства и поп-арта в 1960-х годах и считается иконой поп-культуры за свое участие в арт-сцене. Макс наиболее известен своими радужными принтами и картинами, поскольку его уникальный стиль объединял яркие психоделические цвета с различными космическими персонажами и причудливыми формами.

Макс экспериментировал с различными видами искусства в эпоху психоделического искусства, создавая произведения в виде картин, плакатов, художественных книг, одежды, домашней утвари и даже обуви. Психоделические рисунки, созданные Максом, сегодня остаются такими же культовыми, как и тогда, когда он впервые представил их, поскольку социальные медиа-платформы, такие как Instagram, делают его работы все более доступными для молодой аудитории, которая только сейчас впервые открывает для себя Макса.

Используя психоделическую иллюстрацию, Макс включил в свои работы широкий спектр цветов и узоров, как это продемонстрировали «Психоделический человек» (1971) и «Движение» (1983). Макс также использовал символы средств массовой информации и продолжал создавать культовые работы с изображением известных личностей, как показано в его картине «100 Клинтонов» (1993), на которой изображены многочисленные портреты президента Билла Клинтона. Кроме того, он изображал любимых мультипликационных персонажей в красочных и почти поп-артовских сценах, как, например, в картине «Микки Маус Сьют» (1995).

Бонни Маклин (1939 — 2020)

Знаковой женщиной, экспериментирующей в рамках психоделического движения, была американская художница Бонни Маклин, широко известная своими винтажными психоделическими рок-постерами. Поскольку на сцене психоделического искусства 1960-х годов в основном доминировали мужчины, Маклин удалось войти в движение и разделить с ними центр внимания, а ее работы стали одними из самых значимых психоделических плакатов в этом жанре.

Маклин стала главным создателем плакатов в музыкальном заведении Сан-Франциско «Филлмор», когда ее коллега художник Уэс Уилсон уволился и перестал создавать плакаты. В 1967 году Маклин создала более 30 плакатов для этого заведения, и некоторые из ее самых заметных психоделических рисунков относятся к тому году. Некоторые из этих значительных работ включают в себя концертные афиши, созданные для рок-групп The Yardbirds, The Doors и The Who в 1967 году.

Считается, что ее плакаты высоко ценятся на коллекционном рынке, некоторые из них были проданы более чем за 10 000 долларов США. Плакаты Маклин, как правило, были выполнены в очень ярком стиле и имитировали черты движения модерн. В дальнейшем она разработала свой собственный стиль и мотивы, которые появлялись на всех ее плакатах, такие как изогнутые буквы, апатичные лица и детализированные шлейфы.

Среди культовых рок-групп, для которых Маклин создавала афиши в «Филлморе», были Джими Хендрикс, Led Zeppelin, Pink Floyd, Grateful Dead и Santana.

Стэнли «Маус» Миллер (родился в 1940 году)

Одним из психоделических художников, считающихся частью «Большой пятерки», был американский художник Стэнли Миллер, более известный как Стэнли Маус или просто Маус. Приехав в Сан-Франциско после учебы, Миллер присоединился к группе The Family Dog и начал выпускать психоделические рок-постеры. Его работы черпали вдохновение в движении модерн, и в своих рок-постерах Миллер неоднократно ссылался на этот художественный стиль.

В 1967 году Миллер в сотрудничестве с коллегами-художниками Алтоном Келли, Уэсом Уилсоном, Риком Гриффитом и Виктором Москосо открыл агентство Berkeley Bonaparte Distribution Agency, которое занималось выпуском психоделических плакатов для групп и музыкантов. Из всех созданных работ Миллер, вероятно, наиболее известен своими работами по созданию обложек альбомов для Grateful Dead и Journey. Примером его культовой работы может служить дизайн 1966 года под названием Grateful Dead для группы.

  Женщины-художницы - взгляд на самых известных женщин в истории искусства

Среди других значимых музыкантов, для которых Миллеру довелось создавать обложки альбомов и плакаты, — Дженис Джоплин, Джими Хендрикс, The Rolling Stones и The Beatles. Эти постеры действительно закрепили статус Миллера как художника в эпоху психоделии. С течением времени уникальные работы Миллера неоднократно сравнивали с рекламой, а некоторые критики считали, что его произведения и плакаты настолько безупречны, что их можно использовать в качестве рекламного искусства.

Рик Гриффит (1944 — 1991)

Другим ведущим психоделическим художником, создававшим плакаты в 1960-е годы, был американский художник Рик Гриффит. Его работы регулярно появлялись в Zap Comix, в выпусках со второго по третий, с пятого по седьмой и с одиннадцатого по двенадцатый, Гриффит считался одним из главных участников движения Underground Comix. Творчество Гриффита также было тесно связано с группой Grateful Dead, поскольку он создал множество психоделических иллюстраций и постеров для этой группы. Его самой знаковой обложкой альбома, созданной для Grateful Dead, был их альбом Aoxomoxoa.

Будучи востребованным психоделическим иллюстратором, Гриффит начал экспериментировать с коммерческими рисунками, связанными с серфингом, которые Гриффит включал в свои работы. Его также привлекала зарождающаяся эпоха контркультуры, и большинство его работ, плакатов и иллюстраций демонстрировали революционный тип отношения.

Гэри Гримшоу (1946 — 2014)

Американский художник-график Гэри Гримшоу специализировался исключительно на оформлении афиш рок-концертов, работая как в Детройте, так и в Сан-Франциско. Гримшоу считался довольно радикальным политическим активистом, и эти понятия и темы часто подсознательно намекались в его работах. Гримшоу был активным членом Партии белых пантер, которая возникла как антирасистская политическая партия в эпоху контркультуры, в которую белые люди могли вступить для борьбы с революцией.

Рассматривая свои работы, Гримшоу называл Стэнли Мауса, Виктора Москосо и Рика Гриффита в качестве своих самых больших влияний. В середине 1960-х годов Гримшоу был дизайнером плакатов для Grande Ballroom в Детройте, где он создал несколько самых известных плакатов для выступавших там групп. Среди них были плакаты для Jimi Hendrix Experience, The Who, Cream, Canned Heat и многих других.

Алекс Грей (родился в 1953 году)

Последний психоделический художник, о котором мы будем говорить, — американский художник Алекс Грей, широко известный своими психоделическими и духовными картинами. Грей создает произведения искусства во множестве различных сред, таких как перформанс, инсталляция, процессное искусство, визионерское искусство, скульптура и живопись.

Знаковые произведения искусства Алекса Грея включают изображения скелета, нервной системы, лимфатической системы и сердечно-сосудистой системы в ярких и светящихся психоделических цветах, которые придают его анатомическим изображениям совершенно новую глубину. Поскольку его произведения психоделического искусства включали элементы духовности, Грей часто использовал чакры, ауры и другие важные символы, чтобы продемонстрировать присутствие духа в своих работах.

Хотя его работы кажутся психоделическими по своей природе, благодаря ярким цветам, веселым символам и абстрактной тематике, при ближайшем рассмотрении они оказывают большое духовное влияние. Среди наиболее известных работ Алекса Грея, демонстрирующих сочетание психоделических и духовных элементов, можно назвать картину 1984 года под названием «Новый мужчина, новая женщина» и картину 2002 года под названием «BardoBeing».

Наследие психоделического искусства

В 1960-х годах психоделическое искусство было одним из основных направлений искусства, которое доминировало в Америке. Психоделическое искусство существовало как невероятно подрывное и освободительное движение, которое соответствовало кампании контркультуры, из которой оно возникло. Основной целью психоделического искусства было подчеркнуть сознательный отход от традиционного искусства и капиталистической культуры Америки. Однако к началу 1970-х годов крупные корпорации начали признавать коммерческий потенциал психоделической эстетики, против чего и выступало все движение.

После этого бунтарский характер, связанный с психоделическим искусством, стал ослабевать и становиться более сдержанным, поскольку все движение было выхолощено и ассимилировано культурной индустрией. Психоделическое искусство 1970-х годов было скорее ироничным, чем революционным, поскольку его печально известные калейдоскопические цветовые палитры и триппи-арт образы постепенно превратились в изображение товаров, которые пытались продать рекламодатели.

Из-за этого психоделическое искусство лишилось своих концептуальных свойств, а его революционный потенциал был сильно подавлен и заторможен. То, что когда-то считалось знаковыми и инновационными произведениями искусства и концертными плакатами, вскоре превратилось в рекламу штор, гобеленов, одежды, мебели, печатных артефактов и других обыденных предметов.

Таким образом, наследие психоделического искусства резко изменилось по сравнению с 1960-ми и 1970-ми годами, поскольку весь жанр был вывернут наизнанку в угоду коммерческим идеалам. Однако ситуация постепенно начала меняться, и некоторые элементы психоделического искусства возвращаются в художественное общество в качестве революционного средства.

Психоделическое искусство в цифровую эпоху

Психоделическое искусство пережило большое возрождение в эпоху цифровых технологий, особенно в рейв-культуре 1990-х годов. Графическое программное обеспечение стало развиваться быстрыми темпами, что позволило воссоздать психоделический опыт в цифровом формате. Сегодня ничто не мешает художникам создавать психоделические произведения искусства в цифровом формате, поскольку в 21 веке возможности манипулирования изображениями сопровождаются непревзойденной свободой.

Эта цифровая революция была названа «новым ЛСД» трипом, произошедшим в обществе, поскольку компьютеры стали воспроизводить галлюцинаторные переживания художников так же точно, как художники делали это сами. Вновь возникшее в 1990-х годах рейв-движение подпитало психоделическое движение благодаря развитию нового цифрового стиля искусства, который черпал свое вдохновение в психоделическом пост-арте 1960-х годов.

Психоделические узоры

Digital Supernova — генеративная работа в виртуальной реальности Мигеля Шевалье, созданная в 2019 году. Генеративная инсталляция виртуальной реальности проецируется на готические своды нефа (длиной 80 м), переходы трансепта (длиной 30 м) и хор собора Нотр-Дам де Родез; Мигель Шевалье, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons.

Появление компьютерного искусства сделало возможным еще более масштабное и обильное выражение психоделического видения в созданных с тех пор цифровых произведениях искусства. Развитие двухмерной и трехмерной графики дало беспрецедентную свободу форм, когда дело дошло до цифровых версий психоделического искусства, поскольку художники, казалось, больше ничем не были ограничены. Внезапно даже художники-любители получили доступ к технологии, необходимой для создания цифрового психоделического искусства, что полностью расширило доступность этого движения.

Несмотря на это развитие, утверждается, что психоделии не нужно было приходить на столь радикальную стадию художественного прогресса. Хотя изменения в обществе, такие как введение наркотиков, таких как MDMA, побуждали художников идти в ногу со временем, наркокультура стала намного опаснее, чем в 1960-х и 1970-х годах. Появление новых наркотиков и компьютерного искусства привело к тому, что все движение психоделического искусства отправилось в путь, который оно никогда не собиралось продолжать, и многие настоящие художники психоделики пытаются вернуть жанру его прежнюю славу.

Триппи-стиль психоделического искусства — это невероятно интересное движение, о котором стоит узнать. Эти произведения искусства с их завораживающими психоделическими узорами, цветами, рисунками и сюжетами остаются сегодня столь же популярными, как и в момент своего появления. Перекликаясь с не менее увлекательным движением поп-арт, психоделическое искусство продолжает оставаться актуальным в истории искусства, поскольку многие современные произведения искусства и стили продолжают заимствовать черты этого культового жанра и сегодня.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий