Вольфганг Тильманс — знакомство с творчеством немецкого фотографа

вольфганг тильманс

На протяжении последних трех десятилетий фотоработы Вольфганга Тильманса рассматривали хрупкость политического согласия через сделанные им фотографии. Сочетая изображения интимности и восторга, а также привлекая внимание к различным социальным критикам, Тильманс органично создал синтез различных тем в своих работах. Работы Тильманса часто бросают вызов общепринятым представлениям о фотографии как средстве искусства.

Оглавление

Вольфганг Тильманс Биография художника

Вольфганг Тильманс (родился в августе 1968 года) — немецкий фотограф, в работах которого запечатлены повседневные образы окружающей жизни. Тематика его работ включает в себя уличную фотографию, пейзажи, натюрморты, портреты и абстракцию. Благодаря различным объектам, запечатленным на его фотографиях, работы Тильманса невероятно разнообразны и отличаются остротой наблюдений, которые он делает за окружающим миром.

Тильманс родился в Ремшайде, Западная Германия, его интерес к искусству и фотографии начался, когда ему было 14 лет. В течение последующих двух лет он посещал различные музеи Дюссельдорфа, а также Музей Людвига в Кельне, что помогло ему познакомиться с фотографией художников Зигмара Польке, Роберта Раушенберга, Герхарда Рихтера и Энди Уорхола. Работы этих художников считаются одними из самых первых, оказавших влияние на Тильманса в области фотоискусства.

В подростковом возрасте Тильманс хранил коллекцию найденных фотографий, которые впоследствии послужили источником вдохновения для его художественных средств, но только за год до окончания средней школы он начал делать собственные фотографии. Снимок под названием «Лаканау», сделанный в 1986 году, является первой официальной фотографией Тильманса и изображает его ногу, идущую по пляжу. В 1987 году Тильманс в течение года работал оператором коммутатора в одном из общественных учреждений в Гамбурге. Именно в это время он открыл для себя ксерокс и использовал его для увеличения своих найденных медиа-фотографий.

В 1988 году, после экспериментов с ксероксом, Тильманс купил свою первую камеру. В конце 1980-х годов он погрузился в атмосферу местных рейвов и клубов и активно документировал ночную жизнь геев в Гамбурге того времени. Тильманс отправлял свои снимки в прогрессивные журналы о моде и современной культуре, такие как i-D и Prinz, и эти публикации стали первыми неформальными выставками его работ. В том же году Тильманс организовал свои первые официальные персональные выставки в Fabrik-Foto-Forum, Café Gnosa и Front в Гамбурге.

В 1990 году Тильманс переехал в Англию, чтобы в течение двух лет изучать искусство в Университете искусств Борнмута, как он известен сегодня. Пребывание в Борнмуте позволило Тиллмансу сохранить связь фотографии с рейв-культурой, которую он испытал в новой обстановке. В 1993 году на художественной ярмарке в Кельне Тильманс выставил безрамную фотографию из своей серии «Лутц и Алекс», в центре которой были портреты двух друзей-андрогинов, и эти фотографии положили начало его карьере.

В результате выставки карьера Тильманса в Европе взорвалась, и он переехал в Лондон после окончания учебы, чтобы начать часто выставляться. В 1994 году Тильманс решил переехать в Нью-Йорк, что оказалось еще одним поворотным моментом в его жизни и карьере, поскольку он встретил немецкого художника Йохена Кляйна, который впоследствии стал его партнером. Тильманс добился большого успеха в Нью-Йорке и широко выставлялся в течение 1994 и 1995 годов, его непринужденные, похожие на моментальные снимки изображения приобрели известность.

Вернувшись в Англию вместе с Кляйном в 1995 году, Тильманс продолжал отвечать на вопросы таких изданий, как i-D, как постоянный сайт для своих работ, а его фотографии по-прежнему создавали очень интимное и праздничное ощущение. Однако его работы приняли мрачный оборот в 1997 году, когда Кляйн скончалась от осложнений, связанных со СПИДом. Тильманс создал ставшую знаменитой серию унылых, на первый взгляд, фотографий, запечатлевших последний месяц жизни Кляйн, на которых были запечатлены такие обычные детали, как последняя еда и вид из окна больницы.

Смерть Кляйна оказала заметное влияние на Тильманса, который стал более откровенным сторонником ЛГБТК-сообществ. Его работы продемонстрировали его сдвиг в сторону большей политической перспективы, поскольку его фотографии стали голосом процветающей культуры педиков, которая находилась на подъеме. Несмотря на это, Тиллманс не одобрял, когда его считали репортером лондонской питерской и клубной сцены, поскольку он отмечал, что многие его фотографии были сделаны с контролем и постановкой места, костюмов и поз.

Самым большим достижением Тильманса на сегодняшний день является то, что он стал первым фотографом и небританцем, получившим ежегодную премию Тейт Тернера в 2000 году. Кроме того, с 2009 по 2014 год Тильманс был художественным попечителем совета Тейт. В 2017 году в Тейт Модерн в Лондоне началась выставка под названием «Вольфганг Тильманс: 2017», получившая признание критиков. Сегодня Тильманс продолжает свою карьеру в области фотографии, живет и работает между Лондоном и Берлином.

  Как нарисовать гуся - пошаговое руководство по рисованию гуся

В настоящее время работы Тильманса находятся в различных международных музейных коллекциях. Среди них Музей Метрополитен, Музей современного искусства и Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музей современного искусства в Чикаго, Тейт в Лондоне, Центр Помпиду в Париже, Гамбургер Банхоф в Берлине, Кунстмузеум Базеля в Швейцарии и Музей Стеделийк в Амстердаме.

фотография тильманса

Доминик Бутцманн / re:publica, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons

Битва Тильманса со СПИДом

Когда Тильмансу было 26 лет, он заразился ВИЧ от своего бойфренда Йохена Кляйна, который скончался в 1997 году. Смерть Кляйна оказала большое влияние на Тильманса, поскольку он не поддался своей болезни и получил напоминание о том, что жизнь может быть такой хрупкой и так быстро закончиться. Позже в одном из интервью он сказал, что смерть Кляйна напомнила ему о том, что никогда не следует пользоваться радостью жизни.

Пройдя через этот опыт, работы Тиллмана стали демонстрировать его отношение к ВИЧ и СПИДу. На его фотографии 2014 года под названием «17-летний запас» изображена картонная коробка, наполненная флаконами с лекарствами от ВИЧ. Кроме того, некоторые из бутылок были помечены именем Тильманса, что подчеркивает его личную привязанность к работе. Эта фотография, наряду с другими, такими как «Руки и ноги» (2014), выступила в качестве выразителя опыта ЛГБТК с ВИЧ, который ранее избегался в публичных разговорах.

Художественный стиль

В начале своей карьеры фотоработы Тильманса были известны как очень спокойные произведения. Что касается тематики, Тильманс снимал портреты своих друзей, включая модельера Лутца Хюэлле и художницу Александру Биркен. Помимо своих друзей, Тильманс начал заниматься фотографией, запечатлевая образы других молодых людей из своего ближайшего окружения. С конца 1980-х годов в фотографиях Тильманса прочно укоренилось сочетание интимности и игривости, но в то же время в некоторых случаях он продолжает оставаться суровым социальным наблюдателем.

Его репутация важного свидетеля современного общественного движения была создана благодаря сериям фотографий, сделанных на Европрайде 1992 года в Лондоне и Параде любви в Берлине. Эти работы продемонстрировали социальный комментарий, который Тильманс пытался сделать, манипулируя стилем, предметом и различными способами отображения, чтобы поставить под сомнение, казалось бы, общепринятые взгляды. Кроме того, своими работами Тильманс поставил под сомнение фотографический процесс как медиум и попытался бросить вызов процессу создания современных изображений.

Мода и фотографический стиль Вольфганга Тильманса включали множество тем в рамках жанров, включая портреты, натюрморты, фотографии неба, астрофотографию, аэрофотосъемку и пейзажи. Его художественный стиль превратился в стиль, который был в равной степени мотивирован эстетической ценностью и политическими интересами, поскольку в центре внимания его работ были гомосексуальность и гендерная идентичность. Рассматриваемый как документалист сцены гей-клубов, он делал снимки, чтобы получить истинный взгляд на мир, в котором он жил.

Основная тема, которая преобладала в ранних фотографиях Тильманса, заключается в том, что он никогда не делал никаких предвзятых выводов для своих изображений. Вместо этого, его работы и видения оставались открытыми для реконтекстуализации новыми зрителями, которые смотрели его работы. Тильманс постоянно переставлял, перестраивал, усиливал и ставил под сомнение свои изображения, демонстрируя, что его художественный стиль функционирует вокруг создания произведений, которые постоянно меняются.

При создании своих изображений примерно половина его работ была постановочной. Тильманс имел полное влияние на то, что он решил изобразить, и это распространялось на моделей, одежду и места, которые он выбирал. Кроме того, он также диктовал, как они должны быть установлены и позировать. В своих первых фотографиях людей Тильманс пытался передать полное ощущение свободы и представлял части людей, которые не были показаны в других местах. Его серия фотографий 1992 года, изображающая его друзей, Лутца и Алекса, остается значительной серией его фотографий 1990-х годов.

В 1998 году художественный стиль Тильманса экспериментировал с абстракцией в фотографиях, которые он снимал. Эта абстрактная серия состояла из 60 изображений, которые он собрал с тех пор, как начал делать цветные отпечатки в начале 1990-х годов, и была составлена из комбинации случайностей в фотолаборатории и последующих экспериментов, к которым они подтолкнули. Результаты можно увидеть в его серии «Конкистадор», в которой он начал играть с пространственными и тактильными возможностями создания изображения, что привело его к развитию интереса к материальной основе фотографии.

Тильманс исследовал пределы фотографии как художественного средства в своей серии Paper Drop (2001-2008), где он представил фотобумагу, которая была подвергнута цветному свету в его темной комнате. При этом он создавал невероятные скульптурные формы из фотобумаги, которые затем возвращал в двухмерное состояние после фотографирования.

  Текстура в искусстве - Исследование использования текстуры в живописи и искусстве

После этого Тильманс превратил фотографию в средство творчества через различные и игривые изображения, которые он создавал. В своих работах начала 2000-х годов, таких как «Андерс вытаскивает занозу из ноги» (2004) и «Сюзанна, без лифчика» (2006), Тильманс продемонстрировал особый стиль сочетания дерзких эмоций и напряжения среди тем необычности и знакомости. При этом Тильманс смог заново открыть для себя различные способы создания образов.

Вольфганг Тильманс Вальд

Вольфганг Тильманс, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В 2009 году, после двух десятилетий использования пленочной камеры, Тильманс перешел на цифровую фотографию, а к 2012 году это была единственная форма фотографии, с которой он работал. Он назвал свой переход на цифровую фотографию неизбежным, поскольку она дала ему возможность получать фотографии высокой четкости, которые адекватно отражали информационно-насыщенную среду того времени.

Самые известные фотографии Тильманса

На протяжении всей творческой карьеры Вольфганга Тильманса многие из его фотографий являются известными произведениями искусства. При рассмотрении его самых известных работ на ум приходит множество фотографий. Однако самыми знаковыми его работами являются те, которые отражают сущность гей-сообщества, а также его абстрактные работы, в которых он начал играть со средством фотографии.

Лутц и Алекс сидят на деревьях

Возможно, одна из самых узнаваемых работ Тильманса, серия фотографий его друзей Лутца и Алекса, сделанная в 1992 году, является значительной фотографической записью 1990-х годов. Эти фотографии были опубликованы в современном журнале i-D и задокументировали ранний стиль Тильманса фотографировать людей таким образом, чтобы точно передать их свободу.

На снимке Лутц и Алекс сидят на деревьях, Тильманс изобразил андрогинную пару как невинных, но мудрых Адама и Еву эпохи экстази, поскольку именно в 1990-е годы он документировал гей-рейв сцену. Поскольку это изображение было постановочным, Тильманс создал кажущуюся идеалистической, но неправдоподобную ситуацию, в отличие от изображения повседневной ситуации. В этом изображении Тильманс заявил, что, несмотря на существование некоторой реальности, она также была вставлена в выбранную им композицию.

Петух (Поцелуй)

Являясь одним из самых популярных изображений Тильманса, «Петух (поцелуй)» представляет собой любящее и радостное изображение сексуальности. Сфотографированное и впервые выставленное в 2002 году, это изображение продемонстрировало способность Тильманса искусно передавать искренние и нежные отношения между людьми. Это изображение существует и как политическая работа, поскольку Тильманс стал активным защитником сообщества ЛГБТК в 1990-х годах.

Во время одной из его ранних выставок в музее Хиршхорн в Вашингтоне эта фотография была порезана и испорчена. Тильманс ответил на этот акт вандализма, заявив, что понятие красоты всегда было политическим, поскольку оно описывает вещи, которые терпимы и желанны для общества. Политика, окружающая «Поцелуй петуха», не ослабевает, и это произведение искусства вызывающе существует как сильный протест против гомофобии.

Freischwimmer 99

Это абстрактное изображение, созданное в 2004 году, демонстрирует интерес Тильманса, возникший в конце 1990-х годов, к игре с фотографией путем деградации изображений и воздействия на них света. Freischwimmer 99 является примером его заметной серии, в которой он исследовал и изучал визуальные характеристики и ограничения света как жизнеспособного фотографического средства.

Созданное без камеры или объекта съемки, это изображение, как считается, представляет собой искусство фотографии в чистом виде. Тильманс подвергал фотобумагу воздействию света в своей темной комнате, затем оцифровывал результат на компьютере и увеличивал пропорции перед тем, как представить их в виде законченных работ. Тильманс признал чистую удачу, присутствующую в этой серии, поскольку баланс между намерением и случайностью, созданный им с помощью этой техники, позволил ему сделать шаг назад и увидеть красоту в том, чтобы позволить изображению сформироваться самому.

Самые заметные выставки

На протяжении своей долгой карьеры Вольфганг Тильманс провел множество персональных выставок в Европе, Великобритании и Соединенных Штатах Америки. Его ранний выставочный стиль состоял в том, что он расставлял, прикалывал и приклеивал свои фотографии без рамок в неупорядоченном порядке на стены галереи. Тильманс рассматривал каждую выставку как инсталляцию в конкретном месте, при этом выставочное пространство часто рассматривалось как большая композиция внутри себя.

вольфганг тильманс

Hpschaefer www.reserv-art.de, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Фотокопии

В 1988 году Тильманс организовал свою первую персональную выставку под названием «Фотокопии», которая полностью состояла из изображений, созданных им с помощью монохромного лазерного ксерокса. Эти изображения, созданные им до того, как он начал изучать фотографию, считаются первым выставочным произведением Тильманса. С годами, по мере развития своего стиля, Тильманс часто возвращался к этому способу создания изображений без камеры, чтобы поиграть с поверхностью и глубиной, которые существовали в его ксероксных работах.

Между мостами

Созданная как некоммерческая выставка, «Между мостами» курировалась и поддерживалась Тильмансом в Лондоне с 2006 по 2011 год. Расположенная на первом этаже его студии в Бетнал Грин, эта выставка была названа в честь фотографии, сделанной Тильмансом в 1999 году, в дополнение к ссылке на расположение студии среди двух железнодорожных мостов.

  Супрематизм - Искусство и художники русского движения супрематизма

Тильманс создал выставку «Между мостами» как возможность для художников свободно выставлять свои работы, поскольку он включил в нее политические работы художников, которые, по его мнению, не получили должного внимания и признания, которого они заслуживали на предыдущих выставках. Тильманс включил в экспозицию работы Вольфганга Бройера, Дженни Хольцер, Дэвида Войнаровича, Шарлотты Позенске, Кориты Кент, Изы Генцкен, а также фильмы, снятые Леном Лайем.

В январе 2014 года, после того как выставка просуществовала пять лет, Тильманс переместил «Между мостами» в старую художественную студию и галерею в Берлине, где с тех пор поддерживает экспозицию.

Сегодня первый день

Последняя выставка Тильманса под названием Today Is The First Day, кураторами которой выступили Деврим Байяр и Дирк Снаувер, проходила с февраля по август 2020 года в Бельгии и считается одной из его первых значительных персональных выставок. Выставка была посвящена произведениям Тильманса, созданным за последние три десятилетия, и включала работы, которые он никогда не выставлял публично до этого. Работы демонстрировали развитие его практики и варьировались от фотографии до звуковых и видеозаписей.

Эта выставка расширила подход, используемый Тильмансом при создании своих собственных выставок, поскольку Тильманс считал, что установка выставки является жизненно важной частью дальнейшего развития опыта его работы. Выставка Today Is The First Day рассматривает идеи видимости как политического и перцептивного понятия, которые всегда были в центре внимания Тильманса. Кроме того, выставка сопровождалась книгой, разработанной Тильмансом, в которой рассматривался рост его творчества за последние три года.

Признание и награды

Вольфганг Тильманс получил широкое признание и награды за свою фотографию на протяжении всей своей карьеры, а самым заметным его достижением стало то, что в 2000 году он стал первым фотографом и небританцем, получившим ежегодную премию Тейт имени Тернера. Он был удостоен этой премии как за свои фотографии, так и за изобретательный выставочный стиль.

Среди других достижений — премия Ars Viva от Бундесвербанда немецкой промышленности (1995), премия Немецкого общества культуры фотографии (2009), премия Чарльза Волластона от Летней выставки Королевской академии (2014), премия Hasselblad в Швеции (2015), медаль столетия и почетная стипендия Королевского фотографического общества (2015) и орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2018).

В академической среде Тильманс был удостоен многочисленных почестей, в частности, стал почетным стипендиатом Института искусств в Борнмуте (2001), профессором изобразительного искусства в Städelschule во Франкфурте (2003) и был избран академиком Королевской академии в Лондоне (2013).

вольфганг тильманс художник

пользователь:Hpschaefer, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Творчество Тильманса было отмечено различными выставками, в том числе обширной ретроспективой середины карьеры под названием If One Thing Matters, Everything Matters, которая была представлена в Tate Britain в 2003 году.

Другие работы

Мода и художественный стиль Вольфганга Тильманса прослеживаются во всех его работах, что делает каждую из них по-настоящему уникальной. Помимо фотографии, Тильманс также добился определенных успехов в музыке, о чем будет сказано ниже.

В 1987 году Тильманс начал экспериментировать с видеосъемкой, которую он включал в свои выставки с 2002 года. В большинстве его видео камера почти не движется, звук слышен напрямую, а единственная нарезка появляется при включении и выключении камеры. Его первый и самый известный фильм под названием «Свет (тело)», снятый в 2000-2002 годах, содержит неподвижные кадры световых эффектов внутри пустующего танцевального ночного клуба. Единственными признаками присутствия людей в видео являются слабые вибрации и неравномерные, но четкие частицы пыли.

В 2002 году Тильманс сотрудничал с поп-дуэтом Pet Shop Boys над их синглом «Home and Dry». Он снял видеоклип на эту песню, который почти полностью состоял из кадров, запечатлевших мышей, существующих в лондонском метро. В 2016 году один из треков Тиллмана использовал американский рэпер и певец Фрэнк Оушен. Трек назывался «Device Control» и вошел в видеоальбом Оушена Endless. Изначально Оушен намеревался лишь сэмплировать трек Тиллманса, но вместо этого выпустил его в полном объеме в качестве открытия и закрытия альбома.

Несмотря на то, что Тильманс считает себя в первую очередь фотографом, звуки, создаваемые творческим потенциалом, присутствующим в музыке Тильманса, пользуются успехом у международных исполнителей. Его музыкальный стиль, как и его произведения искусства, остается самобытным и неповторимым.

На протяжении последних трех десятилетий Вольфганг Тильманс экспериментировал с фотографией, создавая изображения, представляющие сообщество ЛГБТК, изображения с сильными политическими комментариями, а также изображения, созданные без использования камеры. Сегодня он продолжает исследовать свой художественный стиль, постоянно изучая основы фотографии и ее использование в качестве медиума.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий