Кикладское искусство — взгляд на мраморные фигуры и скульптуры этой эпохи

Кикладское искусство

С 3300 по 1100 год до нашей эры на островах Эгейского моря процветала древняя Кикладская цивилизация. Кикладская цивилизация была одной из трех великих культур Эгейского моря, в которую также входили микенская Греция и минойская цивилизация. Таким образом, кикладское искусство является одной из трех основных групп эгейского искусства. Наиболее известные из сохранившихся кикладских скульптур — мраморные фигуры, которые часто представляли собой одну полную женскую фигуру со скрещенными спереди руками.

Оглавление

Раннее кикладское искусство

Существует три фазы раннего кикладского искусства. Произведения искусства не ограничиваются одной из этих эпох, и в некоторых случаях они представляют несколько Кикладских островов. Произведения искусства I века наиболее заметны на островах Антипарос, Парос и Аморгос, II века — на Сиросе, а III века — на Мелосе.

Знакомство с искусством Кикладских островов

Кроме тонко очерченного носа, лица лишены каких-либо других черт, однако на некоторых кикладских фигурах есть признаки того, что они когда-то были раскрашены. Известно значительное их количество, но, к сожалению, большинство из них были незаконно изъяты из неизвестного археологического окружения, которое, по-видимому, представляло собой захоронение.

Почти все свидетельства неолитического искусства на Кикладах происходят из археологического памятника на Салиагосе у побережья Антипароса. Керамика этой эпохи идентична керамике материковой Греции и Крита. Характерной формой является сосуд на высоком постаменте, подобный тем, что были найдены на материке в период позднего неолита.

Кикладские скульптуры

Самыми известными произведениями искусства этого времени были мраморные фигуры, известные как статуэтки или идолы, но ни то, ни другое название не совсем точно: первое подразумевает религиозную роль, по поводу которой ученые расходятся во мнениях, а второе неадекватно относится к самым большим фигурам, которые были почти в натуральную величину.

Эти мраморные фигуры были найдены по всему Эгейскому морю, что свидетельствует о том, что они занимали видное место среди жителей материковой Греции и Крита.

Наиболее известные примеры этих людей — два музыканта, один — арфист, другой — волынщик. Этих музыкантов, живших около 2500 года до н.э., часто называют «самыми древними из сохранившихся эгейских музыкантов». С другой стороны, преобладающая часть этих кикладских фигур представляет собой высоко стилизованные изображения женской человеческой формы, с плоским, геометрическим внешним видом, который имеет удивительное сходство с современным искусством.

Пример кикладских статуэток

Кикладские статуэтки идолов в Национальном археологическом музее Афин в Греции; I, Sailko, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Тем не менее, есть указания на то, что кикладские скульптуры изначально были ярко раскрашены, поэтому это может быть ошибкой современников. Большинство фигур — женские, обнаженные, со скрещенными над животом руками. Большинство авторов, изучавших эти объекты с психологической или антропологической точки зрения, считают, что они символизируют Великое божество природы, следуя по стопам неолитических женских изображений, таких как Венера Виллендорфская (25 000 л.н.).

Хотя некоторые археологи могут с этим согласиться, эта точка зрения не получила широкого признания среди археологов, которые не согласны с их значимостью. Они рассматривались как идолы божеств, изображения смертности, детские куклы и другие предметы.

Кикладские статуэтки

Мраморный арфист был найден в начале XIX века в могиле на греческом острове Санторини. С 1853 года он хранится в коллекции Бадисского ландесмузея; Smial, CC BY-SA 2.5, via Wikimedia Commons.

По словам одного эксперта, они были «больше, чем куклы, и определенно меньше, чем священные идолы». Археологические данные не подтверждают утверждения, что эти изображения были идолами в прямом смысле — культовыми артефактами, которые были центром ритуального почитания. Археологические данные свидетельствуют о том, что эти изображения часто использовались в погребальных ритуалах, поскольку все они были обнаружены в гробницах.

Тем не менее, по крайней мере, некоторые из них имеют явные следы ремонта, что свидетельствует о том, что эти артефакты бережно хранились умершим на протяжении всей его жизни и не были созданы специально для захоронения. Крупные фигурки иногда разрезали на части так, что погребали только их часть — явление, не имеющее объяснения. Похоже, что эти фигурки хоронили вместе с женщинами и мужчинами.

Эти кикладские фигурки были обнаружены не в каждом захоронении. Хотя кикладские скульптуры чаще всего встречаются лежащими на спине в местах захоронений, более крупные из них могли быть установлены в храмах или жилищах.

Ранняя Кикладская I

Пластирас, Пелос и Лурос были наиболее заметными ранними группами цивилизации Гротта-Пелос. Фигурки из Пелоса относятся к схематическому типу. Тип Plastiras состоит из юношей и девушек, стоящих в позе стоя с головой и лицом; изображение реалистично, но любопытно стилизовано. Вид Луроса считается частью переходной фазы, поскольку он имеет как натуралистические, так и схематические аспекты.

  Курение скелета Ван Гога - познавательный взгляд на череп Ван Гога

Схематические фигуры более распространены и имеют относительно плоский профиль, основные контуры и отсутствие четко очерченной головы. Натуралистические фигурки миниатюрны, с удлиненными шеями, острыми верхними частями тела и мощными ногами. Фигурки пелосского типа отличаются от большинства других кикладских фигурок тем, что пол большинства из них неизвестен. Кикладские фигурки пелосского типа в форме скрипки — самые известные. У этих фигурок вытянутая голова, нет ног, а туловище имеет форму скрипки.

Одна фигурка «скрипки» включает руки под грудью и лобковый треугольник, что может изображать божество плодородия. Однако, поскольку не все фигурки обладают этими признаками, на данный момент нельзя сделать окончательный вывод.

Разновидность Plastiras — это ранняя форма кикладских фигурок, названная так по могильнику, где они были обнаружены на греческом острове Парос. Эти фигурки сохраняют скрипичную форму, позу и конфигурацию согнутых рук своих предков, но имеют существенные отличия. Платирасская форма кикладской фигуры является наиболее реалистичной, с преувеличенными размерами.

Пример кикладской скульптуры

Мраморная женская кикладская фигурка из Наксоса, тип Лурос (ранний Кикладский период I-II, 2800 — 2700 гг. до н. э.); Zde, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Яйцевидная голова со скульптурными чертами лица, в частности ушами, стоит на вытянутой шее, которая часто составляет одну треть общей высоты фигуры. Ноги вырезались независимо по всей длине, что часто приводило к поломкам. На женских фигурках лобковая область очерчена разрезом, а грудь вылеплена. Изображения мужчин отличаются по строению. Однако они отличаются меньшими бедрами и резными изображениями мужских половых органов.

Фигурки обычно маленькие, не более тридцати сантиметров в высоту, и не могут самостоятельно стоять на ногах из-за заостренных ступней. Сохранившиеся фигурки были изваяны из мрамора, хотя другие считают, что они также могли быть изваяны из дерева. Тип Лурос — это форма кикладской статуэтки эпохи бронзового века, относящейся к раннему цикладу I. Тип Луроса имеет черты лица без черт, длинную шею и основной торс с удлиненными плечами, которые, как правило, простираются в ширину над бедрами, сочетая реалистические и концептуальные методы более ранних типов фигур.

Ноги точно сформированы, но разделены не далее середины икр. Несмотря на отсутствие груди, фигуры этого типа, тем не менее, свидетельствуют о женской форме и часто сохраняют признаки скульптурного лобкового треугольника.

Ранняя Кикладская II

Вид Капсала — это кикладская фигура эпохи ранней Кикладской II. Часто предполагается, что эта разновидность предшествует или совпадает по времени с обычной разновидностью фигур Спедоса. У фигурок из Капсалы руки расположены гораздо ниже, в позе «правая-левая», а лица лишены резных черт, кроме носа и иногда ушей. Капсальские статуэтки стройны, особенно в ногах, которые значительно длиннее и лишены мощной мускулатуры, которая подразумевалась в более ранних версиях скульптур.

Плечи и бедра также значительно тоньше, а сами фигурки очень маленькие, их длина редко превышает 30 сантиметров. Есть свидетельства того, что вместо того, чтобы вырезать такие характеристики, как глаза и лобковый треугольник, для их обозначения теперь обычно используется краска. Отличительной особенностью капсальской разновидности является то, что некоторые фигуры кажутся беременными, с выступающими животами и линиями, нарисованными поперек живота. Поза со сложенными руками является наиболее характерным элементом капсальской разновидности, как и для других фигур эпохи ранней Цикладики II.

Наиболее частой формой кикладской фигурки является Спедос, названный в честь раннекикладского захоронения, расположенного на острове Наксос. Она имеет самое широкое распространение на Кикладах и во всем мире, а также самый долгий срок службы. Коллекция в целом содержит фигурки размером от 8 см миниатюр до 1,5 м гигантских скульптур.

Мраморные фигурки

Группа из трех статуэток из культуры Керос-Сирос, ранний тип Спедоса (Ранняя Кикладская II); Smial, CC BY-SA 2.5, via Wikimedia Commons

  Иллюзионное искусство - погружение в обманчивый мир оптического иллюзионного искусства

Фигурки типа Спедос часто представляют собой вытянутые тонкие женские фигуры со сложенными руками. У них U-образные головы и глубоко вырезанный разлом между ногами. Вид Dokathismata — это скульптура конца раннего II бронзового века Кикладского периода.

У фигур Dokathismata широкие, угловатые плечи и линейный профиль, который развился из более древнего типа Spedos. Фигуры Докатисмата — самые стилистические из персонажей со сложенными руками, с длинной, изящной формой, с сильным чувством геометрии, особенно в голове, которая имеет по существу треугольную форму. По сравнению с более ранними вариантами, эти фигурки были выполнены более консервативно, с узкой расщелиной для ног и прикрепленными ступнями. Несмотря на это, фигурки были довольно слабыми и легко ломались. В фигурках Докатисмата также вновь появился лобковый треугольник.

Вариация Чаландриани — это форма статуэтки, которую можно найти в конце II фазы раннекикладского периода бронзового века. Эти фигурки, названные в честь кладбища на греческом острове Сирос, где они были обнаружены, стилистически сопоставимы с докатисматскими, которые появились до них.

Кикладская скульптура

Женская фигурка из кикладского мрамора, вероятно, с острова Аморгос, разновидность докатисмата (ранний кикладский период II, 2800 — 2300 гг. до н.э.); Zde, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Тем не менее, фигурки из Чаландриани имеют более усеченный вид, конечности расположены очень близко к лобковой области, а нога обозначена лишь неглубокой выемкой. Строгая схема «правый-левый», наблюдавшаяся у предшествующих фигур, похоже, ослабла в варианте Чаландриани, поскольку у некоторых статуй руки поменялись местами или даже отказались от сложенной позы для одной или обеих рук.

Лежачая поза предшествующих фигур также ставится под сомнение, поскольку ступни не всегда наклонены, а ноги довольно жесткие. Плечи были увеличены еще больше по сравнению с вариантом Докатисмата и были чрезвычайно уязвимы для травм, поскольку верхняя часть плеч и рук также является самым тонким местом скульптуры.

Головы имеют форму щита или треугольника, почти без черт лица, за исключением большого носа, и соединены с телом воротником треугольной формы. Некоторые фигурки Чаландриани, как и фигурки из рода Докатисмата, выглядят беременными. Эти фигурки отличаются драматическим и преувеличенным изображением плеч и рук.

Кикладская керамика

Местная глина была трудной для обработки мастерами, и гончарные изделия, тарелки и вазы, изготовленные в этот период, редко бывают выше уровня бедных. Знаменательны «сковородки», которые появились на Сиросе в эпоху ЕК II.

Это сферические орнаментированные диски, которые, возможно, использовались в качестве талисманов плодородия или зеркал, а не для приготовления пищи. Также было обнаружено несколько зоологических фигурок и предметов на корабельную тематику. Помимо них, было обнаружено несколько видов утилитарной керамики.

Кикладская скульптура Керамика

Кикладская «сковорода», терракота со штампованным и резаным декором в виде спиралей (ранняя Кикладская I-II, ок. 2700 г. до н.э.); Zde, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Вся керамика ранней Кикладской цивилизации изготавливалась вручную и была в основном черного или красноватого цвета, однако была обнаружена и глиняная посуда бледно-бурого оттенка. Цилиндрические емкости, известные как пиксиды, и кувшины — самые популярные формы. Они имеют грубую конструкцию, крепкие стенки и эрозионные разломы, но иногда содержат натуралистические мотивы, напоминающие о морском образе жизни жителей Эгейских островов. Встречаются также фигуры животных.

Наиболее характерным результатом кикладской культуры является резьба по мрамору. Некоторые художники 20-го и 21-го веков, включая Амедео Модильяни, Константина Бранкузи, Барбару Хепворт, Альберто Джакометти, Генри Мура и Ай Вэйвэя, были затронуты абстрактными формами этих фигур. Хотя практически прозрачная белизна статуэток и ваз из кикладского мрамора привлекает современных зрителей, его строители обожали цвет и широко использовали его в этих артефактах как в практических, так и в символических целях.

Часто задаваемые вопросы

Где можно увидеть кикладское искусство?

Одним из лучших мест для знакомства с этим видом искусства является Музей кикладского искусства, в котором хранится одна из самых полных в мире личных коллекций произведений кикладского искусства, включающая примечательные статуи и вазы, инструменты, вооружение и глиняную посуду всех этапов существования уникального кикладского островного общества, которое процветало в центральной части Эгейского моря на протяжении всего раннего бронзового века. Коллекция кикладского искусства, открытая в 1986 году, расположена на первом уровне здания стационарных коллекций. Она содержит значительное количество высококачественных мраморных фигурок и ваз, одни из древнейших бронзовых артефактов эгейской керамики для повседневного и церемониального использования и другие предметы, большинство из которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Вазового голубя, который часто фигурирует в различных местных журналах и газетах, считают самым большим и, возможно, самым совершенным экземпляром резной птицы, найденным на сегодняшний день.

  Роберт Смитсон - краткая биография художника Роберт Смитсон

Что такое кикладское искусство?

У жителей Кикладских островов в раннем бронзовом веке была уникальная техника захоронения умерших: их хоронили в выложенных каменными плитами траншеях, иногда высотой в два этажа. Но что действительно поражает, так это то, что часто обнаруживается в этих могилах: изысканно изваянные небольшие мраморные статуэтки, практически все из которых изображают женщин и известны как кикладские статуэтки. Это были первые стилистически единые скульптурные типы, появившиеся в Европе, и они сыграли важную роль в истории доисторического искусства Греции. Кикладские фигуры также оказали влияние на ряд современных художников.

Для чего использовались кикладские скульптуры?

С момента их обнаружения в конце 19 века назначение и значение этих скульптур оставалось загадкой. Не помогло и то, что около 75% ранних кикладских археологических находок были украдены в поисках фигурок для продажи на антикварном рынке; мародерство устраняет контекстуальные знания, которые позволяют нам понять объекты. Недавние археологические раскопки на острове Керос, с другой стороны, принесли некоторые интригующие результаты. В частности, в Даскалио-Кавосе были обнаружены две огромные свалки, каждая из которых содержала сотни фигур, намеренно поврежденных в раннем бронзовом веке перед захоронением. Археологи считают, что памятник был важным святилищем, которое привлекало посетителей со всех Кикладских островов. Оживленная цивилизация раннего бронзового века на Кикладах резко обрывается около 2000 года до н.э., когда все места обитания покидаются. Причина этого запустения неизвестна. Люди не возвращались в большом количестве на острова еще два столетия.

Где находятся Киклады?

Киклады — это ряд островов к юго-востоку от материковой Греции, расположенных так близко друг к другу, что с каждого острова почти всегда можно увидеть хотя бы один другой. Такая возможность видеть друг друга и перемещаться между островами привела к развитию общей цивилизации на этих островах в раннем бронзовом веке. Небольшие земледельческие общины превратились в большие города с тщательно построенными каменными зданиями в течение последующей тысячи лет, примерно до 2000 года до н.э. Выплавка металла стала преобладать, а торговля процветала не только с материковой Грецией, но и с Критом и Анатолийским побережьем.

Каковы характерные черты кикладских фигур?

Кроме четко очерченного носа, на лицах отсутствуют какие-либо дополнительные черты лица; тем не менее, некоторые кикладские фигурки имеют следы росписи. Их известно значительное количество, но, к сожалению, большинство из них были незаконно похищены из неизвестного археологического места, которое, по-видимому, является могилой. Почти все свидетельства неолитического искусства на Кикладах происходят из древних раскопок Салиагоса, расположенного у побережья Антипароса.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий