Скульптура «Венера Милосская» — знакомство со знаменитой статуей без рук

Скульптура Венеры Милосской

Скульптура Венеры Милосской, созданная в период эллинистического искусства, предположительно была создана Александросом Антиохийским между 150 и 125 годами до нашей эры. Считается, что знаменитая статуя без рук изображает Венеру Римскую, или Афродиту, как ее называют в Греции. Другие считают, что это изображение Амфитриты, морской богини.

Оглавление

Скульптура Венеры Милосской

Дата завершения c. 150 Г. ДО Н. Э. — 125 Г. ДО Н. Э.
Материал Парианский мрамор
Размеры 204 см
Текущее местонахождение Лувр, Париж

С момента своего обнаружения в 1820 году на маленьком греческом острове Мелос в Эгейском море эта прекрасная скульптура богини пленяет любителей искусства уже более двухсот лет. Она выставлена в галерее греческой скульптуры музея Лувра в Париже и является, пожалуй, самой известной скульптурой в истории искусства.

Прекрасная статуя без рук ранее приписывалась скульптору Праксителю, но сейчас принято считать, что фигура была создана раньше, и скорее является искусством Александроса Антиохийского, судя по надписи на ее основании.

История скульптуры Венеры Милосской

Скульптура Венеры Милосской была обнаружена на Мелосе, греческом острове в южной части региона Киклады. Она была обнаружена на лугу молодым крестьянином по имени Йоргос Кентротас, спрятанная в расщелине стены среди останков Милоса.

Статуя была найдена в двух частях: торс и задрапированные ноги. Вторая левая рука, сжимающая яблоко, а также гравированный плинт, определенно связанный с мастером по имени «Александрос из Анхиохии на Меандре», были найдены неподалеку.

Французский морской офицер из французской армады, стоявшей на мели неподалеку, помог фермеру извлечь памятник. Когда весть о находке распространилась, Жюль Дюмон д’Юрвиль оповестил французского консула. В ответ тот организовал доставку скульптуры во Францию, где она была передана в дар королю Людовику XVIII, который впоследствии передал ее в Лувр. Однако, несмотря на это утверждение, в других частях света истинными первооткрывателями называют Йоргоса Боттониса и его сына Антонио.

Скульптура Александроса Антиохийского

Деталь скульптуры Венеры Милосской, расположенной в Лувре в Париже, Франция; Tom King, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Местом находки, по словам Пола Каруса, были «остатки древнего зала вблизи Кастро, столицы острова», и Боттонис и его сын «непреднамеренно обнаружили узкую пещеру, искусно закрытую массивной плитой и затемненную, в которой была заключена замечательная мраморная скульптура в двух частях, вместе с несколькими другими мраморными частями, в феврале 1820 года». Похоже, что он основывал свои утверждения на редакционной статье, которую он прочитал в журнале Century Magazine.

Согласно Эдварду Дуйкеру, австралийскому историку, который ссылается на письмо, отправленное Луи Брестом в Милос в 1820 году, первооткрывателем скульптуры был Теодорос Кендротас, которого ошибочно приняли за его сына Йоргоса, который впоследствии взял на себя ответственность за находку. По словам Дуйкера, Кендротас собирал камень из разрушенной часовни на окраине своего участка — террасированной местности, которая ранее была частью римского гимнасия.

Статуя была обнаружена в двух больших секциях, вместе с несколькими колоннами, увенчанными головами, остатками левой руки и кисти, хватающей плод, и гравированным цоколем. Скульптура Венеры де Мило была признана великой художественной находкой, когда ее обнаружили в 1820 году, но иконой она стала лишь много позже. Однако точные обстоятельства ее обнаружения остаются неизвестными.

Когда разграбленная Наполеоном коллекция произведений искусства была перевезена в страны происхождения, Лувр, а значит, и французское искусство в целом, понесли значительные потери. Некоторые из самых выдающихся экспонатов музея, включая «Лаокоон и его сыновья» и «Венеру Медичи», были утрачены.

Амфитрита или Афродита?

Когда она была первоначально получена в Лувр, было рекомендовано восстановить ее отсутствующие руки, но позже это предложение было отклонено из-за опасений, что это изменит характер произведения. Отсутствие рук у статуи сделало ее трудноузнаваемой.

Многие изображения греческих богов и богинь имеют «атрибуты» (предметы или природные элементы), зажатые в руках; поэтому эта скульптура вызывает вопрос: является ли она морской богиней Амфитритой, которую особенно почитали на острове Мелос? Или же это Афродита, божество совершенства, на что может намекать ее соблазнительная, полуобнаженная форма?

Период эллинистического искусства

Пример скульптуры Амфитриты (1866) работы Франсуа Теодора Деволькса, на которой, по предположениям, основана богиня Венера де Мило. Эта скульптура находится на северном фасаде Кур Карре в Лувре в Париже, Франция; см. страницу автора, CC BY 2.5, via Wikimedia Commons

  Как нарисовать цветок гибискуса - создайте свой собственный эскиз цветка гибискуса

Это второе объяснение, вместе с украшениями, которые она раньше носила, качнуло чашу весов в пользу Афродиты (Венеры для римлян). Рядом со статуэткой была обнаружена еще одна вероятная улика: высеченная вручную из того же парианского мрамора фигурка, хватающая яблоко, которое является украшением Афродиты.

Лувр

Скульптура Венеры Милосской впервые была выставлена в Лувре в 1821 году, хотя с тех пор ее местонахождение неоднократно менялось. Первоначально она была выставлена в Галерее антиквариата, где ее можно увидеть и сегодня. Император приобрел знаменитую художественную коллекцию своего шурина, принца Камилла Боргезе, в 1807 году. Он поручил Пьеру Фонтену и Шарлю Персье, архитекторам, расширить недавно построенную Галерею антиквариата для размещения коллекции.

Новые комнаты заменили королевские апартаменты, но Персье и Фонтен полностью изменили их дизайн, устранив перегородки, чтобы открыть пространство, и добавив красный и серый мрамор для контраста с белизной скульптур.

Посвящение состоялось в 1811 году, за пять лет до появления знаменитой статуи без оружия. Впервые она появилась в Лувре в 1821 году, хотя с тех пор ее местонахождение в музее неоднократно менялось. Первоначально она была выставлена в Галерее антиквариата, где ее можно увидеть и сегодня.

Древнегреческая скульптура

Скульптура Венеры Милосской, расположенная в Лувре в Париже, Франция; Mattgirling, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Однако возникло несколько проблем, в том числе, следует ли представлять ее одну или вместе с другими произведениями искусства. На каком типе фундамента она должна быть построена и где она должна стоять? Не будет ли ей уместнее в Большой галерее среди полотен?

Спустя почти два столетия статую наконец-то вернули в зал, где она была представлена изначально, и теперь она занимает свое место, стоя практически в одиночестве в центре выставочного зала, чтобы посетители могли лучше видеть ее.

Ложная атрибуция

Музей все еще оплакивал уход Венеры Медичи, знаменитого произведения классической древности, которое было перевезено в Италию после поражения Наполеона при Ватерлоо в 1815 году. Вследствие этого, чтобы повысить престиж нового приобретения, было решено пьедестал не трогать.

Однако на постаменте имелась надпись, в которой в качестве художника был указан Александрос Антиохийский. Несмотря на это, работа над скульптурой была поручена Праксителю, одному из лучших художников классического периода.

Позади скульптуры Венеры Милосской

Обратная сторона скульптуры Венеры Милосской, расположенной в Лувре в Париже, Франция; Музей Лувра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Чтобы добиться этого, чиновники начали широко рекламировать ценность произведения, которое они ловко датировали классическим периодом Праксителя — шаг, который замедлил появление соответствующей научной оценки скульптуры.

С тех пор Венеру Милосскую стали относить к позднему эллинистическому периоду искусства и приписывать Александросу Антиохийскому, скульптору далеко не столь известному, как Пракситель.

Анализ и характеристики скульптуры Венеры Милосской

Без постамента скульптура высотой 6 футов 8 дюймов выполнена из парианского мрамора. На ней изображена Афродита, греческая богиня чувственной любви и элегантности. По мнению экспертов по сохранению памятника, он был изготовлен из двух плит парианского мрамора и состоит из нескольких компонентов, которые были вырезаны отдельно, а затем соединены вертикальными штифтами.

Характеристики

К сожалению, конечности фигуры и первоначальный постамент были утрачены практически с момента прибытия произведения искусства в 1820 году в Париж. В первую очередь это было связано с проблемами аутентификации, поскольку соседние части левой руки и кисти не были признаны принадлежащими памятнику при первоначальной реставрации из-за их общего «грубого» вида.

Несмотря на разницу в полировке, специалисты теперь уверены, что эти дополнительные части были частью первоначального произведения искусства, поскольку в то время было принято уделять меньше времени менее заметным частям скульптуры.

Рука, о которой идет речь, вообще незаметна для случайного зрителя, поскольку находится выше уровня глаз. По словам экспертов по ремонту скульптур, уникальная резная правая рука Венеры де Мило свисала через торс, а правая рука лежала на приподнятом левом колене, держась за драпировку, накинутую на ноги.

  Безопасна ли акриловая краска для кожи? - Как удалить акриловую краску с кожи

Скульптура Венеры Милосской с руками

Предложение археолога и искусствоведа Адольфа Фуртвенглера о реставрации в 1916 году, включающее фрагменты руки, найденные вместе со статуей во время ее обнаружения, которые показывают, как статуя могла выглядеть первоначально; Неизвестный авторНеизвестный автор , Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В то же время левая рука держала плод на уровне глаз. Ученые спорят, смотрела ли богиня на плод, который держала, или вдаль. Для придания статуе более реалистичного вида в естественном состоянии ее окрашивали красящими пигментами, затем украшали браслетом, серьгами и головным убором, прежде чем поместить в нишу внутри святилища или гимнасия. Тем не менее, сейчас не осталось никаких следов краски, а единственным признаком металлических украшений являются отверстия для крепления.

Для начала обратите внимание на сопоставление гладкой обнаженной плоти груди и пульсирующего узора драпировок вокруг ног. Во-вторых, обратите внимание на спиральную композицию, которая состоит из небольшого поворота тела — от таза до плеча — в паре с внешним отведением правого бедра, завершающимся интригующей S-образной позой. В-третьих, обратите внимание на крошечный размер торса.

И наконец, драпировка, которая, кажется, полностью спадает, добавляет безошибочный штрих чувственного напряжения. Все эти четыре стилистические характеристики возникли в период позднего эллинизма. В результате работа воспринимается как тонкое сочетание более раннего и более позднего стилей.

Мифология и непреходящая тайна

Большинство ученых считают, что скульптура Венеры Милосской изображает греческую богиню Афродиту, а также историю о Парижском суде. В этой истории богиня Раздора дарит молодому троянскому принцу Парису золотое яблоко и поручает ему преподнести его самой привлекательной из трех кандидаток: Афине, Афродите и Гере. Афродита выиграла конкурс красоты, заплатив Парису лаской Елены из Спарты, самой привлекательной человеческой женщины, и получила яблоко.

В течение 19-го века ряд экспертов в области искусства превозносили Венеру Милосскую как один из величайших шедевров греческого искусства.

На ком основана скульптура Венеры Милосской

Пример скульптуры Афродиты сиракузского типа, на которой, по предположениям, была основана богиня Венера де Мило. Найдена в Байе, Южная Италия; Национальный археологический музей Афин, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons.

Это произошло потому, что она символизировала вершину женской красоты и элегантности — не в последнюю очередь благодаря удивительному сочетанию величественности и грации. Хотя времена и предпочтения меняются — безногие греческие скульптуры не так популярны в 21 веке — божество сохраняет большую часть своей загадочности. Хотя считается, что она символизирует Афродиту, ее чувственные, женственные изгибы позволяют предположить, что она также может быть морской богиней Амфитритой, которую в то время обожали на острове Мило.

Кроме того, учитывая ее сходство с «Афродитой из Капуи», Лувр считает, что она может быть римской копией подлинной греческой статуи, датируемой концом IV века.

Эвакуация во время Второй мировой войны

Жак Жожар, директор Национальных музеев Франции, решил спланировать вывоз коллекции искусства Лувра в провинции до начала наступления немецких войск во время Второй мировой войны, ожидая капитуляции Франции.

«Крылатая Самофракийская победа», а также знаменитая статуя без рук находились в замке Валансе, который был спасен от немецкой оккупации по техническим причинам.

Статуя без рук

Деталь верхней части торса и лица скульптуры Венеры де Мило, расположенной в Лувре в Париже, Франция; Dennis Jarvis from Halifax, Canada, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

  Искусство 1930-х годов - взгляд на искусство и художников Америки после падения

Современное использование

Скульптура оказала значительное влияние на мастеров современного искусства, двумя яркими примерами являются работы Сальвадора Дали «Галлюциногенный Тореадор» (1970) и «Венера Милосская с ящиками» (1936), Скульптура когда-то была частью эмблемы ASPS (Американского общества пластических хирургов).

Немецкое издание «Фокус» опубликовало сфабрикованную фотографию Венеры, отворачивающейся от Европы, в феврале 2010 года, что вызвало иск о клевете против авторов и издателя. Греческий суд признал их невиновными.

Культурные ссылки

Как одно из самых известных произведений искусства в мире, скульптура Венеры Милосской неоднократно упоминалась в популярной культуре. Изображение того, как статуя якобы потеряла свои конечности, является типичной юмористической шуткой. Чарли Дрейк в 1960 году разыграл комедийное представление, в котором сотрудники музея случайно отломали руки во время упаковки. Аналогичным образом, в комедии 1964 года в фильме «Кэрри на Клео» притворно демонстрировалось, как скульптура лишилась рук.

Одноименный герой диснеевской картины 1997 года «Геркулес» катает камень по воде и случайно разбивает обе руки скульптуры.

Пародийный шпионский триллер 1966 года «Последний из секретных агентов» с участием Стива Росси и Марти Аллена вращается вокруг схемы кражи скульптуры. Венера Милосская часто демонстрируется и сатирически изображается в телевизионных программах, например, в эпизоде сериала «Тик», где плохие парни грабят музей искусств, и в «Только дураки и лошади», где один персонаж показывает другому модель статуэтки, замечая, что во вселенной есть больные на голову люди, которые могли бы сделать такой памятник инвалиду.

Статуя без рук пользуется огромным успехом с тех пор, как ее обнаружили археологи. Статуя знаменита своим необычайно преклонным возрастом: она была высечена по частям и объединена в единую скульптуру. Эксперты считают, что она была высечена из мрамора около 100 года до нашей эры. Божество также было ранее украшено драгоценностями, о чем свидетельствуют отверстия для крепления. Поскольку ее руки так и не были найдены, скульптура Венеры де Мило в Лувре по сей день остается загадкой.

Взгляните на нашу веб-историю о статуе Венеры здесь!

Часто задаваемые вопросы

Кого изображает статуя без рук?

При первом поступлении статуи в Лувр было предложено воссоздать ее отсутствующие руки, но впоследствии эта просьба была отклонена из-за опасений, что это повредит сути произведения. Поскольку у статуи не было рук, ее невозможно было идентифицировать. Многие изображения богинь и богов Древней Греции имеют так называемые атрибуты в руках, поэтому эта статуя вызывает вопрос: возможно, это Амфитрита, известная морская богиня, которую особенно обожают на острове Милос? Или же она может быть Афродитой, богиней совершенства, как можно предположить по ее манящему, полуобнаженному виду? Эта вторая теория, а также украшения, которые она носила, склонили чашу весов в пользу Афродиты (Венеры для римлян).

Кто создал скульптуру Венеры де Мило?

Чтобы повысить репутацию своего недавнего приобретения, музей Лувра решил проигнорировать пьедестал, на котором была надпись, указывающая на Александра Антиохийского как на художника, и вместо этого отдал скульптуру Праксителю, одному из величайших классических художников. Чтобы добиться этого, власти начали масштабную кампанию по связям с общественностью, восхваляя значимость скульптуры, которую они умело датировали классической эпохой Праксителя — шаг, который замедлил появление надлежащей научной оценки произведения искусства. С тех пор Венера Милосская была приписана Александросу Антиохийскому, менее известному каменному ваятелю, и отнесена к позднему эллинистическому периоду искусства.

Где находится скульптура Венеры Милосской?

Сегодня Венеру Милосскую можно увидеть в конце длинной череды апартаментов в Лувре в Париже, почти одинокую в своем величии. Изысканная конструкция из красного мрамора появилась во времена правления Наполеона I в начале XIX века. Император приобрел знаменитую коллекцию произведений искусства своего шурина, принца Камилла Боргезе, в 1807 году. Он поручил архитекторам Пьеру Фонтену и Шарлю Персье расширить недавно построенную Галерею антиквариата, чтобы вместить коллекцию.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий