Контрапосто — Что такое контрапосто, знаменитая классическая поза?

Contrapposto

Контрапосту открыли древние греки. Определение итальянского слова contrapposto (итальянское произношение: [kontrap’posto]) — «противопоставление». Самые ранние скульптуры, изображающие человеческое тело в этой позе, датируются 5 веком до н.э. Греческое изобретение контрапоста — одно из величайших новшеств в фигуративном искусстве.

Оглавление

Нестареющая красота контрапостов

Классическая техника позирования до сих пор используется для создания красивой, реалистичной человеческой фигуры. После греческого периода многие удивительные произведения искусства не использовали контрапост. Но спустя столетия итальянское Возрождение заново открыло и переименовало контрапост, в итоге донеся его до нас в наши дни.

Что такое контрапост?

Определение контрапосто — это расслабленная и жизненная поза, в которой вес тела опирается на одну ногу. Фигура не стоит жестко и вертикально, а непринужденно распределяет вес тела. Классическая поза contrapposto требует от художников понимания различных противопоставленных компонентов фигуры.

В естественном положении стоя мы склонны переносить свой вес на одну ногу.

Если мы долго стоим на ногах, то даже переносим вес с одной ноги на другую. Прямая нога поддерживает большую часть веса тела и называется задействованной ногой. Нога, на которую вес не переносится, а только поддерживается равновесие, называется свободной. Сторона свободной ноги кажется более вытянутой и слегка согнутой, поскольку она расслаблена.

Определение контрапосто

Стойка контраппосто Поликлейтоса ‘ Дорифороса (450 — 440 гг. до н.э.), где «teso» по-итальянски означает «напряженный», а «rilassato» в переводе означает «расслабленный»; изображение Marie-Lan Nguyen; диаграммы Paolo Villa с прозрачным фоном, вверху нарисован пример ContrappostoDoryphoros из Помпеи (анонимная римская копия после Поликлейтоса), CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

При контраппосто плечи не параллельны бедрам. Таз и туловище наклонены в противоположные стороны. Художник должен изобразить поворот таза и центра тяжести тела. Бедра и грудная клетка создают «S»-образную изогнутую линию вдоль позвоночника. Contrapposto происходит от анатомического анализа выравнивания тела, когда мы опираемся весом на одну ногу.

Рациональные условия контраппосто делают эту позу одновременно динамичной и расслабленной. Поза контрапосто вызывает чувство жизни благодаря своему реалистичному выражению.

Древнегреческие истоки контрапосто

Между 700 и 480 гг. до н.э. в период греческой архаики были созданы так называемые греческие скульптуры курос, которые почти всегда были симметричными, изображая вертикальную, фронтальную и жесткую позу. Даже когда ноги были раздвинуты, их вес равномерно распределялся на обе ноги. Очевидно, это было сделано по логистическим причинам. Их главной дилеммой было удержание предметов в вертикальном положении, поэтому эти фигуры еще не стояли contrapposto.

До позы контраппосто

Древняя Греция Парийский мрамор «Аристодикос Курос», с вершины гробницы молодого афинского аристократа, Аттика, 510-500 гг. до н. э.; Гэри Тодд из Синьчжэн, Китай, CC0, via Wikimedia Commons

Так было до того времени, которое мы знаем как греческий классический период. Этот период, начавшийся после окончания персидских войн, означал доминирование Древней Греции в средиземноморской и европейской культуре. Он представлял собой общий расцвет греческой культуры и дал начало рационализму, натурализму и стоицизму в искусстве. Работали такие философы, как Платон, Сократ и Аристотель. Были написаны великие комедии и трагедии. Это было время изобретения Олимпийских игр и изучения звезд.

Древняя Греция нуждалась в искусстве, которое осваивало реалии бытия, нарушая жесткую симметрию архаичных греческих фигур.

Греческий канон был установлен в 5 веке, в период расцвета классической скульптуры. Канон представлял собой математическую систему пропорций и условностей для изображения человеческой фигуры. Благодаря ему древние греки первыми создали по-настоящему натуралистичные скульптуры человеческого тела.

  Как нарисовать леопарда - лучший самоучитель для реалистичного рисования леопарда

Что такое контрапост

Поза «Апоксиоменос» Лисиппа (ок. 350 г. до н.э.); пользователь:shakko использует работу User:Jastrow, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons.

Натурализм описывает близость к природе. В фигуративном искусстве натурализм был основан на изучении пропорций, контуров и мышц тела. Это требовало понимания костей и их движения под плотью. Как тело распределяет вес при движении и как различные части тела помогают этому движению.

Скульптуры стали более пропорциональными, и большое внимание уделялось идеализированному телосложению.

Они часто изображали молодых, героических, обнаженных мужчин-атлетов, богов или воинов. Это позволяло художникам демонстрировать хорошо выраженную мускулатуру, принимая при этом натуралистическую позу. Часто фигуры были как бы заняты чем-то, когда изображение случайно попало в кадр. Создается впечатление, что они застыли во времени.

Первая статуя Контрапосто

Мальчик Критий (ок. 480-370 гг. до н.э.), автор Критий; Критий, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Однако наиболее оживляющим свойством контрапосто было то, что оно затрагивало не только ноги, но и все туловище. Когда вес балансировал на одной ноге, стопы располагались в несимметричных положениях. Они придумали новые способы уравновешивания скульптур без неестественного положения ног. Часто они использовали пень или что-то подобное, чтобы помочь в этом уравновешивании.

Это позволяло художникам создавать фигуры, которые казались в движении и, таким образом, вполне реальными.

Мальчик Критиос (ок. 480 г. до н.э.) является первым известным примером использования позы контрапосто и приписывается скульптору по имени Критиос. Поскольку сохранилось очень мало греческих оригиналов, многие скульптуры известны нам по более поздним римским копиям, но эта скульптура — греческий оригинал. Вполне вероятно, что контрапост использовался и до Критиоса, но это самое раннее свидетельство.

Поликлеитос ‘ Дорифорос (450 — 440 гг. до н.э.)

Задаваясь вопросом «что такое контрапост?», важно знать о Поликлейтосе, который изваял Дорифороса или Копьеносца первоначально в бронзе. Рука фигуры поднята вверх, потому что в какой-то момент она, вероятно, держала копье, которое теперь давно утеряно. Это один из самых известных примеров классической техники позирования «контрапост».

Дорифорос (450-440 гг. до н.э.), который мы часто видим, не является оригиналом. Это римская мраморная копия греческой бронзы и демонстрация того, насколько сильно римляне находились под влиянием классической греческой скульптуры. Они были самопровозглашенными наследниками великих греческих традиций большой точности в изображении человеческого тела.

Во многом благодаря римлянам мы узнали о контрапосте.

Классическое позирование

Дорифорос (450-440 гг. до н.э.) работы Поликлеитоса; Институт искусств Миннеаполиса, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В контрапосте греческие фигуры, такие как Дорифорос, смотрят вправо. Несущая вес правая нога имеет бедро, которое выступает вверх и сжимает бок, отчего он кажется короче. Левая сторона, где находится свободная нога, позволяет бедру как бы свисать, удлиняя бок. Результат, основанный на противопоставлении одной стороны тела другой, заключается в динамическом выравнивании частей тела.

Натуралистическая скульптура Дорифора указывает на культуру, основанную на тщательном, непосредственном наблюдении, где художники рассматривали реальные человеческие фигуры для своего искусства. Дорифорос, хотя и идеализирован, но асимметричен, что приближает его к иконическому, но натуралистическому изображению человеческого тела. Поликлеитос отстаивал этот метод и утверждал, что статуя должна обладать тремя основными характеристиками: «идеальные пропорции, баланс между напряженными и расслабленными мышцами и сбалансированная ориентация конечностей».

Это основополагающие элементы революционного откровения в изображении человеческого тела, которое мы называем контрапостом.

Афродита Книдосская» Праксителя (ок. 340 г. до н.э.)

Хотя он более известен благодаря Гермесу, несущему младенца Диониса (ок. 350-330 гг.), Пракситель также создал «Афродиту Книдскую» (ок. 340 г. до н.э.) для города Книдос, который мы теперь знаем как турецкое побережье. В обеих этих работах использовалась контрапунктура. И снова мы знаем об Афродите Книдосской только по римским копиям. Существующие копии отличаются большим разнообразием, поэтому нет полной уверенности в том, как выглядел оригинал.

  Антиутопический сюрреализм - потусторонние ужасы антиутопического искусства

Эта скульптура важна тем, что впервые мы видим свидетельство женской позы контрапост. До этого момента греческое искусство избегало женских обнаженных статуй. Женские фигуры позволяли художникам экспериментировать с драпировкой. Они придавали драпировке движение или влажный вид, чтобы раскрыть форму, но предпочитали скромность в женских фигурах.

Женщина Контрапосто

Афродита из Книдоса (ок. 340 г. до н.э.) работы Праксителя; Глиптотека, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Художнику требовалось веское обоснование для создания женской обнаженной фигуры. К счастью для Праксителя, богиня чувственности и любви была подходящей фигурой, чтобы стать первой обнаженной женщиной. Благодаря мифологии, связанной с ней, женская обнаженная фигура Праксителя была принята, и она стала настолько успешной, что ее даже стали изображать на монетах.

Афродита, которая также является богиней моря, изображена в «Афродите Книдосской» в процессе ритуального купания. Она кажется здесь одновременно богиней и сиреной. Она расположена contrapposto, в хрупком фасаде скромности. Ее рука прикрывает интимные части тела, одновременно привлекая к ним наше внимание.

Пракситель, известный своими легкими, лирическими композициями, использовал контрапост, чтобы подчеркнуть и преувеличить женские формы.

В его контрапосте больше бедра на несущей ноге. Более выражен S-образный изгиб позвоночника. Соотношение бедер и талии было улучшено, чтобы подчеркнуть элегантность женского контрапоста. Этим приемом Пракситель создал условности в изображении женской фигуры, которые сохранились и по сей день.

Апоксиоменос Лисиппа (ок. 350 г. до н.э.)

Многие предшествующие скульптуры, такие как «Афродита Книдосская» Праксителя, предназначались для просмотра в основном под одним углом. Лисипп радикально изменил скульптуру, создав объекты с различными фокусными перспективами. Он создавал работы, которые заставляли зрителя двигаться вокруг скульптуры, чтобы понять ее.

Контрапосто греческий

Апоксиомен (ок. 350 г. до н.э.) Лисиппа; Гарднер, Эрнест Артур, 1862-1939, без ограничений, через Wikimedia Commons

Апоксиоменос (ок. 350 г. до н.э.) изображает еще одного греческого атлета-контрапостуса. Название картины означает «скребок». Скрести себя было обычной практикой древних атлетов после тренировки. Однако, если посмотреть на эту скульптуру спереди, то можно заметить, что рука у нее вытянута вперед.

Лисипп хотел, чтобы зритель обошел вокруг объекта, чтобы увидеть акт соскабливания и ощутить фигуру в трех измерениях.

Итальянское Возрождение (13 век)

После упадка греческой и римской империй и последующего подъема христианства художники Средневековья упрощали человеческую фигуру в целях повествования. Изображение точных мускулистых тел больше не было необходимым, когда целью было донести Евангелие до в основном неграмотных масс.

Они не забыли греческие художественные практики, но цель искусства сместилась от натурализма к духовности.

В течение примерно тысячи лет изображения человеческого тела были забальзамированы в библейском повествовании. Так было до тех пор, пока художники итальянского Возрождения, такие как Леонардо да Винчи, Донателло, Андреа дель Верроккьо, Нанни ди Банко, Микеланджело и Рафаэль, не начали обращаться не только к фигурам в соборах темных веков, но и к натурализму античного мира. Ренессанс — французское слово, означающее «возрождение», в данном случае древнегреческой и римской культуры.

Поза Контраппосто

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (ок. 1485 г.), Венера стоит в классической позе контрапосто; Сандро Боттичелли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Давид Донателло (ок. 1440 г.)

Давид» Донателло (ок. 1440 г.) был самым первым свободно стоящим обнаженным мужчиной со времен античности. В течение тысячи лет, прошедших с тех пор, фигуры были либо рельефными, либо одетыми. Драпировка одежды призвана была подчеркнуть их потусторонность, создавая рябь, которая заставляла фигуры казаться парящими или нереальными. В «Давиде» Донателло каждый предмет одежды задрапирован, как и в «Дорифоре» Поликлеитоса.

В отличие от христианского искусства готической эпохи, в этом произведении внимание уделялось не узорам драпировок, а механической красоте человеческого тела.

Позы Контрапосто эпохи Возрождения

Давид (ок. 1440) Донателло; Donatello, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Изображенный Донателло Давид довольно молод, как и в библейской истории. Сцена происходит после убийства Голиафа, когда Давид стоит в преувеличенной позе контрапосто, бедра наклонены наружу, а его вес опирается на правую ногу. Его левая нога относительно невесома и самодовольно опирается на огромную голову Голиафа.

  Греческая керамика - обзор развития древнегреческой керамики

Давид Донателло был радикальным отходом от фигуративных изображений Средневековья и имел гораздо больше общего с греческими традициями. Интересно, что нагота и порой откровенный эротизм начали объединяться с библейским повествованием. Позы эпохи Возрождения соединили библейское повествование с изучением человеческого тела. Искусство снова стало наблюдением в новом христианском мире.

Давид» Микеланджело (1501-1504)

Давид» Микеланджело (1501-1504) стал одной из самых известных скульптур итальянского Возрождения. Ее часто используют как символ перехода от раннего Возрождения к Высокому Возрождению. Но отчасти эта скульптура стала легендарной благодаря мастерскому использованию контрапоста. Давид Микеланджело одновременно культовый и совершенно непринужденный.

Микеланджело, похоже, синтезировал уроки греческого искусства, как это сделал Донателло, в новые позы эпохи Возрождения.

Его Давид был создан через 50 или 60 лет после Давида Донателло. Микеланджело создал напряжение и динамизм, выдвигая одну массу вперед, а другую оставляя позади. S-образный изгиб фигуры сохранился, но фигура Микеланджело старше, чем у Донателло. У него более мускулистое телосложение, и он кажется более мрачным.

Позы эпохи Возрождения

Давид (1501-1504) Микеланджело; Commonists, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Он также кажется более анатомически правильным. Его рука согнута и держит то, что кажется пращой, висящей через плечо. Мы делаем вывод, что это праща, потому что знаем историю Давида. Здесь больше нет ни меча, ни камня. Повествовательные ссылки удалены из «Давида» Микеланджело. Он напоминает фигуру из греческой мифологии гораздо больше, чем фигуру Христа-Иуды.

Поза Микеланджело «Давид», выполненная контрапостом, показывает, что эта скульптура связана с интересом художника к человеческой форме.

Волосы проработаны до мельчайших деталей. Он делает видимыми сухожилия на руках, вены, коленные чашечки. Жизнеутверждающий характер не отягощен его огромными размерами. Можно ходить вокруг него и рассматривать различные детали. В ней есть законченная деликатность.

Современное использование Contrapposto

Contrapposto — это не просто поза для художников. Он оказал огромное влияние на западное искусство и, следовательно, на человеческую культуру. Он формирует наши представления о красоте и пронизывает нашу повседневную жизнь. Научно доказано, что в позе контрапосто фигуры выглядят более красивыми.

Женская картина контрапосто

Классическая «S»-образная кривая контрапосто, как видно на картине «Леда и лебедь» (ок. 1510-1515) Чезаре да Сесто, после Леонардо да Винчи; Cesare da Sesto, Public domain, via Wikimedia Commons.

Художники и рекламисты используют позу контрапост для придания выразительности человеческой форме. Она позволяет добиться ощущения движения в неподвижной фигуре. Напряжение, создаваемое потенциальной энергией, передает динамическую неподвижность. Это заставляет изображенную фигуру чувствовать себя живой и усиливает ее человечность.

Посетите сегодня любой приличный курс рисования фигуры, и вы обязательно встретите контрапосту. Понимание его принципов важно как никогда. Эти навыки нужны не только для того, чтобы делать красивые рисунки. Они учат нас человеческому телу и закладывают в сознание художника возможность манипулировать формой, чтобы передать движение и жизнь. Художник, владеющий контрапостом, овладевает элегантным искусством гармонизации компонентов человеческого тела.

Часто задаваемые вопросы

Почему греки первыми придумали контрапост?

Греческое изобретение контрапосто стало результатом творческого и научного сдвига в греческой культуре. Оно говорит нам о том, что греки были уверены в человеческих возможностях и наблюдениях. Эта культура была достаточно самосознательной, чтобы проверить границы человеческого мастерства.

Контрапост — это скульптура или живопись?

Контрапосто был в первую очередь скульптурной разработкой. Именно в скульптуре было стремление сделать архаичные застывшие статичные статуи более реалистичными. Но оно повлияло на все области, требующие натуралистического изображения человеческой фигуры.

Сломал ли кто-то «Давида» Микеланджело?

Да. В 1991 году кто-то взялся за шедевр с молотком и отломал часть пальцев на ногах.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий