«Кошмар» Генри Фюзели — осмотр картины «Кошмар»

Кошмар Генриха Фюзели

У каждого из нас бывают кошмары, от которых нас охватывает ужас, это могут быть страшные вещи, пробуждающие нас рано утром. А теперь представьте себе картину, которая сексуально заряжена и почти граничит с демонической — может быть, это преувеличение, а может быть, и нет, но она затрагивает те глубокие сонные части нас, которые просто хотят чувствовать себя в безопасности. Это картина Генриха Фюзели «Кошмар», которую мы рассмотрим более подробно в этой статье.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Генри Фюзели?

Генриха Фюзели звали Иоганн Генрих Фюсли, он родился в 1741 году 7 февраля в Цюрихе, Швейцария. Он умер в апреле 1825 года. Фюсли приобщился к искусству с раннего возраста, поскольку его отец, Иоганн Каспар Фюсли, был художником и писателем. Фюсли посещал Каролинский колледж в Цюрихе по просьбе своего отца, который хотел, чтобы он стал министром, которым он и стал в 1761 году. Фюзели переехал в Германию, а затем в Лондон и находился под влиянием Просвещения того времени.

В 1770 году он также отправился в Италию и пробыл там почти восемь лет. Там на него оказали большое влияние искусство и художники, он встретил Анну Ландольт, которую сильно любил, но не смог жениться. Вернувшись в Лондон в 1779 году, он участвовал в различных выставках Королевской академии, а также продолжал заниматься писательской и переводческой деятельностью.

За свою творческую карьеру Фюзели достиг многого и познакомился со многими значительными фигурами в искусстве, литературе и философском мире. Он оказал влияние на многих известных художников, таких как Уильям Блейк и Дж.М.У. Тернер, среди прочих.

Генри Фюзели Портрет

Портрет Генри Фюзели (1778), Джеймс Норткот; James Northcote, Public domain, via Wikimedia Commons

Кошмар (1781) Генри Фюзели в контексте

Генри Фюзели был выдающимся художником 18 века, он рисовал сцены, пропитанные сверхъестественными мотивами, изображая персонажей, которых мы находим в вековой литературе и мифологии. Его работы считаются готическими, гротескными, а некоторые говорят, что он является «крестным отцом» сюрреализма.

Фантастический и страшный, ниже мы представим анализ «Кошмара», начиная с краткого контекстуального анализа, дающего представление о различных влияниях, сформировавших восприятие и убеждения Фюзели. Затем следует формальный анализ картины «Кошмар», ее сюжета и других стилистических аспектов. Мы также рассмотрим вопрос: «Сколько стоит «Кошмар» Генриха Фюзели?».

Художник Генрих Фюзели (первоначальное имя Иоганн Генрих Фюссли)
Дата написания 1781
Средство Масло на холсте
Жанр Жанровая живопись
Период / движение Романтизм
Размеры 101,6 x 127 сантиметров
Серия / Версии Не применимо
Где хранится? Детройтский институт искусств, Детройт, штат Мичиган
Сколько стоит По оценкам, стоимость составляет $3 — $4 млн.

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Когда Фюзели писал картину «Кошмар», в Европе был 1700 год. Это был важный период в развитии европейской мысли, известный как «век Разума» или «век Просвещения». Многие обратились к классическим постулатам движения гуманизма эпохи Возрождения и стремились следовать философским, интеллектуальным и научным концепциям, которые пришли из него и включали такие идеи, как логика, ясность, симметрия и рациональность.

Одними из главных ученых того времени, которые, как считается, внесли свой вклад в зарождение эпохи Разума, были философ Рене Декарт и его труды, такие как «Рассуждение о методе правильного ведения рассудка и поиска истины в науках» (1637).

Это привело к тому, что многие последовали знаменитому высказыванию из его текста, написанного на французском языке: «Je pense, donc je suis», что в переводе с английского означает «Я думаю, следовательно, я есть».

Генрих Фюзели Вдохновение

Портрет Рене Декарта (ок. 1649-1700) работы Франса Хальса; после Франса Хальса, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Сюда же относится ученый и математик сэр Исаак Ньютон и его основополагающий текст «Philosophiæ Naturalis Principia Mathematica» (1687). Ньютон считался частью Научной революции, которая была предшественником эпохи Просвещения.

  Воскресный день на острове Ла-Гранд-Жатт - анализ

Эпоха Просвещения также отошла от религиозных строгостей католической церкви и открыла новый тип свободы личности, особенно в области мысли и самовыражения. В связи с этим возникли такие направления, как неоклассицизм, который следовал идеям благородства, простоты и классическим идеям Греции и Рима.

Одним из ведущих представителей этого движения был Иоганн Иоахим Винкельман, который считал, что «подражание» древним — единственный путь к величию.

Считается, что это движение зародилось в Риме, где и жил Винкельман. Его основополагающий текст «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре» (1755) оказал влияние на изобразительное искусство и установил рамки того, каким должно быть искусство.

Генрих Фюзели Коллега

Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана (1764), автор Ангелика Кауффманн; Angelica Kauffmann, Public domain, via Wikimedia Commons

Именно Генри Фюзели перевел текст Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков» (1765) на английский язык; несомненно, он был знаком с этими мыслями и убеждениями нового времени. Винкельман был широко цитируемым автором, утверждавшим, что искусство должно обладать «благородной простотой и спокойным величием».

Если мы посмотрим на немецкое движение Sturm und Drang, которое началось примерно в конце 1700-х годов и означало «Буря и напряжение», то оно характеризовалось более субъективным выражением. Будучи предшественником романтизма, оно восстало против рациональной и «объективной» природы неоклассицизма и эпохи Разума.

Генрих Фюзели был частью этой группы, которая охватывала музыку, театр, литературу и изобразительное искусство. Среди основных писателей, которые ее развивали, был Иоганн Вольфганг фон Гете, который также был поклонником творчества Фюзели. Примечательным в этом недолговечном движении было сильное выражение эмоций, включая визуальные образы, граничащие с пугающими, как мы видим во многих работах Фюзели и других художников.

Группа Генриха Фюзели

Иоганн Вольфганг фон Гете в возрасте 79 лет (1828), Йозеф Карл Штилер; Joseph Karl Stieler, Public domain, via Wikimedia Commons

Выше приведена краткая информация о том, чем по сути была эпоха Просвещения и как она повлияла на искусство того времени, включая некоторые реакционные движения, которые сыграли свою роль в формировании особого стиля искусства Фюзели. Это ни в коем случае не глубокое объяснение, и рекомендуется изучить эти понятия в дальнейшем, поскольку они охватывают различные области знаний и дисциплины.

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы более подробно рассмотрим картину Генри Фюзели «Кошмар». Эта картина дебютировала на выставке в 1782 году в Королевской академии художеств в Лондоне. Джон Ноулз был известен как один из ранних биографов Генриха Фюзели и широко цитировал его книгу «Жизнь и сочинения Генриха Фюзели» (1831).

Ноулз писал, что картина Фюзели была его самой «популярной картиной» и далее утверждал, что когда она была выставлена, то «вызвала, как это естественно, необычайный интерес». Это действительно была возбуждающая картина, наполненная сюжетами, которые могли бы вызвать удивление — давайте посмотрим дальше.

Картина

Кошмар (1781), Генри Фюзели; Генри Фюзели, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тематика

На картине «Кошмар» Генрих Фюзели изобразил затемненную сцену интерьера, где мы видим женщину, лежащую на кровати, похоже, в глубоком сне или без сознания. Ее голова и руки свисают вниз с правого края кровати, а светлые волосы распущены.

Ее левая рука полностью свисает до пола, пальцы касаются пола, но не похоже, что она находится в бодрствующем состоянии и осознает свое тело и окружающую обстановку.

На ней нет простыни, и мы видим только ее обнаженную фигуру в длинной белой ночной рубашке. Она лежит поверх нескольких потрепанных простыней, точнее, белой простыни над матрасом и желто-красных покрывал.

Мы также заметим, что Фюзели как бы приближает к нам это внутреннее пространство и сцену с помощью свисающей красной бархатной драпировки на заднем плане — отсекая любые возможные отвлекающие факторы на заднем плане — и все, что мы видим, это чернота ночи.

Фон картины

Деталь картины «Кошмар» (1781) Генри Фюзели; Генри Фюзели, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Что делает этот сон не обычным, так это необычные фигуры в комнате. Зритель картины смотрит в нашу сторону — это пухлое коричневое существо, сидящее на корточках поверх груди и туловища спящей женщины. Его левая рука прижата к левой стороне лица, похоже, в жесте, обозначающем отдых на руке или состояние задумчивости. Правая рука и подлокотник лежат на правой ноге.

Считается, что это существо является либо инкубом, либо «импом», либо описывается как «гоблин» — оно определенно похоже на демона или гоблина.

Также широко обсуждалось значение этого существа на картине, о чем мы поговорим ниже. Многие считают, что это инкуб, который, согласно многим мифологическим историям, является демоном мужского пола, который приходит к спящим женщинам, чтобы совершить половой акт.

  Как нарисовать четырехлистный клевер - увлекательный урок рисования трилистника

Анализ картины

Инкуб или «имп» в картине «Кошмар» (1781) Генри Фюзели; Генри Фюзели, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Есть еще одно существо в черноте ночи, выглядывающее шеей и головой сквозь одну из задних драпировок в левой части композиции. Оно также смотрит в направлении коричневого существа. Возможно, это существо — спутник Инкуба.

Это существо более узнаваемо для нас; это черная лошадь.

Однако лошадь также выглядит демонической: ее глаза полностью побелели, и у нее заостренные уши, как у склонившегося демона. На макушке головы лошади вьющиеся пряди волос из ее гривы поднимаются вверх и кажутся огненными языками пламени. Мы едва замечаем остальную часть черного тела лошади, только часть красной драпировки, свободно свисающей над ней, когда она проглядывает сквозь занавески.

В левом нижнем углу композиции находится округлый деревянный прикроватный столик, на котором стоят несколько предметов, например, книга, стеклянный пузырек, два других небольших сосуда с крышками и часть зеркала в раме.

Деталь картины

Деталь картины «Кошмар» (1781) Генри Фюзели; Генри Фюзели, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Цвет и свет

В «Кошмаре» Генри Фюзели изобразил, как уже говорилось выше, затемненную сцену интерьера. Мы видим, что большую часть композиции занимают участки черного цвета, обозначающие ночное время, а также создающие жуткое настроение. Кроме того, Фюзели также написал большинство предметов и окружения в темных оттенках более теплых и земляных цветов, таких как красный, коричневый и мягкий желтый от постельного белья.

Спящая фигура женщины — единственный светлый источник на картине.

Ее белая ночная рубашка и светлая бледная кожа служат почти как маяк света в темном пространстве. Белый цвет простыни на матрасе не такой яркий и тускнеет по мере того, как его покрывает темнота.

Картина

Женщина действует как маяк света в «Кошмаре» (1781) Генри Фюзели; Генри Фюзели, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В правой части композиции также присутствует неизвестный источник света. Это не резкий свет, он кажется мягким, возможно, это горящая свеча? Мы видим, как он освещает часть инкуба, лежащего на женщине, подчеркивая его тень на занавеске позади него, что опять же создает жуткое настроение.

Он также освещает лицо спящей женщины, открытую шею и верхнюю часть туловища, еще больше раскрывая ее уязвимость.

Перспектива и линия

В «Кошмаре» Генри Фюзели изобразил сильную горизонтальную линейность от лежащей фигуры женщины через центр композиции. Женщина почти действует как мост между реальным миром и миром сновидений. Кроме того, некоторые ученые предполагают, что фигура женщины разделяет картину на верхнюю и нижнюю части.

Верхняя часть показывает нам мир кошмаров, а нижняя — спящую женщину, постельные принадлежности, простыни, стол — ничего слишком драматичного. Нижняя часть, если смотреть на нее без двух вышеупомянутых существ, изображает спящую женщину и ничего больше, что меняет смысл картины.

Деталь картины

Нижняя часть картины «Кошмар» (1781) Генриха Фюзели; Генрих Фюзели, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Если мы посмотрим на перспективу и пространство картины «Кошмар», Генри Фюзели выдвигает на передний план сцену интерьера, другими словами, он не слишком сильно обозначает идею глубины и, как мы уже говорили выше, почти отсекает фон драпировкой и темными черными участками, что подчеркивает происходящее на переднем плане.

Фюзели также пишет четкими линиями, мы видим, как фигуры, окружающая обстановка и предметы очерчены по форме, и мы можем распознать то, что нарисовано. Это также показывает нам стиль живописи художника, на который, естественно, повлияли стили живописи и академические правила того времени.

  Джорджио Моранди - Жизнь и творчество итальянского художника Джорджио Моранди

Что именно символизирует картина «Кошмар»?

Мы подошли к той части, которую вы, вероятно, очень хотите узнать: что все это значит? Нам нужно обратиться к различным фольклорным, легендарным и мифологическим источникам, откуда взялись наши два персонажа-существа.

Давайте также начнем с названия картины, иначе мы можем оказаться в совершенно несвязанном месте.

Картина «Кошмар», как следует из названия, изображает сцену, имеющую отношение к состоянию сновидения, а точнее, к кошмару; существа, которых мы видим, также связаны с кошмарами. Некоторые источники также уточняют, что между лошадью и кошмарами нет никакого сходства, поскольку мы могли бы предположить, что слово «кобыла», то есть лошадь женского пола, может быть связано с образом и словом «кошмар». Однако другие источники указывают на значение лошадей в сновидениях и на эту игру слов.

Важно уточнить, что слово «кобыла» имеет два разных значения, одно из которых относится к лошади женского пола, а другое — к германскому фольклору, связанному с демоном, который сидит на груди своей жертвы во время сна, создавая тяжелое физическое давление, вызывающее кошмары. Этого демона называли «мара».

Картина

Крупный план картины «Кошмар» (1781) Генри Фюзели; Генри Фюзели, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Хотя существует обширная история фольклора, связанного со снами, кошмарами и различными существами, связанными с ними, очевидно, что Фюзели не рисовал свой сюжет на основе каких-либо известных или сопоставимых ссылок, таких как религиозные истории или любые другие истории в литературе. Однако Фюзели был образованным человеком, и он также рисовал сюжеты, связанные с литературными произведениями Уильяма Шекспира и Джона Мильтона.

Некоторые примеры картин включают в себя картины из пьес Шекспира «Сон в летнюю ночь» (ок. 1596/1596) под названием «Титания и Боттом» (ок. 1790) и из «Ричарда III» (ок. 1592-1594) под названием «Ричард III в гостях у призраков» (1798). Из поэмы Джона Мильтона Генри Фюзели написал картину «Сон пастуха» (1793).

Потерянная любовь — кем была Анна Ландольт?

Важно отметить, что некоторые ученые также спорят о том, изображал ли Фюзели себя в роли Инкуба. Очевидно, он был глубоко влюблен в женщину по имени Анна Ландольт, а она собиралась выйти замуж за другого мужчину.

По имеющимся данным, для Генриха Фюзели это была безответная любовь, и, несомненно, он должен был испытывать эмоциональное потрясение из-за невозможности быть с ней, в том числе из-за того, что она не любила его в ответ.

Обратная сторона картины

Незаконченная картина Генриха Фюзели «Портрет дамы». Эта картина находится на обратной стороне холста картины Фюзели «Кошмар» (1781); Johann Heinrich Füssli, Public domain, via Wikimedia Commons

Инкуб на картине может представлять желание самого Фюсли к Ландольт и то, что он сидит на ней. Существуют различные точки зрения на это понятие, и многие связывают его с сексуальным нарушением, желанием, сексом и «открытостью» женщины, потому что она лежит обнаженная. Может быть, Фюзели выражал свое сексуальное желание через эту картину?

Она возвышенно прекрасна и ужасающа

В приведенном выше анализе «Кошмара» Генри Фюзели изобразил сцену, которая полностью открыта для интерпретации, и мы сразу же встречаемся с взглядом кошмарной фигуры, а также с названием, которое подкрепляет этот факт. Если мы выйдем за рамки кошмарной сцены, то обнаружим целый мир, который Фюзели наполняет из своих собственных художественных и личных интересов и изысканий.

Фюзели вдохновил многих великих художников, художественные движения, писателей и психоаналитиков; он проложил путь для других исследователей к идеям сновидений и их значениям. Например, мы найдем это в художественном движении сюрреализма 20-го века. Считается, что Фюзели также вдохновил известную писательницу Мэри Шелли, автора «Франкенштейна» (1818), а также психоаналитиков Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Фюзели был прародителем возвышенного в искусстве, углубляясь в готические идеи и образы, преодолевая разрыв между прекрасным и ужасающим, и действительно, его работы были ужасающе прекрасны.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий