Эдуард Вюйар — взгляд на картины и биография Эдуарда Вюйара

Эдуард Вюйяр

Эдуар Вюйар — французский художник, известный своими небольшими интерьерными работами, в которых сочетались плоские узоры и тонкие цветовые отношения. Картины Эдуарда Вюйара демонстрируют его способность включать декоративные элементы в реалистичную среду. Художник однажды заявил, что ничто не имеет значения, кроме духовного состояния, которое позволяет подвергнуть свой разум переживанию и думать исключительно об ощущениях, пытаясь при этом изобразить их. Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством Эдуара Вюйара.

Оглавление

Биография Эдуарда Вюйара

Национальность француз
Дата рождения 11 ноября 1868 года
Дата смерти 21 июня 1940 года
Место рождения Куизо, Франция

Эдуард Вюйар принадлежал к символистской группе «Наби». Однако его меньше интересовали мистические особенности группы, а больше — изысканные уединенные места, где проходили интеллектуальные беседы о поэзии, музыке, театре и оккультизме. Наряду со своим другом Пьером Боннаром, его иногда называют «интимистом» из-за его склонности к живописи интерьера и домашней обстановки.

Некоторые из этих «интимистских» работ были созданы в скромных размерах, другие — в гораздо большем масштабе для интерьеров тех, кто заказывал работы.

Детство и раннее обучение

Жан-Эдуард Вюйяр вырос в Кюизо, Франция. Однако в 1878 году его семья переехала в Париж в скромных условиях. После смерти отца в 1884 году Вюйар получил стипендию для продолжения образования. В лицее Кондорсе Вюйар познакомился с Морисом Дени, Кер Ксавье Русселем, писателем Иером Вебером, пианистом Пьером Эрмантом и другими.

Вюйар начал регулярно посещать Лувр, что повлияло на его желание стать художником, а не пойти по стопам отца и вступить в армию.

Автопортрет Эдуарда Вюйяра

Автопортрет, 21 год (1889) Эдуарда Вюйяра, находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, Америка; Эдуард Вюйяр, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1885 году Вюйар решил оставить лицей Кондорсе, чтобы работать вместе с Русселем в мастерской художника Диогена Майяра. Там Вюйар и Руссель изучали основы художественного мастерства. В марте 1886 года Вюйар поступил в Академию Жюлиана, где он учился у Тони Робер-Флери и познакомился с Пьером Боннаром, с которым занимался в одной мастерской. В июле следующего года он сдал вступительные экзамены в Школу изящных искусств. В 1888 году около шести недель он занимался под руководством Жана-Леона Жерома.

В 1888 году Вюйар начал вести записную книжку, в которую он заносил рисунки картин, которые изучал в Лувре, и записывал идеи для будущих картин.

В этих рисунках и ранних работах Вюйяра привлекало реалистичное изображение натюрмортов и домашних интерьеров. Его также привлекали работы голландских художников XVII века, таких как Жан-Батист-Симеон Шарден. Вюйяр вел личный дневник с 1888 по 1905 год, а затем снова с 1907 по 1940 год.

Зрелый период

Дени убедил Вюйара вступить в братство Наби, крошечную группу студентов-художников, которая сформировалась в Академии Жюлиана вокруг Поля Серюзье в 1889 году. После встречи с Полем Гогеном в Бретани Севрюзье учил своих учеников синтизму, разновидности символизма, которая фокусировалась на воспоминаниях, творчестве и использовании формы и цвета для передачи мыслей и идей.

Вюйар написал свои первые декорации для дома мадемуазель Дезмаре в 1892 году по рекомендации братьев Натансон.

Примеры картин Эдуара Вюйара

Швеи (1890), Эдуар Вюйар; Édouard Vuillard , Public domain, via Wikimedia Commons

В результате он выполнил еще несколько подобных контрактов. Вюйар и другие художники «Les Nabis» выставляли небольшие работы в галерее «Le Barc de Boutteville». Его выбор тем, а также тихие и загадочные световые эффекты были сделаны под влиянием театра. Орельен Лугне-По, который принес символистскую драму в Париж вместе с театром искусств Поля Форта, был его ближайшим театральным другом. Вюйар не только посещал многие репетиции и спектакли последнего по пьесам Генрика Ибсена, Мориса Метерлинка, Августа Стриндберга и других, но и рисовал декорации, делал костюмы и писал программы.

В 1890-х годах Вюйяр подружился с братьями Таде и Александром Натансонами, владельцами интеллектуального журнала La Revue Blanche. Таде Натансон был главным редактором, и он и его жена, Мисия, были хорошими друзьями Вюйара.

Графика Вюйяра публиковалась в журнале наряду с работами Пьера Боннара, Феликса Валлоттона, Анри де Тулуз-Лотрека и других художников.

Последующие годы и смерть

В начале 20 века Вюйяр начал выставлять работы в парижской галерее семьи Бернхейм-Жён, а затем получил лицензию на их деятельность. Люси Хессель, жена Жозефа Хесселя, стала его близким другом, советчиком и натурщицей, и Вюйар часто проводил время в компании Хесселей, в которую входили успешные артисты и писатели, а также состоятельные бизнесмены.

К 1910-м годам Вюйар начал изображать домашнюю обстановку и портреты с гораздо более ощутимым чувством глубины, и портрет становился все более важным жанром в его творчестве.

Знаменитые работы Эдуара Вюйара

Фотография (слева направо) Кер-Ксавье Русселя, Эдуарда Вюйяра, Ромена Кулуса и Феликса Валлоттона, сделанная в 1899 году; Луи-Альфред Натансон, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Греческое искусство - исследование древнегреческого искусства и архитектуры

У Вюйара не было особых проблем с поиском натурщиков; многие из них были светилами модного общества, личными знакомыми или коллегами по работе. Позже он работал как боевой художник, рисуя людей на передовой. Тем не менее, начало Первой мировой войны мало повлияло на стиль Вюйара или его интерес к тематике, и художник продолжил концентрироваться на орнаментальных схемах, хотя его успех не мог соперничать с успехом 1890-х годов и начала 20-го века.

В 1937 году Вюйар был принят в знаменитый Институт Франции, а после огромной ретроспективы, организованной другом Вюйара Клодом Роже-Марксом, он бежал и покорил Париж в 1938 году. Несмотря на свои достижения, Вюйар вел несколько спокойную жизнь, проживая со своей матерью до ее смерти в 1928 году и оставаясь холостяком на протяжении всего времени. Он умер 21 июня 1940 года в Ла-Боле.

Наследие

Картины Эдуарда Вюйара помогли заложить основу модернистских взглядов на искусство, считая, что картина может создать реальность, параллельную остальному миру. Талант Вюйара как колориста и экспериментатора с тонами был высоко оценен как «пророк» современного искусства.

Более того, современное исследование выделило его абстрактные и декоративные задания как ключевых предшественников модернизма 20-го века, превзошедших традиционную станковую живопись и продвинувших его в мир искусства.

Эдуард Вюйяр Биография

Автопортрет с тростью и соломенной шляпой (1891 — 1892) Эдуар Вюйар; Édouard Vuillard, Public domain, via Wikimedia Commons

Крупномасштабные декоративные творения художника, объединившие живопись и архитектуру путем слияния плоской поверхности с двухмерностью, приветствовали центральную тему прошлого века — поиск более целостного и стилистического мира, в котором можно жить, и воссоединение домашней и общественной сфер.

Включение Вюйяром своих фигур в двухмерный орнаментальный фон создало важнейший прецедент для работ Анри Матисса, который использовал аналогичную технику.

Достижения

Для Вюйара, который был замкнутым по натуре, внутренняя тема служила символом внутреннего «я», отделенного от остального мира. Это принцип модернизма — идея о том, что своя перспектива, субъективное видение реальности, может дать понимание истины. Вюйар ассоциировался с художественным отступлением fin-de-siècle, использовал плоские конструкции, в которые помещались его люди, чтобы передать как чувства, так и концепции. Абстрактная живопись возникла для передачи мыслей, которые невозможно было выразить с помощью традиционных живописных подходов.

Картины Эдуара Вюйара

Актриса Ивонн Принтемпс в кресле (1920-1921), Эдуар Вюйар; Édouard Vuillard, Public domain, via Wikimedia Commons.

Цвет и форма могут выражать чувства, которые трудно выразить словесно. Хотя символисты в целом были настроены антиутилитарно (и больше заботились об искусстве ради искусства), Вюйар создавал масштабные панно и холсты, которые носили архитектурный характер.

Эти масштабные работы, предназначенные для украшения интерьера, связывали его со стремлением других модернистов к «целостному произведению искусства», которое помогало бы интегрировать общество, но модернизировало его для работы в современных интерьерах.

Картины Эдуарда Вюйара

Мать Вюйара была портнихой и управляла своим корсетным салоном из дома, предоставляя сыну широкие возможности для изучения цветов, узоров, тканей и форм ее платьев. Он был постоянным зрителем (а впоследствии и фотографом) общения между друзьями и семьей, все это запечатлено в его картинах «Интимист», помимо наблюдения за типичными сценами уютной, но активной деятельности. В действительности, комнаты, в которых он так долго жил вместе с матерью, были декорациями его искусства, тщательно запечатленными в прекрасной мозаике пестрых цветов и тонкой кисти.

Его натренированный глаз и пристальное внимание можно увидеть в бесчисленных тонких декоративных элементах, которые он наносит на холст, а также в изображении света.

Время обеда (1889)

Дата завершения 1889
Средство Масло на холсте
Размеры 71 см x 92 см
Местонахождение Музей современного искусства, Нью-Йорк

Вюйяр изображен здесь со своей матерью, бабушкой и Мари, своей сестрой. Художник противопоставляет понятие обеда, который часто является собранием человеческого единения и разговора, изображенной здесь сцене, в которой каждый немой член семьи занимает отдельное место, обозначающее их различные внутренние мысли. Хотя есть хлеб и вино, никто не пьет и не ест.

Мадам Вюйяр занимает левую сторону с ее огромной боковой и компактной фигурой, сгорбившись над своей работой по разведению огня, ее вывернутый локоть и голова, сросшаяся с шеей, отгораживают от всех соседних фигур.

Известные картины Эдуара Вюйара

Время обеда (1889) Эдуарда Вюйяра, находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, США; Эдуард Вюйяр, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Вюйяр отделена от бабушки бликом освещенного негативного пространства, которая, как и мадам Вюйяр, уходит в себя, ее лицо показано только черной теневой областью. Мари занимает фронтальную позицию лицом к наблюдателю, но кажется, что она сжалась в напряженное выражение лица и магически сжимает солидный багет, как будто для защиты. Выглянув из-за задника через открытый дверной проем, художник попадает в другую физическую сферу.

Спокойный и красивый пейзаж, написанный сверху, накладывается на сценарий, лишь подчеркивая напряженность, царящую внизу, в тонком сарказме, характерном для Вюйяра. Это прекрасный пример уникальной способности Вюйяра изменять приятную домашнюю обстановку, чтобы вскрыть более глубокий психологический конфликт.

Ухажер (1893)

Дата завершения 1893
Средство Масло на картоне
Размеры 31 см x 36 см
Местонахождение Музей искусств колледжа Смита, Нортхэмптон
  Тони Оурслер - взгляд на лучшие произведения Тони Оурслера

Вюйяр написал несколько изображений женщин, занимающихся шитьем, поскольку его мать (на фото справа) имела магазин по пошиву корсетов и, судя по обилию разноцветных тканей на рабочем месте, очевидно, также работала швеей. Было отмечено, что в картинах Вюйяра часто проявляется влияние его театрального опыта, как показано в этой работе с позами, движениями и положением персонажей в пространстве.

Расположенная в центре мужская фигура прерывает интимное, молчаливое и внутреннее занятие шитьем.

Знаменитые работы Эдуара Вюйара

Интерьер с рабочим столом (также известный как «Ухажер») (1893) Эдуарда Вюйяра, находится в Музее искусств колледжа Смита в Нортхэмптоне; Эдуард Вюйяр, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Люди кажутся запертыми в контурах своих уплощенных тел или в узорах одежды и окружения, особенно дамы, которые также изображены с наименьшей индивидуальностью. Они символизируют работу, которую выполняют: например, узор и цвет наряда Мари многократно повторяются в окружающих ее кубиках пространства. Ее узорчатый наряд и окружение напоминают мне о ее работе, которая заключается в создании узорчатой одежды из разноцветных кусков ткани.

Эта работа является примером отличительной способности Вюйяра использовать цвет и узор для представления таких аспектов бытия, как повторение работы и/или потеря уникальности в процессе работы.

Интерьер, мать и сестра художника (1893)

Дата завершения 1893
Средство Масло на холсте
Размеры 46 см x 56 см
Местонахождение Музей современного искусства, Нью-Йорк

Люди кажутся запертыми в контурах своих уплощенных тел или узорах одежды и окружения, особенно дамы, которые также показаны с наименьшей индивидуальностью. Они символизируют работу, которую выполняют: например, цвет и узор наряда Мари многократно повторяются в окружающих ее кубиках пространства. Ее узорчатый наряд и окружение напоминают мне о ее работе, которая заключается в создании узорчатой одежды из разноцветных кусков ткани.

Эта работа является примером отличительной способности Вюйяра использовать цвет и узор для представления таких аспектов бытия, как повторение работы и/или потеря уникальности в процессе работы.

Это произведение также является примером кредо Наби — сохранять общий узор, двухмерную поверхность и орнаментальную схему. Хотя здесь тонко упоминаются гендерные и классовые проблемы, искусство Вюйара также относится к периоду, когда женщины выходили на рынок труда.

Примеры работ Эдуара Вюйара

Интерьер, мать и сестра художника (1893) Эдуарда Вюйяра, находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, США; Эдуард Вюйяр, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мадам Вюйар выглядит совершенно спокойной, если не сказать — владеющей своими обстоятельствами, в то время как молодое поколение, олицетворяемое Мари, борется с тюремным заключением. Портреты в классическом понимании не изображены на этой картине матери и сестры художника. Поза Мари — это поза марионетки, со вздернутым и немного вдавленным носом и сплошной черной точкой глаза, как будто пришитой. Эта характеристика марионетки, хотя и в меру забавная, может также навевать меланхолию. Визаж мадам Вюйар, напротив, напоминает маску, надетую на крепкий черный силуэт — одновременно укорененный и негибкий.

Портреты Вюйара — одни из самых выразительных и психологически глубоких его работ благодаря его способности к обобщению.

Даже когда черты лица в искусстве Вюйара трансформируются, они становятся отображением каждой глубокой эмоции. Вюйар создал свой собственный, более современный портрет: художник смешивает отличительные черты конкретного человека с нечеловеческими и родовыми аспектами, что позволяет ему символически обратиться ко всему человечеству.

Альбом (1895)

Дата завершения 1895
Средство Масло на холсте
Размеры 28 см x 85 см
Местонахождение Музей современного искусства, Нью-Йорк

Название картины происходит от названия альбома, который выступает в качестве фокусной точки в центре картины. С интроспективными и мечтательными женскими фигурами и цветочными узорами, переплетенными в узоры и деликатно измененные тональные значения, произведение имеет теплое, похожее на гобелен ощущение. Вюйяр основывал масштаб произведения на реальной резиденции Натансона на улице Сен-Флорентин, рядом с площадью Согласия.

Произведение предназначалось для огромной и открытой комнаты, а обстановка картины должна была отражать интерес Мисии к английскому движению декоративно-прикладного искусства.

Вюйар сбалансировал частный и личный сюжет и обращение с темой в этом произведении с расчетом на более публичную выставку. Орнаментальные панно Вюйара, по словам историка искусства Карен Куензли, представляют собой последовательность противопоставлений личного и общего, ощущения и декора, частного и общественного, которые говорят о более значительных силах, определяющих модернизм 1890-х годов.

Передовые художники 1890-х годов подчеркивали автономность художественного производства и в то же время понимали, что искусство должно быть основано на общественных практиках и ценностях, чтобы быть устойчивым.

Трапеза в саду (1898)

Дата завершения 1898
Средство Масло на картоне
Размеры 54 см x 53 см
Местонахождение Вашингтонская национальная галерея
  Как нарисовать пингвина - пошаговое руководство по рисованию пингвина

Вюйяр написал эту работу маслом, которое просочилось в коричневый картон, оставленный в некоторых местах незакрашенным, что привело к необычному уровню плоскостности. Формально она демонстрирует большую экономию средств, а также чувство абстрактной идеи в использовании негативного пространства, поскольку фигуры узнаются в окружающей их обстановке. Она также довольно скромна.

Наблюдается тенденция к обобщению персонажей или людей, в которых атмосфера служит для обеспечения символического компонента.

Символистские произведения искусства, музыки и письма стремились к чистоте и простоте и подкреплялись намеками и тонкостями, которые могут скорее намекать, чем представлять напрямую. Вюйар, как и поэт Поль Верлен, пишет «образ» в серых, едва уловимых полутонах, словно на минорной ноте. Несмотря на образность, содержание создается через эстетику плотно оплетенного пространства.

Вюйар был уникален в своей способности использовать манипуляции с поверхностью, чтобы передать психологическую подоплеку внешне милой картины.

Салон мадам Арон (1912)

Дата завершения 1912
Средство Масло на доске
Размеры 56 см x 52 см
Местонахождение Частная коллекция

Эта картина является прекрасным примером поздних работ Вюйара. Тема похожа (спокойная комната с людьми), цвета пышные, но картина изображает представителей высшего класса и значительно более консервативна в своих формальных компонентах. Здесь мы видим, как он использует проверенные временем характеристики репродукций.

Пространство картины расширено до более нормальной, трехмерной области, похожей на коробку, в которую помещены фигуры и предметы, а не плоская, узорчатая поверхность.

Использование более обычной области связано с тем, что Вюйар стал чаще использовать картины в качестве источника вдохновения для своих полотен. Считается, что поздние работы Вюйара обладают менее ярким и психологическим эффектом, чем его ранние работы.

На самом деле, он прекратил представлять свое искусство после 1914 года.

Рекомендуемое чтение

В сегодняшней статье мы узнали о биографии Эдуара Вюйара, а также о картинах Эдуара Вюйара. Если это вызвало у вас интерес к художнику, то, возможно, вы захотите узнать еще больше. Ознакомьтесь с нашим списком книг, чтобы узнать, что еще можно узнать о жизни и творчестве этого художника.

Венера преданная: The Private World of Edouard Vuillard (2019) Джулия Фрей

Вюйар часто ругал себя за то, что в разговорах с другими людьми он выдает слишком много эмоций. Когда-то робкий человек, Эдуар Вюйар вышел на художественную сцену в 1880-х годах и оставался активным участником вплоть до начала Второй мировой войны. На протяжении своей карьеры его картины показывали его неуверенность в понятиях любви и ненависти. Некоторые из его работ даже оставались незавершенными в течение нескольких месяцев или лет.

Венера преданная: Частный мир Эдуарда Вюйяра

  • Опирается на сведения и изображения из до сих пор не опубликованных дневников Вюйяра.
  • Показывает, как искусство Вюйяра отражает его непростые личные отношения.
  • Выделяет многие из его лучших работ

Вюйяр: Мастера интимного интерьера (2002) Ги Кожеваль

Эдуард Вюйар, известный своими интимными изображениями семейной жизни, был одним из великих художников-постимпрессионистов, хотя о нем мало что известно. В этой богато иллюстрированной книге рассматривается связь Вюйара с целым рядом ключевых эстетических направлений, включая наби, символизм и синтетизм. Выдержки из ранних записных книжек художника, а также письма художника к современникам, таким как Морис Дени и Пьер Боннар, дополняют это всеобъемлющее исследование, которое вызовет любопытство у всех любителей постимпрессионистской живописи.

Вюйар: мастера интимного интерьера

  • Включает выдержки из его ранних дневников.
  • Потрясающие фотографии его работ сопровождают текст
  • Включает письма между художником и его современниками

Сложные, интимные картины парижских гостиных, кухонь, спален, садов и пейзажей эпохи fin-de-siècle Эдуарда Вюйяра способствовали развитию постимпрессионизма, сосредоточившись на точной обстановке, а не на человеческих фигурах. Узорчатые обои, ткани и другие аксессуары создают сложное переплетение текстуры, орнамента и цвета в интерьерах Вюйара, размывая границы между предметом и областью. Эдуард Вюйяр принадлежал к символистской группе «Наби».

Часто задаваемые вопросы

Почему картины Эдуара Вюйара стали знаменитыми?

Хотя символисты обычно были настроены антиутилитарно (и больше заботились об искусстве ради искусства), Вюйар создавал масштабные архитектурные панно и картины. Эти масштабные работы, предназначенные для украшения интерьера, связывали его со стремлением других модернистов к законченному произведению искусства, которое поможет объединить общество и одновременно модернизировать его для использования в современных интерьерах. Для Вюйара, который по природе своей был сдержан, тема интерьера служила символом внутреннего «я», отделенного от остального мира.

Кем был Эдуард Вюйар?

Картины Эдуара Вюйара способствовали развитию модернистского отношения к искусству, с верой в то, что картина может создать реальность, параллельную остальному миру. Способности Вюйяра как колориста и экспериментатора с тонами принесли ему похвалу как так называемому пророку современного искусства Наби. Более того, недавние исследования определили его абстрактные и орнаментальные работы как важные предтечи модернизма 20-го века, превзошедшие традиционную станковую живопись и ворвавшиеся в мир искусства.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий