Софонисба Ангиссола — легендарная женщина-художник эпохи Возрождения

Софонисба Ангиссола

Софонисба Ангиссола была одной из первых женщин-художниц, получивших международную известность благодаря своему таланту. Она известна своими автопортретами, а также картинами, созданными ею для своей семьи и двора короля Филпа II. В этой статье рассматривается жизнь этой новаторской итальянской художницы и задается вопрос: Кем была Софонисба Ангиссола и каков ее вклад в историю искусства?

Оглавление

Художник в контексте: Кем была Софонисба Ангиссола?

Софонисба Ангиссола была женщиной-художником эпохи Возрождения, которая специализировалась на портретах. Как одна из первых известных женщин-художниц западного мира, Софонисба Ангиссола — очень интересная фигура. За свою жизнь Софонисба Ангиссола написала не менее 12 автопортретов — тема, которая не была распространена в XVI веке. Только в XVII веке Рембрандт стал первым художником, придававшим большое значение своим автопортретам. Софонисба Ангиссола также является одной из немногих женщин-художниц, которых Джорджо Вазари упомянул в своей книге 1568 года под названием «Жизни самых выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов».

Дата рождения 1532
Дата смерти ноябрь 1625 года
Страна рождения Италия
Художественные направления Искусство Ренессанса
Используемые средства Бронза и мрамор

Детство и раннее обучение

Софонисба Ангиссола родился в знатной семье, будучи старшим из семи детей. В семье Ангиссола было шесть дочерей и только один мальчик, но отец Ангиссолы, Амилькаре Агиссола, дал равное образование всем своим детям. Правильное образование было тем, чего ожидали от всех детей элиты в эпоху Возрождения.

Это образование часто включало изучение языков, искусства и музыки. Однако степень образования Софонисбы Ангиссолы в области искусства была все же гораздо более интенсивной, чем ожидалось от большинства детей знати.

Знаменитая женщина-художник эпохи Возрождения

Автопортрет (ок. 1558) Софонисба Ангиссола; Sailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

В то время как от дворян ожидалось, что они получат художественное образование, не ожидалось, что искусство станет профессией. Поэтому, когда в 1546 году Амилькаре Амгиссола отправил двух своих старших дочерей учиться у известного местного художника Бернардино Кампи, это было воспринято как радикальное решение.

Благодаря своему обучению в юности и влиянию отца, Софонисба Ангуиссола приобрела много навыков и признательность за живопись.

После нескольких лет ученичества у Кампи, Софонисба Ангиссола продолжила свое обучение у Бернардино Гатти, важного кремонского художника. Картины Софонисбы Ангиссолы вызывали восхищение даже у Микеланджело. Микеланджело переписывался с Ангиссолой в многочисленных письмах, в которых давал советы и критиковал ее работы. Его влияние помогло ей еще больше развить свое мастерство. Когда Ангиссола стала старше, она начала зарабатывать на жизнь своим искусством и продолжала учить рисовать и других своих сестер.

Знаменитые картины Софонисбы Ангиссолы

Портретная группа с отцом, братом и сестрой художника (1559), автор Софонисба Ангиссола; Sofonisba Anguissola, CC0, via Wikimedia Commons

Зрелый период

Мастерство Софонисбы Ангиссолы росло тем больше, чем больше она рисовала, и к 1559 году, в возрасте 27 лет, ее репутация искусной художницы эпохи Возрождения распространилась настолько, что ее пригласили в Мадрид, где ей поручили написать картину для двора Филиппа II. Король Филипп попросил, чтобы Софонисба Ангиссола также стала фрейлиной королевы Елизаветы Валуа.

Ангиссола рисовала королеву, и они стали близкими друзьями. Однако, к сожалению, многие картины, написанные ею в этот период, были уничтожены пожаром в XVII веке.

Софонисба Ангиссола много лет прожила в Мадриде и в 1571 году вышла замуж за Фабрисио де Монкада с приданым, выплаченным королем. Однако де Монкада скончался в 1579 году, оставив Ангиссолу вдовой в возрасте 47 лет.

Автопортрет Софонисбы Ангиссолы

Автопортрет (1554) Софонисба Ангиссола; Sofonisba Anguissola, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Поздний период

После смерти мужа Софонисба Ангиссола решила отправиться в Кремону, на север Италии, где она была ближе к своей семье. Она отправилась в путешествие по морю и во время путешествия влюбилась в капитана корабля. Софонисба Ангиссола и капитан Орацио Ломеллино поженились в январе 1580 года. Ломеллино был генуэзским дворянином, и она прожила с ним в Генуе 35 лет. Во время пребывания в Генуе на Ангиссолу оказал большое влияние Лука Камбиазо, генуэзский живописец.

В Генуе Ангиссола создала различные религиозные картины с драматическими световыми эффектами.

Религиозные картины Софонисбы Ангиссолы

Святое семейство (1592) Софонисба Ангиссола; Sofonisba Anguissola, Public domain, via Wikimedia Commons

  Картины Гранта Вуда - обзор лучших работ Гранта Вуда

В 1615 году дела Орацио привели к тому, что Ангиссола вместе с мужем переехала в Палермо. Здесь, как и в Генуе, многие художники обращались к Ангиссоле за советом в своей работе. Однако Ангиссола постепенно начала терять зрение, в результате чего не могла сама рисовать, но, тем не менее, она стала большим покровителем искусств. Именно в это время она познакомилась с Антони ван Дейком, молодым фламандским художником. Следуя совету Микеланджело, который он дал ей много лет назад, Ангиссола научила ван Дейка всему, что умела, в области портретной живописи.

Ван Дейк записал все советы Ангиссолы в блокнот и написал ее интимный портрет в возрасте 92 лет.

Важные картины Софонисбы Ангиссолы

Софонисба Ангиссола — одна из самых важных женщин в искусстве эпохи Возрождения. Ее картины драматичны и поразительны, но в то же время интимны и нежны. Хотя многие из ее испанских картин были уничтожены во время пожара в королевском Алькасаре в 1734 году, сохранилось множество других замечательных работ, включая различные женские портреты эпохи Возрождения, нарисованные из повседневной жизни, и многие другие портреты знати и королевских особ. Ниже мы рассмотрим наиболее важные картины Софонисбы Ангиссолы.

Кем была Софонисба Ангиссола

Автопортрет у спиннета (1555), автор Софонисба Ангиссола; Sofonisba Anguissola, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Игра в шахматы (1555)

Название произведения искусства Игра в шахматы
Дата 1555
Средство Масло на холсте
Размер 72 см x 92 см
Коллекция Фонд Рачиньского, Национальный музей, Познань

Картина «Игра в шахматы» (1555), пожалуй, одна из самых узнаваемых картин Софонисбы Ангиссолы. Эта картина — один из женских портретов Ангиссолы эпохи Возрождения, изображающих ее сестер в интимной и домашней обстановке. На картине изображены женщины, играющие в шахматы, и эта работа дает представление о домашней женской жизни Италии XVI века. На переднем плане три молодые девушки играют в шахматы, в то время как на заднем плане за ними наблюдает пожилая женщина.

Ангиссола улавливает детали в одежде девочек, а их выражения лиц делают эту картину особенно повествовательной.

Картины Софонисбы Ангиссолы

Игра в шахматы (1555), автор Софонисба Ангиссола; Мортендрак, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

Старшая сестра спокойно смотрит на зрителя, ее поза говорит о том, что она только что выиграла партию в шахматы. Другая сестра с недоверием смотрит на сценарий, раздвинув губы, что свидетельствует о ее поражении. Самая младшая девочка из трех улыбается наглой ухмылкой победительнице игры. Таким образом, картина рассказывает о сцене, которая только что произошла, и поэтому не является простым статичным портретом. В этой работе Ангиссола не только подчеркивает свой талант повествователя или портретиста, но и демонстрирует свои навыки в изображении различных возрастов, пейзажей, выражений, природы, композиции и перспективы.

Помимо этого, Ангиссола также делает заявление в своих работах, подчеркивая интеллект своих сестер как женщин эпохи Возрождения.

Автопортрет у мольберта (1556)

Название произведения искусства Автопортрет у мольберта
Дата 1556
Средство Масло на холсте
Размер 66 см x 57 см
Коллекция Замок Ланькут

Эта картина — автопортрет Софонисбы Ангиссолы, написанный в 1556 году. Ангиссола изобразила себя в процессе написания другой картины, изображающей Деву Марию и Христа в детстве. Ангиссола изобразила себя смотрящей не на картину, которую она пишет, а скорее на зрителя. Этот взгляд в сторону зрителя создает ощущение, что зритель только что прервал художницу на середине работы, и она поднимает глаза, чтобы встретиться с ним взглядом.

Однако ее взгляд не обвиняющий, выражение лица сдержанное и спокойное.

Знаменитые женские портреты эпохи Возрождения

Автопортрет у станка (1556), Софонисба Ангиссола; Sofonisba Anguissola, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Бернардино Кампи Картина Софонисбы Ангиссолы (1559)

Название произведения искусства Бернардино Кампи Картина Софонисба Ангиссола
Дата 1559
Средство Масло на холсте
Размер 111 см x 110 см
Коллекция Пинакотека Национале, Сиена, Италия

Картина Бернардино Кампи «Софонисба Ангиссола» (1559) — картина Ангиссолы, на которой она изобразила портрет своего первого наставника по живописи Бернадино Кампи. На картине Ангиссола изображает Кампи в разгар написания портрета ее, своей ученицы, в своей студии. Работа представляет собой сложную mise-en-abyme, картину внутри картины.

Работа полна таинственности и демонстрирует мастерство Ангиссолы в создании иллюзии пространства.

Студия Кампи изображена как темное и атмосферное помещение, а Ангиссола изображена в драматическом малиновом платье. Это платье с многочисленными украшениями гораздо более замысловатое и дорогое, чем платье, которое она подарила себе в «Автопортрете у станка». Как и в «Автопортрете у мольберта» Ангиссолы, Кампи тоже изображен так, что смотрит прямо на зрителя.

  Керамика джомон - откройте для себя этот стиль древней японской керамики

Лучшие картины Софонисбы Ангиссолы

Бернардино Кампи Картина Софонисба Ангиссола (1559) Софонисба Ангиссола; Sofonisba Anguissola, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Картина похожа на снимок из воспоминаний Ангиссолы, где она наблюдала за разворачивающейся сценой. Композиция картины дает нам ощущение, что Ангиссола стоит прямо за рамкой картины, рисуя Кампи, как она рисует ее. Таким образом, картина создает игру живописи внутри картины и дальнейшую игру между художником, натурщиком и зрителем.

Самое интересное в композиции этой картины то, что художник внес видимые коррективы в процесс написания картины, процесс, называемый «пентименти».

В ранней версии картины кажется, что у Ангиссолы в ее малиновом платье есть третья рука. Кажется, что третья рука тянется к руке Кампи, пытаясь забрать у него кисть. Возможно, таким образом художник хотел сказать, что ученик теперь может стать учителем. Третья рука была скрыта темным лаком, но затем обнаружена сиенскими реставраторами в 1996 году в процессе радиографического анализа картины.

Елизавета Валуа (1561-1565)

Название произведения искусства Елизавета Валуа
Дата 1561-1565
Средство Масло на холсте
Размер 206 см x 123 см
Коллекция Национальный музей Прадо, Испания

Эта картина представляет собой большой государственный портрет, написанный Ангиссолой по заказу новобрачной Елизаветы Валуа, новой королевы Испании того времени. На портрете королева изображена в многослойных черных одеждах. Подобная черная одежда была очень дорогой в то время из-за сложного процесса сушки ткани. Все в этом портрете говорит о роскоши и богатстве. Даже большая мраморная колонна, к которой прислонилась королева, говорит о богатстве дворца и власти короля.

Изысканные черные рукава платья открыты спереди, показывая белую шелковую подкладку и желтые рукава под ней. На королеве также надеты различные кольца, корона с драгоценными камнями и замысловатое ожерелье. В правой руке королева держит миниатюрный портрет своего нового мужа, короля Испании Филиппа II.

Это дополнение должно было показать ее любовь и преданность своему новому мужу.

Женщины в искусстве эпохи Возрождения

Елизавета Валуа (1561-1565), автор Sofonisba Anguissola; приписывается Sofonisba Anguissola, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Чтобы еще больше подчеркнуть богатство и статус королевы, Ангиссола изобразил переднюю часть ее одежды украшенной жемчугом и рубинами. Жемчуг был очень важным символом богатства и плодородия в эпоху Возрождения. Добавление жемчуга символизировало множество детей, которые будут у короля и королевы.

К сожалению, королева забеременела только четыре раза, два из которых закончились выкидышем. К сожалению, королева умерла в возрасте 23 лет из-за выкидыша во время четвертой беременности.

Автопортрет в возрасте 78 лет (1610)

Название произведения искусства Автопортрет в возрасте 78 лет
Дата 1610
Средство Масло на холсте
Размер 69,5 см x 54 см
Коллекция Частная коллекция

Эта картина — еще один автопортрет Софонисбы Ангиссолы, написанный в 1610 году. Подобно тому, как Ангиссола начала свою карьеру, она также закончила ее автопортретом. На этой картине Ангиссола изобразила себя царственно восседающей на обитом красным бархатом кресле с кистями.

Как и на предыдущих автопортретах, она изображает себя в скромной темной одежде, демонстрируя свой почтительный и благородный характер.

Женский портрет художницы эпохи Возрождения

Автопортрет в возрасте 78 лет (1610), автор Софонисба Ангиссола; Sofonisba Anguissola, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ангиссола также изображает себя грамотной женщиной, сидящей с письмом в правой руке и книгой в левой. Указательный палец левой руки аккуратно помещен на страницы книги, как будто она прервана и держит ее место, куда она может вернуться. Хотя на картине изображена ее старость с глубоко посаженными глазами, она поддерживает зрительный контакт со зрителем.

Работа дает зрителю ощущение, что художница знала, что это будет одна из ее последних картин, и что она изображает себя такой, какой хотела бы, чтобы ее запомнили: любознательной, скромной, благородной и умной.

Портрет Ангиссолы» Ван Дейка

Многие художники преодолевали большие расстояния, чтобы учиться у Ангиссолы. Среди них был известный фламандский живописец Антони ван Дейк. В 1624 году Ван Дейк, которому в то время было 25 лет, получил приглашение отправиться на Сицилию, где ему было поручено написать картину Эмануэля Филиберто Савойского, испанского вице-короля. 12 июля 1624 года Ван Дейк отправился в Палермо, чтобы навестить Ангиссолу, которая в то время была уже пожилой женщиной с ослабевающим зрением. Он подробно описал их встречу в своем блокноте, отметив острую память Ангиссолы и ее здравые советы.

Ван Дейк утверждал, что беседы с Ангиссолой оказали на него такое сильное влияние, что в этих беседах он узнал о живописи больше, чем где-либо еще в своей жизни.

Софонисба Ангиссола Портрет

Портрет Софонисбы Ангиссолы (1624), Антони ван Дейк; Антони ван Дейк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Такато Ямамото - Исследование эротического мира искусства Такато Ямамото

Когда Ангиссоле было 92 года, ван Дейк написал ее интимный портрет с закрытыми капюшоном глазами и свирепым взглядом. Картина является близкой ссылкой на набросок Ангиссолы, который он сделал в своем этюднике. Сейчас картина хранится в коллекции Национального треста в Кноле, в Кенте. Ангиссола умер всего через год после создания картины, в 1625 году.

Рекомендации по книге

Софонисба Ангиссола — одна из самых значительных художниц-автопортретисток до Рембрандта. Эта статья послужила введением в ее жизнь и творчество, но нам еще многое предстоит узнать. Ниже приведены три книги, рекомендуемые для более подробного ознакомления с жизнью Софонисбы Ангиссолы, одной из самых замечательных женщин в искусстве эпохи Возрождения.

Женские портреты эпохи Возрождения

Автопортрет (XVI век) Софонисба Ангиссола; Sofonisba Anguissola, Public domain, via Wikimedia Commons

Софонисба Ангиссола: Первая великая женщина-художник эпохи Возрождения (1992) Илья Сандра Перлингьери

В этой книге описывается жизнь Софонисбы Ангиссолы и рассматривается хорошая коллекция ее основных картин. Книга представляет собой хорошо проработанное критическое исследование Ангиссолы и роли женщин-художниц в эпоху Возрождения. Дух Ангиссолы изображен, а ее упорный дух подчеркнут с помощью архивных исследований и прекрасных иллюстраций.

  • Прослеживается жизнь итальянской художницы Софонисбы Ангиссолы.
  • Эта художница была ученицей Микеланджело и придворным живописцем.
  • Обсуждаются основные картины художницы

Софонисба Ангиссола: Женщина эпохи Возрождения (1995) Сильвия Ферино-Пагден

В 1995 году Национальный музей женщин в искусстве, расположенный в Вашингтоне, округ Колумбия, провел выставку под названием «Софонисба Ангиссола: Женщина эпохи Возрождения». Эта книга представляет собой каталог, сопровождавший выставку и посвященный творчеству Софонисбы Ангиссолы.

Софонисба Ангиссола: Женщина эпохи Возрождения

  • Сопровождение выставки «Софонисба Ангиссола» 1995 года
  • Взято с выставки «Sofonisba Anguissola e le sue sorelle».
  • Интересное и хорошо написанное произведение

Урок Софонисбы: Художница эпохи Возрождения и ее творчество (2020) Майкл В. Коул

Эта книга предлагает серьезную переоценку творчества Софонисбы Ангиссолы и проливает новый свет на ее жизнь и творчество. Ангиссола описывается как женщина, изменившая представление о женском образовании в Европе эпохи Возрождения. Майкл Коул исследует изображение Ангиссолой женщин как образованных и умных через ее женские портреты эпохи Возрождения. Книга дает современный взгляд на более чем 200 рисунков и картин Ангиссолы и подчеркивает, где женщины изображены в процессе чтения, игры в шахматы или рисования.

Урок Софонисбы: Художница эпохи Возрождения и ее творчество

  • Проливает новый свет на творчество Софонисбы Ангиссолы
  • Предлагает серьезную переоценку этой женщины-художника эпохи Возрождения
  • Полный иллюстрированный каталог более 200 картин и рисунков

Софонисбу Ангиссолу можно считать пионером автопортрета в Италии XVI века, что делает ее одной из самых влиятельных женщин в искусстве эпохи Возрождения. Утонченный стиль портретов Ангиссолы отличается тонкостью, но в то же время очень умен, часто демонстрируя интеллект женщин. Живописный стиль Ангинсолы, полный индивидуальности и остроумия, также повлиял на большое количество женщин-художниц, которые последовали за ней. Многие из этих художниц, как и Ангинсола, предпочли проигнорировать ожидания уединения и уединенной домашней жизни женщин того времени и вместо этого занялись искусством.

Часто задаваемые вопросы

Какой вклад внесла Софонисба Ангиссола в эпоху Возрождения?

Софонисба Ангиссола была выдающейся женщиной-художником эпохи Возрождения и первой женщиной-художником эпохи Возрождения, получившей международную известность при жизни. Ее картины и портреты были утонченными, реалистичными, повествовательными, они подчеркивали повседневный мирской смысл с остроумием и умом. Ее картины демонстрировали интеллект женщин эпохи Возрождения.

Была ли Софонисба Ангиссола феминисткой?

После смерти Ангиссолы ее репутация начала угасать. Отчасти это объясняется тем, что она была женщиной, а женщины-художники не так хорошо освещены в учебниках истории. Однако творчество Софонисбы Ангиссолы было заново открыто в 1970-х годах западными феминистками. Было бы не совсем верно называть Ангиссолу феминисткой, но она очень внимательно относилась к тому, как представляла женщин в своих работах. Она часто показывала женщин читающими книги, рисующими или играющими в шахматы, и, таким образом, в своих работах она делала большой акцент на интеллекте женщин эпохи Возрождения.

Училась ли Софонисба Ангиссола у Микеланджело?

Софонисба Ангиссола никогда не проходила формального обучения у Микеланджело, но она получала от него наставления Ангиссола встретила Микеланджело в Риме, когда ей было 22 года. Она показала ему рисунок смеющейся девушки, и он сразу заметил ее талант. Затем он попросил ее нарисовать плачущего мальчика, сказав, что это будет сложнее. В ответ она нарисовала своего брата и послала Микеланджело рисунок под названием «Асдрубале, укушенный раком» (ок. 1554). Ангиссола и Микеланджело переписывались в течение следующих двух лет, пока он давал ей наставления.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий