Византийское искусство — путешествие по художественному периоду Византийской империи

Византийское искусство

Византийское искусство, которое развивалось как ветвь Римской империи, в основном отличалось отходом от натурализма в классическом искусстве в сторону более абстрактного и всемирного вида. Византийская империя охватывала более тысячи лет и включала произведения, созданные в 14-м и 15-м веках. Считаясь важным периодом в развитии западного искусства, византийское искусство создало невероятно известные скульптуры, картины и мозаичные работы, о которых говорят и сегодня.

Оглавление

Что такое византийское искусство?

Термин «византийское искусство» произошел от Византийской империи, которая, как говорят, изначально развилась из Римской империи. В 330 году н.э. на территории, известной сегодня как Турция, римский император Константин основал город Византий в качестве новой столицы Римской империи. Первоначально Византия была древнегреческой колонией, но римляне латинизировали ее и стали называть Византией, пока ее название не было изменено на Константинополь.

Византийское искусство традиционно состояло из произведений христианского греческого искусства, пришедших из Восточной Римской империи, а также других стран, испытавших ее культурное влияние. Государства, на которые оказал влияние стиль произведений искусства, развивавшийся в Римской империи, входили в состав Византийского содружества, которое объединяло множество государств, демонстрировавших характерные черты византийского искусства. Некоторые государства, которые использовали эти особенности, но оставались отдельными от Византийской империи, были Венецианская республика и Сицилийское королевство.

Классифицировать произведения искусства как византийское искусство оказалось не так просто, поскольку Византийская империя и ее искусство просуществовали более тысячелетия.

Во время своего правления Византийская империя отошла от Константинополя и распространилась далеко и широко, а это значит, что произведения искусства, созданные в этот период, простирались за пределы Итальянского полуострова, на Ближний Восток и Северную Африку. Страны, в которых и сегодня сохранились элементы византийского искусства, включают Грецию, Кипр, Болгарию, Румынию и Россию.

Византийская живопись

Святые Николай и Андрей с флагом иконы Богородицы Одигитрии. Между святыми находится образ Богородицы и корабль с двумя мачтами с распахнутыми парусами и красным флагом с эмблемой Венеции — львом. Ниже — посвятительная надпись: «Деисус раба Божьего Андреаса Атзитириса и его жены и детей»; Анонимный иконописец, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Период византийского искусства прошел через множество политических, социальных и художественных потрясений. Византийская архитектура и искусство обычно делятся на три фазы: ранневизантийская эпоха, средневизантийская эпоха и поздневизантийская эпоха. Вторжения в этот художественный период были результатом иконоборческих споров и латинской оккупации, которые оказали заметное влияние на развитие византийского искусства.

Византийская империя просуществовала до падения Константинополя в 1453 году. Этому движению приписывают создание одних из самых выдающихся иконописей, фресок, мозаик, иллюминированных рукописей, скульптур, эмалей и церковных архитектур, некоторые из которых можно увидеть и сегодня. Многие государства сохранили некоторые аспекты культуры и искусства империи на многие столетия вперед, а особенности византийского искусства даже использовались в новой Османской империи, возникшей после нее.

История византийского искусства

Эпоха византийского искусства, продолжавшаяся с 330 по 1453 год нашей эры, была невероятно важным направлением в истории искусства. Хотя некоторые критики преуменьшают значимость византийского искусства, считая его не таким известным, как итальянское или северное Возрождение, это направление оказало большое влияние на создание произведений искусства и скульптур, а его стиль сохранился до наших дней.

Искусство Византийской империи было известно своими роскошными мозаиками и чрезмерным использованием золота, так как созданные произведения искусства, как говорят, были ответом на подъем христианства в Европе.

Византийское искусство возникло после того, как римский император Константин Великий перенес древнюю имперскую столицу из Рима в Византию, которая в его честь была переименована в Константинополь. Римские ремесленники были переселены в город, чтобы украсить христианские церкви разнообразными древнеримскими мозаиками, поскольку император Константин окончательно провозгласил терпимость к христианству.

Константинополь также называли «Новым Римом» из-за вновь обретенного статуса города как политической столицы Римской империи. Жители города были грекоязычными христианами, которые считали себя римлянами и, следовательно, наследниками древней Римской империи. Таким образом, византийское искусство возникло на основе христианизированной греческой культуры, существовавшей в Римской империи, с элементами как христианства, так и классической греческой мифологии, которые нашли художественное выражение в созданных произведениях искусства.

Константинопольское искусство

Гравюра Константинополя из Нюрнбергской хроники, 1493 год; Мишель Вольгемут, Вильгельм Плейденвурф (Текст: Хартманн Шедель), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

По мере развития Византийской империи ее существенным аспектом стало то, что во многих отношениях она была больше греческой, чем римской. Таким образом, эллинистическое искусство и концепция натурализма оказали влияние на производство произведений искусства в этот период. Это привело к тому, что Константинополь, сердце Византийской империи, стал рассматриваться как центр истории искусства того времени, что способствовало распространению работ, методов и идей этого стиля по всей империи.

Известное как восточная ветвь Римской империи на ее начальном этапе, ранневизантийское искусство имело сильное римское и классическое влияние. Художники переняли различные римские традиции при создании произведений искусства, например, процесс коллекционирования и демонстрации произведений искусства в частном порядке исключительно для богатых слоев населения Византии, которые, как считалось, больше ценили искусство. Однако по мере развития византийского искусства темы, которые когда-то считались очень важными в римском и классическом искусстве, начали перерабатываться и изменяться.

Одной из наиболее значимых тем, которая начала меняться по мере развития византийского искусства, было изображение обычных религиозных сцен.

По мере развития византийской эпохи религия продолжала оставаться доминирующей темой в традиционных произведениях искусства, но при более внимательном рассмотрении отдельных работ можно обнаружить постоянно меняющийся подход к искусству. Несмотря на то, что движение византийского искусства означало отход от классического искусства, религия как основная тема преобладала в созданных произведениях.

К XII веку до н.э. византийское искусство стало гораздо более находчивым и изобретательным, несмотря на то, что тематика осталась прежней. Благодаря этому подавляющее большинство сохранившихся произведений искусства Византийской империи демонстрируют, что религия была одной из самых доминирующих тем на протяжении всего периода. Как империя, византийское искусство продолжало расширяться и сокращаться на протяжении веков, поскольку на эпоху сильно повлиял приток новых идей, пришедших из других частей Европы.

Византийское искусство

Ранняя византийская икона святых мучеников Сергия и Вакха, VII век нашей эры; анонимный византийский мастер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Поскольку большинство произведений этого периода содержали преимущественно религиозный смысл, византийские произведения искусства использовались в основном для украшения церквей по всему Средиземноморью. Византийское искусство в основном характеризовалось абстракцией и двухмерным изображением, поскольку художники пытались создать универсальную привлекательность для своих произведений.

Различные идеи и предметы искусства Византийской империи постоянно распространялись между различными культурами Европы благодаря королевским подаркам, религиозным миссиям и передвижениям самих художников.

Византийское искусство демонстрировало большое внимание к безличной интерпретации церковного богословия в художественных терминах, что в основном проявилось в архитектуре, живописи, мозаике, фресках и скульптурах, появившихся в этот период. В результате подражания религии как жесткой традиции, а не по личной прихоти, сформировался утонченный стиль искусства, а духовность и экспрессия византийского искусства редко сравнится с более поздними периодами искусства.

Художники византийской эпохи украшали практически все, с чем соприкасались. Различные здания, книги и, прежде всего, христианские церкви, были украшены с помощью ярких камней, золотой мозаики, резной слоновой кости, драгоценных металлов и ярких настенных росписей и фресок. Изображения икон, таких как Христос, Дева Мария или конкретные святые, использовались для украшения церквей и частных домов в попытке проявить саму фигуру и ее святое присутствие. Эта техника стала одной из характерных особенностей византийского искусства.

Декоративное византийское искусство

Интерьер монастыря Осиос Лукас, Греция; Бертольд Вернер, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Эти приемы византийского искусства и сегодня можно увидеть в некоторых христианских церквях по всему миру, поскольку значение религиозного искусства в византийскую эпоху было огромным. Художественные идеалы распространялись на такие важные форпосты, как Сицилия и Крит, где включение византийской иконографии в создаваемые произведения искусства оказало формирующее влияние на последующее развитие итальянского Возрождения.

Константинопольский стиль искусства, возникший в Византийской империи, процветал в течение сотен лет и распространился на территории современной Испании, Италии и Турции. Византийское искусство продолжалось до 15 века, когда город Константинополь пал под властью Османской империи.

Несмотря на то, что на этом движение завершилось, некоторые произведения искусства, созданные во времена Османской империи, были названы «пост-византийскими» из-за использованных характеристик, что свидетельствует о длительном влиянии этого периода на историю западного искусства.

Периоды византийской эпохи

Искусство и архитектуру, возникшие в Византийской империи до 1453 года н.э., можно разделить на три исторических периода: ранневизантийский, средневизантийский и поздневизантийский. Однако между двумя последними периодами произошел разрыв непрерывности Византийской империи в результате латинской оккупации.

Ранневизантийское искусство (около 330 — 750 гг. н.э.)

В 330 году н.э. римский император Константин принял христианство в качестве преобладающей религии и перенес свою столицу из Рима в Константинополь. Этот религиозный сдвиг радикально повлиял на тип искусства, созданного в империи, поскольку христианство стало заменять греко-римских богов древности, которые ранее определяли римскую религию и культуру. Считающийся первым золотым веком новой империи, ранневизантийский период искусства продлился до 700-х годов, в то время как христианская культура и религия разнообразили государство.

  Знаменитые картины с цветами - взгляд на лучшие в истории цветочные картины

Практика христианства, развившаяся в IV веке, распространилась по всей Византийской империи и оказала важное влияние на создаваемое искусство. На протяжении всего ранневизантийского периода Константин прилагал большие усилия для украшения Константинополя и украшал различные общественные места античными статуями. Следующий правитель, император Юстиниан, следил за этим и контролировал строительство знаковых константинопольских церквей, самым известным примером которых является первоначальный фундамент патриаршего собора, Святой Софии.

Знаменитое византийское искусство и архитектура

Изображение Святой Софии в Константинополе; Адамс, Джордж Бартон, 1851-1925, Без ограничений, через Wikimedia Commons

Раннее византийское искусство было сосредоточено вокруг римского права, а также греческой и римской культуры, чтобы поддерживать тщательно контролируемое правительство.

Это привело к тому, что художественные традиции богатого государства распространялись по всей империи и в других провинциях, например, в Северной Африке. Однако по мере развития искусства Византийская империя подвергалась вторжениям различных западных территорий на протяжении десятилетий, что привнесло в ранневизантийское искусство целый ряд других влияний.

Важные произведения искусства, такие как иконы и мозаики для внутренней отделки церквей, а также иллюминированные рукописи, являются одними из самых известных византийских произведений, переживших эту эпоху. Знаковым манускриптом, пережившим этот период, является «Илиада» Гомера, которая считается одним из древнейших произведений западной литературы. К сожалению, сохранилось очень мало константинопольских памятников этого периода, но влияние ранневизантийского искусства можно увидеть в сохранившихся сооружениях в других городах.

Раннее византийское искусство

Византийская версия «Илиады» Гомера ; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Средневизантийское искусство (около 850 — 1204 гг. н.э.)

После короткого периода иконоборческих споров, выступавших за правильное использование икон, разгоревшихся в конце первого византийского периода, наступила эпоха средневизантийского искусства. После большого этапа кризиса, который уничтожил большую часть изображений, сложившихся в ранневизантийский период, стилистические и тематические интересы этого периода продолжились в средневизантийской фазе искусства.

Больше внимания стало уделяться строительству церквей и украшению интерьера, что принесло некоторые изменения в Византийскую империю.

Самым заметным изменением стало то, что греческий язык стал обязательным языком византийского государства и церкви, поскольку христианство распространилось из Константинополя на славянские регионы Севера. Это привело к принятию православного христианства Россией в 10-м веке, так как влияние византийского искусства дало новое вдохновение славянским землям.

Искусство и архитектура Византии

План этажа и разрез византийской церкви Святого Ильи в Бруссе; Феликс Мари Шарль Тексье, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Византийское искусство и архитектура начали процветать в период Средней Византии в результате роста богатства империи и создания богатых меценатов. Архитектура на этом этапе развивалась в направлении централизованного плана «крест в квадрате», чем и известна византийская архитектура. Производство рукописей, резьбы по камню и слоновой кости достигло пика в период Средней Византии, когда возродился интерес к классическому искусству и античной литературе.

Это продемонстрировало постоянную и активную связь империи с ее древним прошлым, что помогло расширить контроль над движением на различных этапах. Эта эпоха ознаменовалась открытием университетов и продвижением литературы и искусства, что привело к возобновлению интереса к классическим греческим знаниям и эстетике, что помогло восстановить греческий язык в качестве официального.

Таким образом, средневизантийский период, который также называли македонским Возрождением, рассматривался как период повышенной стабильности и удачи.

Латинская оккупация (1204 — 1261 гг. н.э.)

Перерывом между двумя последними фазами византийского искусства стала Латинская оккупация, которая оказала глубокое влияние на империю, вызвав серьезную политическую раздробленность. Армии Четвертого крестового похода напали на Европу и свергли столицу Константинополь, пытаясь вернуть Восточную империю западному христианству.

Варварское нападение армии крестового похода на христианский город и его жителей было совершенно беспрецедентным, что привело к значительному распаду знати и правящих классов Византийской империи. Это привело к тому, что историки стали выделять Латинскую оккупацию как важнейший решающий момент в средневековой истории. По сути, было создано постоянное разделение между католической и православной церквями, что привело к медленному ухудшению состояния Византийской империи вплоть до ее окончательной гибели от Османской империи.

В связи с этим многие выдающиеся и священные произведения искусства и предметы, созданные в средневизантийский период, были уничтожены и потеряны, а другие были перевезены в другие места.

Некоторые предметы и сегодня можно увидеть на выставке в Венеции, но это по-прежнему небольшая коллекция. К сожалению, важные бронзовые статуи были переплавлены, а культовая Константинопольская библиотека была полностью уничтожена, что фактически стерло с лица земли большую часть истории средневизантийской эпохи.

Однако эта новая оккупация оказалась в конкуренции с изгнанными византийскими государствами, которые боролись за контроль. В 1261 году византийское государство в Никее смогло изгнать латинян из Константинополя, что привело к восстановлению византийской власти. Несмотря на это, имперский город так и не смог вернуть себе былое великолепие и мощь. Тогда название города было изменено на «Palaiologoi», чтобы ознаменовать начало новой царствующей династии, которая могла бы восстановить утраченную власть.

Поздневизантийское искусство (около 1261 — 1453 гг. н.э.)

После латинской оккупации наступил заключительный период византийского искусства. Этот этап, известный как эпоха поздневизантийского искусства, был посвящен реконструкции и восстановлению разрушенных православных церквей. Под властью византийской греческой семьи, возвысившейся до знати, поздневизантийский период искусства был переименован в эпоху Палеологов, которая положила начало самой долгоправящей династии Византийской империи.

Поскольку оккупация полностью уничтожила экономику и оставила большую часть Константинополя в руинах, художники начали использовать более дешевые материалы, что привело к росту популярности миниатюрных мозаичных икон. По мере дальнейшего развития иконописи страдания, переживаемые населением, привели к тому, что все большее внимание стало уделяться образам сострадания. Картины, изображающие страдания Христа, стали обычным явлением в поздневизантийском искусстве, поскольку они вызывали чувства сочувствия и нежности.

Религиозное византийское искусство

Оборотная сторона двусторонней иконы с изображением Распятия. Изделие константинопольской иконописной мастерской, из Салоник (церковь Святого Николая), XIV век; George E. Koronaios, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Византийское искусство и архитектура смогли процветать в течение значительного периода времени в эпоху Палеологов, что было удивительно из-за военных и политических обстоятельств, с которыми столкнулись византийские правители. Политические границы поздневизантийского периода резко сократились из-за латинской оккупации, однако религиозное влияние византийского искусства все еще могло распространяться далеко за пределы страны. Эпоха поздней Византии была периодом уменьшения богатства и стабильности, что привело к ее окончательному разрушению Османской империей.

Это привело к концу Византийской империи, несмотря на то, что византийские художественные техники продолжали существовать в таких форпостах, как Греция, Италия и даже Османская империя. Развитие византийского искусства продолжила Российская империя, возникшая примерно в то время, когда пал Константинополь. Она рассматривалась как наследница Византии, поскольку церкви и иконы были созданы в ярко выраженной манере поздневизантийского искусства.

Считается, что эпоха Возрождения также заимствовала традиции византийского искусства, что свидетельствует о влиянии этого последнего периода.

Византийское иконоборчество

В начале 8-го века Византийская империя постоянно находилась в напряженном положении и часто воевала с другими странами. Именно в такой неспокойной обстановке начались споры о духовной ценности икон. В 730 году нашей эры император Лев III официально запретил все религиозные изображения и инициировал движение, получившее название «Иконоборчество», в ходе которого были уничтожены все религиозные иконы. Общество также было вызвано верой в то, что недавние события, такие как военные поражения и извержение вулкана в Эгейском море в 726 году н.э., были Божьим возмездием человечеству.

Этот спор был спровоцирован дискуссиями между имперским государством и церковью, поскольку на первый план выдвигалось несоответствие между святой и человеческой природой Христа. Участники движения, известные как иконоборцы, считали, что ни одна икона не может точно отображать как божественную, так и человеческую природу Христа.

Изображение только одного аспекта Христа считалось кощунственным, что в конечном итоге привело к тому, что общество полностью прекратило производство изображений Христа, поскольку ни одно из них не было достаточно хорошим.

Византийское искусство Мозаика

Детали изображения Христа Пантократора из телескопа, возвышающегося над входной дверью в экзонартекс, церковь Святого Спасителя в Хоре; пивные книги из окрестностей Сиэтла, США, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Хотя иконоборчество значительно ограничило роль религиозного искусства и привело к повреждению некоторых переносных икон и удалению ранних фрагментов мозаик, оно никогда не налагало полного запрета на создание фигуративного искусства. Множество литературных источников указывают на то, что светское искусство продолжало создаваться в этот период византийской эпохи, а некоторые построенные сооружения существуют и по сей день.

Хагия Эйрена в Константинополе — один из самых ярких примеров иконоборческого украшения церкви на сегодняшний день. Церковь была восстановлена после землетрясения в 740 году н.э., и ее интерьер был украшен мозаикой, несмотря на то, что в то время религиозные изображения были запрещены. Некоторые церкви, построенные за пределами империи в это время, также были оформлены в определенном «византийском» стиле. Это свидетельствует о дальнейших усилиях художников, которые пытались сохранить некоторые черты византийского искусства.

Церковный интерьер Византийское искусство

Интерьер церкви Святой Эйрены в Константинополе; общественное достояние, ссылка

Иконоборческий период продолжался примерно до 843 года н.э. и был относительно непрерывным. После смерти императора Льва III к власти пришла императрица Феодора. Поскольку она была очень предана поклонению иконам, она сформировала совет, который восстановил иконопочитание. Несмотря на свое разрушение, иконоборческий спор, как говорят, оказал заметное влияние на последующее развитие искусства.

Возобновившееся восхваление икон сформулировало закодированную систему символов и иконографических типов, которые также использовались в будущих мозаиках и картинах.

Характерные черты византийского искусства

Искусство Византийской империи, также известное как константинопольское искусство, существовало как очень своеобразный период художественного производства. Созданные произведения искусства имели много схожих характеристик, которые часто пересекались в определенных моментах. Все элементы, присутствующие в произведениях византийского искусства, считались условно «византийскими» по своей природе, что помогло в разработке специфических характеристик для идентификации этих типов работ.

  Парижская улица; дождливый день - картина Гюстава Кайлеботта "Дождливый день

Религиозная иконография

Благодаря своей сложной истории с включением икон, византийское искусство практически полностью изображало различные религиозные сюжеты. Эти сюжеты обычно были в виде Иисуса или Девы Марии, в них также включались различные сцены из Библии. В это время церковь была очень влиятельна в византийском обществе благодаря своей власти и богатству и легко диктовала темы, которые использовались.

Поэтому религиозные сюжеты поощрялись больше других, что привело к тому, что религия стала преобладающей темой.

Что такое византийское искусство

Икона Святого Петра в монастыре Святой Екатерины, VII век; Монастырь Святой Екатерины, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Некоторые невероятно известные произведения этого периода, демонстрирующие интеграцию религиозной иконографии, сохранились до наших дней. Ярким примером этого является Святая София, иконографию которой можно увидеть в ее знаковых мозаичных работах, сохранившихся до наших дней. На мозаике Христос изображен как Пантократор или правитель вселенной, что наглядно демонстрирует включение религиозных икон в произведения византийского искусства.

Мозаики

Другим популярным средством, которое использовалось в значительном количестве созданных византийских произведений искусства, была мозаика. Искусство мозаики быстро стало одной из основных характеристик, по которым определяли византийское искусство, поскольку эти произведения искусства обычно изображали религиозные сцены из Библии и различные духовные иконы. Художники, использовавшие этот стиль, создавали сложные мозаики из тысяч стеклянных, керамических и каменных кусочков, которые они располагали так, чтобы получились нужные им изображения.

Как и римляне, которые также использовали мозаику, византийские художники расширили этот вид искусства, включив в свои работы более роскошные материалы, такие как драгоценные камни и сусальное золото. Мозаика в искусстве Византийской империи должна была создавать символические образы божественного и Абсолюта и вызывать чувства, связанные с небесным царством. Большинство византийских мозаичных работ представляли собой небесные фигуры, которые казались парящими, что еще больше усиливалось золотым фоном, который использовался для представления отсутствия земного пространства.

Знаменитая мозаика византийского искусства

Мозаика Марии Хеймган в Нижнем монастырском дворе монастыря Киккос; F.Higer, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Фигуры на византийских мозаиках казались изолированными, поскольку они были подвешены в воздухе за счет своего фона. Помещая эти фигуры в духовный мир, художники могли дать прихожанам некоторый доступ к этому миру через созданные мозаики. Византийское искусство должно было отличаться от римского искусства типами мозаик, которые были созданы, поскольку художники уделяли особое внимание созданию видений духовного и нематериального мира Небес.

Стилизованные изображения

Одной из наиболее простых характеристик византийского искусства было то, что художники предпочитали стилизованные образы натуралистическим изображениям в создаваемых произведениях. Это было связано с тем, что искусство стремилось вызвать чувство удивления и восхищения церковью, что также проявлялось в религиозных образах, выбранных в качестве сюжета.

Так, использование изящных, парящих фигур и золотых мозаик подчеркивало духовность религиозных сюжетов и, по сути, демонстрировало их уместность в церковной обстановке.

Византийское искусство пример

Вознесение (вторая половина XV века. Христос возносится на небо в одеждах, сверкающих светом, в круглой славе, которую держат два ангела. На земле стоят апостолы двумя группами вокруг Девы Марии, окруженной двумя ангелами в белых одеждах. На заднем плане изображена Масличная гора; неизвестный художник из Кандии, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Резная слоновая кость

Скульптуры византийской эпохи сильно отличаются от римских и греческих традиций, поскольку от старых характеристик отказались в пользу новых. Византийские художники стали пионерами в создании рельефных скульптур, которые обычно представлялись в виде небольших подвижных и обычных предметов. Эти произведения искусства также традиционно вырезались из слоновой кости, поскольку скульптуры из этого материала славились своей элегантностью и тонкостью деталей.

Византийские скульптуры из слоновой кости высоко ценились на Западе. Благодаря этому произведения искусства оказали сильное влияние на других художников и развивающиеся среды. Эти резные изделия из слоновой кости стали основой для многих других направлений, в частности, для использования глубины и пространства, что было продемонстрировано в эпоху итальянского Возрождения.

Византийская скульптура из слоновой кости

Триптих Боррадайля, слоновая кость, Константинополь, ок. 900-1000 гг. н.э.; Фото: Андреас Прафке, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Иллюминированные манускрипты

Другим важным жанром византийского искусства было использование иллюминированных рукописей — рукописей, которые сопровождались украшениями в виде миниатюрных иллюстраций, инициалов и пометок в границах. Элементы этого средства, которые в основном использовались при иллюстрировании текстов религиозного, набожного или богословского характера, рассматривались как типичные характеристики византийского искусства.

Традиционно рукопись считалась иллюминированной только в том случае, если текст был украшен золотом или серебром. Несмотря на то, что иллюминация рукописей не достигала такого же впечатляющего эффекта, как монументальные картины и мозаики, украшавшие церкви, она считалась важной характеристикой, которая помогла распространить византийский стиль и использование иконографии по всей Европе.

Иллюминированный манускрипт Византийская живопись

Менологион Василия, иллюминированный манускрипт, 10-11 век; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Виды византийского искусства

На протяжении всего византийского периода проводились эксперименты со многими видами искусства. К сожалению, из-за многочисленных завоеваний и захватов, происходивших в этот период истории, большая часть произведений искусства, созданных в Византийской империи, больше не существует. Из этих видов искусства наибольшей популярностью среди художников и ремесленников пользовались живопись, скульптура и архитектура.

Византийская живопись

Картины и фрески, созданные в византийскую эпоху, обычно украшали внутренние помещения церквей и соборов. В это время константинопольские произведения искусства создавались с тремя основными целями: украсить здания, наставить необразованных людей в вопросах, важных для блага их души, и поддержать верующих в том, что они действительно находятся на верном пути к спасению. Помимо картин, церкви также украшались прекрасными мозаиками, которые передавали те же послания.

Сюжеты, изображаемые на фресках византийской живописи, были ограничены, поскольку они включали только ключевые религиозные фигуры, такие как Иисус Христос, и центральные события из Библии.

В больших христианских базиликах, где традиционно находили эти росписи, изображения Христа обычно занимали центральный купол, чтобы обозначить его важность. Другие примечательные зоны включали ствол купола, где изображались пророки, стыки между сводом и куполом, где изображались евангелисты, и святилище, где находилась Дева Мария с ребенком.

Искусство Византийской империи в церквях

Расписной интерьер собора Святого Марка, Венеция; Keete 37, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Стены под куполом также считались значимыми, поскольку на них обычно изображались сцены из Нового Завета о жизни святых. Структура этих базилик также добавляла важности византийским картинам. Высокие потолки и длинные боковые стены служили идеальным средством для изображения религиозных сцен и передачи визуальных посланий прихожанам, поэтому даже самые скромные святыни украшались множеством фресковых росписей.

Помимо этих религиозных зданий, небольшие деревянные панели также использовались в качестве популярного холста для картин, однако, как правило, это наблюдалось в поздневизантийский период искусства. Картины в эту эпоху сильно различались, поскольку зависели от временных рамок или места. Начиная с XIII века, все больше внимания уделялось деталям и индивидуальности предметов, некоторые примеры этого можно увидеть в Святой Софии в Трабзоне. Экспериментировали и со смелыми сочетаниями цветов, как это видно на настенных росписях в различных византийских церквях Греции сегодня.

Искусство Византийской империи

Фреска «Брак в Канаа», интерьер Святой Софии; Dosseman, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Византийская скульптура

В течение всей византийской эпохи было создано мало скульптур по сравнению с другими видами искусства. Однако те скульптуры, которые были созданы, как правило, представляли собой небольшие рельефные фигуры, выполненные из слоновой кости. Несмотря на свои миниатюрные размеры, эти скульптуры были сложными и элегантными по конструкции и использовались для украшения обложек книг, реликвариев и других подобных предметов. Помимо слоновой кости, другими распространенными материалами, которые скульпторы использовали для своего ремесла, были мрамор и известняк.

Заимствуя у позднеримского искусства, где портретные скульптуры делались невероятно реалистичными, византийские скульптурные произведения продолжили эту тенденцию.

Временами некоторые скульптуры также вырезались из бронзы и мрамора, когда они изображали императоров и популярных возниц. Такие скульптуры вырезались только из этих уникальных материалов из-за повышенного статуса их предмета, и их можно было увидеть на Ипподроме Константинополя.

Большинство скульптур с ограниченными фигурами, созданных в эпоху византийского искусства, были выполнены из слоновой кости. Однако к 6 веку трехмерные портреты считались довольно редким явлением, поскольку скульптура не достигла той популярности, которую она имела в античности. К сожалению, до наших дней сохранился лишь единственный отдельно стоящий образец этой скульптурной работы. Эта скульптура под названием «Богородица с младенцем», предположительно созданная между 1220 и 1230 годами нашей эры, сегодня выставлена в Музее Виктории и Альберта в Великобритании.

Византийская скульптура

Богородица с младенцем, композиция, известная как «Богоматерь Одигитрия» (Богоматерь, указывающая путь); Музей Виктории и Альберта, CC BY 2.5, via Wikimedia Commons

Византийское искусство и архитектура

Самые ранние упоминания об архитектуре в византийскую эпоху определяются продольными планами церквей-базилик, которые были разработаны в Италии. В созданных византийских архитектурных сооружениях предпочтение отдавалось большим сводам и куполам, что привело к созданию различных архитектурных новшеств, появившихся в этот период. В дополнение к купольным крышам были введены сквинч и пендент. Сквинч служил основанием для восьмиугольного или сферического купола, а пендентив устанавливал круглый купол над квадратным помещением.

Одним из основных элементов византийской архитектуры был греческий крест. Эта эмблема, имеющая четыре руки одинаковой длины, использовалась в дизайне многих византийских церквей благодаря своей пропорциональности. По мере развития архитектуры к традиционным церквям добавлялись прилегающие структуры, такие как боковые часовни или вторичный нартекс.

Архитектурный дизайн церквей в Византийской империи был оптимальным для того, чтобы в них можно было разместить росписи и фрески. Традиционно на вершине центрального купола изображалась фигура Христа, так как считалось, что он является правителем вселенной и поэтому должен быть расположен на самом верху.

Характерные черты византийского искусства

План церкви Ла Каттолика, Стило, Италия. Внешний вид здания представлял собой греческий крест с высоким куполом на пересечении рук; Internet Archive Book Images, No restrictions, via Wikimedia Commons

  Пабло Пикассо - жизнь и творчество знаменитого художника кубизма

Под ним вокруг основания купола были изображены ангелы, архангелы и святые, а Дева Мария изображалась на более высоком уровне в полукуполе. Самый нижний уровень был построен так, чтобы быть предназначенным для прихожан, что позволяло верующим получить некий доступ к небесному миру, который изображался внутри купола.

Таким образом, все архитектурные элементы византийских церквей были тщательно продуманы, поскольку каждый из них играл важную роль в повествовании о Христе и был показан так, чтобы быть доступным для простых прихожан.

Знаменитые произведения византийского искусства

В Византийской империи почти не проводилось различий между художниками и ремесленниками, поскольку и те, и другие производили и собирали изысканные предметы, которые использовались для конкретных целей. Таким образом, художники, создававшие произведения, были не так важны, как сами произведения, поскольку считалось, что эти произведения оказывали большое влияние на византийское общество того времени.

Многие художники византийского искусства, создававшие иллюминированные рукописи, часто были священниками и монахами, демонстрируя тонкую грань, существовавшую между так называемыми художниками и профессиональными людьми в обществе. До 13 века было очень редкостью, чтобы художник подписывал свои работы. В связи с этим невозможно определить авторов некоторых из немногих сохранившихся произведений искусства, что еще раз показывает, что статус, связанный с созданием произведений искусства, был не так важен в Византийской империи, как сегодня.

Возможные причины, объясняющие, почему художники не подписывали свои работы, заключаются в том, что им изначально не хватало социального статуса, или в том, что работы создавались группами художников, а не одним человеком. Однако наиболее правдоподобной причиной этого было то, что персонализация произведений искусства, как считалось, отвлекала от их первоначальной цели, особенно в религиозном искусстве.

Византийские художники традиционно поддерживались меценатами, включая императоров, монастыри и церкви, которые заказывали работы, что еще раз доказывает, что их имя на произведении искусства было не так важно, как цель, для которой оно предназначалось.

К сожалению, не так много произведений искусства пережило этот период истории, поэтому мы рассмотрим лишь несколько известных произведений, оставшихся от эпохи византийского искусства.

Христос Пантократор (около 6 века н.э.)

Одной из древнейших византийских религиозных икон всех времен является Христос Пантократор из монастыря Святой Екатерины на Синае, Египет. Считается, что это самая ранняя из известных версий стиля Пантократора, сохранившаяся до наших дней, эта энкаустическая роспись по дереву является одной из самых значительных и узнаваемых работ как в эпоху византийского искусства, так и в восточном православном христианстве.

Означающее «всемогущий», это конкретное изображение Христа Пантократора создало прецедент для популярного иконографического стиля, который начал распространяться по Византийской империи и в конечном итоге в Европе. Она была написана в Константинополе в VI веке и отправлена императору Юстиниану I в качестве подарка в честь основания монастыря у горы Синай. Считалось, что это место также связано с пророком Моисеем и десятью заповедями.

Энкаустическая икона Христа Пантократора, 6 век; Монастырь Святой Екатерины, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Благодаря своей географической изоляции, этот монастырь в Египте находился на большом расстоянии от Константинополя, что позволило ему избежать широкомасштабного разрушения, которое произошло с искусством из-за иконоборческих споров. Поэтому его часто считают исключительным примером ранневизантийского искусства, поскольку он является одним из немногих сохранившихся произведений того периода художественного производства.

Этот стиль живописи был известен как энкаустика — разновидность живописи горячим воском, при которой цветные пигменты нагревались и наносились непосредственно на такие поверхности, как подготовленное дерево и холсты. На этой картине, написанной на деревянной панели, Христос изображен с фронтального ракурса с отчетливым ореолом, обрамляющим его голову. Внутри нимба видна тонкая тень креста, демонстрирующая духовность этой работы.

Дальнейшее проявление религии демонстрируют детали этой картины. Правая рука Христа поднята в жесте, который ассоциировался с благословением, а в руках он держит книгу Евангелия, украшенную драгоценностями в форме креста. Фигура кажется почти реалистичной, поскольку она занимает большую часть живописной рамы, эта картина привлекает внимание зрителей спокойным и прямым взглядом Христа.

Собор Святой Софии (построен в 537 году н.э.)

Одним из самых знаковых примеров сочетания византийского искусства и архитектуры является Святая София, построенная в период ранневизантийского искусства. Будучи крупнейшей христианской церковью в Византийской империи, перестройка Святой Софии была заказана императором Юстинианом во время его обширной кампании в Константинополе.

Означающая «святая мудрость», Святая София — это могущественная церковь, отличающаяся массивным куполом и наполненным светом интерьером, которую сегодня можно посетить в Стамбуле, Турция.

Построенная в качестве патриаршего собора для имперского города Константинополя, Святая София была выдающимся и знаменитым сооружением. Многочисленные окна, цветной мрамор, ослепительная мозаика и золотые блики в его структуре и отделке стали стандартными образцами для последующей византийской архитектуры, которая развивалась в этот период. Купол Святой Софии является самым большим в мире, что было выполнено благодаря тому, что архитекторы заложили углы квадратного основания купола для равномерного распределения его веса.

Искусство и архитектура Византийской империи

Длинная секция церкви Святой Софии в Константинополе; Internet Archive Book Images, No restrictions, via Wikimedia Commons

Существовавшая как символ духовной власти православной церкви, Святая София передавала социальную иерархию через свою внутреннюю структуру. Первый этаж и верхняя галерея были разделены по полу и социальному классу, причем верхняя часть обычно предназначалась для императора и других знатных покровителей.

После турецкого завоевания Византийской империи Святая София была превращена в мечеть, которой она является и по сей день. После преобразования внутреннее убранство было несколько изменено: мозаики были покрыты золотой краской, а затем заменены медальонами, выгравированными каллиграфическим почерком. Оригинальный дизайн здания был сохранен, так как им очень восхищалась Османская империя, демонстрируя влияние культовой византийской архитектуры, которая впоследствии стала образцом для османской архитектуры.

Сегодня, помимо мечети, Святая София является национальным музеем. Это было сделано для того, чтобы избавить сооружение от многочисленных религиозных противоречий, которые с течением времени все еще связаны с этим местом.

Несмотря на конфликты, связанные с Софией, она по-прежнему остается одним из самых значительных примеров византийского искусства и архитектуры.

Мозаика императора Юстиниана (создана между 546 и 556 гг. н.э.)

Эта мозаика, изображающая императора Юстиниана I, является одним из наиболее характерных стилей мозаичных работ, которые были определены в период ранневизантийского искусства. Эту мозаику с изображением императора Юстиниана I можно сегодня увидеть в церкви Сан-Витале в Равенне, Италия, как знаковый образ политической власти византийской эпохи.

Константинопольская художественная мозаика

Мозаика из стекла и камня с тессерами, изображающая императора Юстиниана и членов его двора, 6 век; Музей Метрополитен, CC0, via Wikimedia Commons

На этой мозаике император изображен с нимбом и в короне из драгоценных камней, в царских пурпурных одеждах и с большой золотой чашей для хлеба Евхаристии в руках. Кроме него, изображен епископ Равенны Максимиан, а также еще три представителя духовенства. Среди других лиц — представители императорской администрации, а также группа солдат, которые составляют фон мозаики.

Благодаря тому, что император помещен в центр, он рассматривается как главный авторитет между властью церкви и влиянием правительства и армии в Византийской империи. Иерархический стиль мозаики передает тяжелую атмосферу, которая одновременно притягивает зрителей, чтобы они столкнулись с прямыми взглядами фигур.

Подобная поза, принятая каждой фигурой, отсылает к измерениям времени и земного пространства, которые присутствуют в большинстве мозаик ранневизантийского искусства.

Наследие византийской эпохи

Эпоха византийского искусства была невероятно важным периодом исторического и художественного развития, поскольку она оказала влияние на развитие ранней истории западного искусства. Художественные движения, которые развивались после нее, хотя и были великими в своих собственных правах, как говорят, были лишь попытками воссоздания того типа искусства, которое было создано в византийскую эпоху. Это просто потому, что в искусстве Византийской империи было заложено великое великолепие, которое еще некоторое время не было заметно в зарождающихся движениях.

Некоторые произведения искусства Византийской империи были отправлены в качестве дипломатических жестов императорам, когда Константинополь еще правил, например, византийские шелка и мозаичные работы. Художников также отправляли в другие регионы для воссоздания мозаик, которые можно было увидеть в византийских церквях того времени, что наглядно демонстрирует огромное влияние и притяжение, которое византийское искусство оказывало на различные регионы мира.

Виды византийского искусства

Византийский текстиль XI века с изображением святой Феофано царицы, жены Льва VI Мудрого, из Менологиона Василия ; Аноним Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Хотя некоторые области считались центрами византийского влияния, как Венеция и норманнская Сицилия, некоторые художественные направления развивались непосредственно под влиянием империи. Ярким примером этого является исламское искусство, которое, по сути, началось с художников и ремесленников, которые в основном обучались византийским стилям. Хотя элементы византийского искусства были изменены, оно оказалось основным стилем, на который ссылались при создании исламского искусства и других различных направлений искусства.

Несмотря на конец существования империи в 1453 году, когда ее захватили турки-османы, византийское искусство оказалось очень влиятельным. Элементы, составляющие византийское искусство, к тому времени широко распространились, что позволило этому движению существовать в качестве культурного наследия. Некоторые аспекты даже пережили турецкое завоевание и использовались при возникновении новых движений, демонстрируя универсальную значимость византийского искусства в целом.

Византийский период искусства был чрезвычайно интересным, поскольку он стал отправной точкой для других знаковых направлений искусства. Несмотря на то, что византийское искусство возникло много веков назад, оно оказалось очень влиятельным, и некоторые элементы, которые сегодня используются в современных произведениях искусства, восходят к этому периоду истории. Вопрос «что такое византийское искусство», охватывающий более тысячелетия, является сложным, так как многое еще можно узнать. Если вам понравилось читать эту статью, мы рекомендуем вам узнать больше.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector