Камилла Клодель — взгляд на скульптуры и трагическую жизнь Камиллы Клодель

Камилла Клодель

За каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Камилла Клодель была великой женщиной, стоявшей за знаменитым Огюстом Роденом: основателем современной скульптуры. В течение многих лет биография Камиллы Клодель оставалась в тени биографии Огюста Родена, и она была известна в основном как его муза и любовница. Однако в этой статье рассматривается жизнь и творчество Камиллы Клодель как выдающегося художника и скульптора в ее собственном качестве.

Оглавление

Художник в контексте: Кем была Камилла Клодель?

Дата рождения 8 декабря 1864 года
Дата смерти 19 октября 1943 года
Страна рождения Франция
Художественные направления Импрессионизм
Используемые средства Бронза и мрамор

Полное имя Камиллы Клодель — Камилла-Розали Клодель, она родилась в 1864 году в Вильнёв-сюр-Фер, Франция. Биография Камиллы Клодель в основном описывает ее как помощницу, любовницу и музу французского скульптора Огюста Родена или сестру французского поэта Поля Клоделя. Однако она была гораздо больше, чем это. Клодель также была скульптором, которого очень вдохновляла греко-римская мифология и работы Донателло и Челлини.

Несмотря на гендерные ограничения и предрассудки, навязанные ей обществом XIX века, Клодель удалось стать художником вопреки всему. В этой статье мы подробно рассмотрим путь Камиллы Клодель.

Биография Камиллы Клодель: Детство и раннее образование

Камиль Клодель был первым ребенком, родившимся в семье фермеров-католиков с высоким социальным положением. Брат Клодель, Поль Клодель, родился, когда ей было четыре года. Вместе они росли в разных местах, в том числе в Вильнев-сюр-Фере, который Клодель любила больше всего. Она наслаждалась природными пейзажами сельской местности, и это вдохновило ее начать работать с глиной в возрасте 12 лет.

Ее ранними работами восхищался Альфред Буше, который посоветовал ее родителям инвестировать в ее мастерство.

Камилла Клодель Детство

Фотография французского скульптора Камиллы Клодель (сделана до 1883 года); Сезар, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1881 году Клодель переехала в Париж, где была зачислена в Академию Коларосси, которая сейчас называется Grande Chaumière. Поступление в Академию Коларосси было удивительным достижением, поскольку очень немногие художественные заведения принимали студенток. Принятие Клодель в художественную школу придало ей уверенности, и в 1882 году она арендовала студию вместе с тремя женщинами-скульпторами, включая Джесси Липскомб, Эми Пейдж и Эмили Фосетт.

Альфред Буше, который заметил ее таланты еще в детстве, стал ее наставником и советником. Их отношения всегда были профессиональными, но уважение и обожание Буше по отношению к Клодель ясно видно в скульптуре, которую он сделал в 1882 году, назвав ее «Камилла Клодель, сидящая».

В то время как в этот период женщины обычно изображались в скульптурах чувственными и эротичными, Буше изобразил Клодель с созерцательным взглядом, сидящей в полном одеянии с книгой в руках.

Ассистентка, муза и любовница

Буше, к сожалению, пришлось оставить Клодель, когда он получил Гран-при Салона и переехал в Италию. Буше назначил Огюста Родена на свое место в качестве советника молодой группы студенток. Роден, в возрасте 43 лет, в то время уже был признанным скульптором, и Клодель быстро стала одной из его лучших учениц.

Вскоре эти отношения переросли в нечто большее, и Клодель стала любовницей и музой Родена. Клодель начала работать ассистентом в студии Родена в 1883 году.

Камиль Клодель Биография

Скульпторы Камилла Клодель и Джесси Липскомб (справа) в своей парижской студии в середине 1880-х годов; William Elborne , Public domain, via Wikimedia Commons

Отношения между двумя скульпторами вызывали беспокойство в семье Клодель, и хотя ее отец по-прежнему поддерживал ее материально, остальные члены семьи относились к ней как к изгою, и она была вынуждена покинуть свой семейный дом. Клодель стала одним из самых доверенных помощников Родена и работала над некоторыми из самых известных скульптур Родена, включая «Поцелуй» (1882) и «Врата ада» (1880-1890). Роден открыто хвалил работу Клодель и называл ее оригинальным творческим гением.

Роден восхищался Клодель не только ее искусством, но и красотой, и оба скульптора создали несколько портретов друг друга. О сильных чувствах Родена к Клодель свидетельствуют такие его работы, как «Вечная весна» (1884), «Я прекрасна» (1885), «Портрет Камиллы Клодель в чепце» (1886) и «Маска Камиллы Кодель» (около 1895).

В то время как их романтические отношения также развивались, Роден уже состоял в серьезных отношениях с Розой Боре и отказался прекратить отношения с Боре. Ревность Клодель к отношениям Родена и Боре сильно беспокоила ее и вскоре переросла в паранойю и ярость.

  Франсуа Буше - Исследование фантазий в творчестве Буше

Скульптор

Во время работы ассистентом Родена Клодель постоянно работала над развитием своих художественных навыков. Она даже стала источником вдохновения для художественного стиля Родена. В 1886 году Камилла Клодель получила престижную премию Салона за скульптуру «Сакунтала». Критики высоко оценили чувствительность работы и психологическое воздействие на человеческую фигуру.

Творчество Камиллы Клодель начало меняться, когда ее отношения с Роденом окончательно прекратились в 1892 году, почти через десять лет после начала их романа.

Скульптуры Камиллы Клодель

Поль Клодель в возрасте шестнадцати лет (смоделирован в 1884 году и отлит в 1893 году), работа Камиллы Клодель, находится в Музее Августинов в Тулузе; Камилла Клодель, общественное достояние, через Wikimedia Commons

После разрыва Клодель больше не имела доступа к оборудованию, которое она могла использовать в студии Родена, и ее новые работы были меньше и демонстрировали эмоции печали и отчаяния. Хотя Роден предложил Клодель финансовую поддержку, предательство, которое она почувствовала, привело к тому, что она отказалась принимать от Родена какую-либо помощь.

Несмотря на печаль и потерю поддержки, она продолжала творить, и некоторые из ее лучших работ были созданы уже после разрыва отношений. В своих новых работах Клодель опиралась на повседневный опыт и вдохновлялась модерном и японскими гравюрами.

Клодель также начала экспериментировать с различными материалами, и ее работы стали еще более уникальными.

Поздний период

С 1899 года Клодель жила и работала одна в своей студии, и у нее начались серьезные финансовые трудности. Документы показывают, что Роден искал заказы для Клодель и что он заплатил ей за аренду в 1904 году. К 1905 году, однако, психическое здоровье Клодель стало ухудшаться, и она стала более затворнической. В 1912 году Клодель уничтожила большую часть своих работ в своей студии от разочарования и гнева. В 1913 году скончался отец Клодель, который всегда поддерживал ее выбор.

Семья Клодель воспользовалась случаем, чтобы Клодель поставили диагноз паранойя и шизофрения, и она была помещена в психушку. После ее госпитализации остатки ее студии были уничтожены.

Работы Камиля Клоделя

Персей и Горгона (1905), Камилла Клодель; Камилла Клодель, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Трагедия заключается в том, что врачи Клодель убеждали ее семью, что нет необходимости помещать Клодель в психушку, поскольку она не была сумасшедшей, но семья, не согласная с жизненным выбором Клодель, хотела, чтобы ее поместили в психушку на неопределенный срок. К сожалению, Клодель провела в психушке 30 лет и имела лишь несколько посещений, в том числе от своей старой подруги-художницы Джесси Липскомб и ее брата Поля Клоделя.

Роден пытался помочь Клодель, но безуспешно, а ее поклонники и меценаты открыто критиковали несправедливое решение семьи. Камилла Клодель умерла в одиночестве в возрасте 78 лет в 1943 году. Ее семья так и не получила ее тело, и она была похоронена в братской могиле приюта.

Важные скульптуры Камиллы Клодель

За свою карьеру Камилла Клодель создала множество работ. К сожалению, не все они выдержали испытание временем. Сегодня сохранилось всего 90 скульптур Камиллы Клодель. Многие из работ Камиллы Клодель были уничтожены ее собственной рукой от ярости и отчаяния. В следующем разделе рассматриваются некоторые из наиболее важных оставшихся работ Камиллы Клодель.

Сакунтула (Вертумн и Помона) (1886 — 1905)

Дата 1886 — 1905
Материал Белый мрамор на основании из красного мрамора
Размер 91 см x 80,6 см x 41,8 см
Коллекция Музей Родена

Сакунтула» — одна из ранних работ Клодель, в которой явно прослеживается влияние классической скульптуры, но в то же время это совершенно уникальная работа, отличающаяся от тех, что создавали художники-мужчины того времени. Уникальность работы Клодель заключается в том, что две фигуры изображены не только таким образом, чтобы показать их физическую форму, вожделение и желание, но и притяжение между ними, вызванное силой разума.

Отношения между двумя влюбленными изображены таким образом, что они являются равными партнерами, и один не показан более сильным, чем другой.

Знаменитые скульптуры Камиля Клоделя

Сакунтула (Вертумн и Помона) (1886-1905) Камиля Клоделя, находится в Музее Родена в Париже; сфотографировано автором uploader. Автор скульптуры — Камиль Клодель, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Оригинальное название работы, Sakuntula, взято из индийской легенды, написанной поэтом Калидасой. В легенде рассказывается история о том, как жена воссоединяется со своим мужем после того, как магическое заклинание разлучило их. Первоначально работа была смоделирована в 1886 году, но мраморная версия была заказана только в 1905 году, и к тому времени скульптура была переименована в «Вертумн и Помона». Это новое название произошло из сказки о том, как римский бог переоделся в старую женщину. Он сделал это, чтобы завоевать доверие богини фруктов.

Это переименование может свидетельствовать об отношениях между Клоделем и Роденом, которые превратились из чистой любви в недоверие и предательство.

Вальс (1889 — 1905)

Дата 1889 — 1905
Материал Бронза
Размер 114 см (высота)
Коллекция Музей Камиллы Клодель
  Казимир Малевич "Черный квадрат" - анализ знаменитой квадратной картины

Эта бронзовая скульптура была создана в том же году, когда начались ее отношения с Роденом. Скульптура изображает пару во время танца. Работа иллюстрирует чувственность двух танцоров, которые держат друг друга в страстном объятии.

Работа романтична, полна движения и счастья.

Камиль Клодель Произведения искусства

Вальс (1889-1905) Камиля Клоделя, находится в Музее Камиля Клоделя; Камиль Клодель, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Однако, похоже, в работе есть момент трансформации. В то время как тело мужчины-танцора полностью цело, женщина-танцовщица представляет собой лишь половину себя, ее ноги превращены в ткань. Эта трансформация женского тела может быть ранним признаком чувства неопределенности в отношениях Клодель с Роденом, возможно, иллюстрирующим то, как она чувствовала себя незамеченной.

Сплетни (1897)

Дата 1897
Материал Оникс, мрамор и бронза
Размер 45 см x 42,2 см x 39 см
Коллекция Музей Родена

Скульптура «Сплетни» представляет собой изображение четырех женщин, сидящих в кругу и ведущих, казалось бы, секретный разговор между собой. Ощущение тайны в работе усиливают две стены, которые, являясь частью скульптуры, помещают женщин в угловое пространство, созданное надвигающимися стенами.

В работе присутствует ощущение паранойи, которое может быть признаком того, что Клодель боролась со своим психическим здоровьем. В письме к брату она пишет, что на создание этой работы ее вдохновила группа женщин в поезде, за которыми она наблюдала, тесно общаясь друг с другом.

Пример работы Камиля Клоделя

Крупный план картины Камиллы Клодель «Сплетницы» (1897), находящейся в Музее Родена в Париже; Thibsweb, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

К тому времени, когда Клодель создала эту работу, ее отношения с Роденом уже давно прервались, и как художник она стремилась найти свой уникальный стиль, независимый от влияния на нее Родена. В своих новых работах Клодель сосредоточилась на интимности, которую она наблюдала в обыденной повседневной обстановке вокруг себя. Ее работы стали более женственными, она экспериментировала с различными материалами.

Это сделало новые работы Клодель новаторскими, поскольку они не фокусировались на мифе, а скорее на личных размышлениях — понятие, которое впоследствии будет доминировать в искусстве 20-го века.

Волна (1897 — 1903)

Дата 1897 — 1903
Материал Оникс, мрамор и бронза
Размер 62 см x 56 см x 50 см
Коллекция Музей Родена

Волна» — произведение, наполненное счастьем, но также и надвигающейся опасностью. На картине изображены три женщины, танцующие в обнаженном виде в кругу на гигантской волне. Непокорные волосы женщины напоминают о воле природы. Женщины изображены полностью свободными, как само море, поскольку они погружены в настоящий момент своего танца.

Волна, однако, угрожает их танцу, и в неизбежности их гибели чувствуется печаль, поскольку море призвано поглотить их.

Пример скульптуры Камиля Клоделя

Волна (1897-1903) Камиля Клоделя, находится в Музее Родена в Париже; Daniel Case, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Считается, что на эту работу оказало влияние японское искусство, в частности, картина Кацусики Хокусая «Большая волна» (1832), которая в то время выставлялась в Париже. Возможно, на работу также повлияло душевное состояние Клоделя. Волну» часто описывают как свидетельство того, что Клодель чувствовала надвигающуюся гибель в своей жизни как художника.

Работа также может рассматриваться как ностальгическая, изображающая ранние дни карьеры Клодель, когда она делила студию с молодыми художницами, которые также стали ее подругами.

Эпоха зрелости (1899)

Дата 1899
Материал Бронза
Размер 121 см x 181,2 см x 73 см
Коллекция Музей Родена

Скульптура «Эпоха зрелости» (1899) является, пожалуй, самой известной скульптурой Клоделя. Скульптура изображает женщину, которая умоляет своего партнера не покидать ее. Мужская фигура протягивает руку в сторону своей возлюбленной, но он стоит лицом к ней и не оглядывается, чтобы увидеть ее лицо. Мужчина-любовник целенаправленным движением отстраняется от женщины, стоящей на коленях позади него, отчаянно нуждающейся в его присутствии.

Эта скульптура наглядно демонстрирует чувства Клоделя к Родену и их бурные отношения.

Знаменитое искусство Камиля Клоделя

Работа Камиля Клоделя «Эпоха зрелости» (1899) находится в Музее Родена в Париже. Стоящая позади фигура, запутавшаяся в собственных волосах, — Клото; Жан-Пьер Дальбера из Парижа, Франция, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons.

Первоначально работа была представлена Национальному обществу изящных искусств в 1899 году, чтобы ее рассмотрели на предмет отливки в бронзе. Роден, однако, был членом комиссии, которая решила, что литье не должно быть заказано. Роден, очевидно, был оскорблен работой, а Клодель подозревал, что он саботировал решение комиссии.

В 1902 году капитан Тиссер наконец заказал бронзовый слепок работы.

Рекомендации по чтению

Камилла Клодель большую часть своей жизни была заслонена знаменитым Роденом. В течение многих лет после ее смерти о ней продолжали говорить в основном только как о любовнице и помощнице Родена. Лишь в последние годы жизнь и творчество Клодель стали вызывать новый интерес. С тех пор вышло много новых документальных фильмов и книг, посвященных жизни загадочной художницы и ее трагической судьбе. Ниже представлены три книги, с которых стоит начать более глубокое изучение жизни Клоделя.

  Знаменитые азиатские картины - взгляд на лучшее традиционное азиатское искусство

Камилла Клодель (1992) Анн Дельби

Эта книга представляет собой беллетризованную биографию художницы Камиллы Клодель. Чтобы рассказать историю жизни художницы, автор использует фотографии работ художницы и письма, написанные ею в годы пребывания в психушке. Книга написана с чуткостью и сочувствием к художнице, давая глубокое понимание истории жизни Клодель как художника и женщины.

Камилла Клодель

  • Беллетризованная биография художницы
  • Возвращает Клодель ее законное место как женщины и художника
  • Иллюстрирована фотографиями работ художницы и ее письмами.

Разум из стали и глины: Камиль Клодель (2017) Энрике Ласо

Эта книга раскрывает мрачные годы жизни Камиля Клоделя в заточении психушки. В книгу включены многочисленные рассказы о пребывании Клодель в психушке, представленные через дневник медицинского директора психиатрической больницы, в которой Клодель провела многие годы своей жизни. Книга глубоко исследует таинственные годы заключения Клодель и иллюстрирует ее трудности, когда она боролась с надеждой, страстью, искусством, чувством вины, безумием и гением.

Разум из стали и глины: Камиль Клодель

  • Написан директором психиатрической больницы, в которой содержалась Клодель.
  • Исследует неизвестные годы заключения Клоделя
  • Рассказывает трагическую историю необыкновенной женщины и художника.

Камилла Клодель: Жизнь (2002) Одиль Айраль-Клозе

Эта книга — еще одна тщательно проработанная биография жизни Клоделя как скульптора и женщины. В книге использовано множество семейных фотографий, частных писем и медицинских записей. В книге также подробно рассматривается характер отношений между Клодель и Роденом.

КАМИЛЬ КЛОДЕЛЬ: жизнь

  • Тщательно исследованный портрет жизни скульптора Клодель
  • Анализ ее работ на основе неопубликованных материалов
  • Рассказывает о своих отношениях с Роденом и о трудностях, с которыми столкнулась как женщина

Камилла Клодель — художница, которую на протяжении большей части истории затмевал Роден. Ее считали в основном помощницей, музой и любовницей Родена, а не самостоятельным успешным художником. Только в последние годы гениальность скульптур Камиллы Клодель была признана. Клодель создавала работы, которые были очень оригинальными и опережали свое время, поскольку они не только следовали классическим традициям скульптуры, но и исследовали в более субъективной манере состояние человека. Если антисоциальное и эксцентричное поведение мужчин-художников было терпимо в обществе на протяжении всей истории, то этого нельзя было сказать о немногочисленных женщинах-художницах того времени. Напротив, борьба Клодель с психическими расстройствами сделала ее изгоем, и она была заперта в психушке. Музей Камиллы Клодель, открытый в 2017 году во Франции, не только отмечает уникальность работ Клодель, но и подчеркивает ее борьбу за успех в патриархальной системе.

Часто задаваемые вопросы

Где можно увидеть работы Камиллы Клодель?

Многие работы Камиллы Клодель можно увидеть в Музее Родена в Париже, Франция. Музей Камиллы Клодель, открытый в 2017 году во Франции, дает Клодель то признание как художника, к которому она всегда стремилась в своей жизни. В музее представлена почти половина всех существующих работ Клодель. Музей находится примерно в 100 км от Парижа и построен в самом любимом городе детства Клодель — Норжен-сюр-Сен.

Что вдохновило Камиля Клоделя на создание скульптур?

Камилла Клодель была вдохновлена греко-римской литературой и мифологией. Она черпала вдохновение в классическом искусстве, в том числе в творчестве Донателло и Челлини. Кроме того, на Клодель повлияло ее повседневное окружение и различные психические состояния, что сделало ее уникальным художником во Франции того времени.

Сколько скульптур создала Камилла Клодель?

Из всех работ, созданных Камиллой Клодель, только 90 сохранились до наших дней. Клодель уничтожила многие из своих работ, и некоторые из них считаются утраченными. Большинство скульптур Камиллы Клодель, которые можно увидеть сегодня, — это небольшие тонкие работы, которые резко контрастируют с большими и доминирующими работами Родена. В отличие от Родена, Клодель никогда не получала публичных заказов, и многие из ее гипсовых моделей так и не были отлиты в бронзе. Однако несколько ее гипсовых моделей были отлиты в бронзе спустя годы после их создания Эженом Блотом, парижским арт-дилером Клоделя.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий