«Третье мая 1808 года» Франсиско Гойи — Анализ картины Гойи «Третье мая»

Третье мая 1808 года Франсиско Гойя

Это образ, который не так легко забыть, внушающий не только страх и трагедию, но и травмирующее осознание, которое, несомненно, приходит, когда знаешь, что ты следующий в очереди на кровавую казнь. Именно это лежит в основе событий, изображенных на картине «Третье мая 1808 года» (1814) испанского художника Франсиско де Гойи, о которой мы и поговорим в этой статье.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Франсиско де Гойя?

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, испанский художник, родился 30 марта 1746 года и умер 16 апреля 1828 года. Обычно его называют Франсиско де Гойя, этот художник вырос в городе Фуэндетодос, Арагон, Испания. Он изучал искусство в 14 лет под руководством Хосе Лусана, а затем учился у одного из предшественников неоклассицизма Антона Рафаэля Менгса.

В 1774 году он писал карикатуры для Королевской гобеленовой фабрики, затем в 1786 году писал для Карла III, а в 1799 году был первым придворным художником при Карле IV. Гойя запомнился не только как один из «старых мастеров» живописи, но и как один из предтеч современного искусства.

Его стиль был основан на принципах традиционной живописи, но он использовал более экспрессивный стиль живописи и сюжеты, которые были более субъективными.

Франсиско Гойя

Автопортрет в очках (19 век), Франсиско де Гойя; Франсиско де Гойя, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Третье мая 1808 года (1814) Франсиско де Гойя в контексте

Картина «Третье мая 1808 года» и ее собрат «Второе мая 1808 года», оба написанные в 1814 году, считаются «вневременными» картинами, входящими в богатую коллекцию картин Франсиско де Гойи. Однако эти картины передают и изображают важные исторические события военного времени, которые никогда не будут забыты.

Ниже мы рассмотрим анализ картины «Третье мая 1808 года», сначала проведя контекстуальный анализ, рассмотрев, когда и почему она была написана, а также события, вдохновившие ее. Затем мы рассмотрим формальный анализ картины Гойи «Третье мая 1808 года», обращая пристальное внимание на сюжет, стилистический подход художника и его применение.

Художник Франсиско де Гойя
Дата написания 1814
Средство Масло на холсте
Жанр Историческая живопись
Период / движение Романтизм
Размеры 268 x 347 сантиметров
Серия / Версии Часть картины-компаньона «Второе мая 1808 года» (1814)
Где хранится? Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания
Сколько стоит Исходя из цен на другие проданные работы Франсиско Гойи, ее оценочная стоимость может исчисляться миллионами долларов.

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Прежде чем мы рассмотрим события, изображенные на картине Гойи «Третье мая 1808 года», важно отнести ее к тому периоду искусства, в котором она была написана, — романтизму. Романтизм зародился примерно с конца 1700-х годов до 1830-х годов.

Это была реакция художников против неоклассицизма и того, как он изображал и предписывал, как должны быть написаны исторические картины.

Романтизм стремился выразить более глубокие, более субъективные аспекты жизни, в частности, социальные и политические события. Однако он включал в себя сочетание аспектов, которые определили его как новый художественный стиль. Художники стремились к новому выражению и свободе; это было связано с присущими им эмоциями. Тематика варьировалась от почитания природы до идей справедливости, национальности и различных событий.

Исторические события, изображенные Гойей

Полуостровная война началась в 1808-1814 годах. Это была война между Португалией, Великобританией и Испанией против Французской империи, которую возглавлял Наполеон Бонапарт. Армия Наполеона проникла в Испанию в 1808 году, свергла монархию и сделала королем Жозефа Бонапарта, своего брата.

Армия Наполеона вторглась в Португалию в 1807 году, однако армия Наполеона также прошла через Испанию под предлогом проникновения в Португалию, поскольку Португалия торговала с Британией, что Наполеон хотел остановить. Однако Наполеон вторгся и в Испанию, что привело к восстанию испанцев против французов.

Испанцы неоднократно поднимали восстания, но наполеоновские войска подавляли любые формы восстания и казнили испанцев, которые пытались бороться за свою свободу и свою страну.

Восстание Дос де Майо, известное на английском языке как «Восстание второго мая», как сообщается, началось в Мадриде у Королевского дворца, но толпы, очевидно, переместились в город и были захвачены французскими войсками; многие погибли во время этого процесса. Мы видим это на одной из связанных с картиной Франсиско Гойи работ — «Второе мая 1808 года (Заряд мамелюков)» (1814).

Франсиско де Гойя Картины

Второе мая 1808 года (Заряд мамелюков) (1814), Франсиско де Гойя; Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Как рисовать воду - ваше руководство по рисованию воды акварельными красками

Французский командующий Иоахим Мюрат приказал французским войскам убить всех оставшихся, теперь уже пленных, которые имели оружие во время восстания. Сообщается, что он сказал: «Население Мадрида, сбитое с пути, предалось бунту и убийствам. Пролилась французская кровь. Оно требует отмщения. Все арестованные за восстание с оружием в руках будут расстреляны».

Эти события произошли на следующий день, третьего мая, что и изображено на картине Гойи «Третье мая 1808 года».

Хотя это краткая и усеченная версия сложных событий, произошедших во время вторжения Наполеона и, в конечном итоге, его поражения, важно помнить о контексте, в котором испанский художник Гойя создал «Третье мая 1808 года», а также не менее значимую картину «Второе мая 1808 года», упомянутую выше.

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Как одна из многих картин Франсиско де Гойи, «Третье мая 1808 года» широко признается многими источниками искусства как одна из «первых» современных картин. Тематика и художественная техника отличаются от того, что ожидалось в то время от исторических картин, изображая сцену, наполненную эмоциями — давайте посмотрим на это поближе.

Анализ картины

Третье мая 1808 года (1814), Франсиско де Гойя; Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тематика

На картине «Третье мая 1808 года» Франсиско Гойя изобразил сцену, происходящую ночью или, как предполагают некоторые источники, ранним утром; небо изображено в виде черной массы над резней внизу.

Если присмотреться, то можно выделить четыре группы людей, составляющих композицию.

Это, в частности, французские войска, занимающие правую часть композиции. Кажется, что это более шести человек, стоящих в упорядоченном порядке спиной к нам, зрителям. Мы не можем различить никаких черт лица. Они держат в руках винтовки и нацеливают их, готовые выстрелить в группу людей напротив них.

Гойя

Крупный план картины Франсиско де Гойи «Третье мая 1808 года» (1814); Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Это приводит к следующей группе фигур, которые составляют большую часть левой стороны композиции. Примечательно, что главная фигура из этой группы, которую собираются казнить через несколько минут, стоит на коленях на светло-коричневой песчаной земле. На нем белая рубашка и бежевые брюки, обе руки широко раскинуты в знак полной капитуляции.

Он смотрит прямо на солдат, хотя его глаза и рот имеют выражение, похожее на испуганную, но принятую капитуляцию.

Анализ Гойи

Крупный план картины Франсиско де Гойи «Третье мая 1808 года» (1814); Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Справа от него (слева от нас) и позади него находится процессия других фигур, которые также ожидают казни, однако, кажется, что они не обладают такой же храбростью, как центральная фигура. Они, кажется, охвачены страхом, и Гойя ясно изобразил это в выражении их лиц; некоторые также закрывают лицо руками.

Например, человек, стоящий справа от центральной фигуры Христа (слева от нас), смотрит на солдат и создает впечатление, что за ним стоят другие фигуры. Его глаза широко раскрыты, а голова слегка наклонена вверх, как будто он находится в состоянии застывшего страха перед происходящим. Рядом с ним, справа, другой мужчина стоит на коленях и смотрит вниз, кажется, что он держит его за руку.

Гойя

Крупный план картины Франсиско де Гойи «Третье мая 1808 года» (1814); Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Если мы посмотрим дальше, справа от вышеупомянутого человека, который теперь больше выдвигается на передний план, мы заметим несколько мертвых тел, которые начинают наваливаться друг на друга, это также другая группа фигур. Один из трупов лежит лицом к нам, зрителям, а обе его руки вытянуты на земле.

Здесь же находится большая и неизбежно растущая лужа крови, оставшаяся после казни, что только усиливает драматический эффект картины.

Слева от центральной фигуры, справа от нас, стоит еще одна группа фигур. Они также явно ожидают своей казни, и мы видим их страх и ужас. Мужчина впереди стоит, закрыв лицо обеими руками.

Гойя

Деталь картины Франсиско де Гойи «Третье мая 1808 года» (1814); Francisco de Goya, Public domain, via Wikimedia Commons.

Справа от него стоит фигура с обеими руками у рта, сгорбившаяся от страха. Рядом с ним справа стоит, по-видимому, монах. Неясно, как далеко вдаль уходит эта процессия людей, поскольку их шако (термин, обозначающий их головные уборы) создают эффект границы и закрывают нам вид на остальных заключенных. Это переводит наш взгляд на задний план, где мы видим большое здание с башней вдалеке. Мы также можем заметить группу людей возле этого здания, они, похоже, держат факелы.

Здесь также важно отметить окружение, поскольку Гойя не изображает сложный фон.

Гойя

Фон картины Франсиско де Гойи «Третье мая 1808 года» (1814); Francisco de Goya, Public domain, via Wikimedia Commons.

  Камилла Клодель - взгляд на скульптуры и трагическую жизнь Камиллы Клодель

Окружающее пространство просто устроено и в основном состоит из здания на заднем плане. Справа на переднем плане возвышается холм, служащий барьером, на фоне которого расстреливают заключенных.

Этот же холм окружает сцену на переднем плане, направляя наше внимание на центральные фигуры.

Кроме того, почти в центре композиции установлен фонарь квадратной формы, он находится между солдатами и фигурами, в которых собираются стрелять. Фонарь освещает почти всю левую нижнюю часть композиции, освещая центральную фигуру, похожую на Христа, создавая более драматический эффект того, что должно произойти. Кроме того, это оставляет солдат в тени.

Цвет и свет

При рассмотрении цвета и света в картине «Третье мая 1808 года» Франсиско Гойя использовал технику кьяроскуро для создания контраста светлого и темного. Его цветовая палитра также состоит из земляных оттенков и нейтральных тонов.

Любые цвета используются в более светлых тонах. Например, бежевый цвет брюк центральной фигуры, светло-зеленые брюки фигуры справа от нее (слева от нас), а затем красный цвет крови, который, казалось бы, создает более драматическую область цвета, но в то же время не является слишком ярким.

Цвет в Гойе

Использование цвета в картине «Третье мая 1808 года» (1814) Франсиско де Гойи; Francisco de Goya, Public domain, via Wikimedia Commons

Вокруг центральной сцены есть темные участки, которые усиливаются более светлыми цветами, непосредственно связанными с фонарями на земле. Фактически, фонари кажутся единственным источником света в этой композиции. Это отражается в строгой белизне рубашки центральной фигуры, которая также кажется единственным «более ярким» цветом по сравнению с другими нейтральными тонами.

Мы также видим переход от светлого к темному на земле.

Например, приближаясь к переднему плану, мы видим, как лучи света от фонаря на земле создают полосы теней. Гойя мастерски изобразил их, так как кажется, что тень создает разделительную линию между жертвами и солдатами.

Свет в Гойе

Использование света и тени в картине «Третье мая 1808 года» (1814) Франсиско де Гойи; Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Кроме того, цвет и свет связаны с символизмом, который здесь изображают различные группы людей, а именно: казненные и солдаты. Казненные фигуры освещены светом фонаря; мы видим лица жертв, освещенные светом фонаря.

Солдаты стоят в темноте или тени, и они становятся почти как безликие и безымянные виновники казни людей, которые могли бы быть кем угодно, если бы эта картина рассматривалась без исторического контекста; все, что мы знаем о солдатах, — это их униформа.

Работа кистью и текстура

В композиции Гойи «Третье мая 1808 года» видна работа кистью, особенно в тех местах, где свет фонаря освещал сцену. Например, кисти на холме, расположенном прямо позади казнимых, придают ей красивую текстуру.

Это также заметно на земле, которую рисовал Гойя; мы видим, что мазки его кисти кажутся более свободными, что придает им более богатое качество.

Гойя

Мазки кисти на холме на заднем плане создают текстуру в картине Франсиско де Гойи «Третье мая 1808 года» (1814); Francisco de Goya, Public domain, via Wikimedia Commons.

Однако мы видим использование более свободных, выразительных мазков во всей композиции. Другие примеры — мелкие детали моделирования, такие как каштановые волосы центральной фигуры, а также одежда большинства исполняемых фигур. Их одежда выглядит более неопрятной, чем одежда солдат, которая, кажется, нарисована более тонкими мазками.

Линейная перспектива

Перспектива и глубина, или трехмерность, обозначены в композиции Гойи «Третье мая 1808 года». Мы видим это, когда фон уменьшается в масштабе, фигуры и здания кажутся меньше по размеру, а по мере приближения к переднему плану фигуры увеличиваются.

Кроме того, трехмерность создается благодаря различным фигурам и их «наложению». Например, солдаты, стоящие в линию друг возле друга, группы людей, стоящих справа в ожидании своей смерти, а также освещенные фигуры на переднем плане.

Гойя

Трехмерность картины Франсиско де Гойи «Третье мая 1808 года» (1814); Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Гойя изобразил фигуры почти друг на друге, это относится и к группе мертвых тел, что создает ощущение пространства, показывая нам глубину сцены. Однако здесь также присутствует сильная линейность, особенно по диагонали.

Диагональные линии создаются солдатами справа.

Их винтовки также создают сильную горизонтальную линию, поскольку все они выстроены одновременно, что направляет наш взгляд в сторону центрального персонажа, которого собираются застрелить. Центральный персонаж, упомянутый выше, держит обе руки поднятыми вверх, и это было описано как форма «V», которая повторяется в мертвом человеке на переднем плане, чьи руки также лежат на земле в форме «V». Кроме того, это также похоже на форму буквы «Y».

Линия и перспектива в творчестве Гойи

Использование линии и перспективы в картине «Третье мая 1808 года» (1814) Франсиско де Гойи; Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тени также создают линейность, как мы видим на кажущейся разделительной линии света и темноты, о которой говорилось ранее. Мы также видим, как цвет используется для обозначения глубины, поскольку фигуры становятся более туманными по цвету, чтобы обозначить углубление в фон; они более четкие по цвету и форме в пространстве переднего плана.

Это также подчеркивается тем, что описывается как «контурные линии», мы видим, как эти контуры очерчивают фигуры солдат, придавая их фигурам больше определенности.

Символизм «Третьего мая 1808 года»: Подробнее о христоподобной фигуре

В упомянутой выше картине Гойи «Третье мая 1808 года» также присутствует символизм. Как мы уже неоднократно упоминали, центральная фигура кажется похожей на Христа, более того, эта фигура была широко описана как таковая. Мы видим это христоподобное качество в вытянутых руках фигуры, напоминающих вытянутые руки Иисуса Христа, когда он был распят. Кроме того, если присмотреться, на правой руке фигуры изображен знак, напоминающий стигматы — раны на руках Иисуса Христа во время распятия.

  Голубая картина Ива Кляйна - анализ голубой монохроматической картины

Гойя

Знак, напоминающий стигматы, на руке центральной фигуры на картине Франсиско де Гойи «Третье мая 1808 года» (1814); Francisco de Goya, Public domain, via Wikimedia Commons

Это указывает на то, что может символизировать центральная фигура, которая является символом жертвенности. Возможно, он жертвует собой ради других, ради своей страны, как предполагают некоторые источники, хотя он не мессия из Библии, а всего лишь простой испанец, восставший и борющийся за свободу своей страны.

Гойя дал обычному человеку платформу, на которой он может стать героем, так сказать, дав ему воплощение мученика и спасителя. Кроме того, есть и другие связи с библейскими историями, например, когда Христос был арестован римскими солдатами, у которых также были факелы и фонари.

Можем ли мы даже связать группу на заднем плане, которая, похоже, также держит факелы, с группами, пришедшими за Иисусом? Возможно, Гойя изображает не те же события, но он передает схожее послание о мученичестве и казни.

Гойя: Антивоенный герой

Приведенный выше анализ картины «Третье мая 1808 года» имел целью дать краткий обзор художественного мастерства Франсиско де Гойи в том, что считается одной из новаторских картин эпохи модерна. Однако в ней также показана важность национального достоинства и уважения к историческим событиям. По имеющимся данным, именно Гойя представил идею написать картины «Второе мая 1808 года» и «Третье мая 1808 года» испанскому правительству, которое затем заказало обе картины.

Картина Гойи «Третье мая 1808 года» также повлияла на таких известных художников, как Эдуард Мане с его картиной «Казнь императора Максимилиана» (1868-1869) и Пабло Пикассо «Герника» (1937) и «Резня в Корее» (1951), все из которых являются политическими картинами, связанными с казнью на войне.

Мы также видим, как современные художники находят отклик в сюжетах Гойи, заимствуя их как отсылки к собственному опыту. Например, на картине «Третье мая после Гойи» (1970) поп-художника Роберта Баллаха изображена схожая тематика, чтобы привлечь внимание к массовому убийству, произошедшему в Дерри, Ирландия, в 1969 году, также называемому Кровавым воскресеньем.

Обе картины Франсиско де Гойи, упомянутые в этой статье, несомненно, показали миру сцены, изобилующие беззакониями войны. Третье мая 1808 года ознаменовало перемены в мире искусства и, похоже, дало другим разрешение, так сказать, выразить свое внутреннее потрясение от последствий войны и конфликта между странами, но в конечном итоге между людьми, коллективной семьей.

Гойя оставил большое наследие, и, возможно, благодаря своей живописи он стал антивоенным героем, не только осветив историю Испании в суровом, но правдивом свете, но и предоставив другим художникам возможность показать миру свои истории.

Часто задаваемые вопросы

Кто написал картину «Третье мая 1808 (1814) года»?

Картина «Третье мая 1808 (1814) года» была написана испанским художником Гойей. Его полное имя было Франсиско де Гойя или также просто Франсиско Гойя. Он родился в марте 1746 года и умер в апреле 1828 года. Он был представителем художественного движения романтизма в 1800-х годах.

О чем картина Гойи «Третье мая 1808 (1814) года»?

Действие картины Франсиско Гойи «Третье мая 1808 (1814) года» происходит во время полуостровной войны, когда Наполеон Бонапарт вторгся в Испанию и Португалию. На картине изображена резня в Мадриде третьего мая 1808 года между революционно настроенными испанцами и французскими солдатами, которым второго мая было приказано казнить всех, кто имел оружие во время восстания. В картине показана реальность военного времени и жизни, потерянные в результате казней.

Что символизирует картина Гойи «Третье мая 1808 (1814) года»?

Картину Франсиско Гойи «Третье мая 1808 (1814) года» описывают как символизирующую идеи мученичества. Фигура в белой рубашке с распростертыми руками напоминает распятие Иисуса Христа и, в конечном итоге, его казнь римскими солдатами. Однако в композиции Гойи это обычный человек, убитый французскими солдатами, готовый умереть за свою страну и свободу.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector