Клод Моне — жизнь и импрессионистские картины художника Моне

Клод Моне

Картины Клода Моне отклонялись от принятого в искусстве того времени однозначного представления форм и линейной перспективы, а вместо этого исследовали свободное обращение, сильные цвета и потрясающе нестандартные аранжировки. В каждом сценарии своих импрессионистских картин Клод Моне переключал внимание с изображения людей на выражение отдельных аспектов освещения и настроения. В последние годы жизни Моне-художник все больше внимания уделял декоративным элементам оттенков и форм.

Оглавление

Биография Клода Моне

Дата рождения 14 ноября 1840 года
Дата смерти 5 декабря 1926 года
Место рождения Живерни, Франция
Ассоциированные движения Импрессионизм

Художник Клод Моне был главой эпохи французских импрессионистов и практически дал название этой группе. Он сыграл важную роль в объединении ее верующих, будучи вдохновляющей личностью и присутствием. Моне очень любил работать на открытом воздухе и ловить естественный свет, что можно наблюдать на одной из знаменитых картин Моне «Впечатление, восход солнца» (1872).

Со временем он возвел этот метод в ранг одного из самых известных своих краеугольных камней, создав серию работ, в которой его впечатления от одного и того же объекта, увиденного в разные промежутки дня, были собраны в несколько серий, как, например, картины Моне для сада. Произведения Клода Моне в его поздние годы часто приобретали потрясающий уровень абстракции, и это способствовало его появлению у последующих поколений художников-абстракционистов.

Художник Моне

Портрет Клода Моне, выполненный фотографом Надаром в 1899 году; Nadar, Public domain, via Wikimedia Commons

Ранняя жизнь Клода Моне

Клод Оскар Моне родился 14 ноября 6 ноября 1840 года в Париже и переехал в Гавр, город на побережье в северной части Франции, когда ему было пять лет. Его отец был успешным владельцем магазина, который со временем стал грузоотправителем. Его мать умерла, когда ему было 5 лет. Воды и изрезанные береговые линии Северной Франции рано оказали на него влияние, и он часто не посещал занятия, чтобы отправиться в поход вдоль обрывов и дюн.

В детстве он учился рисовать в колледже дю Гавр у недавнего ученика знаменитого художника-неоклассика Жака-Луи Давида. С юных лет он был очень артистичным и деловым юношей, в свободное время рисовал карикатурные портреты и выставлял их на продажу по 20 франков за штуку.

Он смог сэкономить значительную сумму денег от продажи своих картин, сосредоточившись на своем раннем таланте к искусству.

Карьера художника Моне

Клод Моне был художником из Франции и пионером импрессионистской живописи. Его считают значительным предшественником модернизма, особенно в его стремлении изобразить природу такой, какой он ее видел. На протяжении всей своей долгой карьеры он был наиболее последовательным и выдающимся выразителем теории импрессионизма, согласно которой передача чувств важнее точного изображения природы, применительно к пейзажной живописи на открытом воздухе. Название «импрессионизм» происходит от названия его работы «Впечатление, восход солнца» (1872).

Восход солнца

Впечатление, восход солнца (1872) Клода Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Раннее обучение

В 1856 году Моне познакомился с Эженом Буденом, художником-пейзажистом, известным своими пейзажами приморских деревень Северной Франции. Это был переломный момент для Моне. Буден убедил Моне творить на открытом воздухе, и работа на пленэре изменила его представление о том, как может создаваться искусство:

«Как будто с моих глаз сняли занавес; я осознал. Я понял, чем может быть искусство».

Несмотря на то, что ему отказали в гранте, в 1859 году Моне отправился в Париж, чтобы учиться с помощью своей семьи. Вместо того чтобы следовать более традиционному пути художника Салона и записаться в Школу изящных искусств, Моне поступил в гораздо более авангардную Академию Сюисс, где он познакомился с художником Камилем Писсарро.

Зрелый период

Моне был обязан отслужить в армии и в 1861 году был отправлен в Алжир. Атмосфера Северной Африки вдохновила Моне и оказала большое влияние на его художественные и личные взгляды. Когда он вернулся в Гавр после службы, голландский пейзажист и морской художник Йохан Йонгкинд преподал ему «последнюю школу глаза».

После этого он снова вернулся в Париж, где стал подмастерьем в мастерской швейцарского художника Шарля Глейра, с такими учениками — будущими импрессионистами — как Альфред Сислей, Фредерик Базиль и Ренуар. В 1865 году Парижский салон отобрал для выставки два морских пейзажа Моне — «Устье Сены в Онфлере» (1865) и «Паве де Шайи» (1865).

Картины художника Моне

Устье Сены в Онфлере (1865), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тем не менее, художник чувствовал себя стесненным в мастерской и предпочитал свой предыдущий опыт творчества на природе, поэтому он переехал недалеко от Парижа на границу лесного массива Фонтенбло. Его смелая, огромная «Женщина в саду» (1867) представляла собой слияние идей и тем его предыдущих работ, в качестве единственной модели использовалась его будущая невеста Камилла Донсье. Моне надеялся, что эта работа получит положительные отзывы в Парижском салоне, но его манера поведения вызвала конфликт с судьями, и картина была отклонена, что привело Моне в смятение. В то время официальный салон все еще восхищался романтизмом.

Чтобы загладить обиду 50-летней давности, Моне заставил французское правительство приобрести это произведение искусства в 1921 году за ошеломляющую сумму в 200 000 франков.

Знаменитые картины Моне

Женщина в саду (1866-67), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Моне верил, что Лондон обеспечит ему безопасность от франко-прусской войны в 1870 году, и создал такие знаковые картины, как «Темза под Вестминстером» (1871). Его сопровождали жена и новорожденный ребенок. Он посещал музеи Лондона и рассматривал картины Дж.М.В. Тернера и Джона Констебла, чей романтический реализм определенно повлиял на его использование света. Самое главное, он познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, владельцем зарождающейся галереи современного искусства на Бонд-стрит. Дюран-Рюэль был ярым поклонником Писсарро и Моне, а также Дега, Ренуара и других французских импрессионистов.

  Текстура в искусстве - Исследование использования текстуры в живописи и искусстве

Картины Клода Моне

Темза под Вестминстером (1871) Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

После войны Моне снова вернулся во Францию и поселился в Аржантейле, парижском районе недалеко от реки Сены. В течение следующих шести лет он оттачивал свою технику и создал более 150 полотен, запечатлевших изменения в развивающемся регионе, таких как Le bassin d’Argenteuil (1872).

Его появление привлекло внимание парижских друзей, таких как Мане и Ренуар.

Хотя Мане был на десять лет старше и проявил себя как художник значительно раньше Моне, к 1870-м годам оба они оказали значительное влияние друг на друга, и к 1874 году Моне фактически склонил Мане к творчеству на открытом воздухе. Чтобы продолжить свой протест против салонной системы, Моне и его единомышленники устроили в 1874 году собственную выставку, которая экспонировалась в заброшенной студии фотографа и карикатуриста Надара.

Произведения искусства Клода Моне

Le bassin d’Argenteuil (ок. 1872), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Эту выставку прозвали «Первой выставкой импрессионистов». Эти художники, включая Дега, Ренуара и Писсарро, были одними из первых, кто адаптировался к изменениям в своем городе как группа. Более широкие бульвары, необходимые для удовлетворения растущих тенденций общественной жизни и бурного потока потребления, отражали модернизацию Парижа. Моне невольно дал название этому движению своим произведением 1873 года «Впечатление, восход солнца», хотя впервые это слово было использовано авторами для осуждения подобных произведений.

Хотя художник Моне вырос в семье среднего класса, его пышный образ жизни привел к тому, что большую часть жизни он провел в долгах и лишениях.

Клод Моне Портрет

Автопортрет в берете (1886), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Художественные работы Клода Моне не были для него надежным источником дохода, и ему часто приходилось занимать средства у друзей. Моне испытал некоторую экономическую безопасность, получив множество заказов в течение 1870-х годов, но к концу десятилетия у него возникли серьезные проблемы. В 1877 году Моне жил в Ветейе с Алисой Хошеде и ее полудюжиной детей.

Хошеды были близкими знакомыми и сторонниками творчества Моне, но бизнес мужа, переживающего трудности, в итоге потерпел крах, и он был вынужден оставить семью.

Следовательно, Моне нужно было найти недорогой дом для своей довольно большой семьи. В 1878 году Камилла родила еще одного сына, Мишеля. Когда через год Камилла скончалась, картины Моне изменились, он стал больше концентрироваться на течении времени и умеренном влиянии окружающей среды и характера на предмет, например, картина «Плавающие льды на Сене» (1880).

Клод Моне Семья

Семья Моне-Хошеде празднует свадьбу Марты Хошеде и Теодора Батлера. Пьер Сислей сидит на земле справа; его сестра Жанна стоит позади него; Моне — на ступеньках слева. Коллекция Жан-Мари Тульгуа, Живерни, 1900 год; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Алиса осталась с Моне и вышла за него замуж во второй раз в 1892 году. В 1883 году Моне искал дом для Алисы и их восьмерых детей. Он нашел дом в тихом маленьком районе, известном как Живерни, где проживало около 300 человек. Его очень привлек дом, который он смог арендовать до покупки (и значительного расширения) в 1890 году. Главным источником вдохновения Моне в течение последних 30 лет его жизни было поместье Живерни. Он создал японский сад для размышлений и отдыха, с прудом, усыпанным кувшинками, и арочным мостиком.

Он прославился тем, что сказал: «Мой сад — это мое самое изысканное произведение искусства. Что мне действительно нужно, так это цветы. Всегда. Мое сердце всегда будет в Живерни, и, возможно, именно благодаря цветам я стал художником».

Наибольших успехов Моне достиг в Живерни. Его импрессионистские картины, такие как «Сад художника в Живерни» (1900), начали продаваться в Соединенных Штатах, Англии и в его собственной стране. Он стал аристократом, нанял большую группу работников в свою резиденцию, в которую входили шесть садовников, ухаживавших за его прудом с лилиями и заветным садом.

В картинах Моне больше интересовала атмосфера и окружение, чем модернизм.

Моне

Сад художника в Живерни (1900), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Когда его серия стогов зерна, например, «Стога пшеницы (конец лета)» (1890-1891), созданная в разное время суток, была показана в галерее Дюран, Рюэль получил большое признание критиков, покупателей, а также широкой публики. Впоследствии он переключил свое внимание на Руанский собор, где исследовал влияние меняющейся атмосферы, освещения и настроения на его фасад в различные периоды в течение дня.

В результате были созданы десятки картин ослепительных, несколько преувеличенных оттенков, образующих визуальный архив собранного восприятия.

Картины Моне

Стога пшеницы (конец лета) (1890-1891) Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Поздние годы и смерть художника

Моне предпочитал оставаться наедине с природой, творить, а не вступать в философские или критические конфликты в творческой и культурной среде Парижа. Путешествуя в течение 1880-х и 1890-х годов по таким местам, как Венеция, Лондон, Норвегия и окрестности Франции, он поселился в Живерни на всю оставшуюся жизнь в 1908 году. Вторая жена художника, Алиса, умерла в 1911 году, а его сын скончался через год после этого. После этих трагических событий, последствий Первой мировой войны и даже образования кисты над одним из глаз Моне почти полностью прекратил писать картины.

В этот период французский лидер Жорж Клемансо, который также был другом Моне, призвал Моне создать произведение, которое вывело бы страну из меланхолии Великой войны.

Моне сначала сказал, что он слишком стар и не годится для этого задания, но Клемансо постепенно вывел его из состояния печали, побудив создать прекрасное произведение искусства — то, что Моне называл «Великие декорации», более известное как «Водяные лилии» из Музея Оранжери (1927). Как царство внутри вселенной, Моне изобразил непрерывную последовательность водных пейзажей, расположенных в овальном салоне. По этой причине была создана новая мастерская со стеклянной стеной, выходящей в сад, и, несмотря на катаракту, Моне-художник мог маневрировать передвижным мольбертом по комнате, чтобы уловить постоянно меняющееся освещение и ракурс своих цветов.

  Такаси Мураками - откройте для себя жизнь и творчество этого японского художника

Галерея Клод Моне

ТОП: Четыре «Водяные лилии» Клода Моне в Музее Оранжереи в Париже. Слева направо: «Водяные лилии: Ясное утро с ивами , Водяные лилии: Отражение в деревьях , Водяные лилии: Утро с ивами , Водяные лилии: Две ивы, а затем снова «Ясное утро с ивами»; Brady Brenot, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons | НИЖНИЙ: Четыре кувшинки Клода Моне в Музее Оранжери в Париже. Слева направо: «Водяные лилии: Утро», «Кувшинки: Заходящее солнце , Водяные лилии: Облака , Водяные лилии: Зеленые отражения, а затем снова утро; Brady Brenot, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В музее Оранжери были созданы две эллиптические камеры для размещения картин Моне с водяными лилиями. Всесторонний дизайн работ и камер создавал у посетителей впечатление, что они находятся на плаву в воде, а флора окружает их со всех сторон. Многие комментаторы высоко оценили конечную инсталляцию. Моне умер от рака легких 5 декабря 1926 года в возрасте 86 лет и был похоронен в церкви Живерни. Моне настоял на том, чтобы празднование было скромным, поэтому на церемонии присутствовало всего около пятидесяти человек.

В 1966 году Мишель передал резиденцию Моне, сады и пруды с кувшинками Французской академии изящных искусств.

После реконструкции дом и территория были переданы в 1980 году Фонду Клода Моне. Наряду с сувенирами Моне и другими предметами из его жизни, в резиденции находится его галерея японских гравюр на дереве. Дом и сады, а также Музей импрессионизма являются выдающимися достопримечательностями Живерни, который привлекает посетителей со всего мира.

Клод Моне биография

Клод Моне перед своим домом в Живерни, 1921 год; Музей д’Орсэ, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Наследие Клода Моне

Исключительно долгая жизнь Моне и огромная художественная продукция соизмеримы с величиной его нынешней привлекательности. Импрессионизм, краеугольным камнем которого он является, остается одним из самых популярных творческих направлений, что подтверждается огромным массовым потреблением дневников, открыток и плакатов. Разумеется, картины Моне высоко ценятся, а некоторые из них считаются бесценными; искусство Моне хранится в каждом крупном музее мира.

Несмотря на то, что его картины сегодня почитаются, в течение многих лет после смерти Моне был признан лишь в нескольких группах ценителей искусства.

Студия художника Моне

Моне в своей студии, 1920 год; Гран-Пале, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Абстрактные экспрессионисты дали его искусству огромное возрождение в Нью-Йорке. Огромные картины Моне и полуабстрактные, всеохватывающие композиции повлияли на таких художников, как Джексон Поллок и Ротко. На стога сена Моне также ссылались поп-артисты в таких работах, как повторяющиеся портреты Энди Уорхола. Аналогичным образом, несколько минималистов переняли ту же концепцию в своей серийной презентации предметов.

Действительно, импрессионизм и Моне сегодня считаются основой всего современного и актуального искусства и поэтому являются основополагающими практически для любого исторического исследования.

Художественный стиль и метод Клода Моне

Моне называют «толчком к развитию импрессионизма». Признание влияния света на локальный цвет вещей, а также эффектов цветового контраста было критически важным для искусства художников-импрессионистов. Его свободная манера и использование цвета считаются «почти бесплотными» и «образцом импрессионистской техники».

Картина «Впечатление, восход солнца» служит примером «основной» идеи импрессионистов — изображать только то, что хорошо видно.

Моне интересовали эффекты света, и он считал, что его «заслуга состоит в том, что он работал непосредственно перед природой, пытаясь передать свое восприятие самых преходящих явлений». Он часто смешивал текущие жизненные проблемы с наружным светом, чтобы «нарисовать воздух».

Моне использовал свет в качестве основной темы своих картин. Чтобы передать его нюансы, он иногда заканчивал картину за один сеанс, часто без какой-либо подготовки. Он хотел показать, как свет меняет цвет и перспективу реальности. Его увлечение светом и отражениями началось в конце 1860-х годов и продолжалось до конца его жизни. Во время своего первого визита в Лондон он оценил связь между художником и мотивами — то, что он называл «оболочкой». Он использовал карандашные наброски, чтобы быстро записывать идеи и темы для дальнейшего использования.

Пейзажные картины Моне подчеркивали промышленные аспекты, такие как поезда и фабрики, в то время как его ранние морские пейзажи изображали мрачную природу с приглушенными цветами и местными жителями.

Теодор Дюре, рецензент и знакомый Моне, заявил в 1874 году, что его «мало пленяли сельские образы». Его особенно тянуло к природе, когда она украшена, и к столичным пейзажам, и для выбора он изображал цветочные сады, парки и рощи». Изображая людей и пейзажи вместе, Моне хотел, чтобы окружающая среда была не только фоном и чтобы фигуры не подавляли композицию.

Импрессионистские картины Клода Моне

Адольф Моне в саду Ле Кото на Сент-Адрессе (1867), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Моне укорял Ренуара за неподчинение приказу Моне писать пейзажи в такой манере. В молодости он часто изображал пригороды и сельские места отдыха в Париже и занимался натюрмортами. Начиная с 1870-х годов, он постоянно отдалялся от урбанизированной среды, изображая ее только для того, чтобы углубиться в изучение света.

Современные ученые — а позже и исследователи — полагали, что, изображая Бель-Оль, он хотел уйти от утонченного общества импрессионистских картин и обратиться к необработанной природе. После встречи с Буденом Моне посвятил себя поиску новых и более совершенных средств живописного выражения.

С этой целью, будучи еще молодым человеком, он посещал Салон и знакомился с работами художников старшего поколения, а также заводил знакомства с другими творческими людьми.

Пять лет, проведенные им в Аржантейле, где он проводил большую часть своих дней в скромной плавучей мастерской на реке Сена, стали решающими в его исследовании влияния света и отражений. Он начал думать не о ситуациях и предметах, а о цветах и формах. Он использовал яркие цвета в мазках, точках и брызгах краски.

  Бернини "Давид" - исследование статуи Давида работы Джан Лоренцо Бернини

Искусство Клода Моне

Мост в Аржантейле (1874), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Отвергнув академические лекции студии Глейра, он освободился от теории, заявив: «Я предпочитаю рисовать так, как поет птица». Моне находился под влиянием Будена, Курбе, Коро и Йонгкинда и часто работал в русле эстетических достижений авангарда.

В коллекции работ на вокзале Сен-Лазар в 1877 году Моне рассматривал сажу и пар и то, как они влияют на цвет и прозрачность, будучи часто непроницаемыми, а иногда прозрачными.

Он намеревался использовать эти исследования для изображения влияния тумана и осадков на пейзаж. Исследование влияния атмосферы привело к созданию ряда знаменитых картин Моне, на которых он изобразил один и тот же объект (например, серию водяных лилий) при разном освещении, в разное время суток, в зависимости от погоды и смены времен года. Эта практика началась в 1880-х годах и продолжалась до его смерти в 1926 году. В своей дальнейшей карьере Моне «вышел за рамки» импрессионистского стиля и начал расширять границы живописи.

В 1870-х годах Моне изменил свою палитру, тщательно избегая более глубоких тонов в пользу пастели, что можно заметить в картине «Женщина с парасолем» (1875). Это соответствовало его более мягкому стилю, в котором он использовал более мелкие и разнообразные кисти.

Моне Знаменитые картины

Женщина с парасолем (1875), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1880-х годах его палитра снова изменилась, и он стал уделять больше внимания балансу между теплыми и холодными тонами, чем раньше, как это видно на картине «Мост Ватерлоо, Лондон, в сумерках» (1904). После оптической процедуры в 1923 году Моне вернулся к своей прежней манере. Он избегал броских цветов или «грубой обработки» в пользу сине-зеленой цветовой палитры.

Клод Моне Искусство

Мост Ватерлоо, Лондон, в сумерках (1904), Клод Моне; Claude Monet, CC0, via Wikimedia Commons

Пока он боролся с катарактой, его работы стали более экспансивными и абстрактными — с конца 1880-х годов он уменьшил количество аранжировок и выбрал темы, которые могли дать широкий диапазон цвета и тона. Он начал использовать больше красных и желтых тонов после возвращения из отпуска в Венецию.

Смена стиля, скорее всего, была непреднамеренным следствием болезни, а не сознательным выбором.

Из-за ухудшения зрения Моне часто работал на огромных холстах, и к 1920 году он заявил, что слишком привык к широким полотнам, чтобы вернуться к маленьким. Влияние катаракты на продуктивность его творчества вызывает споры среди ученых, которые утверждают, что развитие дегенерации с конца 1860-х годов привело к потере четких линий. Сады были повторяющейся темой в его творчестве, приобретая особое значение в его поздних работах, особенно в последние 19 лет его жизни. Даниэль Вильденштейн видел в своих работах «обтекаемую» непрерывность, которую он описывал как «усиленную необходимостью».

Картины импрессионистов

Роза в Живерни (до 1922 года), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

С 1880-х по 1890-е годы Моне в серии работ на разные темы пытался запечатлеть множество обстоятельств, связанных со светом и климатом. Поскольку освещение и погода менялись в течение дня, он чередовал картины, иногда писал восемь одновременно и тратил на каждую по часу. В 1895 году он выставил 20 картин Руанского собора, изображающих фасад в различных условиях освещения, погоды и атмосферы.

Картины сосредоточены на движении света и теней по поверхности огромного средневекового здания, изменяющих твердый камень. Для этой серии он попробовал сделать свои собственные рамки.

Клод Моне Произведения искусства

Руанский собор: Портал (солнечный свет) (1894), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На его первой выставке были представлены стога сена, созданные с разных точек зрения и в разное время суток. В 1891 году 15 из этих работ были показаны в галерее Дюран-Рюэль. В 1892 году он создал 26 видов Руанского собора. В период с 1883 по 1908 год Моне путешествовал по Средиземноморью, запечатлевая памятники, виды и береговые линии, включая серию работ в Венеции. В Лондоне он создал четыре серии: Дом Парламента, Лондон (1901), мост Чаринг-Кросс (1901), вид на Вестминстерский мост (1871) и мост Ватерлоо (1903).

Хелен Гарднер написала: «Моне создал непревзойденную и непревзойденную запись хода времени, увиденного в потоке света через похожие формы».

Список знаменитых картин Моне

Клод Моне прославился своими импрессионистскими картинами. Эти произведения искусства вдохновляют художников и по сей день. Мы составили список некоторых из его самых известных работ.

  • Женщины в саду (1867)
  • Вестминстерский мост (1871)
  • Женщина с парасолем (1875)
  • Стога зерна, конец дня, осень (1891)
  • Руанский собор: Фасад на закате (1894)
  • Утро на Сене (1898)
  • Мост Чаринг-Кросс (1899)
  • Большой канал, Венеция (1908)
  • Водяные лилии (1919)

Клод Моне Живопись

Водяные лилии (1919) Клод Моне; Клод Моне, CC BY-SA 2.5, via Wikimedia Commons

Рекомендуемое чтение

Биография Клода Моне и картины импрессионистов, например, садовые картины Моне, раскрывают его интересный характер. Однако в этих абзацах трудно передать весь его путь. Возможно, вы захотите узнать больше о Моне-художнике в свое время. Поэтому мы приводим список книг, которые вы можете порекомендовать.

Моне. Триумф импрессионизма (2014) Даниэль Вильденштейн

Можно считать, что Моне заново создал потенциал цвета. Картины Моне на неопределенное время изменили наше представление о природной среде и связанных с ней проявлениях. Зрелая серия водяных лилий, созданная в его собственном саду в Живерни, считается рождением абстрактной живописи благодаря своей тенденции к почти абсолютной бесформенности. Эта биография полностью посвящена этому необычному и чрезвычайно важному художнику, снабжена многочисленными копиями и историческими фотографиями, а также подробным и язвительным комментарием.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector