Жан Мишель Баския — раскрытие человека, стоящего за картинами Баскии

Жан Мишель Баския

Жан Мишель Баския всегда знал, что станет знаменитым художником. Еще до того, как он стал всемирно известным, он уже сделал себе имя на нью-йоркской художественной сцене. К началу 80-х годов Баския общался с такими группами, как Фредди, Блонди, Кит Харинг, Мадонна и Энди Уорхол. На белой художественной сцене того времени он быстро стал символическим мостом между высоким искусством и популярной культурой. Даже посмертно он остается ключевой фигурой американской поп-культуры.

Оглавление

Вспыльчивый дух Жана Мишеля Баския

Дата рождения 22 декабря 1960 года
Дата смерти 12 августа 1988 года
Страна рождения Бруклин, Нью-Йорк, США
Ассоциированные художественные направления Новый экспрессионизм, пост-поп
Жанр / стиль Живопись, Граффити
Используемые средства Масляная палочка, масляная краска, аэрозольная краска
Доминирующие темы Социальный комментарий, раса, африканская духовность, поп-культура, капитализм

Художник-самоучка Жан Мишель Баския не был первым западным художником, включившим африканские образы в свою практику. Однако он был, безусловно, первым, кто исследовал сложный набор символов, составляющих африканский визуальный язык.

Многие критики были озадачены его образами, а его работы часто называли «детскими» или «примитивными». Из-за этой досадной предвзятости сложность его работ часто затушевывается, а уместные ссылки на богатое разнообразие источников упускаются из виду.

Ранние годы

Баския родился в Бруклине, Нью-Йорк, 22 декабря 1960 года. Его отец Жерар был бухгалтером и родился в прибрежном городе Порт-о-Принс на Гаити. Его мать, Матильда Андрадас, родилась в Нью-Йорке и была пуэрториканского происхождения. К одиннадцати годам Баския мог говорить на английском, испанском и французском языках. Биография Жана Мишеля Баския богата культурными традициями и задала тон его творческой жизни.

В раннем возрасте его родители развелись, и отец женился вторично. По этой причине, а также из-за того, что его мать была помещена в психиатрическую клинику, когда он был подростком, отношения Баскии с матерью были сложными. Однако Баския всегда интересовался художественными музеями и выставками. Именно мать поощряла его. Он стал членом Бруклинского музея всего в шесть лет после того, как мать отвела его туда на экскурсию.

В 1968 году, в возрасте восьми лет, когда Баския играл на улицах Бруклина, его сбила машина. Он получил тяжелые травмы и попал в больницу. Во время госпитализации мать принесла ему экземпляр «Анатомии Грея», наполненный подробными анатомическими рисунками. Книга оказала такое глубокое влияние на молодого Баския, что впоследствии он назовет свою шумовую индустриальную арт-группу «Серый». Это также повлияло на его творчество.

Жан Мишель Баския Биография

Обрезанная фотография Жана-Мишеля Баския, позирующего с другими художниками в Нью-Йорке, сделанная в 1984 году; Galerie Bruno Bischofberger, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Влияние своей матери он очень почитал и часто ссылался на нее в своих картинах. В 1972 году его отец работал в Пуэрто-Рико, поэтому, когда Баскии было двенадцать лет, он и его сестра переехали туда вместе с ним, оставив мать, хотя это была ее родина. Они прожили там, основываясь на его работах, около полутора лет. Но отношения Баскии с матерью так и не восстановились.

В США сложились сложные отношения с расой. Будучи ребенком иммигрантов, выросшим в многонациональной семье, Баския понимал изменчивость идентичности.

Переехав в Штаты за лучшей жизнью, его отец предпочел дистанцироваться от развивающейся страны. Он хотел, чтобы его семья считалась французской, и не проявлял никакого интереса к тому, чтобы поделиться своим гаитянским наследием с детьми. Баския получил воспитание в среднем классе. Он был очень начитан и с ранних лет знакомился с богатыми художественными коллекциями Нью-Йорка. Он искал вдохновения у мастеров западного искусства, которые помогли ему составить представление о художнике, которым он хотел стать.

В 1977 году Жан Мишель Баския бросил среднюю школу за год до того, как должен был ее закончить. Его отец был так расстроен, что выгнал его из дома. В 17 лет он стал тем, кого мы можем назвать уличным художником. Он рыскал по улицам Нью-Йорка, расставляя метки в общественных местах и продавая открытки и толстовки со своим искусством. Он жил на дешевом красном вине и читосе. В результате возникла артистическая личность борющегося художника.

В 1977 году, в тот же год, когда Жан Мишель Баския бросил школу, он и его школьный товарищ Эл Диас начали наносить на поезда метро и здания по всему Бруклину и нижнему Манхэттену надписи с подписью SAMO. SAMO — это аббревиатура от «same old shit», и они всегда подписывались символом авторского права. Что выделяло его среди других, так это его загадочная марка граффити, символ авторского права и все такое. Его описывали как более литературное граффити, потому что оно было более ориентировано на язык.

Будучи субкультурой уличного уровня, граффити-метки были похожи на номера или символы, которые имели больше отношения к месту проживания, чем к вашим художественным размышлениям. Аль Диез и Жан Мишель Баския превратили SAMO в бренд, который делал дерзкие, мрачные социальные комментарии, появляющиеся в неожиданных местах. Такие надписи, как «Папай умер от сифилиса», были продуктом двух молодых людей, достаточно смелых, чтобы высмеивать культуру.

Картины Баския

Ксероксный плакат SAMO, рекламирующий музыкальное представление и выставку (октябрь 1979 года); Ganskörperfutter, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

После трех выставок стало ясно, что SAMO набирает обороты, но у Баскии и Диаса были разногласия по поводу того, чего они хотят от бренда. В 1980 году между ними произошел разрыв, и художники обозначили свой роспуск, когда в 1980 году на зданиях по всему городу появились надписи «SAMO мертв». Но Баския принял SAMO как свою собственную художественную личность, оставив Диаса чувствовать себя преданным, разочарованным и обиженным тем, что он редко получал признание. Даже когда его признавали, люди часто называли SAMO «Баския и тот другой парень».

Несомненно, на творческую траекторию Баския повлиял его интерес к граффити, но образ художника граффити был чем-то вроде миража. Он не обязательно был частью уличной сцены. В свое время один из художников граффити обвинил его в том, что он «выдает себя» за одного из них. Тем не менее, он быстро завоевал внимание общественности благодаря своему стилю граффити.

Нью-Йоркская сцена

TV Party» — это телевизионное шоу Глена О’Брайена, на котором Баския стал постоянным гостем, начиная с 1979 года. Баския тогда САМО был представлен как «самый ориентированный на язык из всех художников граффити». Два года спустя он снялся в фильме Downtown ’81, где сыграл борющегося с трудностями художника, очень похожего на него самого.

В 1983 году Баския выпустил рэп-запись под названием «Beat Bop», которая была совместной работой с Fab Five Freddy, Ramellzee, и K-rod с Al Diaz на перкуссии.

Многие считают, что искусство Баскии на некоторое время отошло на второй план. Возможно, он способствовал этому своей персоной аутсайдера, но он, конечно, не был аутсайдером. Жан Мишель Баския вырос в Нью-Йорке. Его всегда привлекали экспериментальное искусство и музыкальная сцена, поэтому он посещал все самые модные места. Со временем он познакомился с влиятельными людьми и оказался во влиятельных местах. Такие люди, как легенда хип-хопа Fab Five Фредди, как вспоминал Баския, брали его на собрания «Черной пантеры». У него даже были романтические отношения с Мадонной.

Уорхол

Жан Мишель Баския и Энди Уорхол, вероятно, самая странная пара в истории искусства. Хотя молодой, амбициозный Баския годами посещал «Фабрику Энди Уорхола», надеясь произвести впечатление, Уорхол не обращал на него внимания. Наконец, в 1981 году их познакомили в популярном в городе ресторане «Мистер Чоу».

Через два часа после их встречи Баския подарил Уорхолу «Доз Кабесас» (1981), еще влажный портрет их обоих. Уорхол был в недоумении от того, как быстро и хорошо он был выполнен. Их встреча произошла в довольно интересное время, когда звезда Баскии восходила, а карьера Уорхола пошла на спад.

Искусство Баския

Фотография Жана-Мишеля Баския с коллегами-художниками Энди Уорхолом, Бруно Бишофбергером и Франческо Клементе в Нью-Йорке, 1984 год; Galerie Bruno Bischofberger, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Взаимовыгодная динамика привела к художественному сотрудничеству, продолжавшемуся с 1983 по 1985 год. Их совместная работа была похожа на беседу между поколениями и культурными средами, воплощенную в красках. Некоторые утверждают, что Уорхол был влюблен в Баскию, другие говорят, что он был для него отцом. Как бы там ни было, их шестилетние отношения остаются одним из самых плодотворных начинаний в современном искусстве.

Коммерческий успех

Его первая выставка в DIY на Таймс-сквер стала тем, что вывело искусство Баскии на сцену. Выставка проходила в заброшенном массажном салоне на 7-й авеню, и на ней были представлены самые яркие художественные таланты того времени, включая Дженни Хольцер, Кенни Шарфа, Кики Смита и Кита Харинга. В 1980 году, в возрасте 20 лет, Баския был приглашен представить свою первую персональную выставку в Италии.

  Как нарисовать индейку - наш веселый и простой самоучитель рисования индейки

В 1981 году он организовал свою первую американскую персональную выставку в галерее Аннины Носей, которая стала его представителем. В том же году он выставлялся в Лос-Анджелесе, Риме, Роттердаме и Цюрихе. Это также год, когда он стал самым молодым художником, когда-либо участвовавшим в престижной международной временной художественной выставке Documenta, где его картины были приняты чрезвычайно хорошо. Его популярность совпала с появлением неоэкспрессионизма.

1980-е годы, как известно, были пронизаны жадностью и культурой потребления. Художественная личность Баскии была противоречивым воплощением этого. Многие работы, которые он делал в то время, были посвящены капитализму.

Его ссылки на нефтяные компании и корпорации, частое использование символов авторского права и товарного знака указывают на критическое отношение к идеям собственности и эксплуатации. По мере того как он зарабатывал все больше и больше денег, Баския начал размывать границы власти.

Студия Жана Мишеля Баския

С 1983 по 1988 год Баския жил в доме 57 по улице Грейт Джонс в НоХо, где и умер. В 2016 году у здания была установлена мемориальная доска, посвященная его жизни; Flintmichigan, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Он тратил свои деньги экстравагантно, покупая дорогие костюмы и в буквальном смысле выбрасывая деньги в окно, выпивая только лучшие вина в самых роскошных отелях. Художник и друг Кит Харинг однажды сказал, что Баския «внезапно стал тем, что он критиковал».

Баския, видя навязанные ему стереотипы, начал создавать образ, который одновременно удовлетворял и критиковал зависимость публики от этих ограничений. Его игра с нарративом необученного, грубого и готового к жизни примитивного чернокожего подлила масла в огонь его карьеры. В действительности он принадлежал к среднему классу, имел художественное образование и был печально известен своей амбициозностью, но он не чувствовал необходимости раскрывать свое лицо, если этот фасад делал его богатым и знаменитым. Однажды он сказал: «Я не реальный человек. Я — легенда».

Он, конечно, праздновал свой коммерческий успех, но он также понимал, что только определенные виды черных художников могут быть кооптированы в художественную элиту. Поэтому он культивировал образ, в котором притворялся нищим или изображал примитив. Даже после того, как он заработал умопомрачительные суммы денег, он продолжал ходить на свои открытия в лохмотьях.

В 1982 году в течение года Жан Мишель Баския жил и работал в подвале нового дома Ларри Гагаузиана на Маркет-стрит в Венеции. В то время как пресса акцентировала внимание на том, что это был подвал, они забыли упомянуть, что это было пятнадцать сотен футов, четыре чистые белые стены и потолки высотой десять футов. Они также не упомянули, что Мадонна, его девушка в то время, тоже жила там в течение нескольких месяцев. Однажды Баския прочитал статью, в которой его назвали «рабом в подвале», на что он ответил следующее: «Если бы я был белым, меня бы называли художником в резиденции».

Баския часто начинал работу рано утром и работал до поздней ночи. Его студия была заполнена разнообразными материалами и справочниками, которые он использовал для создания своих картин. Даже когда он не рисовал в студии, все это было частью процесса. На полу его студии лежал матрас, рядом стоял магнитофон. Будь то материалы или предметы, он поглощал и переваривал все, что его окружало.

То, как Баския наносил краску, было текучим и интуитивным. Иногда он начинал с абстрактных мазков краски. В других случаях он начинал с рисунка, изображения, текста или коллажа. Он накладывал что-то, а затем уничтожал большую часть, оставляя лишь малую часть первоначального изображения.

Картины на стенах его студии находились на разных стадиях. Некоторые из них имели лишь несколько следов, в то время как над другими пришлось потрудиться, накладывая множество слоев. Несмотря на этот процесс, Баския работал в быстром темпе. Он постоянно перемещался между холстами, работал и переделывал.

Искусство и смысл

Во многом разочарование Жана Мишеля Баския в своей художественной персоне коренилось в чувстве отчуждения в мире искусства 1980-х годов. Несмотря на то, что он сделал дико успешную коммерческую карьеру, его часто считали вундеркиндом из-за его экзотически «детской» техники.

Истинные последствия этой необоснованной примитивизации никогда не будут постигнуты, но можно сделать больше для тщательного изучения его концептуальных основ, чтобы дать этому эрудированному художнику тот кредит доверия, за которым он, казалось, охотился.

Язык, текст и контекст

Поскольку он был многоязычным, его интересовала концепция языка. В частности, его использование в качестве способа перемещения между сообществами. Его внимание было сосредоточено на способности языка проникать в различные смыслы и относиться к разным аудиториям. Он часто использовал отдельные слова на испанском, французском или креольском языках как способ намекнуть на очень специфическую аудиторию.

В его работе «История черных людей» (1983) мы видим большой черный корабль по центру холста и два блока по бокам. Справа есть виньетка, где Баския вписал слово «Мемфис» в квадрат. Над ним слово «Фивы», а под ним — «Теннесси», отсылающее к Мемфису Древнего Египта. Баския демонстрировал свою лингвистическую способность обозначать Египет и Америку, а возможно, и переход между ними.

Хотя очевидно, что он был словесником, которому важны язык и смысл, он также использовал слова как образы. Он часто использовал визуальную технику в лингвистических целях. Например, он рисовал лицо и вместо зубов писал слово зубы, или рисовал фигуру и писал ноги там, где мы ожидали увидеть ноги.

Знаменитые картины Баския

Фиктивный договор 1988 года между Жаном-Мишелем Баския и Хельмутом К. Диезом; Диез, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В книге «Undiscovered Genius of The Mississippi Delta» (1983) можно увидеть еще один пример использования им слов в качестве образов. Баския писал, зачеркивал и повторял слова, чтобы создать ритм. Он говорил о вычеркивании слов как о средстве заставить людей захотеть читать их больше. Но он также использовал повторение как способ принизить значение некоторых слов.

На картине повторяется имя Марка Твена. Автор, в книге которого «Приключения Гекльберри Финна» главный герой пересекает реку Миссисипи. Действие книги происходит через двадцать лет после отмены рабства, и она является язвительной сатирой на отношение к расизму в Америке. Повторяющиеся слова «Миссисипи» и «негры» — это способ Баскии подчеркнуть травмирующую национальную историю рабства и расизма в США. Слова лишены авторитета и смысла.

Многие работы не имеют названия, поэтому названия, под которыми они выходят, даны благодаря словам, которые Баския написал на них. Стоит задуматься, было ли это частью его плана. Работы Баскии просят нас быть соучастниками процесса интерпретации и создания смысла. Художник создает диалог с нами, оставляя достаточно загадок для зрителя, чтобы он мог интерпретировать его изображения множеством способов.

Картина «Равно Пи» (1982), как и большинство работ Баския, может показаться хаотичной для неподготовленного глаза. Эта картина, похожая на доску, на которой Баския нацарапал свои уравнения, основана на размерах конуса. «Знание конуса» — это слова, написанные в верхней части картины, чтобы предупредить нас о том, что означает это уравнение. У конуса много значений, но главное — конус дает нам возможность видеть цвет. Цвет — это, по сути, преломленный свет. Он пробуждает нас к рассмотрению колбочек в их различных измерениях, а восприятие является ключевым. Свет — это информация. Информация — это осознание.

Черный опыт

Существует мало свидетельств того, что Баския поддерживал какие-либо отношения с другими афроамериканскими визуальными художниками. Хотя они и близко не подошли к тому уровню успеха, который он испытал, такие художники, как Ромаре Барден и Дэвид Хэммонс, жили и работали при его жизни. Не похоже также, что он делал много ссылок на Гарлемский ренессанс, нью-йоркское художественное движение, возникшее в 1920-х годах.

Однако Жан Мишель Баския страдал от предрассудков, которые он видел в отношении чернокожих мужчин. Даже когда он достиг славы, он все еще ежедневно сталкивался с расизмом, в том числе и в художественном сообществе. Однажды он рассказывал, как вышел с открытия успешной выставки и понял, что ни одно такси для него не остановится.

Когда он рассказал о своем опыте расизма в мире искусства, его собственный друг Жюльен Шнабель назвал его хрупким. Говоря это, Шнабель подразумевал, что проблема была в Баскии, а не в расистском мире искусства. Несмотря на это, Жюльену Шнабелю было поручено снять биографический фильм о Баскии 1996 года, в котором Джеффри Райт сыграл роль Баскии, а Дэвид Боуи — Уорхола.

Мир искусства заклеймил Баскию как детскую фигуру в западном искусстве, именно белых художников он цитировал больше всего. Его обширные знания в области искусства, лингвистики и музыки показывают, что он заслуживает большего уважения. Поскольку он равнялся на таких художников, как Леонардо да Винчи, Мане, Пабло Пикассо, Виллем де Кунинг и Джексон Поллок, даже те, кто признавал его талант, часто приписывали его гениальность его белым предшественникам. При его жизни пресса дошла до того, что назвала его «черным Пикассо». Он рассказывал, что чувствовал себя оскорбленным этим термином.

В своих работах он исследовал то, каким он видел себя и каким его видели другие. Но его определение самого себя осталось неясным. Он чувствовал, что общество не позволит ему определиться в той или иной степени, поэтому он выбрал двусмысленность. Возможно, его идентифицировали как иммигранта. Однако он также считал себя продуктом африканской диаспоры. Его особенно интересовало, как культуры в новом мире сохраняют свою африканскость.

В своих картинах Баския использовал африканскую и афроамериканскую символику и иконы, чтобы представить концепцию героизма. Исключительно его героическими фигурами были чернокожие мужчины-музыканты или спортсмены. Это было либо изображением того, как он видит героизм, либо критикой героизма. В одном из интервью он сказал, что причина, по которой он помещает фигуры чернокожих мужчин в свои картины, заключается в том, что он чувствует, что они испытывают определенный уровень стирания.

В картине Per Capita (1981), как и во многих других его работах, есть несколько отсылок к боксу. В основе картины лежит политический и спортивный деятель Мохаммед Али, который упоминался в работах Баския под своим государственным именем Кассиус Клей. В этой картине мы видим, как Баския исследует концепцию наделенного властью черного человека. Баския упоминал в своих работах и других чернокожих боксеров, таких как Джек Джонсон и Шугар Рэй Робинсон.

  Искусство эллинизма - изучение истории эллинистического греческого искусства и скульптуры

Но его изображения не всегда были положительными. В работе «Ирония негритянской одежды» (1981) Баския обращается к угнетенному субъекту, носящему униформу угнетателя. La Hara (1981) — это старомодный пуэрториканский термин, означающий «полиция». Оно происходит от фамилии О’Хара, которая была распространена в преимущественно ирландской полиции Нью-Йорка 1940-х и 1950-х годов. В этот редкий случай Баския рискнул изобразить белых мужчин.

В «Дефейсменте» (1983) Баския отреагировал на смерть Майкла Стюарта. Стюарт был начинающим художником и был пойман 15 сентября 1983 года за нанесением меток в нью-йоркском метро. Подробности произошедшего неясны, но известно, что в результате ареста Стюарт провел тринадцать дней в коме и умер от полученных травм 28 сентября 1983 года. Баския не был близким другом Стюарта, но этот случай полицейского произвола оказался слишком близким. Было слышно, как он говорил: «Это мог быть я».

Черные люди оставались объектами его картин, потому что он хотел предложить более реалистичное и обычное изображение черных людей в современном искусстве.

Он проложил путь для чернокожих художников, которые хотели исследовать расу или расовую историю в своих работах, и даже для тех, кто предпочитал вообще не касаться расы. Он хотел, чтобы его работы освещали богатое разнообразие их культурного опыта. В своих картинах он выражал любовь к себе и человечеству через опыт чернокожего человека.

Голова

Человеческая голова — общая черта работ Баскии. Анатомия Грея оставалась его постоянным источником вдохновения, и он продолжал цитировать Леонардо да Винчи, аннотированными рукописями которого владел Баския. Изображение человеческой головы Баския не является ни реалистичным, ни грубо искаженным. Он использовал концептуальную идею человеческой головы, чтобы изобразить осознание себя. Этот удар символизма связал его с экспрессионизмом, который возник несколькими десятилетиями ранее.

Фигуры головы Баскии также находились под влиянием африканских масок с черепами, олицетворяющими смерть, и, наоборот, с живыми верованиями африканских предков, подкрепленными яркими цветами. Эти два влияния, возможно, отражают несколько граней самого Баския.

В период с 1981 по 1983 год Баския создал множество своих самых ярких картин, в которых основное внимание уделялось человеческой голове. На некоторых картинах изображена одна голова, на других — группа. Две головы на золоте» (1982) и «Митчелл Крю» (1983) — примеры, где на одном холсте он изобразил несколько голов.

Одна из самых важных картин с головами — «Филистимляне» (1982). Центральная фигура имеет обнаженные кости. Одна из головных фигур изображена просто как голова и шея. Глаза выпирают из глазниц. Открытые рты, обнажающие зубы, кажутся ненормально большими. В начале 1981 года Баския создал картину с изображением еще одной огромной головы. Картина «Без названия» (1981) — одна из самых убедительных среди концептуальных картин с головами, и она обозначила Баскию как новую икону в каноне искусства 20-го века.

Картина «Затылок» (1983) демонстрирует его живописную стратегию, которую Баския начал исследовать в начале 1981 года, и является одним из самых интенсивных погружений в творчество Пабло Пикассо и африканскую скульптуру к югу от Сахары, что отличает ее от других изображений головы, созданных в его время. Его интересует одновременное переживание как внешнего, так и внутреннего мира. Хотя головы имеют ожидаемые черты: глаза, нос и рот, он также представляет нам изображения внутреннего измерения.

Картина «Без названия, голова» (1982), которая была продана за непостижимую сумму, затмила своей ценой всю историю. Главным предметом этой работы является большая голова бравады, которая, выполненная смелой кистью и цветом, считается формой автопортрета. Эта основополагающая работа показывает глаза и рот как проход в скрытое царство внутренней жизни.

В этих картинах увлечение Баския человеческой анатомией совпало с его глубоким любопытством к аспектам психологического измерения, создав новый способ видения субъективности. В ноябре 1990 года Баския представил не менее 27 этюдов головы на своей основополагающей выставке рисунков в галерее Говарда Миллера в Нью-Йорке.

Корона

Символизм Баскии включает лестницы, кресты и стрелы, но самым узнаваемым символом является корона. Корона вездесуща и весьма значима в творчестве Баския. Он использовал ее в своих картинах, блокнотах и скульптурах.

Иногда Баския просто подписывал свои работы короной. Вдохновение для короны он нашел в африканской легенде, пытаясь сослаться на африканскую королевскую власть в современном стиле. Корона была частью уличных легенд граффити и олицетворяла власть и благородство.

Символы, предназначенные для величайших мастеров и легенд граффити. Из всего многообразия символов в африканском искусстве и искусстве граффити Жан Мишель Баския остановился на короне. Три точки на вершине короны стали частью иконографии Баския.

Баския часто обращался к концепции двойной реальности. В черных исследованиях это называется двойным сознанием. Баския использует корону, чтобы предложить своим чернокожим героям альтернативную реальность, в которой они тоже могут быть королями.

Эта идея о чернокожих как о самопровозглашенных королях была жизненно важной частью черной аффирмативной культуры после движения за гражданское право в 1950-60-х годах. Мохаммед Али, появившийся на сцене примерно в то время, называл себя «Королем мира».

Плоть и дух

Поскольку Баския был заядлым читателем и интересовался как изобразительным, так и музыкальным искусством, он приобрел себе копию книги Роберта Фарриса Томпсона «Вспышка духа», как только она была выпущена. Flash of The Spirit — это примерно 300-страничная книга об африканском и афро-американском искусстве и философии, первоначально опубликованная в 1983 году.

Это была самая популярная книга Роберта Фарриса Томпсона, оказавшая огромное влияние на молодого Баския. Однажды он сказал, что Роберт Фаррис Томпсон был единственным человеком, который мог по-настоящему понять его искусство.

В книге с широким охватом рассматриваются пять различных культур и их художественные и духовные практики. Первая из них — йоруба из Нигерии. Томпсон исследовал, как различные узоры в их артефактах уходят корнями в религию Ифа. Второй представил народ Заира из Конго. Их искусство можно наблюдать через рисунки, называемые космограммами, которые изображают религиозные концепции. Автор рассмотрел, как лекарственные амулеты часто имеют художественный элемент в своей конструкции.

В следующей главе автор рассмотрел Воду на Гаити. Наряду с анализом картин и скульптур, автор также обращается к лингвистике и показывает связь между практикой Вуду/Водун на Гаити и культурами Йоруба и Дахомеан в Африке. Он рассматривает, как некоторые обычаи сохранились в диаспоре. В четвертой главе рассматривается искусство Мали, а в последней — искусство Камеруна.

Благодаря работе с непосредственными источниками, включая практикующих вуду, прорицателей Ифа, а также посещению различных мест, где находилось искусство в Африке и Карибском бассейне, книга предлагает не только историю искусства, но и более широкую информацию о различных обществах. Фаррис Томпсон продемонстрировал глубокое уважение к африканской культуре в своей оценке художественных традиций на их собственных условиях и в их культурном контексте.

Картина Жана Мишеля Баския «Плоть и дух» (1982 — 1983) является данью уважения «Вспышке духа». Колоссальная четырехпанельная картина является одной из самых больших, когда-либо созданных Баския, и была завершена в 1983 году.

Баския повторил космограмму, используя две горизонтальные панели, соединенные в четыре квадранта. Космограмма является символом связи человека с царством предков, а стрелки указывают на взаимодействие между ними. В «Плоти и духе» Баския отдает дань уважения культурным и эстетическим влияниям, которые лежат в основе его практики. Он украшает свои современные изображения африканскими религиозными традиционными иконами, о которых говорится в книге Томпсона. Эта работа заявляет о зрелости Баския как художника и его способности посылать проницательные послания тем, кто знает и заботится о том, чтобы их получить.

Бибоп и хип-хоп

Музыка всегда играла важную роль в процессе работы Жана Мишеля Баския. Работая в студии, он обязательно включал телевизор или какой-нибудь шум на заднем плане. Его самые ранние звуковые эксперименты были сосредоточены на рок- и шумовой музыке, и он некоторое время играл в экспериментальной шумовой группе под названием Gray.

В 1980-х годах, когда он стал более заметным на творческой сцене Нью-Йорка, его вкусы расширились. Он познакомился с карибской музыкой, африканской музыкой и относительно новым культурным явлением — музыкой хип-хоп.

Хип-хоп имеет четыре формальных элемента: эмсинг, диджеинг, брейк-данс и граффити. Баския занимался по крайней мере двумя из них. Граффити и тэггеры, конечно, являются основополагающим элементом хип-хоп культуры, и они повлияли на Баския, чтобы он стал САМО. Он создал обложку для пластинки Beat Bop, которая имела звуковые отсылки к группе Grandmaster Flash and the Furious Five и находилась под непосредственным влиянием хип-хоп культуры фристайла. Он сыграл роль клубного диджея в клипе группы Blondie «Rapture».

  Статуя Дискобола - взгляд на статую метателя диска из греческого искусства

На картине «Роговые игроки» (1983) изображены культовые музыканты — саксофонист Чарли Паркер и роговой игрок Диззи Гиллеспи. Баския изобразил обоих музыкантов в визуальных и лингвистических портретах. Саксофон Чарли Паркера издает розовые музыкальные ноты в левой части холста. Проведя прямую линию между бибопом и хип-хопом, Баския представил себя в роли осветителя связи между этими двумя мирами. Он проследил траекторию между появлением бибопа в послевоенные 1930-е годы и зарождением хип-хопа в начале конца 1970-х годов.

Как и в книге Роберта Фарриса Томпсона «Вспышка духа», музыка воспринимается не только как часть черной культуры, но и как инструмент для ее понимания. Траектория распространения звуковых традиций черных по всему миру и во времени нашла отклик у Баскии. Его картины все чаще демонстрировали его связь с бибопом и хип-хопом. Накладываясь на различные традиции гибридности и смешения маловероятных элементов из прошлого и настоящего, он говорил о том, что значит быть американцем в то время.

Корона проявляется в джазовой символике: такие легенды, как Дюк Эллингтон и Каунт Бэйси, выбирали имена, указывающие на благородство. Этот символ также вездесущ в хип-хопе: такие легенды, как Notorious BIG, прозвали себя королем Нью-Йорка.

На его картине «Карл Первый» (1982), которая снова ссылается на Чарли Паркера, мы видим текст «Большинству молодых королей отрубают головы». Это, конечно, отсылка к классической цитате Шекспира: «Неспокойна та голова, что носит корону». Отрезание голов может быть отсылкой к жестокости полиции и множеству других проблем, с которыми сталкиваются чернокожие люди в проблемном обществе.

Музыканты бибопа серьезно относились к своему мастерству и хотели, чтобы их рассматривали на том же уровне, что и классических музыкантов. Они отвергали представление о музыке как о простом развлечении. В такой картине, как «Несносные либералы» (1982), Баския сообщает нам, что у него тоже было желание, чтобы его воспринимали серьезно как художника. Надпись «Не для продажи», возможно, является ответом на сообщения о том, что богатые покровители ранних картин Баския просили сделать их на заказ, чтобы они лучше сочетались с их мебелью.

Практику вычеркивания слов Баския можно сравнить с деконструктивной природой джаза и музыки бибоп. Джазовые музыканты деконструировали американский песенник, чтобы подчеркнуть творческую роль музыканта. Диджеи и продюсеры хип-хопа делают скретчи и ремиксы существующих записей, чтобы найти новое звучание. Когда Баския использовал практику скретчинга, вычеркивая слова, это было визуальным проявлением этих черных звуковых традиций.

То, что многие называют хаотичной работой, Баския, вероятно, назвал бы импровизацией. Импровизация — это вершина трансцендентности в джазовой музыке.

От серьезных музыкантов ожидалось, что они будут опираться на самые разные источники для создания своего искусства. В хип-хопе футуристические звуковые ландшафты, создаваемые диджеями и продюсерами, также можно отнести к хаотическим, поскольку они представляют собой разрушение чего-то другого. Цель состоит в том, чтобы сделать уникальное оригинальное заявление, что и попытался сделать Баския. Он инстинктивно знал, что живопись без формулы вызовет новые откровения.

Такие картины, как «Ирония над негром-полицейским» (1981), кажутся одновременно историческими и современными. Жестокость полиции — давняя проблема чернокожих людей по всему миру. Постоянно создаются песни и изображения, посвященные таким людям, как Эрик Гарнер, Тамир Райс, Тревон Мартин или Джордж Флойд — чернокожим людям, погибшим в результате столкновения с полицией. Одной из самых знаковых звуковых итераций этого глобального недовольства является печально известная песня группы NWAs «F*** The Police».

Смерть Жана Мишеля Баския

Картина «Едущий со смертью» (1988) была последней картиной Баския. Смерть всегда была частью творчества Баския. Что преследует в этой картине, так это экономия средств и пророческая призрачность. Обычно на поверхности Баскии так много информации, что ее трудно воспринять.

Здесь же он разбирает все до самых костей. Ученые обычно соглашаются, что фигура скелета верхом — это сам Баския. Цветовая палитра имеет странную, тревожную болезненность. Ближе к концу жизни Баския почувствовал себя изолированным от общества из-за своего успеха. Это послужило катализатором развития у него героиновой зависимости.

Он стал знаменитостью, у него было много денег, но все, чего он хотел, — это чтобы его всерьез воспринимал художественный истеблишмент. Хотя коммерция приняла его, музеи отставали. С самого начала своей карьеры он знал, что хочет быть звездой и зарабатывать деньги. Для чернокожего человека заявить о том, что он стал одним из величайших художников в 1979 году, было революционным заявлением.

Жан Мишель Баския смерть

Могила Жана-Мишеля Баския на кладбище Грин-Вуд в Бруклине, Нью-Йорк; Lthomas2, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

К концу жизни у него было так много денег, что он не знал, что с ними делать. Он зарабатывал много денег, но не получал признания критиков от художественной элиты. Он добился невероятного успеха, но не получил должного внимания критиков, и о нем писали только в каталогах выставок.

Потому что музеи не воспринимали его так серьезно, как арт-рынок, и благодаря быстрому поглощению арт-рынком, которое происходит до сих пор, он продолжает ставить рекорды. Все работы попали в частные коллекции и недоступны для ученых.

Его работы были отвергнуты MoMa и Whitney, что разочаровало его. Он по-прежнему чувствовал себя чужаком, и его по-прежнему открыто игнорировали как примитивного саванта. В 1988 году он уехал из Нью-Йорка на Гавайи в попытке протрезветь. Он вернулся в свою художественную студию на Грейт Джонс Стрит в Нью-Йорке и трагически умер от случайной передозировки 12 августа 1988 года.

Карьера Жана Мишеля Баския продолжалась всего восемь лет, и он умер в возрасте 27 лет.

Непреходящее наследие

Возможно, он умер молодым, но знаменитые картины Баския продолжают его наследие. Биография Жана Мишеля Баския будет интриговать еще многие поколения. Он был многогранным художником, который на протяжении своей карьеры занимался многими видами искусства. На лирическую абстракцию повлияли джаз, хип-хоп, африканская, американская и западная художественная культура.

Диаграммный способ работы Баския указывает на то, что он пытался организовать и обработать информацию.

Как умер Жан Мишель Баския

Мемориальная доска, посвященная жизни Баскии, была установлена возле его студии в 2016 году в Нохо Манхэттен, Нью-Йорк; Kidfly182, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Даже в белом мире искусства, где к нему по-прежнему относились с подозрением и недоверием, он осмеливался создавать картины, в которых участвовала социальная критика. Появлению Баскии предшествовала прорывная биеннале Уитни 1993 года, где многие афроамериканские и латиноамериканские художники получили признание благодаря этой масштабной выставке. Сама выставка была раскритикована прессой за «чрезмерную политичность» и «чрезмерную этничность».

В то время как эти художники смогли объединиться и продемонстрировать свою коллективную потребность в представительстве и уважении, Баския действительно стоял в одиночестве во враждебной среде западного мира искусства в тот исторический момент. Его борьба находит отклик у молодых людей, которые сегодня сталкиваются с подобной враждебностью в тех же или подобных учреждениях. Но благодаря его незаменимому вкладу был достигнут значительный прогресс. Возможно, он этого не видит, но сегодня его работы находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, который когда-то отверг его, в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе и других престижных художественных учреждениях. Благодаря его вере в себя и плодовитому выпуску картин, его творчество увидело воплощение его мечты.

Часто задаваемые вопросы

Кому принадлежит наследство Баскии?

Наследство Жана Мишеля Баския стоимостью 10 миллионов долларов находится в управлении его сестер, Лизан Баския и Жанин Эриво.

Сколько стоят работы Жана Мишеля Баския?

Картины Баския бьют рекорды, когда речь заходит об их продажной цене. Неоткрытый гений дельты Миссисипи (1983) был продан за 23,7 миллиона долларов в мае 2014 года. Это ничто по сравнению с одной из самых известных картин Баския «Без названия, голова» (1982), которая была продана за 110,5 млн долларов США японскому мегаколлекционеру Юсаку Маэдзаве 18 мая 2017 года. Другая картина «Голова без названия» (1983) была продана за 15,2 млн долларов в июне 2020 года. Все они были проданы на аукционе Sotheby’s.

Владеют ли Бейонсе и Jay-Z одной из картин Баския?

Мы знаем, что Jay-Z купил «Мекку» (1982) в 2013 году на аукционе Sotheby’s за 4,2 миллиона долларов. Однако из-за коммерческого успеха Баскии многие его работы спрятаны в частных коллекциях богачей. До недавнего времени работа «Равно Пи» (1982) была невиданным произведением. До недавнего времени она была приобретена компанией Tiffany’s Co, в рекламной кампании которой она фигурировала вместе с Jay-Z и Бейонсе.

Как умер Жан Мишель Баския?

Смерть Жана Мишеля Баския наступила в результате передозировки героина. Многие утверждают, что это произошло случайно. Баския некоторое время решал проблемы с употреблением наркотиков, прежде чем его нашли мертвым в своей квартире.

Почему Мадонна и Жан Мишель Баския расстались?

Во время выступления на шоу Говарда Стерна Мадонна рассказала о своих отношениях с Баскией, заявив, что ушла от него, потому что он не хотел прекращать употреблять героин. Разрыв был довольно некрасивым: Баския забрал назад картины, которые он сделал для нее, и закрасил их.

Пытались ли друзья Баскии продать его работы после его смерти?

Когда его бывшая подруга Алексис Адлер попыталась продать свою коллекцию из 50 работ Баския аукционному дому Christie’s, семья Баския назвала их подделками. Они тут же предъявили ей иск на 1 миллион долларов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий