Фигуративное искусство — взгляд на мир фигуративного абстрактного искусства

Фигуративное искусство

Реальность и человеческая фигура в искусстве изображались на протяжении сотен лет. С наступлением современности и 20-го века появилось абстрактное искусство. Фигуративное искусство стало почти как его аналог. Ниже мы рассмотрим фигуративное искусство, его особенности и некоторые примеры художников-фигуративистов.

Оглавление

Узнаваемый объект: Что такое фигуративное искусство?

Считается, что фигуративное искусство возникло одновременно с абстрактным искусством в 20 веке. Попытка понять образное искусство может быть поначалу запутанной, потому что она требует умственного понимания различных понятий, таких как фигуративное, абстрактное, репрезентативное, нерепрезентативное, объективное и беспредметное.

Это сложная и обширная классификация искусства, держащая на своей (образной) ладони множество различных направлений искусства. Давайте разберемся в этом подробнее и выработаем определение образного искусства.

К определению образного искусства

В некоторых источниках образное искусство описывается как «создание подобия» форм, объектов или даже мест. Его также называют фигуративизмом, но важно помнить, что это не то же самое, что фигурные произведения искусства, которые непосредственно сосредоточены на изображении человеческой (или животной) фигуры в качестве основного объекта. Фигуративные произведения искусства также называют «фигуративным искусством» или фигуративной живописью».

Фигуративное искусство можно определить как любой вид искусства, в котором объект узнаваем из реального мира, т.е. имеет «сходство». Например, если мы видим на картине синих лошадей, мы знаем, что эти лошади не существуют в действительности, но мы узнаем их форму и очертания как животных из реальности. В качестве примера см. картину маслом Франца Марка «Большие синие лошади» (1911).

Фигуративные произведения искусства

Большие синие лошади (1911), Франц Марк ; Франц Марк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Однако определение фигуративного искусства очень широко, поскольку оно простирается от реалистичных изображений фигур (человеческих форм) до менее реалистичных изображений, которые, тем не менее, изображают узнаваемую форму, подпадая под термин «фигуративность».

Кроме того, появление фотографии в 19 веке и современных технологий, таких как графика, расширило определение и понимание фигуративного искусства.

Абстракция против фигуративного искусства

В мире искусства ведется много споров о том, что Абстрактное искусство и Фигуративное искусство — это разные, по сути, противоположности друг друга и одновременно не противоположности. Кажется, что между этими двумя видами искусства существует взаимосвязь, делающая их не «взаимоисключающими» друг друга. Но что это за взаимосвязи и в чем их различия?

Для начала давайте разберемся, что такое абстрактное искусство, что не займет у нас много времени, поскольку если оно является «противоположностью» изобразительного искусства, то это означает, что абстрактное искусство не изображает никакого «сходства» с реальностью. Оно чисто нерепрезентативно и неузнаваемо с натуры.

Нефигуративное искусство

Композиция IV (1911) Василия Кандинского; Василий Кандинский, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Абстрактное искусство впервые обрело свои корни в начале 20 века в таких движениях, как немецкий экспрессионизм и абстрактный экспрессионизм. Намеки на абстракцию в искусстве появились в 19 веке в таких художественных движениях, как импрессионизм, однако произведения искусства не были полностью абстрактными, в них все еще присутствовали фигуративные аспекты, и мы можем назвать это формой фигуративного абстрактного искусства.

Художники просто начали использовать формальные элементы, такие как цвет и линия, более нетрадиционными способами по сравнению с классическим реализмом, который мы находим в таких направлениях искусства, как Ренессанс и принципы, преподаваемые в художественных академиях Европы. Если мы действительно хотим детализировать, мы можем также сказать, что абстрактное искусство существует с рассвета времен, с геометрических форм доисторического пещерного искусства и наскальных гравюр.

Источники также предполагают, что все искусство является абстрактным, потому что оно изображает представление реальности в той или иной форме, форме или виде, исходя из того, как художник ее видит, и оно никогда не может быть полностью «реальным». Художник-кубист Пабло Пикассо не верил в абстрактное искусство.

Художники начали использовать цвета и формы для передачи смысла в своем искусстве, что сделало акцент на изображении фигуративного менее важным в качестве предмета. В 1900-х годах абстрактное искусство, как полагают, началось с таких художников, как Пит Мондриан, Казимир Малевич, Роберт Делоне, Джексон Поллок, Клемент Гринберг и многие другие.

Особенно Василий Кандинский верил в высшие качества, связанные с цветом и формой в живописи. Его публикация «О духовном в искусстве» (1912) исследовала эти вопросы. Кандинский также известен как «отец абстрактного искусства», примеры его работ см. в одной из его абстрактных работ под названием «Композиция V» (1911).

Нефигуративная живопись

Композиция V (1911) Василия Кандинского; Василий Кандинский, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тенденция к фигуративному экспрессионизму прослеживается во многих вышеупомянутых движениях 19-го и 20-го веков, но, как и абстрактное искусство, оно существовало еще на заре времен, о чем свидетельствуют доисторические наскальные рисунки с фигурами людей и животных.

  Греческая керамика - обзор развития древнегреческой керамики

Образное искусство получило широкое распространение в эпоху Возрождения, маньеризма и барокко, когда большое внимание уделялось изображению образов, близких к природе. Оно охватывало множество жанров, например, историческую живопись, натюрморты, пейзажи, и, как само собой разумеется, человеческую форму.

Если рассматривать фигуративное искусство в контексте 20-го века или современного искусства, то примерно в то время, когда абстрактное искусство стало более заметным как самостоятельный художественный стиль, оно приобретает несколько иное значение.

В этом смысле оно отличает произведения искусства, которые являются полностью абстрактными, например, абстрактный «Осенний ритм (номер 30)» (1950) Джексона Поллока, от произведений искусства, которые являются более репрезентативными, например, «Авиньонские демуазели» (1907) Пабло Пикассо.

Картина Пикассо отражает больше реальности, так как мы можем видеть формы фигур и понимать предмет, в то время как картина Поллока не представляет никакой формы, которую мы могли бы понять и связать с реальностью.

Вышеуказанные моменты вызывают различные вопросы. Например, все ли изобразительное искусство является фигуративным искусством? Является ли образное искусство также реализмом? Может ли абстрактная работа, как вышеупомянутый Поллок, все еще «представлять» идею или эмоцию, даже если она не похожа на реальную фигуру или объект, который мы можем распознать как таковой, в этом случае это будет тип образного абстрактного искусства?

Это важные вопросы, которые необходимо рассмотреть при изучении образного искусства и его роли как категории искусства в более широкой сфере других категорий искусства. Кажется, что одно не может существовать без другого; другими словами, абстрактное искусство как бы дает определение фигуративному искусству, и наоборот.

Для лучшего понимания фигуративного искусства было предложено представить его в виде континуума, на одном конце которого находится «чистая абстракция», а на другом — «ультрареализм». По мере продвижения по этому континууму абстракция становится более фигуративной, другими словами, она развивается в формы, которые мы понимаем и узнаем.

Примеры образных произведений искусства

Как уже упоминалось выше, образное искусство включает в себя целый ряд различных жанров, от пейзажей, портретов, натюрмортов и других. Оно не ограничивается только живописью; образная скульптура также изображает узнаваемые объекты, обычно человеческую форму, которую мы видим еще в греческих, римских и ренессансных скульптурах.

Ниже мы рассмотрим несколько примеров фигуративной живописи и скульптуры от прошлого до настоящего времени.

Фигуративная живопись и скульптура

Под категорией или зонтиком фигуративной живописи скрывается множество художников со своими уникальными взглядами и стилями. Например, если вернуться к ранним периодам эпохи Возрождения, то мы увидим, как такие художники, как Джотто и Масаччо, изображали библейских персонажей с первыми следами реализма и трехмерности, не встречавшимися в живописи ранее. Это также называлось мимесис, что в переводе с греческого означает «подражание».

Джотто был одним из первых художников, преодолевших разрыв между плоской двухмерностью средневекового искусства и новым «реализмом», который привнес в искусство трехмерность. Его фреска «Оплакивание смерти Христа» (1305) делает первые образные шаги, что особенно заметно по тому, как он изобразил выражения лиц людей и ангелов.

Определение фигуративного искусства

№ 36 «Сцены из жизни Христа»: 20. Оплакивание (Оплакивание Христа) (ок. 1304-1306) Джотто; Джотто, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Другим мастером раннего Возрождения был Масаччо, и то, как он включил линейную перспективу в свои картины, создало глубину и подчеркнутое трехмерное пространство. Примеры работ Масаччо включают его знаменитые фрески «Деньги на дань» (ок. 1425), «Изгнание из райского сада» (1426-1427) и триптих «Сан-Джовенале» (1422). Во многих фигурах Масаччо мы видим тщательную проработку деталей с анатомической точностью.

Эта анатомическая точность получила дальнейшее развитие в картинах Леонардо да Винчи, Микеланджело, Алессандро Боттичелли, Артемизии Джентилески, Жака Луи Давида, Яна ван Эйка, Рембрандта ван Рейна и др.

Леонардо да Винчи был одним из величайших художников, считавшимся гением, он рисовал с техническим мастерством, которое не могли повторить многие художники. Наверное, самой известной его фигуративной картиной является «Мона Лиза» (ок. 1503 г.).

Знаменитая фигуративная живопись

Портрет Моны Лизы дель Джокондо (ок. 1503-1506) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Не стоит забывать и о Микеланджело, который изображал свои сюжеты и фигуры настолько близко к натуре, что можно разглядеть почти каждый мускул, например, Игнуди (ок. 1508-1512) — фигуры, изображенные на потолке Сикстинской капеллы. Ignudi — итальянское слово, означающее «обнаженный». Микеланджело написал 20 фигур для сопровождения более крупных фресок, среди которых «Сотворение Адама» (1508 — 1512) и «Страшный суд» (1536 — 1541).

Некоторые из лучших образцов фигуративной скульптуры принадлежат Микеланджело, а именно мраморные статуи «Пьета» (1498 — 1499) и «Давид» (1501 — 1504).

Эти скульптуры демонстрируют мастерство исполнения и внимание к деталям, они кажутся почти реальными, это подчеркивается анатомической точностью обнаженной фигуры Давида и диафансовыми свойствами одежд Матери Марии в Пьета.

  Тициан Тициано Вечеллио - биография знаменитого художника эпохи Возрождения

Сюжеты были настолько верны природе, что казались почти фотографическими, например, фламандский художник Северного Возрождения Ян ван Эйк был одним из самых известных художников своего времени за использование масляных красок. Портрет Арнольфини (1434) — одна из немногих его знаменитых фигурных работ.

Фигурные произведения искусства

Портрет Арнольфини (1434) Ян ван Эйк; Ян ван Эйк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мы продолжаем видеть реалистичное изображение фигур в последующих направлениях искусства, таких как маньеризм, барокко и романтизм. Художник-маньерист Эль Греко был известен тем, что рисовал фигуры с более вытянутой анатомией, основанной на воображении и субъективных взглядах художника.

Это направление искусства начало отходить от натуральных изображений, которые мы видим в классическую эпоху; по мере перехода от маньеризма к барокко и далее к фигуративному экспрессионизму.

Давайте быстро остановимся на барокко, рококо и неоклассицизме, которые пришли после маньеризма, прежде чем представить современную эпоху.

Период искусства барокко характеризуется фигурами, написанными с большим динамизмом, насыщенными цветами и более сильными контрастами светлого и темного. Эти элементы способствовали выражению буйства, большей детализации, драматизма и эмоций.

Среди известных художников — Артемизия Джентилески и ее картина «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (между 1611 и 1612 гг.), изображающая момент действия, когда Юдифь и ее служанка обезглавливают Олоферна, который был ассирийским генералом. Среди других художников — Караваджо, написавший множество портретов и картин с библейскими и светскими фигурами, в том числе свою версию обезглавливания Олоферна под аналогичным названием «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (ок. 1598-1599 гг.).

Фигуративные картины

Слева: Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1611-1612), Артемиза де Джентилески; Artemisia Gentileschi, Public domain, via Wikimedia Commons | TOP RIGHT: Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1598-1599 или 1602), Караваджо; Caravaggio, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons | ВЕРХНИЙ ПРАВЫЙ: Юдифь, обезглавливающая Олоферна (ок. 1598-1610), Караваджо; Караваджо, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Период рококо начался в 1700-х годах во Франции, он также был очень экстравагантным в деталях, а фигуры выражали грандиозность и пышность аристократического образа жизни. Пришедший на смену неоклассицизм выражал совершенно противоположное и сосредоточился на изображении фигур как более героических с большей анатомической правильностью, как мы видим на картине Жака-Луи Давида «Клятва Горациев» (1784).

Другие художники, такие как Анжелика Кауффман, также сосредоточились на многочисленных портретах различных фигур, включая себя, например, «Автопортрет» (ок. 1770 — 1775) и ее предварительный рисунок «Изучение стоящей женщины» (ок. 1792 — 1796), который станет частью ее картины под названием «Пусть маленькие дети придут ко мне» (1796).

Новая фигуративность: От совершенства к несовершенству

В 19-м и 20-м веках появляются такие известные направления искусства, как импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, кубизм, экспрессионизм, неоэкспрессионизм, вплоть до современных фигуративных художников, таких как Эмили Мэй Смит, которая придает фигуративные качества предметам, как показано в одной из ее работ «Метла с видом» (2019).

Художник-импрессионист Эдуард Мане был одной из ведущих фигур движения современного искусства. Его картина «Обед на траве» (1862-1863) ознаменовала собой новый тип стиля живописи по сравнению с классическими вышеупомянутыми движениями.

Фигуративная живопись

Le déjeuner sur l’herbe («Обед на траве») (1863), Эдуард Мане; Édouard Manet, Public domain, via Wikimedia Commons

Для работ Мане характерен отход от исторических и библейских фигур и тем, а также следование классическим правилам живописи, таким как линейная перспектива для достижения трехмерности. Кроме того, художники-импрессионисты стремились рисовать реальную жизнь такой, какой они ее видели, а не идеалистическую версию, что включало и фигуративную живопись.

Другими словами, произошел отход от почти «идеальных» и симметричных изображений к несовершенно идеальному отображению жизни.

Другие примеры импрессионистского фигуративного искусства включают картины Эдгара Дега, в которых исследуется человеческая фигура, но речь идет о повседневных людях. Это выражалось в исследовании цвета, формы и композиции, однако Дега также нравилось рисовать более реалистичные аспекты жизни и то, как двигаются фигуры.

В качестве примера можно привести работы «Музыканты в оркестре» (1872), «Площадь Согласия» (1875), «На скачках» (1877-1880), а также знаменитых балерин, например, его фигуративную скульптуру из воска «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» (ок. 1880) и коллекцию картин, например, «Фойе де ля данс» (1872).

Знаменитое фигуративное искусство

Музыканты в оркестре (1872), Эдгар Дега; Эдгар Дега, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В живописи постимпрессионизма художники писали более фигуративные абстрактные картины, которые выражали идеалы художника и то, как он видел предмет, вместо того, чтобы пытаться изобразить его таким, каким он был на самом деле. Художники использовали формальные элементы, такие как цвет, линия, форма и очертания, чтобы выразить эти внутренние, субъективные реалии.

Среди художников-постимпрессионистов и их фигуративных картин можно назвать «Портрет доктора Гаше» Винсента Ван Гога (1890) и «Автопортрет с забинтованным ухом» (1889), а также «Видение после проповеди» Поля Гогена (1888) и «Желтый Христос» (1889), который является образцовой фигуративной абстрактной картиной, объединяющей не только религиозную фигуру Христа на кресте, но и цвета, не встречающиеся в реальной жизни, — желтое тело Христа и окружающий желтый пейзаж. Среди других известных фигуративных абстрактных картин можно назвать картину Поля Сезанна «Большие купальщицы» (1900-1906), изображающую группу обнаженных женщин, расположенных в различных позах.

Это еще один прекрасный пример перехода от симметричных и реалистичных изображений обнаженной фигуры к более абстрактным и выразительным.

Кроме того, обнаженные Сезанна не имеют детального выражения лица и не похожи на мифологических обнаженных, которых мы видим на таких картинах, как «Рождение Венеры» Боттичелли (ок. 1484-1486 гг.). Типичная женская обнаженная натура, распространенная во всем западном мире искусства, получает, так сказать, новую фигурацию.

  "Обнаженная, спускающаяся по лестнице" - откройте для себя картину Дюшана с обнаженной натурой

Образное абстрактное искусство

Большие купальщицы (1906), Поль Сезанн; Поль Сезанн, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мы видим другие изображения, более склоняющиеся к фигуративному экспрессионизму из художественного движения символизма, в картинах Эдварда Мунка «Крик» (1893) и Густава Климта «Поцелуй» (1907-1908), «Адель Блох-Бауэр» (1907) и «Юдифь II» (1909).

Анри Матисс, представитель фовизма, также ниспроверг традиционные фигурные портреты с помощью своего собственного экспрессивного и «дикого» использования цветов, что видно на его картине маслом «Женщина в шляпе» (1905). Это один из многих примеров, свидетельствующих об отходе от представления мира таким, какой он есть, что и было целью фовизма — отход от теоретически обоснованного представления реальности и правил, связанных с живописью.

Фовисты больше фокусировались на том, как цвет передает эмоции, и это часто изображалось дикими способами. На самом деле, французский термин «фове» означает «дикое животное».

Фигуративный экспрессионизм

Скала (La Naïade, Cavaliere) (1906) художника-фовиста Анри Мангуэна; Анри Мангуэн, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Среди других современных фигуративных художников — кениец Майкл Армитаж, который пишет красочные и выразительные изображения фигур и событий, происходящих в Восточной Африке. Его картины динамичны, и все фигуры кажутся находящимися в состоянии действия; среди примеров — «Земля обетованная» (2019) и «Mydas» (2019). Британка Линетт Йиадом-Боакье создает картины с изображением черных фигур во время различных действий в различных костюмах или нарядах, например, Light of the Lit Wick (2017) и Uptown for Sixes (2019).

Фигуративное абстрактное искусство Регги (Тонг) Лю, родом из города Харбин в Китае, сочетает в себе западное и восточное влияние и создает очень близкие к абстрактным картины, вдохновленные африканскими масками и «социальными масками», которые мы все носим, это видно в ее серии «Африканское вдохновение» (ок. 2018).

Работы Лю напоминают картины кубиста Пабло Пикассо, граничащие с абстракцией, но в них можно найти сходство.

Фигура

Когда речь заходит об изобразительном искусстве и абстрактном искусстве, многое пересекается, это смешение таких понятий, как репрезентативное, беспредметное, нерепрезентативное, объективное, образное абстрактное искусство и образный экспрессионизм. Хотя это может сбить с толку человека, не имеющего, так сказать, художественного образования, это не обязательно так. Фигуративное искусство можно рассматривать как одну сторону той же монеты, другой стороной которой является абстрактное искусство.

Фигура давно стала основным предметом искусства, и художники экспериментировали и продолжают это делать, интерпретируя реальность с разных точек зрения, которые часто кажутся далекими от того, что на самом деле «реально». Но, тем не менее, оно узнаваемо нами.

Возможно, это лучший способ интерпретации и понимания фигуративного искусства: Это просто узнавание знакомых форм и очертаний, которые мы, как люди, знаем и видим из нашей памяти и воспоминаний о повседневном существовании, переведенных в искусство. Будь то синяя лошадь или статуя Венеры, у нас есть фундаментальное человеческое понимание этого.

Часто задаваемые вопросы

Что такое фигуративное искусство?

Образное искусство — это любой вид искусства, в котором предмет узнаваем из реального мира, следовательно, он имеет «сходство» форм, предметов, фигур или даже мест. Иногда его также называют фигуративизмом. Это не то же самое, что фигурное искусство, которое непосредственно сосредоточено на изображении человеческой (или животной) фигуры в качестве основного объекта.

В чем разница между фигуративным и абстрактным искусством?

Существуют различия и сходства между фигуративным и абстрактным искусством. В современном искусстве абстрактное искусство не изображает никакого «сходства» с реальностью. Оно чисто нерепрезентативно и неузнаваемо с натуры, в то время как образное искусство репрезентативно и исследует фигуру, будь то человек, животное или предмет. Изображение фигуры или любого узнаваемого объекта может быть абстрагировано и рассматриваться как фигуративное, в данном случае — фигуративное абстрактное искусство.

Является ли фигуративное искусство художественным направлением?

Образное искусство можно рассматривать как зонтичный термин или категоризацию искусства, которое разделяет сходство форм, объектов, фигур или даже мест. Существует множество направлений искусства, которые подпадают под него, а именно: Ренессанс, маньеризм, барокко, импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, кубизм и многие другие.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector