Франсиско де Гойя — знакомство с испанским художником Гойей и его творчеством

Франсиско де Гойя

Франсиско де Гойя был художником-романтиком из Испании, считавшимся весьма влиятельной фигурой в конце XVIII века. Картины, гравюры и рисунки Франсиско Гойи отражали политические и исторические потрясения той эпохи, оказав тем самым влияние на многих художников, которые последовали за ним. Работы Франсиско Гойи представляют собой творчество одного из последних старых мастеров и одновременно творчество пионера современности.

Оглавление

Биография и творчество Франсиско де Гойи

В искусстве испанского художника Гойи проявился акцент романтизма на индивидуализме, творчестве и чувствах, что особенно заметно в его гравюрах и более поздних личных работах. Гойя-художник был чутким аналитиком своего окружения, и его работы немедленно реагировали на политические потрясения его времени, от освобождения Просвещения до подавления инквизиции и жестокостей войны после вторжения Наполеона.

Работы Франсиско Гойи оказали огромное влияние на последующих современных художников, как своей оригинальностью, так и социально-политической активностью.

Франсиско де Гойя Био

Автопортрет в очках (19 век), Франсиско де Гойя; Франсиско де Гойя, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ранняя жизнь Франсиско де Гойи

Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 года в Арагоне, Испания, в семье Хосе де Гойи и Грасии де Сальвадор. В том году семья переехала из Сарагосы, однако нет никаких сведений о причинах этого; скорее всего, Хосе был направлен туда на службу. Они были из семьи низшего среднего класса. Хосе был ребенком солиситора баскского происхождения, родом из Зерайна. Он работал позолотчиком, специализируясь на духовных и красивых ремеслах. Во время реставрации главной церкви Сарагосы, Санта-Мария-дель-Пилар, он занимался позолотой и многими украшениями.

Хотя никаких записей не велось, считается, что Гойя учился в школе Пиас де Сан-Антон, которая предоставляла бесплатное образование.

Судя по всему, его обучение было грамотным, но не блестящим; он владел грамотой и арифметикой, а также имел некоторое представление о классике. Гойя-художник, по-видимому, интересовался философскими или духовными темами не больше, чем плотник, и его представления об искусстве были вполне практичными: Гойя не был теоретиком.

Гойя художник

Портрет испанского художника XX века Франсиско де Гойи; Rijksmuseum, CC0, via Wikimedia Commons

Итальянский опыт Гойи

В возрасте 14 лет Гойя начал учиться у художника Хосе Лузана, где он воспроизводил штампы в течение четырех лет, пока не решил создавать свои собственные работы, как он позже заявил, «творить по моему замыслу». Он переехал в Мадрид, чтобы обучаться у Антона Рафаэля Менгса, известного художника среди испанской монархии. У него были разногласия с преподавателем, и его экзамены были неутешительными. Гойя дважды подавал документы в Реальную академию изящных искусств Сан-Фернандо, один раз в 1763 году, а другой раз три года спустя в 1766 году, но ему было отказано в приеме.

Рим в то время был творческим центром Европы, в нем были все прототипы античной древности, в то время как Испания, несмотря на огромные эстетические триумфы в прошлом, была лишена четкого творческого направления.

Франсиско Гойя Работы

СЛЕВА: Жертвоприношение Пану (1771) Франсиско де Гойи; Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons | СПРАВА: Жертвоприношение Весте (1771) Франсиско де Гойи; Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Не получив стипендии, Гойя отправился в Рим за свой счет, следуя длинной истории европейских художников, восходящей, по крайней мере, к Альбрехту Дюреру. Поскольку в то время он не был признан, документация о нем скудна и неоднозначна. Согласно ранним биографам, он отправился в Рим с группой тореадоров, где выступал в качестве публичного артиста, для русского посланника или влюбился в привлекательную молодую монахиню, которую намеревался похитить из ее аббатства.

Во время своего пребывания Гойя, возможно, написал две оставшиеся мифологические картины, «Жертвоприношение Пану» и «Жертвоприношение Весте», которые были датированы 1771 годом.

В 1771 году он занял второе место в художественном конкурсе, спонсируемом городом Парма. В том же году он отправился в Сарагосу и создал «Поклонение имени Бога», росписи дворца Собрадиэль и серию фресок для монастырской часовни Хартии Аула Деи. Он обучался у художника Франсиско Байеу-и-Субаса, и в его работах стали появляться следы изысканных тонов, которые принесли ему известность. Он познакомился с Франсиско Байеу и женился на Хосефе, его сестре.

Франсиско де Гойя произведения

Поклонение имени Бога (1771), Франсиско де Гойя; Базилика Богоматери Столпницы, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мадридские годы Гойи-художника

В 1777 году Гойя получил заказ от Королевской гобеленовой фабрики на создание серии гобеленовых иллюстраций. В течение пяти лет он создал 42 рисунка, большинство из которых были использованы для украшения и защиты каменных стен Эль-Эскориала, резиденции испанских монархов. Хотя производство гобеленов не было ни выдающимся, ни хорошо оплачиваемым делом, иллюстрации Гойи в значительной степени были популярны в манере рококо, и он использовал их, чтобы представить себя вниманию более широкой аудитории.

Карикатуры не были его единственным королевским заданием; за ними последовал набор гравюр, большинство из которых представляли собой репродукции с полотен великих художников, таких как Веласкес.

Хотя многие его сверстники считали попытки Гойи копировать и подражать последнему художнику глупостью, он имел доступ к огромному количеству картин давно умершего художника, хранившихся в королевской библиотеке. Тем не менее, молодому человеку предстояло освоить офорт — средство, которое обнажило бы как истинные глубины его творчества, так и его политические идеи. Офорт Гойи «Гарротированный человек» (1775-78) стал его самым крупным проектом на сегодняшний день и предвосхитил его последующую коллекцию «Бедствия войны» (1810 и 1820).

  Знаменитые художники модерна - взгляд на создателей искусства модерна

Знаменитые работы Франсиско Гойи

Гарротированный человек (1775-78), Франсиско де Гойя; Национальная галерея искусств, CC0, via Wikimedia Commons

Гойя страдал от болезней, и его болезни использовали против него его конкуренты, которые завидовали любому художнику, считавшему, что он становится все более известным. Некоторые из больших карикатур, такие как «Свадьба» (1791-92), были довольно огромными и подвергли испытанию его физическую выносливость. Гойя, всегда изобретательный, обратил эту катастрофу вспять, заявив, что болезнь дала ему знания для создания более интимных и непринужденных работ. Тем не менее, он считал этот метод ограничивающим, поскольку он не позволял ему изображать сложные цветовые переходы или текстуры, и он был несовместим с методами импасто и лессировки, которые он использовал на своих картинах в то время.

Гобелены кажутся наблюдениями за человеческими нравами, стилем и тенденциями.

Франсиско де Гойя Искусство

Свадьба (1791-1792), Франсиско де Гойя; Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Работа испанского художника Гойи в качестве придворного живописца

Граф Флорида Бланка попросил Гойю создать его портрет в 1783 году. Он познакомился со сводным братом короля Луисом и в течение двух сезонов работал над портретами инфанта и его родственников. В 1780-х годах круг его клиентов расширился и включал герцога и герцогиню Осуна и других значительных лиц монархии, которых он изображал. В 1786 году Гойя был нанят в качестве художника для короля Карла III. В 1789 году Гойя был назначен придворным художником Карла IV.

В следующем году его повысили до первого придворного художника с окладом в 50 000 реалов и пособием на карету в 500 дукатов.

Он создал картины монарха и королевы, а также Мануэля де Годоя, премьер-министра Испании, и ряда других аристократов. Его картины известны отсутствием лести; его «Карл IV Испанский и его семья» (1801) — особенно суровая оценка правящей семьи. В современных интерпретациях картина воспринимается как юмористическая; предполагается, что она подчеркивает лицемерие, лежащее в основе власти Карла IV. Предполагается, что его жена Луиза обладала реальной властью на протяжении всего его правления, поэтому Гойя поместил ее в центре групповой фотографии.

Знаменитые картины Франсиско Гойи

Карл IV Испанский и его семья (1800-1801), Франсиско де Гойя; Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Художника можно увидеть смотрящим на зрителей из задней левой части картины, а на картине позади семьи изображены Лот и его дочери, что отражает основную тему разврата и гниения. Гойя получал заказы от высших эшелонов испанской знати. В 1801 году он написал картину «Годой» в рамках контракта на празднование триумфа над Португалией в короткой «Войне апельсинов». Несмотря на то, что изображение Гойи в 1801 году многие считают сарказмом, эти двое были друзьями.

Средний период творчества Франсиско Гойи

Обнаженная Майя» (ок. 1797-1800), первая из серии двух картин, была определена как «первая по-настоящему непристойная женская обнаженная натура в натуральную величину в истории западного искусства», без попытки метафорического или легендарного значения. Вторая картина известна как «Одетая Майя» (между 1800 и 1807 годами). Личность Маджи неизвестна. Чаще всего в качестве моделей называют герцогиню Альбу, с которой, по слухам, у Гойи был роман, и Пепиту Тудо, любовницу Мануэля де Годоя.

Ни один из вариантов не был доказан, и изображения, скорее всего, являются преувеличенным синтезом.

Франсиско Гойя Картины

ВВЕРХУ: Обнаженная Майя (ок. 1800) Франсиско де Гойя; Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons | НИЖНИЙ: Одетая Майя (между 1800 и 1807) Франсиско де Гойя; Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Годой владел работами, которые никогда официально не выставлялись при жизни Гойи. Фердинанд VII отобрал все имущество Годоя после его падения и изгнания в 1808 году, а инквизиция конфисковала обе работы как «неподобающие» в 1813 году, передав их Академии изящных искусств Сан-Фернандо в 1836 году. В 1798 году он создал ослепительные и воздушные пейзажи для мадридской капеллы Сан-Антонио-де-ла-Флорида. На некоторых из них изображены чудеса, совершенные святым Антонием Падуанским в самом сердце современного Мадрида.

В 1793 году Гойя оглох из-за недолеченного недуга. В то время как цели и настроение его творчества изменились, он стал более затворническим и созерцательным.

Гойя начал коллекцию акватинных офортов «Caprichos» в 1799 году, которую он создавал наряду с более формальными заказами на портреты и произведения набожного искусства. В 1799 году Гойя выпустил 80 рисунков «Капричос», иллюстрирующих «многочисленные недостатки и нелепости, которые можно найти в каждой развитой цивилизации, и от обычных предубеждений и обманных действий, которые традиция, неопытность или корысть сделали нормальными». Текст «Дремота логики порождает демонов» помогает объяснить образы, представленные в этих работах. Они не совсем депрессивны; в них также прослеживается язвительный саркастический юмор автора, как показано в таких произведениях искусства, как «Охота за зубами» (1799).

  "Женщина с парасолем" Клода Моне - подробный анализ

Искусство испанского художника Гойи

Out Hunting for Teeth (1799) by Francisco de Goya; Los Angeles County Museum of Art, Public domain, via Wikimedia Commons

Когнитивная и эмоциональная деградация Гойи произошла через несколько недель после того, как Франция объявила войну Испании. «Звуки в его мозгу и глухота не проходят», — заметил один из коллег, — «но его зрение значительно улучшилось, и он снова владеет своей позицией». Эти симптомы могут быть следствием длительного вирусного энцефалита, а могут быть результатом череды мини-инсультов, вызванных высоким кровяным давлением и влияющих на слуховую систему и систему равновесия мозга.

Шум в ушах, приступы дисбаланса и нарастающая глухота — все это симптомы болезни Меньера.

Работы Франсиско де Гойи

Сон разума порождает чудовищ (№ 43), из «Капричос» (1799) Франсиско де Гойи; Francisco de Goya, Public domain, via Wikimedia Commons

Можно предположить, что Гойя страдал от кумулятивного отравления свинцом, поскольку в своих работах он использовал огромное количество свинцовых белил, как в качестве подготовки холста, так и в качестве основного пигмента, который он сам измельчал. Другие посмертные диагнозы указывают на бредовый психоз, вероятно, вызванный повреждением мозга, о чем свидетельствуют значительные изменения в его работах после выздоровления, в результате чего появились «черные» картины.

Необычная способность Гойи изображать свои внутренние проблемы в виде ужасных и зрелищных видений, которые говорят на глобальном уровне и позволяют зрителям найти свое собственное завершение в визуальных образах, была признана учеными.

Период войны на полуострове

В 1808 году французские войска напали на Испанию, что привело к началу полуостровной войны. Неизвестно, насколько Гойя был связан с двором «короля-нападающего», Жозефа I, брата Наполеона Бонапарта; он писал работы для французских заказчиков и умиротворителей, оставаясь беспристрастным во время битвы. После возвращения короля Фердинанда VII в Испанию в 1814 году Гойя отрицал свою причастность к захватчикам. К моменту смерти своей жены Хосефы в 1812 году он успел закончить «Второе мая 1808 года», одну из военных картин Гойи, а также серию гравюр, известную как «Бедствия войны».

В 1814 году Фердинанд VII вернулся в Испанию, но его отношения с Гойей были напряженными.

Франсиско де Гойя Художественные произведения

Двор с лунатиками (1794), Франсиско де Гойя; Франсиско де Гойя, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1794 году Гойя закончил серию из 11 крошечных картин на олове, которые ознаменовали фундаментальный сдвиг в настроении и содержании его работ, черпая из более мрачных и мелодраматических миров фантазии и ужасов. Картина «Двор с лунатиками» — это вымышленное изображение изоляции, тревоги и социальной изоляции. Критика жестокости по отношению к заключенным (будь то преступники или сумасшедшие) — это тема, которую Гойя исследует в более поздних работах, посвященных деградации человеческой личности.

Это одна из самых ранних кабинетных работ Гойи, в которой его прежнее стремление к идеализированному совершенству уступило место исследованию связи между реальностью и воображением, которое будет волновать его до конца жизни. В то время он переживал психологический срыв и страдал от продолжительной болезни, и он признавал, что эта серия была создана, чтобы отразить его собственные сомнения в себе, беспокойство и страх сойти с ума.

Эти работы, по словам Гойи, служили для того, чтобы «занять мои мысли, измученные размышлениями о моих недугах». Он описал коллекцию как состоящую из изображений, которые «обычно не находят места в контрактных произведениях искусства».

Военные картины Франсиско Гойи

Катастрофы войны: пл. 33, What more can one do? (1810) by Francisco de Goya; Francisco de Goya, CC0, via Wikimedia Commons

Несмотря на то, что в военных картинах Гойи «Бедствия войны» он не заявлял о своем желании, ученые рассматривают их как графическую оппозицию против жестокости восстания Дос-де-Майо 1808 года, последовавшей за ним полуостровной войны и движения антилиберализма, последовавшего за обновлением аристократии Бурбонов в 1814 году. Эти изображения неприятны, даже болезненны в своем изображении трагедии военного времени, и выражают оскорбленную человечность посреди смерти и разрухи. Они были изданы только через 35 лет после его смерти, в 1863 году.

Только после этого, вероятно, было сочтено этически приемлемым выпустить серию картин, критикующих как французов, так и восстановленных Бурбонов.

Военные картины Гойи

Я видел это (Yo lo vi) (1810/1863) из серии «Бедствия войны» Франсиско де Гойи; Франсиско де Гойя, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Первые 47 листов в этой серии изображают боевые ситуации и последствия сражения для конкретных войск и граждан. В средней части изображены последствия голода, поразившего Мадрид в 1812 году, прежде чем город был отвоеван у французов. Последние 17 иллюстрируют ужасное разочарование либералов, когда восстановленный монарх Бурбон при поддержке католического духовенства отверг испанскую конституцию 1812 года и воспротивился как политическим, так и церковным изменениям.

Изображенные Гойей жестокость, голод, унижение и позор считались «потрясающим цветением гнева» с момента их первого выхода в свет.

Период «черной живописи

Подробности о поздних годах жизни Гойи немногочисленны, и, будучи всегда политически сознательным, он спрятал большинство своих картин этого периода, предпочитая творить в уединении. Гойя мучился страхом старости и помешательства, последнее, вероятно, было вызвано стрессом, вызванным необнаруженной болезнью, которая сделала его глухим в начале 1790-х годов. Гойя был известным и эффектно позиционировавшим себя художником, который в последние годы жизни отошел от общественной жизни. С конца 1810-х годов он жил в почти полном уединении недалеко от Мадрида на ферме, превращенной в мастерскую.

  Ватсон и акула - погружение в легендарную картину Джона Синглтона Копли

Картина Гойи

Собака (между 1820 и 1823 гг.), Франсиско де Гойя; Франсиско де Гойя, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

По мнению ученых, Гойя чувствовал себя отчужденным от политических и социальных тенденций, которые последовали за восстановлением монарха Бурбонов в 1814 году, и рассматривал эти достижения как регрессивные инструменты контроля над обществом. В своем неопубликованном творчестве он, по-видимому, выступал против того, что он воспринимал как стратегический уход в средневековье.

Говорят, что он надеялся на религиозные и политические преобразования, но он, как и многие либералы, был разочарован, когда восстановленный король Бурбон и католическая иерархия отреклись от испанской конституции.

Он закончил свои 14 «Черных картин» в возрасте 75 лет, в изоляции, физически и душевно страдая, и все они были выполнены маслом прямо на оштукатуренных стенах его резиденции. Гойя не планировал выставлять эти работы, не писал о них и, скорее всего, не говорил о них. Владелец барон Фредерик Эмиль д’Эрланжер снял их и поместил на подставку для холста около 1874 года, через 50 лет после его кончины. Многие из произведений были значительно изменены во время ремонта, и то, что осталось, по словам Артура Любоу, «в лучшем случае является грубой копией того, что создал Гойя». Одна из картин этой серии — «Шабаш ведьм» (1798).

Франсиско де Гойя Картины

Шабаш ведьм (1797-1798), Франсиско де Гойя; Франсиско де Гойя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На этом мы завершаем знакомство с биографией и творчеством Франсиско де Гойи. Картины Франсиско Гойи помогли пролить свет на политические потрясения, происходившие в его время. Испанский живописец Гойя уделял особое внимание индивидуализму, творчеству и чувствам, что особенно заметно в его гравюрах и более поздних личных работах.

Дальнейшее чтение

О картинах и жизни Франсиско Гойи можно многое узнать. Если вы хотите узнать больше о биографии или творчестве Франсиско де Гойи, мы можем предложить вам следующие книги. В этих книгах рассказывается о жизни художника Гойи, а также о произведениях искусства, созданных испанским художником Гойей.

Гойя: Порядок и беспорядок (2014) Стефани Степанек

Многослойные и меняющиеся интерпретации его работ сделали его одним из самых изучаемых художников страны. Однако мало кто брал на себя трудную задачу изучения его творчества как художника, гравёра и рисовальщика в разных средах и пространствах. Эта книга именно это и делает, предоставляя полный и всесторонний взгляд на самые значительные картины, гравюры и наброски Гойи через идеи и образы, которыми художник был постоянно увлечен.

Гойя: Порядок и беспорядок

  • Полный и комплексный взгляд на лучшие работы Гойи
  • По материалам исследований для крупнейшей в Америке выставки произведений Гойи
  • Эта книга позволяет по-новому взглянуть на одного из величайших художников в истории.

Франсиско де Гойя (2022) Мартин Швандер

Франсиско де Гойя был одним из последних замечательных придворных живописцев и значительным законодателем моды в современном искусстве; теперь Фонд Бейелер в сотрудничестве с Национальным музеем Прадо собрал одну из самых полных экспозиций его работ за пределами Испании, и это знаменательное событие отмечается этим знаменательным изданием. На протяжении своей более чем 60-летней карьеры Гойя выступал в качестве проницательного зрителя зрелища рациональности и безумия, видений и ужасов.

Франсиско де Гойя

  • Монументальное исследование Гойи с редко встречающимися картинами
  • В сотрудничестве с Национальным музеем Прадо
  • Более 70 картин, 60 искусных рисунков и подборка гравюр.

Часто задаваемые вопросы

Что такое картина Гойи «Собака»?

Картина Гойи «Собака» известна просто как «Собака». Она была создана в 1823 году и сейчас выставлена в Национальном музее Прадо. Бедное животное, живущее в одиночестве, является частью его серии «Черные картины». Существует несколько объяснений этого изображения, в том числе собака ассоциируется с адским персонажем, который сопровождает души умерших в загробный мир, или собака является знаком заброшенности и жестокого обращения.

Каковы некоторые достижения Гойи?

Официальные портреты испанской королевской семьи Гойя создавал в роскошной виртуозной манере, подчеркивая роскошь и власть императорского дома. С другой стороны, композиции, как считают, передают замаскированную, даже тонкую критику неэффективных императоров и их окружения. Гойя считается одним из лучших граверов за всю историю человечества, известным своими достижениями в гравюре и акватинтах. За свою карьеру он создал четыре основных портфеля гравюр. Эти работы, возможно, в большей степени, чем его полотна, раскрывают уникальность творца и его реальные чувства в отношении политических и социальных событий того времени. Тематика его офортов варьируется от мечтательной до мрачной, от фактической до фантазийной, от забавной до остро саркастической.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector