Жорж Сёра — взгляд на Жоржа Сёра как художника

Жорж Сёра

Жорж Сёра был французским художником, известным как создатель пуантилизма. Стиль пуантилизма Жоржа Сёрата прослеживается в его знаменитой картине «Воскресенье в парке», известной как «Воскресенье на Большой улице» (1886). Картины Жоржа Сёра считаются первыми примерами неоимпрессионизма, также известного как дивизионизм. Произведения Жоржа Сёра отличаются мягко мерцающей поверхностью из маленьких пятен или полос цвета. Хотя изобретения художника Сёрата возникли на основе новых квазинаучных идей о цветах и эмоциях, изысканная элегантность его работ может быть объяснена влиянием совершенно разных источников.

Оглавление

Биография Жоржа Сёра

Национальность француз
Дата рождения 2 декабря 1859 года
Дата смерти 29 марта 1891 года
Место рождения Париж, Франция

Сначала художник Серат считал, что выдающееся современное искусство будет изображать современную жизнь сходными с традиционным искусством способами, но с использованием технологически продвинутых средств. Позже его все больше интриговали готические произведения искусства и современная реклама, и влияние этих произведений на его творчество сделало его одним из самых ранних представителей современного искусства, использующих такие нетипичные формы коммуникации. Его триумф вознес его в центр парижского авангарда. Его успех был мимолетным, поскольку он скончался в возрасте 31 года, прожив всего 10 лет в зрелом возрасте.

Однако его достижения оказали значительное влияние на творчество таких разных художников, как итальянские футуристы и Ван Гог.

Жорж Сёра Биография

Жорж Сёра, 1888 год; неизвестный фотограф, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ранняя жизнь Жоржа Серата

Художник Жорж Сёра родился 2 декабря 1859 года в Париже последним из трех братьев и сестер. Антуан Хризостом, его отец, был мировым судьей; Эрнестина, его мать, была из богатой семьи, породившей множество скульпторов. К моменту рождения Жоржа Сёрата его нетрадиционный отец уже практически обзавелся небольшим состоянием, и он проводил много дней в Ле-Ренси, примерно в 12 километрах от роскошного семейного дома в Париже.

Юный Сёрат жил в одном доме с матерью и двумя братьями и сестрами. Клан Сёратов переехал в Фонтенбло в 1870 году на время франко-прусской войны и последовавшего за ней восстания Парижской коммуны.

В детстве Сёра заинтересовался живописью и был вдохновлен импровизированными уроками своего дяди, Поля Омонте, торговца тканями и художника-любителя.

Раннее обучение художника Серата

Академическое образование Сёра началось в 1875 году, когда он поступил в близлежащий государственный художественный колледж под руководством художника Жюстена Лекьена. Там же он познакомился с Эдмоном Аман-Жаном, и они вдвоем поступили в Школу изящных искусств. С начала 1878 года до конца 1879 года Сёра был студентом института. В учебном плане большое внимание уделялось эскизам и компоновке, и большую часть времени Сёра проводил, работая с реальных моделей и гипсовых слепков.

Художник Серат

Эскиз 1878 года, нарисованный Жоржем Сёратом; Жорж Сёрат (1859-1891), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В свободное время Серат занимался собственными творческими интересами и посещал библиотеки и музеи Парижа. Он также брал уроки у художника Пьера Пювиса де Шаванна, который специализировался на крупномасштабных традиционных мифологических сюжетах. Рисунки Сёрата, датируемые 1874 годом, содержат репродукции работ Гольбейна, этюд руки Николя Пуссена с его знаменитого автопортрета в Лувре и персонажей с иллюстраций Рафаэля.

Принципы гармонии и контраста цветов» (1839) Мишеля-Эжена Шеврёля и «Грамматика живописи и гравюры» (1867) Шарля Блана познакомили Сёрата с различными теориями цвета и наукой, лежащей в основе оптики, которые были важны для его размышлений и деятельности как художника. Откровение Шеврёля о том, что путем контраста дополнительных оттенков можно создать иллюзию еще одного цвета, послужило основой для дивизионистского подхода художника Сёрата.

Теория пуантилизма Сёрата

Развернутая цветовая диаграмма из книги «Принципы гармонии и контраста цветов» (1839) Мишеля-Эжена Шеврёля, листы 6, 7 и 8; Купер-Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Сёра отправился на Четвертую выставку импрессионистов в апреле 1879 года. Он впервые увидел их работы, и творчество Камиля Писсарро и Клода Моне, художников, свободных от академических ограничений, оказало значительное влияние на его последующие эксперименты.

Кульминацией исследований Сёрата стала хорошо продуманная и продуктивная теория контрастов, которой были подчинены все его последующие работы.

Но в ноябре началась его служба в Бресте, где он проводил все свое свободное время, изучая и зарисовывая других курсантов, береговые линии и городские виды. С годами у Серата появилось понимание теорий цвета и воздействия цветов на человеческий глаз. Он также изучал мазки кисти Эжена Делакруа и прочитал книгу «Современная хроматика» (1879) Огдена Н. Руда, в которой предлагалось, чтобы художники исследовали сопоставление маленьких цветных точек, наблюдая за тем, как глаза смешивают их.

Теория цвета художника Сёрата

Первые страницы «Современной хроматики» (1879) Огдена Н. Руда; Музей Метрополитен, CC0, via Wikimedia Commons.

  Картины и художники реализма - творчество знаменитых художников-реалистов

Карьера художника Жоржа Сёра

Художник провел 1883 год, сосредоточившись на своей первой большой работе, «Купальщики в Аньере» (1884), массивной картине, изображающей молодых людей, отдыхающих на берегу Сены в одном из парижских кварталов. Несмотря на влияние импрессионизма в использовании оттенков и освещения, произведение искусства с его плавными, обтекаемыми текстурами и продуманными, немного скульптурными формами демонстрирует продолжающееся влияние его неоклассического обучения; Сёра также отклонился от импрессионистского стандарта, отрепетировав произведение в своей мастерской серией набросков и рисунков маслом, прежде чем начать работу над холстами.

Законченная работа является прекрасным изображением света и атмосферы разгара лета.

Знаменитые картины Жоржа Серата

Купальщики в Асньере (1884) Жорж Сёра; Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Картина написана в основном в стиле крестообразной кисти, известном как балайе, и впоследствии он отретушировал ее, добавив в отдельных местах пятна противоположного цвета. Картина «Купальщицы в Асньере» не была принята Парижским салоном, и он выставил ее в мае 1884 года в Группе независимых художников. Однако, недовольный отсутствием структуры у «Независимых», Сёра и несколько других художников, с которыми он познакомился в этой группе — в частности, Анри-Эдмон Кросс, Шарль Ангран и Альбер Дюбуа-Пиле — сформировали новую группу, известную как Общество независимых художников.

Новые взгляды художника Серата на пуантилизм оказали особенно большое влияние на Синьяка, который впоследствии работал в той же манере.

После картины «Купальщицы» Сёра начал работу над «Воскресеньем на Большой Джатте» (1886), фреской, на завершение которой у него ушло два года. На картине изображены представители каждого социально-экономического класса, которые предаются различным занятиям в парке. Готовясь к работе над картиной, художник несколько раз ездил на Ла Гранд-Жатт, остров в Сене, расположенный в парижском районе Нейи, делая наброски и более 30 этюдов маслом.

Воскресенье на Большой Джатте

Воскресенье на Ла-Гранд-Жатт (1884-1886) Жорж Сёра; Жорж Сёра, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Он воссоздал эту картину зимой 1885 года, используя стиль, который он назвал «хромолюминаризм», иногда называемый дивизионизмом или пуантилизмом. Маленькие сопоставленные друг с другом крапинки разноцветной краски позволяют глазу наблюдателя визуально объединить цвета, вместо того чтобы физически смешивать краски на холсте. При наблюдении с расстояния точки противоположных оттенков объединяются, создавая ослепительное, пульсирующее впечатление. Примерно в 1887 году он также перерисовал часть «Купальщиц» в той же манере.

В мае 1886 года Сёра представил картину «Большая жатта» на Восьмой выставке импрессионистов. Сёра отличился как глава нового авангарда своими потрясающими визуальными эффектами цвета и света, а также утонченным изображением различных социально-экономических групп. Презентация картины La Grande Jatte в 1886 году неожиданно вызвала всеобщее внимание к картинам Сёрата.

Вскоре после выставок Сёрата процитировали в авангардном журнале, а несколько его работ были представлены в Нью-Йорке и Париже известным торговцем произведениями искусства Полем Дюран-Рюэлем.

Поздний период

В этот период он вступил в небольшое сообщество художников и авторов-символистов со штаб-квартирой в Париже. Его новые увлечения раздражали его коллег Писсарро и Синьяка, которые считали, что он отказывается от фундаментальных исследований цвета и освещения в пользу романтизированных тем.

Последние важные проекты Сёрата посвящены ночной жизни Парижа, и все они имеют схожие приглушенные оттенки, что значительно контрастирует с буйством картин Жоржа Сёрата более ранней эпохи.

Сёра посвятил лето побережью Нормандии, нарисовав морские пейзажи Порт-ан-Бессина в 1888 году и Гравелины в 1890 году, за исключением короткого периода повторной военной службы летом 1887 года. В зимнее время он завершал эти работы и создавал огромные фигурные ансамбли. Несмотря на пуантилистскую манеру, точки в его работах были более мелкими и разбросанными, что придавало им более естественный вид.

Картины пуантилизма Сёрата

Порт-ан-Бессин, вход в гавань (1888), Жорж Сёра; Жорж Сёра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1889 году Сёра переехал в Бельгию и был выставлен в Салоне Вингт в Брюсселе. Вернувшись из этого путешествия, он встретил Мадлен Кноблох, молодую красивую модель, и начал тайно жить с ней. Неизвестно для его семьи и друзей, Кноблох родила мальчика в феврале 1890 года. Серат выставил свою единственную известную картину Мадлен, «Молодая женщина, пудрившая себя» (1889-1890), на выставке «Салон независимых» в следующем году.

Пуантилизм Серата

Young Woman Powdering Herself (1889-1890) by Georges Seurat; Georges Seurat, Public domain, via Wikimedia Commons

Мадлен Кноблох снова забеременела в начале 1891 года, когда Сёра работал над картиной «Цирк» (1891). Эта картина не была завершена. 26 марта Сёрату стало плохо с температурой, и через три дня он скончался. Через две недели его ребенок умер от тяжелой болезни и был похоронен рядом с Сеуратом на парижском кладбище Пер-Лашез.

Картины Жоржа Сёра

Цирк (1891), Жорж Сёра; Жорж Сёра, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Художественный стиль пуантилизма Сёрата

В 19 веке такие ученые-писатели, как Огден Руд, Мишель Эжен Шеврель и Дэвид Саттер, написали трактаты о цвете, оптических явлениях и восприятии. Они перевели научные исследования Исаака Ньютона и Германа фон Гельмгольца в понятную для обывателей форму.

Художники были в восторге от новых открытий в области восприятия.

Современные идеи

Шеврель, несомненно, был самым влиятельным художником того периода, и его величайшим вкладом было создание цветового круга, включающего основные и промежуточные цвета. Он был французским ученым, который специализировался на реставрации гобеленов. Во время ремонта он обнаружил, что единственный способ эффективно восстановить часть полотна — это учитывать влияние цветов вокруг утраченной шерсти; он не мог создать идеальный оттенок, пока не знал окружающие красители.

Шеврель заметил, что когда два цвета находятся рядом, немного перекрывают друг друга или очень близко друг к другу, то при взгляде с расстояния они кажутся другим цветом.

Наблюдение этого явления послужило основой для техники пуантилизма художников-неоимпрессионистов. Шеврель также обнаружил, что «ореол», который появляется после пристального взгляда на цвет, является контрастным цветом. Например, после просмотра красного предмета можно заметить голубой отголосок/ореол оригинала. Задержка сетчатки вызывает этот дополнительный цвет (например, голубой для красного).

  Как нарисовать зебру - простой пошаговый урок рисования зебры

Жорж Сёра Вдохновение

Цветовое колесо Шеврёля, обсуждение способа определения и наименования цветов, пластина 3, 1861 год; Мишель Шеврёль, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Художники, изучающие взаимодействие цветов, такие как неоимпрессионисты, широко использовали дополнительные оттенки в своих работах. В своих работах Шеврель учил художников думать и создавать не просто цвет фокального объекта, а добавлять цвета и вносить соответствующие изменения для достижения цветового равновесия. Похоже, что гармония, описанная Шеврелем, — это то, что Сёрат назвал «эмоцией».

Неизвестно, изучал ли Сёра полностью книгу Шеврёля о цветовом контрасте, которая вышла в 1859 году, но он выписал много предложений из раздела о красках, и он изучил «Грамматику искусства десин» Шарля Блана (1867), в которой признается работа Шеврёля. Книга Блана была написана для художников и коллекционеров. Из-за эмоциональной важности цвета для него, он сделал четкие предложения, которые были похожи на те, которые позже были приняты неоимпрессионистами.

Он заявил, что цвет должен зависеть не от «оценки предпочтений», а от того, что мы чувствуем на самом деле. Блан не хотел, чтобы художники использовали идентичную интенсивность цвета, а скорее планировали и понимали значение каждого оттенка в создании целого.

Вдохновение художника Сёрата

Диаграмма цвета из книги Шарля Блана «Grammaire des arts du dessin» (1867); Charles Blanc, Public domain, via Wikimedia Commons

В то время как Шеврель основывал свои выводы на идеях Ньютона о смешении света, Огден Руд основывал свои статьи на исследованиях Гельмгольца. Он исследовал влияние сочетания и сопоставления различных цветов материалов. В качестве основных цветов Руд рассматривал зеленый, красный и сине-фиолетовый. Он, как и Шеврель, считает, что если два цвета находятся рядом друг с другом, то на расстоянии они кажутся третьим отдельным цветом.

Он также отметил, что сопоставление основных цветов, расположенных рядом друг с другом, даст значительно более мощный и привлекательный цвет при восприятии глазом и мозгом, чем простое смешивание красок.

Поскольку материальные цвета и оптические пигменты сочетаются не одинаково, Руд учил художников помнить о различии между субтрактивными и аддитивными характеристиками цвета. Книга Саттера «Феномены зрения» (1880), в которой он утверждал, что «правила равновесия можно изучить, как изучают принципы гармонии и музыки», также оказала влияние на Сёрата. В 1880-х годах он посещал семинары математика Шарля Генри в Сорбонне, который изучал эмоциональные характеристики и символическое значение линий и цвета. Степень, в которой концепции Генри были восприняты Сёратом, до сих пор обсуждается.

Язык цвета

Сёра принял концепцию теоретиков цвета о научной технике живописи. Он считал, что художник может использовать цвет для создания гармонии и эмоций в искусстве точно так же, как гитарист использует контрапункт и разнообразие в музыке. Он предположил, что научное использование цвета аналогично любому другому естественному правилу, и чувствовал себя обязанным обосновать эту гипотезу.

Он считал, что понимание зрения и оптических принципов может быть использовано для создания нового словаря искусства, основанного на собственном наборе критериев, и он решил продемонстрировать этот словарь с помощью линий, силы цвета и цветовой схемы. Хромолюминаризм — это название, данное Сёратом этому языку.

Теория цвета Жоржа Серата

Диаграмма 12-цветной палитры Сёрата, основанная на хроматической диаграмме RYB Шеврёля; Bcurvey, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В письме писателю Морису Бобуру в 1890 году он писал: «Гармония достигается с помощью искусства. Гармония — это сравнение противоположных и подобных компонентов тона, цвета и линии. Светлое против темного по оттенку. Дополнительные цвета — оранжево-голубой, красно-зеленый и желто-фиолетовый. Те, которые составляют прямой угол в линии. Рамка в гармонии, контрастирующей с тонами, цветами и линиями картины; эти черты анализируются в связи с их властью и под воздействием света, в веселых, мирных или печальных сочетаниях.» Ниже приведены некоторые из теорий Сёрата:

  • Веселье может быть достигнуто преобладанием ярких оттенков, преобладанием теплых цветов и использованием наклонных вверх линий.
  • Спокойствие достигается эквивалентностью использования темноты и света, сочетанием теплых и холодных цветов, горизонтальными линиями.
  • Печаль передается использованием темных и холодных цветов, а также направленных вниз линий.
  Картина Тассерта "Проклятая женщина" - исследование "Проклятой женщины"

Влияние и наследие творчества Жоржа Сёра

Если творчество Поля Сезанна было очень значительным в чрезвычайно экспрессивную эпоху прото-кубизма с 1908 по 1910 год, то работы Жоржа Сёрата с его плоскими, более линейными формами заинтересовали кубистов, начиная с 1911 года.

За короткие годы своей деятельности Серат смог разработать эстетическую философию с новым целенаправленным подходом, хорошо подходящим для ее представления, основываясь на своих открытиях в области облучения и влияния контраста.

С подъемом монохромного кубизма в 1910-1911 годах вопросы формы вытеснили цвет в сознании художников, и Серат приобретал все большее значение для этих живописцев. Его картины и эскизы были широко представлены в Париже в результате многочисленных выставок, а копии его основных произведений широко распространились среди кубистов.

Искусство Жоржа Сёрата

Le Chahut (1890), Жорж Сёра; Georges Seurat, Public domain, via Wikimedia Commons

Le Chahut (1890) был назван одним из превосходных символов нового посвящения, и он, наряду с Цирком (1891), является почти синонимом синтетического кубизма. Представление о том, что искусство может быть изображено математически, с точки зрения цвета и формы, было хорошо понято французскими художниками.

Это математическое представление достигало кульминации в автономном и мощном «абсолютном факте», возможно, более сильном, чем реальность изображаемой вещи.

Кроме того, неоимпрессионисты смогли разработать объективную научную основу в области цвета. Сёра рассматривает оба вопроса в «Ле Шахут». Кубизм вскоре последует за ним в области формы и движения, а орфизм сделает то же самое в цвете.

Достижения Жоржа Сёра как художника

Сёратом двигала решимость отказаться от фиксации импрессионизма на преходящих явлениях в пользу изображения того, что он считал основными и неизменными чертами жизни. Тем не менее, он адаптировал многие из своих методов у импрессионистов, начиная с его обожания современных предметов и изображения времени отдыха и заканчивая его стремлением избежать отображения только «родного», или очевидного, цвета иллюстрируемых объектов, а скорее заключить в себе все цвета, которые общались, чтобы создать их эстетику.

Картины Жоржа Серата

Parade de cirque («Цирковое представление») (1887-1888), Жорж Сёра; Georges Seurat, CC0, via Wikimedia Commons

Разнообразные научные теории, связанные с цветом, формой и эмоциями, увлекали Сёрата. Он считал, что линии, направленные в определенном направлении, а также цвета различной теплоты или холодности могут иметь особые выразительные эффекты. Он также исследовал идею о том, что противоположные или дополнительные цвета могут оптически смешиваться, создавая значительно более яркие тона, чем краска. Он назвал свой подход «хромо-люминизмом», однако чаще он известен как дивизионизм.

Несмотря на его новаторские подходы, первые инстинкты Сёрата в отношении стиля были традиционными.

Список выставок Жоржа Сёрата

Картины Жоржа Сёрата неоднократно выставлялись в Салоне. Его работы также выставлялись на Салоне Независимых, а также на Восьмой выставке импрессионизма. Его работы выставлялись не только во Франции, но и во многих странах за рубежом.

  • 1883 — Салон, Париж
  • 1885 — Салон независимых художников, Париж
  • 1886 — Выставка импрессионистов, Париж
  • 1887 — Les XX, Брюссель
  • 1889 — Салон независимых художников, Париж
  • 1891 — Лес XX, Брюссель
  • 1931 — Мемориальная художественная галерея Гиббса

Картины Жоржа Сёра, которые вы должны знать

  • Пейзаж в Сент-Уэне (1879)
  • Заросший склон (1881)
  • Окраина (1883)
  • Рабочие (1883)
  • Воскресенье на Большой Джатте (этюд) (1885)
  • Модели (1888)
  • Эйфелева башня (1889)
  • Молодая женщина припудривает себя (1890)
  • Цирк (1891)

Жорж Серат Произведения искусства

Эйфелева башня (1889) Жорж Серат; Жорж Серат, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Рекомендуемое чтение

Биография Жоржа Серата многое рассказывает об этом знаменитом художнике. Произведения Жоржа Сёра, такие как его знаменитая картина «Воскресенье в парке» под названием «Воскресенье на Гранд-Жатт», известны своим уникальным пуантилистским подходом. Однако невозможно вместить в одну статью все о творчестве и жизни художника. Если вы хотите узнать больше о картинах и жизни Жоржа Сёра, предлагаем вам ознакомиться с этими замечательными книгами на эту тему.

Жорж Сёра: Рисунки (2007) Джоди Хауптман

Загадочные и яркие работы Жоржа Сёрата на бумаге, которые иногда называют «самыми изысканными рисунками художника из всех существующих», сыграли важную роль в его короткой и энергичной карьере. Этот всеобъемлющий том охватывает все творчество художника, начиная с его академического образования и развития его различных подходов и заканчивая подготовительными этюдами к его колоссальным полотнам. Эта коллекция, которая сопровождает первую за последние 25 лет выставку, посвященную только рисункам Сёрата, содержит около 130 произведений, в частности, выдающиеся рисунки художника, выполненные конте, а также ограниченный выбор рисунков маслом и холстов.

Сёра использовал медиум и бумагу для увеличения лучистого освещения и взаимодействия с парижским городом, показывая столичные типы, индустриальные пригороды и развлечения XIX века в попытке соединить, казалось бы, противоположные цели наблюдения и воспоминания. Хотя Серат наиболее известен как создатель пуантилизма, эта коллекция иллюстрирует его замечательное мастерство рисовальщика, а также его основной вклад в искусство XX века. В ней представлены тщательно отобранные детали, а также копии со страниц рисунков Сёрата, которые никогда ранее не издавались.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий