Греческая керамика — обзор развития древнегреческой керамики

Греческая керамика

Из-за своей удивительной долговечности древнегреческая керамика составляет значительную часть археологического наследия Древней Греции, а поскольку ее так много, она оказала соответственно большое влияние на наши знания о греческой цивилизации. Осколки древнегреческих ваз, брошенных или захороненных в первом тысячелетии до нашей эры, остаются лучшим доступным ресурсом для понимания традиционной жизни и менталитета греков. Некоторые греческие сосуды были созданы внутри страны для повседневного и кулинарного использования, в то время как лучшая керамика из таких мест, как Аттика, была приобретена другими цивилизациями Средиземноморья, включая этрусков в Италии. Существовало несколько региональных вариаций, в частности, южноитальянские древнегреческие гончарные изделия. Чтобы узнать больше, давайте перейдем к нашей статье о фактах о греческой керамике.

Оглавление

Древнегреческая керамика

В этих местах использовались различные типы и формы древнегреческих ваз. Некоторые из них использовались в качестве могильных маркеров, некоторые древнегреческие вазы служили в качестве надгробных даров, а другие, похоже, частично рассматривались как предметы искусства, как и более поздние терракотовые фигурки. Некоторые чрезвычайно богато украшенные греческие вазы предназначались для аристократического потребления и украшения дома в той же степени, что и для хранения или других целей, например, кратер, который традиционно использовался для разбавления вина.

С появлением вазовой росписи в греческом гончарном искусстве увеличилось количество украшений.

Греческое гончарное искусство

Погребальный кратер со сценой протеза (верхний ярус) и процессией колесниц и пеших воинов (нижний ярус) (между ок. 705 и ок. 735 гг. до н. э.); Мастерская Мэри и Джона Хиршфельдов, CC BY 2.0, через Wikimedia Commons

Геометрические рисунки в узорах греческих ваз появились одновременно с периодом ориентализации в конце эпохи Темного века и в начале архаического периода в Греции. Первоначально в архаической и классической Греции производились древнегреческие гончарные изделия с черными фигурами, но затем развились другие разновидности, такие как краснофигурные сосуды и техника белого грунта.

Такие стили, как West Slope Ware, были характерны для поздней эллинистической эпохи, в которой произошел упадок вазовой росписи.

Повторное открытие

Возрождение интереса к греческому искусству началось через некоторое время после возрождения изучения классики в эпоху Возрождения, и возобновилось в 1630-х годах интеллектуалами, окружавшими Николя Пуссена в Риме. Несмотря на то, что крошечные коллекции ваз, найденных из древних могил в Италии, формировались в 15 и 16 веках, они считались этрусскими.

Вполне вероятно, что Лоренцо Медичи приобрел множество аттических ваз прямо из Греции; тем не менее, связь между ними и теми, что были обнаружены в центральной Италии, была установлена значительно позже.

Пример дизайна греческих ваз

Аттический краснофигурный кантарос с лицом Януса в форме головы сатира и женщины (ок. 420 г. до н. э.), находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, США; Metropolitan Museum of Art, CC BY 2.5, via Wikimedia Commons

Большинство первоначальных исследований греческих сосудов проводилось в форме составления книг с изображенными на них картинками, однако ни фолианты Д’Анкарвиля, ни Тишбейна не фиксировали формы и не пытались указать дату, что делает их недостоверными в качестве археологических записей. Реальные усилия по академическому исследованию неуклонно продвигались на протяжении всего XIX века, начиная с создания в 1828 году в Риме Института Корриспнденца (Instituto di Corrispondenza).

Наконец, Отто Ян установил норму тщательного изучения и анализа греческого гончарного искусства, скрупулезно отмечая формы и надписи. В течение многих лет работа Яна была классическим справочником по хронологии и датировке греческих сосудов, хотя, как и Герхард, он отнес появление краснофигурного метода на сто лет позже, чем это было на самом деле.

Узоры греческих ваз

Аттическая краснофигурная шейная амфора (ок. 480 — 470 гг. до н.э.), находится в музее Лувра в Париже, Франция; Берлинский художник, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1885 году Археологическое общество Афин исследовало Акрополь и обнаружило «персидский мусор» из краснофигурных кувшинов, разрушенных персидскими завоевателями около 480 года до нашей эры. Имея более четко определенную хронологию, Адольф Фуртвенглер и его ученики смогли датировать слои своих археологических исследований по характеру найденной в них керамики в 1880-х и 90-х годах — технику сериализации, которую Флиндерс Петри впоследствии применит к недекорированной египетской керамике.

Если девятнадцатый век был временем греческих открытий и установления первых принципов, то двадцатый век стал временем стабильности и академической индустрии. Усилия по документированию и публикации всех государственных ваз начались с создания Эдмоном Потье «Corpus vasorum antiquorum» и Джоном Бизли «Архива Бизли».

Типы и использование

Названия, которые мы даем греческим вазам, как правило, основаны на обычае, а не на исторической правде; некоторые из них имеют свои оригинальные названия, в то время как другие являются результатом неудачных попыток ранних археологов сопоставить физический предмет с узнаваемым названием из греческой литературы.

Чтобы лучше понять связь между формой и функцией, древнегреческую керамику можно разделить на четыре основные категории, каждая из которых представлена здесь примерами распространенных типов: сосуды для хранения, сосуды для смешивания и греческие сосуды для масел и духов.

Виды греческой керамики

Коллекция различных типов греческой керамики, расположенная в галерее греческой доистории в Национальном музее археологии в Афинах, Греция; Гэри Тодд, CC0, via Wikimedia Commons

  Искусство рококо - взгляд на роскошный и легкомысленный период рококо

Помимо практического использования, некоторые формы ваз были связаны с ритуалами, а другие — с атлетикой и ареной. Хотя не все случаи их применения известны, ученые делают приблизительные выводы о том, какое назначение мог иметь тот или иной компонент, когда возникают сомнения. Некоторые, например, служили только церемониальным целям.

Некоторые контейнеры служили в качестве погребальных маркеров. Мужчины обозначались кратерами, а женщины — амфорами. Это позволяло им жить, и именно по этой причине на некоторых из них изображены похоронные процессии. Масло, использовавшееся в качестве погребальных даров, было найдено в белых молотых лекифоях, которые, похоже, были изготовлены специально для этой цели.

Дизайн греческих ваз

Черная базальтовая ваза из Веджвуда с изображением красных фигур (ок. 1815 г. н. э.), находится в Бирмингемском музее искусств в Алабаме, США; Sean Pathasema/Birmingham Museum of Art, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

С 8 века до нашей эры существует мировой рынок древнегреческих ваз, который Коринф и Афины контролировали до конца 4 века до нашей эры. Широта этой торговли может быть оценена по картам местонахождения этих сосудов за пределами Греции, хотя это не позволяет учесть подарки или иммиграцию.

Количество панафиней, обнаруженных в этрусских могилах, можно объяснить только наличием рынка подержанных вещей. По мере уменьшения политического влияния Афин на протяжении всего эллинистического периода южноиталийские изделия стали контролировать экспортный рынок Западного Средиземноморья.

Узоры и роспись греческих ваз

Наиболее известной характеристикой древнегреческой керамики являются тонко украшенные вазы. Это не были типичные виды керамики, используемые большинством людей, но они были достаточно недорогими, чтобы их мог позволить себе широкий круг людей.

Поскольку до наших дней дошли лишь немногие образцы древнегреческого искусства, современным историкам приходится раскрывать развитие древнегреческого искусства через древнегреческие вазы, которые сохранились в огромных объемах, а также являются лучшей ссылкой, которую мы имеем на обычную душу и действия древних греков, наряду с древнегреческой литературой.

Развитие греческого гончарного искусства

Древнегреческие гончарные изделия, такие как те, что были найдены в Димини и Сескло, восходят к каменному веку. Более сложные росписи на греческой керамике относятся к минойской и микенской керамике бронзового века, некоторые из которых демонстрируют амбициозное фигуративное искусство, которое станет высокоразвитым и характерным.

После нескольких лет доминирования геометрических стилей декорирования, которые становились все более замысловатыми, фигуративные черты вновь появились в 8 веке. С конца седьмого века и примерно до 300 года до н.э. зарождающиеся формы фигуративной живописи достигли пика своего развития в плане объема и качества, и они широко экспортировались.

На протяжении греческого Темного века, который длился с 11 по 8 век до н.э., доминирующей ранней формой было протогеометрическое искусство, которое в основном использовало круговые и волнистые орнаментальные мотивы. За ним в материковой Греции, Анатолии, Эгейском море и Италии последовал геометрический стиль художественной керамики, в котором использовались четкие ряды геометрических форм.

Древнегреческие гончарные изделия

Чернофигурная аттическая амфорная керамика работы Экзекиаса, изображающая Ахилла и Аякса, играющих в игру во время Троянской войны (ок. 530 г. до н.э.), находится в Музеях Ватикана, Ватикан; Экзекиас, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Начиная с 8 века до н.э. и до конца 5 века до н.э., в архаической Греции наступила эпоха ориентализации, возглавляемая, прежде всего, древним Коринфом, в которой прежние палочные фигуры геометрической керамики превратились в узоры, вытеснившие геометрические формы.

Роспись аттической вазы доминирует в традиционном керамическом декоре. Производство ваз было, по сути, прерогативой Афин — четко зафиксировано, что художники и гончары Коринфа, Беотии, Аргоса, Крита и Кикладских островов довольствовались аттическим стилем.

Разновидности краснофигурной керамики, чернофигурной керамики и техники белого грунта были хорошо развиты к концу архаического периода и использовались в классическую греческую эпоху, которая длилась с начала 5-го до конца 4-го веков до нашей эры.

Протогеометрические стили

Вазы протогеометрической эпохи свидетельствуют о возрождении ремесленного производства после гибели микенской дворцовой цивилизации и последующих греческих темных веков. Это один из немногих способов художественного выражения в этот период, кроме ювелирных изделий, поскольку скульптура, массивные здания и фресковая живопись этого периода нам неизвестны.

К 1050 году до н.э. жизнь на греческом полуострове, по-видимому, достаточно успокоилась, чтобы позволить значительный прогресс в производстве керамики.

Древнегреческая ваза

Поздняя протогеометрическая амфора с брюшной ручкой с шахматным орнаментом на плече и параллельными волнистыми линиями на панели в зоне ручки (между 950 и 900 гг. до н.э.), находится в Британском музее в Лондоне, Великобритания; Британский музей, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Стиль ограничен изображением сфер, треугольников, волнистых линий и дуг, но они расположены с очевидной тщательностью и точностью, в чем, скорее всего, помогали компас и множество кистей. Местонахождение Лефканди, где был обнаружен тайник с погребальным инвентарем, является одним из наших самых крупных источников керамики этого периода.

Она демонстрирует характерный эвбейский протогеометрический стиль, который сохранялся в начале 8 века.

Геометрический стиль

В 9-8 веках до н.э. геометрическое искусство процветало. Его отличали новые мотивы, которые расходились с изображениями минойского и микенского периодов: меандры, треугольники и другие геометрические украшения, в отличие от круговых форм предшествующего стиля. Тем не менее, наша хронология этого нового художественного стиля основана на экспортируемых изделиях, обнаруженных в датируемых контекстах в других местах.

В раннем геометрическом стиле, который классифицируется как эстетика «Черного Дипилона», отличающаяся обильным использованием черного лака, встречаются только абстрактные темы. С появлением среднего геометрического появляется фигуративный декор: первоначально это одинаковые группы животных, таких как лошади, олени, телки, гуси и так далее, которые отличаются геометрическими полосами. Параллельно с этим декор становится все более сложным и витиеватым; художник не решается оставлять пустые участки и заполняет их вихрями.

Пример древнегреческой вазы

Дипилонская амфора аттической вазы (между 760 и 750 гг. до н.э.), созданная Дипилонским мастером, находится в Национальном археологическом музее Афин в Афинах, Греция; Дипилонский мастер, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

  Живопись натюрморта - история развития живописи натюрморта на протяжении многих лет

Это явление известно как страх перед пустотой и продлится до завершения геометрической эры. Человеческие фигуры начали появляться в середине века, самые известные примеры — на вазах из Дипилона, одного из афинских кладбищ. На остатках этих огромных погребальных кувшинов изображены в основном процессии колесниц или солдат или погребальные сцены.

За исключением ног, которые довольно сильно выступают вперед, тела изображены геометрически. В случае воинов, пластина в форме диаболо покрывает среднюю часть тела. Конечности и шеи лошадей, а также обода колесниц изображены рядом, без точки зрения.

Рука этого художника, известного как мастер Дипилона из-за отсутствия подписи, может быть узнана на различных предметах, особенно на колоссальных амфорах.

Греческие сосуды

Геометрическая ваза с изображением беотийской гидрии с птицами (ок. 700 — 675 гг. до н. э.), находится в музее Лувра в Париже, Франция; Музей Лувра, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В конце периода появляются изображения мифологии, скорее всего, когда Гомер оформляет легенды Троянского цикла в «Илиаде» и «Одиссее». Однако интерпретации здесь представляют опасность для современного наблюдателя: столкновение двух воинов может быть гомеровским поединком или обычным сражением; провалившаяся лодка может символизировать катастрофу Одиссея или любого печального моряка.

Наконец, в Греции существуют местные школы. Греческое гончарное производство было, по сути, доменом Афин — четко зафиксировано, что, как и в протогеометрическую эпоху, художники и гончары в Беотии, Коринфе, Аргосе, на Крите и Кикладах довольствовались подражанием аттическому стилю.

Они выработали свои отдельные стили примерно в 8 веке до н.э., причем Аргос преуспел в реалистичных сюжетах, а Крит придерживался более строгой абстракции.

Ориентализирующий стиль

Ориентализирующий стиль возник в результате культурных потрясений в 8-7 веках до н.э. в Восточном Средиземноморье и Эгейском море. Артефакты Востока оказали влияние на сильно стилизованную, но узнаваемую изобразительную эстетику, чему способствовали торговые связи с городами-государствами Малой Азии.

Слоновая кость, керамика и металлические изделия из неохеттских государств Финикии и северной Сирии, а также товары из Фригии и анатолийского Урарту попадали в Грецию, но взаимодействие с культурными столицами Ассирии и Египта было незначительным.

Новая идиома возникла сначала в Коринфе, а затем в Афинах. Она отличалась более широким словарем мотивов, включая сфинксов, грифонов и львов, а также репертуаром немифологических животных, сгруппированных во фризах по всему брюху вазы.

Факты о греческой керамике

Протокоринфская ольпа с животными и сфинксами (ок. 640 — 630 гг. до н.э.), находится в музее Лувра в Париже, Франция; Музей Лувра, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Художники стали включать в эти фризы лотосы или пальметты. Люди изображались крайне редко. Обнаруженные фигуры представляют собой силуэтные фигуры с некоторыми вырезанными деталями, возможно, предшественники вырезанных силуэтных фигур эпохи черных фигур. На этих фигурках достаточно деталей, чтобы эксперты смогли определить различные руки художников. Геометрические аспекты сохранились в протокоринфском стиле, который принял эти усилия по ориентализации, сосуществуя с консервативным субгеометрическим стилем.

Коринфская керамика продавалась по всей Греции, и ее техника достигла Афин, стимулируя создание там менее явно восточной идиомы. В этот период, известный как протоаттический, развиваются элементы ориентализации, но характерные черты остаются нереальными. Художники проявляют пристрастие к традиционным сюжетам геометрического периода, таким как шествия колесниц. Однако они используют метод линейного рисунка для замены силуэта.

Черно-белый стиль появляется в середине VII века до н.э., с черными фигурами на белой зоне, дополненными полихромией для передачи цвета плоти или одежды. Поскольку глина, использовавшаяся в Афинах, была значительно более оранжевой, чем та, что использовалась в Коринфе, она не так хорошо подходила для изображения плоти. Художник Аналатос и художник Полифемос — два аттических художника-ориенталиста. Крит, и особенно Кикладские острова, известны своим пристрастием к «пластическим» вазам, то есть вазам с пузом или воротником в форме головы животного или человека.

Пример греческих сосудов

Протокоринфский скифос с крылатым гением и животными (ок. 625 — 600 гг. до н. э.), находится в музее Лувра в Париже, Франция; Музей Лувра, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Голова грифона — самый популярный тип пластиковой вазы на Эгине. Меланезийские амфоры производства Пароса демонстрируют скудное понимание коринфских достижений. Они отдают предпочтение эпическим композициям и horror vacui, что видно по обилию свастик и завихрений. Наконец, можно выделить стиль «Дикая коза», который традиционно приписывался Родосу в результате важной находки в некрополе Камейроса.

В действительности, он встречается по всей Малой Азии, с концентрацией производства в Милете и Хиосе.

Существует два типа энохов: те, которые имитируют бронзовые фигурки, и посуда с ножками или без них. Декор состоит из слоев, в которых стилизованные существа, чаще всего дикие козы (отсюда и название), преследуют друг друга во фризах. Свободные участки заполняются разнообразными орнаментами.

Чернофигурная техника

Когда человек думает о древнегреческих гончарных изделиях, наиболее яркий образ, который приходит на ум, — это черная фигура. В течение долгих лет она была одним из самых заметных орнаментов в Древней Греции. Фаза черных фигур примерно соответствует обозначенному Винкельманом периоду средней и поздней архаики, который длился с 620 по 480 год до нашей эры.

Метод вырезания силуэтных фигур с энергичными деталями, широко известный как метод черных фигур, был изобретен в VII веке в городе-государстве Коринф и оттуда распространился на другие города-государства и места, такие как Беотия, Спарта, Эвбея, Афины и восточные греческие острова.

Греческие гончарные техники

Техника чернофигурной росписи, демонстрирующая надрезание слоя краски перед обжигом с помощью булавочного инструмента; Anna05031963, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

  Статуя "Завуалированная Дева" - знаменитая мраморная статуя с вуалью

Коринфская ткань, которую Даррелл Амикс и Хамфри Пейн тщательно исследовали, может быть идентифицирована через аналогичное представление человеческих и животных форм. Животные узоры доминируют на вазе и демонстрируют наибольшее новаторство в ранней эпохе коринфских черных фигур.

В течение среднего и позднего периода, по мере того как коринфские художники обретали уверенность в изображении человеческой формы, масштаб животного фриза уменьшался по отношению к человеческому сценарию. К середине VI века до н.э. качество коринфской посуды ухудшилось настолько, что некоторые коринфские художники покрывали свои горшки малиновым слоем, чтобы имитировать превосходную афинскую посуду.

Древнегреческая керамика

Экзекия как гончар (подпись) (ок. 540 — 530 гг. до н.э.), находится в Британском музее в Лондоне, Великобритания; Британский музей, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Исследователи в Афинах обнаружили первые известные примеры маркировки своих работ вазописцами, одна из которых — динос Софилоса, что может свидетельствовать о росте их амбиций как художников в создании колоссальных работ, необходимых в качестве погребальных маркеров, таких как ваза Франсуа Клейтиаса. Многие ученые считают, что Эксекиас и художник из Амасиса создали лучшие работы в этом стиле, благодаря их чувству композиции и сюжету.

Около 520 года до н.э. художник Андокид, Олтос и Псиакс разработали метод красных фигур, который постепенно перешел в стиль двуязычной вазы. Красная фигура быстро превзошла черную, в то время как черная фигура все еще использовалась в панафинейской амфоре далеко в IV веке до н.э.

Техника краснофигурной росписи

Метод красных фигур был изобретен афинянами в конце шестого века. Это была полярная противоположность черной фигуры с красным фоном. Возможность создавать детали путем прямого рисования, а не разрезания, предоставила художникам дополнительные выразительные возможности, такие как трехчетвертные профили, больше анатомических деталей и перспективное изображение.

Первое поколение краснофигурных художников использовало как краснофигурную, так и чернофигурную технику, а также другие подходы, такие как техника Сикса и белый фон, который создавался одновременно с краснофигурным. Сходные принципы и амбиции пионеров, таких как Эвфроний и Эвтимид, указывают на то, что они были чем-то похожи на самосознательное движение, но они не оставили никакого наследия, кроме своих собственных работ.

Пример узоров греческих ваз

Интерьер аттической краснофигурной килики (ок. 490 г.), хранящейся в Британском музее в Лондоне, Великобритания; Британский музей, общественное достояние, через Wikimedia Commons

По словам Джона Бордмана, исследование их работ «можно рассматривать как археологическую победу», поскольку «восстановление их карьеры, общая цель и даже соперничество могут быть восприняты как археологический успех». Следующая школа художников позднеархаических ваз внесла больше натурализма в стиль, что видно по постепенному изменению профиля глаза.

К ранней и высокой классической эпохе возникло множество различных школ краснофигурной живописи.

Маньеристы, связанные со студией Майсона и иллюстрируемые «Панским живописцем», придерживаются архаичных элементов, таких как жесткие драпировки и неловкие позы, которые они смешивают с преувеличенными движениями. Школа Берлинского художника в лице Ахиллеса и его друзей (которые могли быть учениками Берлинского художника), с другой стороны, предпочитала натуралистическую позицию, часто изображая одного человека на сплошном черном фоне или контролируемых лекифоях на белом фоне.

На этом мы завершаем нашу статью о фактах о греческой керамике. Благодаря своей исключительной выносливости древнегреческая керамика представляет собой значительный элемент археологической летописи Греции, а поскольку ее так много, она оказала пропорционально большое влияние на наше понимание греческой цивилизации. Осколки древнегреческих ваз, брошенных или захороненных в первом тысячелетии до нашей эры, остаются самым ценным источником для понимания обычной жизни и мышления греков. Некоторые греческие горшки изготавливались дома для повседневного и кулинарного использования, в то время как превосходная керамика из таких мест, как Аттика, приобреталась другими цивилизациями Средиземноморья, особенно этрусками в Италии. Существовали различные региональные варианты, в частности, древнегреческие керамические стили из Южной Италии.

Часто задаваемые вопросы

Какие материалы использовались для изготовления греческих ваз?

Глина, используемая для изготовления керамики, была широко доступна по всей Греции, но самой лучшей была аттическая глина, которая имела высокую концентрацию железа и давала оранжево-красный цвет со слабым блеском при обжиге, а также бледный буфер Коринфа. Глина обычно обрабатывалась и очищалась в отстойниках для получения материала различной консистенции в зависимости от типов емкостей, которые должны были быть изготовлены из нее. Древнегреческая керамика обычно создавалась на гончарном круге и, как правило, состояла из отдельных горизонтальных частей.

Как создавался узор греческой вазы?

Этот подход варьировался в зависимости от распространенного в то время орнаментального стиля, но общие способы включали в себя окраску всей вазы или отдельных ее частей тонкой черной липкой краской, наносимой кистью, следы которой до сих пор видны во многих случаях. Эта черная краска изготавливалась из комбинации щелочного поташа или соды, кремнийсодержащей глины и черного оксида железа. Краска наносилась на горшок с помощью фиксатора из мочи или уксуса, который сгорал в жаре печи, закрепляя пигмент в глине.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий