Как и многие другие сферы деятельности и искусства в истории человечества, архитектура всегда считалась исключительной прерогативой мужчин. Однако женщины-архитекторы отнюдь не являются новинкой, и многие из них пробились в ряды архитекторов и стали объектом восхищения благодаря своей работе. Женщинам в архитектуре всегда приходилось прилагать больше усилий, чем их коллегам-мужчинам, чтобы выделиться, и, возможно, именно поэтому качество их работ столь высоко. Сегодня мы узнаем больше о некоторых знаменитых женщинах-архитекторах, которые в течение своей карьеры произвели фурор в своей отрасли.
Оглавление
Знаменитые женщины-архитекторы
Архитектуру можно считать одной из первых профессий, возникшей еще в доисторические времена. Однако, несмотря на то, что это ремесло является древним, идея о том, чтобы женщины занимались архитектурой в широком масштабе, появилась лишь немногим более ста лет назад. Даже в архитектурных школах в учебном плане не рассказывают о женщинах-архитекторах. Поэтому важно пролить свет на этих первопроходцев, которые преодолели барьеры и проложили путь для других.
Леди Элизабет Уилбрахам (1632 — 1705)
Дата рождения | 14 февраля 1632 года |
Регион рождения | Уэстон-андер-Лизард, Великобритания |
Дата смерти | 27 июля 1705 года |
Известные архитектурные работы | Церковь Святого Андрея в Уэстон-Парке, Уэстон-андер-Лизард |
Леди Элизабет Уилбрахам часто упоминается как первая женщина-архитектор в Великобритании. Она была плодовитым проектировщиком больших домов в период, когда женщины не должны были заниматься этим ремеслом. Хотя письменных свидетельств не сохранилось, считается, что она спроектировала около четырехсот зданий. Среди этих зданий — Белтон Хаус в Линкольншире, Виндзор Гилдхолл в Беркшире и Аппарк Хаус в Сассексе.
Это в значительной степени основано на сравнительных исследованиях элементов архитектурного дизайна различных величественных домов, которые, как утверждается, возможно, были спроектированы ею.
Картина «Леди Элизабет Уилбрахам» сэра Питера Лели, 17 век; Питер Лели, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Ей также приписывают дизайн Уэстон-парка, ее семейного дома, расположенного в Стаффордшире. Это здание демонстрирует несколько довольно необычных элементов архитектурного дизайна, которые в более поздний период также были найдены в Букингемском дворце и Кливен-Хаусе в Бакингемшире. Также считается, что сэр Кристофер Рен в молодости обучался у леди Элизабет Уилбрахам, а после Великого лондонского пожара 1666 года она помогала в строительстве восемнадцати из пятидесяти двух церквей, которые необходимо было спроектировать и построить после пожара.
Приходская церковь Святого Андрея, Уэстон-андер-Лизард, Стаффордшир, вид с северо-запада; Richard Law, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons
Именно во время своего продолжительного медового месяца в Италии и Нидерландах она углубила свои архитектурные интересы, изучая этот предмет. Когда она начинала свои строительные проекты, ей не разрешалось появляться на месте, и она посылала людей, выдававших себя за архитекторов, чтобы они контролировали проекты за нее. Недостатком такого сценария было то, что ее имя оставалось неизвестным, и она не получала признания за свою работу.
Однако преимущество отсутствия на месте было в том, что она могла быть очень продуктивной и работала в среднем над восемью проектами в год.
Марион Махони Гриффин (1871 — 1961)
Дата рождения | 14 февраля 1871 года |
Регион рождения | Чикаго, Иллинойс, Соединенные Штаты Америки |
Дата смерти | 10 августа 1961 года |
Известные архитектурные работы | Дом Адольфа Мюллера, Иллинойс |
Марион Махони Гриффин — одна из величайших американских женщин-архитекторов. Она была одной из первых в мире женщин-архитекторов, получивших лицензию после окончания в 1894 году Массачусетского технологического института. Год спустя плодовитый архитектор Фрэнк Ллойд Райт взял ее в качестве своего первого сотрудника. Ее работа в качестве чертежника оказала огромное влияние на стиль архитектуры прерий, который разрабатывал Фрэнк Ллойд Райт. Работая у Райта, она разработала множество мозаик, светильников, фресок, мебели и свинцового стекла для множества его проектов.
Она была известна своим веселым и волевым характером и не склонялась перед пресловутым эго своего работодателя.
Американские архитекторы Уолтер Берли Гриффин (слева) и Марион Махони Гриффин (справа) в Сиднее в 1930 году; Public Domain, Link
Марион Махони Гриффин принадлежит заслуга проектирования дома Адольфа Мюллера в Иллинойсе, а также дома Дэвида Амберга в Мичигане и др. Она также создала акварельные версии планов Райта, но так и не получила признания за эту работу. Когда в 1909 году Райт переехал в Европу, он предложил ей свои заказы, но она отклонила это предложение. Однако позже преемник Райта нанял ее, и она разрешила свободно контролировать дизайн.
Стеклянная посуда Марион Махони Гриффин, 1907; Sailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons
В 1911 году она вышла замуж, и вместе с новым мужем они основали свою собственную практику в Австралии, выиграв конкурс на проектирование города Канберра. Там она провела 20 лет, управляя австралийским офисом, выполняя заказы и обучая чертежников. Театр «Капитолий» в Мельбурне был одним из проектов, над которыми работали Махони Гриффин и ее команда. В 1936 году они переехали в Индию для проектирования библиотеки университета в Лакхнау. Через год она вернулась в Америку после внезапной и неожиданной смерти мужа.
Там она написала автобиографию о своей работе и скончалась в 1961 году, оставив после себя наследие одной из величайших американских женщин-архитекторов, а также одной из первых женщин-архитекторов, получивших лицензию.
Джулия Морган (1872 — 1957)
Дата рождения | 20 января 1872 года |
Регион рождения | Сан-Франциско, Калифорния |
Дата смерти | 2 февраля 1957 года |
Известные архитектурные работы | Замок Херст, Калифорния |
Джулия Морган считается одной из самых выдающихся американских женщин-архитекторов. Она начала заниматься архитектурой почти за пятьдесят лет до того, как женщины получили право голоса. В отличие от многих других женщин-архитекторов того времени, она была одной из немногих, кто работал в одиночку и не имел партнера, который также был мужем, как многие.
Она была первой женщиной-архитектором, получившей образование в Школе изящных искусств, и считается, что за свою карьеру, длившуюся более сорока лет, она спроектировала около восьмисот зданий.
Фотография американского архитектора Джулии Морган, ок. 1926 г.; студия Бойе, Сан-Франциско, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Замок Херст — ее самая известная архитектурная работа, а большинство ее зданий были построены в окрестностях Калифорнии. Джулия Морган работала для Фиби Херст, прежде чем Уильям Рэндольф Херст заказал ей создание замка. Он стал многолетним покровителем знаменитой женщины-архитектора, и Морган потратила около 28 лет на воплощение его замысла в жизнь.
Замок Херст работы Джулии Морган; Sim.sravanthi, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Другие проекты, над которыми она работала, варьировались от общественных пространств, предназначенных для рекреационных целей, до частных домов. Она также построила часовню Chapel of Chimes в Окленде, которая содержит извилистые дорожки и отличается мавританским архитектурным влиянием, это неземное пространство, где каждая комната уникальна и неповторима.
Элизабет Скотт (1898 — 1972)
Дата рождения | 20 сентября 1898 года |
Регион рождения | Борнмут, Англия |
Дата смерти | 19 июня 1972 года |
Известные архитектурные работы | Королевский Шекспировский театр |
Ньюнхемский колледж, Кембридж
Первой женщиной-архитектором, выигравшей международный конкурс в Великобритании, была Элизабет Скотт. В 1927 году она выиграла конкурс благодаря своей работе над Мемориальным театром Шекспира, расположенным в Стратфорде-на-Эйвоне. Из 70 заявок, полученных на конкурс, она была единственной женщиной. Это здание считается самым известным и выдающимся общественным зданием, спроектированным женщиной в Великобритании.
Ее карьера началась в 1919 году, когда она училась в Лондоне в новой школе Архитектурной ассоциации и окончила ее пять лет спустя.
Королевский театр Шекспировской компании, Стратфорд-на-Эйвоне, Уорикшир, Англия; Пол Дауни, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons
Элизабет Скотт хотела нанять как можно больше женщин для помощи в строительстве Королевского шекспировского театра. Чтобы помочь добиться признания в сфере, где доминировали мужчины, и повысить роль женщин в архитектуре, она сотрудничала с Обществом Фосетт. Большинство ее клиентов также были женщинами. Одним из таких примеров является ее работа в Хэмпстеде над больницей Марии Кюри, где она расширила здание, чтобы ежегодно принимать 700 пациенток.
Она также известна своей архитектурной работой над колледжем Ньюнхэм в Кембридже. Она также изображена как одна из двух женских фигур в новом паспорте Соединенного Королевства. Вернувшись в Борнмут, свой родной город, она спроектировала театр «Пирс». Он был открыт Эдуардом VIII, принцем Уэльским, в 1932 году, и более 100 000 человек пришли посмотреть на церемонию.
Элизабет Скотт занималась архитектурой до 70 лет.
Дама Джейн Дрю (1911 — 1996)
Дата рождения | 24 марта 1911 года |
Регион рождения | Суррей, Великобритания |
Дата смерти | 27 июля 1996 года |
Известные архитектурные работы | Институт современного искусства, Лондон |
Школа для глухих, Лондон
Из всех британских женщин-архитекторов дама Джейн Дрю считается самой высоко ценимой. Ее интерес к архитектуре начался в раннем детстве, когда она строила сооружения из кирпича и дерева. Во время учебы в Архитектурной ассоциации она участвовала в строительстве Королевского института британской архитектуры. Позже она стала первой женщиной-архитектором, вошедшей в совет института и ставшей его пожизненным членом.
Джейн Дрю, карандашный набросок, автор Сарбджит Бахга; Sarbjit Bahga, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Она также была одним из основателей Британского современного движения и на протяжении всей своей карьеры сознательно использовала свою девичью фамилию. Она хотела увеличить число женщин в архитектуре и во время Второй мировой войны основала в Лондоне практику, состоящую исключительно из женщин-архитекторов. В этот бурный период британской истории она осуществила множество проектов, таких как строительство 11 000 убежищ для детей Хакни на случай воздушной тревоги.
Институт современного искусства в Лондоне; Автор оригинала — Denis Barthel в German Wikipedia., CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Дама Джейн Дрю вышла замуж за Максвелла Фрая, коллегу-архитектора, в 1942 году, и вместе они создали архитектурное партнерство, в рамках которого построили множество университетов, правительственных зданий, больниц и жилых комплексов по всему миру, особенно в африканских странах, таких как Берег Слоновой Кости, Гана и Нигерия. Премьер-министр Индии был очень впечатлен ее работой в этих африканских странах и попросил ее помочь в проектировании Чандигарха, который должен был стать новой столицей Пенджаба.
При ее жизни такие университеты, как Массачусетский технологический институт и Гарвард, присудили ей докторские и почетные степени.
Лина Бо Барди (1914 — 1992)
Дата рождения | 5 декабря 1914 года |
Регион рождения | Рим, Италия |
Дата смерти | 20 марта 1992 года |
Известные архитектурные работы | Музей искусств Сан-Паулу |
Лина Бо Барди известна своими яркими и смелыми проектами зданий. В этих зданиях сочетались различные архитектурные элементы модернизма с элементами популизма. Окончив в 1939 году архитектурный колледж в Риме, она открыла свою собственную практику в Милане после переезда в этот город. В 1943 году она стала директором журнала Domus, специализирующегося на дизайне и архитектуре. Три года спустя она переехала в Бразилию, а через пять лет стала натурализованной гражданкой этой страны.
В 1947 году ей предложили разработать проект Музея искусств в Сан-Паулу.
Он считается одним из самых важных музеев в Латинской Америке и имеет уникальный дизайн: здание подвешено на четырех больших красных блоках на каждом углу, над площадью, длина которой составляет около семидесяти метров. Дом, который она построила для своего мужа и себя, известный как Стеклянный дом, также считается одним из самых ярких моментов ее карьеры, как и ее работа над спортивным и культурным центром, известным как SESC Pompéia.
Мемориальная доска, посвященная Лине Бо Барди; Роза Энини, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons
Вместе со своим мужем она стала соучредителем журнала Habitat Magazine, который вышел первым тиражом в 1950 году, и оставалась его редактором в течение трех лет до 1953 года. Журнал Habitat был самым известным архитектурным изданием Бразилии и пользовался большим влиянием в послевоенную эпоху в регионе. Бо Барди также создала первый в Бразилии курс промышленного дизайна, который можно было пройти в качестве курса в Институте современного искусства.
Оставив после себя наследие в виде зданий, а также множество незавершенных проектов, Бо Барди скончалась в 1992 году.
Норма Меррик Склярек (1926 — 2012)
Дата рождения | 15 апреля 1926 года |
Регион рождения | Гарлем, Нью-Йорк |
Дата смерти | 6 февраля 2012 года |
Известные архитектурные работы | Посольство Соединенных Штатов Америки в Токио |
Норма Меррик Склярек была уникальной среди американских женщин-архитекторов. Она была первой цветной женщиной-архитектором, получившей лицензию как в Калифорнии, так и в Нью-Йорке. Она также была первой из чернокожих женщин-архитекторов, которую приняли в члены Американского института архитекторов. Позже она также была избрана членом института.
Еще более впечатляющими ее достижения делает то, что она смогла добиться столь многого, несмотря на огромное количество дискриминации, с которой она столкнулась как женщина и цветной человек в течение своей жизни.
Фотография Нормы Склярек; blackpast.org, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Она смогла изучать архитектуру в Колумбийском университете после получения квалификации по гуманитарным наукам в колледже Барнарда, который она посещала в течение года. Там ей было трудно идти в ногу со многими другими студентами, которые уже получили степени бакалавра и магистра. Несмотря на эти трудности, она окончила колледж со степенью бакалавра в области архитектуры, будучи единственной афроамериканкой в классе и одной из двух женщин.
После окончания университета ей было очень трудно найти работу, ей отказали около девятнадцати различных фирм, в которые она обращалась. В 1955 году она, наконец, получила должность в фирме Skidmore Owings & Merrill.
Норма Меррик Склярек использовала свой интеллект и настойчивое стремление продвигаться по карьерной лестнице и была вознаграждена за все свои усилия, став директором архитектурного бюро Gruen Associates. Она была большой сторонницей женщин в архитектуре, а основанная ею фирма Sklarek Siegel Diamond была крупнейшей архитектурной компанией в США, в которой работали только женщины-архитекторы. Среди ее выдающихся проектов — посольство США в Токио и мэрия Сан-Бернардино в Калифорнии.
Эм Джей Лонг (1939 — 2018)
Дата рождения | 31 июля 1939 года |
Регион рождения | Нью-Джерси, Соединенные Штаты Америки |
Дата смерти | 3 сентября 2018 года |
Известные архитектурные работы | Британская библиотека, Лондон |
Мэри Джейн Лонг родилась в городе Нью-Джерси в Соединенных Штатах Америки. Она переехала в Англию в 1965 году после получения диплома архитектора в Йельском университете. По прибытии в Англию она начала работать с коллегой-архитектором Сент-Джоном Уилсоном, за которого вышла замуж в 1972 году. Хотя они оба работали над зданием Британской библиотеки в Лондоне, заслуга в этом часто принадлежит только Сент-Джону Уилсону.
Библиотека внесена в список зданий I класса, и на ее строительство ушло около пятнадцати лет. Ее также помнят за ее успешную практику, которой она руководила с 1974 по 1996 год — MJ Long Architect. В этот период Лонг создала несколько студий для таких художников, как Р. Б. Китадж, Фрэнк Ауэрбах и Питер Блейк. Long & Kentish — еще одна компания, в которой она принимала участие, основанная в 1994 году вместе со своим другом Рольфом Кентишем.
Британская библиотека, дизайн MJ Long; Ziko van Dijk, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Первым проектом новой фирмы стала новая библиотека для Брайтонского университета, строительство которой обошлось бы в три миллиона фунтов стерлингов. Фирма также отвечала за проектирование таких зданий, как Еврейский музей, расположенный в Камдене, и Национальный морской музей в Корнуолле.
Она работала вплоть до своей смерти в возрасте 79 лет, представив планы по восстановлению студии всего за три дня до смерти.
Дама Заха Хадид (1950 — 2016)
Дата рождения | 31 октября 1950 года |
Регион рождения | Багдад, Ирак |
Дата смерти | 31 марта 2016 года |
Известные архитектурные работы | Музей Риверсайд, Глазго |
Оперный театр Гуанчжоу
Дама Заха Хадид считается одной из самых известных женщин-архитекторов в истории, она родилась в Ираке. Она стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию, которая считается престижным символом признания среди ныне живущих архитекторов за их видение, талант и преданность делу.
Она была удостоена высшей награды, присуждаемой архитекторам в Великобритании, — Золотой медали Риба, которую получила в тот же год, когда умерла в 2016 году, оставив после себя состояние в 67 миллионов фунтов стерлингов.
Заха Хадид в Культурном центре Гейдара Алиева в Баку, 2013; Дмитрий Терновой, FAL, via Wikimedia Commons
Дама Заха Хадид получила широкое признание в Европе благодаря своим зданиям, в дизайне которых всегда использовались плавные, органичные линии и формы. Прежде чем начать свою карьеру в лондонской Архитектурной ассоциации, она изучала искусство в университете Бейрута. В 1979 году она основала свою собственную практику.
Оперный театр Гуанчжоу и Кантонская башня; Ecow, CC0, via Wikimedia Commons
Среди сооружений, принесших ей известность, — Лондонский центр водных видов спорта, построенный к Олимпийским играм 2012 года, музей Риверсайд в Глазго, башня Дженерали в Милане и Оперный театр в Гуанчжоу. В 2010 году журнал Time Magazine объявил, что Хадид вошла в сотню самых влиятельных людей года.
Несмотря на ее смерть в 2016 году, архитекторы ее фирмы продолжают поддерживать ее наследие живым и процветающим.
Беверли Уиллис (1928 — настоящее время)
Дата рождения | 17 февраля 1928 года |
Регион рождения | Оклахома, Соединенные Штаты Америки |
Дата смерти | Жив до сих пор |
Известные архитектурные работы | Здание балета в Сан-Франциско |
Беверли Уиллис родилась в Оклахоме 17 февраля 1928 года. Она родилась в период Великой депрессии в США и была вынуждена провести несколько лет со своими братьями и сестрами в детском доме, пока их снова не смогла содержать мать. После тяжелого начала детства она твердо решила следовать своей мечте — стать художником-акварелистом.
Густав Экке познакомил девушку с искусством и архитектурой Азии, а Жан Шарло — с искусством и фресками Европы.
Фотография Беверли Уиллис; Wanda Bubriski, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Беверли Уиллис уже освоила несколько других навыков, таких как дизайн продукции, промышленный дизайн и дизайн интерьера, и для нее архитектура казалась следующим естественным шагом, несмотря на отсутствие формального образования в области архитектуры. Беверли Уиллис стала пионером в разработке некоторых архитектурных концепций, таких как повторное использование исторических зданий и их адаптация для использования в современном контексте, чтобы помочь оживить городские районы, как, например, ее работа над квартирами Vine Terrace в Сан-Франциско.
Она также помогала в разработке программного обеспечения, которое помогало архитекторам в создании крупномасштабных проектов.
Вход в здание балета Сан-Франциско; по /w/index.php?title=User:Brunelleschi9&action=edit&redlink=1″ title=»User:Brunelleschi9 (страница не существует)»>Brunelleschi9 -… Собственная работа, CC BY-SA 3.0, Ссылка
Дениз Скотт Браун (1931 — настоящее время)
Дата рождения | 3 октября 1931 года |
Регион рождения | Нкана, Замбия |
Дата смерти | Жив до сих пор |
Известные архитектурные работы | Детский музей Хьюстона, штат Техас |
Дениз Скотт Браун — градостроитель, педагог, автор и архитектор, считается иконой модернизма. Она создала уникальные проекты, избегая минималистских тенденций модернистского движения и добавляя элементы, вдохновленные мультикультурализмом. Денис Скотт Браун известен тем, что приложил руку к реализации множества различных проектов, начиная от строительства музеев и университетов для таких городов, как Мемфис и Майами-Бич.
Постмодернистское движение во многом было определено влиянием исследований Скотта Брауна в области архитектуры и городского планирования.
Дениз Скотт Браун сфотографирована в своем доме, 1978 год; Линн Гилберт, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons
Дениз Скотт Браун большую часть своих лет проработала в фирме, которую она делила со своим мужем Робертом Вентури, под названием Venturi Scott Brown. Совсем недавно она попала в новости, когда несколько студентов из Гарвардского университета создали петицию, в которой говорилось, что женщина-архитектор должна была быть удостоена награды вместе со своим мужем, получившим Притцкеровскую премию в 1991 году. Несмотря на совместную работу в одной фирме над многими одинаковыми проектами, она не была включена в число лауреатов престижной премии.
Многие бывшие лауреаты этой престижной премии также добавили свои подписи к петиции, включая Рема Колхауса и Заху Хадид.
Дом гильдий; Smallbones, CC0, via Wikimedia Commons
Несмотря на все усилия тех, кто создал и подписал петицию, ей было отказано во второй раз. Однако после этого она заявила, что признательность за ее работу, которую проявили ее сторонники, была лучше самой премии.
Сегодня мы узнали о знаменитых женщинах-архитекторах, которые боролись с трудностями, желая стать женщинами в архитектуре. Им пришлось преодолеть предрассудки времени, в которое они родились, и бороться за свое место на равных в сфере работы и учебы, где в основном доминировали мужчины. Сегодня их архитектурными подвигами восхищаются тысячи людей, и они стоят в одном ряду с лучшими из того, что смогли предложить миру их коллеги-мужчины.
Часто задаваемые вопросы
Почему в архитектуре так мало женщин?
Когда-то было время, когда женщин-архитекторов практически не было, потому что женщинам не разрешалось получать формальное образование. Однако сегодня в области архитектуры работает множество женщин, и многие из них очень почитаемы за свой вклад в мир архитектуры. Некоторые архитектурные бюро, созданные женщинами, нанимали только женщин-архитекторов, что позволяло женщинам иметь больше возможностей попасть в эту высококонкурентную область.
Откуда родом большинство женщин-архитекторов?
Как мы видим из этого списка, женщины в архитектуре появились по всему миру. Первые появились в Англии и Америке, а также в европейских странах, таких как Италия. Одна из наших архитекторов даже родилась в Ираке! Как мы видим, эти женщины появились в разных уголках мира, чтобы проложить путь для других.