Ансельм Кифер — знакомство с жизнью и творчеством этого немецкого художника

Ансельм Кифер

Произведения Ансельма Кифера массивны и часто агрессивны. Они считались революционными в тот период, когда художественное средство живописи считалось практически устаревшим. Немецкий художник хорошо известен своими работами, посвященными истории и мифологии своей страны, в частности, Холокосту. В картинах Ансельма Кифера используется сильная импасто и необычные элементы, такие как свинец, разбитое стекло, сено, засохшие цветы, и многие из них вызывают в памяти определенные компоненты прошлого Германии, а также ее сказания.

Оглавление

Жизнь и творчество немецкого художника Ансельма Кифера

Национальность немец
Дата рождения 8 марта 1945 года
Дата смерти Н/Д
Место рождения Донауэшинген, Баден-Вюртемберг

Кифер является классическим историческим художником в том смысле, что его работы часто фокусируются на темах, связанных с национальной идентичностью и историей Германии и ее народа, таких как вагнеровская опера, норвежские легенды и Холокост. Последнее было попыткой вывести нацистскую эпоху в центр национальных дебатов, что часто вызывало возмущение.

Изобразительное искусство Ансельма Кифера разнообразно, оно объединяет фигуративные и символические темы, такие как сигилы, оккультная иконография, структурные интерьеры и особенности окружающей среды, чтобы вызвать психологический и эмоциональный отклик у зрителя.

Большинство из них проводят четкие параллели с такими частями немецкой истории, как лесные массивы, напоминающие о легендарных битвах, или народные сказки братьев Гримм. Кифера привлекает широкий спектр странных медиа из-за их метафорической силы. Природные элементы, такие как солома, почва и корни деревьев, указывают на время, а также на циклы существования, смертности и разрушения. Свинец имеет значение для творца и как материал, и как тема. Он был основным веществом, используемым в алхимии, и он считает, что это единственное вещество, достаточно тяжелое, чтобы выдержать вес прошлого.

Детство и ранняя жизнь

Немецкий художник Ансельм Кифер родился 8 марта 1945 года, в последние месяцы Второй мировой войны. Кифер, ребенок преподавателя рисования, был очарован живописью и представлял себя художником. Он вырос в католической семье недалеко от восточного берега Рейна, в черном лесу, в обстановке, которая определила его становление как художника и послужила источником образов и смысла для его работ.

В 1951 году его семья переехала в Оттерсдорф, и он поступил в гимназию Растатт. Несмотря на свои ранние творческие интересы, в 1965-1966 годах он изучал право и романские языки в Альберт-Университете во Фрайберге.

Вскоре после этого он отказался от своего стремления стать юристом, чтобы полностью сосредоточиться на изобразительном искусстве, поступив в Государственную академию художественной культуры в Карлсруэ к выдающемуся художнику Петеру Дрееру.

Ансельм Кифер Искусство

Произведение искусства Ансельма Кифера находится в музее Hamburger Bahnhof в Берлине, Германия; Фред Ромеро из Парижа, Франция, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

В возрасте 24 лет он также много путешествовал по Европе в это время. Кифер принадлежал к той эпохе немцев, которые чувствовали горе и раскаяние Холокоста, но не имели непосредственного опыта его переживания. По словам художника, отсутствие обсуждения Второй мировой войны в школе послужило для него источником художественного вдохновения.

Он начал свою творческую карьеру со скандальной серии картин «Оккупации» (1969), которая вызвала споры из-за явной ссылки на нацистскую Германию.

Зрелые работы

Кифер приехал в Дюссельдорф в 1970 году, чтобы учиться в Государственной академии искусств, и познакомился с художником Йозефом Бойсом, который оказал на него неизгладимое влияние как учитель и неофициальный наставник. Бойс распознал в Кифере огромные перспективы и побудил его попробовать себя в живописи, впечатлившись его сарказмом в отношении истории Германии. В результате Кифер перешел от фотографии к другим видам искусства и в 1971 году создал свои первые огромные пейзажные картины.

Кифер начал создавать свой собственный отличительный визуальный стиль, концентрируясь на драматических пейзажах и внутренних пространствах, в значительной степени опираясь на теоретический стиль Бойса и использование символизма. Он продолжал исследовать темы немецкого прошлого, традиций и фольклора, изображая сельскохозяйственные луга страны и обращаясь к культурным традициям прошлого Германии, таким как Каспар Давид Фридрих и композитор Вильгельм Рихард Вагнер.

На первый взгляд эти работы кажутся простыми пасторальными пейзажами, однако в них чувствуется оттенок мрачного прошлого Германии, навевающий мысли о мрачных равнинах мест массовых захоронений и лагерей уничтожения. Бойс надолго повлиял на творчество Кифера, но он также связался с родственным ему художником-неоэкспрессионистом Георгом Базелицем, который в это время стал его первым спонсором и художественным партнером.

  Кацусика Хокусай - жизнь и творчество знаменитого японского художника

Ансельм Кифер Искусство

Открытие выставки «Ансельм Кифер: SHEVIRAT HA-KELIM» в Тель-Авивском музее искусств в Тель-Авиве, Израиль; Yair Talmor — יאיר טלמור, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В 1974 году Базелиц приобрел многие картины Кифера, что позволило художнику продолжить работу над своими знаковыми ранними сериями, несмотря на их спорную тематику. На протяжении 1970-х и 1980-х годов Кифер неоднократно выезжал за пределы Германии, в том числе в США, Европу и на Ближний Восток. Эти события оказали значительное влияние на его мировоззрение и творчество, побудив отойти от тем немецкой истории и обратиться к более широким вопросам, связанным с функциями произведений искусства и мифов в общественных и религиозных ситуациях.

Он включил в свои работы аспекты еврейского мистицизма и верований каббалы, особенно под влиянием культурных революций в Израиле. Под влиянием поездки в Египет Кифер перенял богатый графический язык религиозной набожности и иероглифической символики из обширной коллекции древнего искусства и антиквариата этой страны. В это время Ансельм Кифер начал использовать новые темы, такие как сигилы, а также зациклился на метафизическом и эзотерическом символизме, что также ознаменовалось использованием Ансельмом Кифером множества новых материалов.

Немецкий художник

Работа Ансельма Кифера, созданная в 1984-1986 годах, находится в Художественной галерее Нового Южного Уэльса в Сиднее, Австралия; Wmpearl, CC0, via Wikimedia Commons

Впервые в своем творчестве художник использовал солому в серии 1981 года «Маргарита и Шуламит», которую он предпочитал за ее осязаемые, гибкие и преходящие свойства. Если раньше он экспериментировал со стеклом, то органические материалы, такие как солома, полевые цветы и ясень, стали основными в его работах. Свинец, который он использовал в прошлых проектах, также стал все более заметным в этот период после того, как он приобрел свинцовую крышу кельнского собора во время его реконструкции в 1980-х годах.

Кифер получил международную известность, когда неоэкспрессионизм набрал силу в конце 1970-х и начале 1980-х годов, и он был выбран представлять Германию на Венецианской биеннале вместе с Альфредом Штиглицем в 1980 году.

Этот выбор, сделанный директором Штадельского Кунстинститута Клаусом Гальвицем, утвердил неоэкспрессионизм как движение и потребовал от страны взглянуть на историю Германии с международной точки зрения. Выставка также способствовала росту репутации Кифера на мировой художественной сцене, что привело к огромному признанию.

Последующая жизнь

В 1992 году Кифер развелся со своей первой женой, с которой прожил около 20 лет, и их тремя детьми и переехал из крошечной деревушки под Франкфуртом в огромный дом во Франции, который был заброшенной шелковой фабрикой. Кифер постепенно превратил это место в гезамткунстверк, полный башен, туннелей и сооружений.

В период с 1995 по 2001 год он вышел за рамки своей обычной тематики, начав работу над абстрактной серией, посвященной Вселенной, и расширив свой репертуар тем и средств.

Одновременно он возродил свой давний интерес к скульптуре и тексту, создав захватывающую серию, посвященную Велимиру Хлебникову, русскому поэту-футуристу, и заново открыл для себя работы Пауля Целана, чьи тексты появляются на протяжении всей карьеры Кифера.

Наследие

Хотя Кифер приобрел популярность во времена неоэкспрессионистского стиля в 1970-х и 1980-х годах, его работы продолжают привлекать как художников, так и зрителей. Его использование материалов, частично вдохновленное ассамбляжами Роберта Раушенберга и странностью Arte Povera, возродило интерес к метафорическому использованию обычных нехудожественных элементов в живописи.

Эта часть его техники возобновила интерес к трехмерным, многослойным полотнам и побудила последующих художников, включая Дэна Колена и Чжан Хуана, к более широким исследованиям с материалами.

Картины Ансельма Кифера — это сложные композиции со строгими темами, которые оставили неизгладимый след у художников, работающих в различных средах, включая художников Стивена Барклая и Кристофера Брэмхэма. Работы Ансельма Кифера колеблются между абстракциями и фигурациями, с особенно поэтичным и эмоциональным подходом, который отказывается от суровой эстетики концептуального искусства в пользу более вызывающих, импрессионистических и морально-символических образов.

Творчество Ансельма Кифера

Кифер часто использует книги в качестве предмета для изображения знаний и культуры, что проистекает из его увлечения мифологией, историей и информацией. Кроме того, он регулярно включает в свои работы текст, например, фрагменты из поэзии, книг и националистических заявлений, а также имена значительных личностей, написанные каракулями.

Немецкий художник создал тотемические пейзажи и погребальные статуи с богатой материальностью, которая указывает на историческое накопление.

Оккупации (1969)

Дата завершения 1969
Средство Фотография
Размеры 29 см x 21 см
Текущее местонахождение Частная коллекция

Печально известная первая коллекция работ Кифера состояла из набора фотографических автопортретов, в которых он лицом к лицу столкнулся с прошлым нацистской Германии. Кифер снимал свои портреты в многочисленных исторически значимых местах во Франции, Швейцарии и Италии, включая государственные достопримечательности и древние руины, будучи одетым в армейскую форму своего отца и позируя в жесте «гитлергрусс». На этом снимке художник подходит к воде спиной к наблюдателю, в романтической позе под влиянием Давида Каспара Фридриха.

На картине Ансельма Кифера, как и на картине Фридриха «Странник над морем тумана» (1818), изображен человек с глазами, устремленными вдаль, повелевающий окружающей средой, в то же время поглощенный ею.

Кифер объединяет эти две, казалось бы, несхожие эпохи немецкой истории, позируя в исторически романтической позе и вытягивая руку в нацистском приветствии, подразумевая, что любовь Германии к нации была неизменным элементом ее истории по крайней мере с начала XIX века. Империалистические и патриотические взгляды эпохи романтизма, подстегнутые наполеоновскими завоеваниями, были использованы чиновниками Третьего рейха, кульминацией которых стали ужасы Холокоста.

Хотя эта работа эстетически отличается от его последующих работ, она вводит темы, которые стали основополагающими в исследованиях Кифера о наследии Германии и национальной боли.

Оккупация» стала первой персональной выставкой Кифера в Карлсруэ, Германия, в 1969 году. Хотя преподаватель Кифера, Райнер Кухенмайстер, похвалил работу, выставка получила плохие отзывы от коллег Кифера и широкой немецкой аудитории.

  Фрида Кало "Сломанная колонна" - анализ картины "Сломанная колонна"

Немецкие духовные герои (1973)

Дата завершения 1973
Средство Масло и уголь на холсте
Размеры 300 см x 435 см
Текущее местонахождение Барбара и Евгений Шварц

Это огромное произведение искусства, выставленное в павильоне Германии на Венецианской биеннале 1980 года, вызвало дискуссию и вызвало самые разные отклики. На картине изображено огромное, пустое деревянное здание, напоминающее средневековую постройку, с горящими через равные промежутки по всей стене факелами. Пустынное пространство ставит под сомнение существование немецких героев, упомянутых в названии картины, возможно, намекая на то, что национальная идентичность должна быть восстановлена с нуля после катастрофических событий Холокоста.

Некоторые комментаторы неправильно поняли парадокс названия «Немецкие духовные герои» и утверждали, что произведение способствует всеобщему увлечению немецким наследием, игнорируя при этом суровость нации. Другие интерпретировали ее как созерцательный взгляд на немецкую культуру и реакцию страны на недавние времена.

Эта внутренняя схема повторялась в работах Анселя Кифера на протяжении всех 1970-х годов, например, в его серии «Чердачные картины». Эти интерьеры, подобно изображению Винсентом Ван Гогом своей спальни, представляют менталитет художника и нации, вызывая у зрителя определенный эмоциональный отклик.

Произведения искусства вызывают у зрителя неприятное впечатление мрачной картиной пустой палаты, подразумевая, что что-то не так. Кифер, как и в серии «Оккупации», намеревался нарушить молчание о Холокосте, чтобы стимулировать возрождение и расширение за его пределами, отсюда и изображение пустой камеры, готовой заполниться новыми героями.

Хотя Кифер считается одним из самых выдающихся художников, обратившихся к этой запретной теме, он был частью более широкой среды послевоенных немецких интеллектуалов, пытавшихся избавиться от печального прошлого своей страны. Склонность Кифера к откровенному заимствованию нацистских идей, верований и лозунгов, с другой стороны, вызвала разногласия.

По словам академика Андреаса Хюиссена, «целенаправленный подход Кифера к раскрытию ящика Пандоры с фашистской и патриотической иконографией стал для немецких критиков своего рода первородным грехом эпохи после Освенцима». В результате его искусство часто ошибочно истолковывалось как продвижение нацистской идеологии, а не как вызов ей, вызывая отвращение и презрение зрителей.

Варус (1976)

Дата завершения 1976
Средство Масло и акрил на мешковине
Размеры 270 см x 200 см
Текущее местонахождение Центр Жоржа Помпиду, Париж

Кифер утверждал, что «наши повествования начинаются в лесу», поэтому неудивительно, что лес часто появляется в его творчестве. Для художника этот мотив имеет большой резонанс, особенно как изображение немецкой национальной идентичности, восходящей к тевтонскому периоду. Варус ссылается на битву в Тевтобургском лесу в 9 году до н.э., в которой беглец из римской армии Герман Арминий в сотрудничестве с коренными германскими народами уничтожил римлян под руководством Варуса, который умер на своем мече, увидев, как убивают его солдат.

Тацит записал это опустошительное поражение в «Анналах», которые были восстановлены в XV веке и стали столпом германской идентификации как народа более простой добродетели с почти мифологической привязкой к своей территории, народа, победившего тех, кто запятнан космополитизмом.

Имена некоторых участников конфликта, в частности, Арминия и его жены Такнельды, выписаны на полотне вместе с другими деятелями немецкого прошлого и культуры, которые сыграли свою роль в становлении немецкого национального характера.

Имена Фридриха Клопштока, Фридриха Холдерлина, Иоганна Готлиба Фихте и Фридриха Шлейермахера начертаны на ветвях деревьев, как бы создавая зал славы. Отто фон Бисмарк, Мартин Лютер, Адольф Гитлер и другие брали пример с Германа.

Алый цвет на снегу отражает кровь римлян и других людей, убитых в лесу немцами на протяжении многих лет. Тропа через лес подходит к концу, сигнализируя о том, что необходимо найти новый, менее жестокий путь.

Эта композиция была вдохновлена картиной Фридриха «Шассер в лесу» 1814 года, на которой наполеоновский солдат идет в немецкие леса навстречу своей судьбе, снова празднуя военный успех, связанный с лесом. Леса играли важную роль в нескольких немецких сказках, задокументированных братьями Гримм, таких как «Гензель и Гретель», в связи с римским и романтическим периодами.

  Как нарисовать цветок маргаритки - реалистичный самоучитель рисования маргаритки для всех

Маргарита (1981)

Дата завершения 1981
Средство Масло и соломка на холсте
Размеры 280 см x 400 см
Текущее местонахождение Коллекция Саатчи

Маргарита», одна из самых известных работ Кифера, исследует темы памяти, скорби и немецкой истории. Эта работа является кульминацией серии, вдохновленной поэтом из Румынии Паулем Целаном, который изобразил свое заключение в нацистском концентрационном лагере. Целан создает драматическое изображение Холокоста, сосредоточенное на двух женских персонажах, немке Маргарите и еврейке Шуламите, в котором судьбы этих двух женщин связаны.

Кифер переносит литературные темы Целана в изобразительное искусство, чтобы побудить зрителей задуматься об ужасе Холокоста, продолжая свое увлечение поэзией и использование текста в своих работах. Маргарита в поэме — блондинка, которая представлена на картине соломой, ставшей для Кифера постоянным материалом, но использованной здесь впервые.

Кифер выбрал солому за ее возможность быть скрученной и сожженной, а также за символическую аллюзию на жизненные ритмы, расовое превосходство и немецкое уважение к земле. Кроме того, ее податливость, извилистость и хрупкость отсылают к шаткому характеру жизни и ее окончательному распаду. Солома также намекает на Румпельштильцхена из немецкой мифологии, в которой он, подобно алхимику, превратил солому в золото.

Рекомендуемое чтение

Немецкий художник Кифер хорошо известен своими работами, изображающими историю и мифологию его страны, особенно в связи с Холокостом. Картины Ансельма Кифера включают в себя мощную импасту и странные ингредиенты, такие как свинец, разбитое стекло, сено и засохшие цветы, и многие из них отражают аспекты истории Германии, а также ее сюжеты. Вот несколько книг, которые вы можете прочитать, если хотите узнать еще больше о творчестве и жизни Ансельма Кифера.

Ансельм Кифер: Небо и земля (2005) Майкл Опинг

Эта книга, представляющая собой ретроспективу творчества Ансельма Кифера, рассматривает всю карьеру художника через призму одной увлекательной темы. Ансельм Кифер переплетает понятия земли и неба в своих работах, от ранних скульптур до последних высокотекстурированных полотен, исследуя противоположности этих понятий и пытаясь определить трансцендентное качество, которое ставит искусство между ними. Часто спорные изображения Кифером природного и социального ландшафта Германии включают такие темы, как уничтожение и воскрешение, слава и позор, грех и спасение.

Ансельм Кифер: Небо и земля

  • Ретроспективный том работ Ансельма Кифера
  • Рассматривает всю карьеру Кифера через призму одной темы
  • Включает более пятидесяти репродукций и несколько редких ранних работ

Ансельм Кифер (2015) Даниэль Арассе

Ансельм Кифер — один из самых влиятельных и спорных художников 20-го века. В этой книге рассматривается содержание творчества Кифера, начиная с его появления на мировой художественной сцене на Венецианской биеннале 1980 года, когда он вызвал страстные споры и дебаты о «немецкости» своих инсталляций. С тех пор Кифер создал множество работ, протеиновых, драматических, гигантских или личных, в зависимости от момента, в различных средах.

Ансельм Кифер

  • Богато иллюстрированная монография одного из самых противоречивых художников
  • 250 полноцветных и высококачественных репродукций работ Кифера
  • Включает 409 иллюстраций, 394 из которых цветные.

Мы надеемся, что вам понравилась эта статья об Ансельме Кифере. Благодаря своей плодовитости Кифер создал целый корпус работ, включающий живопись, инсталляции, скульптуры, печать и фотографию, в которых используются символические, первозданные элементы, такие как глина, свинец и пепел. Он является одним из самых выдающихся европейских художников своего времени, не стесняясь исследовать исторические вопросы и влияние текущих европейских событий. Кифер часто возвращается к определенным темам или образам, создавая работы, которые связаны с концепцией истории как постоянного цикла, затрагивая поэзию, историю, теологию и психологию.

Часто задаваемые вопросы

Кто такой Ансельм Кифер?

Кифер создал свою собственную коллекцию тем и символов для исследования сложной темы прошлого и национальной идентичности Германии. Физическая текстура и визуальная замысловатость его художественного подхода придают предметам и темам богатую, живую тактильность. Его темы варьируются от тевтонской мифологии до алхимии и сущности религии, и он исследует их с помощью головокружительного множества материалов, включающих все виды органического материала.

Чем известен Ансельм Кифер?

Кифер — немецкий художник, который посвятил свою карьеру исследованию послевоенного образа, прошлого и мифологии своей страны. На творчество Кифера как художника, скульптора и инсталлятора большое влияние оказывает материальность. Его крупномасштабные картины имеют характерную текстуру благодаря широкому использованию красок, смешанных с обнаруженными органическими обломками.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий