Фра Анджелико — взгляд на этого легендарного художника раннего Возрождения

Фра Анджелико

Фра Анджелико, прозванный после смерти «ангельским живописцем», был художником раннего Возрождения, который помог осуществить новые преобразования в итальянском искусстве. Доминиканский живописец Фра Анджелико сосредоточился на создании религиозных тем в логическом, иллюзорном царстве и со всей основательностью и сущностью человеческого тела в рамках зарождающейся идеи гуманизма раннего Возрождения. В картинах Фра Анджелико набожность сочеталась с творческой изобретательностью, что позволило создать одни из самых убедительных фресок и алтарных образов эпохи раннего Возрождения. Произведения Фра Анджелико повлияли на более поздних художников эпохи Возрождения, а его горячая религиозная преданность и сочувствие к человечеству мотивировали художников последующих поколений, искавших пути выхода из застоя в академизме.

Оглавление

Биография художника эпохи раннего Возрождения Фра Анджелико

Национальность итальянец
Дата рождения c. 1395
Дата смерти c. 1455
Место рождения Виккьо ди Муджелло, Флоренция

Во время своего пребывания в монастыре Фра Анджелико был погружен в интеллектуальную культуру, в которой христианская доктрина сочеталась с классической литературой. Этот новый гуманизм подчеркивал ценность логического мышления и провозглашал идеалы личной свободы, которые сформировали ранний Ренессанс.

Следуя по стопам таких художников, как Масаччо и Леон Баттиста Альберти, доминиканский живописец Фра Анджелико перенес это внимание к логике и точности в художественные произведения, создавая иллюзорные среды и организуя свои работы с помощью линейной перспективы.

Фра Анджелико Портрет

Посмертный портрет Фра Анджелико работы Луки Синьорелли на фреске «Деяния Антихриста» (ок. 1501), расположенной в соборе Орвието в Умбрии, Италия; Luca Signorelli , Public domain, via Wikimedia Commons

Творческая карьера Фра Анджелико параллельно менялась в Европе XV века. Поскольку он был доминиканским монахом, а также художником эпохи Возрождения, некоторые из его ранних работ были заказаны растущим и могущественным орденом доминиканцев.

Тем не менее, по мере роста его славы, он получил несколько заказов от нового состоятельного класса торговцев и купцов в центральной Италии, что укрепило его положение как одного из самых значительных художников того периода.

Детство

О ранней жизни Фра Анджелико известно очень мало. Хотя точная дата его рождения неизвестна, мы знаем, что он родился недалеко от деревни Виккьо. Фра Бенедетта, брат Анджелико, также стал монахом, как и Чекка, его сестра. Личность его родителей неясна, хотя обычно считается, что Анджелико воспитывался в богатой семье.

Предполагается, что Анджелико получил художественное образование, которое заложило основу для его творческой карьеры.

Раннее обучение и творчество

Фра Анджелико, скорее всего, обучался у художника Лоренцо Монако, иллюминатора рукописей, популярного во Флоренции в тот период. По словам искусствоведов, оба художника имели «уникальную палитру, не сравнимую по сложности ни с одним другим художником того времени, в которой цвета ослепительны и многочисленны по оттенкам, подчеркнутые тонко наложенными белыми прядями».

Художник раннего Возрождения вступил в братство Сан Никкол ди Бари в 1417 году по совету Баттисты ди Бьяджо Сангиньи. Год спустя запись, указывающая на компенсацию за произведение искусства в Санто-Стефано-аль-Понте, означает начало его карьеры живописца.

Анджелико вступил в монастырь Сан-Доменико во Фьезоле в качестве монаха в 1418-1423 годах вместе со своим братом Бенедетто, который также специализировался как художник и иллюминатор. Его коллеги, в частности Масаччо, узнали бы его как Фра Джованни да Фьезоле, его вновь обретенную религиозную идентичность.

Произведения искусства Фра Анджелико

Деталь картины Фра Анджелико «Святой Лаврентий, раздающий милостыню» (1447 — 1450), расположенной в Никколинской капелле в Ватикане; Фра Анджелико, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Духовная деятельность Анджелико как монаха доминиканского ордена, скорее всего, включала самобичевание и воздержание, а также чтение латыни, священных писаний и религии. Многие считают, что Анджелико был глубоко религиозным человеком, а Вазари вообще зашел так далеко, что сказал, что художник никогда бы не нарисовал распятие «без слез, льющихся по его лицу».

Хотя это, несомненно, гламуризированная запись, в ней есть доля правды, потому что мы можем видеть преданность Анджелико ордену и его системе ценностей в его работе и стиле жизни, но также верно и то, что доминиканский сан был одним из представителей академических и художественных упражнений во Флоренции в тот момент и находился на пороге получения значительного влияния.

За время работы в Сан-Доменико Анджелико создал иллюстрированное руководство для хора, известное как Messale 558, а также три алтарных образа для доминиканского монастыря, например, «Алтарь Сан-Доменико» (ок. 1423).

Раннее Возрождение

Алтарь Сан-Доменико (1423 — 1424) Фра Анджелико, расположенный в монастыре Сан-Доменико во Фьезоле, Италия; Фра Анджелико, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Картины Анджелико этого времени показывают его преданность доминиканским ценностям, в центре которых — поклонение Христу и Марии. Но к концу 1420-х годов творческая обстановка во Флоренции резко изменилась: умерли некоторые из самых известных коллег Анджелико, в частности Масаччо, который умер от эпидемии чумы в 1428 году.

Анджелико стал одним из самых выдающихся художников Флоренции.

Известность Анджелико росла по мере того, как он привлекал интерес самых богатых независимых меценатов города, таких как Палла Строцци и Козимо Медичи, а художественные работы фра Анджелико выходили за рамки контрактов для доминиканского ордена. Он был настолько желанным, что к 1430-м годам у него и Бенедетто была хорошо развитая студия, что позволило ему быстро создавать широкий спектр работ.

  Почему искусство важно? - Холистическое исследование важности искусства

Зрелый период

В 1436 году папа Евгениус IV передал доминиканским обсервантам контроль над монастырем Сан-Марко, и именно здесь Фра Анджелико создал несколько своих самых известных шедевров. Во время перестройки монастыря в конце 1437-8 годов Козимо Медичи контролировал финансирование всего объекта.

Он заказал Анджелико украсить монастырь и написать, возможно, самый известный его алтарный образ, получивший название «Алтарь Сан-Марко» (ок. 1442).

Доминиканский живописец

Алтарь Сан-Марко (1438 — 1443) работы Фра Анджелико, находится в музее Сан-Марко во Флоренции, Италия; Фра Анджелико, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Анджелико работал в течение пяти лет со свитой помощников, в частности с Беноццо Гоццоли, чтобы закончить многочисленные картины и алтарные образы, украшающие монастырь. Росписи Сан-Марко, вдохновившие монахов на посвящение, считаются одним из самых важных и масштабных примеров партнерства между доминиканскими идеями и искусством.

Поздний период

Папа Евгениус IV вызвал Анджелико в Рим в июле 1445 года, где он оставался до 1450 года. Тем не менее, в 1447 году Анджелико был документально зафиксирован в Орвието, работая в тесном сотрудничестве со своим учеником и помощником Беноццо Гоццоли над украшением капеллы Сан-Брицио. Из-за денежных проблем, вызванных магистратами, строительство было заброшено и в конечном итоге завершено Лукой Синьорелли более 50 лет спустя, который включил изображение фра Анджелико в одну из своих фресок.

Вернувшись в Рим, Анджелико завершил серию картин для папы Николая V, несколько из которых, к сожалению, были утеряны, в том числе фреска, изображающая жизнь святых Лаврентия и Стефана в его капелле. О последних годах жизни Анджелико сохранилось очень мало документов, однако он служил настоятелем своего бывшего монастыря во Фьезоле с 1449 по 1452 год.

Фра Анджелико Пример произведения искусства

Сцены из жизни Христа (1451 — 1452) Фра Анджелико, находится в музее Сан-Марко во Флоренции, Италия; Фра Анджелико, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Брат Анджелико умер к 1450 году. В эти годы Анджелико наверняка выполнил несколько заказов, в частности, «Серебряный ларец» (ок. 1452). Затем он еще раз отправился в Рим, после чего умер 8 февраля 1455 года в Санта-Мария Сопра Минерва.

Анджелико был признан человеком, который был предан своей вере и воздерживался от материальных благ.

Наследие

Анджелико был беатифицирован в 1982 году Папой Иоанном Павлом II, который признался в своей привязанности к нему. В то время как духовность Фра Анджелико была экстраординарной, его художественные достижения и использование цвета побудили многих художников эпохи Возрождения, таких как Синьорелли и Рафаэль, которые использовали его портрет как эмблему религиозной набожности в своих работах «Проповедь и деяния Антихриста» (ок. 1502) и «Диспут о Святых Таинствах» (ок. 1510).

Слава Анджелико распространилась далеко за пределы Италии, поскольку его творческие инновации повлияли на художников Северного Возрождения, таких как Рогир ван дер Вейден, который, очевидно, использовал творческие рамки Анджелико для создания своей «Плача Христа» (ок. 1460 — 1463). Гораздо позже Анджелико вдохновил прерафаэлитов в середине 19 века.

Художник эпохи Возрождения

Пределла Пала ди Фьезоле работы Фра Анджелико, находится в Национальной галерее в Лондоне, Великобритания; Национальная галерея, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Такие художники, как Данте Габриэль Россетти, обращались к Раннему Возрождению не только за методами, но и за более эмоциональными темами, отвергая возвышенный классицизм, пропагандируемый этой школой. Композиционные параллели между картиной Россетти «Ecce Ancilla Domini» («Благовещение») (1850) и работой Анджелико поразительны. Произведения Фра Анджелико продолжают вдохновлять многих художников и по сей день. Ричард Гамильтон, поп-художник, заявил, что Анджелико оказал большое влияние на его работы, что можно заметить в его цифровом коллаже «Благовещение» (2005), который включает цветовую схему и структуру Фра Анджелико в повествование о его личной жизни.

Несмотря на религиозную сущность его сюжета, который в основном вышел из моды в современную эпоху, представление Анджелико истории, созданной вокруг творческого развития пространства и представленной в ярких цветах и художественной величественности, оказало влияние на широкий круг художников различных эпох и обществ.

Картины Фра Анджелико

Доминиканский художник Фра Анджелико прославился своими картинами эпохи Возрождения, посвященными ангелам. Он использовал откровения Масаччо об эстетических достижениях, сохраняя при этом верность традиционным представлениям о святом искусстве. Его вера и преданность доминиканскому ордену проявляются в изысканной элегантности его мадонн и ангелов.

Он также привил своим детям истинно религиозную любовь к людям и чувство собственного достоинства перед Богом. Эта преданность своей вере и работе сформировала мировоззрение художника и служила движущим фактором на протяжении всей жизни Фра Анджелико.

Страшный суд (1431)

Дата завершения 1431
Средство Темпера и золото на панели
Размеры 105 см x 210 см
Текущее местонахождение Музей Сан-Марко, Флоренция, Италия
  Лоренс Вайнер - один из лидеров движения концептуального искусства

Картина «Страшный суд», отличающаяся своеобразным дизайном, выполняла особую функцию фона для сидения духовенства и гостей на высокой мессе во флорентийской церкви Санта Мария Дельи Анджели. Это убедительное произведение изобразительного искусства, в котором Фра Анджелико объединяет традиционные прецеденты Страшного суда с новыми изобретениями, изображая историю, в которой Христос определяет, куда попадут усопшие — в ад или в рай. Христос возвышается в небесах, окруженный мандолой и толпой ангельских существ, по бокам от него стоят святой Иоанн Креститель и Дева Мария в сопровождении вереницы святых.

Длинный ряд открытых могил под небесным фоном представляет усопших, подлежащих осуждению.

Слева от могил видна пышная зелень, а также ангелы, радостно танцующие вокруг входа в рай и устремленные в небеса. С другой стороны, справа, осужденные уводятся демонами в адские ямы, где их ждут суровые наказания. Фра Анджелико, возможно, взялся за этот проект после смерти своего наставника Лоренцо Монако.

Картины Фра Анджелико

Страшный суд (1431) Фра Анджелико, находится в музее Сан-Марко во Флоренции, Италия; Фра Анджелико, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Приподнятый нимб вокруг головы Христа является более типичным элементом предыдущих картин, а изображения адских мук заимствованы из аналогичной картины Страшного суда, находящейся в Пизе, что говорит о том, что Фра Анджелико не изобрел всю картину. Его отличительной чертой было изобретательное использование иллюзионистской точки зрения для создания убедительной истории.

Фра Анджелико изобразил гробницы, исчезающие к горизонту, создавая глубину на простой поверхности произведения, а святых он расположил в углублении полукругом чуть выше, создавая ощущение, что они сидят на разных расстояниях от зрителя, вероятно, под влиянием творений Лоренцо Гиберти, который также использовал линейную перспективу.

Изображение кружащихся ангельских существ перед жемчужными вратами также уникально. Эта особенность, по мнению искусствоведов, может быть взята из песни XV века, в центре которой находятся недавно найденные патристические писания, объясняющие, как «создано колесо в небесах, все святые в садах, все они танцуют для удовольствия, они одеты в красное и белое».

Низвержение Христа (1432 — 1434)

Дата завершения 1432 — 1434
Средство Темпера и золото на панели
Размеры 176 см x 85 см
Текущее местонахождение Музей Сан-Марко, Флоренция

Палла Строцци, богатый флорентийский банкир, заказал Лоренцо Монако проект памятника для погребальной часовни своей семьи, который был установлен в 1432 году. Ученые согласны с тем, что Монако завершил угловые камни над готическими апсидами «Изложения Христа» и что центральная ширма безошибочно является произведением Фра Анджелико, однако существует значительная дискуссия о том, остался ли алтарный образ незавершенным при исполнении Монако, или же Анджелико впоследствии был назначен переделывать центральную ширму, украшенную его учителем.

В любом случае, Анджелико создал оригинальный сценарий мира и драмы в пределах старомодной готической рамы. Труп Христа спускают с распятия, которое занимает пространство под средней аркой, и, как обычно в таких сценариях, его сопровождают скорбящие, в частности Мария Магдалина, которая поглаживает ногу Христа, и Дева Мария, склонившаяся в преданности.

По бокам от Христа стоят Никодим, Иоанн Евангелист и Иосиф Аримафейский, а также группа мужчин, одетых в нынешние флорентийские одежды, один из которых держит шипы и терновый венок — остатки казни Христа. Монах преклоняет колено перед сценой, напротив Марии Магдалины, и указывает на зрителя, призывая его скорбеть о жертве Христа. Анджелико создает панорамный пейзаж, который исчезает далеко за горизонтом на фоне сужающейся рамы в готическом стиле.

Примеры картин Фра Анджелико

Низложение Христа (1432 — 1434) Фра Анджелико, находится в музее Сан-Марко во Флоренции, Италия; Фра Анджелико, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Слева видны башни и строения Иерусалима, а справа — холмы и зелень тосканской сельской местности. Сочетание старинных и современных элементов должно было привлечь наблюдателя и вызвать набожную преданность. Кроме того, изысканное внимание Фра Анджелико к деталям — струйки крови, стекающие по колу, текстура дерева, бледно-зеленый цвет лица Христа и зелень деревьев — приближают наблюдателя к действию.

Использование ярких красных и синих цветов оживляет картину, но вежливые, ненавязчивые ответы скорбящих подчеркивают серьезность сцены. Снятие Христа» Анджелико, первоначально показанное напротив готического «Поклонения волхвов» Джентиле да Фабриано, стало сигналом нового направления в искусстве итальянского Возрождения.

Благовещение (ок. 1434 г.)

Дата завершения c. 1434
Средство Темпера и золото на панели
Размеры 154 см x 194 см
Текущее местонахождение Музей Диокесано, Кортона

В «Благовещении» изображен момент, когда архангел Гавриил возвещает Марии, что она станет матерью сына Божьего. Фра Анджелико представляет драматическую сцену в основной колонной лоджии с ограниченным пейзажем слева.

Хотя фразы изречения Гавриила и ответа Марии начертаны на поверхности произведения, Фра Анджелико пошел по стопам своего коллеги Массачио, создав значительные, массивные фигуры в логически структурированной обстановке.

Фигуры склоняются друг к другу, одна реагирует на другую, отправляясь в путешествие, которое приведет к искуплению человечества. Чтобы подчеркнуть эту духовную связь, Анджелико изобразил изгнание Адама и Евы из Рая, чей проступок сделал необходимым искупление Христа.

  Факты о "Тайной вечере" - Несколько интересных фактов о "Тайной вечере"

Благовещение

Благовещение (ок. 1434) работы Фра Анджелико, находится в музее Сан-Марко во Флоренции, Италия; Фра Анджелико, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Лоджия и сады символизируют скромность и уединение Марии, а расположенная внизу пределла изображает многочисленные эпизоды из ее жизни. Хотя компоненты сцены немногочисленны, в этом произведении очевиден опыт Анджелико как иллюминатора рукописей. Изысканные цветы на травах и богатые черты одеяния Гавриила скрывают минимализм произведения. Мраморный пол лоджии кажется безупречным на фоне оборок одеяний Гавриила, а богатство перьев его крыльев резко контрастирует с глянцевым блеском их нимбов.

Изысканное изображение мелочей и иллюзионистская атмосфера «Благовещения» положили начало наиболее зрелым работам Анджелико в последующие десятилетия.

Коронация Богородицы (1434 — 1435)

Дата завершения 1434 — 1435
Средство Темпера на панели
Размеры 213 см x 211 см
Текущее местонахождение Галерея Дельи Уффици, Флоренция

Коронация Богородицы» — тема, которую часто писал Фра Анджелико, изображает помазание Девы Марии на царство в раю. На картине, которая, возможно, была заказана монастырем сестер для церкви Сант-Эджидио, изображен инцидент, происходящий на небесных облаках, в котором Христос помазывает Марию головным убором.

По всей картине расположены группы людей, многие из которых устремлены в небеса, наслаждаясь божественными лучами; во главе толпы ангелы распространяют благовония, в то время как ангелы исполняют музыку в более высокой части сияющего неба.

Ангелы Картины эпохи Возрождения

Коронация Богородицы (1434 — 1435) Фра Анджелико, находится в Уффици во Флоренции, Италия; Фра Анджелико, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Золотой фон, возможно, предложенный сестрами, заказавшими работу, перекликается с предыдущими средневековыми алтарными образами, в которых для изображения святой обстановки использовалось сусальное золото. Использование золота ограничило возможности Фра Анджелико в создании его обычных глубоких, обширных фонов, но ему все же удалось передать ощущение некоторой отдаленности. Лучи света, выгравированные на сусальном золоте, исходят из центральной точки между Христом и Марией, вырисовывая кривую и создавая желаемую глубину.

Кроме того, облако, на котором сидят эти двое, изгибается в концентрической форме, создавая видимость расстояния. Хотя в картине по-прежнему много деталей, от облаков до красиво подсвеченных подолов одеяний, эта работа имеет более классифицирующее единообразие, чем предыдущие.

Рекомендуемое чтение

Картины Фра Анджелико «Ангелы» эпохи Возрождения оставили неизгладимое наследие для последующих художников. Но нам еще многое предстоит узнать об этом удивительном доминиканском художнике. Если вы хотите узнать больше о картинах Фра Анджелико, ознакомьтесь с этими книгами.

Фра Анджелико: Фрески Сан-Марко (1996) Паоло Морачиелло

Поездка во флорентийский доминиканский монастырь Сан-Марко — это драматическое и насыщенное событие. Около 1440 года Фра Анджелико и его помощники, включая молодого Беноццо Гоццоли, написали последовательность работ, сосредоточенных на теме страданий Христа, в маленьких покоях священника, коридорах, монастыре и главах. Задуманные и созданные как медитативные и набожные пособия, они заслужили место среди самых захватывающих достижений западного искусства.

Фра Анджелико: Фрески Сан-Марко

  • Полностью иллюстрированный обзор каждой картины
  • Знакомство со зданием и художником
  • Превосходный визуальный отчет об этом великом художественном и духовном ансамбле.

Фра Анджелико (2005) Лоренс Кантер

Фра Анджелико был знаменитым флорентийским художником эпохи раннего Возрождения. Эта прекрасная книга, выпущенная в связи с первой крупной выставкой произведений Фра Анджелико после выставки во Флоренции в 1955 году, включает более 70 работ, эскизов и иллюстраций рукописей, охватывающих карьеру художника эпохи Возрождения с 1410 по 1455 год. Кроме того, будут представлены 50 работ его помощников и близких соратников.

Фра Анджелико

  • Издание приурочено к первой крупной выставке работ Анджелико.
  • Более семидесяти картин, рисунков и иллюстраций рукописей
  • Дополнительно пятьдесят избранных работ его помощников и ближайших последователей

На этом мы завершаем знакомство с доминиканским художником Фра Анджелико, который поражал зрителей своими картинами эпохи Возрождения. Во время пребывания в монастыре Фра Анджелико был погружен в интеллектуальную среду, в которой христианские догмы сочетались с классической литературой. Этот новый гуманизм подчеркивал важность рационального мышления и зарождал принципы личной свободы, которые сформировали ранний Ренессанс.

Часто задаваемые вопросы

Кем был Фра Анджелико?

Фра Анджелико, которого после смерти часто называли «Ангельским живописцем», был художником раннего Возрождения, который способствовал переменам в итальянском искусстве. В рамках растущего понятия гуманизма раннего Возрождения доминиканский художник Фра Анджелико сосредоточился на представлении религиозных вопросов в рациональной и иллюзорной среде, со всей солидностью и субстанцией человеческого тела. В картинах Фра Анджелико сочетались страсть и изобретательность, что позволило создать одни из самых ярких фресок и алтарных произведений эпохи раннего Возрождения.

Чем был известен Фра Анджелико?

Несмотря на религиозный характер его тематики, которая в значительной степени вышла из моды в современную эпоху, представление Анжелико, сосредоточенное на творческом освоении пространства и воплощенное в ярких красках и искусном величии, оказало влияние на широкий круг художников различных эпох и обществ. Фра Анджелико, художник-доминиканец, хорошо известен своими картинами ангелов эпохи Возрождения. Он использовал раскрытые Масаччо эстетические прорывы, придерживаясь при этом традиционных представлений о священном искусстве. Его преданность доминиканскому ордену проявляется в нежной грации его мадонн и ангелов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий