Эфиопское искусство — исследование древнего эфиопского искусства и культуры

Содержание

Искусство Эфиопии

Эфиопия — страна, расположенная на африканском континенте между вулканически образованными горами и пустынями. Из-за своей топографии она кажется недоступной, и хотя это послужило защитной мерой, стране пришлось вести непрерывную борьбу на протяжении веков, чтобы сохранить свою независимость. Именно благодаря своей удаленности и независимости культура и художественные традиции Эфиопии на протяжении тысячелетий оставались квинтэссенцией эфиопской культуры. Сегодня Эфиопия считается культурной державой, которая может похвастаться яркой и динамичной художественной сценой. В этой статье мы исследуем древнее эфиопское искусство и культуру Эфиопии и рассмотрим, как борьба, которую она вела на протяжении всей истории, определила ее будущее.

Оглавление

Древняя художественная культура Эфиопии

В древние времена Эфиопия первоначально называлась «Королевство Аксум». Позднее, в 13 веке до н.э., она стала называться «Королевством Абиссиния», и хотя на протяжении веков страна использовала оба названия — «Абиссиния» и «Эфиопия» — попеременно, в конце 20 века она окончательно остановилась на названии «Эфиопия». Для ясности в данной статье будет использоваться название «Эфиопия», независимо от периода.

История Эфиопии столь же значительна, как и история любой западной цивилизации, однако она осталась для многих незамеченной. Цель данного раздела — пролить свет на поверхность этой древней и глубоко укоренившейся культуры.

Эпоха Аксумитов

Эта эпоха получила свое название от слова «Аксум». Аксум — это название столицы Эфиопии, где находилась резиденция царя. На протяжении веков Аксум символизировал важность древнего Аксумитского царства, которое, по оценкам, просуществовало с I века до н.э. до VIII века н.э. Аксум достиг своего величия в основном благодаря тому, что его расположение способствовало развитию торговли.

Благодаря близости к Египту, Мероэ, долине Нила и выходу к Красному морю Аксум был важным участником торговли. Через порт Адулис Аксум обеспечивал этим африканским регионам доступ в Рим, Китай, Средиземноморье, Аравию и Шри-Ланку.

Древнее эфиопское искусство

Поврежденная фреска неизвестного эфиопского художника, датируемая VIII в.; Неизвестный художник Омейядов VIII в., Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Обращение в христианство

Считается, что царица Савская, которая вышла замуж за царя Соломона, родилась в Эфиопии. Царица родила Соломону сына и положила начало линии Соломоновых царей, которые будут править Эфиопией на протяжении веков. Неудивительно, что Эфиопия имеет такие сильные и древние христианские корни.

В Эфиопии находятся одни из самых старых и интересных церквей в мире. Многие из церквей Эфиопии можно посетить только во время паломничества, которое проходит высоко в горах. Примером такой церкви является место паломничества Лалибела. Считается, что эта церковь была высечена в горах Тиграя в 13 веке.

Эфиопская художественная культура

Бете Гийоргис (церковь Святого Георгия) в Лалибеле, Эфиопия; Bernard Gagnon, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Считается, что строительство многих из этих церквей началось в I веке до н.э., вскоре после появления самого христианства, но археологи утверждают, что это произошло только в начале IV века, когда царь Эзана (правил с начала до середины IV века) принял христианство.

Одной из таких впечатляющих церквей является «Церковь Богоматери Марии Сионской» в Аксуме, в которой, как считается, хранится важная оригинальная христианская реликвия — Ковчег Завета.

Другой такой церковью является «Церковь Святого Георгия», одна из одиннадцати скальных церквей в Лалибеле, высеченная из вулканической породы в течение 600 лет с предположительной датой завершения строительства в начале 13 века н.э. С такой обширной историей термин «эфиопское христианское искусство» включает в себя впечатляющий спектр картин, икон, предметов и чаш, которые создавались на протяжении тысячелетий.

Аксумитские монеты

Одной из вещей, которые так четко отмечают обращение Эфиопии в христианство, является изменение дизайна монет, используемых для торговли. В течение 4 века до н.э. золотые монеты с лицом царя и религиозными символами солнца и луны начали заменяться медными монетами, содержащими христианские символы.

На изображении ниже показаны монеты (датированные 6 веком до н.э.) с лицом царя Иоиля на лицевой стороне и большим крестом на реверсе.

Эфиопское искусство Артефакт

Монета аксумитского царя Эбана, датируемая 5 веком нашей эры; Classical Numismatic Group, Inc. http://www.cngcoins.com, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons.

Внушительные эфиопские скульптуры аксумитов

Обелиски в Аксуме — одни из самых впечатляющих сооружений, сохранившихся с древних времен, и их легко сравнить по значимости с сооружениями Помпеи. Эти монументальные каменные сооружения одновременно являются скульптурными и сложными произведениями искусства, а также удивительно амбициозными инженерными сооружениями.

Древние сооружения являются доказательством того, что некоторые цивилизации в Африке были намного старше европейских народов, которые пришли колонизировать континент много веков спустя.

Древнее эфиопское искусство

Каменная статуя из Адди-Галамо в провинции Тиграй на севере Эфиопии (между 6 и 5 веком до н.э.), в коллекции Национального музея, Аддис-Абеба; A. Davey from Where I Live Now: Тихоокеанский северо-запад, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

В самом центре Аксума стоит 24-метровый гранитный мегалит, окруженный несколькими меньшими. Этот обелиск был построен во время правления императора Эзаны в IV веке и весит 160 тонн! Мегалит простоял на своем месте более тысячи лет, но был украден итальянцами в 1930-х годах во время итальянской оккупации Эфиопии. Обелиск пришлось частично разобрать, и потребовалось более двух лет, чтобы перевезти его в Рим.

Этот священный артефакт хранился в Риме почти 90 лет, и после постоянного давления со стороны Эфиопии и Организации Объединенных Наций, в 2008 году он был возвращен на родину. Возвращение обелиска послужило примером для многих других стран, которые возвращают украденные артефакты, захваченные во время войны, на их законное место.

Иконический христианский стиль живописи

Многие картины и артефакты, найденные в Эфиопии примерно в 14 веке, представляют собой библейские иконы, которые напоминают те, что можно увидеть в западном искусстве, и все же эти иконы кажутся квинтэссенцией эфиопского стиля.

Эти картины можно увидеть на фресках многих церквей, а также на небольших артефактах, которые в основном носили на шее вельможи. На рисунке ниже показан пример такой фрески.

Эфиопские произведения искусства

Благовещение Захарии, из эфиопской Библии (ок. 1700 г.), хранящейся в Британской библиотеке; Неизвестный авторНеизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Как нарисовать ананас - создание легкого рисунка ананаса

Эти картины одновременно концептуальны и иконичны. Библейские иконы написаны яркими красками, с широкими, карикатурными глазами, символизирующими, что мы не только смотрим на иконы, но и они смотрят на нас.

В XVII веке широкое распространение получили двусторонние диптихи и триптихи, а среди знати были популярны подвески, которые могли раскрываться, как маленькая книга.

Эфиопские скульптуры

Подвесная икона с изображением Марии с младенцем и Святого Георгия (XVII век); Эфиопская православная церковь, CC0, via Wikimedia Commons

Приведенное выше изображение является примером такой подвески. Опять же, мы видим знаковое использование цвета и карикатурный стиль фигур. С одной стороны мы видим Деву Марию, религиозный образ, популярность которого в XVIII веке только возрастала. Мария держит на руках младенца Иисуса и окружена ангелами с мечами. На другой панели Святой Георгий верхом на коне убивает дракона.

Современная Эфиопия

Во всем мире современная Эфиопия XIX и XX веков рассматривается как символ непокорности и независимости Африки. В то время как большинство стран Африки были колонизированы в этот период, Эфиопия никогда не была по-настоящему колонизирована другими странами. Однако это произошло не из-за отсутствия попыток.

В 19 и 20 веках Эфиопия десятилетиями боролась с трудностями, вызванными вторжением желающих колонизаторов.

Борьба Эфиопии за независимость: 1968 и 1896 годы

Некоторые из этих нападений включают британское вторжение в Эфиопию в 1868 году, в результате которого тогдашний император Теводрос II (также называемый Теодор) покончил жизнь самоубийством, вместо того чтобы попасть в плен к Британской империи. Вскоре после этого Египет вторгся в Эфиопию, намереваясь расширить свои границы и включить в них всю реку Нил.

Эфиопско-египетская война проходила с 1874 по 1876 год, и Эфиопия, которая после британского вторжения упорно работала над модернизацией своих вооруженных сил, смогла победить Египет и сохранить свою территорию.

Рисование в искусстве Эфиопии

Изображение, изображающее поле битвы при Гуре; см. страницу автора, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Однако именно первая Итало-эфиопская война, продолжавшаяся с 1894 по 1896 год, стала самой впечатляющей и определяющей для современной Эфиопии. Это было во время борьбы за Африку, и ожидалось, что итальянские войска, чье военное оборудование заставляло эфиопов казаться примитивными, легко победят эфиопов.

Эфиопы, находившиеся тогда под правлением Менелика II, вопреки всему сумели победить итальянцев в битве при Адве. Эта битва оставила итальянцев с красным от смущения лицом, в то же время заложив и пробудив надежду и независимость для остальной Африки.

Император Хайле Селассие I и второе итальянское вторжение

В то время как этот конфуз на мгновение задержал европейских колонизаторов, борьба Эфиопии за независимость в 20 веке совпала с правлением противоречивой фигуры и соломонова короля, императора Хайле Селассие.

Император Хайле Селассие I, которого до коронации в 1930 году первоначально называли Рас Тафари Маконнен, стал одной из самых узнаваемых и небезупречных фигур в истории Африки.

Что такое искусство Эфиопии

Фотография Его Императорского Величества Императора Хайле Селассие I, сделанная в 1970 году; неизвестно; согласно [1] и [2] официальный портрет, ч/б копии которого распространялись эфиопским правительством, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Император Хайле Селассие правил в самые сложные периоды XX века, включая две мировые войны, вторжение, революцию, резкий технологический прогресс и стремительную глобализацию. Его правление началось хорошо, но оно быстро приняло худший оборот, когда итальянский диктатор Бенито Муссолини решил снова вторгнуться в Эфиопию в 1935 году в попытке вернуть себе честь после позорной битвы при Адве.

Муссолини направил в Эфиопию огромные силы, включая полмиллиона солдат, 600 самолетов и 800 танков.

Понимание искусства Эфиопии

Фотография Бенито Амилькаре Андреа Муссолини; автора см. на странице , Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Хайле Селассие был сослан во время войны и вернулся после победы эфиопов в войне, оставив итальянцев в очередной раз пристыженными. Получивший широкую известность в 2019 году роман «Царь теней», написанный эфиопско-американским писателем Мааза Менгисте, посвящен Второй итало-эфиопской войне, которая окончательно положила конец итальянской оккупации и подтвердила давнюю независимость Эфиопии.

Император Хайле Селассие I и стремление к модернизации

После войны Селассие приступил к сложной миссии модернизации Эфиопии. В это время император спонсировал современных художников и архитекторов для обучения за границей, чтобы помочь показать миру новый образ современной Эфиопии.

Один из этих художников, Афгеверк Текле, стал одним из самых известных эфиопских художников 20-го века.

Афгеверк Текле (1932 — 2012)

Афгеверк Текле был одним из самых известных художников Эфиопии. Он был хорошо известен своими африканскими христианскими образами и работал в различных техниках, включая роспись фресок, мозаик и общественных эфиопских скульптур.

Эфиопский художник

Фотография эфиопского художника Афеверка Текле, сделанная в 1965 году; Unknown (Mondadori Publishers) , Public domain, via Wikimedia Commons

Полное освобождение Африки (1961), витражный триптих площадью 150 квадратных метров, является, пожалуй, его самой впечатляющей и знаменитой работой. Эта работа нравится многим за ее позитивное послание о полном освобождении Африки.

Работа была создана в 1960-х годах в экспрессионистском стиле, который отсылает к ярким цветам ранних эфиопских христианских картин и фресок.

Знаменитое искусство Эфиопии

Полное освобождение Африки (1961) Афеверк Текле; Eric Koch / Anefo, CC0, via Wikimedia Commons

  Как нарисовать лилию каллы - руководство по созданию реалистичного рисунка лилии каллы

Первая сцена в триптихе изображает колониальное угнетение Африки. На картине изображены ангел смерти и змея зла. Эта первая панель представляет темное прошлое Африки в условиях колонизации. Средняя панель символизирует освобождение Африки. Это освободительное движение возглавляет Эфиопия, которая несет факел просвещения. Последняя панель символизирует будущее Африки, она представляет Африку, которая, наконец, истребляет зло, одолевавшее ее.

Это панно показывает полное освобождение Африки, которое является как физическим освобождением, так и освобождением разума.

Конец империалистической Эфиопии

В 1960-1970-х годах в Эфиопии начала нарастать напряженность, поскольку все больше людей стали сомневаться в правлении Хайле Селассие. Страна боролась с продовольственной безопасностью, засуха и голод терроризировали народ Эфиопии.

Император пытался скрыть борьбу своего народа от глаз всего мира и даже пытался не дать людям, живущим в Аддис-Абебе, осознать реалии, происходящие за пределами столицы. Изображения голодающих детей уничтожались и скрывались, а голоса журналистов и художников жестоко подавлялись.

Эфиопская живопись

Триптих эфиопской православной иконы (начало XVI века); Эфиопская православная церковь, CC0, via Wikimedia Commons

Однако, несмотря на многочисленные попытки скрыть правду, свидетельства о масштабах голода вскоре просочились. Изображения начали распространяться на листовках в кампусах Университета Хайле Селассие I, и волнения быстро распространились.

Эшету Тирунех (1952 — настоящее время)

Среди студентов, увидевших эти просочившиеся листовки, был Эшету Тирунех, студент факультета изобразительных искусств университета. Для своей выпускной работы в 1974 году Эшету Тирунех написал фреску под названием «Жертвы голода». Эта фреска представляет собой мрачное изображение голодающих граждан, бредущих по бесплодному ландшафту.

Люди на картине были созданы на основе набросков, которые художник сделал со многих голодающих мужчин, женщин и детей, давая им еду в обмен на возможность нарисовать их.

Движение голодающих людей вперед демонстрирует чувство достоинства и силы, несмотря на их страдания. В этой работе поражает то, что Тируне удалось передать непокорный и независимый дух эфиопской нации.

В картине честно показаны страдания народа, но не показано, как он попрошайничает или беспомощно принимает помощь извне; скорее, показано, как он помогает и поддерживает друг друга, преодолевая трудности.

Эпоха коммунистического искусства

В то время как страна страдала от голода и засухи, император устроил пышную вечеринку в честь своего 80-летия. Празднование состоялось 23 июля 1972 года и, как сообщается, обошлось в 35 миллионов долларов: абсурдная сумма, особенно если учесть, что она была потрачена на неоправданную роскошь во время голода в Волло.

По всей стране начались бунты и протесты, а в феврале 1974 года Хайле Селассие был арестован в результате военного переворота, и больше его не видели. Сначала сообщалось, что его смерть наступила по естественным причинам 27 августа 1975 года, но позже было установлено, что он был задушен. Когда империализм был свергнут, поднялся коммунизм.

Памятник Тиглачину

Коммунизм преобразовал эфиопское искусство. В Эфиопии студентов-художников отправляли в Москву для переподготовки, чтобы они создавали работы, мобилизующие массы и поддерживающие коммунистические идеалы. Примером некоторых из этих работ является памятник под названием «Мемориал Тиглачин (Наша борьба)».

Это один из единственных коммунистических памятников, который сохранился до наших дней. Памятник находится в Аддис-Абебе и был построен во время правления Менгисту Хайле Мариама.

Он был открыт в десятую годовщину падения императора Хайле Селассие, 12 сентября 1984 года. Памятник состоит из центральной скульптуры солдат, сражавшихся в Огаденской войне, и высокого 5-метрового столба с настенными рельефами.

Важная художественная культура Эфиопии

Памятник Тиглачин, одно из самых заметных напоминаний о коммунистической эпохе в Эфиопии до 1991 года; Дэвид Стэнли из Нанаймо, Канада, CC BY 2.0, через Wikimedia Commons

На одном из этих рельефов изображены помещики и дворяне на лошадях, игнорирующие мольбы голодающих крестьян. На другой стороне изображен новый класс интеллектуалов. Они проповедуют коммунизм как решение проблемы неравенства. Изображены люди, освобожденные резолюцией, которые живут в изобилии, поддерживаемые военными.

Коммунистический режим использовал соцреализм как инструмент для создания нового нарратива для Эфиопии. Этот нарратив был адресован художникам и должен был передавать равенство и изобилие при коммунистическом правлении, и единственными принятыми работами были такие, как на рельефах памятника Тиглачин. Индивидуализм, присущий абстрактному и изобразительному искусству, не одобрялся, и все работы должны были обращаться к массам и показывать объединение и равенство всех граждан.

Понимание эфиопской художественной культуры

Мемориальный музей мучеников красного террора в Аддис-Абебе, Эфиопия; A.Savin (WikiCommons), FAL, via Wikimedia Commons

Искусство и реальность, однако, не могли быть дальше друг от друга. Коммунистический режим был крайне деспотичным, и с 1976 по 1978 год, в эпоху, называемую «красным террором», марксистское правительство убило, по разным оценкам, полмиллиона граждан. Страна страдала от еще большей нищеты, и люди были еще менее подготовлены к следующему голоду. По оценкам, голод 1983-1985 годов унес жизни более 1 миллиона человек в Эфиопии.

В 2010 году в Аддис-Абебе был создан Мемориальный музей красного террора.

Современная Эфиопия

Коммунизм был свергнут в 1991 году, и с новой демократией Эфиопия начала восстанавливать свое место в мире. Правительство открылось для искусства и приняло множество различных форм и направлений искусства.

Результатом стало процветание моды и сцены современного искусства. Сегодня сцена современного искусства Эфиопии — одна из самых ярких и динамичных в мире.

Поразительные образы, созданные в Эфиопии, одновременно отвечают ее прошлым трудностям и в то же время чтят ее древние корни. Одним из таких художников, чьи работы играют на этом напряжении между сложным прошлым и возможным будущим Эфиопии, является современный фотограф и художник Аида Мулунех.

Аида Мулунех (1974 — настоящее время)

Аида Мулунех родилась в Эфиопии в 1974 году. Однако вскоре после ее рождения ее семья была изгнана, и она была вынуждена покинуть страну в возрасте пяти лет. Остаток детства Мулунех провела между Йеменом и Англией, затем несколько лет училась на Кипре, после чего в 1985 году поселилась в Канаде. Через несколько лет она снова переехала в Канаду, чтобы получить степень в области кино в Университете Говарда в Вашингтоне.

Получив диплом, она решила остаться еще на некоторое время, чтобы несколько лет поработать фотожурналистом в газете Washington Post. Аида Мулунех окончательно вернулась в Эфиопию в 2007 году.

Сейчас Аида Мулунех является основателем и директором фестиваля Addis Foto Fest (AFF), который проходит два раза в год в Аддис-Абебе. AFF — это первый международный фестиваль фотографии в Восточной Африке. Мулунех продолжает преподавать и основал в Аддис-Абебе компанию DESTA (Developing and Educating Society Through Art).

Фотографии Мулуне получили множество престижных международных наград, а в 2019 году она стала первой чернокожей женщиной-сокуратором выставки Нобелевской премии мира.

Мир — это 9 (2016)

Мир — это 9″ — серия фотографий Адии Мулунех, завершенная в 2016 году. Название серии навеяно бабушкой художницы, которая говорила ей: «В мире 9, он никогда не бывает полным и идеальным». Эти слова остались с Мулуне, и в этой серии работ она рассматривает жизнь как нечто несовершенное и непредсказуемое.

Она говорит о том, что жизнь никогда не будет лишена трудностей и что мы должны встретить эти трудности с силой и преданностью.

Это послание звучит в названии одной из работ этой серии, а именно «Сила в чести» (2016). На этой фотографии вы видите четкий силуэт женщины. Она выглядит сильной, гордой и уверенной в себе. Яркое использование основных цветов подчеркивает ее силу и напоминает нам о раннехристианских эфиопских картинах.

Мулуне описывает этот стиль как «афрофутуризм», смесь традиционной культуры и идеалов будущего.

На работах также представлена африканская роспись по телу, вдохновленная традиционным боди-артом, используемым по всей Африке. Эту роспись по телу и мощное использование основных цветов можно увидеть в работе из той же серии под названием «Городская жизнь» (2016). На этом изображении африканская женщина смотрит прямо на зрителя, ее взгляд сильный и вызывающий. Читайте также нашу статью в блоге об африканском искусстве.

Фон работы — дань уважения Африке и красочной символике черной диаспоры.

Рекомендации по книгам

Существует не так много книг, которые охватывают все разнообразие и диапазон эфиопского искусства на протяжении веков. Однако есть несколько, которые позволят вам лучше понять некоторые аспекты, обсуждаемые в этой статье. Чтобы узнать больше об истории и культуре эфиопского искусства, мы рекомендуем следующие книги.

  Работы Густава Климта - лучшие портреты и картины Густава Климта

Король теней: A Novel (2020) by Maaza Mengiste

Эта книга вошла в шорт-лист Букеровской премии 2020 года и была названа лучшей книгой года по версии New York Times, Elle, Time и других изданий. Хотя книга не для слабонервных, ее обязательно стоит прочитать, если вы хотите узнать о втором вторжении итальянцев в Эфиопию изнутри. Книга представляет собой историческое художественное повествование, написанное с точки зрения женщины-солдата, участвовавшей в этой войне. Хотя эта книга не посвящена непосредственно произведениям эфиопского искусства, она рисует картину исторического фона, который лежит в основе творчества многих эфиопских художников.

Король теней: Роман

  • Внесена в шорт-лист Букеровской премии 2020 года
  • Художественная книга, повествующая о вторжении в Эфиопию.
  • Проливает свет на женщин-воинов, оставшихся за рамками исторической хроники

Древние африканские королевства: Увлекательный путеводитель по цивилизациям Древней Африки, таким как страна Пунт, Карфаген, королевство Аксум, империя Мали и королевство Куш (2020) by Captivating History

Эта книга не только расширит ваше представление о древней Эфиопии (тогда называвшейся королевством Аксум), но и познакомит с другими древними африканскими королевствами! Вы можете приобрести это увлекательное чтение в твердом переплете, на Kindle или в виде аудиокниги!

Древние африканские королевства: Захватывающий путеводитель по цивилизациям Древней Африки, таким как страна Пунт, Карфаген, королевство Аксум, империя Мали и королевство Куш

  • Два захватывающих манускрипта в одной книге
  • Исключительный путеводитель по древним африканским цивилизациям
  • Охватывает невероятно разнообразный спектр тем о древней Африке

Эфиопское искусство: Художественный музей Уолтерса (2006) Гэри Викан

Художественный музей Уолтерса обладает самой большой коллекцией произведений эфиопского искусства за пределами Эфиопии. Эта книга — прекрасный каталог работ, находящихся в их распоряжении, сфокусированный на христианских эфиопских произведениях искусства и артефактах, включая изделия из металла, рисованные иконы, процессионные кресты и рисованные рукописи.

  • Прославляет искусство христианского царства Эфиопии
  • Раскрывает яркий художественный мир цвета, ритуала и духовности
  • Подробно описывает крупнейшую коллекцию эфиопского искусства в Художественном музее Уолтерса

Аида Мулунех — лишь одна из сотен художников, чьи работы отражают захватывающую и динамичную сцену современного искусства Эфиопии. Эта статья исследовала отдельные части разнообразной и богатой культурной истории Эфиопии и показала решимость ее гордого народа. От древнего величия к современной борьбе, Эфиопия победила свои темные века голода, войны и социальной нестабильности и сохранила свою независимость на протяжении всей своей долгой истории. Со своими ярко выраженными культурными традициями и свежим взглядом в будущее Эфиопия наконец-то вышла в центр внимания мировой сцены.

Часто задаваемые вопросы

Каково значение Аксумского обелиска?

Аксумский обелиск рассказывает об истории Аксума, которая пропитана войной и стойкостью. Он одновременно является мемориалом утраты и символом надежды и силы.

Во что верят эфиопские христиане?

Ортодоксальные эфиопские христиане, несмотря на то, что у них есть уникальные ритуалы, верят так же, как и все остальные христиане. То есть, они верят в Святую Троицу. Эфиопские христиане также очень высоко ценят ритуал праздника Богоявления, который является одним из их самых важных религиозных праздников.

Какие виды искусства популярны в Эфиопии?

В Эфиопии популярно искусство от раннехристианского, которое можно увидеть в рукописях, фресках и артефактах, до современных направлений искусства, таких как реализм, экспрессионизм и современное искусство мирового класса.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector