«Звездная ночь» Ван Гога — исследование знаменитой картины «Звездная ночь»

Звездная ночь Ван Гога

От картины, которая, предположительно, была всего лишь этюдом звездной ночи, до ставшей в одночасье сенсацией картины художника, который увековечен и запомнился тем, что отрезал себе ухо. Это, конечно же, любимый Винсент Ван Гог, который написал картину «Звездная ночь» (1889). В этой статье мы обсудим эту картину более подробно, рассмотрим, почему она была написана и какие стилистические элементы сохранились в нашей памяти.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Винсент Ван Гог?

Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Нидерландах. В юности он посещал несколько школ-интернатов, а с 1869 года работал арт-дилером в компании Goupil & Cie. Ван Гог не был успешным художником и прожил сложную в психическом отношении жизнь. Хотя его творчество развивалось по мере становления как художника, тем не менее, у него были случаи, когда его помещали в психиатрические больницы. После пребывания в больнице с Полем Гогеном, Ван Гог также отрезал себе часть уха. К сожалению, 27 июля 1890 года он покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в грудь и скончавшись только через 24 часа после этого.

Звездная ночь Художник

Автопортрет в серой фетровой шляпе (1887), Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Звездная ночь Винсента Ван Гога в контексте

Хотя при жизни Винсент Ван Гог не был известным художником, он оставил после себя наследие в виде произведений искусства, с которым мало кто может сравниться. Коллекция картин Винсента Ван Гога пронизана глубиной его эмоционального, ментального и духовного внутреннего мира. Он был тем, кого мы называем «измученным» художником, и пережил немало внутренних потрясений.

Его искусство изображает яркие и красочные пейзажи и предметы выразительными и динамичными мазками.

Ниже мы рассмотрим, как Ван Гог оживил свои внутренние измерения на полотнах, а именно на картине «Звездная ночь» (1889). Сначала мы рассмотрим контекстуальный анализ и то, где находился Ван Гог во время написания картины «Звездная ночь». Мы также обсудим, как Ван Гог вписывался в движение постимпрессионизма того времени.

Звездная ночь Оригинальная картина

Звездная ночь (1889) Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Наконец, мы проведем формальный анализ картины «Звездная ночь» и рассмотрим с помощью телескопа использование художником цвета, формы и перспективы. В его культовой картине многое происходит и клубится, и все это придает «Звездной ночи» дополнительный смысл. Итак, давайте посмотрим дальше.

Художник Винсент Ван Гог
Дата написания 1889
Средство Масло на холсте
Жанр Пейзаж
Период / движение Постимпрессионизм
Размеры 73,7 x 92,1 см
Серии / версии Серия «Ноктюрн
Где находится? Музей современного искусства
Сколько стоит Стоимость оценивается более чем в $100 млн.

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Когда Ван Гог написал картину «Звездная ночь» в 1889 году, он находился в психиатрической лечебнице Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс на юге Франции. События, предшествовавшие его поступлению в больницу, были весьма бурными и включали в себя конфронтацию со своим знакомым и коллегой постимпрессионистом Полем Гогеном, а также отрезание Ван Гогом части собственного уха. По сообщениям, после этих событий он пережил тяжелый психотический срыв, и ему предстояло еще много разных событий.

Где была написана картина

Спальня Ван Гога в психиатрической лечебнице Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс; Velvet, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Во время своего пребывания он занимал две комнаты, одна из которых была спальней, а другая использовалась как студия для рисования. Темой его картин была психушка и окружающие ее сады, хотя он мог передвигаться больше, чем большинство других пациентов. Из его комнаты, выходившей на восток, открывался вид на горную цепь французских Альпийских гор, которые послужили источником вдохновения для многих его пейзажей.

Однако из его живописной мастерской не было видно гор, но считается, что Ван Гог много рисовал по памяти, воображению и другим произведениям искусства.

Еще немного о постимпрессионизме

В 1880-х годах несколько художников отошли от подхода реалистов, которые писали картины с натуры и мир таким, каким они его видели. Этот подход получил название en plein air, что в переводе с французского означает «на открытом воздухе». Импрессионисты сосредоточились на изображении реальных аспектов жизни, а не на изображении более традиционных и классических сюжетов, которые мы видим в картинах эпохи Возрождения.

Цвета и кисти были более выразительными, а художники не были сосредоточены на таких стилистических элементах, как симметрия, порядок и форма. Его часто называют оптическим видом искусства, поскольку художники сосредоточились на том, как они воспринимают мир природы, и рисовали его соответствующим образом. Одной из ведущих фигур этого нового и революционного современного периода искусства был Клод Моне.

Картины до

Водяные лилии и японский мост (1899), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Для постимпрессионистов, которые последовали непосредственно за ним, не существовало единого свода правил, поскольку все они подходили к своему искусству по-разному и в разных стилях. Однако общим было то, что произведения искусства были в целом более абстрактными и символичными, не такими сосредоточенными на попытках изобразить природную среду, как у импрессионистов. Некоторые художники, такие как Поль Сезанн, обращали внимание на то, как композиции опираются на фундаментальные формы, как он говорил: «Рассматривайте природу в терминах цилиндра, сферы, конуса».

Такие художники, как Поль Гоген и Ван Гог, изображали свои предметы, опираясь на более эмоциональные перспективы и символизм.

Гоген разработал стиль под названием «синтетизм», который означал «синтез» всех влияющих элементов того, что создает произведение искусства. Сюда входят формальные качества цветов и линий, внешний предмет и субъективные чувства художника, которые, как уже упоминалось ранее в случае с Ван Гогом, могут быть получены из воображения и памяти.

  Концептуальное искусство - исследование концептуалистского художественного движения

Звездная ночь вдохновение

Fatata te miti («У моря») (1892) Поля Гогена; Поль Гоген, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Париж, Желтый дом и отрезанное ухо

По приглашению Ван Гога он и Поль Гоген тесно сотрудничали во французском городе Арль в 1880-х годах. Они арендовали и работали в одном помещении, которое называлось «Желтый дом», в течение нескольких месяцев. Ван Гог переехал в Арль из Парижа.

В Париже он некоторое время жил у своего брата Тео и познакомился с тамошним художественным обществом. Он также провел и принял участие в нескольких выставках.

Интересно, что во время пребывания Ван Гога в Париже он познакомился с несколькими важными фигурами импрессионистского движения, а именно: Эдгаром Дега, Клодом Моне, Камилем Писсарро и Жоржем Сёра. Эти художники также повлияли на стиль Ван Гога, и, очевидно, в результате он использовал более светлую цветовую гамму.

Возвращение в Желтый дом. Этот переезд был частью цели Ван Гога — создать новое сообщество художников в Арле, в том числе он хотел, чтобы Гоген был его частью. Именно уникальный стиль Гогена и использование других цветов, которые он использовал, когда жил на Мартинике, вдохновили Винсента и Тео Ван Гога, которые увидели эти картины после возвращения Гогена в Париж.

Винсент Ван Гог Картины

Желтый дом («Улица») (Арль, 1888), Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

По имеющимся сведениям, картины находились в доме знакомого Гогена, Эмиля Шуффенекера. Братья купили одну из этих картин под названием «Деревья манго» (1887) и несколько других работ и рисунков. Важно отметить, что Тео ван Гог стал арт-дилером Гогена и способствовал его творческому успеху в Париже. Также считается, что путешествие Гогена на Мартинику могло вдохновить Винсента Ван Гога покинуть город и найти другое место для художественного вдохновения — в данном случае Арль.

Это было бурное сотрудничество между Гогеном и Ван Гогом, потому что художники были совершенно разными в своих стилях.

Звездная ночь Художник

Тем не менее, они разделяли художественное видение и, как считается, исследовали выражение эмоций с помощью различных цветов, что мы все знаем о работах обоих художников. В автобиографии Гогена «Avant et aprè» (1903 г.) приводится его высказывание о том, что два художника создали большое количество произведений искусства в период их совместной работы: «Неизвестно для публики, два человека выполнили в этот период колоссальное количество работы, полезной для них обоих. Возможно, и для других тоже?» Винсент Ван Гог (третий слева, с трубкой) в беседе с Полем Гогеном, Эмилем Бернаром, Феликсом Жоббе-Дювалем. Андре Антуан стоит между ними. Анонимная фотография, 1887 год; L’artauprésent, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Эти два художника действительно достигли «колоссального объема работы», создав, по сообщениям, более 50 совместных произведений. Но, к сожалению, их разногласия помешали им, и что бы ни произошло между ними, Гоген в итоге покинул желтый дом, а Ван Гог отрезал себе часть уха.

Это снова возвращает нас к событиям, связанным с пребыванием Ван Гога в Сен-Поль-де-Мозоль.

По всей видимости, он поступил туда добровольно. Его приступы психических расстройств могли быть частью причины, по которой Гогену стало трудно оставаться в доме. Однако, как вспоминают, оба знакомых продолжали поддерживать связь друг с другом посредством писем; Тео Ван Гог также продолжал поддерживать Гогена как художника, работая в качестве арт-дилера.

Тео ван Гог

Тео ван Гог заслуживает упоминания, поскольку он был важным человеком в жизни Винсента ван Гога не только потому, что они были братьями — Тео был младше Винсента, — но и потому, что он оказывал Винсенту значительную финансовую поддержку, а также давал советы и рекомендации по различным вопросам.

Фон звездной ночи

СЛЕВА: фотография Тео ван Гога, ок. 1888 г.; Public Domain, Link | RIGHT: Портрет Тео ван Гога (1887) Винсента ван Гога; Винсент ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Поскольку Тео был торговцем произведениями искусства, некоторые могут задаться вопросом, сколько стоит «Звездная ночь» и где сейчас находится картина «Звездная ночь»? Однако эта картина была передана Тео после смерти Винсента и в конечном итоге стала частью коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке в 1941 году благодаря арт-дилеру Полу Розенбергу.

Многое из того, что мы знаем о творчестве и жизни Винсента Ван Гога, получено из около 600 писем между ним и его братом, хотя он писал и другие письма знакомым, таким как Поль Гоген, Эмиль Бернар и Энтон ван Раппард.

Эти письма были собраны в книгу, опубликованную в 1914 году женой Тео, Йоханной ван Гог-Бонгер, после смерти обоих братьев.

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы подробнее рассмотрим картину Ван Гога «Звездная ночь». Сначала мы рассмотрим, что именно мы видим в этом клубящемся ночном пейзаже из цветов и мазков, что приведет нас к обсуждению стилистических элементов Ван Гога, таких как использование цвета и техники.

Предметный план

Начнем с переднего плана, в левом нижнем углу мы видим темный кипарис, тянущийся к небу, его уподобляют длинному пламени, тянущемуся вверх. Мы видим, как верхний усик вьется между крупными желтыми звездами на небе.

Точно так же мы можем заметить длинную спираль церкви, расположенной в центре композиции. Она перекликается с кипарисом на переднем плане.

Глядя на средний план, мы видим то, что кажется небольшой деревней, а упомянутая церковь является центральной фокусной точкой. Справа к деревне примыкает холмистая местность, которая сглаживается от правой к левой стороне композиции.

Интересным фактом о деревне является то, что она, как считается, была создана воображением Ван Гога, возможно, на основе эскизов Сен-Реми. Некоторые источники также предполагают, что она могла быть создана на основе его воспоминаний о месте, где он вырос, например, шпиль церкви напоминает церкви из Голландии, а не из Франции.

Деревня в звездную ночь

Деталь картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь» (1889); Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Передний и средний планы составляют почти одну треть картины, а остальные две трети — бескрайние просторы голубого ночного неба. То, как Ван Гог изобразил ночное небо, — яркое и довольно светлое; это не темный вечер. Несомненно, такой эффект создают лунный свет и свет звезд, которые выглядят как пульсирующие сияющие шары света. На самом деле Ван Гог подчеркнул их сияние желтыми и белыми аурами, но мы еще вернемся к его цветовой гамме ниже.

На небе мы видим около 11 звезд, а в правом верхнем углу ярко сияет полумесяц, почти как солнце. Ночное небо освещено, что дает нам четкий обзор всей деревни и окружающего ландшафта.

Материя вихрей: Цвет и свет

Картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь» — это вихрь, который создает композицию и подчеркивает сюжет. В картине «Звездная ночь» присутствует значительный динамизм, созданный густым наложением мазков кисти в плавных и круговых линиях.

  Джексон Поллок - взгляд на знаменитого создателя капельной живописи

Только посмотрите на большие вихри, закручивающиеся в центре неба. Если мы посмотрим некоторое время, нам может показаться, что небо начнет двигаться, как будто каждый вихрь надвигается на другой, как тектонические плиты, но вот они, эфемерные на небе.

Вихри звездной ночи

Деталь вихрей в картине Винсента Ван Гога «Звездная ночь» (1889); Frank Vincentz, Public domain, via Wikimedia Commons

Ван Гог создает ощущение движения с помощью более четких белых линий, когда небо встречается с горами на заднем плане — они, кажется, движутся в унисон, по мере того как горная цепь становится все более плоской. Белые мазки кажутся снегом или туманом, покрывающим вершины холмов, и в то же время придают им ритмичность. Этот эффект мы видим в мазках кисти, очерчивающих кипарисовое дерево на переднем плане. Ван Гог оживляет всю композицию с помощью цвета и мазков.

Если мы посмотрим на каждую звезду и луну, то увидим, что их окружает аура желтого и белого цветов. Некоторые из них написаны белым цветом, другие — желтым, но мы замечаем, что Ван Гог использует эти цвета в сочетании, что также создает более мягкие тона желтого, особенно вокруг луны в форме полумесяца.

Это также указывает на использование Ван Гогом дополнительных цветов и его понимание этих формальных элементов, составляющих картину.

Кроме того, в картине «Звездная ночь» Ван Гог также использовал более темные оттенки синего для создания контраста. Мы видим это на фоне звездной ночи у склона холма, особенно справа в центре, где вершина холма встречается с небом. Он кажется почти черным, что контрастирует с туманно-белой полосой неба, о которой мы говорили выше.

Звездная ночь значение

Деталь картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь» (1889); Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Сама луна имеет более яркий желтый оттенок, а слева от композиции находится еще одна звезда, также более яркого желтого цвета, она лежит прямо напротив луны. Эта звезда — Венера, Утренняя звезда. Считается, что Ван Гог наблюдал звезду Венеру утром, глядя в окно. В одном из писем своему брату Тео, Письме 777 (1889), Ван Гог написал:

«Сегодня утром я видел из своего окна сельскую местность за долгое время до восхода солнца и ничего, кроме утренней звезды, которая выглядела очень большой».

Применение цветов и мазков создает подвижную текстурную композицию и исследование ночи. Фактически, Ван Гог назвал эту картину «Ночным эффектом» в одном из своих писем к Тео («Письмо 806», 1889). Ван Гог отправил свой «Ночной эффект» вместе с другой «партией холстов».

Перспектива и пространство

Картина Ван Гога «Звездная ночь» представляет собой богатое сочетание вертикальных, горизонтальных, диагональных и круговых линий, созданных с помощью толстых мазков и контуров. Как мы уже отмечали, они создают ощущение движения и довольно заметно создают совершенно новую перспективу, текучую и как бы из другого мира, некоторые описывают картину как почти галлюциногенную.

Перспектива еще больше подчеркивается нависающей вертикалью кипарисового дерева на переднем плане. Эта вертикаль отражается в шпиле церкви вдалеке, что создает впечатление глубины.

Звездная ночь картина

Вертикальность кипариса (слева) отражается в вертикальности шпиля церкви (справа), из картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь» (1889); Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Такая перспектива напрямую играет с пространственными аспектами композиции, и из-за большого пространства неба деревня кажется меньше и почти не такой значительной, как небо над головой, которое, казалось бы, имеет преимущество.

Однако это вполне объяснимо, поскольку намерение Ван Гога, похоже, было связано с изучением ночного неба и его стилистическим изображением.

Символизм и стиль

Существует несколько идей относительно значения картины «Звездная ночь». Некоторые считают, что Ван Гог написал картину «Звездная ночь» как символ своего внутреннего смятения, особенно в отношении кипарисового дерева на переднем плане, которое якобы символизирует смерть. Однако есть мнение, что он изобразил кипарисовое дерево не столько из-за присущего ему культурного смысла, сколько в целях стилистического изучения.

Ван Гог упомянул об изучении изображения кипарисов, как и пшеничных полей, в одном из своих писем к Тео. В письме № 783 от 1883 года он писал о своих идеях и о том, что «пшеничное поле или кипарис стоят того, чтобы посмотреть на них с близкого расстояния». Далее он рассказал о кипарисах, сказав:

«[они] все еще волнуют меня; я хотел бы сделать с ними что-то вроде полотен с подсолнухами, потому что меня удивляет, что никто еще не сделал их такими, какими я их вижу».

Звездная ночь картина Деталь

Деталь кипарисового дерева в картине «Звездная ночь» (1889) Винсента Ван Гога; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В картине «Звездная ночь» Ван Гог демонстрирует нам свое личное самовыражение, несмотря на то, что это ночное исследование природы. Это касается его стилистических экспериментов того времени. Это также относится к тому, как его коллеги, такие как Гоген, подходили к живописи, потому что в то время как Ван Гог был более склонен писать сцены на пленэре, Гоген писал более абстрактные произведения.

Это было вопросом для Ван Гога, о чем он также написал в одном из своих писем другому коллеге, Эмилю Бернару, где он объяснил, что «позволил» себе «сбиться с пути абстракции», когда Гоген и он жили и работали вместе.

Далее он объяснил, что его картина была неудачной, сказав, что он «снова» позволил себе «сбиться с пути и потянуться к слишком большим звездам».

Тео Ван Гог также прокомментировал «Звездную ночь» и переход Винсента к несколько иному стилю. В одном из своих писем (Письмо 813, 1889) он заметил: «Я ясно чувствую, что волнует тебя в новых полотнах, таких как деревня в лунном свете или горы, но мне кажется, что поиски стиля уводят от истинного чувства вещей». Затем он продолжил, что видит «те же самые заботы» в картинах Гогена, в которых просто больше «воспоминаний о японцах, египтянах и т.д.».

  Картины Питера Пауля Рубенса - Взгляд на произведения Питера Пауля Рубенса

В конечном итоге, картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь» стала темой многочисленных искусствоведческих рассуждений, и многие указывают на то, что эта картина является символом выражения Ван Гогом высшей сферы существования.

Звездная ночь Деталь

Звезды и вихри на картине Винсента Ван Гога «Звездная ночь» (1889); TOP: Фрэнк Винценц, общественное достояние, через Wikimedia Commons | НИЖНИЙ: Фрэнк Винценц, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Считается, что вихри — это изображение Ван Гогом космоса, а также, возможно, ветра. Мартин Бейли, журналист, известный как специалист по Винсенту Ван Гогу, выдвинул теорию, что художник был вдохновлен волнами, которые мы видим на ксилографии японского художника Кацусики Хокусая «Большая волна у Канагавы» (1831).

Очевидно, Ван Гог был страстным поклонником японского стиля и коллекционером японского искусства. Это важно еще и потому, что в середине 1800-х — начале 1900-х годов стиль японизма, особенно японские ксилографии укиё-э, оказал значительное влияние на европейские художественные стили.

Ван Гог и многие другие художники импрессионистского движения испытали на себе его влияние, особенно в том, как использовались перспектива и пространство, а также яркие цвета.

Не путать с другой «Звездной ночью

Винсент Ван Гог написал вышеупомянутую картину «Звездная ночь» в 1889 году, однако она является частью серии других картин Винсента Ван Гога с ночными сценами, которые обычно известны как серия «Ноктюрн». Он написал картину «Звездная ночь над рекой Рейн» в 1888 году. На этой картине изображена река Рейн в Арле.

На ней мы видим две фигуры, стоящие на переднем плане на берегу реки. Мы также замечаем свободное использование мазков и цветов, изображающих, как свет от города отражается на реке, и видим желтые шары звезд на небе, которые мы так хорошо знаем по его более поздней картине «Звездная ночь».

Ван Гог написал эту сцену на фоне звездной ночи на улице при свете газовой лампы. Это совсем не похоже на то, как он писал более позднюю версию, которая была полностью написана внутри, в его художественной студии.

Другие картины Звездная ночь

Звездная ночь над Рейном (1888), Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Другая картина из ночной серии Ван Гога называется «Терраса кафе ночью» (1888), которая также была написана в Арле на площади Форума. Здесь мы видим вид на кафе слева с теплым свечением от внутреннего освещения. Мы также видим освещенное ночное небо над головой со сверкающими звездами и дорогу внизу, уходящую во тьму дальше.

Ван Гог написал о своей композиции и энтузиазме по поводу ночной картины в одном из писем Виллемиен ван Гог, своей сестре. В письме 678 от 1888 года он объясняет, какие цвета он использовал, чтобы изобразить темноту: «Теперь есть картина ночи без черного цвета. Ничего, кроме прекрасного синего, фиолетового и зеленого, и в этом окружении освещенный квадрат окрашен в бледно-серный, лимонно-зеленый цвет. Я получаю огромное удовольствие, рисуя на этом месте ночью». В том же письме Ван Гог также упоминает о своем нетерпении написать звездное небо, так как это была одна из его ранних ночных сцен. Он объясняет:

«Теперь я определенно хочу написать звездное небо. Мне часто кажется, что ночь имеет еще более насыщенные цвета, чем день, окрашенные в самые интенсивные фиолетовые, голубые и зеленые тона».

Другие картины Винсента Ван Гога

Терраса кафе ночью (1888) Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Это свидетельство того, как Ван Гогу нравилось экспериментировать с различными цветами, чтобы добиться эффекта не только различных типов ночного освещения, естественного или искусственного, как мы видим изнутри кафе, но и дневного света. Он также писал картины, опираясь на окружающую его природу, что снова свидетельствует об импрессионистском стиле, однако он объединил этот подход, основанный на пленэре, со своими эмоциями и тем, как он переживал это окружение.

Дотянуться до звезд

Винсент Ван Гог создал сотни картин и эскизов на протяжении всей своей творческой жизни, но он не добился широкого успеха, как другие художники. Только после смерти он стал популярным, а иногда его картины даже украли шоу, и «Звездная ночь» (1889), о которой шла речь в статье выше, была одной из них. Сейчас картина «Звездная ночь» считается шедевром художественного движения постимпрессионизма и является звездой шоу и сценой поп-культуры 21-го века, которую легко увидеть на памятных вещах, начиная от кружек и заканчивая магнитами.

Жизнь Винсента Ван Гога не была легкой, он пережил значительные душевные испытания и борьбу, которые, несомненно, повлияли на то, как он творил свое искусство, и, возможно, даже укрепили его личный стиль. Он был человеком, глубоко преданным изображению прекрасных сцен природного мира в богатых текстурах и цветах, которые не только показывали его выразительный художественный стиль, но и его внутренний мир.

Этот внутренний мир, как и использование им дополнительных цветов, был похож на смесь внутренних потрясений, но не без примеси искренней благодарности за красоту мира, который он видел днем и ночью. Винсент Ван Гог, к сожалению, сам стал своей жертвой, покончив жизнь самоубийством и оставив все свои произведения искусства своему брату Тео Ван Гогу, но именно коллекция его работ продолжила его наследие и живет ради него.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector