Японский мост Моне — прогулка по знаменитой картине Моне «Мост

Японский мост Моне

Художник-импрессионист Клод Моне в свое время написал несколько мостов — возможно, вы помните его знаменитую серию картин «Мост Ватерлоо» 1900-х годов? Но был еще один мост, который вел прямо в сердце художника и из его сердца, и это был японский мост из его знаменитого сада водяных лилий. В этой статье мы рассмотрим японский мост, который Моне написал в годы своего расцвета в Живерни.

Оглавление

Аннотация художника: Кем был Клод Моне?

Клод Моне, родившийся 14 ноября 1840 года в Париже, был одним из самых плодовитых художников-импрессионистов 19 века. Он начал работать как художник примерно в 15 лет, продавая различные портреты. Он учился в Париже в художественной школе Académie Suisse и служил в армии, которая привела его в Алжир, где он испытал значительное художественное влияние. Моне был знаком со многими другими художниками того времени, а именно с Эдуаром Мане и Камилем Писсарро. Именно картина Моне «Впечатление, восход солнца» (1872) дала название художественному направлению импрессионизм.

Фотография Моне Японский мост

Клод Моне в Живерни, 1905 год; Жак Эрнест Буллоз, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Японский мост Моне в контексте

Ниже мы рассмотрим одну из знаковых картин Моне, написанную маслом, «Японский мостик» (1899), а также многие другие итерации той же структуры. Во-первых, мы проведем контекстуальный анализ, рассмотрим некоторые социальные, исторические и культурные факторы, которые определяли жизнь Моне в то время. Во-вторых, мы проведем более формальный анализ, рассмотрим стилистические подходы Моне.

Художник Клод Моне
Дата написания картины 1899
Средство Масло на холсте
Жанр Пейзаж
Размеры 81,3 x 101,6 см
Серия Серия «Водяные лилии
Где размещено? Национальная галерея искусств
Сколько стоит? Картина оценивается в сумму от 50 до 150 миллионов долларов.

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Все началось с того, что в 1883 году Моне вместе со своей семьей переехал в Живерни. Живерни — это деревня, расположенная в северной части Франции, недалеко от берегов реки Сены в Нормандии. Поводом для переезда Моне в Живерни стал вид на деревню во время поездки на поезде. Моне влюбился в маленькую деревню и принял решение жить там, поэтому он арендовал дом, а спустя годы купил его. Дом был расположен на месте, где раньше была сидровая ферма.

Во время жизни в Живерни Моне задался целью создать пышный сад. В 1893 году он нашел землю неподалеку от своего дома. На участке был пруд, который художник превратил в водный сад, созданный под влиянием японского стиля. Новый дом и сад Моне стали важным, фактически основным, источником вдохновения в его творческой карьере.

Моне

Клод Моне перед своим домом в Живерни, 1921 год; Музей д’Орсэ, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Он был глубоко тронут созданным им природным окружением, и, описывая свой сад, он с нежностью сказал:

«Мой сад — это мой самый прекрасный шедевр. Я постоянно и с любовью работаю над своим садом. Больше всего мне нужны цветы. Всегда. Мое сердце навсегда осталось в Живерни, возможно, именно цветам я обязан тем, что стал художником».

Художник также был садоводом и работал над расширением своего водного сада. В конце концов, ему удалось отвести воду из реки Эпте и включить в него различные виды деревьев, кустарников, цветов и экзотических растений. Говорят также, что водяные лилии Моне были привезены из Южной Америки и Египта.

Наиболее примечательными были вышеупомянутые знаменитые кувшинки, которые стали основной темой его серии картин, названной «Серия водяных лилий» (также «Нимфеи»), в которой около 250 картин, исследующих и изображающих различные аспекты знаменитого и любимого водного сада. Еще одним важным дополнением к саду Моне стал деревянный мост, построенный в 1895 году в японском стиле, который протянулся через пруд.

Японский мост Моне

Тема нашей статьи — «Японский пешеходный мост» Моне (1899), хранящийся в Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Формальный анализ: Взгляд на стиль Моне

Существует 12 вариантов японского моста, который изобразил Моне, все они исследуют его водный сад с разных «точек зрения». Важно отметить, что картины Моне немного отличаются по своей композиции, и некоторые из них находятся в разных музеях и картинных галереях. В этой статье мы будем ссылаться в основном на «Японский пешеходный мост», написанный в 1899 году, который сейчас находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, США, а также упоминать другие картины из этой серии для большего контекста.

Искусствоведческие источники сообщают, что Моне посещал свой сад несколько раз в день и наблюдал за сменой освещения и времен года, что повлияло на то, как он изобразил каждую картину в своей серии.

Если мы посмотрим конкретно на «Японский мост», который вы можете видеть выше, мы заметим вертикальную композицию, состоящую из арочного моста в верхней части картины, оставляя минимальное пространство между верхним краем картины и верхней частью моста, создавая таким образом своего рода границу вместе со всей верхней третью холста.

  Картины Эдварда Мунка - взгляд на самые известные работы Эдварда Мунка

Однако это не единственная манера Моне писать картину. В других вариантах, например, в картине «Кувшинки и японский мост» (1899), хранящейся в Художественном музее Принстонского университета, между верхней частью картины и мостом есть пространство, что позволяет по-другому «почувствовать» композицию.

Водяные лилии и японский мост Моне

Водяные лилии и японский мост (1899) Клода Моне, хранится в Художественном музее Принстонского университета; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ниже знаменитого моста мы видим пруд с розовыми кувшинками, расположенными тут и там, и окружающую пышную зеленую листву, которая составляет большую часть заднего плана, также преимущественно вместе с верхней третью картины. На переднем плане картины изображена в основном вода, почти как если бы Моне сделал снимок момента времени — картина становится почти как продолжение реального водоема.

В нижней трети картины есть небольшое указание на отражение моста в воде, хотя этот зеркальный эффект не отнимает ни капли славы у настоящего моста, расположенного выше.

Цвет

Что касается цветов в этой масляной картине, то Моне не включил ни одного резкого цвета; вместо этого мы встречаемся с холодными и теплыми тонами. Здесь преобладают зеленые тона окружающей листвы, голубые — моста, а также то, что мягко выглядит как участок неба сквозь деревья на заднем плане, что в совокупности придает картине прохладный и успокаивающий эффект. Водные лилии окрашены в более теплые тона — многие из них кажутся розовыми с оттенками желтого. Сочетание белых тонов указывает на области, где отражается свет.

Эта картина — типичный пример импрессионистской живописи, потому что она написана на открытом воздухе, что по-французски называется en plein air, что означает «на открытом воздухе». Это просто означает рисовать на открытом воздухе, что является общей стилистической чертой импрессионизма. Художники стремились писать на открытом воздухе, чтобы уловить естественный свет, в отличие от искусственного света в студии.

Импрессионисты также писали на светлом фоне для грунтовки холста, что еще больше усиливало элемент яркости в общей картине.

Знаменитая картина моста в Филадельфии

Другая знаменитая картина Моне «Японский мост и бассейн с водяными лилиями, Живерни» (1899), хранящаяся в Музее искусств Филадельфии, имеет очень похожую цветовую палитру с картиной Моне «Японский мост», написанной в том же году; Claude Monet, Public domain, via Wikimedia Commons.

Мы не замечаем сильного акцента на темном фоне, а также не видим больших участков темных цветов, таких как черный или коричневый, на этой знаменитой картине с мостом, как и на многих картинах Моне (и других импрессионистов). Единственная область, которая предполагает более темные оттенки, видна на заднем плане в листве, а также более темные красные цвета от отражения моста и пятна между участками листвы, предполагающие тень.

Для художников-импрессионистов было характерно использование цветов светового спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый) с примесью белого, что мы замечаем в большинстве картин Моне «Японский мост».

Кроме того, многие художники использовали цвета в дополнении, располагая одни цвета рядом с другими, чтобы усилить их яркость.

Следует отметить, что хотя ранние картины Моне «Водяные лилии» выглядели спокойными и безмятежными в своих светлых тонах, некоторые из более поздних картин Моне использовали более темные цвета, так как его зрение пострадало от катаракты. Он начал использовать более темные красные, оранжевые и другие земляные цвета.

Текстура

Текстура кисти Моне состоит из коротких мазков, которые часто называют «быстрыми» или «прерывистыми». Они выполняются горизонтальными и вертикальными мазками, очерчивая кувшинки на пруду и вертикаль от окружающей травянистой листвы и ее отражения в воде. Мы также замечаем мазки или кляксы краски на кувшинках — техника, называемая по-французски tache, что означает «метка» или «пятно».

Деталь японского моста Моне

Деталь крупного плана картины Моне «Японский пешеходный мост» (1899); фотография крупного плана Александра Р. Прусса; картина Клода Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В работе кисти Моне также присутствует плавность, которая указывает на рыхлость колышущейся на ветру листвы. Если посмотреть на картину с более близкого расстояния, кажется, что мазки нанесены с чувством легкости и свободы, красочный набор коротких, длинных, толстых и тонких мазков, которые в совокупности создают полную картину, которую мы видим издалека.

Моне также подвергался критике за свои картины. Многие называли его работы незаконченными и говорили, что он не придерживается традиционных методов живописи. Некоторые критики также отмечали, что в его работах не хватает деталей.

Что касается более поздних картин Моне из этой серии, таких как «Японский пешеходный мост» (1920-1922), хранящийся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, мы замечаем, что мазки кисти более рыхлые и нанесены толстыми мазками краски, довольно бессистемно; создается впечатление, что на картине изображен бушующий огонь. Это, опять же, было связано с ухудшением зрения Моне.

  Доисторическое искусство - исследование временной шкалы истории доисторического искусства

Версия японского моста Моне

Более поздняя версия картины Клода Моне «Японский пешеходный мост», написанной в 1920-1922 годах; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В этой композиции присутствует взаимодействие горизонтальных и вертикальных линий. Мы видим, что вода из пруда почти уходит на задний план с использованием линейной перспективы, создавая сильное ощущение вертикальности картины, движущейся к неизвестной точке вдали. Это пересекается горизонтальной линией, созданной мостом от одного конца ширины картины к другому. Кроме того, если мы посмотрим на рассеянные кувшинки на поверхности пруда, они повторяют горизонталь моста.

Симметрия японского моста Моне

Линии в картине «Японский пешеходный мост» (1899) Клода Моне; Claude Monet, Public domain, via Wikimedia Commons

Помимо вертикальных и горизонтальных аспектов в картине, мы также замечаем короткие диагональные и изогнутые линии от листвы по бокам, как будто они создают эффект границы или приветствия для большого водного пространства и плавающих розовых лилий. Мост также изображен в виде изогнутой формы, пересекающей ширину холста, а его структурные опоры становятся изогнутыми прямоугольными формами на фоне более естественного окружения.

Пространство

Когда мы смотрим на пространство, используемое в композиции, оно возникает из естественного наблюдения за окружающей средой. Оно не похоже на формальные пространственные требования искусства других периодов, таких как Ренессанс и неоклассицизм, где художники уделяли особое внимание балансу и гармонии того, где и как размещаются формы и очертания — вспомните такие картины, как «Деньги на дань» Масаччо (ок. 1425) или «Клятва Горациев» (1786) Жака-Луи Давида.

Пространство на картинах Моне «Японский мост», да и вообще на большинстве картин «Водные лилии», характерно для импрессионизма. Художники-импрессионисты изображали свои предметы в реальной манере, где иногда фигуры или предметы были отсечены или не полностью сосредоточены в картинной плоскости.

Водяные лилии в картине Моне

Водяные лилии (1915) Клода Моне, один из многих примеров из серии «Водяные лилии» художника; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Точно так же, когда мы смотрим на знаменитую картину Моне «Мост», хотя там нет фигур людей или животных, природная среда изображена так, что это почти как момент времени, и мы не видим весь мост от конца до конца.

Некоторые области будут казаться «отрезанными», например, мы также не видим, где начинается вода. Она просто течет в наше пространство из неизвестного источника, но это такое же естественное живописное пространство, как и сама природная среда.

На других картинах Моне, изображающих японский мост, например, «Японский мост» (1900), хранящийся в Музее изящных искусств в Бостоне, мы видим тропинку, ведущую к мосту в левой части композиции. Это дает нам совершенно новую точку обзора моста, а также показывает нам больше контекста в плане того, как выглядел остальной сад Моне.

Знаменитая картина моста в Бостоне

Пруд с кувшинками (также известный как Японский мостик) (1900) Клода Моне, хранится в Музее изящных искусств в Бостоне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В других многочисленных вариантах знаменитой картины с мостом, например, в более ранней версии под названием «Японский мост» (1896), хранящейся в Музее искусств Филадельфии, Моне включил в композицию больше пространственного восприятия. Мы также видим тропинку слева, ведущую к мосту, а фон кажется более открытым по сравнению с пышной зеленью на более поздних изображениях.

Некоторые из его более поздних версий, а именно «Пруд с лилиями, зеленая гармония» (1898), хранящийся в Музее Орсе в Париже, «Пруд с лилиями» (1899), хранящийся в Национальной галерее в Лондоне, и «Мост через пруд с лилиями» (1899), хранящийся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, изображают более сфокусированную перспективу моста без какого-либо окружения.

Пространство может даже показаться более «тесным» из-за пышной зелени, которая составляет фон, как задний план, а пруд и мост становятся основными фокусными точками.

На других картинах Моне мы также видим вид на мост с левой стороны, как, например, на картинах «Пруд с водяными лилиями» (1900) в Художественном институте Чикаго, «Пруд с водяными лилиями, симфония в розах» (1900) в Музее д’Орсэ в Париже и «Пруд с водяными лилиями» (1900) в Музее изобразительного искусства в Бостоне.

Масштаб

Серия «Водяные лилии» Моне имеет большой масштаб, как мы видим на примере серии в Париже в Музее Оранжери, которая занимает пространство стены овальной формы и имеет длину 90 метров. Если мы посмотрим на знаменитую картину с мостом, упомянутую в этой статье, то она имеет размеры 81,3 на 101,6 сантиметра и показывает полное изображение знаменитого японского моста и окружающих его водяных лилий.

Размеры многих картин Моне варьировались, некоторые из них были размером 200 на 200 сантиметров, а другие — 89 на 92 сантиметра.

По мере взросления Моне его картины становились все более абстрактными, а композиционный масштаб (размер предмета на картине) менялся, фокусируясь на определенных участках сада. Мы можем видеть это на картине «Водяные лилии» из Музея Оранжери, где изображены только водяные лилии на просторе воды, а не полный вид моста и сцены с водяными лилиями. Другой пример такого «крупного плана» — картина «Водяные лилии» (1906), хранящаяся в Художественном институте Чикаго.

  Какие цвета сочетаются с зеленым? - Ваше руководство по смешиванию оттенков зеленого

Японский мост Моне в его студии

Фотография Клода Моне в его студии, 1920 год; аноним, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Интересные факты о японском мосте Моне

Когда Моне приступил к строительству своего водного сада и моста, он встретил сопротивление со стороны местного населения. Однако в конце концов он получил разрешение и приступил к строительству того, что должно было стать великим источником вдохновения не только для Моне, но и для многих других художников, которые пришли ему на смену.

Некоторые источники также утверждают, что если бы не одобрение местного населения, Моне не создал бы свою серию знаковых картин с кувшинками и японским мостом.

Японская культура повлияла на стиль Моне, вдохновив его на введение различных японских мотивов и элементов, таких как японский мост. Моне был коллекционером японских ксилографий под названием укиё-э, что в переводе с японского означает «картины плавающего мира».

Этот стиль искусства был большим источником вдохновения для художника-импрессиониста. Он также вдохновил многих других художников-импрессионистов и был назван японизмом французским критиком Филиппом Берти в 1874 году. Японизм также повлиял на художников последующих направлений искусства, таких как постимпрессионизм.

Японский мост Моне Фотография

Моне перед японским мостом в своих садах в Живерни, ок. 1917 г.; Этьен Клеман (1864-1936), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Моне скончался в декабре 1926 года и продолжал жить в Живерни до самой смерти. Жизнь в Живерни принесла ему огромный успех в его творческой карьере. Сегодня его дом и сад в Живерни находятся в ведении некоммерческой организации «Фонд Клода Моне», которая открыла дом для посетителей в 1980 году. Он стал одним из наиболее часто посещаемых мест в мире искусства.

Каждая картина Моне «Японский мостик» уникальна, она рассказывает нам свою историю благодаря визуальному богатству красок, мазков кисти и зелени цветов, листвы и декоративных мостиков. Каждая картина также показывает нам, как Моне играл с концепцией света (особенно его многочисленные отражения на воде пруда) и как цвета могут показать нам отражение истинной природы вокруг нас.

Картины Моне из серии «Водяные лилии», включая серию его знаменитых картин с мостами, являются настоящим свидетельством мастерства этого художника, проложившего путь для развития импрессионизма и других последующих направлений искусства. Если бы Моне сделал столько же фотографий своего любимого водного сада, они не передали бы его так, как его картины.

Часто задаваемые вопросы

Когда Клод Моне нарисовал японский мост?

Моне начал рисовать свой знаменитый японский мост во время проживания в деревне Живерни. В 1899 году он написал картину «Японский мост», а также 12 других различных видов того же моста. Все эти версии находятся в различных художественных галереях и музеях по всему миру.

Является ли «Японский мост» Моне частью серии?

Картины Моне «Японский мост» являются частью серии «Водяные лилии» (также называемой «Нимфеи»). Существует около 250 картин маслом, на которых изображены различные аспекты его водного сада в Живерни. Еще одним важным дополнением к водному саду Моне стал деревянный мост в японском стиле, построенный в 1895 году для перехода через пруд.

Почему серия водяных лилий Моне так популярна?

Серия картин Моне с водяными лилиями, включая японский мостик, считается одним из лучших произведений художника за всю его живописную карьеру. Он искусно исследовал природу цвета и света в своих композициях и изобразил природную среду по-новому, что повлияло на мир искусства на долгие годы.

Какие техники использовал Моне в своих картинах «Японский мост»?

Будучи художником-импрессионистом, Моне использовал несколько техник, которые исследовали способ изображения света в естественной среде. Одна из его основных техник (и стиль) — рисование на открытом воздухе, называемое по-французски en plein air, что означает «на открытом воздухе». Для изображения кувшинок Моне часто использовал короткие мазки кистью с вкраплениями или кляксами краски — эта техника по-французски называется tache, что означает «метка» или «пятно».

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий