Гезамткунстверк — изучите гезамткунстверк в архитектуре и искусстве

Gesamtkunstwerk

Что такое гезамткунстверк? Немецкое определение Gesamtkunstwerk в приблизительном переводе означает «полное произведение искусства», что относится к художественному произведению, концепции или творческой технике, в которой несколько художественных дисциплин объединяются в единое целое. Идеи Gesamtkunstwerk популяризировал композитор Рихард Вагнер, утверждая квинтэссенцию искусства будущего, в котором ни один богатый талант различных искусств не останется неиспользованным в Gesamtkunstwerk будущих лет.

Оглавление

Понимание Gesamtkunstwerk

Это понятие, которое до сих пор наиболее популярно в Австрии и Германии, было разработано в XIX и начале XX века различными европейскими художественными группами и стало основным принципом современного искусства. Хотя оно потеряло популярность в эпоху постмодернизма, эта фраза и сегодня используется для характеристики мультимедийных инсталляций и произведений.

Gesamtkunstwerk сохранился, прежде всего, в архитектуре, где все компоненты структуры, внутренние, внешние и мебель, были сделаны так, чтобы соответствовать друг другу, и это влияние можно наблюдать в творческой практике многих движений.

Ранние тенденции

Концепции Gesamtkunstwerk можно проследить до эпохи барокко. Архитектура, оформление интерьера, ландшафтный дизайн, скульптура и искусство были объединены для создания грандиозного эффекта, который отражался в каждой детали, от посуды до тканей.

Позже архитекторы и художники, расширявшие королевские владения, стремились к созданию комплексного впечатления, отражая при этом влияние последующих стилей.

Архитектура Гезамткунстверка

Дворец Шёнбрунн в Вене, Австрия; Diego Delso, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Это до сих пор можно наблюдать в реставрации дворца Шёнбрунн архитектором Николаусом Пакасси в стиле рококо. В 1996 году ЮНЕСКО включила дворец Шёнбрунн в список Всемирного наследия, назвав строения и сады «впечатляющим барочным ансамблем и прекрасной иллюстрацией гезамткунстверка», демонстрирующей, как прекрасно работа Пакасси сочетается с оригиналом.

Немецкий романтизм

Движение романтизма начала 19 века повлияло на создание Gesamtkunstwerk, в первую очередь благодаря художнику и мыслителю Филиппу Отто Рунге. Рунге хорошо известен своей серией Tageszeiten (1803-1805), в которой различные периоды суток изображались как целостная концепция людей, природных элементов, архитектурных элементов и пейзажей.

Воспринимаемые как предтеча гезамткунстверка, работы Рунге оказали значительное влияние на немецких художников, особенно после того, как Иоганн Вольфганг фон Гете, выдающаяся личность того времени, стал его покровителем.

Гезамткунстверк Живопись

Утро (1808) Филиппа Отто Рунге, находится в Гамбургском Кунстхалле в Гамбурге, Германия; Филипп Отто Рунге , Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Рихард Вагнер

В 1827 году немецкий писатель и философ К.Ф.Э. Трендорф в своей работе «Эстетика или теория мировоззрения и искусства» использовал термин «гезамткунстверк». Хотя он первым использовал это слово, он расширил идеи предыдущих философов, выступавших за синергию искусств, таких как Людвиг Трек и Готфрид Лессинг.

Рихард Вагнер пропагандировал Gesamtkunstwerk, интеллектуально усвоив это слово и воплотив его в своих знаменитых операх.

Гезамткунстверк Вагнера

Фотопортрет Рихарда Вагнера, сделанный в 1871 году; Жан-Марк Натье, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В его статьях говорилось, что искусства были неразрывно разделены друг от друга со времен древних греков, и что в будущем искусство должно вернуться к созданию всеобъемлющего произведения. Вагнер считал девятнадцатый век хаотичным, и он заявил: «Искусство должно прежде всего воспитать в этой социальной силе ее чистейший смысл и направить ее к верной цели». Его знаменитые оперные циклы, в частности «Кольцо нибелунга» (1876), сделали его самым известным и влиятельным композитором своего времени, объединив драму, литературу, песни и драматические декорации для создания целостного впечатления.

Он также спроектировал и построил Байройтский театр в Баварии в 1857 году, создав полную атмосферу для постановки своих оперных циклов.

Антисемитизм Вагнера, выраженный в таких произведениях, как «Das Judenthum in der Musik», статья была написана под вымышленным именем в 1850 году, а затем снова под его настоящим именем в 1869 году, и его повышенное внимание к превосходству германской культуры, рассматривались как формирующие для нацизма, и Гитлер был ярым сторонником его песен и выступлений.

  Роберт Мэпплторп - Откройте для себя творчество и короткую жизнь Роберта Мэпплторпа

Движение искусств и ремесел

Красный дом (1859), спроектированный Уильямом Моррисом и Филипом Уэббом в юго-восточной части Лондона, был ранней версией современного гезамткунстверка. Дом был также ярким представителем движения «Искусство и ремесла», опираясь на средневековый готический стиль и используя традиционные методы строительства и материалы.

Пример искусства гезамткунстверка

Красный дом (1859) Уильяма Морриса и Филипа Уэбба, расположенный в юго-восточной части Лондона; Velela , Public domain, via Wikimedia Commons

Данте Габриэль Россетти и Эдвард Берн-Джонс также внесли свой вклад в оформление и отделку интерьера, в то время как Моррис планировал наружный ландшафт, и все это для достижения единого эстетического эффекта. По словам Россетти, в результате получился «больше поэзия, чем дом».

Здание стало влиятельным примером Gesamtkunstwerk как оживленный центр движения «Искусство и ремесла», а также местом, где Моррис открыл свою студию дизайна.

Модерн

Отель Виктора Орта «Тассель» (1893), частная собственность, созданная для семьи Тассель, был одним из первых примеров модерна. В том же году этот стиль был популяризирован Домом Ханкара Поля Ханкара (1893).

Архитектура, отделка и меблировка этих резиденций были созданы так, чтобы дополнять друг друга и создавать комплексное эстетическое воздействие.

Общее произведение искусства

Лестница в отеле «Тассель» в Брюсселе, Бельгия; Генри Таунсенд, общественное достояние, через Wikimedia Commons

По словам историка искусства Кеннета Фрэмптона, Ван де Вельде построил для себя резиденцию, которой, без сомнения, суждено было проиллюстрировать предельный синтез всех видов искусства, потому что, помимо того, что резиденция со всеми ее интерьерами, вместе со столовыми приборами, Ван де Вельде пытался завершить общее произведение искусства через каскадные формы платьев, которые он создал для своей жены.

Югендстиль

Югендстиль, или «модерн» по-немецки, зародился в 1896 году в Мюнхене благодаря работам Германа Обриста. По словам историка искусства Эндрю Хиклинга, его «хлыст», змеевидный поток кривых шпилек под влиянием стеблей цикламена, стал ассоциироваться со стилем fin-de-siècle».

Акцент на красивых линиях под влиянием органических и иногда геометрических форм представлял собой новую концепцию стиля, которая, отвергая ортодоксальное академическое искусство, объединяла все виды искусства в гезамткунстверк так же, как это делал модерн.

Плакат гезамткунстверка

Еженедельный журнал «Югенд» за 1896 год, выпуск № 14. Обложка оформлена Отто Экманом; Отто Экман (1865-1902) (подпись E O (монограмма) внизу слева), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Каждая резиденция художника представляла собой тщательно продуманное комплексное произведение искусства, которое дополняло общий архитектурный облик колонии и отражало художественные пристрастия своего владельца. Например, чтобы представить художественную деятельность художника, фасад дома Ольбриха для Ганса Кристиансена был расписан яркими красками и фигурным орнаментом. Дом Эрнста-Людвига Ольбриха (1900 — 1901 гг.) служил центром колонии, выполняя функции общественной приемной и одновременно вмещая студии художников и мастерские.

Мастерские колонии приняли современную индустриализацию, производя различные товары на коммерческой основе и продвигая концепцию, что даже самое простое жилище может быть гезамткунстверком, отвергая иерархическое разделение между изобразительным и практическим искусством и делая акцент на ремесле.

Венский сецессион

Венский Сецессион, в противовес традиционному и академическому порядку искусств, продвигал международное «тотальное искусство», которое объединяло декоративное искусство со скульптурой, живописью и архитектурой. Густав Климт основал это движение в 1897 году.

Здание Сецессиона (1897 — 1898) в Вене, построенное Ольбрихом и служившее выставочным залом движения, было самым ранним и самым заметным проектом движения.

Что такое гезамткунстверк

Здание Сецессиона (1897 — 1898) в Вене, Австрия; Thomas Ledl, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Дизайн здания, включая знаменитый фриз Бетховена (1901), созданный Густавом Климтом, и характерные черты фасада, разработанные Мозером, привели к созданию целого произведения искусства, которое также послужило эстетическим кредо движения. Дворец Штокле в Брюсселе (1905 — 1911) стал венцом движения.

Частный особняк, спроектированный Йозефом Хоффманом, со столовой, украшенной фресками Густава Климта, с использованием дорогих и редких материалов, был назван роскошным воплощением гезамткунстверка.

Баухаус

Вальтер Гропиус поддерживал идею гезамткунстверка, возглавляя Баухаус — школу, в которой особое внимание уделялось строгому обучению ремеслам, а также изобразительному искусству. В 1919 году в своем Манифесте он провозгласил «повсеместно великое, вечное духовно-религиозное понятие, которое должно найти свою кристаллическую форму в грандиозном гезамткунстверке».

Переформулировав это слово из «полного произведения искусства» в «полный дизайн», он считал, что оно распространяется на все сферы современной жизни, от проектирования производственного предприятия до городского планирования и частного жилища, и на все его элементы, начиная от рабочего стола и заканчивая освещением, чайниками и столовыми приборами.

Определение гезамткунстверка

Дизайн механической сцены Баухауса (1925), Йоост Шмидт; Йоост Шмидт, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Как нарисовать четырехлистный клевер - увлекательный урок рисования трилистника

Примечательные примеры гезамткунстверка

Концепции гезамткунстверка часто были связаны с более широкими целями и убеждениями принявших его художественных групп, а союз искусства и художников, породивший гезамткунстверк, считался способным построить более равноправное и, в конечном счете, утопическое общество.

Некоторые виды Gesamtkunstwerk были тесно связаны с национализмом. Движение искусств и ремесел, например, поощряло традиционное английское мастерство.

К сожалению, некоторые мысли и работы Вагнера можно считать основой нацистской идеологии, а его идеалы музыкального традиционализма послужили легитимации новой партии. Многие художники после Второй мировой войны отказались от понятия Gesamtkunstwerk как результата этой связи.

Байройтский фестивальный театр (1876)

Дата завершения 1876
Архитектор Рихард Вагнер
Стиль Гезамткунстверк
Местонахождение Байройт, Бавария, Германия

Фасад Байройтского театра напоминает архитектурные тенденции конца девятнадцатого века: колонны и геометрические фигуры из камня светлого цвета окружают главный вход. Он стоит на небольшом холме над садом, разбитым в геометрическом стиле, который повторяет декор экстерьера, внушительный и напоминающий вид классического храма.

Рихард Вагнер спроектировал театр как место для постановки своих оперных циклов во время ежегодного Байройтского фестиваля, официально известного как Richard-Wagner-Festspielhaus, который действует и по сей день. В результате театр и его действия воплотили его идею Gesamtkunstwerk, в которой каждая часть работает вместе для получения целостного эстетического опыта.

Архитектура гезамткунстверка Вагнера

Гравюра Байройтского фестивального театра 1875 года; Эдуард Шуре, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Первый камень в основание сооружения был заложен в день рождения Вагнера в 1872 году, а дебют театра состоялся в 1876 году с «Кольцом нибелунгов», циклом из четырех опер Вагнера. Вагнер стал пионером уникального дизайна, который включал в себя континентальную рассадку (конфигурация сидений без центрального прохода) и утопленную оркестровую яму, чтобы соединить представление оперы с архитектурой.

Для улучшения акустики он использовал преимущественно дерево для внутренней отделки. С каждого места открывался отличный вид на сцену благодаря континентальной рассадке, которая была организована в виде единого клина. Двойной проскениум создавал «мистическую пропасть» между сценой и зрителями, усиливая сюрреалистический и легендарный характер опер Вагнера.

В то же время оркестровая яма, которая была погребена под сценой, была невидима, что позволяло зрителям сосредоточиться исключительно на опере. После этого несколько театров внедрили эти особенности.

Отель «Тассель» (1893)

Дата завершения 1893
Архитектор Виктор Орта
Стиль Гезамткунстверк, модерн
Местонахождение Брюссель

Этот таунхаус был новаторским в своих архитектурных приемах и плавном, открытом дизайне, и считается одним из самых ранних полных примеров строения в стиле модерн. Орта подчеркнул органические, изогнутые линии с помощью современных материалов, в основном стали и стекла, чтобы создать фасад, который перетекает как по горизонтали, так и по вертикали. Он ввел новшество, использовав тонкие железные колонны вместо традиционных каменных, что позволило создать огромные окна. Орта также спроектировал внутреннюю часть здания, придав ему открытую планировку и сделав акцент на естественном освещении, в результате чего получилось полностью интегрированное, наполненное светом помещение.

Details like the light fittings, glass panels, doorknobs, and stair railings replicated sinuous plant-like shapes, defining both the overall Art Nouveau style as well as providing a coherent decorative and architectural scheme across the house./strong>

Пример знаменитого гезамткунстверка

Внешняя сторона отеля «Тассель» в Брюсселе, Бельгия; I, Karl Stas, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

  Статуя "Христос из бездны" - взгляд на знаменитую работу Гвидо Галлетти

Это сооружение было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году и, как говорят, является «одним из самых выдающихся новаторских произведений архитектуры конца 19 века». Открытый план, рассеивание света и ослепительная связь изогнутых линий орнамента с каркасом здания характеризуют стилистическую революцию, представленную этими работами.»

Эрнст-Людвиг-Хаус (1901)

Дата завершения 1901
Архитектор Йозеф Мария Ольбрих
Стиль Гезамткунстверк
Местонахождение Дармштадт, Германия

Это здание было центром Дармштадтской колонии художников (основанной в 1899 году) и функционировало как мастерская художника. Это был значительный образец гезамткунстверка в стиле югендстиль. Ольбрих был одним из ключевых членов Венского Сецессиона и за три года до этого создал знаменитое выставочное здание Сецессиона, когда великий герцог Эрнст Людвиг поручил ему создание колонии. Ольбрих воспользовался шансом и спроектировал здание, в котором сочетались архитектура, скульптура и декоративные элементы.

Белые стены и красивый золотой фриз вокруг двери свидетельствуют о влиянии Венского Сецессиона. Огромные окна подчеркивают практичность здания, а колоссальные скульптуры мужчины и женщины работы художника Людвига Хабиха по обе стороны лестничного пролета свидетельствуют о его функциональности, выражающей силу и красоту.

Архитектурный пример гезамткунстверка

Снаружи Эрнст-Людвиг-Хаус в Германии; Жан-Пьер Дальбера из Парижа, Франция, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Отель «Империал» (1923)

Дата завершения 1923
Архитектор Фрэнк Ллойд Райт
Стиль Гезамткунстверк
Местонахождение Мэйдзи Мура, недалеко от Нагои, Япония

Фасад отеля «Империал» сочетает в себе стиль прерий Райта и стиль возрождения майя, а также японские элементы. Отражающий бассейн у входа, перед которым стоят две огромные каменные фигуры, напоминает площади майя. Когда гость входил в здание по низкому и мрачному коридору, а затем поднимался по лестнице в просторное центральное лобби, узор сохранялся на протяжении всего здания, о чем свидетельствуют несколько каменных колонн и похожая на храм входная дверь.

Райт тщательно проработал все детали и арматуру отеля, особенно возвышающиеся колонны с резными поверхностями, протравленными узорчатыми перфорациями для получения света, за что они получили прозвище «столбы света».

Пример гезамткунстверка

Внутренний двор Императорского отеля в Японии, спроектированного Фрэнком Ллойдом Райтом; Неизвестный авторНеизвестный автор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Дизайн колонн повторяет иероглифы майя, но их наполненность светом напоминает японские дрейфующие фонари, которые повлияли на Райта. Правительство Японии поручило Райту спроектировать здание отеля, которое бы понравилось западным людям. Он мастерски спроектировал небоскреб, построенный в сейсмоопасном районе, используя большие бетонные сваи и Н-образную форму.

На этом мы завершаем наше знакомство с гезамткунстверком. Хотя это понятие вышло из употребления в эпоху постмодернизма, оно все же используется для описания мультимедийных инсталляций и произведений сегодня. Gesamtkunstwerk сохранился, прежде всего, в архитектуре, где все компоненты структуры, внутренние, внешние и мебель, были спроектированы так, чтобы дополнять друг друга, и это влияние можно увидеть в творческой практике многочисленных групп.

Часто задаваемые вопросы

Что такое Gesamtkunstwerk?

Немецкое определение Gesamtkunstwerk можно приблизительно перевести как «полное произведение искусства», поскольку оно относится к художественному произведению, концепции или творческому подходу, в котором различные художественные дисциплины объединены в единое целое. Композитор Рихард Вагнер популяризировал это понятие, выступая за абсолютное искусство будущего, в котором ни один богатый талант из множества искусств не останется неиспользованным в Gesamtkunstwerk будущих лет.

Какие виды искусства относятся к гесамткунстверку?

Термин Gesamtkunstwerk, означающий полное произведение искусства, чаще всего ассоциируется с архитектурой, в которой все компоненты дизайна, включая интерьер, внешнюю часть и мебель, были построены так, чтобы дополнять друг друга. Это влияние можно наблюдать в таких движениях, как Arts and Crafts, Art Deco , Art Nouveau, Jugendstil, Bauhaus, Vienna Secession и эстетический подход De Stijl. Концепции Gesamtkunstwerk часто были связаны с более широкими идеалами и убеждениями художественных групп, принявших их, а объединение искусств и художников, породившее Gesamtkunstwerk, рассматривалось как способность построить более равноправное и, в конечном счете, утопическое общество.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий