Греческое искусство — исследование древнегреческого искусства и архитектуры

Греческое искусство

Искусство Греции, каким мы его знаем, зародилось около 650 года до нашей эры и продолжалось примерно до 27 года до нашей эры. Этот период древнегреческого искусства богат культурной и социально-экономической историей, формирующей саму его суть и информирующей его так же, как и нас. Потребуется немало времени, чтобы узнать все, что можно, о древнегреческом искусстве, которое в основном состоит из керамики, архитектуры и скульптуры.

Оглавление

Немного об Элладе

Прежде чем приступить к изучению древнегреческого искусства, давайте познакомимся с той величиной, с которой мы имеем дело, а именно с Грецией. Когда мы думаем о Греции, или Элладе, что является ее древнегреческим переводом, мы сразу же понимаем, какое влияние эта древняя цивилизация оказала на формирование нашей западной цивилизации.

Греция является оживленной географической точкой на карте мира — она расположена в Юго-Восточной Европе, а ее столицей являются Афины. Страна разделена на девять регионов, а именно: Эгейские острова, Центральная Греция, Крит, Эпир, Ионические острова, Македония, Пелопоннес, Фессалия и Фракия. Она также расположена недалеко от места слияния Африки, Азии и Европы и граничит с Албанией, Северной Македонией, Болгарией и Турцией.

Грецию окружают такие моря, как Эгейское море (на востоке материка), Ионическое море (на западе), Критское и Средиземное моря (на юге). Кроме того, Грецию окружают многочисленные острова.

Карта для греческих произведений искусства

Карта Древней Греции Маттеуса Зуттера, 1740 год; Matthäus Seutter, Public domain, via Wikimedia Commons

Мы также знаем знаменитую гору Олимп, которая является самой высокой горой Греции с Митикасом, ее высочайшей вершиной, расположенной на высоте 9 570 футов. Олимп заслуживает внимания, поскольку он занимает важное место в греческой мифологии, существуя как место, где обитали боги с Зевсом на троне.

Греция также широко считается «колыбелью» или «местом рождения» западной цивилизации. Она стала отправной точкой различных культурных и политических доктрин, например, демократии и философии. Она также исследовала и развивала различные принципы, связанные с математикой и наукой. В культуре он положил начало драме, искусству, архитектуре, керамике, скульптуре и литературе, а в спорте — Олимпийским играм, которые продолжаются и в наши дни.

Исторические основы: Каковы истоки Древней Греции?

Лучший способ понять исторические основы Древней Греции — это рассмотреть различные периоды ее развития как цивилизации, поскольку существует множество временных рамок и этапов развития. В частности, Греция восходит к доисторическому периоду — каменному веку, который закончился около 3 200 лет до нашей эры, а затем к бронзовому веку, который начался около 3 200 лет до нашей эры.

Каменный век

Каменный век делится на три отдельных периода, а именно: самый ранний, палеолит, затем мезолит, и последний, неолит. В эпоху неолита (7000 г. до н. э. — 3200 г. до н. э.) наблюдалось усиленное развитие земледелия и скотоводства, а также новые достижения в области архитектуры и различных используемых инструментов.

Эпоха неолита в Греции была разделена на шесть этапов, а именно: акерамический (дописьменный), ранний неолит, средний неолит, поздний неолит I, поздний неолит II и финальный неолит. В каждый микропериод неолита происходили новые изменения в земледелии и культуре.

Важно понимать, что эти периоды положили начало, так сказать, древнегреческому искусству.

Именно в период раннего неолита люди разработали технику обжига ваз. Период среднего неолита принес с собой новые достижения в архитектуре, а именно «мегароид», также называемый «мегарон». Это был дом прямоугольной формы с одной спальней и крыльцом (открытым или закрытым), а также с колоннами у входа.

Важность структуры мегарона заключается в том, что он превратился в зал для греческих дворцов. Это одна из основных характеристик греческой архитектуры, которая также описывается как «прямолинейная» по форме. Эта форма также стала формой для греческих храмов.

Древнегреческие картины

Рисунок романтической реконструкции «Мегарона царицы», выполненный Эмилем Жильероном младшим. Из бумаг Артура Эванса, относящихся к раскопкам на Крите в 1922-1926 годах; Gilliron, Ðmile fils, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Другими архитектурными достижениями были структуры «Цангли», которые представляли собой поселение. Эта структура включала два контрфорса внутри дома для дополнительной поддержки крыши. В доме также были комнаты, предназначенные для различных целей. Дома в этот период имели более качественный фундамент из камня по сравнению с хижинами на более раннем этапе. Во время позднего неолита происходило развитие земледелия и сельского хозяйства, и этот период перешел в бронзовый век, когда люди импортировали медь и бронзовые металлы.

Неолитическая эпоха Греции происходила в различных местах по всей Греции, а именно в Афинах, Димини, пещере Франхти, Кноссе, Милосе, Неа Никомедее и Сескло.

Бронзовый век Греции — Эгейские цивилизации

Бронзовый век Греции классифицируется по трем доминирующим местам, которые также называют Эгейской цивилизацией, которая была сосредоточена вокруг Эгейского моря. К основным местам относятся Киклады — острова, расположенные к юго-востоку от материковой части Греции, Крит, который находится южнее материковой части Греции, и материковая Греция.

В каждой географической области существовали различные культуры. Кикладская цивилизация (около 3300-2000 гг. до н.э.) — с Киклад, минойская цивилизация (около 2700-1100 гг. до н.э.) — с Крита, микенская цивилизация (около 3200-1050 гг.) — с материковой Греции. Развитие каждой цивилизации пересекалось с другой, хотя микенская цивилизация в конечном итоге поглотила минойскую.

Некоторые из примечательных особенностей этих периодов включают письменность, известную как линейная А и линейная Б, более активную торговлю и различные новые инструменты.

Кикладская цивилизация создавала женские фигурки, или идолы, из мрамора. Многие из них имеют крупные овальные лица и вытянутые носы. Основными местами расположения этой цивилизации были Керос, Гротта, Филакопи и Сирос.

Минойцы в основном проживали в Кноссе и других местах, таких как Малия, Фестос и Закрос. Минойцы известны тем, что заложили самые ранние основы европейской цивилизации. Их цивилизация была развита во многих отношениях: не только письменность и более обширная торговля (путешествия в такие места, как Египет, познакомили их с различными культурами), но и их искусство и архитектура состояли из древнегреческих картин, таких как фрески, которые были ярко расписаны такими предметами, как животные земли и моря, и пейзажи природы. Их часто рисовали внутри дворцов. Фрески также имели бордюры с декоративными узорами.

Греческие произведения искусства

Фреска Тореадор (Фреска с прыжками на быке) (ок. 1600-1450 гг. до н. э.), найденная в Кносском дворце, Крит, Греция. Часть композиции из пяти панелей, культовая фреска «Тореадор» изображает акробата на спине несущегося быка. Вторая фигура готовится к прыжку, а третья ждет с вытянутыми руками; Археологический музей Ираклиона, CC0, via Wikimedia Commons.

Помимо древнегреческой живописи, минойцы также производили широкий ассортимент греческих гончарных изделий и керамики. Примеры различных форм сосудов включают амфору (с тремя ручками), различные мензурки, округлые сосуды и кувшины для хранения, называемые пифосами. Церемониальные кувшины изготавливались для возлияний во время ритуалов, они назывались рита и были сделаны в форме головы животного.

Бык был важным животным в их культуре, и они часто изображали рога быка в своем искусстве и украшениях. У минойцев также были золотые украшения, скульптуры и дворцы высотой в четыре этажа. Дворцы были важными элементами минойской цивилизации, и наряду с их обширной планировкой различные сельскохозяйственные общины окружали центральный дворец, а для соединения ферм или деревень были проложены дороги.

  Византийская архитектура - изучение стиля константинопольской архитектуры

Микенская цивилизация располагалась в основном в Микенах, а также в других районах, таких как Афины, Фивы, Пилос, Спарта и др. Ее также называют «элладским» периодом. Поскольку микенцы жили на материковой части Греции, их также называют «коренными жителями».

Среди этой цивилизации была распространена торговля такими товарами, как золото, стекло, медь и даже слоновая кость.

Микенцы создавали произведения искусства под влиянием минойской цивилизации. По сравнению с минойцами они отличались сильной культурой воинов. Троянская война — это знаменитая война, которая до сих пор популяризируется в таких фильмах, как «Троя». Если посмотреть на созданные фрески, то микенцы также изображали различные сцены, связанные с битвами, животными, природой, воинами, марширующими с оружием, и различные другие сюжеты, схожие с минойскими.

Фактически, сходство между микенским и минойским искусством часто отмечается, хотя микенское искусство описывается как более «геометрическое» и «формальное» в своем стиле. Однако между Критом (минойцами) и Микенами существовала торговля, что объясняет сближение стилей искусства этих двух культур.

Известные Львиные ворота (ок. 1250 г. до н.э.) являются одним из сохранившихся остатков архитектурной «рельефной» скульптуры, изображающей двух львов (или львиц), стоящих друг против друга на задних лапах, передние лапы которых опираются на основание, похожее на блок, с колонной в центре между двумя животными. Львиные ворота являются главным входом на акрополь, где находились дворец и цитадель.

Греческое искусство и архитектура

Рельеф Львиных ворот (ок. 1250 г. до н.э.), Микены; Zde, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Греческие темные века и начало греческой цивилизации

Микенская цивилизация закончилась около 1100 года до нашей эры. Падение этой и многих других цивилизаций того периода является широко обсуждаемой темой. Многие источники указывают на вторжение дорийской цивилизации, изменения климата, стихийные бедствия, такие как землетрясения, и другие социальные проблемы, такие как голод и перенаселение.

Этот период называют «крахом позднего бронзового века», который со временем превратился в то, что известно как «греческие темные века». Этот период начался примерно с 1100 года до н.э. до 750 года до н.э. Его также называют «гомеровским» периодом, который связан с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Почти совпадающий с вышеупомянутыми периодами, Геометрический период (900-700 гг. до н.э.) пришелся на конец греческих Темных веков, и в контексте стиля искусство на керамике изображалось в геометрических формах, что и дало название этому периоду. Именно после этого периода Греция начала развиваться и эволюционировать.

После этого увеличилось население, и древнегреческое искусство действительно приобрело форму, воплотив в себе идеалы классического искусства, каким мы его знаем сегодня.

Характеристики греческого искусства и архитектуры

Когда мы смотрим на греческое искусство, мы представляем себе идеализированные мраморные скульптуры и человеческие фигуры, которые кажутся совершенными и красивыми, как супермодель. В греческом искусстве было три отличительных периода, которые характеризовали его развитие. Ниже мы рассмотрим эти три периода, а также различные характеристики и выдающихся художников каждого из них.

Знаменитое греческое искусство

Мозаика «Богоявление Диониса» из виллы Диониса (II век нашей эры) в Дионе, Греция. Сейчас находится в Археологическом музее Диона; анонимный неизвестный автор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Архаический период (ок. 650 — 480 гг. до н.э.)

Архаический период начался с началом греческих Олимпийских игр в 776 году до н.э., что часто отмечается как время, когда этот период действительно начался. В политическом и социальном плане этот период также ознаменовался появлением городов-государств, называемых полисами, что в переводе с греческого означает «город». Этими полисами в основном управляли при тирании, хотя есть споры, что тираническое правление было не таким, каким оно стало в более поздние годы. Тираны, по сути, помогали общинам становиться более обширными в плане богатства и возможностей для работы.

Искусство архаического периода характеризуется как более натуралистичное в своем изображении по сравнению с геометрическим периодом. Одними из основных форм художественных произведений были керамика, живопись, скульптура и архитектура. Благодаря торговле между различными восточными странами, на вазах и сосудах было заметно влияние Востока. Было нарисовано больше животных, таких как львы, грифоны и сфинксы, художники использовали декоративные мотивы, такие как кривые и цветочные узоры.

Человеческая форма также изображалась не только в росписи на керамике, но и в скульптуре. Об этом свидетельствуют различные скульптуры в натуральную величину, созданные из камня. Хотя в их изображении присутствовал реализм, в них также присутствовал идеализм, в значительной степени созданный под влиянием микенцев, и демонстрация силы и физической доблести мужской фигуры.

В основном это проявлялось в атлетах и воинах того времени, благодаря храбрости и героизму микенская культура стала «золотым веком».

Человеческая форма в скульптуре архаического периода прослеживается в известных примерах, называемых курос («юноша») и коре («девушка»). Эти статуи находились во «фронтальной» позе, что отражает влияние египетских статуй того времени, а также были «отдельно стоящими». Для них характерна вертикальная поза с руками по бокам, ступни расположены близко друг к другу, плечи широкие.

Древнегреческое искусство

Статуи коре (слева) и куроса (справа), обе сделаны из парийского мрамора. Найдены в Меренде (древний Миррин), Аттика. Обе являются важными произведениями стиля зрелой архаики и ее периода; George E. Koronaios, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Женская фигура, коре, часто изображалась в платьях своего времени с некоторыми стилистическими элементами. У обоих типов статуй мы видим так называемую «архаическую улыбку», которая придает мягкость и безмятежность как мужским, так и женским статуям. Это примечательная характеристика, поскольку она символизирует идеализм.

Кроме того, назначение этих статуй было различным, например, корай использовались в качестве вотивных подношений греческим богиням, таким как Афина. Курои использовались в качестве памятников умершим людям или дарились победителям игр и соревнований.

Существует множество причин, по которым использовались эти статуи; некоторые также считают, что они принадлежали богу Аполлону и были сделаны так, чтобы походить на греческие божества.

Примеры греческих скульпторов и афинского искусства в этот период включают афинянина Крития, который работал на поздних стадиях архаического периода. Считается, что он оказал большое влияние на более реалистичные художественные стили в скульптуре в последующий классический период. Известно, что он был учеником скульптора Антенора (ок. 540-500 гг. до н.э.), который создал «Тирранихидов» (510 г. до н.э.).

Древнегреческие произведения искусства

Статуя Гармодия и Аристогейтона, часть группы «Тирранисиды»; Эллиот Браун, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Тирранисиды были созданы по заказу Клистена, политического лидера, заложившего основы демократии в Афинах в 6 веке до нашей эры. Его помнят как «основателя афинской демократии». Скульптура изображает две фигуры, Гармодия и Аристогейтона, которые убили тирана Гиппарха.

Критос воссоздал эту скульптуру вместе с другим скульптором по имени Несиотес после того, как она была захвачена Ксерксом I во время войны между Персией и Грецией. Критос также известен своей скульптурой «Мальчик Критос» (ок. 490-480 гг. до н.э.). По размерам она меньше, чем скульптура в натуральную величину.

Являясь произведением раннего классического периода, Критий продемонстрировал греческим скульпторам новую манеру изображения человеческой фигуры. Мы также видим эту технику, широко используемую в живописи и скульптуре эпохи Возрождения и неоклассицизма, и называемую «contrapposto» — мальчик Крития стоит, опираясь на одну ногу, что придает телу небольшой «S-образный изгиб».

Критиос создал скульптуру со всеми анатомическими точностями, присущими такой позе. Мы видим, как приподнято левое бедро, а ягодицы справа не напряжены. Другие особенности этой работы — опущенное левое плечо, грудная клетка, которая выглядит так, как будто фигура вдыхает из-за ее расширения, и выражение лица, которое не так идеализировано, как мы видим в предыдущих раннеархаических скульптурах.

Критиоса характеризуют как создателя работ, более «суровых» по стилю. Это видно на примере рта фигуры; это не «архаическая улыбка», которую мы так часто видим на идеализированных выражениях лица раньше, а более серьезное выражение.

Эта работа сейчас находится в музее Акрополя в Афинах вместе со многими другими произведениями афинского искусства. Статуя была одной из многих других древнегреческих артефактов, найденных в «персидских обломках», называемых персершуттами, оставленных персидскими захватчиками после разграбления ими Акрополя в 480 году до н.э.

  Цитаты об искусстве - взгляд на самые вдохновляющие цитаты об искусстве

Статуя греческого искусства

Мальчик Критий (ок. 480 г. до н.э.), автор Критий; Критий, CC BY-SA 2.5, через Wikimedia Commons

Классический период (ок. 480 — 323 гг. до н.э.)

Если архаический период часто описывается как экспериментальный в своем изображении реализма в человеческой форме, то классический период был значительным прогрессом, изображая натурализм в человеческой форме. Этот период в Греции также считался «золотым веком» из-за победы греков над Персией, которая известна как Греко-персидская война.

Этот новый период мира и победы дал начало многим новым достижениям не только в искусстве и архитектуре, но и в философии (с одними из величайших философов западной истории, а именно Сократом, Платоном и Аристотелем), науке и политике. Город-государство Афины также был восстановлен после войны.

Золотой век» продолжался около 50 лет до Пелопоннесской войны в 431 году до н.э., в которой Спарта одержала победу над Афинами. Однако затем в результате Македонской войны греческие государства перешли под власть царя Филиппа II, а затем его сына Александра Македонского.

Философия Платона и Аристотеля оказала глубокое влияние на греческое искусство и на то, как греческие художники изображали человеческую фигуру. Платон также основал академию в Афинах (ок. 387 г.). Это положило начало новому образу мышления, сделав разум и знания важным определяющим фактором, лежащим в основе многих верований и взглядов.

Греческая художественная мозаика

Мозаика Академии Платона (из Помпеи, ок. I века), сейчас в Национальном археологическом музее Неаполя; Национальный археологический музей Неаполя, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Классическая греческая скульптура

Искусство стало отображением естественного. Другими словами, оно стало соответствовать природе и пропорциям реальной жизни. Греческие художники начали создавать скульптуры, которые выглядели человекоподобными и детализированными, но при этом красивыми и совершенными. Это подводит нас к тому, что было известно как «Канон пропорций».

Этот термин относится к совершенным произведениям искусства, так считал греческий скульптор Поликлеитос. Он разработал так называемый «Канон» (около 450 года до н.э.) — набор соотношений, основанных на математических измерениях человеческого тела, чтобы изобразить каждую часть тела в идеальном порядке и симметрии — другими словами, в идеальной пропорции.

Примером этого является его скульптура Дорифорос («Копьеносец», ок. 440 г. до н.э.), изображающая обнаженного мужчину-воина. Эта работа была воспроизведена в мраморе другими скульпторами, поскольку оригинал бронзовой скульптуры был утерян. Однако эти копии свидетельствуют об идеальном совершенстве мужской фигуры, полученном с помощью математических измерений.

Знаменитые произведения греческого искусства

Дорифорос («Копьеносец», ок. 440 г. до н.э.) работы Поликлейтоса; Институт искусств Миннеаполиса, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Эта скульптура была также физическим примером теоретических основ Поликлеитоса о достижении совершенной формы через пропорции, которые в конечном счете стремились проиллюстрировать гармонию и совершенный баланс. Слово «канон» означает «правило» или «мера».

Именно интерес к достижению и изображению идеализированной человеческой фигуры, которую обычно искали в фигурах мужчин-атлетов и воинов, получил широкое распространение в греческой скульптуре. Мы видим это и у многих других известных греческих скульпторов классического периода, например, у классического Дискобола («Метатель диска», ок. 425 г. до н.э.) Мирона.

Дискобол изначально был выполнен из бронзы, но со временем был воссоздан различными римскими скульпторами в бронзе и мраморе. Это мужчина-дискобол, изображенный полностью в процессе метания диска. Его тело, кажется, искривлено, чтобы подготовиться к броску, что ставит его в классическую стойку contrapposto. Мы видим его правую руку за спиной, держащую диск, и его голова повернута в этом направлении — в любой момент мы ожидаем, что рука взметнется вперед. Это изображение создает ощущение натурализма в человеческой фигуре и показывает каждую часть тела в соотношении с другой.

Статуя греческих художников

Дискобол Ланчеллотти, римская копия греческого оригинала 5 века до н.э. работы Мирона, Адрианический период, Палаццо Массимо алле Терме; Кароль Раддато из Франкфурта, Германия, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons

Пракситель был еще одним выдающимся скульптором 4-го века до нашей эры, знаменитым своими скульптурами обнаженных женщин в натуральную величину, в создании которых он был первопроходцем. Одна из его популярных скульптур — Афродита Книдская (ок. 4 в. до н.э.), изображающая обнаженную женщину, которая держит в левой руке банное полотенце (или тянется к нему), а правой рукой прикрывает свои гениталии, при этом ее грудь не прикрыта.

Подобная скульптура была революционной для того времени, поскольку все скульптуры обычно выполнялись с обнаженными мужчинами. Кроме того, скульптура греческой богини в натуральную величину произвела дополнительное впечатление, и стало ясно, что Пракситель задал новый смелый тон греческой скульптуре. Его Афродита была также описана известным римским автором Плинием Старшим как одна из самых прекрасных скульптур.

Известное греческое искусство

Афродита из Книдоса (ок. 4 века до н.э.) работы Праксителя; José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Классическая греческая архитектура

Величие классической греческой архитектуры иллюстрирует знаменитый греческий храм Парфенон (447-432 гг. до н.э.). Это большое прямоугольное сооружение, расположенное на афинском Акрополе — плоском холме, возвышающемся над городом. Оно было спроектировано архитекторами Иктином и Калликратом в честь греческой богини Афины.

В центре храма располагалась монументальная скульптура под названием Афина Парфенос. Она была создана известным греческим скульптором Фидием. Скульптура являлась примером величия Афины, ее высота составляла около сорока футов, она была сделана из слоновой кости и золота (кожа богини была выточена из слоновой кости, а ее одежда — из золотой ткани).

Афинское искусство

Парфенон работы Василия Поленова (1881-1882); Василий Поленов, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Парфенон окружало множество других скульптур и фризов, в том числе 17 колонн дорического ордера вдоль длинных горизонтальных сторон и восемь вдоль коротких сторон. Колонны дорического ордера являются свидетельством другого архитектурного развития в этот период, а именно дорического и ионического стилей колонн. Последний, ионический стиль, был также заметен в последующий эллинистический период, из которого также возник третий, коринфский стиль.

Как первая эволюция архитектурных «орденов», дорический стиль более простой и описывается как «строгий». Он состоит из верхней части колонны, известной как «капитель», которая не украшена, а выложена из простого камня. База опирается без поддержки на стилобат, который является верхней ступенькой на крепидоме храма (выровненном или многоярусном фундаменте, который держит надстройку). Отличие ионического стиля заключается в том, что капитель более стилизована и украшена, часто описывается как более стройная, чем в прочном дорическом стиле. Ионическая колонна также включает в себя базу для опоры.

Знаменитое афинское искусство

Фотография Парфенона с запада; User:Mountain, Public domain, via Wikimedia Commons

Эллинистический период (ок. 323 — 27 гг. до н.э.)

Классический период ознаменовался правлением Филиппа II Македонского, но ближе к концу этого периода царь Филипп II был убит и заменен своим сыном, Александром Великим. Эллинистический период, или эллинизм, вступил в силу после смерти Александра в 323 году до нашей эры. Однако, поскольку у Александра не было преемника, наступил период неопределенности между всеми генералами.

Эта неопределенность заставила генералов Александра установить свою власть в различных династиях, однако, в конце концов, Римская республика захватила Македонию в 146 году до н.э., а в 27 году до н.э. император Август захватил Грецию, и она стала частью Римской империи.

Римляне были сильно вдохновлены греческим искусством и архитектурой, и мы можем заметить многочисленные реплики в мраморе, сделанные по мотивам греческого искусства.

В период эллинизма греческое искусство стало более разнообразным, с более широким диапазоном тематики, включая не только молодых мужчин или мужчин-воинов, но и обычные люди, включая животных. Греческие художники также отошли от изображения идеала, так как в скульптуре и живописи появился повышенный натурализм — почти до драматизма. Искусство также заказывалось меценатами и создавалось как декоративное дополнение к домам, например, бронзовые статуи.

Греческая скульптура эллинистического периода

В этот период греческие скульптуры выглядели более эмоциональными в выражении. Учитывая жесткость и идеализм «архаической улыбки» предшествующих периодов, произошла значительная эволюция в изображении человеческой формы и выход за рамки ее телесности. Особое внимание уделяется драме и эмоциям, этот период часто описывается как более театральный в искусстве и архитектуре.

  Су-ен Вонг - краткое знакомство с гениальным тайваньским художником

В этот период были созданы многие известные скульптуры, такие как Колосс Родосский (ок. 220 г. до н.э.) работы Хареса из Линдоса, высота которого составляла около 110 футов. Эта великолепная статуя представляла собой мужскую фигуру, которую часто описывают как посвящение Гелиосу, богу солнца. К сожалению, эта статуя была разрушена во время землетрясения.

Работы греческих художников

Колосс Родосский (ок. 220 г. до н.э.); Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Еще одна скульптура — «Умирающий галл» (ок. 230-220 гг. до н. э.) работы Эпигона. Здесь изображен типичный пример экспрессивности эллинистических скульптур. Фигура изображает галла, о чем свидетельствует его прическа и кольцо на шее, иначе называемое «моментом». Он находится в процессе умирания, о чем свидетельствует его поза, а также сломанный меч, лежащий рядом с ним. Уникальность этой скульптуры заключается в том, что она запечатлела момент смерти, неизбежно вызывая эмоции у зрителя, что и должно было произойти со многими греками, рассматривающими это произведение.

Статуя древнегреческого искусства

Умирающий галл (ок. 230-220 гг. до н. э.) работы Эпигона; Капитолийские музеи, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Среди других примечательных скульптур — знаменитая Венера Милосская (130-100 гг. до н.э.) работы Александроса Антиохийского. Здесь мы видим женскую фигуру (без обеих рук), предположительно Венеру, греческую богиню любви. Однако различные научные дебаты показывают, что это может быть либо проститутка, либо морская богиня Амфитрита, поскольку статуя была найдена на вулканическом острове Милос (расположенном в Эгейском море) в 1820 году.

В этой скульптуре мы заметим знакомую позу contrapposto («S-кривая»), о чем свидетельствует драпировка ее халата вокруг нижней части туловища и слегка приподнятая левая нога. Есть также намек на чувственность в ее обнаженной верхней части туловища и халате, который вот-вот соскользнет с ее ног. Похоже, что в ее позе есть элемент драматизма, что также привлекает внимание зрителей.

Знаменитые статуи греческого искусства

Венера Милосская (130-100 гг. до н. э.) работы Александроса Антиохийского, в Луврском музее; Эдвин Ли, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Мы также заметим это повышенное чувство драматизма в одной из самых известных сегодня скульптур эллинистического периода — «Лаокоон и его сыновья» (27 г. до н. э. — 68 г. н. э.), выполненной несколькими скульпторами из Родоса, а именно Агесандро, Атендоросом и Полидоросом. Это произведение было раскопано в 1506 году на винограднике в Риме под руководством Микеланджело.

Фактически, после раскопок она была доставлена в Ватикан и выставлена в придворном саду Бельведер. Эта скульптура послужила образцом для многих художников эпохи Возрождения и вдохновила многих современных художников сотни лет спустя.

Ее называют одним из наиболее изученных и воспроизведенных произведений греческого искусства.

В центре изображен Лаокоон со своими сыновьями Антифантом и Тимбраеем в отчаянной борьбе за то, чтобы снять с них кусающихся морских змей, но, похоже, безрезультатно. Мы замечаем, как самого Лаокоона кусает одна из змей, а его сын слева упал, возможно, уже убитый.

Эта скульптура улавливает момент смерти и борьбы трех фигур, усиливая интенсивность эмоций и драматический эффект — к этому добавляется увеличенный до размеров жизни размер тела Лаокоона. История берет начало в Троянской войне, где Лаокоон (который был жрецом), как говорят, предупредил троянцев о деревянном коне и их планах. В результате на него напали змеи, пытаясь заставить его замолчать.

Греческие художественные статуи

Лаокоон и его сыновья, также известные как группа Лаокоона. Мраморная копия с эллинистического оригинала ок. 200 г. до н.э. Найдена в банях Траяна, 1506 год; Музеи Ватикана, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

Греческая архитектура эллинистического периода

В эллинистической архитектуре коринфский ордер стал широко использоваться на зданиях. Это был более сложный стиль, который придавал зданиям декоративный эффект. Кроме того, архитектура стала играть роль, чтобы вместить больше людей для развлечений. Примером такого нового развития является Пергамский акрополь.

Спроектированный как культурный центр, этот акрополь имел театры (например, Пергамский театр, рассчитанный на 10 тысяч зрителей), бани, библиотеки, гимнастические залы и религиозные здания, такие как храмы. Он действительно стал свидетельством нового, урбанизированного образа жизни.

Еще один архитектурный элемент этого акрополя — Алтарь Зевса (Пергамский алтарь), ширина которого превышает 30 метров. Он имеет форму перевернутой буквы «U», в центре которой большую часть ширины занимают ступени. По всей надстройке расположены многочисленные колонны в стиле ионического ордера. Вдоль основания надстройки проходит фриз Гигантомахии, на котором изображена мифологическая история о битве между греческими богами-олимпийцами и гигантами.

Греческие произведения искусства для Зевса

Алтарь Зевса в Пергамском музее, Берлин; Lestat (Jan Mehlich), CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Длина фриза составляет более 100 метров, он выполнен методом высокорельефной скульптуры. Скульптурные сцены динамичны в своем изображении и движутся вдоль каждой из сторон алтаря. Некоторые фигуры, как мы видим по их ногам и ступням, переходят на лестницу с фриза, становясь частью всей конструкции, а не оставаясь вдоль ее сторон.

Пергамон был городом, которым правила династия Атталидов, и создание Пергамского акрополя должно было установить Пергамское царство как часть Греции после гибели Александра Македонского. Пергамская династия развивалась позже, чем другие династии в это время, и этот культурный центр является свидетельством их роли в греческом наследии.

Деталь греческого искусства

Фрагмент фриза Гигантомахии Пергамского алтаря в Пергамском музее в Берлине, Германия; BrokenSphere, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В Рим и за его пределы

Хотя существует множество других сооружений и скульптур эллинистического периода, этот период в конечном итоге перерос в правление Римской империи. Пергамское царство, находившееся под властью царя Аттала III, было захвачено Римской республикой после смерти царя в 133 году до нашей эры.

Считается, что Римская республика началась около 509 года до н.э., когда последний царь (а их было семь) Луций Тарквиний Супербус был свергнут своим племянником Луцием Юнием Брутом, который известен как один из первых основателей Римской республики. После установления Римской республики она превратилась в империю примерно в 27 году до н.э., а первым императором стал Гай Юлий Цезарь Октавиан (Август).

Греческие произведения искусства вызывали восхищение и копировались римлянами, и их классическая сущность — рациональность, красота и пропорции — сохранилась в их искусстве и архитектуре. За пределами Рима греческий стиль искусства получил второе дыхание, так сказать, благодаря глазам и рукам художников и скульпторов эпохи Возрождения.

Даже по сей день нас трогает красота и симметрия, оставленная в соотношениях и пропорциях древнегреческих артефактов. Хотя большая часть древнегреческого искусства с тех пор утрачена или уничтожена, его помнят и увековечивают те, кто помнил о нем давным-давно. Таким образом, древнегреческое искусство стало почти как зеркало, отражающее прошлое.

Часто задаваемые вопросы

Каковы были этапы развития греческого искусства?

Греческое искусство имеет долгую историю, восходящую к доисторическим временам. Однако классическая греческая эпоха делится на три основных этапа развития, а именно: архаический период (ок. 650-480 гг. до н.э.), классический период (ок. 480-323 гг. до н.э.) и эллинистический период (ок. 323-27 гг. до н.э.).

Что означает «классический порядок»?

Классический ордер используется для описания стиля колонн в греческой архитектуре. Существовало три доминирующих ордера, а именно: дорический, ионический и коринфский. Дорический ордер был простым по своему стилю, в то время как ионический и коринфский ордера стали более декоративными, сложными по дизайну и стройными по виду, чем более короткий дорический ордер.

Каковы некоторые характеристики греческого искусства?

Греческое искусство характеризовалось идеализированным изображением красоты. Фигуры в скульптуре особенно стали более натуралистичными в их изображении, связанном с пропорциями и балансом. Широкое распространение получила знаменитая техника контрапосто, которая добавила новый элемент динамизма в изображаемую фигуру. Греческое искусство запечатлело веру в математическое соответствие красоты.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector