Иконоборчество — взгляд на историю икон в искусстве иконоборчества

Что такое Иконоборчество? Если вы ищете значение или определение понятия «Иконоборчество», то, возможно, вам поможет следующее описание: Иконоборчество — это намеренное разрушение религиозных икон или сооружений по политическим или религиозным причинам. Иконоборцы — это те, кто участвует или выступает за иконоборчество, слово, которое стало символически распространяться на любого, кто бросает вызов или отвергает установленную доктрину или традиции.

Оглавление

Что такое иконоборчество?

В христианской истории иконоборчества было два разных периода в 8 и 9 веках, которые были связаны с уничтожением византийских икон. Впоследствии, во время протестантской Реформации, произошли значительные случаи христианского иконоборчества. Иконоборчество также было заметно во время либеральных восстаний Французской революции, а также во время коммунистических восстаний в России и Китае.

Иконоборцы — это люди, которые критикуют глубоко укоренившиеся идеи или устоявшиеся институты как основанные на невежестве или суевериях.

Библейское иконоборчество

Самым заметным иконоборческим явлением в Писании является явление золотого тельца, когда Моисей возглавил разрушение идола, который израильтяне воздвигли, когда Моисей был на горе Синай (Исход 32). Следующие отрывки Писания разрешают такое поведение:

  • Левит 26:1: «Не сооружайте себе божества, не ставьте себе кумира и священного памятника, и не устанавливайте на территории вашей резного памятника, чтобы склоняться перед ним», — говорится в Библии.
  • Числа 33:52: «Вытесните всех прежних обитателей участка. Уничтожьте все их скульптурные изображения и литые божества, а также все их высокие должности».
  • Второзаконие 7:25: «Вы должны уничтожить изображения их божеств в огне. Не желай серебра и золота на них и никогда не бери их себе, иначе попадешь в ловушку, так как это отвратительно Господу Богу твоему».

В Библии было два вида иконоборчества: разрушение алтарей и скульптур языческих божеств и разрушение израильских столбов, скульптур и других икон, восхваляющих Яхве. Поскольку Иерусалимский храм считался единственным разрешенным местом для жертвоприношений, древние авторы восхваляли иудейских монархов за удаление ханаанских идолов и разрушение израильских святынь на возвышенных местах.

Золотой телец (ок. 1180 г.), Херрад Ландсбергский; Херрад Ландсбергский (ок. 1130 — 25 июля 1195), общественное достояние, через Wikimedia Commons

В Израильском царстве на севере царь Иеху получил похвалу за разрушение святилища и святыни Ваала в главном городе Самарии, но он разрешил воздвигнуть золотых тельцов Яхве, за что авторы «Книги Царств» укоряли его.

Самым крупным иконоборцем в религиозной науке был царь Иудеи Иосия, который в конце концов снес жертвенник в Вефиле, который сохранил даже Иеху, а также начал крестовый поход, чтобы убрать все языческие и яхвистские святилища в своем владении, кроме Иерусалимского храма.

Благодаря своему иконоборческому рвению Иосия стал считаться самым сильным правителем со времен Давида.

Христианские традиции раннего периода

Поскольку первые христиане действительно были иудеями, практика самой ранней церкви не включала использование религиозных икон. Более того, многие христиане скорее умерли бы, чем принесли жертвы идолам римских божеств, а ранним христианам было запрещено даже есть пищу, предложенную в языческих святилищах. В Деяниях 19 рассказывается о том, как идолостроители Эфеса были обеспокоены тем, что учение апостола Павла может повредить их бизнесу по торговле фигурками Артемиды.

Однако по мере того, как христианство отходило от своих еврейских истоков, оно вскоре стало включать в себя такие «языческие» обычаи, как почитание икон Марии и Иисуса, но при этом по-прежнему отвергало изображения языческих богов.

Икона «Торжество православия» (между 1375 и 1425 гг.), икона конца XIV — начала XV века, иллюстрирующая «торжество православия» при византийской императрице Феодоре над иконоборчеством. Находится в Британском музее в Великобритании; Британский музей, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Христианская иконография в изобилии появилась к третьему веку н.э. Языческие святыни, скульптуры и другие символы не были защищены от нападок христиан, как только христианство стало предпочтительной государственной религией в четвертом веке. Многие из изуродованных или обезглавленных скульптур греко-римского искусства, которые сохранились до наших дней, являются результатом христианского иконоборчества.

Храм Артемиды в Эфесе был одним из многих древних и иудейских сооружений, которые были разрушены в результате христианских гонений, как государственных, так и связанных с мафией. По мере распространения христианства по языческой Европе такие проповедники, как святой Бонифаций, считали себя современными посланниками, посланными Богом для борьбы с язычеством путем разрушения местных памятников и священных лесов.

Аналогичным образом христианская иконография превратилась в выдающийся художественный стиль.

Мусульманское иконоборчество

В противовес христианству в исламе существует строгий запрет на визуальное изображение Бога, библейских персонажей и святых. В 630 году одним из самых известных деяний пророка Мухаммеда стало разрушение языческих арабских идолов, находившихся в Каабе в Мекке.

Тем не менее, мусульманское почитание иудеев и христиан как «людей Книги» привело к сохранению мест христианского поклонения, и поэтому существовала определенная терпимость к христианской иконографии.

Даже если завоевательные мусульманские войска иногда оскверняли христианские памятники, большинство христиан, живших под властью мусульман, продолжали изготавливать иконы и украшать свои здания по своему усмотрению. Эдикт Йезда, который был послан халифом Омейядов Йазидом II примерно в 723 году, был заметным отклонением от этой тенденции умеренности. Этот указ предписывал сносить кресты и христианские иконы на территории халифата.

Однако иконоборческие методы Йезда не были продолжены его преемниками, и создание символов христианским населением Леванта продолжалось непрерывно с шестого по девятый век.

Византийские иконы и иконоборчество

Византийский христианский иконоборческий период возник на основе более раннего исламского иконоборчества, на которое он частично является ответом. Он вызвал один из самых горячих богословских споров в истории христианства. Как и другие богословские проблемы в период Византийской империи, споры об иконопочитании не ограничивались священством или богословскими дебатами.

Продолжающийся культурный конфликт с исламом, а также физическая угроза, исходящая от растущей мусульманской империи, вызвали значительную враждебность к использованию икон среди некоторых слоев населения и христианских епископов, особенно в Восточной Римской империи.

Деталь византийского иконоборчества IX века; Хлудов IX век, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Художники абстрактного экспрессионизма - наши лучшие художники абстрактного экспрессионизма

Некоторые из этих людей считали, что символы оскорбляют Бога и/или поддерживают заявления мусульман и иудеев о том, что их религии более соответствуют воле Бога, чем христианство. Некоторые иммигранты из контролируемых мусульманами районов, по-видимому, привнесли иконоборческие идеи в общественное благочестие того времени, особенно среди солдат.

Император Юстиниан II ввел изображение Иисуса на своих золотых монетах в 695 году. Это «нарисованное изображение», по-видимому, убедило мусульманского халифа Абд аль-Малика отказаться от использования византийских типов монет, приняв полностью исламскую валюту с одним лишь текстом.

В начале восьмого века патриарх Константинопольский Германус I заявил, что «сегодня большие деревни и массы людей находятся в огромном волнении по этому поводу». Эти настроения вскоре распространились и на императорский двор.

730 — 787: Первый период

Между 726 и 730 годами византийский император Лев III Исаврянин приказал демонтировать фигуру Иисуса, которая была выставлена над царским входом в Константинополь. Согласно источникам, одной из причин демонтажа были военные поражения Льва от мусульманских армий, а также взрыв вулканического острова Тера, который Лев посчитал подтверждением Божественного наказания в ответ на христианское идолопоклонство. Некоторые из тех, кому было поручено убрать икону, были убиты организацией, выступавшей против удаления иконы, известной как «иконодулы» (любители икон).

Не устояв, Лев в 730 году издал эдикт, запрещающий поклонение святым иконам. Его агенты конфисковали большое количество церковного имущества, причем не только почитаемые иконы и статуи, но и дорогие тарелки, канделябры, алтарное белье и реликварии, украшенные святыми изображениями.

Приказ не распространялся ни на нерелигиозные произведения искусства, такие как изображение императора на монетах, ни на религиозные иконы, не изображающие святых существ, например, Крест без фигуры Христа на нем.

Король Эдуард VI и Папа Римский (ок. между 1547 и 1570-ми гг.), представляющий передачу власти от Генриха VIII к его сыну Эдуарду VI. Находится в Национальной портретной галерее в Лондоне, Великобритания; Национальная портретная галерея, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Патриарх Германус I был против запрета, поскольку он уступал ошибочным теологическим претензиям мусульман и иудеев по поводу использования священных изображений. Согласно различным источникам, его последующий уход с поста был результатом того, что он был смещен Львом или ушел в знак протеста. На Западе папа Григорий III созвал два синода в Риме, которые осудили действия Льва, что привело к очередному разрыву между Римом и Константинополем. В ответ на это Лев забрал некоторые владения, находившиеся под юрисдикцией Папы.

В 740 году, когда Лев умер, его запрет на иконы был поддержан его сыном Константином V во время его правления. Новому императору также не составило труда набрать церковных деятелей, поддержавших этот подход на Иконоборческом соборе, на котором присутствовали 338 епископов, прямо осудивших поклонение иконам. На этом соборе были произнесены следующие проклятия: «Если кто-то осмелится использовать материальные оттенки для символизации святой формы Слова после Воплощения, да будет он проклят!» и «Если кто-то попытается воспроизвести формы святых в неживых образах с помощью никчемных материальных красок (потому что эта мысль глупа и дана дьяволом), да будет он проклят!».

В это время возникли сложные религиозные споры за и против использования икон. Монастыри часто были оплотом иконопочитания. Монахи образовали подпольную систему антииконоборцев.

Монахи Святого Бенедикта уничтожают изображение Аполлона, которому поклонялись в Римской империи; WikiRigaou, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Благодаря своим доктринальным исследованиям Иоанн Дамаскин стал ключевым критиком иконоборчества. Феодор Студит был еще одним важным иконоборцем. В ответ на сопротивление монахов его политике Константин V предпринял меры против институтов, приказал выбросить артефакты в море и даже запретил устное обращение к святым. Его сын, Лев IV, был менее строг в своей иконоборческой позиции и пытался умиротворить фракции. Тем не менее, в конце своей жизни он предпринял решительные шаги против изображений и, по слухам, был готов заключить в тюрьму свою тайную супругу-иконоборку, императрицу Ирину, если бы не его смерть.

Самая первая иконоборческая фаза завершилась с избранием Ирины регентом. Она созвала новую экуменическую ассамблею, известную как Второй Никейский собор, в Константинополе в 786 году, но ее работу нарушили вооруженные войска сторонников иконоборчества.

В 787 году он вновь собрался в Никее, чтобы отменить постановления предыдущего Иконоборческого собора, проходившего в Константинополе и Гиерии, и переименовать себя в Седьмой Вселенский собор. В отличие от Иконоборческого собора, Папа одобрил постановления этого собора. Однако папа Лев III отказался признать правление Ирины и воспользовался ее властью, чтобы назначить Карла Великого императором Священной Римской империи.

814 — 842: Второй иконоборческий период

В 813 году император Лев V начал второй этап иконоборчества, предположительно под влиянием военных поражений, которые он воспринимал как свидетельство божественного гнева, как и его предшественник Лев Исаврянин. Михаил II, сменивший Льва, ратифицировал постановления Иконоборческого собора 754 года. В своих письмах Людовику Благочестивому от 824 года Михаил II сожалеет о наследии почитания образов, а также о таких обычаях, как использование икон в качестве крестных отцов при крещении детей.

  Гуашь против акрила - разница между гуашевыми и акриловыми красками

Богородица с младенцем и ангелами и святыми Георгием и Феодором (ок. 600 г.), одна из немногих икон, переживших иконоборчество. Энкаустическая икона на панели, находится в монастыре Святой Екатерины, гора Синай; AnonymousUnknown author, Public domain, via Wikimedia Commons

Сын Михаила, Феофил, последовал за ним, а когда он умер, то назначил свою жену Феодору опекуном своего юного наследника, Михаила III. В 843 году Феодора, как и Ирина за 50 лет до нее, заручилась помощью монахов-иконоборцев и священников и объявила о воскрешении икон.

С этого времени первое воскресенье Великого поста отмечается в православных церквях как праздник «Торжества православия».

Исламское иконоборчество

Мусульманские войска иногда уничтожали языческие и христианские иконы, а также другие произведения искусства. Несмотря на теологическое ограничение против разрушения христианских и иудейских культовых сооружений, святыни или места поклонения превращались в мечети. Одним из примечательных примеров является стамбульская (ранее константинопольская) Святая София, которая была превращена в мечеть в 1453 году. Большая часть иконографии была либо осквернена, либо замазана. В 1920-х годах Святая София была превращена в музей, а в 1932 году Американский византийский институт начал реставрацию ее мозаик.

Более впечатляющие примеры мусульманского иконоборчества можно увидеть в регионах Индии, где буддийские и индуистские храмы были разрушены, а на их месте построены мечети, например, комплекс Кутуб.

Несколько мусульманских конфессий продолжают преследовать иконоборческие цели, направленные на собратьев-мусульман в современной и нынешней эпохах. Это особенно актуально в спорах между строгими суннитскими сектами, такими как ваххабизм, и шиитской традицией, которая допускает изображение и почитание мусульманских святых.

Внешние настенные рельефы в храме Хойсалесвара. Храм был дважды разграблен Делийским султанатом; Bikashrd, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Ваххабистские правители Мекки также разрушали древние сооружения, которые, по их мнению, были или могли стать центром «идолопоклонства». Время от времени некоторые мусульманские организации совершают акты иконоборчества против культовых икон других религий. Талибан, воинствующая мусульманская секта и националистическая партия, уничтожила картины и гигантские скульптуры Будды в Бамиане в 2001 году. В некоторых районах Северной Африки произошли аналогичные акты иконоборчества.

Несколько исторических буддийских монастырей и индуистских святынь в Индии были захвачены и перестроены в мечети. В последнее время правые индуистские националисты пытались снести несколько таких мечетей, включая культовую Бабри Масджид, и заменить их индуистскими храмами.

Иконоборчество эпохи Реформации

До Реформации многие протопротестантские восстания против богатства и коррупции церкви включали в себя иконоборчество. Церкви иногда осквернялись, а иконы, распятия и ковчеги забирались или уничтожались, часто из-за драгоценного золота, серебра и самоцветов, которыми они были обрамлены, а не по каким-либо религиозным причинам. Некоторые протестантские реформаторы, в частности Хульдрих Цвингли и Джон Кальвин, выступали за уничтожение религиозных икон, ссылаясь на запрет Десяти заповедей на идолопоклонство и создание искусственных изображений.

В результате скульптуры и портреты подвергались вандализму как в результате импульсивных конкретных нападений, так и в результате незаконных иконоборческих движений толпы.

Разрушение религиозных изображений реформатами в Цюрихе, 1524 год, анонимный автор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Иконоборчество также приобрело большое влияние в протестантской Англии, особенно в период после и во время правления пуритан Оливера Кромвеля. Епископ Джозеф Холл из Норвича записал события 1643 года, когда солдаты и гражданские лица вторглись в его церковь, вызванные парламентским законом против «суеверий и поклонения идолам».

Правительство наняло и заплатило фанатичному пуританину Уильяму Даусингу, чтобы он посетил населенные пункты Восточной Англии, удаляя росписи в церквях. Сохранился его подробный отчет о своем пути разрушения через Саффолк и Кембриджшир.

Он сказал: «Мы демонтировали около сотни суеверных изображений, включая семь монахов, ласкающих монахиню, изображение Бога и Христа и несколько других крайне суеверных изображений. А 200 сломались еще до моего приезда. Мы удалили две надписи и разбили большой каменный крест на крыше церкви. Мы демонтировали около сотни суеверных изображений, включая семь монахов, ласкающих монахиню, изображение Бога и Христа и несколько других крайне суеверных изображений. А 200 сломались еще до моего приезда. Мы удалили две надписи и разбили большой каменный крест на крыше церкви».

Секуляристское иконоборчество

Иконоборчество присутствовало и в светских движениях, таких как Французская революция, а также российские и китайские коммунистические потрясения. Во время Французской революции антироялистские и антикатолические толпы часто обрушивали свой гнев на католические святыни, повреждая произведения религиозного искусства, а также скульптуры и картины правителей.

Во время русской революции коммунистические чиновники поддерживали широкомасштабное уничтожение религиозных символов, которые они рассматривали как важнейший метод сохранения «буржуазной идеологии» и препятствовали восприятию массами социалистических принципов государства.

Церкви стали предметом нападок на «западный империализм» во время захвата власти коммунистами в Китае, а буддийские и другие религиозные объекты разрушались как пережитки старого порядка. Во время «культурной революции» толпы маоистов уничтожали религиозные и светские изображения по всему Китаю, как в ханьских, так и в тибетских районах.

Следуя примеру Китая, Северная Корея объявила вне закона кресты и символы в частных домах, а также буддийские и даже другие религиозные святыни, заменив их культовыми изображениями Ким Ир Сена. Пхеньян, прозванный «Иерусалимом Востока», был лишен церквей до недавнего времени, когда правительство возвело одинокую официальную церковь, в которую часто приглашают иностранных гостей.

Философские иконоборцы

В более широком смысле иконоборцы — это те, кто подвергает сомнению «общепринятые знания» или старые институты, считая их основанными на ошибках или суевериях. В этом контексте Альберта Эйнштейна также можно считать иконоборцем за то, что в начале 20 века он подверг сомнению ньютоновскую физику. Мартин Лютер Кинг-младший был иконоборцем за осуждение разделения на юге США в 1950-х и 1960-х годах, хотя ни один из них не насмехался над физическими иконами.

По той же логике, люди, выступающие за возврат к сегрегации, могут быть названы иконоборцами, поскольку расовое объединение стало доминирующей политической программой.

Статуя Саддама Хусейна свергнута на площади Фирдос после вторжения США в Ирак (9 апреля 2003 года); неизвестный военный или сотрудник министерства обороны США, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  "Герника" Пикассо - анализ этой знаменитой картины времен гражданской войны в Испании

Это слово может быть дано любому, кто подвергает сомнению господствующую ортодоксию в любой области, и иконоборцы в одной среде (например, член консервативной христианской общины, открыто поддерживающий эволюционную теорию) могут не быть иконоборцами в другой.

Примеры иконоборчества

На протяжении истории существует множество причин, по которым люди повреждали произведения искусства, сооружения и статуи. Иногда эти причины могут быть продиктованы религиозными или политическими мотивами. В других случаях это могло происходить как акт преследования или протеста. Вот список нескольких примеров иконоборчества.

Рельефы собора Святого Мартина (Утрехт — Нидерланды)

Пример религиозного иконоборчества, когда рельефные статуи были сильно повреждены кальвинистами, которые отрубили голову каждой фигуре на рельефе. Эффект такого иконоборческого насилия хорошо виден на этой разбитой рельефной фигуре.

Разрушенные лица Марии и других персонажей обладают мощной силой, поскольку свидетельствуют об утрате или уничтожении богатой и яркой культурной истории.

Вид на собор и башню, с Бууркерком на переднем плане; CumulusNL, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Свержение статуи Ленина

Считающееся бунтарским или политическим иконоборчеством, это произведение искусства представляло собой угнетение для многих людей, которым приходилось ежедневно смотреть на него во времена его правления. Некоторые памятники Ленину незаметно демонтируются правительственными чиновниками, в то время как в других случаях жестокие банды мстительных и националистически настроенных молодых людей брали дело в свои руки, часто участвуя в столкновениях с просоветски настроенными людьми.

Судьба скульптур Ленина — захватывающий элемент современной украинской истории.

Демонстранты на постаменте статуи Владимира Ленина после того, как она была свергнута в Киеве, Украина; Похоринский, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Венера Рокеби» Диего Веласкеса

Эта картина была намеренно атакована топором в качестве акта протеста за то, что нападавший счел непристойными взгляды мужчин, которые ее рассматривали. Вандализм часто рассматривается как иррациональный, дикий и не имеющий четкой причины. Иконоборчество, с другой стороны, может быть понято как исторически законный акт насилия в отношении искусства, поскольку оно сосредоточено на практике поклонения, а не на порче имущества.

Акты насилия по отношению к искусству состоят из двух этапов: нападение на сам предмет искусства и наступление на эмблему, символ или знак, который этот предмет искусства символизирует.

Венера Рокби (1647) Диего Веласкеса, находится в Национальной галерее Великобритании; Диего Веласкес, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Фонтан правосудия (Берн — Швейцария)

Красивая статуя, которая была свергнута членами радикальной группы. Памятник был спущен с помощью веревки 13 октября 1986 года. В результате обрушения он был полностью разрушен. Никто не взял на себя ответственность за этот инцидент, хотя его широко связывали с «Группой Белье», молодой организацией, выступавшей за отделение Юрского периода.

Только одному человеку было предъявлено обвинение в разрушении статуи. После инцидента разрушенная скульптура была восстановлена в городском историческом музее.

Статуя Леди Правосудие на Колодце Правосудия в Берне, Швейцария, до обрушения. Выполнена скульптором Гансом Гиеном 1543 г.; пользователь Wikimedia Commons — TheBernFiles. , общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мозаика апсиды церкви Успения (Изник, Турция)

Эта мозаика претерпела несколько изменений в разные периоды: изображение матери и ребенка было заменено на крест, а затем снова возвращено в связи с изменением религиозных тенденций. Иконоборцы утверждали, что поскольку Бог невидим и безграничен, он не может быть представлен в образах. Иконоборцы утверждали, что поскольку Иисус был Богом в человеческом обличье, его нельзя изображать на картинах.

Хотя иконоборцы отвергали некоторые виды иконописи, они не полностью отвергали искусство, а некоторые, как Константин V, были большими сторонниками архитектуры и искусства.

В этой статье мы рассмотрели историю икон на протяжении веков, включая византийские иконы и их уничтожение. Иконоборцы — это те, кто утверждает, что твердо установленные убеждения или устоявшиеся институты основаны на невежестве или суевериях. Иконоборчество может также относиться к кампаниям по массовому уничтожению символов идеи или дела вне религиозной среды, например, снос монархических эмблем во время Французской революции, а также коммунистические восстания в России и Китае.

Часто задаваемые вопросы

Что такое иконоборчество?

Иконоборчество — это общественное представление о необходимости уничтожения икон и других изображений или памятников, обычно в политических или религиозных целях. Иконоборцы — это все, кто участвует или поддерживает иконоборчество, слово, которое в переносном смысле стало распространяться на всех, кто выступает против заветных идей или уважаемых структур на том основании, что они ошибочны или разрушительны.

В чем смысл иконоборчества?

Хотя иконоборчество могут совершать представители другой веры, чаще всего оно является результатом сектантских разногласий между группами одной церкви. Название происходит от византийского иконоборчества, конфликта в Византийской империи между сторонниками и противниками религиозных изображений. Иконоборчество значительно варьируется между конфессиями и их ответвлениями, но наиболее распространено в религиях, отвергающих идолопоклонство, таких как авраамические религии.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий