Искусство икебаны — узнайте о японском искусстве аранжировки цветов

Искусство икебаны

Что такое искусство икебаны? Простое определение икебаны можно описать как японское искусство аранжировки цветов. Впервые художники икебаны возникли в эпоху Хэйан, когда японские цветочные композиции использовались в качестве подношений в религиозных святилищах. Искусство аранжировки цветов икебана достигло своего расцвета в 16 веке, благодаря влиянию буддийских чайных мастеров, и с тех пор расширялось на протяжении многих лет, а множество различных школ существует и сегодня.

Оглавление

Искусство икебаны: Японское искусство аранжировки цветов

Дворяне ввели в Японии удовольствие от рассматривания растений и любования цветочными композициями в течение всех четырех сезонов в самом начале ее истории. Возложение цветов к буддийским святыням стало обычным с приходом буддизма.

Хотя монахи первыми начали обучать цветочной аранжировке в Китае, в Японии они передали лишь самые основные принципы.

История

В течение длительного периода искусство аранжировки цветов не имело цели и представляло собой просто размещение цветов в вазах для использования в качестве религиозных даров и перед святилищами предков, без какого-либо метода или значительной структуры. Оригинальные цветочные экспозиции создавались с помощью метода, известного как син-но хана, что переводится как «цветочная композиция в центре». В центре располагался массивный сук сосны, окруженный тремя-пятью сезонными цветами. Эти ветви и стебли помещались в вазы, без попыток искусственных изгибов.

Эти симметричные композиции появились в религиозной живописи в 14 веке как первая попытка изобразить природное окружение. Огромное дерево в центре символизировало далекие просторы, цветы вишни или сливы — в центре поля, а маленькие цветущие растения — впереди. Линии этих конфигураций назывались центральной и подцентровой. Скрученные картины и сосуды иногда размещались в качестве предметов искусства в осита, предшественнике ниши токонома, и чигайдана, двухуровневых полках, с появлением зданий в стиле сёин-дзукури в эпоху Муромати.

Цветочные композиции в вазах также были представлены в этих зонах, что повлияло на интерьер дома, который со временем становился менее сложным и более элегантным. Буддийский алтарь состоял из трех церемониальных предметов: свечи, зажженные в контейнерах, кадильница и цветы в вазе.

Цветы в вазе были выполнены в традиционной технике, известной как татехана. Недавнее историческое исследование показывает, что традиция татэхана, которая развивалась на основе различных идеологий, сочетая буддийские и синтоистские концепции Ёрисиро, скорее всего, является генезисом современной икебаны в Японии.

Искусство икебаны Рисунок

Цветная диаграмма работ сёка, составленная 40-м директором Икэнобо Сэндзё, из книги «Сока Хякки» (1820); Икэнобо Сэндзё, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Все вместе они закладывают основу для первоначального, полностью японского происхождения икебаны. Мастерство аранжировки цветов развивалось медленно, многочисленные школы появились только в конце 15 века после периода гражданского конфликта. Асикага Ёсимаса поддерживал искусство и был одним из ведущих сторонников чайной церемонии и искусства икебаны. Позднее Ёсимаса сложил с себя полномочия, чтобы посвятить свои часы искусству.

Он разработал идеи, которые в дальнейшем внесли свой вклад в концептуализацию правил икебаны, наиболее важной из которых было то, что цветы, которые дарят на всех специальных церемониях и кладут в качестве религиозных подношений перед божествами, не должны дариться беспорядочно, а должны символизировать внимание и время.

Коллеги Ёсимасы также внесли значительный вклад в японское цветочное искусство; друг Ёсимасы, известный художник Сами, разработал концепцию символизации трех составляющих — неба, человечества и земли, из которой возникли правила аранжировки, используемые сегодня. Наряду с чайной церемонией и ритуалом воскурения благовоний икебана получила наибольшее развитие в Серебряном павильоне Ёсимасы в Киото. Примерно в то же время появился другой стиль цветочных композиций, называемый нагейребана; нагейребана и рикка — это две категории, на которые подразделяется икебана.

Японское искусство аранжировки цветов

Композиция икебана с тележкой, в Государственном гостевом доме Киото; 内閣府, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

На протяжении многих веков эти два вида чередовались. Первоначально рикка была более строгой, формальной и витиеватой, в то время как нагейребана была более чистой и органичной. В то время как нагэйребана получила широкое распространение в период Хигасияма, рикка оставалась актуальной, и нагэйребана полностью завоевала популярность только в эпоху Момояма, примерно через сто лет после Асикага Ёсимаса.

Именно в это время традиция достигла своего апогея и оказала значительное влияние на икебану, поскольку чайный мастер почти наверняка был также мастером икебаны.

После долгой и трудной борьбы за выживание, будучи зависимой от рикка, нагэйребана отделилась, завоевав независимость и славу в XVI веке благодаря гибкости линий и присущей ей красоте. Несмотря на то, что начало им было положено в эпоху Хигасияма, оба варианта отражают исторические периоды, в которые они приобрели известность: рикка выражает предпочтения эпохи Хигасияма, а нагейребана — эпохи Момояма. Рикка вышла из моды в эпоху Момояма, но была возрождена в начале периода Эдо и стала еще более модной, чем прежде.

  Роберт Смитсон - краткая биография художника Роберт Смитсон

Ранее использовавшаяся исключительно в качестве камерных украшений на особых церемониях в эпоху Хигасияма, рикка теперь практиковалась как тонкое ремесло и считалась умением и хобби высших классов. Рикка была наиболее популярна в эпоху Гэнроку. Искусство икебаны традиционно считалось благородным достижением. Цветочными композициями занимались все самые известные японские генералы, которые обнаружили, что это успокаивает их мысли и делает их суждения на поле боя более четкими; среди известных армейских энтузиастов — Тоётоми Хидэёси, один из самых известных японских полководцев.

Что такое икебана

Цветочная композиция икебана от Федерации ассоциации икебана на выставке искусства икебана в Нагое, проходившей в галерее граждан Сакаэ, ноябрь 2018 года; Gryffindor, CC0, via Wikimedia Commons

На протяжении многих веков, от периода Кэнъэй до периода Гэнроку, было создано множество публикаций по искусству аранжировки цветов, и все они основывались на теории трех элементов Сэми. Самой ранней из этих публикаций, написанной в начале периода Кэнъэй, был том под названием «Сенденш», который считается одним из самых значительных руководств для изучающих икебану. Было выпущено еще несколько работ, описывающих икебану, однако лишь немногие из них содержали четко выраженную обучающую информацию; скорее, эти тома были полностью иллюстрированы, фиксируя постепенное развитие искусства.

В период Гэнроку линии стали более извилистыми, а формы — узорчатыми, переняв общие модели большого художественного роста и выражения в ту эпоху; в эпоху Гэнроку все изобразительные искусства были высоко развиты, особенно узорчатая печать на текстиле и украшениях. Корин, выдающийся мастер по лаку, известный своими красивыми узорами, оказал большое влияние на икебану в конце 17 века.

В это время наиболее красивые и изящные результаты достигались путем сочетания узора или рисунка с линиями, которые отражали естественное развитие растения.

Искусство икебаны было наиболее популярно во второй половине XVII века, когда оно достигло вершины своего совершенства как вид искусства. Тем не менее, редкие набеги на нереалистичные кривые и неестественные методы презентации привели к переменам, и более органичная форма нагеиребаны была воскрешена. До этого времени одновременно преподавался только один вид икебаны, в соответствии с текущим вкусом, и вдруг появились конкурирующие инструкторы как по нагейребане, так и по рикке. Рикка достигла пика популярности в период Генроку и впоследствии стала угасать.

Цветочное искусство

Создание нагэйрэ Рик Баншо в 2014 году во время демонстрации в Арт Лакси в Токио, Япония; GustavoReinoso7777, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

После распада рикка, нагеиребана, предшественница современной икебаны, набрала силу и популярность. В этот период она перестала называться нагейребана и была переименована в икебану. В период Тэнмэй японское цветочное искусство быстро завоевало популярность и приобрело огромную красоту линий. Приверженцы этого искусства не только свободно исследовали природу, но и объединили это понимание с рикка, еще более усовершенствуя результаты икебаны.

После периода Тэнмэй появился более формальный и неестественный вид аранжировки. Эта форма следует набору правил или парадигме, известной как «выше, человечнее и земнее».

Во многих школах она называется Сэйка. В настоящее время наиболее известные школы, такие как Энш-Ри, Икэноб и Миш-Ри, следуют этим правилам, однако в Киото и Токио есть много инструкторов икебаны, которые предлагают более простые формы Ко-Син-Ри и Ко-Ри.

Мастера икебаны

Учеников и энтузиастов икебаны называют кадо. Сэнсэй — это инструктор кадо. Мокити Окада, Джуничи Какидзаки и Юки Цудзи — известные японские практики. Цудзи выступал на мероприятии TEDx в марте 2015 года в Симидзу, Сидзуока, о связи между икебаной и красотой.

После разрушений, вызванных мощным землетрясением 2011 года в Японии, известный специалист по икебане Тосиро Кавасэ стал известен благодаря публикации фотографий своих творений в Интернете и завоеванию мировой аудитории.

Икебана художники аранжировка

Цветочная композиция икебана на выставке искусства икебана в Нагое, проходившей в Галерее граждан в Сакаэ, Япония, в ноябре 2018 года; Gryffindor, CC0, via Wikimedia Commons

Еще одна энтузиастка — Марсия Гей Харден, актриса из Голливуда, которая начала заниматься икебаной еще в детстве, живя в Японии, и выпустила книгу по икебане, в которой представлены ее старания. Ее мать была ученицей школы Сгэцу.

Теория японского искусства аранжировки цветов

Аранжировка цветов естественным образом проникла в китайскую и буддийскую мысль, поскольку она прибыла в Японию из Китая вместе с буддизмом. Буддийское стремление сохранить жизнь лежит в основе многих практик икебаны, и оно породило большинство принципов искусства аранжировки цветов, а также продиктовало формы цветочных контейнеров, которые создаются таким образом, чтобы способствовать продлению жизни цветов.

  Эгон Шиле - жизнь и творчество австрийского художника Шиле

Также важно рассматривать контейнер не только как сосуд для цветов. Поверхность воды постоянно видна, как и поверхность планеты, из которой появляется цветочный кластер. Это способствует созданию иллюзии целого растения, растущего как можно ближе к естественной среде.

Искусство икебаны — это больше, чем просто расстановка цветов в вазе; это строгая форма искусства, которая объединяет природу и человека. В отличие от представления о многоцветной композиции из цветов, икебана часто акцентирует внимание на других частях растения, таких как листья и стебли, и подчеркивает форму, линии и очертания.

Хотя искусство икебаны является выражением творческого самовыражения, его структуру определяют определенные правила, например, концепция удачи и неудачи в выборе материалов и формы аранжировки. Идея ханакотоба — это японская версия цветочного словаря, в котором растениям придаются особые зашифрованные коннотации, основанные на цвете цветов, наличии шипов у высоких растений, смеси цветов, используемых в венках, и различных видах самих цветов, среди прочих переменных.

Искусство аранжировки цветов

Вольная аранжировка Jiyūka; Sorin Mazilu, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Некоторые цвета цветов, например, считаются несчастливыми. Красные цветы не подходят для похорон не только из-за их печального смысла, но и потому, что малиновый цвет, как говорят, символизирует красное пламя огня. Нечетное количество цветов считается благоприятным, но четное количество считается несчастливым и, следовательно, нежелательным и никогда не используется в японских цветочных композициях. Используя нечетные числа, пренебрегают равновесием и справедливым балансом, что является чертой, которая редко встречается в природе и, с точки зрения японцев, никогда не является привлекательной в искусстве любого вида.

Они отражают цель художника, стоящую за каждой аранжировкой, используя цветовые сочетания, естественные формы, красивые линии и скрытое эмоциональное значение аранжировки без необходимости слов, чтобы создать отчетливое ощущение природы. В отличие от западного представления об искусстве аранжировки цветов, где цветы уже распустились, все цветочные композиции, преподносимые в подарок, преподносятся с распустившимися цветами в бутоне, чтобы человек, которому они дарятся, мог наслаждаться тем, как они раскрываются.

Нет такого события, которое нельзя было бы передать с помощью цветов.

Например, уход из дома может быть объявлен необычной цветочной композицией; благоприятные предметы, такие как ивовые ветки, используются для пожелания долгой, счастливой жизни и специально используются для аранжировок, обозначающих разлуку, при этом размер ветки обозначает возвращение домой из трудного путешествия, особенно если отросток сделан так, чтобы получился непрерывный круг.

Эскиз искусства икебаны

Иллюстрация работы рикка из «Рикка-но сидай кюдзюсанпэй-ари» («Рикка-дзу Икенобо Сенко»), автор Икенобо Сенко II (между 1628 и 1635 гг.); Икенобо Сенко II, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Белые цветы используются на новоселье, потому что они символизируют воду для тушения пожара; старые японские дома, которые почти полностью состояли из дерева, были особенно подвержены пожарам, и все, кроме крыши, было горючим. В память о наследстве можно использовать все виды вечнозеленой флоры, хризантемы или другие долгоцветущие цветы, чтобы создать впечатление, что богатство или блага будут жить вечно.

Есть также подготовка к скорбным временам. Траурная цветочная композиция часто состоит из белых цветов с небольшим количеством увядших листьев и веток, чтобы передать спокойствие. Другой распространенной, хотя и не исключительной, чертой икебаны является использование минимализма. В некоторых композициях может быть всего несколько цветов, разбросанных среди стеблей и листьев.

В основе построения некоторых японских цветочных композиций лежит скаленовидный треугольник, разграниченный тремя основными точками, как правило, веточками, которые, как считается, представляют небеса, человечество и планету.

Эти фразы используются только в нескольких школах и не распространены в более традиционных заведениях. Традиционная форма рикка, которая придерживается других правил, является значительным исключением. Контейнер может быть важной частью композиции, и он может быть выполнен в различных керамических стилях. В некоторых институтах контейнер считается просто сосудом для хранения воды и должен быть подчинен аранжировке. Цветочные композиции также представляют времена года, причем цветы располагаются по-разному в зависимости от времени года.

Пример цветочного искусства

Moribana kōseitai (hidarigatte) школы Saga Goryū; Гриффиндор , CC0, via Wikimedia Commons

Например, в марте, когда преобладают сильные ветры, своеобразные изгибы ветвей создают впечатление мощного ветра. Низкие, широкие цветочные контейнеры используются летом, когда визуально выделяющаяся вода делает презентацию более прохладной и бодрящей, чем вертикальные вазы. Практикующие икебану придают большое значение духовной составляющей практики.

Некоторые практикующие считают, что во время создания цветочной композиции необходимо соблюдать тишину, в то время как другие считают, что это не так, однако обе стороны в целом сходятся во мнении, что создание цветочных композиций — это время для наслаждения теми частями природы, которыми часто пренебрегают в повседневной жизни.

Считается, что практика составления цветочных композиций приводит к тому, что человек становится более терпеливым и принимает разнообразие в природе и в жизни, дает расслабление уму, телу и духу, а также позволяет человеку соединиться с элегантностью во всех формах искусства.

Растения имеют большое значение в японской синтоистской вере. Йориширо — это небесные духи, вызываемые к предметам. Вечнозеленые растения являются традиционным новогодним украшением, их устанавливают парами перед домами, чтобы приветствовать божества предков или ками урожая.

  Архитектура Викторианской эпохи - лучшие здания и архитекторы Викторианской эпохи

Стили

Когда-то икебана была довольно простой, состоящей из нескольких стеблей цветов и вечнозеленых веток. Кугэ — так называлась первоначальная форма икебаны. Дизайн и мода развивались, и к концу 15 века аранжировки стали достаточно популярны, чтобы ими восхищались обычные люди, а не только королевский дом и его слуги. Со временем стили икебаны менялись, превращаясь в искусство с определенными инструкциями.

Первоначальные стили имели высокий, прямостоячий основной стебель, окруженный двумя более короткими стеблями.

Определение икебаны

Классическая цветочная композиция икебана на выставке искусства икебана в Нагое, проходившей в Галерее граждан в Сакаэ, Япония, ноябрь 2018 года; Gryffindor, CC0, via Wikimedia Commons

В период Момояма (1560-1600 гг.) было построено несколько великолепных замков, в которых дворяне и королевские слуги создавали массивные, богато украшенные цветочные композиции рикка, которые считались надлежащим декором замка. Стиль рикка развивался как буддийское изображение красоты пейзажей. Девять ветвей, отражающих природные элементы, являются основополагающими в этом дизайне. Суна-но моно — один из стилей аранжировки рикка. Когда чайная церемония только появилась, была создана еще одна форма, используемая для комнат для чайной церемонии, которая называется чабана. Этот дизайн противоположен дизайну Момоямы, подчеркивая деревенский минимализм.

Чабана — это не форма икебаны, а скорее отдельная форма. Минимализм чабана способствовал развитию нагейребана, или «брошенной» формы.

Сосуды

Существует множество различных типов сосудов для цветочных композиций. Обычно они считаются не только привлекательными по форме, содержанию и дизайну, но и предназначенными для выполнения той функции, для которой они предназначены, так что цветок всегда можно поместить в подходящий сосуд, и чаще всего в тот, который специально создан для этого конкретного вида цветка. Японцев в основном интересует дизайн вазы, который позволит наилучшим образом сохранить продолжительность жизни цветов.

В результате вазы имеют широкое открытое горлышко, поскольку, в отличие от западной цветочной аранжировки, они считают, что кислород, поступающий через отверстие в горлышке, так же важен для цветка, как и кислород, который он получает прямо из воды; таким образом, вода остается более сладкой гораздо дольше, чем в сосудах с маленьким горлышком. Существует несколько концепций, связанных с этими сосудами.

Сосуд для икебаны

Плетеная бамбуковая корзина для цветов ( ханакаго ) покойного Хаякава Сёкосай V, живое национальное сокровище; 内閣府, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Подвесные вазы, например, возникли из убеждения, что цветы, подаренные уважаемым другом, не должны находиться в месте, где на них могут смотреть, поэтому их поднимали и подвешивали. Широкая, сферическая поверхность на вершине подвесных бамбуковых ваз призвана имитировать луну, а отверстие для гвоздя символизирует звезду. Надрез или отверстие под верхушкой известно как фукумуки, что переводится как «ветер, тянущий через место».

Помимо обеспечения разнообразия в форме контейнеров, низкие плоские вазы, которые чаще используются летом, чем зимой, позволяют организовать луковичные и водные растения в обычных условиях. Что касается цвета, то широко распространены мягкие пастельные тона, а также очень популярны бронзовые горшки. Для японцев бронзовый оттенок больше всего напоминает землю, а значит, лучше всего подходит для того, чтобы подчеркнуть великолепие цветов.

На этом мы завершаем наше знакомство с японским искусством аранжировки цветов. Аранжировка цветов была естественно пропитана китайской и буддийской философией, когда она пришла в Японию из Китая вместе с буддизмом. Изначально искусство икебаны было довольно простым, состоящим из нескольких стеблей цветов и вечнозеленых стеблей. Художники икебаны стремились создать прекрасные произведения японской флористики, которые выполняли бы множество функций.

Часто задаваемые вопросы

Что такое искусство икебаны?

Художники икебаны появились в эпоху Хэйан, когда японское цветочное искусство использовалось в качестве религиозных даров в храмах. Благодаря влиянию буддийских чайных мастеров искусство аранжировки цветов икебана достигло своего апогея в 16 веке. С тех пор оно развивалось, и несколько школ продолжают существовать и сегодня.

Что такое определение икебаны?

Икебана — это японское искусство аранжировки цветов, согласно его основному определению. Радость от осмотра растений и любования цветами в течение четырех сезонов была привнесена в Японию дворянами в ранние времена. С возникновением буддизма стало принято размещать цветы в буддийских святилищах. В Китае монахи первыми начали обучать аранжировке цветов, но в Японии они просто преподавали основы.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий