Период Северного Возрождения — североевропейская художественная революция

Искусство Северного Возрождения

Вы наверняка слышали о периоде итальянского Возрождения, когда художники возвращались к греко-римскому классицизму. Менее известный период Северного Возрождения 15 века представлял собой аналогичную художественную революцию, охватившую страны Северной Европы. Подстегнутый социальными и культурными реформами, Северный Ренессанс стал свидетелем быстрого развития техники гравюры и масляной живописи. Когда началось Северное Возрождение, что характеризует отличительный стиль, и как возникло это художественное движение?

Оглавление

Северное Возрождение в сравнении с итальянским Возрождением

Несмотря на временную и географическую близость, между эпохами итальянского и северного Возрождения существуют разительные различия. Одним из таких различий является стиль, к которому восходит каждый из периодов Возрождения, а другим — типичная тематика.

Хронология периодов Возрождения

Итальянское Возрождение и Северное Возрождение: Классическое вдохновение

Художники итальянского Возрождения черпали вдохновение в значительной коллекции сохранившихся произведений греко-римского классицизма. Северное Возрождение исследовало позднеготический стиль художественного выражения с мрачным и часто темно-психологическим подтекстом. Влияние поздней готики можно увидеть в архитектуре Северного Возрождения с характерными высокими арками и большой просторностью. Шартрез де Шамполь — прекрасный пример архитектуры Северного Возрождения.

В отличие от мечтательного характера итальянского Возрождения, Северное Возрождение более практично и приземленно. Художники Северного Возрождения не были заинтересованы в воссоздании духа Древнего Рима и Греции. Вместо этого художники Северного Возрождения старались точно передать природу, используя масляные краски и другие методы в полной мере. С точки зрения итальянского Возрождения по сравнению с Северным Возрождением, можно рассматривать художественный стиль как мечтательный и романтизированный по сравнению с земным и наблюдательным.

Северное Возрождение против Итальянского Возрождения: Тема религии

Религия и мифология были центральными темами многих произведений эпохи итальянского Возрождения. Скульптуры и картины эпохи итальянского Возрождения изобиловали религиозной иконографией. Хотя в позднеготическом стиле живописи Северного Возрождения религия используется в качестве предмета изображения, она не является таким же чрезмерно декадентским и богатым образом, как в эпоху Итальянского Возрождения. Религия в Северном Возрождении была более тонкой и приземленной, что связано с изменениями в религиозных системах в это время. Доминирующими темами для художников Северного Возрождения были портреты, пейзажи и натуралистические библейские повествования.

Когда началось Северное Возрождение

Сошествие с креста (1435-1438), Рогир ван дер Вейден; Рогир ван дер Вейден, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Культурные предпосылки Северного Возрождения

Когда началось Северное Возрождение? На этот вопрос сложно ответить, но считается, что примерно в 15 веке. Как и любое значительное художественное движение на севере, искусство Ренессанса было продуктом социального и культурного климата в Европе в 15 и 16 веках.

Развитие технологий, ослабление католической церкви и отход от феодализма создали уникальную среду, в которой искусство Северного Возрождения могло процветать.

Протестантская реформация

В 1500-х годах в северных районах Европы произошла революция в религиозной теологии. Протестантская Реформация стала зеркальным отражением периода Северного Возрождения, и эти два события связаны более чем схожими временными рамками.

Протестантская Реформация привела к религиозному расколу между южными и северными европейскими странами. Протестанты решительно отвергали власть над религиозным культом, которой обладала католическая церковь. Во времена почти всеобщей неграмотности латинские писания и богословие были доступны широким массам только через избранных религиозных лидеров. Католическая церковь, как и сегодня, обладала огромной властью. Богатые и прославленные картины Христа и страстей украшали стены огромных церквей, что, несомненно, пугало среднестатистического человека.

Протестантская Реформация решительно отвергла все, за что выступала католическая церковь. Протестантская теология поставила в центр религиозной практики отдельного верующего и его отношения с Богом. Спасение от греха больше не приходило через индульгенции (плата церкви за прощение) или личные поступки, но могло быть даровано только Богом.

  "Спальня в Арле" Ван Гога - исследование его культовой картины "Спальня

Протестанты также отвергли католическое приукрашивание религиозных историй с помощью художественных изысков и элементов, которые не были верны Библии. Для протестантов католическая скульптура и портреты были формой поклонения идолам, поэтому протестантские художники избегали религиозных сюжетов. Религиозное искусство для публичного показа также ассоциировалось с католической церковью, что еще больше усиливало враждебное отношение протестантов к религиозной тематике.

В результате искусство Северного Возрождения, созданное протестантскими художниками, было гораздо более светским, они предпочитали изображать пейзажи, натюрморты и исторические произведения. Протестантские художники по-прежнему создавали некоторые религиозные картины, но их сюжеты были более светскими. Эти картины изображали отношения человека с Богом, моралистические изображения современной жизни и повествовательные сцены из Библии.

Для протестантских художников Северного Возрождения божественность Бога существовала во всей природе. Поэтому изображения пейзажей и людей были требовательны в своем натурализме и реализме.

В соответствии с протестантским убеждением, что религия должна быть личными отношениями с Богом, художники эпохи Северного Возрождения создавали небольшие домашние религиозные произведения. Отвергая идею о том, что избранные должны быть посредниками в отношениях человека с Богом, Северное Возрождение стало свидетелем роста массового и недорогого производства религиозных изображений. Изобретение печатного станка в 1448 году способствовало диверсификации религиозной деятельности. Художники могли с легкостью донести протестантскую теологию до масс с помощью печатных изданий.

Падение феодализма

В течение тысячи лет феодализм был доминирующей социальной структурой во всей Европе. С началом итальянского и северного Возрождения начался постепенный упадок феодального общественного устройства. Упадок феодализма открыл двери для изменений в культуре, обществе и экономике, связанных с эпохой Возрождения. Существует несколько причин ослабления позиций феодализма в этот период.

Деньги все больше заменяли землю в качестве основной формы обмена, что облегчало растущее население крепостных, живущих на свободе. Кроме того, монархии новообразованных национальных государств были заинтересованы в ослаблении власти феодалов, а феодальные армии становились все более бесполезными перед лицом модернизированных военных технологий. Усовершенствованные методы ведения сельского хозяйства и технологии, обеспечившие огромную производительность труда, также начали делать рабочих устаревшими.

Северное Возрождение

Автопортрет (1500) Альбрехта Дюрера; Альбрехт Дюрер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Художественные достижения Северного Возрождения

Периоды Северного и Итальянского Возрождения объединяет их роль в социальном и культурном прогрессе, который вывел Европу из Средневековья и положил начало современности. Северное Возрождение ознаменовалось значительными достижениями в технике масляной живописи, реализме и технологиях печати.

Достижения в технике масляной живописи

Ян ван Эйк считается одной из выдающихся фигур Северного Возрождения, и он был в авангарде экспериментов с новыми техниками живописи. Темпурная краска, смесь пигмента и яичного желтка, была самой популярной краской среди художников Средневековья.

Темпурная краска быстро сохла, что не позволяло художникам Северного Возрождения достичь желаемого уровня детализации, тона и текстуры. С другой стороны, масляная краска давала художникам много времени для изучения необычных цветовых сочетаний, создания текстуры и достижения сложной детализации картин Северного Возрождения.

Эпоха реализма

Благодаря протестантскому мнению о том, что божественное присутствует во всех вещах, реализм стал важной чертой искусства Северного Возрождения. С точки зрения стиля Северного Возрождения, мы можем интерпретировать реализм двумя способами. Первый — это стиль реализма, при котором картины пытаются передать объект в точных деталях. Вторая интерпретация реализма в Северном Возрождении связана с предметом.

Точное наблюдение было основой искусства Северного Возрождения. Художники пытались найти корень бытия, запечатлевая мир природы в мельчайших деталях. Реалистическая живопись Северного Возрождения исследует глубину, контур, цвет и перспективу. Наблюдательный подход к реалистической живописи позволил художникам передать, как цвета исчезают к горизонту, как контуры форм рассеиваются с расстоянием, и как перспектива влияет на глубину.

Художники Северного Возрождения разработали цвет и воздушную перспективу задолго до Леонардо. Золотой век голландского реализма был основан на том, что нидерландцы уделяли особое внимание сложным деталям повседневных событий.

Вторая интерпретация реализма Северного Возрождения касается тематики. Несмотря на враждебное отношение протестантов к религиозной иконографии, религия была доминирующей темой в живописи Северного Возрождения. Однако вместо романтизированных изображений небесных фигур и святых, картины Северного Возрождения фокусировались на божественности повседневных людей и событий.

  Знаменитые картины Баскии - взгляд на лучшее из творчества Баскии

Популярными темами были портреты, пейзажи и визуальные повествования о повседневных событиях, таких как свадьбы крестьян. Художники Северного Возрождения черпали вдохновение в реалиях жизни крестьян и художников в современном мире.

Северное Возрождение в сравнении с итальянским Возрождением

Притча о слепых, ведущих слепых (1956), Пит Брейгель Старший; Национальный музей Каподимонте, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Важность печатного дела: Больше, чем художественное самовыражение

Значение взрыва популярности и продуктивности печатного дела заключается не только в чисто художественном выражении. Если раньше искусство и изображения были недоступны обычным людям, то с появлением печатного дела искусство стало гораздо более доступным для масс. Протестантская Реформация, как мы уже обсуждали, воспользовалась преимуществами печатного дела. Печатные издания, памфлеты, книги и гравюры получили широкое распространение. Благодаря развитию книгопечатания искусство впервые стало популярным среди широких масс.

Знаменитые художники Северного Возрождения и их работы

Есть несколько знаменитых художников, которые действительно являются примером стиля Северного Возрождения. Хотя Северное Возрождение завершилось в 18 веке, достижения в технике масляной живописи и реализм заложили основу для многих последующих направлений искусства. Нет лучшего способа познакомиться с тем или иным направлением искусства, чем изучение работ выдающихся художников.

Ян ван Эйк (1390-1441)

Из всех художников Северного Возрождения нидерландский Ян ван Эйк является самым известным как в свое время, так и сегодня. В течение нескольких лет ван Эйк был официальным художником при дворе герцога Бургундского. Ян ван Эйк специализировался на натуралистических панельных картинах, в которых преобладали религиозные сюжеты и портреты. Как это было характерно для искусства Северного Возрождения, ван Эйк часто скрыто использовал религиозные символы.

Портрет Арнольфини (1434)

Эта работа является одним из самых известных произведений искусства ван Эйка. На портрете изображены Джованни Арнольфини, состоятельный бизнесмен, и его новая жена. Существуют теории, что на этой картине изображена свадьба Арнольфини, но эти теории в целом дискредитированы. Вместо этого большинство искусствоведов считают этот портрет наглядным выражением богатства Арнольфини. Этот двойной портрет пары, облаченной в роскошные ткани, вероятно, является первым светским портретом эпохи Северного Возрождения.

Несмотря на отсутствие религиозной иконографии на переднем плане картины, вы можете увидеть тонкий знак страстей Христовых в выпуклом зеркале на заднем плане. Прямо над этим зеркалом вы также заметите, что ван Эйк подписал свое имя. Хотя это было обычной практикой в течение последних нескольких столетий, ван Эйк и его современники были одними из первых художников, подписавших свои работы.

Живопись Северного Возрождения

Портрет Арнольфини (Портрет Джованни Арнольфини (?) и его жены) (1432) Ян ван Эйк; Ян ван Эйк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Гентский алтарь (1431)

В то время как «Портрет Арнольфини» имеет лишь едва заметные религиозные указания, Гентский алтарь ван Эйка наполнен теологическим смыслом. Полиптих с обеих сторон расписан натуралистическими изображениями небесного мира. На картине изображен огромный пласт библейских повествований, хотя религиозная иконография загадочна.

Протестантская вера в индивидуальные отношения с Богом подчеркивается несколькими способами на всех этих панелях. На верхней панели можно увидеть святого Иоанна Евангелиста, который держит на коленях открытую книгу, подняв правую руку и глядя в сторону Христа. Аналогичным образом, на левой верхней панели мы видим Деву Марию, пристально смотрящую на религиозную книгу в своих руках. Хотя Яну ван Эйку обычно приписывают авторство этой картины, считается, что его брат, Хуберт ван Эйк, разработал проект алтарного образа, а Ян его написал.

Хотя религиозная иконография не была новаторской, мастерство Яна ван Эйка в реализме и технике масляной живописи делают это панно невероятно инновационным для своего времени.

Фактически, уровень реализма настолько высок, что ученые-музыковеды смогли определить точную ноту, которую поет каждый ангел, по форме их ртов. Когда ван Эйк впервые показал эту картину, она была названа единственным произведением, которое отражает дух и стиль Северного Возрождения. В результате за всю историю существования этого произведения оно было украдено бесчисленное количество раз.

  Скульптуры Бернини - взгляд на лучшие статуи Джан Лоренцо Бернини

Искусство Северного Возрождения

Открытый Гентский алтарь (1432), Ян ван Эйк; Ян ван Эйк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Роберт Кампен (1378-1444)

Роберт Кампен, или мастер из Флемалле, наряду с ван Эйком, считается основателем натуралистической панельной живописи, определяющей стиль Северного Возрождения. Споры вокруг имени Мастера из Флемалле ведутся уже несколько десятилетий и связаны с отсутствием подписанных им картин. Значительная коллекция работ была связана с неидентифицируемым Мастером из Флемалле, названным так за три религиозные панели из монастыря во Флемалле.

Некоторые историки искусства считают, что Кампен, возможно, учился у ван Эйка. К 1419 году Кампен был известным владельцем значительной по размерам и прибыльной мастерской. В ранних панно Кампена прослеживается влияние поздней готики в сочетании с безупречным реализмом, которого он добился с помощью масляных красок.

Период Северного Возрождения

Благовещение (ок. 1427-1432 гг.), Роберт Кампен; Роберт Кампен, CC0, via Wikimedia Commons

Триптих Мероде (1427-1432 гг.)

Этот триптих из панелей, написанных маслом, является одним из самых значительных и знаменитых произведений, созданных в эпоху Северного Возрождения. Картина типична для мотива религиозной живописи Северного Возрождения, изображающего библейскую сцену в натуралистическом пространстве, которое не является явно религиозным. На левой панели триптиха изображены коленопреклоненные доноры в саду. На центральной панели изображено Благовещение Марии о ее беременности, помещенное в домашнее и современное пространство. На последней правой панели изображен плотник, святой Иосиф.

Поскольку панно не подписано, искусствоведы затрудняются приписать работу какому-либо одному художнику. Хотя все сходятся во мнении, что стиль характерен для Кампина, мы до сих пор не уверены, что он сам написал весь алтарь. Как это было принято в эпоху Северного Возрождения, у Кампена была мастерская с подмастерьями, которые помогали ему в работе над картинами. Хотя многие сейчас приписывают эту работу Кампину, мы по-прежнему не уверены в том, насколько активно он работал над этим знаменитым произведением.

Иероним Босх (1450-1516)

Иероним Босх родился в Брабанте и был нидерландским художником Северного Возрождения, известным своими превосходными картинами религиозных повествований и концепций. Мы мало знаем о его жизни, но коллекция картин Босха охватывает Испанию, Нидерланды и Австрию. Было создано бесчисленное множество копий его произведений, в частности, его кошмарных и гротескных изображений ада. Фантастические панорамы Босха, изображающие толпы фигур, часто причудливых и нелепых, невероятно самобытны.

Живопись Северного Возрождения

Сад земных наслаждений (между 1490 и 1500 гг.) Иеронима Босха; Иероним Босх, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Сад земных наслаждений (1495-1505)

Эта картина сложна и обширна, в ней столько всего происходит, что может возникнуть головокружение от того, куда смотреть в первую очередь. Это яркий пример отличительного стиля Босха. На центральной панели изображено то, что на первый взгляд кажется раем. Однако при ближайшем рассмотрении оно оказывается пронизанным символами греха похоти. На левой панели изображены Адам и Ева в Эдемском саду с Богом на переднем плане. Правая панель, напротив, представляет собой гротескное изображение наказаний ада.

Каждая панель содержит странные гротескные нечеловеческие персонажи и пейзаж, столь же причудливый и неестественный. Глядя на эту картину, можно обмануться и поверить, что это работа сюрреалистов. Искусствоведы расходятся во мнениях относительно возможных интерпретаций этого произведения. Является ли оно морализаторским предупреждением об опасности греховной человеческой похоти, или это рассказ о потерянном рае?

Северное Возрождение можно рассматривать как точное слияние меняющихся религиозных идеалов, достижений в области художественных технологий, меняющихся социальных структур и характерных для поздней готики чувств. Чтобы понять, как Северное Возрождение и Итальянское Возрождение существовали параллельно, нам необходимо понять контекст Европы, переживающей многочисленные социальные, религиозные, политические и технологические изменения. История искусства — это всегда гораздо больше, чем изучение тенденций в художественном стиле. Человеческое сознание и создаваемое им искусство гораздо сложнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector