Римская мозаика — обзор древнеримской мозаики и плитки

Римская мозаика

От Антиохии до Африки древнеримское мозаичное искусство было повсеместным компонентом частных домов и общественных сооружений. Римская мозаичная плитка не только потрясающа сама по себе, но и служит важнейшей документацией повседневных предметов, таких как одежда, продукты питания, инструменты, оружие, растительность и животные. Римские напольные мозаичные произведения искусства также рассказывают о таких занятиях римлян, как бои гладиаторов, атлетика, земледелие и охота, а иногда даже изображают самих римлян в ярких и реалистичных портретах.

Оглавление

Древнеримское мозаичное искусство

Римские узоры из маленьких белых и черных плиток известны как римское мозаичное искусство. Для создания этих квадратных плиток использовались стекло, керамика, камни и даже морские раковины, причем первоначально создавалась основа из свежего раствора.

После этого плитки или тессеры укладывались как можно ближе друг к другу, а любые зазоры заделывались жидким раствором в ходе процедуры, называемой затиркой. Затем все это промывалось и полировалось.

Влияние и происхождение

В бронзовом веке и минойцы, и микенцы использовали полы из мелкой гальки. Похожая концепция, но с повторяющимися мотивами, была использована на Ближнем Востоке в восьмом веке до нашей эры. Первые попытки вымостить пол галькой в Греции относятся к 5 веку до н.э., включая образцы в Олинфе и Коринфе. Они часто были двухцветными, со светлыми геометрическими мотивами и основными фигурами на черном фоне.

К концу IV века до н.э. стали использоваться краски, и в Пелле в Македонии было обнаружено множество хороших образцов.

Римские узоры

Мозаика «Триумф Нептуна, стоящего на колеснице, запряженной двумя морскими конями» (середина третьего века нашей эры), находится в археологическом музее Сусса в Тунисе; Асрам во французской Википедии, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons.

Эти мозаики часто укреплялись путем инкрустации кусочками глины или свинца, которые часто использовались для очерчивания контуров. Однако только в эпоху эллинизма в III веке до н.э. мозаика стала по-настоящему популярной как вид искусства, когда в узорчатых полах появились сложные панели из тессера, а не из гальки. Многие из этих мозаик пытались имитировать настенные фрески.

По мере развития мозаики во втором веке до нашей эры использовались более тонкие и точно вырезанные тессеры, а в узорах применялся широкий спектр цветов с цветной затиркой для дополнения соседних тессер.

Эта форма мозаики, в которой использовались сложные цвета и оттенки для создания впечатления, похожего на живопись, известна как opus vermiculatum, и одним из лучших мастеров был Сорус из Пергамона, чьи работы, особенно его мозаика «Пьющие голуби», широко тиражировались в течение многих последующих лет.

Пример римской мозаичной плитки

Мозаика Юстиниана I, также известного как Юстиниан Великий, находится в базилике Сан-Витале в Равенне, Италия; Петар Милошевич, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Помимо Пергамона, примечательные образцы эллинистического opus vermiculatum были обнаружены в Делосе и Александрии. Из-за времени и усилий, необходимых для создания этих изделий, их помещали на мраморный поднос или поднос с бордюром в специализированной мастерской. Эти изделия назывались эмблемами, поскольку их часто использовали в качестве центральных элементов мостовых с более простыми мотивами. Эти произведения искусства были настолько ценными, что их часто перемещали для повторного использования в другое место и передавали из поколения в поколение в семьях.

Одна мозаика могла состоять из нескольких эмблем, и со временем эмблемы развивались, имитируя окружающую среду, и их стали называть панно.

Эволюция дизайна римских узоров и мотивов

В такой теме, как мозаика, невозможно изобразить точно линейный рост этого вида искусства, поскольку существует так много различий в художественном мастерстве, общественных предпочтениях и региональных нормах. Однако можно выделить некоторые существенные различия и географические различия.

Сначала римляне не отходили от эллинистического отношения к мозаике, и их сильно покоробила тематика — морские сюжеты и изображения из греческой мифологии — и сами творцы, поскольку многие подписи древнеримских мозаик содержат греческие имена. Это свидетельствует о том, что даже в римский период греки контролировали мозаичный дизайн.

Пример римской мозаики

Деталь напольной мозаики с изображением горгоны Медузы (II век н. э.), найденная в Пирее, Греция; Национальный археологический музей Афин, CC0, via Wikimedia Commons

  "Вид на Толедо" Эль Греко - Анализ картины "Виды Толедо"

Например, одна из самых известных римских мозаичных плиток, «Мозаика Александра», была копией эллинистического классического произведения искусства, созданного Аристеидом из Фив или Филоксеном. Она является частью мозаик Помпеи, расположенных в Доме фавна.

Хотя римские мозаики часто копировали более ранние цветные мозаики, римляне в конце концов разработали свои собственные проекты, и по всей империи были созданы производственные школы для воспитания своих специфических вкусов.

К ним относятся крупномасштабные охотничьи серии и попытки перспективы в африканских регионах, живописная растительность и зритель на переднем плане в мозаиках Антиохии, или, например, европейский личный вкус к фигурным панно.

Римское мозаичное искусство

Мозаика «Дом Нептуна и Амфитриты», расположенная в Casa di Nettuno ed Anfitrite в Италии; Dave & Margie Hill / Kleerup from Centennial, CO, USA, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Основной римский стиль в Италии использовал исключительно белые и черные мозаики, этот вкус сохранялся вплоть до III века н.э. и чаще всего использовался для изображения водных мотивов, особенно в римских банях (например, тех, что расположены на втором этаже бань Каракаллы). Была также склонность к двумерным изображениям с акцентом на геометрические узоры.

Самое древнее изображение человекоподобной фигуры в мозаике найдено в банях Бутикоса в Остии около 115 года н.э., а силуэтные фигуры были популярны во II веке н.э..

Пример древнеримской мозаики

Детальная мозаика с изображением «девушек в бикини» на вилле Романа (III век), расположенной на площади Армерина на Сицилии, Италия; Roundtheworld , Public domain, via Wikimedia Commons

Со временем изображения людей на мозаиках становились все более реалистичными, и точные портреты получили широкое распространение. Тем временем в восточной части империи, особенно в Антиохии, в IV веке н.э. появились мозаики, в которых использовались двухмерные и повторяющиеся узоры для создания впечатления «ковра».

Этот стиль оказал глубокое влияние на последующие еврейские синагоги и христианские церкви.

Другие римские мозаичные дизайны полов

Для создания более масштабных узоров полы могли выкладываться и более крупными фрагментами. Полы Opus signinum были сделаны из цветного раствора (обычно красного) и белых тессеров, которые укладывались широкими узорами или даже беспорядочно.

Кресты с пятью красными тессерами и центральной тессерой черного цвета были популярным узором в Италии в первом веке до нашей эры и сохранялись до первого века нашей эры, но только с черными плитками.

Римский мозаичный пол

Мозаичная напольная плитка, расположенная в музее Пио Клементино в Ватикане, Италия; xiquinhosilva, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

  Георг Базелиц - Взгляд на искусство Георга Базелица

Opus sectile — это форма напольного покрытия, в котором использовались огромные цветные мраморные или каменные плиты, вырезанные в определенных формах. Opus sectile был еще одним эллинистическим методом, хотя римляне также использовали его для оформления стен. Хотя этот метод использовался во многих общественных сооружениях, только в IV веке н.э. он получил широкое распространение в частных виллах.

Следуя египетскому влиянию, в opus sectile стали использовать непрозрачное стекло в качестве основного материала.

Другие виды использования мозаики

Мозаика использовалась не только на полах. Колонны, своды и фонтаны часто украшались мозаикой, особенно в банях. Первый пример ее использования можно найти в нимфеуме «Виллы Цицерона» в Формиях в середине I века до н.э., где использовались пемза, мрамор и фрагменты раковин. В других местах для создания иллюзии естественного грота использовались кусочки стекла и мрамора.

Более сложные мозаичные панели также использовались для украшения Нимфея и фонтанов к I веку н.э. Этот метод также использовался в мозаиках Помпеи для покрытия стен и фронтонов, и эти фрески часто имитировали настоящие картины.

Произведение древнеримской мозаики

Мозаика с изображением трех граций, расположенная в Доме Аполлона, VI, 7, 23, внутренняя стена сада в Помпеях, Италия; Неаполитанский национальный археологический музей, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Стены и своды более поздних императорских римских бань также украшались мозаикой с использованием стекла, которое работало как отражатель солнечного света, попадающего в бассейны, и придавало им мерцающий вид. Полы бассейнов часто украшались мозаикой, как и полы мавзолеев, на которых иногда появлялись изображения умерших.

Римское использование мозаики для украшения стен и сводов повлияло на внутренних декораторов христианских церквей, начиная с четвертого века нашей эры.

Мозаики Помпеи

Более 2000 лет историки, археологи и туристы восхищаются Помпеями и их разрушениями. В рукописях Плиния Младшего, которые были затеряны под завалами, пока не были обнаружены в 1748 году, содержалась информация о крупном извержении вулкана, потрясшем Неаполитанский залив. Общепринятая дата извержения вулкана Везувий — 79 год н.э., хотя в ходе нынешнего исследования эта дата была пересмотрена, вплоть до конкретного дня.

Извержение вулкана похоронило Неаполитанский залив, в частности Помпеи, под толстым слоем пепла и отходов, которые служили защитным покрывалом для людей, строений и материалов этого места.

Римская мозаичная плитка

Деталь мозаики Александра (ок. 100 г. до н.э.), расположенной в Доме фавна в Помпеях, Италия; Неизвестный авторНеизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Благодаря химическому составу вулканического пепла и его уникальным свойствам, археологи за последние 250 лет обнаружили не что иное, как совершенно нетронутый римский мегаполис времен расцвета Римской империи.

Хотя о невероятной сохранности и отливке останков написано немало, мозаики Помпеи не менее прекрасны и заслуживают собственного углубленного изучения.

Мозаика Академии Платона

Мозаика Академии Платона — почти идеально сохранившаяся мозаика. Эта мозаика, датируемая первым веком до нашей эры или незадолго до извержения, хранится в доме Т. Симиния Стефана. На плитке изображена группа из семи человек.

Предполагается, что во главе стоит Платон, однако правильно идентифицировать одного из персонажей как Платона очень сложно, поскольку не указаны никакие отличительные признаки ранга.

Помпейская мозаика

Мозаика Академии Платона (I век до н. э.) из Помпеи, в настоящее время находится в Национальном археологическом музее Неаполя, Италия; Национальный археологический музей Неаполя , Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Некоторые ученые, например, Г.В. Элдеркин, считают, что изображенные на картине семь человек — это дань уважения семи мудрецам Древней Греции, а не философское учреждение. Бордюр мозаики имеет повторяющиеся римские узоры из гроздьев фруктов и листвы, с восемью различными театральными масками, равномерно расположенными по всему периметру.

Сочетая акцент на философии с театральными масками на кайме, художник, возможно, стремился превознести мудрость и проницательность, которые дает философия.

Мозаика Пещеры Канем

Мозаика Cave Canem, или «Осторожно, собака», возможно, одна из самых интересных мозаик для новой аудитории. Хорошо сохранившаяся мозаика была установлена у входа в Дом трагического поэта. Чрезвычайно реалистичная собака, изображенная в активном движении, как будто готовая напасть, оскалив зубы и надев на шею поводок и цепь, наложена на фон из повторяющихся алмазов и содержит слова «CAVE CANEM» на латыни.

Это первое, что увидели бы гости, войдя в дом, и это похоже на любую современную табличку, размещенную на заборе или двери и объявляющую то же самое. Среди руин Помпеи можно найти потрясающий слепок собаки, попавшей в ловушку во время катастрофы. Хотя эта собака не та, что изображена на мозаике, на ней был ошейник, и, скорее всего, она была домашним животным.

Пример помпейской мозаики

Мозаика Cave Canem (лат. «Остерегайся собаки»), расположенная у входа в Дом трагического поэта в Помпеях, Италия; Greg Willis from Denver, CO, usa, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

  Знаменитые картины с изображением женщин - 15 самых знаковых женских портретов

Хотя эти три мозаики — не единственные, сохранившиеся в Помпеях, они являются одними из самых интригующих и увлекательных. Мозаичные инсталляции были чрезвычайно частым видом декора, хотя мы редко встречаем такой уровень почти идеальной сохранности.

Рассматривая эти мозаики, можно увидеть эстетические интересы жителей того времени, а также темы, которые были важны в их повседневной жизни. Продолжающиеся раскопки мозаик в Помпеях продолжают находить архитектурные компоненты, такие как террасы и союзники, а также трупы, фрески, тексты и мозаики, открывая еще более значительные сведения о повседневной жизни в Римской империи.

Древнеримское мозаичное искусство было распространено в частных домах и общественных сооружениях от Антиохии до Африки. Римская мозаичная плитка не только красива сама по себе, но и является важным свидетельством повседневной жизни: одежда, еда, инструменты, вооружение, зелень и животные. Римские напольные мозаичные произведения искусства также многое рассказывают о таких занятиях римлян, как бои гладиаторов, спорт, земледелие и охота, а иногда на них изображен сам римский народ в ярких и реалистичных образах.

Часто задаваемые вопросы

Каково происхождение римских мозаичных полов?

В бронзовом веке и минойцы, и микенцы использовали галечные полы. В седьмом веке до нашей эры на Ближнем Востоке использовали похожий дизайн, но с повторяющимися сюжетами. Первые попытки укладки галечных полов в Греции относятся к 5 веку до н.э., примеры найдены в Олинфе и Коринфе. Они часто были двухцветными, со светлыми геометрическими узорами и простыми формами на черном фоне. Эти мозаики обычно укреплялись путем инкрустации глиной или свинцовыми кусочками, которые обычно использовались для очерчивания форм.

Как изготавливается римская мозаичная плитка?

Римская мозаика относится к римским узорам, состоящим из маленьких белых и черных плиток. Эти квадратные плитки изготавливались из стекла, керамики, камней и даже ракушек. Сначала создавалось новое основание из раствора, затем плитки или тессеры укладывались как можно ближе друг к другу, а все промежутки заделывались жидким раствором, что называется затиркой. После этого все изделие очищалось и полировалось.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector