Римское искусство — краткое исследование истории искусства Древнего Рима

Римское искусство

Подобно тому, как Греция известна как «колыбель» или «место рождения» нашего западного мира или цивилизации, почти в равной степени Рим известен как «столица мира», иначе Caput Mundi на латыни. Рим является столицей Италии и региона Лацио (также известного как Лациум). Римские произведения искусства столь же разнообразны, как и римская культура, — это и живопись, и скульптура, и архитектура, и мозаика, и изделия из стекла, и изделия из металла, и многое другое. В этой статье мы рассмотрим особенности римского искусства и то, как это когда-то небольшое итальянское поселение превратилось в Caput Mundi.

Оглавление

Вечный город: Краткий взгляд на римскую историю

Римский поэт Тибулл назвал Рим «Вечным городом» («Urbs Aeterna») в I веке до нашей эры. Смысл этого ласкового термина заключался в непоколебимой вере в Рим как город и его способность выстоять и пережить любую войну или трудности.

Мы находим это название в «Элегиях» Тибулла (2.5, 23-24), где упоминается миф о том, как Рим был найден двумя братьями-близнецами, Ромулом и Ремом: «Romulus aeternae nondum formaverat urbis moenia, consorti non habitanda Remo». (В переводе с латыни это означает «Ромул еще не построил стены вечного города, в котором его брат Рем не должен был жить в партнерстве»).

Римское искусство

Братья, спорящие об основании Рима, консультируются с авгурами, пл. 7 из цикла «История Ромула и Рема» (1575) Джованни Баттиста Фонтана; Giovanni Battista Fontana, Public domain, via Wikimedia Commons

Не только один поэт поддерживал великолепие города, но и другие, такие как Вергилий, ныне увековеченный римский поэт, который написал о зарождении Рима в своей «Энеиде» (29 г. до н. э. — 19 г. до н. э.), эпической поэме о троянском герое Энее и основании Рима. Рим описан богом Юпитером как «imperium sine fine», что переводится как «империя без конца».

Основание Рима и его название является широко обсуждаемой темой, однако одной из наиболее популярных историй происхождения или мифов об основании Рима является история Ромула и Рема, упомянутая выше (считается, что они также происходят от Энея).

Считалось, что эти два брата осиротели и были оставлены умирать у реки Тибр Амулием, их дядей и королем Альба-Лонги, который также захватил трон у своего брата Нумитора. Их нашла и выхаживала волчица, а затем их нашел пастух Фаустул, который дал им дом. Когда братья-близнецы стали взрослыми, они узнали о своей истории, убили Амулия, вновь возвели на престол Нумитора и отправились строить новый город вдоль реки Тибр.

Однако исторические мифы говорят о том, что Ромул убил своего брата и сам отправился строить Рим. Существуют различные причины, по которым он убил своего брата. Некоторые из них более распространены, чем другие, например, два брата разошлись во мнениях относительно расположения города вдоль реки Тибр, что привело к тому, что Ромул убил Рема.

Когда мы думаем о Риме, мы вспоминаем Колизей, грандиозные архитектурные сооружения, мраморные скульптуры, в том числе знаменитых древнеримских поэтов, таких как Вергилий или Овидий. Большинство римских произведений искусства заимствованы из предшествующих греческой и этрусской цивилизаций. Хотя о происхождении Рима известно гораздо больше, ниже мы кратко рассмотрим хронологию его развития, так сказать, в Caput Mundi.

Карта римского искусства

Модель того, как выглядел Древний Рим; Woeterman 94, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Этруски (900 г. до н. э. — 27 г. до н. э.)

От этрусской цивилизации осталось немногое, но известно, что эта культура зародилась в таких известных городах, как Флоренция и Пиза в Тоскане. Цивилизация располагалась в основном вокруг итальянского полуострова в Тоскане, Лацио и Умбрии. Этруски также торговали с греками, египтянами и финикийцами, поскольку их города располагались в Средиземноморье.

Считается, что культура Вилланова (ок. 900 г. до н. э. — 700 г. до н. э.) была первой культурой, предшествовавшей развитию этрусской культуры, которая в конечном итоге была поглощена Римом по мере роста его могущества. Важно рассматривать Рим в контексте, поскольку в этот период Рим был не более чем небольшим поселением на юге Итальянского полуострова.

В 600 году до н.э. Рим был захвачен этрусской монархией, отчасти из-за расположения города (Рима) на реке Тибр и окружающих холмах, которые идеально подходили для обороны. Этрусские цари, правившие Римом, назывались Тарквиниями.

На Рим оказали большое влияние многие культурные события из Этрурии и, в основном, греки.

Некоторые из наиболее заметных влияний включают развитие канализации и дренажа, сельскохозяйственного орошения, архитектурных проектов, инженерного дела, строительства храмов, гладиаторских игр (которые изначально были религиозными играми для этрусков), а также живописи и скульптуры.

Римское царство (753 г. до н. э. — 509 г. до н. э.)

В то время как этруски были поглощены римлянами, формой правления Рима была монархия. В городе было семь царей, которые правили до тех пор, пока Рим не стал республикой. Первым царем был Ромул (правил в 753-717 гг. до н.э.), основатель города, а вторым — Нума Помпилий (правил в 716-673 гг. до н.э.), который правил в мирный период развития Рима и построил различные религиозные учреждения, такие как храм, посвященный римскому богу Янусу.

Тулл Хостилий (правил в 673-642 гг. до н.э.) был третьим царем. В период своего правления он был более агрессивным и захватил город Альба-Лонга. Четвертым царем был Анкус Марций (правил в 640-616 гг. до н.э.), внук Нумы. Он восстановил некоторые религиозные ордена и выиграл войну против латинян и сабинян.

Пятым царем был Луций Тарквиний Приск (правил в 616-579 гг. до н.э.), который также был первым этрусским царем. Он вторгся и победил в войне этрусские племена, в результате чего также увеличил число сенаторов. Он построил Римский форум и различные другие здания, такие как храм, посвященный Юпитеру. Кроме того, он присвоил этрусские военные принадлежности для использования в римской армии.

Римское искусство правителя

Луций Тарквиний Приск, пятый царь Рима с 616 до н. э. по 579 до н. э., изображение XVI века, опубликованное Гийомом Руйе; опубликовано Гийомом Руйе (1518?-1589), общественное достояние, через Wikimedia Commons

Сервий Туллий (правил в 578-535 гг. до н.э.) был шестым царем, и именно он вел войну с этрусками и одержал победу. Он ввел новые избирательные права для более избранных групп населения Рима и построил храм, посвященный богине Диане. Он был убит своей младшей дочерью Туллией и ее мужем Луцием Тарквинием Супербусом, который стал седьмым римским царем, правившим с 535-509 гг. до н.э.

Луций воевал против нескольких городов и был более печально известен как царь, так как был известен своей агрессивностью и неуважением. Царь был свергнут после того, как его сын изнасиловал дочь римского дворянина Лукрецию, после чего она покончила жизнь самоубийством. Изгнание царя и его семьи из Рима (из-за изнасилования Лукреции) ознаменовало конец римской монархии.

  Пол Капонигро - краткая биография Пола Капонигро

Римская республика (509 г. до н. э. — 27 г. до н. э.)

Римская республика создала новую правительственную систему, в которой было два консула или магистрата с сенатом в качестве контролирующего органа власти. Два консула работали на ежегодной основе, что означало, что каждый год избирались два новых консула.

Консулы имели полномочия в военных и гражданских делах и могли возражать или соглашаться с тем, что делал другой. Эта система обеспечивала предотвращение тирании, которая была обычным явлением во времена римской монархии, поскольку таким образом власть не принадлежала только одному человеку.

В республиканский период происходили различные гражданские войны и политические перевороты, в результате которых диктатором стал Юлий Цезарь, римский полководец, стремившийся в конечном итоге вновь объединить Рим. Цезарь был убит в 44 году до н.э. несколькими сенаторами, которые посчитали, что он представляет опасность для Рима. Октавий, также известный как Август, был приемным племянником и наследником Цезаря, и именно он в конечном итоге основал Римскую империю.

Римская империя (27 г. до н. э. — 476 г. до н. э.)

Римская империя стала началом нового периода в Риме, и во главе ее, как и принципата, стоял Цезарь Август (иначе известный и родившийся как Гай Октавий или Октавиан). Он запомнился как значительный лидер в римской истории и правил в период, который был более мирным, чем большинство периодов развития Рима. Этот период называют Pax Romana («Римский мир»), и он продолжался почти 200 лет.

Политическое искусство Рима

Гравюра на меди с изображением Октавиана Цезаря Августа работы Джованни Баттиста де’Кавальери. Текст внизу гласит: «Divus Augustus Pater», что означает «Отец Цезаря Августа»; Giovanni Battista de’Cavalieri, CC0, via Wikimedia Commons.

Падение Римской империи произошло в период с 376 по 476 год до нашей эры и заключалось в постепенной деградации различных политических, экономических и социальных систем. Широко обсуждается вопрос о том, какие события привели к упадку этой великой цивилизации. То, что произошло после падения Рима, стало периодом в истории Запада, называемым Темными веками. Важно также отметить, что Рим был разделен на Западную и Восточную части. Восточная часть управлялась Константином Великим и была известна как Византия, которая позже была названа Константинополем.

Римские произведения искусства

Древнеримское искусство не было полностью оригинальным в своем производстве; на римлян оказали влияние этруски и греки до них, как упоминалось ранее. Сложные взаимосвязи между различными городами, культурами и странами (Африка, Азия, Европа и Египет) делают римское искусство богатой областью и темой для обсуждения. Ниже мы обсудим некоторые особенности римского искусства, в частности, искусства Римской республики и Римской империи.

Римская живопись

Хотя коллекция древнеримских картин невелика, лучшая коллекция древнеримского искусства была получена из останков Помпеи и Геркуланума. Когда в 79 году нашей эры произошло извержение Везувия, он похоронил и сохранил все виды римских произведений искусства, включая великолепные фрески (настенные росписи), которыми украшали интерьеры. Фрески в основном были выполнены в виде фресок.

Немецкий археолог Август Мау начал раскопки останков Помпеи в 1800-х годах и разработал четыре классификации для различных стилей найденных настенных росписей. Стоит также отметить, что эти стили встречались и в других частях Рима. Давайте вкратце обсудим их ниже.

Первый стиль: Инкрустационный стиль

Инкрустационный стиль развивался примерно с 200 по 80 год до н.э. и, как считается, произошел от эллинистической культуры. Этот стиль также называли стилем каменной кладки. В нем изображались в основном прямоугольные или кирпичеподобные формы, которые по форме напоминали мрамор. Он был окрашен в яркие цвета, такие как желтый или красный, соединен с лепниной между ними, что также придавало ему рельефный вид. Примеры, изображающие этот стиль, можно найти в двух домах в Помпеях, а именно в Доме Фавна и Доме Саллюстия.

Римский художественный декор

Фрески в первом стиле, из Дома Саллюстия в Помпеях; Август Мау (?), умер в 1909 году, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Второй стиль: Архитектурный стиль

Архитектурный стиль возник примерно с 80 г. до н.э. по 100 г. н.э. В этом стиле по-прежнему использовалась имитация мраморных блоков, однако увеличилось количество иллюзорных деталей с использованием архитектурных элементов (создание иллюзорных деталей называется trompe-l’oeilI ). Картины казались трехмерными, некоторые участки казались реальными, но не были таковыми. На некоторых стенах также были изображены фигуры в натуральную величину, что усиливало ощущение реалистичности и трехмерности. Примеры этого стиля можно увидеть на фреске в спальне виллы П. Фанния Синистора (50-40 гг. до н.э.) и фризе Дионисия (датируется до 79 г. н.э.) из виллы Мистерий.

Римское искусство

Фриз с изображением Силена, держащего лиру (слева), полубога Пана и нимфы, сидящей на скале и кормящей козленка (в центре), и женщины с плащом (справа). Фреска из Виллы мистерий, Помпеи, Италия; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Третий стиль: Витиеватый стиль

Витиеватый стиль возник примерно с 10 до н.э. по 50 н.э. Этот стиль также изображал схожие архитектурные элементы со вторым стилем, но на картинах было больше декоративных мотивов, часто монохроматических цветов (красных или черных), из-за чего они казались более плоскими, а не трехмерными. Различные используемые мотивы черпали вдохновение в цветочных цветах и природной среде. Они также изображали образы и сцены из Египта. Примеры этого стиля можно увидеть на вилле Агриппы Постума (ок. 10 г. до н.э.).

Древнеримское искусство

Фреска с изображением человеческих фигур и животных в идиллическом сельском пейзаже с сакральными зданиями и статуями, из третьего стиля помпейской настенной живописи; ArchaiOptix, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Четвертый стиль: «Замысловатый стиль»

Замысловатый стиль возник в период с 60 по 79 год н.э. Этот стиль часто описывают как сочетание трех вышеупомянутых стилей. Он изображал имитацию мрамора, архитектурные детали живописи, а также орнаменты более декоративного Третьего стиля. Тематика также стала более разнообразной, изображая не только природные сцены пейзажей, но и мифологические темы и фигуры, а также включение натюрмортов.

Пример этого стиля можно увидеть в Доме Веттий, который представлял собой большой городской дом с многочисленными подробными древнеримскими росписями, украшавшими стены в каждой комнате. Знаменитый пример — комната Иксиона, где изображены многочисленные панели с различными фигурами и архитектурными деталями, благодаря чему каждая панель кажется частью реальной обстановки.

Римская живопись

Комната Иксиона в доме Веттий, расписана в четвертом стиле Джакомо Броги; Giacomo Brogi, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Римская архитектура

При мысли о римской архитектуре обычно выделяется одно здание, с которым мы все знакомы и которое действительно увековечено в эпических фильмах и литературе: Колизей. Однако это не единственное выдающееся архитектурное сооружение, созданное римлянами.

На самом деле, римская архитектура ввела новые и инновационные конструкции и строительные материалы, которые определили будущее архитектуры на многие века вперед.

Римляне строили различные типы зданий, от храмов до зданий, предназначенных для развлекательных целей, таких как знаменитый Колизей, выполненный в форме амфитеатра. Дома варьировались от фермерских домов (вилл) до многоквартирных домов (insulae) в густонаселенных городских районах (что очень похоже на наш городской стиль жизни 21 века). Римляне также ввели новшества в строительство бань и акведуков, которые обеспечивали поступление чистой воды в город.

Римская архитектурная революция

Римская архитектурная революция произошла в результате важных открытий, сделанных в области использования строительных материалов, таких как бетон, в период с 1-го по 3-й век до н.э. и между ними. То, что называют «римским бетоном», или opus caementicium, было сделано из нового строительного материала под названием «пуццолан» (вулканический пепел). Его добавляли в уже использовавшийся римлянами строительный раствор, чтобы сделать его более прочным и способным застывать под водой.

  Как нарисовать импалу - лучший пошаговый самоучитель рисования импалы

Эта революция была также названа «бетонной революцией» и позволила создать более эффективные системы использования свода, что привело к развитию строительства сводов и куполов. Ярким примером этого был свод Groin Vault, разработанный римлянами. Он состоял из двух бочкообразных сводов (бочкообразные своды имеют основную форму куполообразной арки), соединяющихся или пересекающихся под двумя прямыми углами.

Римского архитектора Витрувия также стоит отметить и знать в истории римской архитектуры. Витрувий был архитектором, инженером и автором фундаментального труда под названием De Architectura («Об архитектуре», ок. 30-15 гг. до н.э.). Этот текст (в равной степени теоретический и практический) был посвящен императору Августу и исследовал наблюдения Витрувия о природе архитектуры, а также ее историю.

Архитектура Рима Искусство

De Architectura» Витрувия, первый английский перевод, основанный на французском переводе Клода Перро, напечатанный Абелем Суоллом и Т. Чайлдом, 1692 год; Жорж Янсун (JoJan), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Республиканская римская архитектура

Некоторые примеры республиканского периода в римской архитектуре включают храм Юпитера Оптимуса Максима (ок. 150 г. до н.э.). Это было одно из первых архитектурных сооружений в Риме, которое повлияло на многие другие постройки благодаря своему дизайну и планировке. Его строительство было завершено около 509 года до н.э., в это же время начался республиканский период и закончилась монархия.

Расположенный на Капитолийском холме, этот храм находится на подиуме (что придает ему значительную высоту). Глубина портика ( pronaos ) охватывает три колонны с шестью колоннами на фронтальном краю портика, который также является единственным входом в здание. Интерьер храма разделен на три помещения ( cellae ) — этот тип планировки называется «трехсторонним» из-за трехстороннего разделения.

Знаменитое искусство Римской империи

Храм Юпитера Оптимуса Максима (ок. 150 г. до н.э.); Rijksmuseum, CC0, via Wikimedia Commons

На архитектуру этого периода оказали влияние типы архитектурных сооружений этрусского периода, а также греческого периода. Влиятельным примером этрусского периода является храм Минервы (ок. 510 г. до н.э.). Здесь мы видим глубокий портик с колоннами, ведущий в храмовую структуру.

Другие примеры римско-республиканского периода включают святилище Фортуны Примигении (ок. конца II в.), расположенное в современной Палестрине (Praeneste — название древнего города). Большой комплекс разделен на две структуры: верхнюю и нижнюю. Верхняя часть представляет собой часть склона холма с различными другими строениями, включая храм.

Искусство Римской империи

Реконструкция храма Фортуны Примигении в Палестрине работы Пьетро да Кортона; Pietro da Cortona, Public domain, via Wikimedia Commons

Храм Портуны (ок. 120-80 гг. до н.э.) — еще один пример. Это храм прямоугольной формы, расположенный в Риме рядом с главной гаванью у форума Боариум. Здесь мы снова видим глубоко посаженное крыльцо с двумя колоннами в глубине и четырьмя колоннами по переднему краю крыльца. Колонны выполнены в стиле ионического ордера. Вдоль внешних сторон храма расположены пять колонн и еще четыре колонны вдоль заднего края храма (так же, как и на передней стороне).

Архитектурные сооружения, особенно храмы, обычно строились как монументальные приношения, особенно на Форуме Боария, где было больше людей и событий из-за его расположения рядом с гаванью. Считалось, что этот храм был посвящен Портуну, римскому богу гаваней, ворот (ключей) и домашнего скота.

Имперская римская архитектура

Имперская римская архитектура больше экспериментировала с новыми строительными материалами, такими как бетон. Он использовался не только в конструктивных, но и в эстетических целях, что видно на примере сводчатых арок Рынков Траяна (106-12 гг. н.э.).

Рынки Траяна были частью Форума Траяна, посвященного императору Траяну. Это был последний римский форум, построенный в рамках римской системы фора (множественное число слова «форум»). Форумы были большими сооружениями для общественных собраний и ритуалов. Этот форум был спроектирован архитектором Аполлодором из Дамаска.

Искусство и архитектура Римской империи

Форум Траяна в Риме; Jan Hazevoet, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Колизей (72-80 гг. н.э.) входит в число самых известных римских архитектурных творений. Он расположен в центре города Рима. Строительство было начато римским императором Веспасианом и закончено его сыном Титом. Первоначально он назывался Флавианским амфитеатром (из-за того, что императоры были родом из Флавиан).

Колизей представляет собой сложное архитектурное сооружение и был построен для римлян в качестве подарка. Одними из основных развлечений, которые здесь проводились, были гладиаторские игры и представления с боями животных. Он вмещал более 50 000 зрителей и имел размеры 620 x 513 футов. Имеется 80 входов, оформленных в виде арок, на каждой из которых есть надпись с номером. Колонны, поддерживающие арки, сочетают в себе все три стиля классического ордера (дорический, ионический и коринфский).

Римское искусство архитектуры

Рисунок Колизея Джованни Баттиста Пиранези, 1757 год; Giovanni Battista Piranesi, Public domain, via Wikimedia Commons

Другое архитектурное сооружение, Арка Тита (ок. 81 г. н.э.), была построена в честь императора Тита и победы в иудейско-римской войне. Арка расположена на Виа Сакра в Риме и имеет высоту 50 футов и ширину 44 фута. На ней изображены сложные и декоративные рельефные скульптуры, рассказывающие о событиях иудейско-римской войны, в которой Веспасиан и Тит сражались вместе. Арка также имеет колонны рифленого и нерифленого стилей, и именно она послужила вдохновением для дизайна Триумфальной арки (1806) в Париже.

Пантеон (113-125 гг. н.э.) является еще одним монументальным примером инноваций в римской архитектуре. Этот храм, или «династическое святилище», был построен по заказу Марка Агриппы в честь Августа. Однако из-за ущерба от пожаров в 110 году н.э. император Траян вознамерился перестроить его, но после его смерти император Адриан восстановил его.

Римское искусство и архитектура

Гравюра Пантеона в Риме, вид сбоку, отрезанная, чтобы показать интерьер, 1553 год; Музей Метрополитен, CC0, via Wikimedia Commons

Проект Пантеона представляет собой большое округлое сооружение с прямоугольным фронтоном или портиком. Портик имеет восемь колонн в коринфском стиле по краям и два набора из четырех колонн, которые охватывают внутреннюю ширину до входа. Купол диаметром 142 фута сделан из бетона.

Внутри ротонды (закругленной части здания) Пантеона на вершине купола находится окулюс (это был единственный источник света, проникающий в здание, наряду с входом), окруженный кессонными конструкциями, расположенными по всему периметру на 28 делений. Кроме того, уникальность этого сооружения заключалась в использовании неармированного бетона.

Римская скульптура

Римская скульптура была разнообразна по своему диапазону и обычно выполнялась из мрамора или бронзы. Многие римские скульптуры часто изображались под влиянием этрусских и греческих скульптур. Часто считалось, что римляне копировали эти культуры и не оставили собственных новаторских оригиналов. Кроме того, существовал спрос на скульптуры, что еще больше подтолкнуло римлян к массовому производству.

Это спорная тема, но следует отметить, что римляне внесли больше оригинальности, чем можно было бы предположить.

Одним из основных видов римской скульптуры был портрет. Это были популярные бюсты важных фигур того времени, будь то лидеры или политические деятели. Многие люди устанавливали эти бюсты у входов в здания, чтобы публика могла их видеть. Характерной чертой этих портретных бюстов было реалистичное изображение фигуры. Некоторые из них изображались со всеми своими «несовершенствами», такими как шрамы или морщины.

Римская скульптура

Патриций Торлония, или Голова римского патриция (I век до н.э.); Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Этот реализм в фигурах называется «веризм», что является стилистическим отличием от греческого стиля изображения героических и воинственных мужских фигур. Римский стиль стал более «бородавчатым». Существуют также научные споры о том, почему эти портреты были изображены в такой реалистичной манере.

Некоторые теории предполагают, что эти «несовершенства» отражали такие черты личности, как мудрость или красота. Этот стиль стал более распространенным в республиканский период и на протяжении всего императорского периода.

Портреты обычно были больше мужскими, чем женскими, хотя встречались и женские портреты. Примерами популярных римских бюстов являются голова римского патриция (1-й век до н.э.) и бюст Фонсеки (2-й век до н.э.), который представляет собой более идеализированное изображение женщины, указывающее на качества красоты и женской справедливости.

  Эдуард Вюйар - взгляд на картины и биография Эдуарда Вюйара

Август из Прима Порта (1-й век до н.э.) — еще одна популярная мраморная скульптура, изображающая самого Августа. В этой скульптуре мы видим тенденцию к более идеализированному изображению императора, что намекает на классицизм, который мы видим у греков.

Знаменитые римские скульптуры

Скульптура императора Августа, находится в Прима Порта, Рим, обнаружена в 1863 году; Михал Осменда из Брюсселя, Бельгия, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons

Рельефы были еще одной популярной формой скульптуры среди римлян, с сильной исторической тематикой, связанной с войной, завоеваниями и различными другими аспектами, относящимися к жизни и событиям императора. Функции этих рельефных скульптур были праздничными или образовательными (дидактическими).

Хотя римляне изображали и почитали своих римских богов, их скульптуры стали более разнообразными по тематике, чем преобладающая мифологическая тематика, широко представленная в греческом искусстве. Популярным примером римской рельефной скульптуры является колонна Траяна (ок. 110 г. н.э.) и колонна Марка Аврелия (ок. 180-193 гг. н.э.).

Колонна Траяна — монументальный пример того, чего достигли римляне в области рельефной скульптуры. Она была заказана императором Траяном в 107 году н.э. в честь его победы над Дакией (включая два завоевания). Он находится на Форуме Траяна в Риме. Его высота составляет 125 футов, а вокруг колонны в стиле дорического ордера изображено спиральное повествование в технике низкого рельефа.

Характерные черты римского искусства

Рельефы на Columna Traiana (Колонна Траяна, ок. 110 н.э.) в Риме; Wknight94, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Когда мы смотрим на колонну Марка Аврелия, она почти не уступает колонне Траяна по своим монументальным качествам. Она также была вдохновлена предыдущей колонной. Однако она отличается по своему скульптурному стилю, в ней использована техника высокого рельефа. Это создавало более драматический и выразительный эффект, так как фигуры были более приподняты над поверхностью колонны.

Головы фигур часто делались крупнее, чем это было естественно пропорционально и при взгляде с фронтальной плоскости. Различные техники, использованные для изображения фигур вдоль спирального рельефа вокруг колонны, создавали большую перспективу и глубину.

Колонна Марка Аврелия была воздвигнута в честь двух его военных кампаний на Дунае против квадов и маркоманнов. Она имеет высоту 100 футов (в римских футах) и выполнена в стиле дорического ордера. Колонна находится на площади Пьяцца Колонна в Риме.

Римская колонна

Деталь колонны Марка Аврелия, Рим; Carole Raddato from FRANKFURT, Germany, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Другие примеры римских скульптур включают конную статую Марка Аврелия (ок. 163-173 гг.), выполненную из бронзы и изображающую императора Марка Аврелия на коне, поднявшего правую руку, в то время как его конь поднимает правую переднюю ногу. Эта статуя — лишь один из примеров того, какое значение придавалось римским лидерам и их лошадям, поскольку они демонстрировали военный статус и достижения (такие скульптуры иначе называют конными).

Портрет четырех тетрархов (ок. 300 г. н.э.) — пример скульптуры, созданной в эпоху поздней Римской империи. Она находится на углу базилики Святого Марка в Венеции. Она была сделана из камня порфира и имеет пурпурно-красный цвет. Этот камень также ассоциировался с властью знати в Римской империи; пурпурный цвет ассоциировался со знатностью или королевской властью (греческое слово porphyra в переводе с английского означает «пурпурный»).

Известная римская скульптура

Тетрархи (от греческого слова «четыре правила») были четырьмя правителями, которые управляли Римской империей до тех пор, пока длилась реформа Диоклетиана. Здесь они изображены обнимающимися в знак гармонии на порфировой скульптуре IV века, изготовленной в Малой Азии, которая сегодня находится на углу собора Святого Марка в Венеции; Nino Barbieri (talk — contribs), CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons.

Эта статуя изображает четырех тетрархов, назначенных императором Диоклетианом, чтобы смягчить давление управления империей в качестве единственного императора (есть два авгура и два цезаря). В этой скульптуре мы видим четыре фигуры в двух группах — старшие императоры ( augusti ) и младшие императоры ( caesares ). Все они держат свои мечи одной рукой и кладут руку на другую рядом с собой в знак товарищества.

Отличие этой скульптуры — отход от реализма, который мы видим во многих скульптурах Римской империи. Четыре тетрарха изображены субъективно. Другими словами, их анатомическая симметрия и выражение лица, или отсутствие такового, не соответствуют пропорциям, как мы видели в других примерах, таких как Август из Прима Порта (I век до н.э.).

Ослабленный Запад остается вечным

Западная Римская империя пришла к концу из-за различных социально-политических и экологических факторов. В свою очередь, Восточная империя оставалась сильной. Император Константин создал обновленную римскую столицу, известную как Византия (позже переименованную в Константинополь). Римское искусство в конечном итоге испытало влияние Востока, которое переросло в то, что мы знаем сегодня как византийское искусство (оно также положило начало раннему христианскому искусству).

Римское искусство действительно было эпохой инноваций и открытий культуры, стремящейся к самосовершенствованию и улучшению жизни, вопреки тому, что они также известны как «копирующие» этрусков и греков.

Опережая свое время, римляне внедряли новые способы ведения дел. Они не только были первопроходцами в создании архитектурных сооружений, которым впоследствии подражали многие другие архитекторы и художники в эпоху Ренессанса, но и были культурой прогресса своего народа, изображая его и его историю в виде праздников и памятных дат.

Часто задаваемые вопросы

Что такое римское искусство?

Римское искусство имеет долгую историю, которая восходит ко временам этрусков, Римского царства, Римской республики и Римской империи. Римское искусство охватывает различные художественные средства, а именно: настенные росписи (фрески), скульптуры, архитектуру, мозаику, ювелирные изделия, различные украшения и аксессуары из стекла, серебряные изделия и многое другое.

Каковы особенности римского искусства?

Когда речь шла о римской живописи, основные характеристики включали в себя пейзажи и натюрморты в качестве предметов, включенных в настенные росписи и фрески наряду с различными другими фигурами и животными. Римские картины также выполнялись в виде фресок (мокрая краска на мокрой штукатурке). Римляне также изобрели римский пазушный свод в архитектуре, который дополнил более старую систему столбов и перемычек, использовавшуюся греками.

Каковы четыре стиля римской живописи?

Большинство римских картин, которые мы видим сегодня, созданы на основе образцов, раскопанных в Помпеях и Геркулануме, сохранившихся под пеплом после извержения Везувия в 79 году нашей эры. Немецкий археолог Август Мау, проводивший раскопки в Помпеях в 1800-х годах, разработал четыре классификации стилей найденных настенных росписей: инкрустационный стиль, архитектурный стиль, витиеватый стиль и замысловатый стиль.

В чем разница между греческим и римским искусством?

Что отличало римлян от греческого стиля искусства, в частности скульптуры, так это их склонность к более реалистичному изображению предметов. Этот реализм контрастировал с идеализированными фигурами, изображенными в греческих скульптурах. Римляне изображали свои фигуры (в основном мужчин) со всеми их «несовершенствами», такими как старость, морщины или шрамы, чтобы показать черты характера, например, мудрость. Женщин изображали не часто, но они выглядели более красивыми, с меньшим количеством «бородавок и всего остального», чтобы представить идеалы красоты и модные стили того времени.

Изобрели ли римляне бетон?

Римляне изобрели бетон, что привело к появлению более инновационных конструкций зданий, таких как свод пазухи и купольные сооружения. Это положило начало «римской архитектурной революции» или «бетонной революции».

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий