Неопластицизм — существенный взгляд на искусство неопластицизма

Неопластицизм

Пластическое искусство — это термин, данный определенным видам искусства, которые подразумевают лепку или манипулирование материалом для создания изображения предметов, например, скульптура, керамика и другие виды изобразительного искусства, такие как живопись. Неопластицизм переводится как «новое искусство» и был движением, которое стремилось отойти от пластичности прошлого. Идея заключалась в том, чтобы убрать лишние слои картины и выразить визуальное послание, используя только самые необходимые элементы.

Оглавление

Что такое искусство неопластицизма?

В 1910 году Василий Кандинский создал первую картину, полностью перешедшую в абстрактный стиль. Многие художники того времени, такие как Кандинский, становились все менее заинтересованными в создании изображений повседневных объектов, на которые смотрели их глазами, и стремились выразить что-то более глубокое внутри себя и открыть универсальную сущность произведения через процесс абстракции. У него не было желания создавать что-либо, напоминающее реальный мир, и его работы содержат большое разнообразие абстрактных форм, линий и цветов.

Художники неопластицизма

Слева: Василий Кандинский; 未知上傳者, Public domain, via Wikimedia Commons | RIGHT: Пит Мондриан, 1899; Аноним Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Известно, что Питу Мондриану нравились работы Кандинского, и он был согласен с тем, что абстракция является полезным инструментом для выражения более возвышенных и духовных понятий. Он хотел создать искусство, которое не было бы связано необходимостью изображать предметы, как предыдущие виды искусства. Однако, в отличие от Кандинского, он считал, что должны существовать определенные ограничения в отношении количества элементов, используемых в произведении. Он считал, что следует использовать только самые необходимые элементы, и стремился найти единство и гармонию в своих композициях через выявление взаимосвязи между формой, формами, линиями и цветами.

Мондриан был первым художником неопластицизма, который сформулировал определение искусства неопластицизма, и ему же принадлежит заслуга в создании этого термина.

Краткая история искусства неопластицизма

В 1917 году художники-неопластицисты Пит Мондриан, Барт ван дер Лек, Тео ван Досбург и Вилмос Хушар создали периодический художественный журнал De Stijl. Именно в этом журнале Мондриан изложил свои теории о новом художественном стиле, который отвергал изображение реальности, воспринимаемой глазами, и сосредоточился на создании нового визуального языка, ограниченного только самыми необходимыми элементами искусства, такими как основные цвета, прямые линии и нейтральные тона, такие как серый, белый и черный. В течение первых одиннадцати выпусков журнала Мондриан периодически вставлял фрагменты из своего эссе «Неопластицизм в изобразительном искусстве».

Благодаря его огромному вкладу в первые годы существования журнала, работы Мондриана стали синонимом стиля движения De Stijl.

Что такое неопластицизм

Бродвейские буги-вуги (1942-1943) Пит Мондриан; Пит Мондриан, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Однако позже в нем воплотились идеи, сформулированные действительно самым выдающимся членом движения Тео ван Досбургом. Примерно в 1921 году абсолютизм Модирана стал не нравиться ван Досбургу, который начал добавлять в свои работы острые углы и диагональные линии — разбавленную форму неопластицизма, которая стала называться элементаризмом.

Мондриан очень обиделся на это нарушение манифеста движения De Stijl, который все они подписали и приняли. Мондриан больше не внес никакого вклада в движение и навсегда покинул группу в 1924 году.

Однако вклад Мондриана был чрезвычайно важен для основополагающего развития движения. Действительно, через публикации он смог распространить свои идеи о форме искусства, которая не ограничена воспринимаемой реальностью, но которая позволяет выразить временную природу одного момента на самом важном языке, позволяя зрителю увидеть бесконечные моменты, существующие в гармоничных универсальных формах.

Характеристика искусства неопластицизма

Устанавливая определенные ограничения на процесс абстракции, художники неопластицизма стремились создать чистые и новые формы искусства. Простые вертикальные и горизонтальные линии считались гармоничными по своей сути. Это новое искусство должно было создаваться в рамках ряда фундаментальных принципов:

  • Естественные формы реального мира должны были быть отброшены, и использовались исключительно геометрические формы.
  • Прямоугольные области и прямые линии должны были стать основными элементами композиции.
  • Круги, диагонали и кривые не допускались.
  • Разрешалось использовать только нейтральные цвета, такие как черный, серый и белый, и основные цвета, такие как красный, желтый и синий.
  • Асимметрия поощрялась, а художники неопластицизма сторонились любого изображения симметрии.
  • Уравновешенность композиции достигалась расположением цвета и геометрических мотивов.
  • Смелые цвета дополнительно должны быть уравновешены использованием смелых прямых линий.

Определение искусства неопластицизма

Композиция XXI (1923), Тео ван Досбург; Тео ван Досбург, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Известные художники неопластицизма

Самые известные художники неопластицизма возникли из движения De Stijl в Нидерландах в период с 1917 по 1931 год. В эту группу входили Пит Мондриан, Тео ван Досберг и Барт ван дер Лек. Их вклад в это движение помог определить, а в некоторых случаях и превзойти характеристики художественного стиля неопластицизма.

  Гюстав Курбе - художественная биография французского художника-реалиста

Пит Мондриан (1872 — 1944)

Национальность Голландия
Дата рождения 7 марта 1872 года
Жил в Нидерланды, Париж, Лондон, Нью-Йорк
Ассоциированные движения Де Стайл, Неоклассицизм, Абстрактное искусство

Пит Мондриан родился в Амерсфорте в Нидерландах 7 марта 1872 года. Считающийся одним из величайших художников прошлого века, этот голландский теоретик искусства и живописец наиболее известен как пионер движения абстрактного искусства.

Его стиль развивался от первоначального создания фигуративных картин к тому, который со временем становился все более абстрактным, в конечном итоге достигнув уровня, когда его визуальный язык был сведен исключительно к использованию простых геометрических форм.

Известные художники неопластицизма

Пит Мондриан. Фото из De Stijl , том 5, № 12 (декабрь 1922): стр. 179.; Аноним (фотограф), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Затем он решил еще больше упростить форму искусства, наложив определенные ограничения на его создание. Он стремился убрать элементы, которые считал чисто декоративными или слишком сильно основанными на объективной реальности, и ограничил свою палитру основными первичными цветами — желтым, красным и синим, а также нейтральными оттенками серого и черно-белым.

Именно в 1911 году, по прибытии в Париж, он пережил события, которые послужили катализатором для формирования его нерепрезентативных концепций и стилей. Именно здесь он экспериментировал с кубизмом и впервые начал отходить от своего прежнего, более натуралистического стиля. Примером этих ранних экспериментов является «Композиция в овале с цветными стеклами II» (1914).

Живопись в стиле неопластицизма

Композиция в овале с цветными стеклами II (1914) Пит Мондриан; Piet Mondrian, Public domain, via Wikimedia Commons

Его творчество было крайне идеалистичным и сосредоточено на исследовании эстетики и ценностей, которые были универсальными. В 1914 году он заявил, что искусство представляет собой нечто большее, чем реальный мир, и не связано с ним напрямую.

Он считал, что поскольку физический мир и дух существуют на разных уровнях наблюдения, то нет смысла ссылаться на реальность, пытаясь выразить духовные ценности через искусство.

Именно в пространстве над физическим миром происходит абстрагирование, и он считал, что если искусство не представляет нечто более высокое, чем то, что мы воспринимаем вокруг себя, то это бесполезное занятие. Однако, как утверждалось, суть его работ коренилась в природе, даже если они не представляли ее непосредственно физически.

Журнал

Обложка журнала De Stijl, том 1, № 1, Делфт, октябрь 1917 года, дизайн Вилмоса Хушара; Тео ван Досбург, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Пит Мондриан взял эти идеи и опубликовал их в эссе, которое было разделено на первые двенадцать выпусков художественного журнала под названием De Stijl. Журнал стал своего рода манифестом движения художников, которое также было известно как De Stijl. Мондриан стал одним из основателей группы вместе с несколькими другими художниками, в первую очередь с Тео ван Досбургом.

Здесь они разработали форму искусства, которая по сути не представляла ничего из того, что можно найти в реальном мире, и назвали ее неопластицизмом.

С помощью этого нового чистого вида искусства он надеялся создать визуальный язык, который станет для зрителя универсальной красотой. Примером его творчества этого периода может служить работа «Композиция в цвете А» (1917).

Пластическое искусство

Композиция в цвете А (1917), Пит Мондриан; Пит Мондриан, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Творчество голландского художника оказало очень существенное влияние на искусство 20-го века. Его концепции не только повлияли на многие направления и художественные стили, такие как абстрактный экспрессионизм, неоклассическое искусство, бетонное искусство, элементализм и минимализм, но и на другие виды искусства за пределами пластических искусств, такие как мода, архитектура и дизайн.

Его работы сегодня считаются знаковыми для современного искусства, и, несмотря на то, что он не достиг большой славы при жизни, он оставил после себя невероятное наследие, которое ощущается и по сей день. Он наиболее хорошо запомнился созданным им стилем искусства, который можно охарактеризовать такими шедеврами, как Композиция № III с красным, синим, желтым и черным (1929).

Неопластицизм Художественные произведения

Композиция № III с красным, синим, желтым и черным (1929), Пит Мондриан; Пит Мондриан, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Тео ван Досбург (1883 — 1931)

Национальность Голландия
Дата рождения 30 августа 1883 года
Жил в Нидерланды, Швейцария
Ассоциированные движения Неопластицизм, Де Стайл, Элементаризм

Голландский художник Тео ван Досбург родился в Утрехте в Нидерландах 30 августа 1883 года. После непродолжительного обучения на актера и певца он стал работать кладовщиком. Свою первую выставку он провел в 1908 году, а его работы были поддержаны статьями, которые он писал для различных журнальных изданий.

Тео ван Досбург изначально демонстрировал черты, очень похожие на других художников из Амстердама, таких как Ван Гог, несмотря на то, что он считал себя современным художником. Примером его творчества этого периода является «Автопортрет в шляпе» (1906).

Тео ван Досбург

Автопортрет в шляпе (1906), Тео ван Досбург; Тео ван Досбург, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  "Вид на Толедо" Эль Греко - Анализ картины "Виды Толедо"

После того как он прочитал «Рюкблик» Василия Кандинского, его взгляд на ранние работы 1903-1913 годов изменился, и он начал задумываться о более высоком уровне процесса живописи, который берет свое начало в сознании художника, а не в самой реальности, и начал понимать, что естественным следующим шагом будет абстракция.

Тео ван Досбург чувствовал, что большое значение имеет линия, которую он считал самим произведением искусства, и что с ней нельзя играть, когда важнейшим фактором в искусстве остается изображение воспринимаемых объектов.

Он рассматривал чистый холст как почти благоговейный объект, который можно легко испортить одним неверно подобранным цветом или лишней линией.

К тому времени, когда Тео ван Досбург познакомился с творчеством Пита Мондриана на одной из выставок в 1915 году, Мондриан уже добился некоторого внимания к своим работам, будучи на восемь лет старше ван Досбурга. Картины Мондриана соответствовали представлениям ван Досбурга о том, как в идеале должны выглядеть картины, полностью оторванные от реальности. Вскоре после выставки он установил контакт с Мондрианом, и вместе с несколькими другими художниками они основали журнал и связанное с ним движение De Stijl. Для его работ этого периода характерны такие произведения, как «Композиция VII» (1917).

Искусство неопластицизма

Композиция VII: Три грации (1917), Тео ван Досбург; Тео ван Досбург, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Движение De Stijl было представлено многими членами, но ван Досбург оказал большую помощь в его продвижении по всей Европе и считался «послом» группы. Чтобы помочь распространению движения, он переехал в Ваймер в Германии в 1922 году, намереваясь произвести впечатление на Вальтера Гропиуса, главного члена художественной школы Баухаус. Несмотря на принятие многих концептуальных идей современных художественных движений, Гропиус не считал, что Досбург должен получить право стать мастером Баухауса.

В ответ на это Ван Досбург поселился в непосредственной близости от зданий Баухауза и привлек студентов, которые начали проявлять интерес к зарождающимся движениям, таким как дадаизм, конструктивизм и De Stijl.

Неопластицизм Живопись

Композиция VIII (Корова) (ок. 1918), Тео ван Досбург; Тео ван Досбург, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Когда Мондриан переехал в Париж в 1923 году, два сооснователя и самые важные фигуры зарождающегося движения стали чаще видеться друг с другом. До этого периода они общались в основном посредством писем, но после того, как они стали проводить больше времени в обществе друг друга, их художественные различия стали более очевидными и послужили предметом разногласий между ними, которые так и не удалось разрешить. Многие считают, что это произошло из-за того, что Тео ван Досбург настаивал на включении диагональных линий в свои композиции, против чего Мондрен был категорически не согласен, так как считал, что это противоречит фундаментальным принципам движения.

Тео ван Досбург Неопластицизм

Контркомпозиция XIII (1925-1926) Тео ван Досбурга; Тео ван Досбург, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Другие историки считают, что именно их разногласия, связанные с концепциями пространства и времени, окончательно вбили клин между ними. Так или иначе, Мандарин вскоре покинул группу, а Тео ван Досбург ослабил некоторые из более творчески подавляющих правил, касающихся неопластического стиля, создав в процессе несколько разбавленную версию, названную элементаризмом. Пример включения Тео ван Досбургом диагональных линий можно наблюдать в его работе «Контркомпозиция XIII» (1929).

Барт ван дер Лек (1876 — 1958)

Национальность Голландия
Дата рождения 26 ноября 1876 года
Жил в Нидерланды
Ассоциированные движения Неопластицизм, Де Стайл

Барт ван дер Лек родился в четвертом по величине городе Нидерландов, Утрехте, 26 ноября 1876 года. Он был дизайнером, художником, а также керамистом. Вместе с Питом Мондрианом и Тео ван Досбургом он стал одним из основателей художественного движения и журнала, известного как De Stijl. Его отец был маляром, а его карьера началась, когда он начал учиться делать витражи, работая в мастерской в своем родном городе Утрехте.

Позже он снова вернулся к витражам, примеры которых можно увидеть в музее Крёллера-Мюллера.

Неопластицизм Рисунок

Барт ван дер Лек, 1956 год; Даан Носке / Anefo, CC0, via Wikimedia Commons

После знакомства с ван Досбургом и Мондрианом они впоследствии стали соучредителями De Stijl, а работы ван дер Лека становились все более абстрактными по стилю, как и у его коллег по движению. Как и ван Досбург, ван дер Лек вступил в творческое противостояние с Мондрианом, чье ограничительное определение неопластицизма стало заставлять других художников чувствовать себя творчески подавленными.

Если Мондриан не соглашался с использованием ван Досбургом диагональных линий, то его также не впечатляло стремление Барта ван дер Лека создавать произведения искусства, представляющие реальные объекты, хотя и представленные в абстрактном стиле. Примером тому может служить заказанная им работа «Композиция 1916 № 4» (1916), которая представляла собой абстрактное изображение шахт по добыче железной руды, которые он посетил в Северной Африке и Испании.

  Фигуративное искусство - взгляд на мир фигуративного абстрактного искусства

Выставочный зал неопластицизма

Выставочный зал Metz & Co. с настенными витражами и ковром Барта ван дер Лека и мебелью Геррита Ритвельда. Из журнала Mobilier et Décoration, том 10, № 7 (июль 1930 года); АнонимныйНеизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1919 году ему было поручено оформить и создать дизайн интерьера охотничьего домика St.Hubertus. Его также наняли для создания дизайна интерьера, а также всей рекламы, брендинга и упаковки для магазина Metz & Co., элитного голландского универмага. Он создал геометрически построенный прямолинейный шрифт для упаковки, а в 1941 году на его основе был создан шрифт для авангардного издания Flax. Современная цифровая версия шрифта была возрождена и выпущена компанией The Foundry в 1994 году. Произведение искусства, которое является примером этого немного более позднего периода его творчества, — «Натюрморт (чаша с яблоками)» (1921).

Говорят, что Барт ван дер Лек часто утверждал, что он был первой фигурой, принявшей и создавшей искусство, которое стало известно как авангардное движение.

Неопластицизм Художник

Барт ван дер Лек на фоне одной из своих картин, 1956 год; Daan Noske / Anefo, CC0, via Wikimedia Commons

Он часто рассказывал историю о том, как однажды ван Досбург приехал к нему вместе с Мондрианом, что было, по-видимому, первым случаем их встречи, и, увидев на мольберте одну из незавершенных абстрактных картин ван дер Лека, воскликнул, что если то, что он видит, является будущим искусства, то он лучше повесится.

Однако, несмотря на все заявления ван Досбурга об ужасе и отвращении, вскоре после этого он сам стал рисовать в точно такой же манере.

Барт ван дер Лек обвинил бы Тео ван Досбурга в том, что тот был нетворческим вором идей. Примером его работы конца 1950-х годов является «Композиция с одной серой полосой» (1958).

Вилмос Хушар (1884 — 1960)

Национальность Венгр
Дата рождения 5 января 1884 года
Жил в Венгрия, Нидерланды
Ассоциированные движения Де Стайл, Неопластицизм

Венгерский дизайнер и художник Вильмош Хушар родился в Будапеште в Венгрии 5 января 1884 года. В 1905 году он поселился в городе Ворбург после эмиграции в Нидерланды. В то время он все еще находился под сильным влиянием таких направлений искусства, как футуризм и кубизм.

Именно в Нидерландах он познакомился с Тео ван Досбургом и Питом Мондрианом, вместе с которыми в 1917 году основал движение De Stijl.

Хушар также стал одним из основателей связанного с этим движением журнального издания, и обложка первого номера была оформлена им. Примером его работы этого периода является композиция с женской фигурой (1918).

Неопластицизм Художник

Вильмос Хушар. Из журнала De Stijl , том 5, № 12 (декабрь 1922 года): стр. 197.; Анонимный Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Он также был дизайнером и отвечал за разработку цветовой гаммы спальни дома Бруинзель, расположенного в Ворбурге в 1918 году. Затем он создал дизайн мебели, сотрудничая с голландским промышленным дизайнером Питом Звартом.

В 1923 году он покинул группу De Stijl и в сотрудничестве с Герритом Ритвельдом работал над дизайном интерьера для художественной выставки «Большой Берлин». С 1925 года Хушар сосредоточился на живописи и графическом дизайне. Примером его поздних работ этого периода является «Спа» (Крыши в Спа, Бельгия) (1926).

Дизайн неопластицизма

Проект Вилмоса Хушара для детской комнаты дома Бруинзель в Ворбурге, 1919 год; Sailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Он отвечал за полный дизайн марки сигарет, известной как «Miss Blanche Virginia», который включал в себя дизайн витрин в местах продаж, рекламу и упаковку продукции. К сожалению, многие из его работ известны только по отпечаткам в издании De Stijl, и их местонахождение неизвестно. Он скончался в 1960 году в голландском городе Хардервейк. Петер Лозши, венгерский коллекционер, обнаружил единственную известную скульптуру Вилмоша Хушара в 2021 году.

Сегодня мы узнали о движении, известном как неопластицизм. Мы увидели, как оно выросло из желания уйти от прежних попыток искусства изобразить реальность, и вместо этого художники неопластицизма убирали все, что считали лишним. Их целью было создать нечто, превосходящее пластические искусства и представляющее глубочайшие аспекты духа только через основные элементы искусства.

Часто задаваемые вопросы

Что такое искусство неопластицизма?

Искусство неопластицизма возникло из движения, известного как De Stijl . Оно было создано группой художников, которые хотели расширить сферу применения растущего нерепрезентативного стиля. Они хотели использовать основные элементы, такие как основные цвета и прямые вертикальные и горизонтальные линии, для создания произведений искусства, которые вызывали у зрителя нечто более глубокое и высокое.

Каковы характерные черты искусства неопластицизма?

Круги, диагонали и кривые не разрешалось использовать, только вертикальные и горизонтальные линии. Не допускались натуральные цвета, только основные цвета и нейтральные тона. Равновесие в композиции достигалось за счет использования геометрических мотивов и расстояния между цветами.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий