«Старый гитарист» Пикассо — анализ картины Пикассо с гитарой

Старый гитарист Пикассо

Картина «Старый гитарист» (1903) была написана в конце того периода, который стал известен как «голубой период» Пикассо. Сама картина не отличается особой радикальностью, но она знаменует важный момент в пути этого страстного художника. Противостоя сотням лет утонченных традиций, художник стремился выразить и вызвать эмоции, а не просто проиллюстрировать физическую реальность. Это стремление стало краеугольным камнем движения современного искусства.

Оглавление

Меланхолический блюз картины Пабло Пикассо «Старый гитарист

На картине изображен старик, омытый неземным лунным светом. По его изношенной одежде мы можем предположить, что он нищий. Его закрытые глаза говорят о том, что он, возможно, слеп. Кажется, что он сидит на полу, скрестив ноги. Его тело скорчилось в безжизненной позе в темном углу. В руках он держит гитару и бренчит на ней. То, как тело ориентировано вокруг гитары, напоминает фигуру в отчаянной изоляции, находящую утешение только в своем искусстве. Мужчина выглядит близким к смерти.

Дата создания 1903-1904
Используемые материалы Масляная краска на панели
Размеры 122,9 x 82,6 см
Коллекция / местонахождение Институт искусств Чикаго
Место создания Мадрид
Ассоциированное направление искусства Экспрессионизм (Голубой период)
Доминирующие темы Бедность, страдания, одиночество, меланхолия

Художник в контексте

Пикассо, возможно, большую часть своего времени занимался в Париже, но родился он в средиземноморском прибрежном городе Малага в Испании. С самого раннего возраста он проявлял признаки выдающегося рисовальщика. Благодаря тому, что отец был учителем рисования, его природный талант развивался. Поскольку фамилия его отца была Руис, технически его должны были звать Пабло Руис, но у юного Пабло были другие идеи.

С самых первых набросков он начал практиковаться в написании подписи под гораздо более гламурной девичьей фамилией своей матери — Пикассо.

Подпись на гитаре Пикассо

Подпись Пабло Пикассо; Pablo Picasso, Public domain, via Wikimedia Commons

Очевидно, что его уверенность была оправдана. Молодой Пикассо демонстрировал не только способности к классическому искусству, но и способность быстро учиться и переходить от одного стиля к другому. В 16 лет он уже получил место в Королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде. Там он изучал таких мастеров живописи, как испанский придворный художник Диего Веласкес. Однако, должно быть, художественная школа не принесла ему удовлетворения, потому что уже через год он бросил учебу.

Смерть Касагемаса (1901)

После окончания художественной школы Пикассо начал общаться с коллегами по творчеству, так он познакомился с художником Карлесом Касагемасом. Между ними мгновенно установилась связь. В 1900 году, когда им было всего по 19 лет, они устремили свои взоры на художественные возможности, которые ожидали их в Париже. Хотя к Пикассо проявляли некоторый интерес, он все еще не добился большого коммерческого успеха.

Поскольку Париж был эпицентром западного искусства и культуры, он также был центром экстравагантности и разврата.

На многих картинах, написанных в их общем Париже, были изображены сцены борделей, таверн, проституток и пьяниц. Сочетание сомнительных заведений, абсента и безответной любви привело Казагемаса к головокружительной катастрофе. Обильное пьянство не помогло ему избавиться от тоски по Жермене, объекту его желаний.

До кубизма Пикассо

Смерть Касагемаса (1901), Пабло Пикассо; Пабло Пикассо, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

17 февраля 1901 года, когда Пикассо находился в Испании, Касагемас пригласил Жермену и группу друзей на ужин в парижское кафе. После нескольких бутылок вина Касагемас встал и забормотал бессвязную невнятную речь, на которую никто не обратил особого внимания. Но он достал пистолет и выстрелил в Жермену. К счастью, ей хватило предусмотрительности увернуться, и пуля лишь задела шею. Однако Касагемас повернул пистолет к правому виску и нажал на курок.

20-летний Касагемас был мертв в течение часа, и из-за большого расстояния Пикассо не смог присутствовать на похоронах своего друга. Пикассо был потрясен этой новостью, но его страдания привели к первому крупному прорыву в его творческой карьере.

Все больше погружаясь в мысли о самоубийстве Касагемаса, он начал переносить воспоминания о своем друге на холст.

Первой траурной картиной Пикассо стала «Смерть Касагемаса» (1901). На теплом, освещенном свечами портрете его друга Касагемаса видна только безжизненная голова с отметинами от пуль, высунувшаяся из гроба. В том же году Пикассо создаст еще одну репродукцию картины — «Касагемас в гробу» (1901), на которой снова изображен труп в гробу, только на этот раз без свечей. Картина намного темнее оригинала, а ее тона жутко синие.

Голубой период

Пикассо начал писать свои голубые картины где-то между поздней весной 1901 года и январем следующего. Всего через год после того, как два лучших друга приехали в Париж, Пикассо написал катарсические картины, изображающие его друга в гробу. Этот опыт вызвал переход в художественном развитии Пикассо, который был настолько значительным, что стал известен как «голубой период».

Использование голубого, черного, зеленого и коричневого цветов для создания ощущения меланхолии, одиночества и отчаяния было ключевой характеристикой Голубого периода.

Первоначально казалось, что тематика работ вращается вокруг темы смерти, но по мере развития творчества Пикассо стали интересовать люди, находящиеся на дне общества, с недостатками, дефектами и бедами. Он рисовал бедных, часто полуголых нищих, часто с какими-то физическими дефектами.

  Фрида Кало "Сломанная колонна" - анализ картины "Сломанная колонна"

Хотя в «голубом периоде», как и на многих других этапах его карьеры, женщин было больше, чем мужчин, мужчины, похоже, больше страдали. У многих фигур «голубого периода» стройное, вытянутое, угловатое телосложение и вытянутые пальцы.

Это был невероятно продуктивный период для Пикассо, чьи сложные способы работы открыли ему доступ к огромному количеству стилей, в которых он мог ориентироваться по своему усмотрению.

Хотя на момент создания этой работы он еще не достиг вершины своей карьеры, он демонстрировал исключительную визуальную грамотность. Пожалуй, самой популярной картиной «голубого периода» Пикассо, созданной ближе к его концу, является «Старый гитарист». Голубой период длился с 1901 по 1904 год, а эта картина была написана в 1903 году, когда художнику было около двадцати лет.

Пристальный взгляд на произведение искусства

Старый гитарист» — одно из самых известных изображений, созданных в «голубой период». Как бы ни была она культовой, некоторые тонкие детали этого произведения искусства часто остаются незамеченными. Несмотря на свою трогательную простоту, эта картина наполнена огромным смыслом и мастерством.

Цвет

В преимущественно монохроматической картине «Старый гитарист» Пикассо гармонизировал вариации между тональными значениями. Более чистые тона покрывают верхнюю часть картины, а глубокие, темные тона определяют нижнюю часть. Решения художника о том, где использовать различные зеленые, голубые, серые и черные цвета, имеют решающее значение для создания ощущения меланхолии.

Хотя голубой, черный и зеленый — очевидные цвета этой схемы, в самом центре изображения есть разрыв с коричневым цветом гитары. Коричневая гитара создает напряжение с синим цветом, доминирующим в остальной части картины. Пикассо использовал подобную тактику в других работах «голубого периода». Благодаря коричневому цвету гитары, этот предмет означает не только пропитание субъекта, но и символ надежды.

Часть гениальности Пикассо заключается в том, что он может быть тонким. Тишина этих проницательных вкраплений и делает их эффективными. Даже в самый темный момент, говорит Пикассо, в конце тоннеля будет свет.

Исследование эмоций в экспрессионистском движении — это то, что отличало его в свое время. Хотя для молодого художника это было необходимым ритуалом, он превзошел жанр, продемонстрировав большую логику в построении этой вызывающей картины. Картина демонстрирует глубину образования и знаний художника.

В отличие от высокой частоты некоторых из его поздних работ, в «Старом гитаристе» Пикассо гораздо более сдержан. Простое расположение элементов придает картине ощущение медленного движения. Ноги старика создают большой изгиб в нижней части холста, плечо и гитара дополняют изгиб, создавая иллюзию движения струн.

Скудость узоров и повторений делает картину более статичной и клаустрофобной, что хорошо, учитывая то, что картина пытается передать.

Глубина создается за счет контраста форм. Основные прямоугольные формы представляют передний и задний планы. Они либо светлые на темном фоне, либо темные на светлом. Есть четыре прямоугольные плоскости. Все они представляют землю на переднем плане, тротуар на втором плане, затем низкую стену и небо на заднем плане.

Пространство, которое отступает перед стариком и за ним, выглядит ограниченным. Возникает ощущение, что фигура находится близко, так как изображение обрезано плотно и несколько фронтально. Голова гитариста является фокусной точкой в верхней левой части холста. Туловище старика угловатое, что как-то подчеркивается мрачными линиями под его лицом.

Форма гитары изогнута, но точки между гитарой, головой исполнителя и его руками образуют треугольник.

Картина очерчена диагональными линиями, причем гриф гитары образует главную диагональ, направленную вверх. Благодаря этой диагонали, гитара попадает на две естественные точки интереса, используя правило третей. Кроме того, она расположена практически в центре картины, что усиливает ее фокус.

Страдания старика усиливаются благодаря формальным решениям, принятым художником. Из-за живописных границ, в которые он заключен, освобождение гитариста от его стесненной позы кажется пространственно невозможным. Его состояние неволи не позволяет ему вытянуть ноги или поднять голову, что усугубляет его горе.

Эстетика

В гитарной живописи Пикассо сочетаются многие из тех приемов, которые он использовал в Голубом периоде. Однако многие из этих приемов являются частью давней традиции живописи, которая существовала как до него, так и после него. Эта картина и другие изображения в этом корпусе работ являются культовыми просто благодаря своим сине-темным тонам.

Однако эта палитра холодных и меланхоличных цветов, часто компенсируемых каким-то теплым коричневым элементом, уходит корнями в глубокое знание и понимание Пикассо западных традиций живописи.

Французская палитра была основана на открытии новых пигментов, таких как берлинская лазурь и кобальт в 1700-х годах, и последующей разработке французского ультрамарина в начале 1800-х годов. На коричневую палитру, конечно же, повлияли голландские художники, такие как Рембрандт ван Рейн.

Испанская живопись была настолько обязана голландским мастерам, что термин «испано-фламандский» часто использовался для описания гибридных стилей таких художников, как Хосе Морено Карбонеро, который повлиял на Пикассо. Пикассо пытался построить мост между двумя великими традициями, рассматривая традиции французской живописи через призму испанской.

На многих картинах Голубого периода торс гитариста удлинен. Наклон вниз его бедной шеи не только физически невозможен, но и чрезвычайно выразителен. Искажение человеческого тела для достижения определенной цели — общая черта мировой истории искусства.

Пикассо обратился к маньеристу Эль Греко, который стал известен в эпоху испанского ренессанса тем, что рисовал ненормально высокие, вытянутые фигуры, чтобы подчеркнуть их духовную силу.

В то время как его сверстники отвернулись от классических традиций живописи, Пикассо был полон решимости перенести эти старые традиции в современную эпоху. Ему было всего двадцать лет, но он уже был достаточно смел, чтобы сравнивать себя с мастерами. В «Старом гитаристе» Пикассо использовал символистские основы испанских традиций в сочетании с модернистскими темпами французских стилей, чтобы позиционировать свою работу как прямого потомка.

  Советы по рисованию акварелью - Как рисовать акварелью для начинающих

Поскольку в 1900-х годах Париж был столицей искусства западного мира, Пикассо определил его как место, где ему необходимо быть. Как таковой, он впитывал традиции французской живописи в типичной для Пикассо манере и воплощал их в своих работах. Как и многие художники, он цитировал художников, которыми восхищался. Для него это были Жан-Огюст-Доминик Ингр, Поль Гоген, Огюст Рене Роден, Анри де Тулуз-Лотрек и Эдгар Дега. Именно эти французские художники оказали наибольшее влияние на Пикассо в 1901 году, когда он создал картину «Старый гитарист».

Однако эта картина Пикассо с гитарой была написана в Мадриде, и это видно. Если посмотреть на различные работы «Голубого периода», которые были созданы в Париже, Барселоне и Мадриде, становится ясно, что всякий раз, когда Пикассо возвращался в Испанию, он возвращался и к испанскому искусству. Если такая работа, как «Голубая комната» (1901), по своему стилю и тематике явно французская, то «Старый гитарист», кажется, подчеркивает испанские корни Пикассо.

Тот факт, что Пикассо находился под влиянием великих испанских мастеров и испанского реализма, особенно важен из-за преклонения перед бедняками в иконографии испанской живописи золотого века.

В классический период аллегорическая добродетель благотворительности использовалась в качестве общего тропа. В таких картинах, как «Старый гитарист», Пикассо пытался переосмыслить реалистическую трактовку бедственного положения бедняков старыми испанскими мастерами. Конечно, это усложняет общепринятые представления о сочувствии Пикассо к пролетариату. Следование вековой традиции утверждать, что облагораживание бедняков посредством величественных художественных жестов может возвысить образ этих людей до добродетельных фигур, но может и извращенно эксплуатировать их страдания для удовольствия элиты.

Хотя это соображение и вызывает вопросы о том, как Пикассо обыгрывает эту давно известную картину, тем не менее, она сумела удержаться на голову и плечи выше мастеров, которые, возможно, вдохновили ее.

Пикассо сочетает упрощение композиционных приемов с классическими традициями, чтобы создать совершенно новую линию изображения.

Смысл

Но эта картина — нечто большее, чем просто еще одно изображение бедняков. Большая часть критики по поводу традиции европейских художников изображать бедняков рассеивается перед лицом того факта, что Пикассо сам испытывал финансовые трудности, когда создавал «Старого гитариста». Молодой художник Пикассо находился на том этапе своей карьеры, когда у него не было настоящих покровителей или коллекционеров ни во Франции, ни в Испании. Он был плодовит и признан, но еще не обрел благосклонности.

В это время он был настолько беден, что ему приходилось сжигать многие свои картины только для того, чтобы поддерживать тепло в комнате. Часто он писал поверх картин, потому что не мог позволить себе купить новые холсты. Именно по этой причине в этот период он создал так много рисунков. По этой причине нетрудно представить себе «Старого гитариста» как аллегорию собственных переживаний художника.

Благодаря тому, что он сам столкнулся с нищетой, Пикассо мог относиться к тем, кто страдал от подобной участи.

Костлявый старик держит свою гитару так, что она кажется священной. Очевидно, что человек зависит от нее как от средства выживания. Старик в прямом и переносном смысле опирается на гитару. Это его единственная надежда. На картине старик кажется настолько увлеченным звуками гитары, что на мгновение забывает о своей боли и голоде.

Не только искусное владение формой делает эту картину культовой, но и способность гармонично сочетать ее с сюжетом. Поскольку на картине есть две основные точки интереса — голова и гитара, зритель может легко рассматривать объект как гитариста и гитару.

Гитара занимает большое символическое, а также физическое пространство в картине.

Хотя логично было бы представить ее издающей печальный звук, гитара несет в себе двусмысленное чувство печали. Кажется, что у старика почти ничего нет. Нет даже чистой одежды или места, где можно было бы посидеть. Зрителю дается достаточно информации, чтобы понять, до каких глубин он опустился. Но у него все еще есть гитара, и в случае с этой картиной это может означать, что у него все еще есть надежда.

Благодаря своей универсальности, эта надежда является наиболее глубокой связью между зрителем, художником и произведением искусства. Надежда, которую вызывает «Старый гитарист», сама по себе прекрасна. Работая над этой картиной, художник продемонстрировал свое собственное чувство надежды в момент темноты. По сути, оба мужчины — художники, и даже в своей изоляции они открывают себя нам, зрителям, умоляя нас увидеть их искусство, сопереживать и помочь им.

Подробности

Старик чрезвычайно худ и имеет ненормально длинные пальцы. Его тело, кажется, было растянуто и деформировано страданиями и голодом. Его одежда изорвана и порвана, обнажая плечо и другие части тела. При ближайшем рассмотрении видно, что кости на его ногах выделяются. Если посмотреть на картину под другим углом, то можно увидеть, что глаза старика закрыты, а рот открыт. Эти черты, особенно в «Старом гитаристе», передают вялое выражение страдания.

Из-за многослойности, с которой художник обработал структуру этой картины, вполне возможно, что некоторые вещи остались незамеченными.

Это может относиться к тем аспектам картины, которые трудно рационализировать или оценить, как, например, нога в левой нижней части картины, которая неудобно расположена, так что она падает прямо с края картины.

Изучение того, как Пикассо использует свет и тьму в этом изображении, позволяет сделать дополнительные выводы.

Источник света на этой картине, кажется, исходит от мрачной луны, а основные черты его лица очерчены лунным светом. Подпись находится на другом конце спектра. Ее темное значение вплетено в темный фон, который кажется достаточно ярким, чтобы его можно было увидеть, не конкурируя с изображением.

  Дадаизм - в чем смысл бессмысленности искусства дада?

Подрисовка

Исследователи обнаружили, что под «Старым гитаристом» было два-три эскиза или незаконченных рисунка, после проведения рентгеновского исследования. Эти картины были расшифрованы в 2001 году исследователями из Института искусств Чикаго. Самым заметным из этих подрисуночных изображений является изображение сидящей женщины с головой, обращенной влево. Но инфракрасная технология показала другое изображение лица и шеи молодой женщины, обращенное вправо. Кроме того, у ног одной из этих женщин можно различить ноги, торс и профиль ребенка.

Тот факт, что Пикассо даже пришлось закрашивать некоторые из своих старых картин, является доказательством того, что художник был без гроша в кармане.

Он был настолько беден, что едва мог позволить себе еду, не говоря уже о новых художественных материалах и холстах. Некоторые считают, что сила этой картины заключается в том, что она написана поверх других картин. Многослойные призрачные образы, видимые из-под «Старого гитариста», можно назвать счастливой случайностью, которая подтолкнула Пикассо в сторону кубизма.

Свет в конце тоннеля

Подавляющее количество общественного внимания было сосредоточено на более зрелых работах Пикассо 20-х, 30-х и 40-х годов. Но у этого художника был долгий и извилистый путь, прежде чем он стал мегазвездой, которая ассоциируется с его плодовитой карьерой. Голубой период» был одной из наименее прибыльных коллекций в карьере Пикассо.

И все же, даже когда никто не покупал его работы, он продолжал работать, потому что верил в свое художественное видение и жизненную силу. Когда Пикассо находился в глубоком мраке, живопись стала для него источником надежды и поддержки.

Картина, о которой идет речь, обладает обманчивой простотой. Возможно, именно поэтому она так убедительна. Она отображает глубоко субъективные человеческие переживания в соответствии с модернистским движением экспрессионизма, которое существовало с 1905 по 1920 год и для которого «Старый гитарист», как говорят, был прецедентом. Экспрессионизм был основан на том, что современные художники отдавали предпочтение выражению эмоциональных переживаний, а не воспринимаемой физической реальности.

Портрет старого гитариста Пикассо

Портретная фотография Пабло Пикассо, 1908 год; Аноним Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

С нашей точки зрения в 21-м веке, «Старый гитарист» не является прекрасным изображением. Но для тех, кто был знаком с этой картиной, когда она была новой, в 1903-1904 годах, она могла показаться неубедительной отчасти из-за деформации человеческого тела художником. Пикассо, конечно, не был первым художником 19 века, который сделал это, но его вклад в эти живописные традиции изменит само понятие того, что мы называем прекрасным.

Старый гитарист» — это окно в переживания Пикассо, связанные с горем и бедностью, в переломный момент перед тем, как он стал самым известным художником на свете. Его способность черпать из истории искусства, а также из реальной жизни приведет его к суперзвезде. Пользовался ли художник головой, сердцем или и тем и другим, когда начал создавать образы, вызывающие сочувствие к бедным, — это действительно спор на века.

Эти вопросы, на которые невозможно ответить, и придают изображению его долговечность. Темы бедности, потери и печали так же актуальны в современной жизни, как и во времена Пикассо. Его стремление сделать видимыми тех, кто маргинализирован обществом, свидетельствует о сострадании, которое он испытывал к угнетенным. Он не просто рисовал бедняков такими, какими они выглядят, он экспериментировал с различными способами изображения их внутреннего мира. Каким-то образом он построил новый мост между меланхолическим и возвышенным. Эта работа привела его к более красочным и радикальным произведениям, которые стали символом его успеха. Эта траектория является доказательством того, что в конце тоннеля действительно есть свет.

Часто задаваемые вопросы

Какова цель картины «Старый гитарист»?

Эта картина была одновременно метафорой человеческого состояния и защитником маргинальных слоев населения. Она также была техническим упражнением и попыткой использовать форму для выражения чувства горя и печали.

Сколько бы стоил «Старый гитарист» сегодня?

Маловероятно, что «Старый гитарист» вернется на рынок в ближайшее время, но, по оценкам экспертов, стоимость этого культового произведения искусства превышает отметку в $100 000 000.

Является ли «Старый гитарист» кубизмом Пикассо?

Нет. Эта работа была создана на более раннем этапе карьеры Пикассо, известном как «голубой период». Позднее он изменит свои стили, перейдя к голубому периоду (1901-1904), периоду розы (1905-1907), периоду с африканским влиянием (1908-1909) и кубизму Пикассо (1909-1919).

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий