Романское искусство — Искусство и архитектура романского периода

Романское искусство

Романский период в истории Европы начался примерно с середины 10 века до 12 века н.э. Как художественное направление, он возник по всей Европе и имел различные региональные стили. В основном это был крупномасштабный архитектурный стиль, подражавший классическим римским стилям античного и византийского периодов. Другие виды искусства, такие как металлообработка, скульптура, живопись, вышивка и витражи, служили украшением и декором церквей.

Оглавление

Определение романского стиля: «искаженная римская архитектура»

Слово «романский» связано с римлянами и часто объясняется как «произошедший от римлян». Суффикс esque происходит от французского термина, обозначающего нечто, напоминающее что-то другое. Когда он ставится после существительного, например, «римлянин», это означает, что он похож на римский стиль. Однако этот термин также использовался для обозначения романских или романтических языков.

Согласно некоторым научным источникам, этот термин был впервые использован французским историком и археологом Шарлем де Жервилем в 19 веке н.э., когда он написал письмо своему коллеге Августу Ле Прево, который также был археологом, историком и геологом. В своем письме де Жервиль использовал термин romane, описывая увиденную им архитектуру, которая охватывала период с 400-х по 1200-е годы нашей эры.

Определение романского стиля

Пример романской архитектуры; Internet Archive Book Images, без ограничений, через Wikimedia Commons

Коллега де Жервиля, Арцисс де Комон, назвал увиденную им архитектуру «развращенной римской архитектурой». Он уподобил ее романским языкам, которые не были латинскими, назвав их «вырожденным латинским языком».

Определение романского стиля также было расширено английским писателем Уильямом Ганном. Он использовал этот термин в официальной публикации для описания архитектурного стиля средневекового периода до готического периода. Этот термин был опубликован в книге «Исследование происхождения и влияния готической архитектуры» (1819).

С течением времени этот термин стал использоваться для обозначения архитектурного стиля в период с 900-х по 1100-е годы н.э.

Из темных веков: Краткий исторический обзор

Прежде чем мы рассмотрим романский период искусства, нам будет полезно понять, как развивался этот период. Романский период пришелся на то время в истории Европы, которое называется Средневековьем, или Средними веками. Средневековый период начался с падения Римской империи около 476 года н.э. и продолжался примерно до конца 1400-х годов, когда эпоха Возрождения принесла новый свет в омраченный западный мир.

Римская империя пала из-за повсеместного распада политической системы, вторжения германских и других племен, а также многих других спорных факторов, связанных с ее упадком. Римская империя также была разделена на различные части, что ослабило ее способность дать отпор вторгшимся племенам.

Средневековый период (который развивался после разрушения Римской империи) был разделен на три периода: Раннее, Высокое и Позднее. В период Средневековья наблюдался новый рост экономики, общества, религии и культуры западного мира.

Формировались новые королевства, а с притоком различных культур развивались языки, выходящие за рамки только латинского и греческого.

История романского периода

Новые страны после великих переселений в 500 г. н.э.; Internet Archive Book Images, No restrictions, via Wikimedia Commons

Период миграции также был еще одной частью средневекового периода, потому что не только различные племена вторгались в Римскую империю, но и происходила массовая миграция этих племен в Римскую империю. Некоторые из этих племен были германскими, например, англосаксы, готы, лангобарды, вандалы, а некоторые — евразийскими, например, славяне.

В этот период между странами Восточной и Западной Европы также существовали религиозные разногласия. Это было отмечено так называемым расколом между Востоком и Западом в 1054 году н.э., когда Римская католическая церковь (управляемая Папой Римским на Западе) отделилась от Восточной православной церкви на Востоке (управляемой Вселенским патриархом Константинополя).

В период Средневековья произошли тысячи изменений и событий — в политике, религии и искусстве во многих странах. Важно понимать, что религия играла важную роль в обществе в этот обширный и сложный период. В раннем Средневековье также наблюдался подъем монашества.

«Отец Европы»

Карл Великий, известный также как Карл Великий, был значительной фигурой в эпоху Средневековья, поскольку именно он способствовал объединению стран Западной и Центральной Европы. Его коронация в качестве императора Рима состоялась в 800 году н.э., а до этого он был королем франков в 768 году и королем лангобардов в 774 году.

Он также был первым императором с момента падения Римской империи (по оценкам, примерно за три столетия до этого), и благодаря этому он объединил регионы Западной Европы, которые не были объединены с тех пор. Благодаря своей объединяющей силе он стал считаться «отцом Европы».

Империя Каролингов дала начало Каролингскому Возрождению, которое стало важной частью средневековой истории, поскольку это был период культурного развития в различных дисциплинах, таких как искусство, архитектура, литература, музыка и литургические религиозные практики.

Сам Карл Великий был покровителем искусств и стремился подражать идеалам классической Римской империи, строя различные культовые сооружения; архитектура была важной частью империи Каролингов.

Живопись романского периода

Император Карл Великий, нарисованный немецким художником Альбрехтом Дюрером в 1511-1513 годах; Альбрехт Дюрер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Профессор истории Джон Контрени часто цитирует оценки того, сколько зданий Карл Великий собирался построить во время своего правления. Контрени утверждает, что «только за восемь десятилетий с 768 по 855 год было построено 27 новых соборов, 417 монастырей и 100 королевских резиденций».

В каролингской архитектуре, особенно в церквях, прослеживалось влияние римского и византийского стилей.

Церкви в основном строились по планам базилик, которые были общественными зданиями во времена Древнего Рима. Структура церквей также была изменена для проведения различных религиозных церемоний. Некоторые из этих изменений заключались в том, что входы становились обращенными на запад, иначе называемые вестворками, а в восточных концах церкви размещались алтари. Западные фасады обычно выполнялись в монументальных масштабах.

Эти каролингские архитектурные сооружения заложили основу для последующих романских периодов и обычно описываются как предроманский период в Северной Европе. Примером может служить Палатинская капелла в Ахене (792 — 805 гг.), которая имеет характерный западный фасад.

  Фейт Рингголд - Исследование творческой жизни Фейт Рингголд

Ранний романский период

Церковь Карла Великого в Ахене; Неизвестный автор Неизвестный автор, CC0, через Wikimedia Commons

Однако художественные произведения, созданные в эпоху Каролингского Возрождения, были недолговечны, просуществовав лишь с 800 по 900 год н.э. Возрождалось влияние римской эпохи, например, фрески, мозаики, иллюминированные рукописи, изделия из металла и скульптуры. Фигуры также изображались с большим натурализмом, как мы видим на классических римских фресках.

После империи Каролингов

Империя Каролингов закончилась в 900-х годах н.э., и период, казалось бы, роста пошел на спад. Этому были разные причины — некоторые из них включали вторжения викингов, которые также разрушили и разграбили многие священные церкви.

Оттоновский ренессанс наступил во время правления Оттона I, или Оттона Великого. Его коронация в качестве императора Священной Римской империи состоялась в 962 году н.э. Будучи еще одним покровителем искусств, искусство и архитектура в этот период были в основном предназначены для королевских дворов и монастырей.

Это не было широко распространенным художественным или культурным движением, однако важно рассматривать его в контексте, поскольку оно предшествовало романскому периоду.

Другой важной вехой в романской истории стал 1066 год, когда Вильгельм, герцог Нормандии, вторгся в Англию. Увеличилось количество зданий, служивших укреплениями, таких как замки и крепости, что также свидетельствовало о том, что это была территория норманнов.

Крестовые походы в период с 1095 по 1270 гг. н.э. также способствовали распространению культурных идей и различных навыков в таких ремеслах, как каменная кладка и металлообработка. Здесь также ощущалось влияние восточноевропейского стиля архитектуры, а именно архитектурных куполов из Константинополя.

Романское искусство и архитектура

Романское искусство, безусловно, развивалось в течение многих периодов истории Западной Европы, когда многие фигуры, стоявшие у власти, поднимались и падали. Романский стиль можно охарактеризовать несколькими чертами, однако важно отметить, что, несмотря на общее сходство, в романской архитектуре различных регионов, таких как Италия, Британские острова, Франция и Нормандия, существовали различия.

Романский период также характеризовался важными историческими факторами, например, монашеством. Оно стало широко распространенным религиозным начинанием по всей Европе, а монастыри стали центрами, где люди могли останавливаться во время паломничества. Кроме того, в этих местах хранились религиозные реликвии.

Ниже мы рассмотрим различные характеристики романского искусства, а также некоторые выдающиеся произведения искусства, такие как картины, орнаменты и гобелены, относящиеся к основным региональным стилям по всей Европе.

Характеристики и типы романского искусства

Романская архитектура имеет некоторые общие черты, независимо от региональных различий. Ее часто описывают как «крепкую» и «прочную» по структуре. В разных регионах можно выделить толстые стены, небольшие окна и колонны, которые обычно чередуются с пирсами. Колонны были выполнены в виде каменных барабанов, толстых и больших, чтобы обеспечить достаточную устойчивость и поддержку для стен, крыши и сводов.

Другими распространенными элементами были арки между колоннами и опорами, а также декоративные аркады — как внутри, так и снаружи — в виде «глухих» аркад. Они представляли собой ряд арок без проемов и, как правило, со стеной за ними.

Романское искусство

Романский портал церкви Богоматери в Ави, Шаранта-Маритиме, Франция; Jebulon, CC0, via Wikimedia Commons

Существовали различные типы сводов, например, бочкообразный свод, желобчатый свод, ребристый свод и свод с заостренной аркой. Купола также были характерной особенностью церквей, и именно здесь мы часто видим романскую живопись, изображенную в виде фресок или мозаики, особенно в области апсиды.

Романских росписей сохранилось не так много, но типичные темы включают Страшный суд, Христа в величии и другие сцены из Ветхого Завета. Они также писались на арках, называемых тимпанами, над входами в церкви (в них также помещались романские скульптуры).

Романские росписи писались в дидактических (образовательных) целях, поскольку в Средние века многие люди были неграмотными. На фресках также изображалась фигура Христа в овальной рамке, называемой мандорлой, где он был окружен различными фигурами или животными из Библии. Иконографический стиль византийского периода также стилизовал различные изображения Христа.

Искусство романского периода

Мандорла Христа в иллюминированном манускрипте, ок. 1220 года; средневековье, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Когда мы смотрим на романскую скульптуру, мы видим ее в капителях на колоннах, часто в коринфском ордере, а также на тимпанах над входами в церкви, которые были выполнены в рельефной резьбе. Хотя темами скульптур часто были библейские сюжеты, часто использовались и другие декоративные мотивы, например, спирали.

Подобные декоративные мотивы мы видим и в римской архитектуре, в источниках они называются «прокручивающимися лозами».

Они также использовались для украшения рукописей. Примером сложной скульптуры и декоративных мотивов является тимпан аббатства Везелей (ок. 1120 — 1150 гг.), на котором изображены образы Первого крестового похода и цель апостолов — вести людей к Богу.

Другие виды искусства были связаны с обработкой металла, слоновой кости и эмали. Они часто использовались для изготовления священных предметов. Например, знаменитый триптих Ставелот (ок. 1156-1158 гг.), выполненный из золота и эмали, представляет собой передвижной алтарь, изготовленный мосанскими художниками из долины реки Мёз, расположенной в Бельгии. Мосанские художники создавали различные изделия из металла, камня, эмали, а также иллюминированные рукописи.

Романская живопись

Триптих Ставелота (ок. 1156-1158 гг.); Оригинальный файл загружен en:User:Stbalbach, Public domain, via Wikimedia Commons

Вышивка и витражи также были различными видами художественных произведений, которые часто использовались в качестве украшения церквей. Мы видим витражи более заметными в готический период, хотя источники предполагают, что остатки романского периода были использованы при перестройке в готический период. Витражи также заменили гобелены.

Аббатство Клюни

Аббатство Клюни было важным религиозным сооружением в 900-х годах прошлого века. Оно возникло как пожертвование земли для создания охотничьего домика герцога Вильгельма I Аквитанского. Аббатство было основано как реформа Правил Святого Бенедикта. Аббатство также было независимым — единственной властью над ним был Папа Римский. Это позволило аббатству построить больше монастырей во Франции, а также укрепить Правило святого Бенедикта.

Литургия в Клюни стала хорошо развитой, и благодаря этому аббатство превратилось в важный художественный центр.

В Клюни были построены три последовательные церкви, что также подчеркивает характерный романский архитектурный стиль. Это были Клюни I, Клюни II и Клюни III. Клюни I была простой по конструкции, но именно Клюни II подражала романским образцам.

  Возвышенное искусство - История движения возвышенного искусства

Здания романского периода

План и полуперспектива церкви аббатства Клюни в конце XVII — начале XVIII века; Пьер Жиффар, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Клюни II имела типичный западный фасад, обращенный на запад, с двумя сопутствующими башнями. Между входом и остальной частью церкви внутри находился нартекс, в котором располагался хор с двумя часовнями по обе стороны на восточной стороне церкви (мы видим этот стиль в будущих проектах церквей).

Трансепт располагался непосредственно перед хором, горизонтально пересекаясь с вертикальным нефом, что придавало церкви крестообразный план. Планировка церкви представляла собой прямоугольную базилику, которая состояла из нефа (центрального помещения), окруженного нефами с обеих сторон.

Другими особенностями аббатства Клюни были бочкообразные своды и круглые арки, характерные для римской архитектуры. Клюни III было перестроено и закончено в 1130 году и считалось самым большим сооружением в Европе.

С дополнительными украшениями к уже существующим сооружениям, это было монументальное зрелище.

Цистерцианцы и аббатство Фонтене

Аббатство Клюни стало сложной структурой и мощной системой в рамках реформаторского движения — клюнийцев считали слишком «мирскими», слишком увлеченными земными делами. Этот период реформ называют клюнийским движением. Его сменило движение цистерцианцев. Цистерцианцы — это монахи, отделившиеся от бенедиктинского ордена Клюни, чтобы продолжать то, что, по их мнению, соответствовало пути святого Бенедикта Нурсийского.

Аббатство Фонтене — еще один пример романской архитектуры, основанный святым Бернардом из Клерво в 1118 году н.э.

В плане латинского креста, эта церковь была более простой в своем дизайне и строительстве, выполненном из бутового камня. Особое внимание уделялось уменьшению количества декоративных элементов, таких как башни и орнаменты, чтобы монахи не отвлекались.

Романское искусство и архитектура

Аббатство Фонтене и цистерцианская архитектура; Люсьен Бегюль (1912), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Вдоль восточной стороны апсида плоская, что контрастирует с изогнутыми апсидами, встречающимися в других церквях. По обеим сторонам также находятся две часовни, обе квадратной формы. Однако мы все еще видим классический романский стиль; на самом деле, церковь была описана как близкая к греческому храму.

Имеется неф с сопутствующими боковыми нефами. Вдоль нефа и ближе к его концу расположены бочкообразные своды, которые имеют небольшие острия (что свидетельствует о готическом стиле архитектуры). Мы также замечаем колонны, встроенные в колонны нефа, которые переходят в вышеупомянутые поперечные арки.

Первый романский стиль

Романский архитектурный стиль возник на региональном уровне, что означает, что здания имели небольшие различия в стиле и строительных материалах. Когда мы рассматриваем романский период в искусстве, он подразделяется, начиная с первого (или ломбардского) стиля и заканчивая романским стилем. Первый стиль был введен в качестве термина Хосепом Пуигом-и-Кадафалхом, испанским архитектором. Он считал, что каталонский стиль имеет сходство с романским, хотя он возник на более поздних этапах предроманского периода.

Первый стиль зародился в Ломбардии в Италии в 1000-х годах нашей эры, но также появился в Каталонии в Испании, а также на юге Франции. Гильдия Комацинов была основана каменщиками из Ломбардии, которых также называли Magistri Comacini или Комацинскими мастерами, которые стали пионерами этого архитектурного стиля. Согласно различным источникам, первое упоминание об этом стиле было сделано королем Ротари Ломбардским в его эдикте в 643 году нашей эры.

Есть несколько отличительных черт этого стиля, а именно: он не был сложным в дизайне или деталях, и в нем не было скульптур.

У него были толстые стены, которые часто называют «массивными» по структуре. Ломбардские полосы, также называемые «слепыми арками», представляют собой горизонтальные полосы арок без проемов, расположенные поперек участков на экстерьере зданий. Они были распространены в этот период.

Архитектура романского периода

Сант-Климент-де-Тауль в Валь-де-Бои; Nur.ra, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Также использовались открытые арки, которые располагались вертикально и украшали экстерьер зданий. Примером может служить реконструкция передней стороны монастыря Санта-Мария-де-Риполь (1032 год). Другим примером может служить объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — Валь-де-Бои, который включает девять церковных зданий, расположенных в деревнях в долине Пиренеев.

Церкви в долине были отмечены за их архитектурное размещение в сельской местности Пиренеев. Все церкви были построены между 1000-ми и 1100-ми годами нашей эры. Примером одной из таких церквей является Сант-Климент-де-Тауль, которая была построена в 1123 году. Эта церковь также является одной из наиболее хорошо сохранившихся церквей в долине.

План здания выполнен в форме базилики с тремя нефами. Мы обратим внимание на декоративные арки, иначе называемые «аркатурой», на колокольне, которая состоит из семи этажей (хотя в некоторых источниках говорится о шести этажах).

На внешней стороне церкви нет скульптурных украшений, и она кажется «массивной» в своей простоте, что характерно для романского стиля.

Интерьер церкви украшают различные фрески, среди которых наиболее известна фреска «Христос Пантократор» (ок. 1123 г.), выполненная художником, которого называют Мастером из Тауля. На ней изображена центральная фигура Иисуса Христа в форме мандорлы, написанной на полукруглом куполе церкви (обычная черта для росписей в церквях).

Фреска романского искусства

Христос Пантократор (ок. 1123 г.) фреска в апсиде Сан Климент де Тауль; David Monniaux, Public domain, via Wikimedia Commons

Он сидит с небольшим изображением земли под ногами. Он поднимает правую руку в жесте благословения, а в левой руке держит книгу. Фигуру Христа окружают другие библейские фигуры и животные. Использованы различные цвета: голубой, красный и желтый. Эта картина стала известной на протяжении всей истории, а современные художники, такие как Пикассо, черпали в ней вдохновение.

Нормандский романский стиль

Нормандский романский стиль был английским стилем, который в первую очередь зародился благодаря норманнам, потомкам викингов — в честь этих людей впоследствии была названа Нормандия. Нормандский стиль развился в результате вторжений, произошедших в 1066 году, когда норманны захватили Англию.

Английский архитектор Томас Рикман ввел термин «нормандский романский стиль» в своей публикации «Попытка разграничения стилей английской архитектуры от завоевания до реформации» (1817). Это было первое использование термина для описания регионального стиля среди других последовательных романских стилей.

Нормандский стиль можно увидеть в церквях и соборах, хотя было также много замков и укреплений.

Стиль имеет округлые арки и известен большими стенами и пропорциями. Нормандская арка была общей характеристикой этого стиля, которая обычно имела полукруглую форму и строилась в виде больших арочных входов, создающих ощущение грандиозности.

  Собаки, играющие в покер Кассиус Марселлус Кулидж - анализ

Архитектура романского периода

Рисунок Даремского собора 1881 года; Реклюс, Элизе, 1830-1905; Равенштейн, Эрнест Джордж, 1834-1913; Кин, А. Х. (Огастус Генри), 1833-1912, Без ограничений, через Wikimedia Commons

Даремский собор (1093 — 1140 гг.) является примером нормандского стиля. Это одно из самых больших и монументальных сооружений, когда-либо построенных, и славится своими масштабами. Различные структурные элементы включают в себя орнаментальные украшения. Здание обильно украшено так называемыми перекрывающими декоративными аркадами, а также характерной полосой шевронообразных зигзагов, спиралей, флейт и ромбов наряду с толстыми колоннами и полукруглыми арками.

Интерьер церкви украшают высокие колонны и пирсы, а также бочкообразные своды. Весь интерьер выглядит монументальным по масштабу. Смысл и мотивы, лежащие в основе большого масштаба церкви, были распространенным вопросом среди многих ученых.

Другим известным произведением искусства нормандского стиля является гобелен Байе (ок. 1070 г.), на котором изображены исторические события, предшествовавшие завоеванию Англии Вильгельмом, герцогом Нормандии, и Гарольдом Годвинсоном (Гарольдом II), графом Уэссекским. Длина гобелена составляет 230 футов, на нем изображено более 70 сцен. Для описания событий имеются латинские надписи, иначе называемые титлами, которые вышиты шерстяной нитью на ткани (в отличие от гобеленов, которые были нормой).

Гобелены романского искусства

Сцена гобелена из Байе, изображающая отправку лошадей в Англию норманнами перед их вторжением, 11 век; анонимный неизвестный автор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

По мнению многих ученых, заказчиком или покровителем гобелена был епископ Байе по имени Одо (он также был сводным братом герцога Нормандии), который также изображен на гобелене. Считается, что гобелен был создан в Кентербери, Англия, и изображает более предвзятую нормандскую точку зрения на завоевание Англии и битву при Гастингсе в 1066 году.

Гобелен Байе» — одно из самых известных вышитых произведений нормандского художественного стиля.

В более широком макрокосмосе романского периода искусства этот гобелен выходит за рамки функции простого искусства, потому что он является богатым и подробным изображением войны, политики и записей о том, как норманны готовились к битве, обедали и общались друг с другом.

Итальянский романский стиль

Итальянский романский стиль, особенно пизанский романский стиль (также называемый тосканским), возник в период с 1000-х по 1200-е годы н.э. Он характеризовался более сложными скульптурными украшениями внутри и снаружи церкви. Мы также заметим многочисленные декоративные аркады.

Известный пример — площадь Пьяцца деи Мираколи или Пьяцца дель Дуомо («Соборная площадь»), архитектурный комплекс, в котором расположены Пизанский собор (1063-1092 гг.), Пизанский баптистерий (1153 г.) и знаменитая Пизанская Наклонная башня, также называемая Кампанилой (1173-1372 гг.).

Характерные черты романского искусства

Дуомо и Пизанская башня на восходе солнца; MHoser, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Дуомо ди Пиза, который является парадным входом в Пизанский собор, представляет собой богато украшенный фасад. Здесь есть три дверных проема, рядом с каждым из которых расположены «глухие» аркады (всего четыре глухих аркады, расположенных между настоящими дверями). На это здание оказали влияние ломбардский романский стиль, а также исламский и византийский стили. Мы видим характерные ломбардские полосы на арках и колоннах. Над каждым дверным проемом есть романская роспись в форме полумесяца с исламскими фигурами, описанными как алмазы и круги.

Уровни выше имеют аркады и колонны, которые кажутся искусно украшенными, если смотреть на здание издалека. Однако при близком рассмотрении виден уровень детализации каждой части здания.

Романский стиль продолжает оказывать влияние

Готический стиль развился в Париже около 1120 года н.э., после чего романский период начал сходить на нет. Однако с появлением готического стиля романский стиль все еще использовался. Например, церкви продолжали использовать крестообразные планы, включая обращенный на запад фасад с характерными двумя башнями.

В 1800-х годах в различных зданиях и церквях наблюдалось романское возрождение. Некоторые распространенные примеры включают Музей естественной истории (1879), расположенный в Лондоне. Другие здания в Америке включают мааронитский собор Ливанской Богоматери (1844-1846 гг.), построенный Ричардом Апджоном.

Стиль также был адаптирован американским архитектором Генри Хобсоном Ричардсоном, который спроектировал такие здания, как оптовый магазин Маршалла Филда (1885-1887), расположенный в Чикаго. Позже этот стиль был известен как романский стиль Ричардсона, и другие архитекторы работали вместе с Ричардсоном и его стилем.

Романский стиль стал основополагающим предшественником других архитектурных стилей. Он не только заимствовал идеи из классической архитектуры, но и пересекался с византийским стилем. Он был распространен не только в архитектуре, но и в различных видах искусства, таких как иллюминированные рукописи и мозаики. От классического до современного, романский стиль адаптировался и лепился к церквям, соборам, универмагам и складам.

Часто задаваемые вопросы

Что такое романское искусство?

Романское искусство — это, прежде всего, архитектурный стиль, в основе которого лежат классические греческие и римские архитектурные стили. Оно также черпало вдохновение в византийском и исламском стилях. Однако этот период искусства включал в себя не только архитектуру — были и другие виды искусства, такие как металлообработка, скульптура, живопись, например, фрески и мозаики, вышивка и витражи.

Когда начался романский период?

Романский период пришелся на Средневековье, или Средние века. Он начался примерно в середине 10-го века до 12-го века н.э. Он возник в разных частях Европы, преимущественно во Франции, Италии, Англии и северных частях Европы, таких как Германия.

Каковы особенности романской архитектуры?

Общими характеристиками романской архитектуры являются массивность, прочность, толстые и масштабные стены, пирсы и колонны (маленькие или большие, в зависимости от размещения внутри или снаружи церкви). Другие особенности включают арки, обычно называемые «слепыми» арками, и декоративные аркады. Здания обычно имели деревянные крыши и своды в форме бочки, ребристой, желобчатой и остроконечной арки. Входы были обращены на запад и имели характерные башни, иногда одну башню на небольших церквях и две башни на больших соборах.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector