«Крик» Эдварда Мунка — анализ знаменитой картины «Крик

Крик Эдварда Мунка

Иногда все кажется настолько подавляющим, что хочется закричать. Мы все можем соотнести себя с этими первобытными чувствами человека. Искусство уже давно стало для многих источником утешения, выражающим невыразимые сложности человеческой жизни; примеров тому бесчисленное множество. Но есть одна картина, которая до сих пор выделяется и громко заявляет о себе; это «Крик» Эдварда Мунка, о котором мы и поговорим в статье ниже.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Эдвард Мунк?

Эдвард Мунк родился в Норвегии в коммуне Лётен в деревне под названием Вдальсбрюк 12 декабря 1863 года, умер 23 января 1944 года. Он начал заниматься искусством в раннем возрасте и в детстве боролся с различными проблемами со здоровьем. Его мать и сестра умерли от туберкулеза, а отец был строго религиозен и страдал от тревоги или депрессии, что в конечном итоге повлияло на взгляды Мунка на жизнь и смерть. Мунк учился в Королевской школе искусства и дизайна (Норвежская национальная академия изящных искусств). На него также оказали большое влияние взгляды Ханса Хенрика Егера, анархиста и писателя, а также художественные стили импрессионизма и постимпрессионизма.

Мунк был известен тем, что жил и выражал себя как богема.

Эдвард Мунк

Автопортрет (1882) Эдварда Мунка; Эдвард Мунк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Крик (1893) Эдварда Мунка в контексте

Знаменитая картина Эдварда Мунка «Крик» давно стала одним из самых значительных произведений норвежского художника, затрагивающим глубокие темы человеческого существования и духовности. Ниже мы представим анализ картины «Крик», а также обсудим вопрос «Когда был написан «Крик»?».

Мы начнем с контекстуального анализа и расскажем о том, как картина «Крик» развивалась и являлась частью большой серии Мунка под названием «Фриз жизни». Затем мы обсудим формальный анализ, внимательно рассмотрев сюжет, цвет и другие стилистические элементы, составляющие картину «Крик».

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Важно помнить, что знаменитая картина «Крик», которую мы все знаем, — это, скорее всего, версия 1893 года, выполненная темперой и мелками на картоне. Существует четыре версии картины «Крик», которые создал Мунк.

Ранние версии были выполнены в 1893 году, и обе в настоящее время находятся в Осло, Норвегия. Та, что была выполнена пастелью, хранится в Музее Мунка, а другая, выполненная темперой, — в Национальной галерее. Некоторые считают, что пастельная версия могла быть подготовительным эскизом к картине.

Эскиз картины

Крик (1893) пастельный эскиз Эдварда Мунка; Эдвард Мунк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На картине 1893 года также есть едва заметная надпись, сделанная карандашом: «Kan kun være malet af en gal Mand! «, что означает «мог быть написан только сумасшедшим». Были споры о том, писал ли это сам Мунк, но куратор Национального музея Май Бритт Гуленг подробно изучил почерк Мунка и сообщил причины, по которым это действительно так.

Карандашная пометка, оставленная Мунком на его картине «Крик» (1893). Текст гласит: «Kan kun være malet af en gal Mand! «, что означает «мог быть написан только сумасшедшим»; Эдвард Мунк, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Гуленг сообщил: «Во-первых, почерк идентичен. Я слово за словом и буква за буквой сравнивал предложение в «Крике» с его почерком в других записках и письмах». Кроме того, Гуленг добавляет, что «Мунк также не закрашивал надпись, чтобы скрыть ее». Считается, что надпись была написана через несколько лет после завершения работы над картиной.

Другая пастельная версия была завершена в 1895 году, а другая рисованная — в 1910 году. Он также создал литографию в 1895 году.

Серия «Фриз жизни

Картина «Крик» была создана в рамках серии других картин, составляющих серию «Фриз жизни». По имеющимся данным, серия состояла примерно из шести картин, которые в настоящее время насчитывают 22 картины. Среди известных картин этой серии — «Больной ребенок» (1885), «Любовь и боль» (1893-1894), «Пепел» (1894), «Мадонна» (1894-1895) и другие.

Картины Эдварда Мунка

Мадонна (1894) Эдварда Мунка; Эдвард Мунк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Основные темы, лежащие в основе этой серии, включают общий спектр сложных человеческих эмоций и состояний, которые варьируются от секса, сексуальности, ревности, тревоги, неверности, разлуки, любви, отчаяния, а также аспекты, связанные с женщинами и их изображением. Жизнь и смерть — это дополнительные темы, которые Мунк также исследует, и мы увидим, что это основная тема его работ.

  Андрес Серрано - Лучшие фотографии Андреса Серрано

Все началось с прогулки

Теперь, когда мы знаем некоторые предыстории того, как знаменитая картина «Крик» вписывается в общую картину творчества Мунка, как все началось? Почему Мунк написал именно «Крик»? Давайте посмотрим на его запись в дневнике от 22 января 1892 года, где он пишет:

«Я шел по дороге с двумя друзьями, потом зашло солнце — все небо сразу стало кроваво-красным — и меня охватила меланхолия. Я замер и прислонился к перилам, смертельно усталый — тучи, похожие на кровь и языки огня, висели над сине-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я остался один, дрожа от тревоги. Я чувствовал великий, нескончаемый крик, пронзающий всю природу».

Кто нарисовал картину

Крик (1893), Эдвард Мунк; Эдвард Мунк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Важно отметить, что существует несколько различных переводов того, что написал Мунк; некоторые используют глагол «проходить сквозь природу», другие — «прорываться сквозь природу». Какой бы перевод ни был наиболее точным, суть того, что Мунк описал в своей записи, указывает на необъятность жизни, которая, кажется, выходит за рамки нашего человеческого понимания.

Необъятность природы, которая кажется настолько захватывающей, что некоторые чувствуют ее больше, чем другие. Несомненно, Мунк чувствовал это на глубоком, висцеральном уровне.

Крик: вулканы и пепельные закаты

Вы, наверное, задаетесь вопросом, где же здесь вулкан? Эдвард Мунк, написавший картину «Крик», не изобразил вулкан в композиции — давайте уточним. Существует целый ряд исследований о том, где и когда происходило возможное действие картины «Крик». Многие ученые ставят под сомнение кроваво-красное небо, которое нарисовал Мунк, и если мы посмотрим на его дневниковую запись выше, то он описывает, что «все небо сразу стало кроваво-красным».

Согласно научным исследованиям, некоторые считают, что Мунк имел в виду осеннее небо, но другие говорят о 1884 годе, когда Мунк нашел вдохновение для «Крика», включая несколько других картин. Очевидно, он передал это послание другу, когда был в Ницце, городе во Франции, с 1891 по 1892 год.

Фон для картины

Иллюстрация: Извержение Кракатау и последующие явления, 1888 год. Под редакцией Джорджа Джеймса Саймондса (1838-1900 гг.). На иллюстрации изображено небо, каким оно предстало со временем в «послесвечении» извержения 1883 года; Библиотека Хаутона, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

В 1884 году Мунк жил в Кристиании, которая сейчас является Осло, столицей Норвегии. Вулкан на острове Кракатау в Индонезии извергся в 1883 году и оказал значительное влияние на весь остальной мир, вплоть до мест в Северном полушарии. Последствия вулканического пепла были видны в небе, создавая кроваво-красные закаты, которые также стали темой для картин.

Было ли это чувство благоговения перед покрасневшим небом, которое вызвало у Мунка более глубокие чувства, заставившие его трепетать от беспокойства, или это был просто момент тревоги, одолевший его, в любом случае, это явление потрясло многих, включая Мунка.

Мунк и мумии

Широко известны исследования историка искусства Роберта Розенблюма. Он предположил, что Мунк мог найти вдохновение в перуанской мумии, чтобы изобразить центральную фигуру на картине. Считается, что мумию Мунк увидел во время посещения этнографического музея в Париже или на Всемирной выставке 1889 года, которую иначе называли Всемирной выставкой. Поза мумии имела большое значение, так как ее руки охватывали каждую сторону лица, напоминая фигуру, которую мы видим на картине «Крик».

Знаменитая картина

Перуанская мумия, из статьи 1860 года о Хантерианском музее в журнале «Раз в неделю», том 3, страница 625; Генри Джордж Хайн, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Высказывались предположения о том, так ли это на самом деле, и легко сделать искусствоведческое предположение, поскольку между мумией и фигурой Мунка есть видимое сходство.

Картины Мунка: Воровство

Картины Мунка также были украдены в нескольких случаях, первый — в 1994 году в Национальной галерее, а второй — в 2004 году в Музее Мунка. Картина была возвращена ворам без следов повреждений. Вторая кража была связана с вооруженным ограблением, и в нее попало другое произведение Мунка под названием «Мадонна» (1894). Оба произведения искусства были найдены почти два года спустя в 2006 году с минимальными повреждениями.

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы рассмотрим знаменитую картину «Крик», которая так метко выразила внутренний мир бурлящих эмоций и состояний души, которые, несомненно, испытывал Эдвард Мунк. Тема картины, которая стала близкой и родной с момента ее создания.

Крик

Крик (1910), Эдвард Мунк; Эдвард Мунк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Предмет картины

При взгляде на картину «Крик» Эдвард Мунк изобразил своего главного героя на центральном переднем плане, стоящего с руками, закрывающими лицо, с разинутым ртом, что кажется либо ужасом, либо благоговением, либо и тем, и другим.

Эта фигура также была описана в различных источниках как «бесполая»; мы не уверены, мужчина это или женщина.

Однако многие источники предполагают, что «Крик» автобиографичен, и центральной фигурой может быть сам Мунк, если мы вспомним его рассказы о прогулке с друзьями в Кристиании в 1884 году. За этой центральной фигурой, или Мунком, находятся две другие вытянутые фигуры, идущие в другую сторону, их спины обращены как к нам, так и к центральной фигуре переднего плана. Они не совсем узнаваемы, но, кажется, на них шляпы и наряды темного цвета.

  Фрида Кало факты - Некоторые интересные факты о Фриде Кало

Деталь картины

Деталь картины Эдварда Мунка «Крик» (1910); Эдвард Мунк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Все вышеупомянутые фигуры находятся на мосту, который входит в наше видимое пространство из правого нижнего угла композиции, уходя на дальний план и выходя за пределы нашей точки зрения. Мост заполняет левую часть композиции.

Мы видим, как Мунк использует элементы перспективы для создания ощущения пространства и расстояния. Двое мужчин, идущих от нас, расположены около конечной точки моста, так как он выходит за пределы нашего зрения.

В правой части композиции мы видим обширный клубящийся пейзаж с водоемом посередине. Вдали видны холмы, а справа от композиции — насыпь. На дальнем плане мы также видим две лодки на воде. Возможно, Мунк изображает фьорд, который является распространенным географическим образованием в Норвегии.

Знаменитая картина

Деталь из картины Эдварда Мунка «Крик» (1910); Эдвард Мунк, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Цвет и мазки кисти

В картине «Крик» Эдвард Мунк использует цвет и мазки, выходя за рамки традиционного применения этих средств. Он связывает значение различных цветов с выразительностью и плавностью мазков.

Мы видим, что доминирующими цветами являются красный, оранжевый, зеленый, голубой, коричневый и различные оттенки черного. Кроме того, цвета не чрезмерно яркие, Мунк передает сцену в земляных тонах.

Анализ картины

Мазки кисти на картине «Крик» (1910) Эдварда Мунка; Эдвард Мунк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Небо представляет собой большую горизонтальную полосу красных и оранжевых тонов и визуально доминирует над остальными цветами, которые более приглушены. Пейзаж под небом изображен в более земляных тонах, таких как голубой для воды, зеленый для холма и коричневый для моста. Центральная фигура на переднем плане написана в желтых тонах, которые придают ей почти больной вид.

В этой композиции присутствуют различные контрастные цвета, Мунк использует и дополнительные цвета, однако, он применяет их не только в отношении реальности, но и делает больший акцент на своем внутреннем состоянии с помощью цвета.

Линия и мазки кисти

В картине «Крик» Мунк также использовал сильное чувство линии, и в сочетании с его вихрящимися мазками он снова подчеркивает свое внутреннее состояние, а не внешнее. Вся композиция представляет собой вихрь цветов, а мазки, нанесенные таким образом, делают акцент на линейности картины.

Существует контраст между кривыми и прямыми линиями. Это видно по прямым линиям моста и двух фигур на заднем плане, идущих вдаль, которые компенсируются сильными криволинейными линиями фигуры на переднем плане и большей части композиции справа.

Картина

Крупный план картины Эдварда Мунка «Крик» (1910); Эдвард Мунк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тело фигуры на переднем плане выглядит не так, как фигуры позади нее, более того, оно не имеет точного сходства с человеческим телом — оно больше похоже на скипетр на мосту. Это видно по тому, как Мунк изобразил нижнюю часть туловища, мы ожидали бы увидеть две ноги, но здесь это выглядит как одна фигура, если только фигура не одета в халат, закрывающий ноги.

Это все предположения, чтобы найти смысл, заложенный Мунком в этой фигуре.

Однако, как уже говорилось ранее, эта фигура, скорее всего, была создана для того, чтобы символизировать внутреннее состояние, которое чувствовал Мунк, а не столько его внешний вид, как он выглядел на мосту с друзьями позади него. Другими словами, Мунк становится своего рода олицетворением тревоги или отчаяния.

Популярная культура: Лицо крика

Центральная фигура, которая, несомненно, дает жизнь Мунку, написавшему картину «Крик», и его творчество стали символом в популярной культуре. Она произвела настоящий фурор в фильмах, телесериалах, книгах, искусстве и наших эмодзи в социальных сетях 21 века.

Для поклонников ужасов популярный фильм «Крик» (1996), охватывающий четыре фильма франшизы, никогда не будет забыт, поскольку его главным символом стала белая маска, напоминающая лицо, которое мы знаем по «Крику» Эдварда Мунка. Эта маска называется маской для Хэллоуина «Лицо призрака», и она была использована в фильме, но вдохновение она черпала из картины Эдварда Мунка «Крик».

  Мэри Кассатт - жизнь и творчество художницы импрессионизма

Фильм «Один дома» (1990) также позаимствовал знаковое выражение лица из «Крика», которое мы можем увидеть, когда главный герой позирует для постера фильма, закрыв лицо руками в знак ужаса.

Рисунок The Scream также появился на обложках книг, посвященных психологическим проблемам, например, The Primal Scream, Primal Therapy: The Cure For Neurosis (1970) Артура Янова. В современном искусстве мы видим, как «Крик» воссоздается различными художниками, например, Энди Уорхол, известный в основном по движению поп-арта, создал шелкографию картины «Крик».

Уорхол был в восторге от работ Эдварда Мунка, и, по словам международного руководителя отдела эстампов и мультипликации уважаемой аукционной компании Christie’s, «Уорхол пришел к этому изображению в результате своего уважения к Мунку не только как к художнику, но и как к гравёру». Энди Уорхола и Эдварда Мунка объединяла печать, и Мунк также начал воспроизводить «Крик» с помощью литографии, которую он создал в 1895 году.

Литография картины

Литография «Крик» (1895) Эдварда Мунка; Маурицио Пеше из Милана, Италия, CC BY 2.0, через Wikimedia Commons

Среди других художников — исландец Эрро, который написал постмодернистские картины «Второй крик» (1967) и «Динь-дон» (1979) акриловыми красками. Обе картины были созданы как пародии на «Крик» Эварда Мунка. На картине «Второй крик» изображена схожая с оригиналом обстановка, только здесь Эрро помещает рядом с кричащей фигурой еще одну фигуру, которая, так сказать, присоединяется к крику. На заднем плане также виден самолет, летящий на передний план в нашем направлении.

В картине «Динь-дон» Эрро заменил фьорд на заднем плане на школьный двор с несколькими детьми, играющими на поле, женщиной на заднем плане, возможно, учительницей, и зданием на дальнем правом плане, которое, возможно, является зданием школы.

На вершине здания находится большой латунный колокол, который, похоже, звонит, что может означать, что время игры закончилось. Это подчеркивается большими словами «DING DONG», помещенными в центре композиции в белом заостренном речевом пузыре.

Если посмотреть на кричащее лицо Мунка в этом контексте, то оно приобретает другой смысл, причем несколько юмористический.

Богема в сердце

Мунк прожил интересную жизнь, он испытывал душевные и эмоциональные трудности, которые ему удалось воплотить в своих произведениях искусства. Его часто описывали как богему, у него были проблемы с алкоголем, что, несомненно, усугубляло его тревожные и депрессивные состояния. Однако в начале 1900-х годов Мунк находился в психиатрической клинике, где он нашел чувство облегчения и восстановления после своей жизни, полной излишеств.

Когда он вышел из больницы через восемь месяцев, он, по сообщениям, находился в более здоровом состоянии духа, и его образ жизни изменился к лучшему, как и его творчество. Он начал рисовать пейзажи и фермерские сцены. Очевидно, он писал в более светлых тонах, а его темы отошли от мрачных и мрачных тем смерти и отчаяния. Среди примеров можно назвать картины «Солнце» (1911) и «Весенняя пахота» (1916).

Эдвард Мунк Искусство

Солнце (1910-1911), Эдвард Мунк; Эдвард Мунк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В приведенном выше анализе «Крика» мы узнали, что Эдвард Мунк, как человек и художник, может быть охарактеризован как полностью живущий в своих темных и светлых сторонах. В своей ранней жизни он страдал от потерь и проблем со здоровьем, а в более поздней жизни он, похоже, обрел определенную степень исцеления. От темного к светлому, его произведения искусства никогда не переставали изображать его внутренние состояния. Возможно, Мунк оставил внешнюю богемную жизнь позади, но, возможно, его всегда будут помнить как богему в душе.

Часто задаваемые вопросы

Кто нарисовал картину «Крик»?

Картина «Крик» была написана норвежским художником Эдвардом Мунком. Он был охарактеризован как часть художественных движений символистов и экспрессионистов 19-го и 20-го веков.

Когда был написан «Крик»?

Картина «Крик» была написана в 1893 году, и это была первая версия, которую Мунк написал темперой, однако он также создал копию пастелью, также в 1893 году. Затем он создал еще одну пастельную копию в 1895 году и картину в 1910 году. Существует также литографированная версия «Крика», созданная в 1895 году.

Почему Эдвард Мунк нарисовал «Крик»?

Крик» был визуальным отображением внутренних эмоциональных и ментальных состояний Эдварда Мунка. По всей видимости, он написал эту сцену после того, как в 1884 году прогуливался по мосту с друзьями. Его охватила волна тревоги, и он вынужден был остановиться, что и послужило вдохновением для создания знаменитой картины «Крик», на которой изображена фигура в полном ужасе на мосту, а позади нее идут две фигуры, возможно, его друзей.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector