Le Déjeuner sur l’herbe — Взгляд на «Обед на траве» Мане

Le Déjeuner sur l'herbe

Это одна из знаменитых картин Эдуара Мане, которая вызвала немало споров в консервативных художественных кругах 19 века, которые в итоге отвергли ее. В этой статье мы подробно рассмотрим знаменитую картину «Обед на траве», что именно она собой представляет и почему вызвала скандал.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Эдуард Мане?

Эдуард Мане родился 23 января 1832 года. Парижанин по рождению, он с раннего возраста интересовался искусством и начал посещать художественные классы в Collège Rollin в 1841 году, а в 1850 году Мане продолжил свое художественное образование под руководством Томаса Кутюра. В 1856 году Мане основал собственную художественную студию в Париже.

В течение своей творческой карьеры Мане знакомился со многими художниками и учеными, путешествовал по Европе, включая Италию.

По слухам, он также изучал «старых мастеров» в Лувре. Он стал известен как один из самых выдающихся художников модернизма, а его знаменитое произведение «Обед на дереве» (1863) вызвало бурную реакцию из-за его нового стиля. Мане запомнился как представитель искусства реализма, за которым последовал импрессионизм. Он умер в апреле 1883 года.

Эдуард Мане

Фотография крупным планом художника Эдуарда Мане, до 1870 года; Nadar, Public domain, via Wikimedia Commons

Дежурство на гербе (1863) Эдуарда Мане в контексте

Эдуард Мане был одним из первых, кто отошел от академических правил живописи и показал миру, как выглядит новый, современный стиль живописи. Знаменитая сцена обнаженной женщины на пикнике с двумя мужчинами, которая первоначально называлась «Ванна», а теперь известна как «Обед на траве», стала иконой живописи, выходящей за рамки установленных правил.

Обед на траве

Le Déjeuner sur l’herbe («Обед на траве») (1863), Эдуард Мане; Édouard Manet, Public domain, via Wikimedia Commons

В статье ниже мы дадим анализ значения картины «Обед на траве», сначала обсудив краткую историю, когда она была написана и выставлена, и что побудило Мане. Затем мы обсудим формальный анализ, в котором более подробно рассмотрим сюжет и стилистические подходы Мане, что в итоге сделало эту картину одним из самых известных произведений искусства на сегодняшний день.

Художник Эдуард Мане
Дата написания 1863
Средство Масло на холсте
Жанр Жанровая живопись
Период / движение Реализм
Размеры 208 x 264,5 см
Серия / Версии Не применимо
Где хранится? Музей д’Орсэ, Париж
Сколько стоит Оценочная стоимость составляет более 60 миллионов долларов

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Когда Эдуард Мане написал картину «Обед на траве», это было в 1800-х годах во Франции. Это было время, когда Французская академия, известная как Академия изящных искусств, господствовала над стандартами живописи, которую также называли академической. Она следовала формам и структурам, связанным с классической античностью и эпохой Возрождения.

Когда в 1863 году Мане попытался выставить «Обед на траве» в Салоне, который был ведущей выставкой произведений искусства в Париже, картина была отклонена. Впоследствии она была выставлена в Салоне отказников, что означает «Выставка отказников».

Это была выставка всех картин, которые были отвергнуты для показа в парижском Салоне.

Выставка Эдуарда Мане

Дворец промышленности, где проходила выставка, 1850-1860-е годы; Эдуард Бальдус, CC0, via Wikimedia Commons

В это время Францией правил император Наполеон III, который после многочисленных жалоб на отклоненные Салоном произведения искусства разрешил открыть новую выставку. Тогда и появился «Салон отвергнутых». Хотя многие критиковали выставленные здесь картины, он, тем не менее, ввел авангард в искусство.

Отвергая статус-кво

Как парижские художественные институты отвергли «Обед на траве» Мане, так и другие художники, такие как Джеймс Макнилл Уистлер «Симфония в белом, №1: Белая девушка» (ок. 1861/1862), Камиль Писсарро, Гюстав Курбе и другие, отвергли статус-кво о том, что допустимо рисовать и каких правил придерживаться. Именно поэтому картины Мане казались такими рискованными.

Коллеги Эдуарда Мане

Симфония в белом, № 1: Белая девушка (1862) Джеймс МакНилл Уистлер; James McNeill Whistler, Public domain, via Wikimedia Commons

Однако, чтобы лучше понять, почему картина Мане была отвергнута и почему она была столь авангардной для своего времени, нам нужно знать немного больше о том, каковы были академические стандарты для картин.

Существовали различные иерархии, которые считали картины приемлемыми, и, что важно, исторические картины, которые исследовали моральные и героические послания с религиозной или мифологической тематикой, были «высшими» формами живописи. Это объяснялось тем, что для изображения сложных повествований с участием многочисленных фигур требовалось художественное мастерство. Кроме того, такие картины обычно писались на больших полотнах.

  Как нарисовать подсолнух - создание реалистичного эскиза подсолнуха

Следующая иерархия картин включала портретную живопись, жанровую живопись, а затем пейзаж и натюрморт. Каждый жанр считался менее значительным и имел меньшие масштабы по сравнению с историческими картинами. Тематика также была отнесена к менее значимым, поскольку не несла в себе морального посыла, как исторические картины.

Эдуард Мане в салоне

Выставка в Парижском салоне в 1787 году, офорт Пьетро Антонио Мартини; Пьетро Антонио Мартини (1738-1797), общественное достояние, через Wikimedia Commons

Хотя выше приведено краткое объяснение различных иерархий жанров, важно понять, что люди ожидали увидеть определенные правила, соблюдаемые в соответствии с иерархией. Существовала укоренившаяся система, которая, если бы она была каким-либо образом нарушена, вызвала бы возмущение, и в этом контексте мы можем понять, почему Салон отверг «Обед на траве».

Из-за большого масштаба картины, изображающей несколько фигур, а также «обнаженную» и не «обнаженную» женщину, она отражала различные элементы исторической живописи, но одновременно была почти как пощечина установленным правилам исторической живописи.

Мане приблизил тему к реальности, в отличие от изображения прекрасной обнаженной Венеры или благочестивой Мадонны — фигур, знакомых нам по мифологии или библейским сказаниям, но никогда не встречавшихся в реальной жизни. Однако в картине Мане «Обед на траве» перед зрителем предстала обнаженная женщина, похожая на современную парижанку, включая двух сопровождающих ее джентльменов, которые были одеты в современную одежду.

Обед на траве

Крупный план картины «Обед на траве» (1863) Эдуарда Мане; Эдуард Мане, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Однако Мане заимствовал характерные черты из различных исторических картин и сделал их своими, или, как говорят, придал им новую изюминку. Хотя картины Мане могли показаться отклонением от французской живописи 19 века, художник, безусловно, имел смысл существования, так сказать, и размещал свои сюжеты с определенной целью.

Среди классических картин, которые он заимствовал, были гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Парижа» (ок. 1515), «Пасторальный концерт» Джорджоне (ок. 1510), «Буря» (ок. 1508) Джорджоне и «Карьерная партия» Жана-Антуана Ватто (ок. 1713).

Похожие на Мане

Пасторальный концерт (ок. 1510) Джорджоне и/или Тициана; Музей Лувра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Если посмотреть на эти картины и гравюры, то на них изображены несколько фигур, среди которых обнаженные женщины с одетыми мужчинами, как это видно в «Пасторальном концерте» и «Буре». Однако в «Суде Парижа» также есть обнаженные мужчины, а обнаженная женщина сидит точно так же, как женщина, которую мы видим в «Обеде на траве» Мане — мы обсудим это подробнее, когда будем изучать предмет в формальном анализе ниже.

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы рассмотрим «Обед на траве» более подробно, начиная с описания сюжета и других художественных элементов, использованных Мане. Мы также рассмотрим, как эта картина часто ставилась под сомнение как изображающая внутренние мотивы в наружной среде, а также кто была женщина на картине.

Предметный план

Начнем с переднего плана и перейдем к заднему, который в «Обеде на траве» Мане стилистически изображает не очень далеко, но об этом позже. На ближнем плане в левом углу находится сверток одежды, который, кажется, был выброшен в одно мгновение, а также лежащая на боку корзина с различными фруктами и буханка хлеба, лежащая вне корзины, как будто она была опрокинута.

Подробности

Детали картины Эдуарда Мане «Обед на траве» (1863); Эдуард Мане, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

По мере продвижения к среднему переднему плану, но почти в центре композиции, на травянистой площадке появляются три лежащие фигуры: слева — обнаженная женщина, которая, похоже, сидит на голубом покрывале, и двое одетых мужчин.

Женщина сидит с поднятой правой ногой, опираясь локтем правой руки на колено, а большим и указательным пальцами подперев подбородок. Она смотрит в направлении зрителя. Кроме того, эта поза напоминает позу женщины, которую мы видим на «Суде Париса» Раймонди, упомянутом ранее.

Сравнение

СЛЕВА: «Суд Париса» (ок. 1515) Маркантонио Раймонди; Национальная галерея искусств, CC0, via Wikimedia Commons | СПРАВА: Le Déjeuner sur l’herbe («Обед на траве») (1863), Эдуард Мане; Эдуард Мане, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Интересным фактом об этой женщине является то, что мы увидим ее появление на другой картине Мане — «Олимпия» (1863). Очевидно, Мане писал картины с моделей, которые ему позировали, и была одна женщина, которая позировала на разных его картинах, ее звали Викторина-Луиза Мёрен.

Мужчины одеты в одежду 19-го века, приписываемую денди. Один из мужчин сидит слева от женщины, а другой, кажется, сидит прямо напротив нее, однако оба находятся рядом.

Мужчина справа жестикулирует вытянутой правой рукой. Он опирается на левый локоть, а левой рукой держится за трость, что типично для человека, одетого для выхода в свет. Однако на нем черная шляпа с плоским верхом и кисточкой, которую обычно носили только в помещении.

Мужские фигуры, позировавшие Мане, были его братьями, Гюставом и Эженом, которые, как сообщается, вместе составляли фигуру справа. Мужская фигура слева — это Фердинанд Леенхофф, сестра которого, Сюзанна Леенхофф, вышла замуж за Мане в 1863 году.

  Иллюзионное искусство - погружение в обманчивый мир оптического иллюзионного искусства

Если переместиться на задний план, то там изображена женщина, купающаяся в ручье или реке, одетая в сорочку. Она наклонилась, опустив правую руку в воду, а ее голова слегка наклонена в правую сторону. Это та сторона, которая обращена к нам, зрителям.

Фон картины

Деталь картины Эдуарда Мане «Обед на траве» (1863); Эдуард Мане, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Давайте далее обсудим окружающую обстановку. Кажется, что все фигуры находятся в лесной роще. Их окружают различные деревья и вышеупомянутый ручей, который, кажется, составляет остальную часть фона, уходящую вдаль и отдаляющуюся.

Важное наблюдение, которое широко обсуждалось в «Обеде на траве», заключается в том, что двое мужчин разговаривают друг с другом, очевидно, не обращаясь к женщине, которая, в свою очередь, не обращается к ним.

Если мы посмотрим на все фигуры, то возникнет общее ощущение, что ни один из них не взаимодействует с другим.

Мане выводит внутренний мир наружу

Следует также отметить, что обстановка картины Мане «Обед на траве» часто становилась предметом научных дебатов, поскольку есть элементы, которые указывают на то, что картина написана на улице, что хорошо видно, но некоторые аспекты указывают на то, что она могла быть написана внутри, в студии.

Это правдоподобная точка зрения, и важно помнить, что в то время, когда Мане писал картины, он также был подвержен влиянию фотографии, и это, несомненно, повлияло на его стиль.

Освещение картины

Освещение в картине «Обед на траве» (1863) Эдуарда Мане; Эдуард Мане, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Примеры того, как Мане мог вывести внутренний мир наружу, включают тон кожи обнаженной женщины, что наводит на мысль о ее резком освещении, как это можно было бы ожидать в студии, где на модель светят лампы. Кроме того, шляпа, надетая на джентльмене справа, указывает на шляпу, которую обычно носили в помещении, а не на улице, а трость упомянутого мужчины противоречит тому, кто находился бы в помещении, поскольку наводит на мысль о внешнем мире.

Цвет и свет

Обсуждение того, как Мане использовал цвет и свет в картине «Обед на траве», почти полностью совпадает с темой. Мы имеем в виду то, что Мане написал свой предмет свободными мазками, что противоречит академическому стилю живописи, где были приемлемы четкие линии и контуры. Создается впечатление, что он писал бессистемно.

Кроме того, то, как Мане использовал идею темного и светлого, видно по фигурам: например, женщины изображены в более светлых тонах, а мужчины кажутся темнее из-за их одежды.

Женщина, смотрящая на нас, также имеет строгий вид; ей не хватает тональных вариаций, которые мы видим у обнаженных женщин на классических картинах. Большая часть ее тела имеет только один цвет, как будто на нее светит резкий свет, что опять же говорит о том, что это было сделано в студии.

Мы видим темные участки цвета, которые указывают на тон, например, под правым бедром, около груди и в области локтя. Если мы внимательно посмотрим на них, то Мане, похоже, использовал суровые серые и черные цвета, чтобы обозначить эти градации тона кожи и места, где на нее падают тени. Подобным образом мы видим эту «суровую» тональность на женской фигуре Мане в его картине «Олимпия» (1863). Кроме того, она так же непоколебимо смотрит на зрителей из своей лежачей позы.

Мане

Олимпия (1863) Эдуарда Мане; Эдуард Мане, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Перспектива и масштаб

Важным аспектом композиции Мане, о котором много говорилось, является то, как он изобразил перспективу между тремя фигурами в центре и купальщицей на заднем плане.

Кажется, что между ними нет ощущения глубины или пространства, а женщина на заднем плане изображена почти в том же масштабе, что и фигуры на переднем плане.

Если бы Мане следовал правилам академической живописи, женщина на заднем плане казалась бы уменьшенной в размерах, чтобы обозначить ощущение пространства и трехмерности, однако Мане словно взорвал иллюзию глубины в самом себе.

Обед на траве

Перспектива в картине «Обед на траве» (1863) Эдуарда Мане; User:Example, Attribution, via Wikimedia Commons

Кроме того, фактический размер картины составляет примерно два на два метра, что усилило бы воздействие картины и ее сюжета. Стоя перед картиной, она, несомненно, вызвала бы множество эмоций.

Смысл «Обеда на траве

Смысл знаменитой картины Мане «Обед», а также множество ее интерпретаций были подробно исследованы учеными. Однако то, что мы находим в картине Мане, — это различные полярности, которые мы находим в жизни, или «контрастные» элементы.

Например, Мане указал на идеи мужского и женского начала, поместив женщин рядом с их мужскими коллегами. Точно так же он обыгрывал идеи светлого и темного, изображая женщин в светлых тонах, а мужчин — в более темных, а также идеи наготы и ношения одежды.

Мане также изменил представления о том, как изображались женщины, в том числе в своей картине «Олимпия» (1863) он изобразил женщин с чувством уверенности и самоуверенности. Теперь это не «жеманная» женщина, которая стыдливо смотрит на зрителя, а женщина, которая встречается со зрителем взглядом, зная, что она обнажена.

  Фрида Кало "Сломанная колонна" - анализ картины "Сломанная колонна"

Мане

Крупный план женщины в картине «Обед на траве» (1863) Эдуарда Мане; Édouard Manet, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons.

Другие источники также сообщают, что близкий друг Мане Антонен Пруст рассказал, что Мане сказал ему однажды, когда они были на берегу Сены и наблюдали за купающейся женщиной. Якобы Мане сказал: «Когда мы были в студии [Томаса Кутюра], я копировал женщин Джорджоне, женщин с музыкантами. Эта картина черная. Земля проступила. Я хочу переделать ее и сделать это в прозрачной атмосфере с людьми, подобными тем, которых мы видим там».

Из картины Мане «Обед на траве» мы можем сделать вывод, что он был заинтересован в изображении сцен из обычной жизни и обычных людей.

Он создал новую тему, которая стала его визуальным документом современных элементов Парижа, полностью уйдя от мифологических или религиозных сюжетов, но в конечном итоге не таких реальных, как женщина 19 века, устраивающая пикник с парой джентльменов.

В связи с этим некоторые исследователи также обратили внимание на идеи проституции, связанные с изображением Мане. Поскольку обстановка предполагает наличие парка, где люди могут устроить пикник, некоторые считают, что Мане иллюстрировал известный парк под Парижем под названием Булонский лес, где люди также встречались для сексуальных связей, иными словами, проституции.

Что говорили люди

Когда «Обед на дереве» был впервые выставлен в Париже, он был воспринят как скандальный, люди были шокированы и в равной степени озадачены темой, которая настолько отличалась от ожидаемой. Французский журналист и писатель Эмиль Золя часто цитируется как автор подробного описания «Обеда на траве» Мане.

В своем тексте он воскликнул: «какая непристойность!», говоря об обнаженной женщине, сидящей рядом с двумя одетыми мужчинами, и что это «никогда не было видно».

Эдуард Мане Друг

Портрет Эмиля Золя (1868) Эдуарда Мане; Эдуард Мане, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Золя также назвал Мане «аналитическим художником» и отметил, что у него нет «увлечения темой, которая больше всего мучает толпу; тема для него — лишь предлог для рисования, в то время как для толпы существует только тема».

Это важный момент, который следует помнить о художественном стиле Мане — он также рисовал, чтобы передать цвета и свет и их влияние на предмет, кроме того, его мазки были более свободными, чем в традиционной живописи. Фактически, именно этот новый стиль вдохновил многих художников-авангардистов, которые стали известны как импрессионисты.

Мане: Несоблюдение правил

Знаменитые картины Мане продолжали вдохновлять многих других художников после него, например, импрессионист Клод Моне написал копию картины под названием «Обед на траве» (1865-1866), на которой изображены несколько мужчин и женщин, полностью одетых, устраивающих пикник на природе. Вышеупомянутый Золя также написал роман «Обед на траве» (1886), в котором упоминается «Обед на траве» Мане, а также других художников парижской художественной сцены 19 века.

Среди других известных художников, на которых повлиял Мане, были Поль Сезанн, Поль Гоген, Пабло Пикассо, дадаист Макс Эрнст и многие другие, которые использовали знаменитую тему Мане — обед на траве, женщины, нагота, фигура и то, как она изображалась в новых формальных техниках.

Мане, безусловно, повлиял на развитие того вида искусства, где приверженность классическим нормам через Французскую академию была ослаблена. Хотя он нарушал правила традиционной живописи, он одновременно поддерживал традиции благодаря своей любви к «старым мастерам» и постоянно раздвигал границы эволюции живописи, как и следовало ожидать в мире, развивающемся быстрыми темпами, переходящем в 20 век и далее. Мане был определенно художественным маркером, который обозначил начало чего-то совершенно нового не только в истории искусства, но и в его будущем.

Часто задаваемые вопросы

Кто написал картину «Обед на траве» (1863)?

На французском языке она называется Le Déjeuner sur l’herbe, что означает «Обед на траве», и была написана французским художником Эдуардом Мане в 1863 году.

Где сейчас находится картина Мане «Обед на траве» (1863)?

Картина Эдуарда Мане «Обед на траве» (1863) находится в Музее Орсе в Париже.

Кто изображен на картине Мане «Обед на траве» (1863)?

Эдуард Мане писал свои фигуры с помощью моделей, в частности, Викторины-Луизы Мёрен, которая также была французской художницей. По имеющимся данным, она позировала в качестве женщины на картине «Обед на траве» (1863), а также на другой картине Мане под названием «Олимпия» (1863).

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector