«Страшный суд» Микеланджело — шедевр Сикстинской капеллы

Страшный суд Микеланджело

Известное библейское пророчество о Страшном суде, также известном как Второе пришествие Христа, стало темой для многочисленных религиозных картин в западном мире искусства. В этой статье мы рассмотрим одну из таких картин, которая стала одним из самых известных и красивых изображений несколько серьезной темы, — фреску «Страшный суд» Микеланджело.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Микеланджело?

Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони, или просто Микеланджело, был активен в эпоху Высокого Возрождения и маньеризма как скульптор, архитектор и живописец. Он считался одним из лучших художников среди великих, таких как Леонардо да Винчи. Он родился в деревне Капрезе в Тоскане, Италия, в 1400-х годах.

С юных лет Микеланджело любил искусство и копировал картины в церквях. Он учился в Платоновской академии во Флоренции и подмастерьем у Лоренцо Медичи. Он ваял в основном из мрамора и известен, в частности, своими скульптурами «Давид» (1501-1504) и «Пьета» (1498-1499).

Художник картины

Портрет Микеланджело работы Даниэле да Вольтерра, ок. 1545 г.; приписывается Даниэле да Вольтерра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Страшный суд Микеланджело в контексте

Картина «Страшный суд» Микеланджело занимает всю алтарную стену Сикстинской капеллы в Италии. Это, безусловно, не пассивное произведение искусства, оно призвано вызывать благоговение и страх, изображая более 300 (в основном обнаженных) фигур, окружающих центральную фигуру Христа, и все они динамично движутся. Она была завершена более чем через 20 лет после того, как Микеланджело написал библейские повествования из Книги Бытия на потолке Сикстинской капеллы, включая знаменитую фреску «Сотворение Адама» (ок. 1508-1512 гг.).

Художник Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони
Дата написания 1536 — 1541 гг.
Средство Фресковая живопись
Жанр Религиозно-историческая живопись
Период Высокое Возрождение / ранний маньеризм
Размеры 13,7 x 12 метров
Серия / версии Часть фресок Сикстинской капеллы
Где находится? Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия (Музеи Ватикана)
Сколько стоит Оценочная стоимость составляет 540 миллионов долларов

Ниже мы рассмотрим картину «Страшный суд» более подробно, сначала изучим ее исторический контекст, причины написания и ведущих деятелей, благодаря которым это стало возможным. Мы также обсудим, почему она была написана на стене алтаря. Во-вторых, мы рассмотрим некоторые формальные элементы, связанные с созданием этой фрески, например, сюжет, темы и технику живописи.

Страшный суд

Страшный суд (1536-1541) Микеланджело; Michelangelo, Public domain, via Wikimedia Commons

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Сикстинская капелла является частью Апостольского дворца в городе Ватикан в Риме, Италия. Это одно из самых известных зданий в мире, не только потому, что Апостольский дворец является домом Папы Римского и папского конклава, где избирается новый Папа, но Сикстинская капелла является домом для одних из величайших произведений искусства, когда-либо созданных в истории западного искусства.

Зная немного больше о Сикстинской капелле, мы сможем лучше понять ее обширность. Первоначально Сикстинская капелла была построена на месте более старой капеллы, называвшейся Капелла Маджоре. В 1473 году папа Сикст IV приказал полностью обновить ее. В честь него же она была переименована. Хотя существуют научные спекуляции, считается, что архитектор Джованнино де Дольчи участвовал в реконструкции капеллы вместе с дизайнером Баччо Понтелли.

В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы, что и было сделано между 1508 и 1512 годами.

Зачем было расписывать алтарную стену Сикстинской капеллы?

Картины, подобные «Страшному суду», обычно писались в западной части церквей, возле задних дверей. Это делалось для того, чтобы, когда люди выходили из церкви, их ждало последнее послание, которое они должны были забрать с собой, а что, как не Страшный суд? Однако Микеланджело изобразил Страшный суд на восточной стороне, которая является алтарной стеной.

Папа Климент VII (1523-1534) заказал картину «Страшный суд», но после его смерти она перешла к папе Павлу III (1534-1549). Некоторые источники указывают на то, что у каждого из пап были свои взгляды на то, что они хотели бы видеть на алтарной стене, но тема картины была указана папой Климентом VII как «Воскресение».

Тема «Воскресения» могла быть неправильно понята некоторыми как воскресение Христа, но на самом деле это было воскресение мертвых в Судный день.

Сикстинская капелла

Страшный суд Микеланджело на алтаре Сикстинской капеллы; Burkhard Mücke, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Незадолго до того, как был написан алтарь, разграбление Рима в 1527 году посеяло хаос в Италии, особенно дестабилизировав основы папства, а также оставив город Рим разоренным и разграбленным. Считается, что разграбление положило конец эпохе Возрождения.

Армия под управлением императора Священной Римской империи Карла V проникала в Рим за продовольствием и деньгами во время войны Лиги Коньяка. Однако нападения были направлены также против католической церкви и папства. В это время Мартин Лютер, немецкий теолог, начал протестантскую Реформацию.

Считается, что протестантская Реформация началась в 1517 году, когда Мартин Лютер опубликовал свои «Девяносто пять тезисов», которые касались — или «протестовали» — продажи индульгенций папой. Реакция католической церкви привела к Контрреформации.

Итак, вкратце, краткий обзор вышеупомянутых событий, для раскрытия которого потребовалась бы отдельная статья, описывает катализаторы того, почему алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана изображением Страшного суда.

Папа, несомненно, стремился укрепить репутацию папства и доктрины католической церкви после протестантской Реформации.

Кроме того, с помощью мощных средств искусства католическая церковь и Рим нуждались в восстановлении после разрушений, вызванных разграблением. Послание, которое Папа передал через картину «Страшный суд», было почти как выступление против всех событий, направленных против папства.

  Знаменитые картины Рембрандта - экскурсия по лучшим картинам Рембрандта

Страшный суд в Сикстинской капелле

Фотография конца XIX века картины Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле; Музей Халвилла, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Любой посетитель часовни оказывался лицом к лицу с картиной, не в силах избежать пророческого повествования о Втором пришествии Христа и идеи ада и пыток, которые можно увидеть в сотнях человеческих тел, изображенных на стене. Это было почти как напоминание о справедливости по отношению к преступникам, в данном случае к войскам, которые разграбили город Рим и держали его в заложниках. Это была понятная цель Папы, и использование живописи было лучшим способом учить и общаться с людьми, особенно с теми, кто вел себя агрессивно против Церкви.

Конечно, другой причиной создания картины «Страшный суд» было то, что Микеланджело обладал высокими навыками в изображении человеческой фигуры, а также то, что он расписал потолок Сикстинской капеллы.

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Из названия картины и огромного количества визуальных образов, заполняющих всю стену, ясно, что основная тема — это справедливость, суд и действительно власть рая над адом, власть добра над злом.

Это визуальное напоминание для всех, кто посетил часовню, об их судьбе и положении в католической религии.

Даже в наши дни, когда сотни туристов посещают часовню, она продолжает оставаться суровым напоминанием о христианской религии и вековом библейском повествовании о Страшном суде. Ниже мы подробнее рассмотрим сюжет и то, как создавалась эта монументальная картина.

Тема — воплощенный Страшный суд

Когда мы смотрим на знаменитую Сикстинскую фреску, перед нами предстает целое пространство стены, занятое фигурами в динамичных позах и выражениях. Композиция в целом также разделена на соответствующие группы и квадранты. Существует последовательный поток движения воскресших: начиная с левого нижнего угла, воскресшие поднимаются из своих могил на небо.

Некоторым помогают ангелы, например, паре, которую тянут вверх четки, а другие поднимаются без посторонней помощи. Мы также заметим одну из фигур, оказавшуюся между ангелом и демоном, последний пытается утянуть тело вниз, в ад.

Справа от композиции мы видим фигуры, направляющиеся в ад, и ангелов, энергично отгоняющих тех, кто находится на пути к раю. Правый нижний угол заполнен мучимыми душами, олицетворяющими различные грехи. Например, фигура с золотым мешком денег и связкой ключей, висящей на шее, олицетворяет скупость, грех жадности. Другую фигуру тянут за мошонку, олицетворяя грех похоти; еще одна фигура борется с процессом, олицетворяя гордыню.

Крупный план картины

Деталь правой нижней части картины «Страшный суд», изображающая мужчину, которого тянут за мошонку, представляя грех похоти; Микеланджело Буонарроти, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Справа внизу есть примечательные фигуры, например, Харон, из греческой мифологии известный как паромщик, перевозящий души в подземный мир, стоит в своей маленькой лодке, держа весло наготове, чтобы замахнуться им на души перед ним, отправляя их на адские берега, которые станут их судьбой. Их встречает Минос, один из судей для тех, кто попадает в ад. У него ослиные уши и змея, обвившаяся вокруг его тела и кусающая его гениталии.

Христос находится в центре композиции, справа от него (слева от нас) — мать Мария, ее голова кротко повернута в сторону.

На первоначальных подготовительных эскизах Мария стояла в позе мольбы с распростертыми объятиями, однако, согласно событиям, происходящим на этой картине, окончательный суд над Христом уже состоялся, и у Марии больше нет времени для мольбы. Фигура умоляющей Марии обычно изображается на картинах Страшного суда.

Фигура Христа окружена различными святыми, мучениками и ангелами, которых называют избранными. Слева от Него (справа от нас) находятся выдающиеся апостолы, такие как святой Петр, который держит в руках ключи от рая. Кажется, что он отдает их Христу, что указывает на то, что его роль хранителя этих ключей закончена. Справа от Христа (слева от нас) находится святой Иоанн Креститель; его можно узнать по верблюжьей шкурке, прикрывающей его пах и свисающей за спиной.

Картина

Крупный план Христа в центре картины «Страшный суд», окруженного так называемыми избранными; Микеланджело, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Другие примечательные фигуры, окружающие Христа, а именно: святой Андрей, держащий крест рядом с Христом, святой Лаврентий, держащий решетку, фигура с ножом и содранной кожей — святой Варфоломей — забавный факт о содранной коже: Микеланджело нарисовал на ней свое лицо или автопортрет, который трудно увидеть из-за обвисшей кожи — фигура, держащая шерстяные гребни, — святой Блез, святая Екатерина держит колесо, а фигура, держащая стрелы, — святой Себастьян.

Под группой Христа находится еще одна группа ангелов, держащих трубы, что является ссылкой на трубный зов, о котором говорится в Библии в Книге Матфея (24: 30-31):

«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе. И тогда возрыдают все народы земли, когда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет Ангелов Своих с громким трубным зовом, и соберут избранных Его от четырех ветров, от одного края неба до другого».

Страшный суд крупным планом

В центре справа картины Микеланджело «Страшный суд», изображающей группу небесных тел; Микеланджело, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В верхней части композиции находятся два люнета, на которых изображены символы Страстей Христовых: крест, терновый венец Христа, столб, у которого он стоял, когда его бичевали, иначе называемый бичеванием, и другие символы, такие как лестница. Ангелы бескрылы и могут олицетворять идею жертвы и воскресения Христа, которые стали катализатором Второго пришествия Христа.

На протяжении всей композиции мы замечаем сотни фигур, каждая из которых, кажется, находится в повышенном эмоциональном состоянии. Снизу вверх, слева направо, снизу вверх, наблюдается общая композиционная суматоха, многие фигуры находятся в муках страдания и ожидания.

Деталь картины

Деталь картины Микеланджело «Страшный суд», изображающая множество фигур в повышенном эмоциональном состоянии; см. имя файла или категорию, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Слева от группы трубящих ангелов (справа от нас) изображена заметная фигура, излучающая полное неверие в происходящее с ним, но мы заметим это страдание во многих фигурах, парящих на заднем плане, почти как скипетры их прежних человеческих сущностей. В группе фигур справа вверху находятся три пары мужчин, целующихся и обнимающих друг друга.

  "Герника" Пикассо - анализ этой знаменитой картины времен гражданской войны в Испании

Все это событие происходит на фоне пейзажа с голубым небом, который занимает большую часть композиции. В нижней трети пейзажа изображена зеленая гористая местность с извивающейся между ними рекой в центре, которая течет к правой стороне, где мы видим огненное отверстие Ада.

За фигурой Христа виден золотисто-желтый свет, напоминающий Солнце, подчеркивающий его выдающееся положение и силу. Некоторые источники предполагают, что это напоминает греческого мифологического бога Аполлона, который был богом Солнца.

Метафоры Микеланджело

Микеланджело включил в картину «Страшный суд» множество символических ссылок и метафор, некоторые из которых упоминались выше. Однако он также сделал сильные ссылки на труды итальянского поэта Данте Алигьери. Здесь он включил несколько ссылок из первой части, «Инферно», поэмы Данте «Божественная комедия» (ок. 1308-1320 гг.).

Поэма состоит из трех частей, начиная с Inferno («Ад»), Purgatorio («Чистилище») и, наконец, Paradiso («Рай»).

Деталь картины

Правый нижний угол картины Микеланджело «Страшный суд», изображающей сцены из «Божественной комедии» Данте ; см. имя файла или категорию, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мы видим эти отсылки в правом нижнем углу с персонажами Харона и Миноса, которые в «Божественной комедии» выполняли ту же роль, что и на картине. Харон был паромщиком, который переправил Данте через реку Ахерон в поэме. Минос был демоном, который судил души, попадающие в ад.

В поэме Данте было девять кругов, составляющих Ад, и Минос обвивал свой хвост, похожий на змеиный, вокруг своего тела в количестве, соответствующем кругу Ада. Микеланджело сделал эти ссылки подходящими для образованной публики, которая уловит все визуальные подсказки и метафоры.

Техника живописи: Цвет, свет и текстура

Цвет и освещение картины «Страшный суд» — светлые оттенки, это видно по голубому небу, составляющему большую часть композиции, и светлым тонам кожи фигур. Кроме того, мы видим контраст цветовых тонов в нижней части картины, где фигуры кажутся более серыми.

Кажется, что источник света освещает две трети верхней части картины, а по мере продвижения вниз появляется все больше тени, что вполне соответствует теме картины.

Как и потолок Сикстинской капеллы, картина «Страшный суд» была выполнена в виде фрески, и знание того, что это картина эпохи Возрождения, позволяет понять, как писали художники в это время. Техника фрески широко использовалась художниками, особенно для больших поверхностей, таких как, например, стена церкви.

Картина

Картина Микеланджело «Страшный суд» (1536-1541) до реставрации в XX веке; Микеланджело, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Перспектива и масштаб

Как мы уже знаем, картина «Страшный суд» занимает всю стену за алтарем Сикстинской капеллы, и чтобы осуществить это грандиозное (в прямом и переносном смысле) начинание, потребовались определенные жертвы. Предыдущие фрески художника Пьетро Перуджино были уничтожены, так как стена была подготовлена и оштукатурена для этой картины; кроме того, были уничтожены два люнета.

Два окна в клиросе также пришлось замуровать, чтобы создать большую площадь для картины, наряду с тремя карнизами, а стена была надстроена в верхней части, придавая ей эффект наклона вперед — это было сделано также для того, чтобы предотвратить попадание пыли на картину и улучшить перспективу.

Интерьер Сикстинской капеллы

Черно-белая фотография картины Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле; см. страницу автора, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Перспектива в «Страшном суде» отличается от других картин, где фигуры отступают в пространстве с помощью техники линейной перспективы, эта техника была использована для создания глубины. Микеланджело создавал ощущение глубины другим способом: он накладывал фигуры друг на друга, а фигуры, расположенные дальше, были написаны «тонко» и в более светлых тонах, чтобы создать впечатление пространственной осведомленности.

Микеланджело также не использовал раму, что придавало картине ощущение непрерывности. Мы заметим, что некоторые фигуры по краям обрезаны, это заметно по всем краям картины, сверху вниз слева направо. Этот эффект придает композиции вечное ощущение движения и действия.

Восприятие «Страшного суда»: Смешанные чувства

Картина «Страшный суд» — это довольно спорная версия пророчества о Страшном суде по сравнению с другими версиями, например, готического и проторенессансного художника Джотто ди Бондоне. Она вызвала много критики и похвал, когда была представлена в 1541 году. Она оказалась между теми, кто в католической церкви все еще ощущал последствия протестантской Реформации, и теми, кто ценил мастерство и умение Микеланджело.

Критика в основном касалась откровенной наготы фигур и того, как Микеланджело соединил мифологию с религиозными сюжетами.

Существует также интересная история об этой картине и персонаже Миноса, стоящего возле отверстия Ада в правом нижнем углу. Картина подверглась значительной критике со стороны Бьяджо да Чезена, папского церемониймейстера при папе Павле III.

Деталь Страшного суда

Деталь картины «Страшный суд» Микеланджело, изображающая Миноса, обвитого змеей. Считается, что этот персонаж основан на Бьяджо да Чезена, который критиковал картину; Michelangelo, Public domain, via Wikimedia Commons

Итальянский писатель и историк Джорджо Вазари в своей публикации «Жизнь художников» (1550) рассказывает, что да Чезена высказал свое мнение о картине во время посещения капеллы с Папой, что произошло незадолго до завершения работы над картиной. Да Чезена сказал, «что это очень позорно — делать в столь почетном месте все эти обнаженные фигуры, демонстрирующие свою наготу столь бесстыдно, и что это произведение не для капеллы Папы». Далее он заявил, что это произведение должно находиться в таком месте, как «бордель».

Микеланджело не понравилась эта критика, и он написал портрет да Чезены как портрет персонажа Миноса на картине, со змеей, обвивающейся вокруг его тела и кусающей его гениталии. Де Чезена пожаловался на это Папе Римскому, но Папа якобы ответил, что его «власть не распространяется на ад».

Другие критические замечания касались правильности изображения религиозных фигур, например, «классифицированная» фигура Христа, который выглядит аполлоническим и безбородым, хотя безбородый Христос изображался и раньше. Кроме того, Христос не сидел на троне, как это было принято в библейских писаниях, а стоял. Некоторые из ангелов были бескрылыми и чувствовали погоду, о чем свидетельствовал ветер, развевающий их одежды, однако, как сказано в Писании, погода прекратится в Судный день.

  Тайная вечеря да Винчи - взгляд на картину Тайная вечеря

Часть картины

Пример бескрылых ангелов на картине Микеланджело «Страшный суд». В этой части картины также можно увидеть следы ветра, несмотря на то, что в Судный день, по преданию, всякая погода прекращается; Michelangelo, Public domain, via Wikimedia Commons

В 1563 году Трентский собор ввел новые правила, соответствующие позиции Контрреформации в отношении того, как должно изображаться искусство. Среди этих правил был и пункт об изображении наготы. Совет постановил, что необходимо избегать всех суеверных и развратных изображений. Кроме того, было принято специальное постановление о том, что все изображения в Апостольской капелле должны быть закрыты.

После этих событий было приказано закрыть все гениталии, что и сделал художник-маньерист Даниэле да Вольтерра. Он получил прозвище Il Braghettone, что означает «мастер по пошиву бриджей».

Некоторые из положительных отзывов были получены от одного из агентов кардинала Гонзага из Мантуи, который заявил: «Работа настолько прекрасна, что ваше превосходительство может представить, что нет недостатка в тех, кто ее осуждает… По моему мнению, это произведение не похоже ни на одно другое, которое можно увидеть где-либо».

Картина «Страшный суд» действительно была предметом многочисленных критических и хвалебных отзывов. Были и современные критики, например, со стороны британского историка искусства Энтони Бланта. Он заявил: «Эта фреска — работа человека, потрясенного своим надежным положением, не в ладах с миром и неспособного прямо смотреть ему в лицо. Микеланджело теперь не имеет дело непосредственно с видимой красотой физического мира». Считается, что Микеланджело был сосредоточен на духовном в жизни, а не столько на материальном мире.

Деталь картины

Деталь, изображающая духовную и физическую сферы в картине Микеланджело «Страшный суд»; см. имя файла или категорию, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Другие художественные критики эпохи Возрождения, такие как Сидней Джозеф Фридберг, рассказывают о том, как Микеланджело изображал обнаженные фигуры: «Обширный репертуар анатомий, который Микеланджело придумал для Страшного суда, кажется, часто определялся скорее требованиями искусства, чем убедительными потребностями смысла, … предназначенные не просто развлекать, а подавлять нас своими эффектами».

Если мы посмотрим на обнаженные фигуры Микеланджело, они в некотором смысле подавляют. Мы даже замечаем мускулатуру женщин на картине. Все фигуры обладают подобной мускулистостью, что было характерно для стиля Микеланджело того времени. Он был известен тем, что изображал свои объекты с удивительной анатомической точностью.

Однако можно утверждать, что его фигуры граничат с преувеличением.

Также сообщается, что итальянский художник Аннибале Карраччи сравнил фигуры на картине «Страшный суд» с фигурами на потолке Сикстинской капеллы как «слишком анатомические». Эта картина стала образцом для студентов, чтобы они могли практиковать свои художественные навыки и изучать обнаженную фигуру, но от этого предостерегали другие художники и критики, которые советовали не изображать женскую фигуру так же, как мужскую.

Деталь картины

Пример анатомической правильности в «Страшном суде» Микеланджело; см. имя файла или категорию, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Страшный суд

Картина «Страшный суд» была воспроизведена в 1549 году итальянским художником-маньеристом Марчелло Венусти. Алессандро Фарнезе, итальянский кардинал и меценат, заказал репродукцию картины, которая сейчас хранится в Национальном музее Каподимонте в Неаполе. Картина была воспроизведена с оригинала работы Микеланджело до того, как обнаженные фигуры были скрыты, что дает нам уникальную возможность увидеть, как она выглядела в «негритянском» виде.

Страшный суд» Микеланджело неоднократно оспаривался, критиковался, восхвалялся и копировался, но до сих пор остается верен своей неотъемлемой ценности — он внушает трепет и страх зрителям, будь то зрители 16-го или 21-го века.

Страшный суд» Микеланджело — это визуальное напоминание нам не тогда, когда мы выходим из Сикстинской капеллы, а когда мы входим в нее. Она встречает нас динамикой фигур, поглощенных своей собственной эволюцией и путешествием в рай или ад. Это визуальная метафора справедливости, суда и любви самого Микеланджело к литературе и художественному мастерству.

Часто задаваемые вопросы

Что представляет собой картина «Страшный суд»?

Картина «Страшный суд» (1536 — 1541) — это фреска Микеланджело, художника эпохи Возрождения. Она занимает всю алтарную стену Сикстинской капеллы в Италии. На ней изображено более 300 фигур, окружающих центральную фигуру Христа. Фреска представляет собой изображение Второго пришествия Христа и Страшного суда над человечеством. Она была завершена более чем через 20 лет после того, как Микеланджело написал библейские повествования из Книги Бытия на потолке Сикстинской капеллы, включая знаменитую фреску «Сотворение Адама» (ок. 1508-1512 гг.).

Почему Микеланджело написал картину «Страшный суд»?

Папа Климент VII (1523-1534) заказал Микеланджело картину «Страшный суд». После смерти предыдущего папы заказ перешел к папе Павлу III (1534-1549). Существуют различные причины, по которым был написан «Страшный суд», а именно: Папа хотел укрепить репутацию папства и доктрины католической церкви после протестантской Реформации, а также после разрушений, вызванных разграблением Рима в 1527 году. Послание, которое Папа передал через картину «Страшный суд», было почти как выступление против всех событий, направленных против папства, и указание на справедливость и осуждение виновных.

Сколько времени потребовалось для написания картины «Страшный суд»?

Микеланджело потребовалось более четырех лет, чтобы написать картину «Страшный суд». Он начал подготовку алтарной стены в 1535 году и завершил ее в 1541 году. Микеланджело было более 60 лет, когда он закончил картину, и она была выполнена более чем через 20 лет после того, как он расписал потолок Сикстинской капеллы и знаменитую фреску «Сотворение Адама» (ок. 1508 — 1512 гг.).

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector