Искусство палеолита — взгляд на палеолитическую культуру и ее историю

Искусство палеолита

Искусство эпохи верхнего палеолита — самый древний вид доисторического искусства. Палеолитические наскальные рисунки, состоящие из ручных трафаретов и основных геометрических форм, датируются немного раньше, по крайней мере, 40 000 лет назад. Появление фигуративных палеолитических рисунков символизирует начало социальной модернизации в палеолитической культуре и является одним из отличительных признаков, разделяющих верхний и средний палеолит. Открытие палеолитических рисунков в пещерах Индонезии, которые по возрасту эквивалентны самым ранним европейским образцам, доказало, что сопоставимые творческие практики существовали 40 000 лет назад как в западной, так и в восточной Евразии.

Оглавление

Определение и история палеолитических произведений искусства

Что означает палеолит и каково определение палеолитического искусства? Прежде чем мы перейдем к истории наскальных рисунков, возможно, стоит сначала разобраться в этих терминах. Эпоха палеолита, длившаяся примерно с 30 000 до н.э. до 10 000 до н.э., обеспечила самые ранние достижения человеческой изобретательности.

Из-за нехватки письменных документов этого периода почти все наши представления о культуре и образе жизни палеолита основаны на археологических и антропологических аналогиях с современными племенами охотников-собирателей.

Период палеолита продолжался до отступления льдов, когда появились сельское хозяйство и металлургия. Предполагается, что первые прибрежные мигранты распространили художественное наследие, насчитывающее более 50 000 лет, по всему южному побережью Евразии.

Палеолитическая культура

Экономика охотников-собирателей была распространена в культурах палеолита. Люди охотились на диких животных, чтобы прокормиться, собирали пищу, древесину и ресурсы для изготовления оружия, одежды и убежища. Развитие этих систем, касающихся еды и убежища, невозможно точно определить, но они имели решающее значение для развития человечества. По мере развития палеолита жилища становились все более сложными, замысловатыми и похожими на дома.

В конце эпохи палеолита люди начали создавать произведения искусства, такие как палеолитические наскальные рисунки и украшения, а также религиозные традиции, например, ритуальные погребения.

Ранние люди искали места, защищенные от хищников и конкурентов, а также от суровых погодных условий. Многие из этих мест можно было найти возле озер и ручьев, возможно, с соседними низкими вершинами холмов, которые могли служить убежищем. Многие из этих мест были повреждены в результате способности воды размывать и сильно изменять рельеф. В результате наше представление о жилищах эпохи палеолита ограничено.

Палеолитические рисунки

Музейная копия львов, нарисованных в пещере Шове в Ардеше, Франция, эпоха Ауриньяка (возраст ок. 35 000 — 30 000 лет); HTO, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Люди начали строить временные деревянные жилища уже в 380 000 году до нашей эры. Появились и другие виды жилищ; в основном это были стоянки в пещерах или под открытым небом без каких-либо формальных построек. Укрытия в пещерах — самые древние примеры, за ними следуют жилища из соломы, дерева и камня.

Пещеры — самый известный пример палеолитических жилищ, однако количество пещер, использовавшихся палеолитическими людьми, ничтожно мало по сравнению с общим количеством гоминид, предположительно населявших Землю в то время. Большинство гоминид, конечно, никогда не исследовали пещеры, не говоря уже о том, чтобы жить в них.

Тем не менее, следы жилищ гоминид обнаруживают интригующие закономерности. В одной пещере сообщество неандертальцев поддерживало огонь в очаге в течение тысячи лет, оставляя после себя кучу углей и пепла. Отверстия на земляном полу свидетельствуют о том, что обитатели пещеры соорудили некое убежище или вольер с крышей, чтобы защититься от воды, падающей на них с крыши другой пещеры. В пещерах можно найти множество примеров палеолитической живописи, несмотря на то, что они не являются основными источниками обитания.

История пещерной живописи

Альтамира в Испании была первой пещерой, украшенной краской, которая была признана палеолитической. Эксперты определили, что обнаруженное там искусство — дело рук современных людей (Homo sapiens). Большинство палеолитических наскальных рисунков было обнаружено во Франции и Испании, хотя несколько примеров также были обнаружены в Англии, Португалии, Италии, Германии, Румынии, России и Индонезии.

Известно около 400 украшенных мест. Большинство рисунков и картин пещерного палеолита выполнены либо черным, либо красным пигментом. Для создания красных рисунков использовался гематит, а для черных — древесный уголь. Также были обнаружены скульптуры, включая керамические фигурки бизонов в 1912 году в пещере Тук-д’Одубер и скульптуру медведя в 1923 году в пещере Монтеспан. Гравированные фрески были обнаружены в 1909 году в Кап-Блан, а венские убежища в Рок-о-Сорсьер — в 1950 году.

В нескольких различных пещерах и жилищах гравировки были вырезаны кончиками пальцев на гибких поверхностях или каменными инструментами на твердых стенах. Люди редко изображаются в пещерах, будь то цветные или иные изображения, однако иногда появляются человеческие лица или половые органы.

  Как нарисовать сову - самоучитель рисования совы для начинающих

Рисунки палеолита

Рисунок бизона (реплика) из пещеры Альтамира, датируется Магдаленским периодом; Museo de Altamira y D. Rodríguez, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Трафареты рук и отпечатки ладоней характерны для более древних эпох. Фигуры животных всегда составляли преобладающую часть изображений в пещерах всех эпох. Мамонты, пещерные львы, носороги и медведи были наиболее часто изображаемыми животными в первые тысячелетия, когда только формировалась палеолитическая наскальная живопись. Позднее часто встречались бизоны, лошади, аурох и горные козлы, изображенные в пещерах Ниау и Ласко. Рыбы и птицы изображались не часто.

Геометрических указаний всегда много, хотя точные типы варьируются в зависимости от конкретной эпохи и местоположения пещеры. Часто считается, что палеолитические рисунки имеют изобразительное или религиозное назначение, или и то, и другое. Конкретное значение рисунков неизвестно, хотя некоторые ученые считают, что они были созданы в контексте шаманских представлений и действий.

Одним из таких ритуалов было вхождение в глубокую пещеру для проведения ритуала, во время которого целитель достигал гипнотического состояния и передавал свое сознание в альтернативное измерение для установления контакта с божествами и поиска их сострадания.

Палеолитические произведения искусства по всему миру

Сопоставимые культурные практики существовали 40 000 лет назад как на востоке, так и на западе Евразии, о чем свидетельствует обнаружение наскальных рисунков в Индонезии, которые по возрасту эквивалентны древнейшим европейским аналогам.

Это означает, что во время первой прибрежной миграции более чем 50 000-летнее художественное наследие распространилось по всему южному побережью Евразии.

В 2018 году в пещере на индонезийском острове Борнео было обнаружено фигурное произведение искусства неизвестного вида. Его возраст составил более 40 000 лет. Давайте посмотрим на развитие палеолитических рисунков и картин в различных регионах мира.

Европа

Наскальные и пещерные рисунки, наброски, украшения, резьба, гравировка и скульптура являются примерами европейского искусства верхнего палеолита. Существовали музыкальные инструменты, такие как флейты, а также скульптуры из глины, роговых сегментов, костей, камней и слоновой кости, например, статуэтки Венеры. Украшались и функциональные предметы, такие как копья, перфорированные дубинки и светильники.

Гравировки на плоских каменных плитах можно найти в большом количестве в местах с подходящей геологией, причем отметки часто настолько мелкие и слабые, что использованный метод больше похож на набросок — многие из них были пропущены первыми раскопщиками и обнаружены в отвалах более поздними бригадами.

История наскальных рисунков

Копия статуи Венеры фон Виллендорф, оригинал которой датируется примерно 25 000 л.н. и в настоящее время находится в Натурно-историческом музее в Вене, Австрия; фотограф User:Thirunavukkarasye-Raveendran , CC0, via Wikimedia Commons

Расписные бляшки встречаются реже. Можно предположить, что они использовались в ритуалах, или же их готовили на костре и складывали в связки как личные грелки. Любая из этих форм использования может объяснить большое количество сломанных экземпляров, которые часто распределены на большой площади. На многих стоянках огромное количество плоских камней использовалось в качестве напольного покрытия, и лишь небольшая часть была украшена орнаментом.

Человеческая форма изображалась довольно редко по сравнению с изображением животных; наиболее заметны статуэтки Венеры (изображение женской фигуры, подчеркивающее грудь и ягодицы).

Человек-лев из Хоэнштейна-Стаделя представляет собой составное чудовище с львиной мордой на человеческом каркасе. Другие вероятные гибридные изображения включают шамана из Труа-Фрер и «человека-бизона» из того же пещерного комплекса, еще одного «человека-бизона» из Гротте-де-Габилу, а также то, что, похоже, является фигурой с головой птицы в пещерах Ласко.

Определение палеолитического искусства

Человек-лев из пещеры Холенштайн-Штадель в Лонетале, Германия; Dagmar Hollmann, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

До начала мезолита мужские изображения встречаются редко. Есть указания на некоторые ремесленные навыки, а также на перенос ресурсов, таких как камень и, что особенно важно, ракушки, которые широко использовались для украшений и, скорее всего, для декора одежды.

Ракушки средиземноморских сортов были обнаружены в Гённерсдорфе, который находится почти в 1 000 километров от берега Средиземного моря. Из-за повышения уровня моря местоположение и характер прибрежных деревень верхнего палеолита в настоящее время находятся под водой и не определены.

Восточная и Юго-Восточная Азия

В исследовании 2014 года использовался уран-ториевый анализ для датировки пещерного искусства из пещер индонезийского острова Сулавеси. Самым древним палеолитическим рисунком, который удалось датировать, был ручной трафарет, базовый возраст которого составил 39 900 лет.

Изображение бабирусы относится по меньшей мере к 33 400 годам до нашей эры, что делает его одним из самых древних фигуративных изображений в мире.

Палеолитические произведения искусства

Отпечатки рук в пещере Петтакере на доисторической стоянке Леанг-Леанг в Маросе, Индонезия; Cahyo, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В пещере, заполненной человеческими останками в Туробонге (Южная Корея), были обнаружены резные фрагменты костей оленя и его изображения, возраст которых может составлять 40 000 лет. Петроглифы с изображением оленей или северных оленей, обнаруженные в Сокчанг-ри, возможно, относятся к верхнему палеолиту. В Косан-ри на острове Чеджу были обнаружены горшки в манере ранних японских ремесел, которые в тот период были доступны из Японии из-за более низкого уровня моря.

В ноябре 2018 года эксперты сообщили об обнаружении самого раннего из известных фигурных произведений искусства неизвестного животного возрастом около 40 000 лет в пещерах Лубанг Джериджи Салех на Борнеосе.

Австралия

Габарнмунг — место раскопок и наскальных рисунков коренных народов в Арнемленде Северной территории. В скальном убежище можно найти палеолитические рисунки рыб, а также валлаби, крокодилов, людей и духовных существ. Большинство рисунков находится на потолке убежища, хотя несколько из них также нанесены на боковые стенки и колонны.

Радиоуглеродный анализ древесного угля, извлеченного из самого нижнего стратиграфического слоя земли, дал возраст, указывающий на начальную эпоху обитания человека до 27 000 лет назад.

Пример палеолитических рисунков

Наскальные рисунки Гвион Гвион, найденные на северо-западе региона Кимберли в Западной Австралии; TimJN1, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

  Уинслоу Гомер - жизнь и картины знаменитого художника-акварелиста

Гематитовые пигменты были обнаружены в близлежащих местах в слоях возрастом от 45 000 до 60 000 лет, что говорит о том, что убежище Габарнмунг было украшено с самого начала. Наскальные рисунки Гвион Гвион — это уникальный стиль наскальной живописи Западной Австралии. В основном это человеческие фигуры, нарисованные в изысканных деталях с точными анатомическими пропорциями.

Установлено, что их возраст составляет более 17 000 лет.

Африка

В палеолитических местах Ближнего Востока, включая пещеру Хайоним в Израиле, можно увидеть настенную резьбу, изображающую символические узоры и существ, например, скачущую лошадь, отнесенную к левантийскому Ауриньяку приблизительно 28000 лет до н.э., которую можно увидеть в Музее Израиля.

Считается, что это первый предмет искусства, обнаруженный в условиях левантийского палеолита.

Культура палеолита

Наскальные рисунки, принадлежащие народу сан в Седерберге, Южная Африка; Jimfbleak в английской Википедии, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Возраст петроглифов эпохи мезолита в Северной Африке, например, в Тассили н’Аджер в Алжире, оценивается от 12 000 до 10 000 лет. Самым древним изобразительным искусством из Африки южнее Сахары является набор из семи наскальных плакетов, украшенных фигурками, обнаруженных в пещере Аполлон-11 в Намибии между 27 500 и 22 500 годами назад.

По всей южной Африке имеется значительное количество наскальных рисунков, приписываемых народу сан. Большая часть этого искусства является современной, о чем свидетельствуют изображения повозок и европейских колонистов в шапках, но самые ранние фрагменты были предварительно датированы 26 000 лет назад.

Северная и Южная Америка

Палеолитические рисунки в пещерах Токепала на юге Перу датируются примерно 11 500 лет назад. Некоторые из палеолитических рисунков являются изобразительными, например, на одном из них изображены вооруженные мужчины, преследующие верблюдов гуанако. Мужчины готовятся напасть на зверей с топорами, копьями и копьеметателями. Произведения искусства полихромны, доминирующий оттенок — красный, полученный из гематита.

Древние жители Амазонии создали наскальные рисунки между 11 800 и 12 600 годами назад.

Пример палеолитических рисунков

Роспись пещер Токепала на юге Перу, датируемая примерно 11 500 лет назад; сохранено Diomedes Polohttps://tr.pinterest.com/pin/542472717592995389/?lp=true, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Некоторые из видов, изображенных на картине, исчезли, например, мастодонты и гигантские ленивцы. Ранние перуанские курганы, такие как курган в Телармачай, который датируется примерно 10 тыс. лет назад, имели признаки церемониального захоронения: слои красной охры и ожерелья из бисера отмечали место захоронения.

Виды палеолитических произведений искусства

Искусство создается людьми (Homo sapiens). Мы делаем это для самых разных целей и с помощью любых технологий, имеющихся в нашем распоряжении. Согласно последним исследованиям, неандертальцы также создавали произведения искусства. Но каковы основные типы произведений искусства эпохи палеолита?

Орнамент

По всей Африке были обнаружены чрезвычайно древние нерепрезентативные украшения. Самым ранним образцом с четкой датировкой является коллекция перфорированных и покрытых красной охрой раковин улитки Nassarius, обнаруженная в Марокко 82 000 лет назад. По характеру износа видно, что это были нанизанные бусины.

Возраст бусин Nassarius, обнаруженных в Израиле, может превышать 100 000 лет, а в пещере Бломбос в Южной Африке в слое ила возрастом 75 000 лет были обнаружены перфорированные раковины и небольшие кусочки охры (красного гематита), на которых вырезаны основные геометрические узоры.

Изобразительное искусство

Ауриньякская цивилизация эпохи верхнего палеолита создала одни из первых известных изобразительных образов. По всей Европе (особенно в Северной Испании, Южной Франции и Швабии) было обнаружено более двухсот пещер, содержащих выдающиеся рисунки, картины и скульптуры Ауриньяка, которые являются одними из первых неоспоримых примеров создания фигуративных изображений.

Среди самых ранних — женская фигура, изваянная из мамонтовой кости, которая была обнаружена в шести черепках в пещере Хохле-Фельс в Шельклингене, Германия. Она датируется 35 000 лет до нашей эры.

Скульптуры палеолитического искусства

Палеолитическая фигура Венеры из Хохлефельса из Ауриньякской цивилизации, сделанная из мамонтовой кости и датируемая 35 000 лет до н.э.; Ramessos, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

  Средневековое искусство - взгляд на искусство и литературу средневекового периода

Пример палеолитических наскальных рисунков: Шове-Пон-д’Арк

Когда речь заходит о примерах палеолитических наскальных рисунков, наиболее известным примером, скорее всего, является Шове-Пон-д’Арк. Шове-Пон-д’Арк — это украшенная пещера на юго-востоке Франции, которая считается одним из самых важных палеолитических убежищ, когда-либо обнаруженных. Она отличается уникальностью и блеском своих изображений животных, а также своей древностью.

Люди посещали пещеру дважды: один раз около 36 000 лет назад, а второй — примерно 5-6 000 лет спустя. Ауриньяки, предыдущие посетители, выполнили большую часть художественных работ. Они не жили в пещере, а использовали ее для проведения обрядов.

Те немногие костры, которые разводили их предшественники, граветты, служили не для приготовления пищи, а для получения древесного угля, необходимого для рисунков эпохи палеолита. Первые люди делали рисунки не на всех доступных поверхностях. Например, стороны Камеры медвежьих стен, массивного пространства сразу после входа, совершенно свободны от рисунков, скорее всего, благодаря попадавшему на них естественному дневному свету.

Пещерные рисунки эпохи палеолита

Вход в пещеру Шове-Пон-д’Арк на юго-востоке Франции; JYB Devot, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Все фотографии должны быть созданы при свете факелов в полной темноте. Иногда они выбирали конец неясного крошечного коридора (например, Вестибюль красных медведей), а иногда собирали фотографии на большом панно (например, Панно львов, Панно лошадей).

Другие находки также кажутся результатом целенаправленного отбора. Большинство рисунков в ранних камерах пещеры были выполнены красным цветом (пигмент, полученный из гематита, встречающегося в природе оксида железа), и лишь несколько рисунков — черным. В переходной камере имеется всего две гравюры и по одной маленькой красной метке в каждом конце, тогда как во второй части пещеры преобладают угольные или белые гравюры.

Обоснование такого выбора экспертам неизвестно. Как обычно бывает в произведениях палеолитического искусства, большинство рисунков в Шове-Пон-д’Арк изображают животных, и лишь несколько людей и несколько геометрических «знаков». Разнообразие видов животных, изображенных в пещере Шове-Пон-д’Арк, не имеет аналогов. Еще одним примечательным аспектом Шове-Пон-д’Арк является то, что львы, мамонты, носороги и медведи — самые грозные животные региона — составляют более 60% фигур, хотя бизоны и лошади чаще встречаются в пещерах, расписанных в более позднее время.

Что означает палеолит

Реплика картины из пещеры Шове примерно 31 000 лет назад (скорее всего, ауриньякская), находится в музее Антропос в Брно, Чешская Республика; HTO, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Единственный намек на человечество — это фронтальный вид нижней половины женского тела рядом с бизоном с рукой человека. Есть также полдюжины изображений женской анатомии и столько же трафаретов рук. Несмотря на то, что они выглядят элементарно, фотографии иногда использовались с удивительной тонкостью и опытом.

Некоторые стены, например, были выскоблены, чтобы предоставить чистый холст для рисования.

Когда рисунок был сделан, его внешние очертания слегка подчеркивались, чтобы он выделялся, с помощью техники, известной как рисование обрубком (т.е. распределение цвета рукой для создания тени). В пещере работал как минимум один выдающийся художник, а возможно, и больше.

Искусство верхнего палеолита — самый примитивный вид древнего искусства. Палеолитическая наскальная живопись, состоящая из ручных трафаретов и простых геометрических узоров, насчитывает не менее 40 000 лет. Появление фигуративных палеолитических рисунков рассматривается как признак начала социального модерна в палеолитическом обществе и является одним из дифференцирующих элементов, отделяющих период верхнего палеолита от периода среднего палеолита. Открытие палеолитических фресок в пещерах Индонезии, возраст которых не уступает древнейшим европейским образцам, показало, что аналогичная художественная деятельность имела место 40 000 лет назад как в западной, так и в восточной Евразии.

Часто задаваемые вопросы

Что означает термин «палеолит»?

Термин «палеолит» технически означает «древний камень», но он относится к тому периоду нашего прошлого, когда добыча пропитания осуществлялась с помощью падалей, корма и охоты. Люди еще не экспериментировали с одомашниванием животных или выращиванием растений. Поскольку охотники-собиратели не могли полагаться на сельскохозяйственные способы целенаправленного получения пищи, их питание зависело от естественных колебаний экосистемы. Они пытались управлять этими процессами особыми способами, такими как ротация, охота и собирательство, чтобы гарантировать достаточную продовольственную безопасность для своих людей.

Что такое определение искусства палеолита?

Оно относится к искусству, созданному в период палеолита. В эпоху палеолита, которая длилась примерно с 30 000 до н.э. до 10 000 до н.э., появились самые ранние примеры человеческой изобретательности. Из-за отсутствия письменных материалов этого периода практически все наше понимание культуры и образа жизни палеолита основано на археологическом и антропологическом сходстве с современными культурами охотников-собирателей. Палеолит длился до тех пор, пока не растаял лед, и тогда появились земледелие и использование металлов. Существует гипотеза, что самые ранние прибрежные миграции распространили художественное наследие, насчитывающее более 50 000 лет, вдоль всего южного побережья Евразии. В конце эпохи палеолита люди начали создавать произведения искусства, такие как палеолитические наскальные рисунки и украшения, а также религиозные традиции, такие как ритуальные погребальные практики.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий