Ватсон и акула — погружение в легендарную картину Джона Синглтона Копли

Ватсон и акула

Шел 1749 год, и Брук Уотсон решил искупаться в море в гавани Гаваны на Кубе. Во время купания на него дважды нападала акула — команда из девяти человек спасла его как раз перед тем, как акула смогла схватить его во время третьей попытки. Эта травматическая и героическая сцена была увековечена в знаменитой картине «Ватсон и акула», созданной Джоном Синглтоном Копли в 1778 году.

Оглавление

Аннотация художника: Кем был Джон Синглтон Копли?

Джон Синглтон Копли был англо-американским художником, родившимся, по некоторым данным, в Бостоне, штат Массачусетс. Он считался одним из самых влиятельных колониальных художников своего времени, популярным благодаря своим портретам и историческим картинам. Сначала он жил и работал в Америке как художник, а в 1774 году переехал в Лондон, Англия, где продолжил свою карьеру, в частности, писал исторические картины. Он создал более 300 произведений искусства и был пионером жанра американской реалистической живописи.

Портрет Джона Синглтона Копли

Джон Синглтон Копли Автопортрет (1780-1784) Джон Синглтон Копли; Джон Синглтон Копли, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ватсон и акула в контексте

Художник Джон Синглтон Копли
Дата написания 1778
Средство Масло на холсте
Жанр Историческая живопись, живопись животных и морское искусство
Период Романтизм
Размеры 182,1 x 229,7 см
Серия / версии Первая из трех версий
Где хранится? Национальная галерея искусств (Вашингтон, округ Колумбия)
Сколько стоит Цена неизвестна

В этой статье мы обсудим самую известную из знаменитых картин Джона Синглтона Копли 18 века — «Ватсон и акула» (1778). Во-первых, мы рассмотрим некоторые социально-исторические аспекты, которые определили тематику этой картины, исследуем вопросы о том, почему она была написана и присущий ей символизм. Во-вторых, мы рассмотрим визуальные композиционные аспекты, которые формируют картину. В этом историческом произведении искусства многое происходит, так что давайте посмотрим, что мы сможем найти.

Ватсон и акула оригинал

Ватсон и акула (1778) Джона Синглтона Копли, хранится в Национальной галерее искусств; John Singleton Copley, Public domain, via Wikimedia Commons

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Мы уже представили Брука Уотсона, главного героя этой картины, но чего мы о нем не знаем, так это того, что ему было 14 лет, когда произошло нападение акулы. В 1741 году Уотсон осиротел (предполагается, что его родители умерли), и его отправили жить к дальним родственникам в Бостон (некоторые источники предполагают, что это были его тетя и дядя). Его дядя был купцом и торговал в Вест-Индии.

Брук начал работать в качестве члена экипажа на одном из кораблей в этом районе. Когда они были пришвартованы в гавани Гаваны на Кубе, Уотсон отправился купаться голышом.

В первом случае, когда акула напала на него, она содрала кожу с его правой лодыжки; во время второго нападения акула откусила ему лодыжку. Прежде чем акула смогла добраться до него во время третьего нападения, лодке и девяти мужчинам удалось спасти Уотсона и вогнать в акулу шлюпочный крюк. В результате нападения Уотсону была ампутирована правая нога ниже колена.

Джон Синглтон Копли

Рисунок Брука Уотсона, 1803 год; Роберт Дайтон, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Уотсон вел насыщенную жизнь, сам стал торговцем и служил в армии. Он также был членом парламента с 1784 по 1793 год и лорд-мэром Лондона в 1796 году, в том числе был директором Банка Англии. Он стал широко известен и проиллюстрирован своей пегой ногой на многочисленных изображениях. Он также был оклеветан политической оппозицией в стихотворении, написанном о его ноге:

«О! Если бы чудовище, съевшее на завтрак эту незадачливую конечность, встретило свой благороднейший узелок, лучшие из рабочих и лучшие из дерева едва ли обеспечили бы ему такую хорошую голову».

Независимо от того, как Ватсона воспринимали или иллюстрировали, он стал известной исторической фигурой. Это произошло не только из-за его ампутации, но и благодаря его успешной карьере человека многих профессий. Картина «Ватсон и акула» придала ему дополнительный импульс как герою, выжившему в условиях кажущейся сырости природы.

На самом деле, именно Уотсон заказал художнику Джону Синглтону Копли нарисовать это испытание в подростковом возрасте; эти два джентльмена встретились в Лондоне в 1774 году и подружились. После того как Копли закончил картину в 1778 году, она была выставлена в Королевской академии искусств в Лондоне. Вначале (довольно длинно) она была озаглавлена так: «Мальчик, на которого напала акула, и которого спасли моряки в лодке, основанная на факте, произошедшем в гавани Гаванны».

  Кельтское искусство - исследование истории и стилей искусства древних кельтов

Ватсон и акула Оригинальное название

Гравюра Валентина Грина с картины Джона Синглтона Копли «Юноша, спасенный от акулы, в гавани Саванны» (ок. 1779 г.); после Джона Синглтона Копли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Картина получила положительную оценку различных британских газет после того, как была выставлена на всеобщее обозрение, и многие рецензии восхваляли ее сюжет. Например, газета The General Advertiser и Morning Intelligencer за 27 апреля 1778 года писала: «Картина в целом очень хороша, хотя в отдельных ее частях есть некоторые неточности. История рассказана хорошо».

Что касается «неточностей» картины, многие критики также указывали на нереалистичность сцены. Например, акула не была похожа на акулу, люди на лодке не смогли бы спасти Уотсона, так как они держали канат «не по-моряцки», а вода была слишком спокойной для происходящего.

Жанр исторической картины

Стоит отметить, что Копли был ведущим художником жанра исторической живописи, наряду с коллегой Бенджамином Уэстом, и их картины часто сравнивали по сходству. Уэст был популярен тем, что изображал исторические повествования с современным уклоном, например, «Смерть генерала Вульфа» (1770), которая была написана почти на 10 лет раньше.

Картина Уэста представляла собой исторический рассказ о битве при Квебеке в 1759 году.

Она изображала сцену в тот напряженный момент, когда генерал Вулф умирал. Эта картина противоречила традициям исторической живописи, поскольку Уэст изобразил генерала Вульфа в окружении различных фигур, одетых в современную одежду вместо характерных классических одеяний (или тог). Он также изобразил современное событие, а не библейскую или мифологическую сцену.

Ватсон и акула Сравнение

Смерть генерала Вульфа (1770), Бенджамин Уэст; Бенджамин Уэст, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Еще один важный факт о картине Копли «Ватсон и акула» — художник изобразил человека (Ватсона) совершенно безвестным и неизвестным в глазах общества. Никто не знал, кто изображенные на картине персонажи.

Это напоминает нам о том, что историк Луис П. Мазур описал в своей статье «Читая Ватсона и акулу», опубликованной в журнале The New England Quarterly Vol. 67, No. 3 (сентябрь 1994). Он заявил, что «история демократизируется, и безымянные моряки оказываются не менее достойными, чем любой генерал, мирских и духовных наград за добродетельные, самоотверженные действия».

Мазур также описал подход Уэста к его картине генерала Вулфа, заявив, что «героизм не обязательно должен быть привязан к древним образцам, чтобы вдохновлять или наставлять зрителя». Более того, объясняя подход Копли к его картине с акулой, Мазур писал: «Ватсон и акула еще больше размывает границы исторической живописи, поскольку он взял неясное событие из недавнего прошлого и придал ему историческое значение, изобразив его на полноразмерной картине маслом».

По иронии судьбы, Копли написал три версии этой картины, воспроизводя один и тот же сюжет в той же манере, в какой художники эпохи Возрождения писали несколько версий религиозных фигур, например, «Мадонну с Христом».

Помещая обычного человека в центр внимания героя или мученика, этот новый подход к историческому жанру полностью отличался от традиционных библейских повествований, где в центре внимания оказывались религиозные и мифические фигуры.

Ватсон и акула Версия 2

Вторая версия картины Джона Синглтона Копли «Ватсон и акула» (1778), хранится в Музее изящных искусств в Бостоне; Джон Синглтон Копли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

У картины «Ватсон и акула» есть много аспектов. Она не только наполнена историческим повествованием, но и рассказывает визуальную историю посредством композиционной и стилистической визуализации. Ниже мы рассмотрим сюжет и то, как изображены фигуры, особенно Ватсон, а также символизм, стоящий за ними.

Тематика

Когда мы смотрим на картину «Ватсон и акула», мы видим на левом переднем плане фигуру Брука Ватсона в воде. Его обнаженное тело плавает на поверхности воды; его правая рука вытянута в сторону девяти мужчин в лодке, приближающихся, чтобы спасти его, в то время как его левая рука находится сбоку от него. Двое мужчин высунулись из лодки, чтобы дотянуться до Ватсона, в то время как другой мужчина в лодке держится за них, чтобы закрепить их.

Мы замечаем четырех мужчин, которые, по-видимому, являются гребцами и смотрят в ожидании на эту сцену. Справа от лодки (с точки зрения зрителя) стоят двое мужчин. Первый — африканец, возможно, единственный африканец на лодке, который держит веревку, брошенную Уотсону. Второй мужчина занимается тем, что протыкает акулу в воде лодочным крюком. Акула появляется на правом переднем плане композиции, приближаясь к фигуре Ватсона в воде.

Тело акулы также кажется очень длинным, поскольку спинной плавник можно заметить на противоположной стороне лодки, что говорит о громадности существа.

Ватсон и акула Картина

Деталь картины Джона Синглтона Копли «Ватсон и акула» (1777), а именно третья версия, хранящаяся в Детройтском институте искусств; John Singleton Copley, Public domain, via Wikimedia Commons

На окружающем фоне изображены различные корабли и здания, что наводит на мысль о гаванской гавани, где происходит это историческое событие. Вода, окружающая фигуры, изображена с волнистыми волнами на переднем плане, но более спокойная к заднему плану.

  Авангардное искусство - одно из основных направлений искусства 20 века

Вся сцена изображает момент напряженного и активного действия: Лодочники горячо пытаются спасти Ватсона, а акула, похоже, не колеблясь, настигает свою добычу. Мы втягиваемся в эту сцену и остаемся в ужасе, гадая, что же будет дальше.

Для тех, кто не знает историю картины, можно предположить, что мальчик не пережил этого испытания.

Интересным фактом об этой картине является то, что она послужила источником вдохновения для многих других художников и писателей. Например, «Плот Медузы» (1818-1819) французского художника Теодора Жерико и классический роман Германа Мелвилла «Моби-Дик» (1851).

Похожие картины на Ватсон и акула

Плот Медузы (1818-1819) Теодора Жерико; Теодора Жерико, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Художественные ссылки и религиозная символика

В картине присутствуют многочисленные отсылки к классическим скульптурам и картинам, и фигуры Копли напоминают их. Во время написания картины «Ватсон и акула» Копли находился под влиянием нескольких известных произведений искусства, и было отмечено, что многие из этих отсылок относятся к религиозным сюжетам.

Фигура Ватсона напоминает гладиатора Боргезе (ок. 100 г. до н.э.), который, как считается, был изваян Агасиасом из Эфеса. Это мраморная статуя воина в натуральную величину с вытянутой левой рукой. Плавающая в воде фигура Ватсона, если она стоит, находится в такой же позе, как и вышеупомянутый воин.

Ссылки на Ватсон и акула

СЛЕВА: гладиатор или воин Боргезе, в настоящее время находится в Лувре в Париже; Gijselaar, Nicolaas Cornelis de (1792-1873), CC BY 4.0, via Wikimedia Commons | СПРАВА: деталь Преображения (1518-1520) Рафаэля; Рафаэль, общественное достояние, via Wikimedia Commons.

Кроме того, Уотсон также похож на одну из фигур на картине «Преображение» (1516-1520) художника эпохи Возрождения Рафаэля, возможно, на фигуру в правой части композиции с правой рукой, протянутой подобно Уотсону. Голова Ватсона также заимствована у одной из голов сына, изображенного на знаменитой скульптуре «Лаокоон и его сыновья» (ок. 42 г. до н. э. — 20 г. до н. э.), выполненной тремя возможными скульпторами, а именно Афанадоросом, Хагесандросом и Полидоросом Родосским.

Когда мы смотрим на другие фигуры в лодке, например, на двух мужчин, пытающихся достать Ватсона, они напоминают рыбаков на рисунке Рафаэля «Чудесное вытягивание рыб» (1515-1516). Кроме того, человек с лодочным крюком, собирающийся пронзить акулу, напоминает Святого Георгия (см. «Святой Георгий и дракон» Рафаэля, 1504-1506 гг.) и Святого Михаила (см. «Святой Михаил Архангел» Гвидо Рени, 1636 г.).

Лицом вверх: влияние Шарля ле Брюна

Помимо художественных ссылок, еще одной важной характеристикой картины «Ватсон и акула» является выражение лица, которым наделен каждый из мужчин. Для этого Копли обратился к влиятельной работе французского художника Шарля ле Брюна. Ле Брюн изучал выражения лиц и опубликовал книгу на эту тему под названием «Метод для обучения изображению страстей» (1698).

Некоторые выражения лица и связанные с ними эмоциональные состояния включают внимание или презрение, например, у человека, держащего лодочный крюк; крайний слева человек в лодке показывает ужас; человек с веревкой показывает сострадание, а пожилой человек показывает удивление.

Ватсон и акула картина вдохновение

Исследование выражений Шарля ле Брюна; Шарль ле Брюн, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В конечном счете, фигуры играют важную роль в этой картине, например, африканская фигура, держащая веревку. Также упоминается, что только он держит веревку, которая является «спасательным кругом» Ватсона.

Есть разные интерпретации этого человека. Например, его можно считать героем, спасающим Ватсона, потому что он держит веревку, или, возможно, его более пассивное выражение лица подчеркивает более активную позицию человека с лодочным мотыгой.

Эта фигура напоминает человека на картине Копли «Голова негра» (1778), поскольку считалось, что Копли был к нему неравнодушен. Его включение в картину также рассматривалось как попытка борьбы с рабством. Фигуры также одеты в разные наряды. Некоторые из них выглядят более состоятельными, например, мужчина с лодочным мотором, который одет в модные регалии того времени, такие как кожаные туфли с пряжками и пальто. Мужчины также принадлежат к разным возрастным группам, от молодых до пожилых.

Джон Синглтон Копли Знаменитые картины

Голова негра (1777 или 1778), Джон Синглтон Копли; John Singleton CopleySailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Цвет

Копли пишет в приглушенных тонах, зеленый цвет моря простирается далеко на задний план, а голубой и белый цвета неба и облаков. Общая картина кажется почти туманной в своей цветовой гамме, возможно, имитируя туманный воздух, который можно ощутить на море. Мы также замечаем вариации коричневого цвета от размытых кораблей на заднем плане и лодки на переднем плане.

На переднем плане картины интересная игра света и темноты.

Акула почти выплывает из более затемненной, затененной области в правом нижнем углу картины. Это, кажется, сопоставляет неизвестный источник света над телом Ватсона и людьми на лодке. Этот источник света также, кажется, выделяет эти центральные фигуры и главное действие — спасение Ватсона.

  Сальвадор Дали - взгляд на искусство сюрреализма и жизнь этого испанского художника

Линия и пространство

Глубина и пространственное восприятие картины создаются благодаря сильной игре вертикальных, горизонтальных и диагональных линий, подчеркивающих действие и удерживающих нас в динамическом напряжении. Мы замечаем горизонтальные линии от тела Уотсона в воде, акулы, лодки на переднем плане, а также зданий и кораблей по обе стороны на заднем плане. Горизонтальные линии взаимодействуют с диагоналями, создаваемыми волнами на воде, веслом слева, рукой Ватсона, тянущейся к лодке, а также людьми в лодке.

В совокупности создается «композиционный треугольник», еще больше акцентирующий внимание на центральных фигурах и создающий эффект зигзагообразных линий, которые перемещают наш взгляд на задний план.

На вертикальные аспекты картины указывает стоящая фигура человека с эллингом и сам эллинг. Мы также замечаем, как вдалеке на заднем плане открывается гавань, которая находится прямо за человеком с эллингом — это также может подчеркивать значимость этой фигуры и то, что именно он спасает Уотсона от акулы.

Масштаб

Копли написал три варианта картины «Ватсон и акула». Оригинальная версия 1778 года, о которой здесь идет речь, хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, США, и имеет размеры 182,1 x 229,7 см. Это была одна из первых крупномасштабных картин Копли, написанных им после того, как он в основном писал портреты. Вторая версия, которая является копией, хранится в Музее изящных искусств в Бостоне, а третья версия была написана в 1782 году; она меньше и более вертикальна и хранится в Детройтском институте искусств.

Ватсон и акула Версия 3

Третья версия картины Джона Синглтона Копли «Ватсон и акула» (1782), хранящейся в Детройтском институте искусств; Джон Синглтон Копли, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Преодоление трудностей: «Самый полезный урок для молодежи»

Картина «Ватсон и акула» затрагивает множество тем, одной из которых является тема воскрешения. Хотя Копли не рисовал в традиционной манере религиозных или мифологических фигур, послание и мотивы, переданные в картине, соответствуют классическим повествованиям, которые мы находим в Библии, а именно: воскресение, мученичество и преодоление трудностей.

Обнаженная фигура Ватсона, освещенная неизвестным источником света, наводит нас на мысль о том, что кто-то спасается. Мы видим заложенную идею спасения, а реальная история Ватсона и акулы способствует этому.

Хотя эта картина также основана на реальном событии, Копли создал визуальные декорации на основе творчества художника, нескольких гравюр с изображением гавани Гаваны, а также не имея опыта непосредственного знакомства с Кубой и тигровой акулой.

После смерти Брука Уотсона в 1807 году картина была передана в дар больнице Христа (благотворительной школе) в Сассексе, Англия. По завещанию Уотсона картина должна была вдохновить других детей или сирот в этой школе. В своем завещании Уотсон объяснил, что (упомянутая картина) должна быть «повешена в зале их больницы как наиболее полезный урок для молодежи».

Часто задаваемые вопросы

Что такое «Ватсон и акула»?

Ватсон и акула» (1778) — картина маслом, написанная американским художником Джоном Синглтоном Копли. Она считается самой известной из знаменитых картин Джона Синглтона Копли 18 века. На картине изображен мальчик из каюты по имени Уотсон, который отправился купаться в гаванскую гавань, но на него напала тигровая акула, и его спасли члены экипажа с причаленного корабля. Существует три версии этой знаменитой картины: одна — оригинал 1778 года, вторая — реплика, а третья — уменьшенный более вертикальный размер 1782 года.

Кем был Уотсон на картине «Уотсон и акула»?

Ватсон, его полное имя Брук Ватсон, был 14-летним мальчиком (осиротевшим в детстве и отправленным жить к тете и дяде), когда на него напала акула. Он был кают-компанией на корабле, пришвартованном в гавани Гаваны. Он выжил после нападения акулы и вырос, став успешным бизнесменом, политиком, а также служил в армии. Среди его заслуг — член парламента с 1784 по 1793 год, лорд-мэр Лондона в 1796 году и директор Банка Англии.

Что означает картина «Ватсон и акула»?

Некоторые источники предполагают, что в картине «Ватсон и акула» присутствуют религиозные темы, что объясняется сильными религиозными убеждениями художника, который был христианином. Некоторые смыслы и темы связаны с «воскрешением и спасением», что особенно заметно в том, как Копли изобразил обнаженное тело Ватсона в воде, как будто он страстно отдается высшим силам.

К какому жанру живописи относится картина «Ватсон и акула»?

Картина «Ватсон и акула» относится к нескольким различным жанрам, однако она рассматривается преимущественно как историческая картина, поскольку на ней изображены истоки подлинной истории и героизм Брука Ватсона. Этот жанр также был одним из первых в то время, когда художник жил в Лондоне. Картина также считается картиной животного жанра, поскольку Копли изобразил акулу, сделав значительный акцент на акуле как на огромной, грозной силе, с которой нужно считаться, что характерно для жанра живописи животных.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий