Ян ван Эйк Благовещение — Анализ картины Благовещение

Ян ван Эйк Благовещение

«В шестом месяце послал Бог ангела Гавриила в город Галилейский, именем Назарет, к деве, обрученной с человеком, которого звали Иосиф, из дома Давидова. Имя девы было Мария». Это отрывок из книги Луки (1: 26-38) в Библии. Ниже мы подробнее рассмотрим это счастливое событие на одном из самых реалистичных изображений, выполненных художником Северного Возрождения Яном ван Эйком.

Оглавление

Аннотация художника: Кто был Ян ван Эйк?

Ян ван Эйк — фламандский живописец, родившийся, предположительно, между 1385 и 1390 годами (о фактической дате рождения художника сохранилось минимум сведений). Также считается, что ван Эйк вырос в городе Маасейк, Бельгия. Он был одним из самых выдающихся художников раннего Северного Возрождения и многими считается «отцом масляной живописи» благодаря высокому уровню реализма, который он изображал на своих картинах. Он работал в качестве придворного художника при таких деятелях, как Иоанн III Безжалостный и Филипп Добрый (герцог Бургундский). В 1429 году ван Эйк переехал в Брюгге, где оставался до самой смерти, которая наступила около 1441 года.

Ян ван Эйк

Портрет мужчины в красном тюрбане (Автопортрет) (1433), Ян ван Эйк; Ян ван Эйк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ян ван Эйк, Благовещение, в контексте

В этой статье мы рассмотрим знаменитую картину фламандского художника Яна ван Эйка «Благовещение» (1434-1436 гг.). Она считается одной из самых сложных картин, богатых символизмом и иконографией, не говоря уже о стилистических деталях, благодаря которым она кажется почти фотографической. Во-первых, мы рассмотрим картину с социально-исторической точки зрения и кратко обсудим ее место в эпохе, когда она была написана. Во-вторых, мы обсудим сюжет картины, а также ее символические и стилистические мотивы.

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Вышеупомянутый отрывок из Книги Луки также называют Благовещением, или Благовещением Богоматери. Эта сцена Благовещения была известным сюжетом религиозной живописи (христианского искусства) на протяжении всей европейской истории.

Мы найдем различные примеры этой общей темы — религиозной тематики — в различных периодах истории искусства, а именно в византийском, романском, готическом и особенно в эпоху Возрождения в Италии и Северной Европе, а также в маньеризме и русской иконописной живописи.

В такие периоды искусства, как, например, эпоха Возрождения, религиозное искусство в основном заказывалось католической церковью. Однако были и другие меценаты, такие как богатая семья Медичи во Флоренции и семья Гонзага в Мантуе, Италия. Этих меценатов важно отметить, поскольку они определяли и тематику.

Картина

Семья Фердинандо II Медичи, великого герцога Тосканы, ок. 1621 г.; неизвестный гравер, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Среди наиболее распространенных видов произведений искусства преобладали архитектура и скульптура. Живопись включала в себя различные типы, такие как иллюминированные рукописи и алтарные образы, последние из которых были представлены в различных форматах, а именно: диптих, триптих и полиптих. Эти картины также называются панно и обычно выполняются из дерева масляными или яичными темперными красками.

Диптихи состояли из двух панелей, соединенных друг с другом шарнирами, и были складными. Диптихи часто использовались для личного посвящения, их также называли «путешествующими иконами» из-за их портативности. Триптихи состояли из трех панелей, средняя часть с двумя «крыльями» на шарнирах. А полиптихи имели более трех панелей. Они были широко распространены в церквях и, как правило, изображали различные библейские сюжеты.

Считается, что картина Ван Эйка «Благовещение» была частью триптиха.

Картина Яна ван Эйка

Гентский алтарь (открытый) (1432), Ян ван Эйк; Ян ван Эйк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ян ван Эйк также написал множество других картин на религиозную тематику, центральной фигурой которых была мать Мария. Художник также включал религиозную иконографию и символизм в свои картины, что было вызвано его сильными убеждениями в необходимости изучения взаимосвязи между материальным и духовным миром.

Среди других его известных картин — триптихи под названием «Гентский алтарь» (ок. 1432), «Мадонна в церкви» (ок. 1438-1440), «Мадонна канцлера Ролина» (ок. 1435), «Дрезденский триптих» (ок. 1437). Некоторые из его известных светских работ включают «Человека в красном тюрбане» (1433) и «Портрет Арнольфини» (1434).

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Картина Яна ван Эйка «Благовещение» — это, на первый взгляд, роскошное и богатое символами изображение сцены Благовещения. С чего начать поиск скрытых жемчужин в этом шедевре? Ниже мы рассмотрим различные композиционные элементы и стили этого знаменитого фламандского художника, начиная с общей картины — сюжета.

  Картины Яна ван Эйка - взгляд на лучшие произведения искусства Яна ван Эйка

Ян ван Эйк Благовещение Картина

Благовещение (ок. 1434-1436) Ян ван Эйк; Ян ван Эйк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Предмет изображения

На картине Яна ван Эйка «Благовещение» мы видим двух главных персонажей — архангела Гавриила слева и мать Марию справа. Мать Мария поднимает обе руки вверх в жесте, называемом expansis minibus, который указывает на эмоцию удивления. Это вполне ожидаемо, ведь она только что узнала, что родит Сына Божьего.

Эти две фигуры стоят в церковной обстановке, что отличается от большинства сцен Благовещения, которые обычно происходят на открытом воздухе, например, в портике или в доме. Примерами вышеупомянутых сцен являются Благовещение (1443) Филиппо Липпи, Благовещение (1450) Фра Анджелико и Благовещение (1472-1475) Леонардо да Винчи.

Предполагается, что ван Эйк намеренно использовал церковную обстановку, чтобы передать более глубокое послание. Кроме того, подобные соборы не существовали, когда мать Мария получила известие от архангела Гавриила.

Сцена благовещения

Крупный план картины Яна ван Эйка «Благовещение» с изображением церковной обстановки; Ян ван Эйк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Фон наводит на мысль о пространстве собора в романском и готическом стиле. На романский стиль указывают округлые арки в клиросе (верхняя часть), а на готический — остроконечные арки в левой части композиции. Это также в некотором смысле исторически точно, поскольку в некоторых соборах эти два архитектурных стиля пересекались. Однако считается, что церковь, которую изобразил ван Эйк, вымышленная.

Деревянный потолок собора выглядит обветшалым — мы видим, что часть деревянных досок выломана. На верхней части задней стены, прямо позади и над Матерью Марией, есть один витраж. На нем изображен Бог, стоящий на вершине шара мира.

Некоторые источники предполагают, что это относится к библейскому стиху из Исаии 66:1: «Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих».

По обе стороны от витража вверху нарисованы сцены. Слева изображен момент, когда Моисей был найден дочерью фараона, а справа — когда Моисей получил десять заповедей. Кроме того, единственный витраж повторяется в трех стеклянных окнах внизу, а также на задней стене.

Ян ван Эйк Благовещение Деталь

Деталь картины Яна ван Эйка «Благовещение», изображающая витраж и фреску на левой стене; Ян ван Эйк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

По мере продвижения вниз, рядом с каждой фигурой появляются две надписи: Архангел Гавриил говорит: AVE GRÃ PLENA, что означает «Радуйся, полная благодати». Мать Мария говорит: ECCE ANCILLA DÑI, что означает «Узри служанку Господню». При ближайшем рассмотрении слова оказываются перевернутыми, потому что они предназначены для обращения к Богу, который будет читать их с небес.

Когда мы смотрим на три витража на нижнем уровне церкви, средний витраж находится прямо за фигурой Девы Марии, почти подчеркивая ее лик. Кроме того, мы видим семь лучей солнца, исходящих из верхнего бокового окна слева, и летящего голубя — все это направлено на фигуру Девы Марии.

Обе фигуры тщательно одеты. Мать Мария одета в голубое платье (символ божественности) с горностаевой отделкой (горностай использовался для королевских одежд, что говорит о королевской власти Матери Марии). Ее голову украшает маленький «циркуль». Поза матери Марии также является предметом споров, поскольку неясно, стоит ли она на коленях, сидит или стоит.

Ян ван Эйк

Благовещение (ок. 1434-1436 гг.) Ян ван Эйк (обрезано); Ян ван Эйк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Архангел Гавриил одет в одеяние, похожее на одеяние Матери Марии, только более пышное, украшенное узорами и крупными драгоценностями. Он также носит корону и держит посох в левой руке, а палец правой указывает вверх. Его одежда также указывает на то, что он участвует или празднует высокую мессу.

Разница в одежде создает контраст между двумя фигурами, указывая на то, что архангел Гавриил — с небес, а мать Мария выглядит более простой, что наводит на мысль о контрасте Неба и Земли. Кроме того, считается, что черты лица Марии напоминают черты лица Изабеллы Португальской, которая была женой Филиппа Доброго.

На переднем плане мы видим книгу, букет лилий и пуфик в правом нижнем углу композиции. Предполагается, что книга — это Книга пророка Исайи, но она также может намекать на «ученость» Марии.

Одежда в сцене Благовещения

Деталь картины Яна ван Эйка «Благовещение» (ок. 1434-1436 гг.) с изображением книги, лилий и табурета; Ян ван Эйк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Пол, выполненный в виде плитки, хорошо виден на переднем плане, что дает нам достаточно оснований полагать, что на нем изображены различные сцены из Ветхого Завета, включая истории Самсона и Давида и Голиафа. Вокруг каждой плитки и соответствующей сцены имеются бордюры, включающие мотивы листвы, такие как клевер, цветы колумбайн и знаки Зодиака.

  Собаки, играющие в покер Кассиус Марселлус Кулидж - анализ

Однако не все знаки Зодиака видны. К видимым знакам относятся Овен, Дева и Козерог. Знаки Зодиака были обычным дополнением на полах или тротуарах средневековых соборов, подобных тому, что изображен на этой картине.

Изображение знаков Зодиака также указывает на то, что Бог управляет всей Вселенной, включая все, что связано с астрологией. Существа в знаках Зодиака могут также указывать на хаос до пришествия Христа.

Темы: Старое и новое

Заметные темы, проявляющиеся в этой картине, исследуют понятия старого и нового, особенно с различными ссылками на Ветхий и Новый Заветы из Библии. Это касается наступления «нового века», так сказать, с зачатием и рождением Христа через Деву Марию.

Мы видим отголоски этого в том, как ван Эйк изобразил собор внутри. Сверху он кажется обветшалым; в росписях на верхней стене есть ссылки на Ветхий Завет, а сама архитектура относится к более древнему стилю (романскому). Вся верхняя часть церкви также более темная и, кажется, окутана тенями.

Деталь картины

Деталь картины «Благовещение» (ок. 1434-1436) Яна ван Эйка; Ян ван Эйк, общественное достояние, через Wikimedia Commons

По мере продвижения вниз, к Матери Марии, больше света освещает центральные фигуры и нижнее пространство. Архитектурный стиль (готика) также более новый, а окна пропускают больше света. Ссылка на Новый Завет очевидна в самой Марии и представлении Христа в человеческом облике.

Она описана как посредник между двумя мирами или «эпохами».

Концепция Троицы из Библии также очевидна, например, в расположении окон. Одно верхнее окно может быть намеком на Бога из Ветхого Завета, а когда повествование переходит в более новое царство, три окна становятся напоминанием о Святой Троице, а именно: «Бог Отец», «Бог Сын» и «Бог Святой Дух» — все трое являются Богом.

Символизм: Религиозная иконография

Картина Яна ван Эйка «Благовещение» наполнена символизмом, и для тех, кто не знаком с религиозной иконографией, может быть непонятно, что все это означает. Давайте начнем с числа семь. Это число повторяется в лучах солнца, проникающих слева, и в количестве лилий справа.

Число семь относится к семи дарам Святого Духа из книги пророка Исаии (II: 2 — 3). Дары — это мудрость, понимание, совет, сила, знание, чистота и страх.

Деталь картины Благовещение

Деталь картины Яна ван Эйка «Благовещение» (ок. 1434-1436 гг.), изображающая семь лучей солнца; Ян ван Эйк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Голубь, спускающийся к фигуре матери Марии, представляет Святого Духа и является символом мира. Аналогично, лилии, которые мы видим на переднем плане, представляют чистоту и также являются символами Христа. Подставка для ног в правом углу композиции перекликается с витражом вверху, где Бог стоит на глобусе мира.

Это отсылает к библейскому стиху из Исаии 66:1: «Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих». Кроме того, это может означать пустой трон, который будет заполнен с приходом Иисуса Христа.

Крылья Гавриила изображены в разных цветах, напоминая радугу. Это единственная сцена Благовещения, в которой Ян ван Эйк придал Гавриилу радужные крылья, изображенные таким образом. Крылья также похожи на павлиньи перья, которые символизируют бессмертие.

Ангел Гавриил на картине Благовещение

Радужные крылья ангела Гавриила на картине Яна ван Эйка «Благовещение» ; Ян ван Эйк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Радужные крылья на этой картине снова намекают на Ветхий Завет, в частности на Ноя и ковчег, а также на Откровение. Некоторые источники предполагают, что ван Эйк намекал на связь между Ноем и Христом. Это также относится к тому, что архангел Гавриил вмешался, когда Ной был жив. Радуга становится мощным символом очищения и чистоты, поскольку мы видим, что это сильные темы из библейских повествований, упомянутых выше.

Техника живописи: Цвет, свет и текстура

В том, как ван Эйк использовал технику масляной живописи, цвет передан очень богато. Он использовал сусальное золото для изображения солнечных лучей и часто применял технику «мокрый по мокрому» для придания большей фактурности. Мы видим это на одежде Гавриила, которая выполнена в стиле парчи.

Драгоценности на одежде Габриэля сверкают с реализмом, намекая на новаторское использование художником масляной краски.

Он хорошо известен тем, что экспериментировал с новыми смесями масляных красок. Некоторые источники указывают на то, что он включал в свои масляные краски льняное масло и смолы, что позволяло ему рисовать такие предметы, как драгоценные камни (которые мы видим на одежде ангела) и металлы.

  Немецкий экспрессионизм - одно из величайших движений немецкого искусства

Ван Эйк использует свет в этой картине двумя способами: в естественных целях и символически. Он создает неизвестный источник света на переднем плане, который, кажется, выделяет центральные фигуры. Это сочетается с символическим светом, который исходит от лучей солнца вверху.

Деталь картины Яна ван Эйка Благовещение

Использование света в картине «Благовещение» (ок. 1434-1436) Яна ван Эйка; I, Sailko, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Мы также замечаем естественный свет, исходящий из окон вдоль клироса и окон внизу. Свет ни в коем случае не кажется резким, но он указывает на мягкость дневного света за пределами церкви.

Вся композиция является примером мастерства ван Эйка в изображении света и тени почти на всех предметах с помощью искусного использования масляных красок.

Известная цитата из публикации «История живописи» (1997) сестры Венди Бекетт описывает «техническую виртуозность», с которой рисовал ван Эйк. Она заявляет: «Вдохновенные наблюдения ван Эйка за светом и его эффектами, выполненные с технической виртуозностью с помощью этого нового прозрачного средства, позволили ему создать блестящий и ясный вид реальности. Изобретение этой техники изменило облик живописи».

Перспектива

Фигуры кажутся больше по размеру, чем то, что было бы математически пропорционально окружающей архитектуре, возможно, подчеркивая важность фигур. Ван Эйк также изобразил лица фигур в трехчетвертной портретной перспективе, что означает, что только три четверти лица находятся в поле зрения. Такой наклон головы фигур придает композиции реалистичность, и нам легче понять их эмоциональное состояние.

Интересным фактом о картине «Благовещение» является то, что ван Эйк оставил следы своих подрисуночных работ, которые являются подготовительными рисунками перед началом работы над картиной. Подрисовки предполагают многочисленные изменения в компоновке композиции, включая различные точки схода и перспективы.

Кроме того, пилястры слева планировалось повторить на задней стене, где краска нанесена толще, что позволяет предположить, что ван Эйк решил закрасить их. Подножка изображена крупнее, чем планировалось, а ваза с лилиями, похоже, была включена в последний момент.

Деталь сцены благовещения

Крупный план подножки и вазы с лилиями на картине Яна ван Эйка «Благовещение» ; Ян ван Эйк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Масштаб

Картина имеет размеры 90,2 х 34,1 см, и, как было сказано выше, считалось, что она является частью триптиха. Это дает нам представление о фактическом размере картины и о том, как она была бы размещена в церкви в качестве части алтаря.

«Как можно лучше»

Описанная выше картина «Благовещение», которая сейчас хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, США, представляет собой сложное произведение искусства, исследующее различные пути, указывающие на переход от старого мира (Ветхий Завет) к новому миру (Новый Завет) и пришествие Сына Божьего, Иисуса Христа. Мать Мария изображена как центральная фигура и как мост между старым и новым, она почти становится средством, способствующим рождению нового мира.

Девизом жизни Яна ван Эйка было «Als ich kan», что переводится как «как можно лучше» или «как я могу». На своих картинах он обычно писал это греческими буквами AAE IXH XAN. Считается, что он был одним из первых нидерландских художников 1400-х годов, сделавших это, если не единственным.

Благодаря его исключительному художественному мастерству, картина «Благовещение» является одним из шедевров нидерландской живописи эпохи Возрождения, написанных ван Эйком, и, несомненно, была выполнена с максимальной отдачей.

Часто задаваемые вопросы

Что такое Благовещение?

Благовещение также называют Благовещением Богоматери и Благовещением Господним. В его основе лежит христианская история о том, как архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Сына Божьего, Иисуса Христа. Сцена Благовещения стала предметом многочисленных религиозных картин и вдохновлена книгой Луки (1: 26 — 38) в Библии.

Что такое Ян ван Эйк, Благовещение?

Благовещение» (1434-1436 гг.) — картина маслом фламандского художника Яна ван Эйка. Она относится к эпохе Северного Возрождения и относится к жанру религиозного, или христианского, искусства. Некоторые считают, что она была частью левой части триптиха. На ней изображена знаменитая сцена Благовещения из Библии, и сейчас она хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, США.

Что символизирует «Благовещение» Яна ван Эйка?

Благовещение символизирует переход от Старого к Новому, а также изображает различные мотивы, намекающие на Ветхий и Новый Завет. Самое главное, оно символизирует наступление нового века, века Благодати, когда родится Иисус Христос. Мать Мария выступает почти как проводник этой наступающей новой эры. Другая символика включает в себя ссылки на Святую Троицу и понятия чистоты, возрождения и очищения.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий