«Афинская школа» Рафаэля — краткий анализ «Афинской школы»

Афинская школа Рафаэль

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, каково это — посещать специальную школу в классические времена, окруженную другими высокими мыслителями, учеными и философами? Может быть, вы не слишком расположены носить тунику, однако мы можем оценить это с нашей современной точки зрения. Речь идет об одной из самых известных картин эпохи Возрождения, написанной художником, с которым мы все знакомы, — «Афинская школа» Рафаэля. Именно об этой картине мы поговорим далее в статье.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Рафаэль?

Полное имя Рафаэля было Раффаэлло Санцио да Урбино, он родился в марте 1483 года в Урбино, городе в Италии, который также был центральным городом. Его отец, который писал картины для герцога Федериго да Монтефельтро, научил его живописи. Также считается, что он был учеником Пьетро Перуджино, известного художника умбрийской школы.

Рафаэль также жил и работал во Флоренции и Риме в течение значительных периодов своей жизни, что также повлияло на его художественный стиль.

Он был известен созданием индивидуального стиля, характеризующегося искусным использованием цветов и композиционной элегантностью. По заказу Папы Римского он писал картины в Ватиканском дворце, создав серию фресок, которые стали частью его основных произведений искусства. Рафаэль был известен как приятный человек и легко общался с другими людьми.

Кто написал картину

Предположительный автопортрет Рафаэля в возрасте около 23 лет, между 1504 и 1506 годами; Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Афинская школа» Рафаэля в контексте

Рафаэль, написавший картину «Афинская школа» около 1509 года, принадлежал к числу мастеров Высокого Возрождения, он был одним из «большой тройки», а именно Леонардо да Винчи и Микеланджело. Его культовая картина просуществовала сотни лет и сегодня является одной из самых почитаемых картин эпохи Возрождения. В этой статье мы рассмотрим анализ «Афинской школы», сначала предоставив контекстуальный фон.

Мы обсудим период, в который Рафаэль писал свои картины, а именно эпоху Высокого Возрождения, а также то, почему он написал эту картину.

Картина

Афинская школа (1509-1511) Рафаэля, фреска в Комнатах Рафаэля, Апостольский дворец, Ватикан; Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Затем мы обсудим формальные элементы картины «Афинская школа», рассмотрев сюжет, использование Рафаэлем цвета, линии и перспективы. Мы также ответим на некоторые интересные вопросы, например: что такое жест Платона в «Афинской школе» и что он означает? Почему греческий бог Аполлон и богиня Афина включены в «Афинскую школу»? Все это является неотъемлемой частью того, что делает эту картину такой уникальной. Давайте посмотрим дальше.

Художник Раффаэлло Санцио да Урбино (Рафаэль)
Дата написания c. 1509 — 1511 гг.
Средство Фресковая живопись
Жанр Историческая живопись
Период / движение Высокое Возрождение
Размеры 500 x 770 сантиметров
Серия / Версии Часть серии фресок Станца делла Сегнатура
Где находится? Станца делла Сегнатура, Музеи Ватикана, Ватикан, Италия
Сколько стоит Нет в наличии

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Рафаэль переехал в Рим в 1508 году, это был третий этап его жизни, как его описал итальянский историк и писатель Джорджо Вазари. Первая фаза была в Умбрии, а вторая, скорее всего, с 1504 по 1508 год.

Во время пребывания Рафаэля в Умбрии и Флоренции его художественные стили развивались и изменялись. Известно, что в Умбрии у него было два выдающихся учителя, а именно Тимотео Вити и Пьетро Перуджино. Во время пребывания в Умбрии он также получил несколько заказов на создание алтарных картин, например, «Коронация Девы» (1502) и «Венчание Девы» (1504).

Картины до

Брак Девы Марии (1504), Рафаэль; Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В годы жизни во Флоренции он испытал влияние различных великих художественных имен. Знакомые имена Леонардо да Винчи и Микеланджело, которые также были художественными «соперниками», как их называли. Техники, которые использовал да Винчи, — сфумато и кьяроскуро — стали одними из техник, которые Рафаэль также применял в своих картинах.

Он был известен тем, что создал уникальный индивидуальный стиль; однако он также взъерошил некоторые перья и был обвинен в краже этих техник и стилей.

Во время пребывания Рафаэля во Флоренции он написал такие картины, как «Прекрасная жардиньерка» (1507) и «Погребение» (1507). Последняя картина известна тем, что очень напоминает картины Микеланджело на ту же тему, и является свидетельством того, как Рафаэль как художник экспериментировал и черпал вдохновение у других художников.

Картина

La Belle Jardinièr (Дева с младенцем и святым Иоанном Крестителем) (1507), Рафаэль; Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Жизнь Рафаэля в Риме, как уже упоминалось, началась около 1508 года. По слухам, он был приглашен тогдашним Папой Юлием II (1503-1513) для росписи внутренних стен дворцовых апартаментов Папы. В итоге художник остался жить в Риме и писал картины для последующего Папы Льва X (1531-1521).

Картина «Афинская школа» была частью художественных работ, заказанных папой Юлием II, когда Рафаэль переехал в Рим. Считается, что итальянский архитектор Донате Браманте порекомендовал Рафаэля Папе, когда тот работал над архитектурными планами по перестройке базилики Святого Петра (ок. 1506 — 1626 гг.). В это же время Микеланджело расписывал для Папы потолки Сикстинской капеллы.

По-видимому, Папа приказал Рафаэлю снять и закрасить существующие фрески, которые были на стенах. Старые фрески были выполнены такими известными художниками, как Пьетро Перуджино, Пьерро делла Франческа и Лука Синьорелли.

Четыре Станцы и библиотека Папы Римского

Пока Микеланджело был занят Сикстинской капеллой, Рафаэль занялся оформлением личных апартаментов, иначе называемых «папскими апартаментами» Папы Римского. Четыре комнаты были отведены для декораций, также известных как «комнаты Рафаэля» или Stanze di Raffaello. Эти комнаты, или, как говорят по-итальянски, станцы, были следующие: Sala di Costantino («Зал Константина»), Stanza di Eliodoro («Комната Гелиодора»), Stanza dell’Incendio del Borgo («Комната пожара в Борго») и Stanza della Segnatura («Комната Сегнатуры»).

  Знаменитые неоклассические скульптуры - лучшие неоклассические статуи 18 века

Афинская школа работы Рафаэля

Станца делла Сегнатура («Комната Синьятуры»), Комнаты Рафаэля, Апостольский дворец, Ватикан; 0ro1, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Рафаэль начал со Станцы делла Сегнатура, которая использовалась как кабинет Папы с его библиотекой, состоящей из множества книг по различным дисциплинам. Книги, вероятно, были выставлены на книжном шкафу под картиной. Тематика картины «Афинская школа», о которой мы поговорим ниже, соответствовала назначению комнаты.

Рафаэль написал фрески на стенах в каждой строфе, а именно: на востоке, западе, юге, севере и потолке. Картина «Афинская школа» была написана на восточной стене «Зала философии», как ее еще называют.

Также сообщается, что это третья картина, завершенная после первых двух, а именно «Диспут о таинствах», иначе известный как «Диспут» (1509-1510), который находился на западной стене. Второй картиной был «Парнас» (1509-1511), который находился на северной стене. На южной стене изображена картина-люнет, которая называется «Кардинальские и теологические добродетели» (1511).

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Как мы уже упоминали выше, Станца делла Сегнатура имела тему, центральную для интеллектуальных и творческих способностей гуманитарных наук, или, как их еще называют, «человеческого знания». А именно: «Философия», «Теология», «Поэзия» и «Правосудие». Итак, давайте поближе рассмотрим одну из самых известных фресок с этих освященных стен, изображающую тему «Философия», «Афинская школа».

Эскиз картины

Предварительный эскиз «Афинской школы» Рафаэля, первая половина XVI века; Рафаэль, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тематика

В «Афинской школе» Рафаэль изобразил сцену, наполненную сидящими и стоящими людьми, которые спорят, размышляют и вычисляют. Все они изображают некоторых из самых важных древних и классических философов и ученых. Все они находятся в архитектурной обстановке, вдохновленной классической греческой архитектурой. Эта обстановка, как сообщается, была использована в проекте базилики Святого Петра, который переделал Донат Браманте, о котором мы упоминали ранее.

Центральными фигурами являются два наиболее почитаемых древнегреческих философа, а именно Платон, который находится слева от нас, и рядом с ним Аристотель, справа от нас.

В левых руках обоих фигур мы видим две книги: «Тимей» Платона и «Этика» Аристотеля. Обе фигуры также жестикулируют правыми руками. Платон указывает указательным пальцем вверх, а рука Аристотеля поднята вверх, ладонью вниз и параллельно полу, как будто он собирается положить руку на что-то.

Анализ картины

Платон (слева) и Аристотель (справа) на картине Рафаэля «Афинская школа» (1509-1510); Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Существуют десятки фигур, представленных здесь вокруг центральных двух, и их точная идентичность была предметом вопросов. Некоторые из них были идентифицированы как древние философы, ученые и исследователи, но также и как знакомые Рафаэля. И, как мы уже говорили выше, все они, по-видимому, являются изображениями наиболее значительных философов из древней истории.

Начиная с крайней левой части композиции, мы видим фигуру, которая кажется очень торопливой, почти вбегающей в композицию, он смотрит на фигуру рядом с ним, которая жестикулирует другой фигуре. В нижнем углу мы видим человека, сидящего рядом с ребенком, который смотрит прямо на нас, зрителей.

Возможно, этот человек — Зенон из Цитиума, эллинистический философ.

Анализ

Деталь картины Рафаэля «Афинская школа» (1509-1511); Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Другие видные фигуры в левой части композиции включают греческого философа Эпикура, человека с зеленой короной из листьев на голове, занятого письмом. В левой нижней части на переднем плане мы видим Анаксимандра, который был известен как греческий философ и ученый до Сократа.

Прямо рядом с ним сидит человек, которого, возможно, считают Пифагором, а рядом с ним сидит Архимед, который был греческим математиком и ученым; он держит доску с написанными на ней теоремами (некоторые источники также предполагают, что это может быть греческий философ Анаксагор.

Ближе к середине переднего плана, сидящий с головой, опирающейся на левую руку (справа от нас), пером в правой руке (слева от нас), листом бумаги на наклонном мраморном блоке и чернильницей прямо за его опирающимся локтем, несомненно, в процессе написания чего-то — Гераклит Эфесский, которого Рафаэль также изобразил похожим на Микеланджело. Он выглядит в глубокой задумчивости.

Афинская школа анализ раздел

Деталь картины Рафаэля «Афинская школа» (1509-1511); Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Другие заметные фигуры на левой стороне включают Сократа, который стоит спиной к двум центральным фигурам и одет в оливково-зеленую мантию. Его учениками были Платон и Ксенофонт. Прямо напротив Сократа стоит либо Александр Македонский, либо афинский полководец Алкивиад, эти двое, похоже, что-то обсуждают.

  "Сад земных наслаждений" Иеронима Босха - анализ

Если мы посмотрим на правую сторону композиции, то там видны такие фигуры, как Плотин, Зороастр, Птолемей, Евклид и Диоген в центре. Последний выглядит вполне расслабленным, опираясь правым локтем (слева от нас) на ступеньку, а левой рукой (справа от нас) держит и читает лист бумаги.

Важно отметить, что не совсем ясно, кто именно изображен на картине «Афинская школа», и некоторые могут казаться более чем одним человеком, что также становится вопросом нашего суждения для расшифровки их личности.

Определите художников

Помимо изображения Микеланджело в образе Гераклита, Рафаэль также включил в картину автопортрет и сходство с другими художниками, а именно Леонардо да Винчи и Донатом Браманте. Леонардо да Винчи — это Платон, а Браманте изображен как Пифагор или Евклид.

Интересно, что Браманте был родственником Рафаэля, последний также, по некоторым данным, изображал себя Апеллесом из Коса, древнегреческим художником.

Мы увидим лицо Рафаэля, зажатое между другими фигурами в крайнем правом углу, где арка пересекается с колонной. Он стоит в черной шляпе рядом с фигурой, которая держит глобус на кончиках пальцев правой руки. Глобус, по-видимому, является наглядным примером звездной системы; другая фигура также держит глобус Земли.

Афинская школа урожай живописи

Деталь картины Рафаэля «Афинская школа» (1509-1511); Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Статуи на заднем плане

На заднем плане находятся две статуи, каждая из которых расположена на противоположных сторонах площадки. Крайняя слева — Аполлон, а крайняя справа — греческая богиня Афина, которую в римской мифологии называют Минервой. Аполлон — бог многих вещей, а именно света и Солнца, стрельбы из лука, пророчества, истины, исцеления, танца, музыки и многого другого. Афина символизирует справедливость, победу, закон, мудрость и стратегическую войну.

Афинская школа живописи Статуи

Статуи в «Афинской школе» (1509-1511) Рафаэля, с Аполлоном слева и Афиной справа; Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Если посмотреть на Аполлона, то он стоит с лирой в левой (для нас правой) руке. Очевидно, он был помещен в левую часть композиции, потому что таким образом он был ближе к северной настенной картине под названием Парнас, которая символизировала область поэзии в гуманитарных науках. Аналогично, Афина символизирует философию и мудрость, что также соответствует южной настенной росписи «Кардинальные и теологические добродетели», изображающей тему закона.

Еще немного об архитектуре

Как мы уже упоминали ранее, архитектурное решение навеяно базиликой Святого Петра, планы которой были переработаны Браманте. Планировка также, по-видимому, выполнена в форме греческого креста. Кроме того, потолок над залом выполнен в стиле кессонного бочкообразного свода, который мы также видим в римской архитектуре. Мы также видим другие архитектурные узоры, а именно геометрическую полосу из пересекающихся квадратов, украшающую внутреннюю часть главного арочного проема на переднем плане.

Эти узоры называются «греческие фрески» или «греческий ключ» и были распространенными декоративными узорами в классической греческой и римской архитектуре, а также в керамике.

Цвет и свет

Вся композиция «Афинской школы» изображает наполненное светом пространство. Особенно это заметно на заднем плане, где архитектурное пространство открывается и показывает нам лишь проблески голубого неба и белых облаков.

Цветовая гамма, использованная в этой фреске, в целом светлая. Рафаэль не использовал темные тона и остановился на более мягких и, как было сказано, «приглушенных» цветах, особенно в различных цветах мужских одеяний. Это свидетельствует о том, как Рафаэль использовал техники сфумато и кьяроскуро.

Крупный план картины

Деталь монументальной фрески Рафаэля «Афинская школа», 1509 год; Рафаэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Кроме того, приглушенные цветовые тона характерны для живописной техники Рафаэля, что также ведет наш взгляд более мягко по всей композиции. Рафаэль также использовал цвет в реалистичной манере, чтобы изобразить, как свет падает из отверстий на заднем плане. Две центральные фигуры как бы подсвечиваются арочным проемом прямо за ними. Над фигурами также есть проем, который указывает на другой источник света, который мы не видим.

Перспектива

Можно многое сказать о том, как Рафаэль изобразил и использовал элементы пространства в картине «Афинская школа». Использование линейной перспективы и точки схода дополнительно опирается на использование им архитектурного окружения. Во-первых, передний план открывается так, как будто это сцена, на которую мы можем выйти, другими словами, композиция приглашает нас, зрителей, почти принять участие в философских расчетах и размышлениях.

Это подчеркивается большой аркой, почти обрамляющей композицию. Ее сравнивают с театральным пространством.

Мы видим, что линия горизонта проходит как раз по линии головы Платона и Аристотеля. Это подчеркивается сильной горизонтальностью всех фигур, расположенных рядом друг с другом на одной платформе, на которой стоят две центральные фигуры. Эта линия горизонта также проходит под основаниями двух фланкирующих статуй Аполлона и Афины.

В рамках линейной перспективы ортогональные линии сходятся от переднего плана, в частности, от группы фигур в левом и правом углах, образуя точку схода. Наклонный мраморный блок также усиливает перспективные линии, поскольку они сходятся снизу.

Перспектива в картине

Вид «Афинской школы» Рафаэля, иллюстрирующий использование перспективы; Алекс Проимос из Сиднея, Австралия, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

На полу на переднем плане серия квадратных узоров усиливает пространственное восприятие. Точка схода находится между двумя центральными фигурами Платона и Аристотеля на небе на заднем плане. Сверху мы заметим сходящиеся линии, которые образуются в результате выравнивания расположения сводов бочки, из которых есть два арочных проема, а затем третий прямо в конце зала, позади наших центральных фигур.

  "Танец" Матисса - Анализ картины Матисса "Танцующий круг

Мы также заметим, что на переднем плане имеется довольно большой участок незаполненного пространства, большинство фигур сгруппированы в левой и правой частях композиции. Кроме того, эти группы расположены на двух ярусах, которые состоят из четырех ступеней, идущих вдоль середины зала.

Это возвышение некоторых фигур добавляет перспективу всей сцене и, возможно, обеспечивает баланс между тем, как он использовал линейную перспективу.

Интересные факты и символика

Хотя в «Афинской школе» Рафаэля есть значительный символизм и отсылки, возникает важный вопрос: что представляет собой жест Платона в «Афинской школе» и что он означает? Мы видим, что правый указатель Платона (наш левый) направлен к небу, а правая рука Аристотеля, казалось бы, противоположна ему в жесте, указывающем на землю.

Жесты рук обоих философов дают четкие примеры их соответствующих философских убеждений. Платон указывает на небо, чтобы показать, что, по его мнению, «реальный» мир — это тот, который мы не в состоянии увидеть. Реальный мир, который становится реальным для нас благодаря нашим органам чувств, утверждает Аристотель, жестом указывая вниз.

Некоторые из ключевых различий и характеристик между философией Платона и Аристотеля были описаны так: Платон был более «абстрактным» и «теоретическим», а Аристотель — более «практичным».

Анализ Афинской школы крупным планом

Крупный план картины Рафаэля «Афинская школа» (1509-1510); Jorge Valenzuela A, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Их теории форм были основаны на их индивидуальных теориях, например, Платон считал, что форма переживается в уме, через идеи. Аристотель считал, что формы являются частью вещей, а не «независимы» от них, как считал Платон.

В соответствии с темой философии, о которой мы говорили выше, картина «Афинская школа» изображает ссылки на идеи выше и ниже, теоретические идеи и идеи, основанные на физике. Можем ли мы также посмотреть на окружающую фигуры среду как на визуальный пример этих идей?

Архитектурное пространство может символизировать идеи физической реальности, а небо снаружи, эфемерное и абстрактное, может символизировать более абстрактные идеи?

Станца с видом

В приведенном выше анализе «Афинской школы» мы рассмотрели различные контекстуальные и формальные элементы, которые делают эту фресковую живопись тем, чем она является. Она стала шедевром Высокого Возрождения и с момента своего создания в 1500-х годах получила широкое признание, более того, многочисленные источники утверждают, что она имела успех с самого начала.

Картина «Афинская школа» воспроизводилась множество раз, и стоит упомянуть знаменитый подготовительный рисунок Рафаэля к этой композиции, который был выставлен в Библиотеке Амброзиана в Милане. Кроме того, мы найдем сходство ренессансной версии Рафаэля с мозаикой из Помпей под названием «Мозаика Академии Платона» (100 г. до н. э. — 79 г. н. э.).

Рафаэль писал картины в то время, когда существовали великие художники, и давайте не будем забывать, что Микеланджело был не слишком далеко от него во время работы над проектом росписи Сикстинской капеллы. Несомненно, на него повлиял и вдохновил не только стиль Микеланджело, но и техника Леонардо да Винчи. Картина Рафаэля обладает сложным смыслом и контекстом внутри и вокруг ее создания и останется одним из лучших примеров Высокого Возрождения, придавая Станце делла Сегнатура вид, достойный размышления.

Часто задаваемые вопросы

Кто написал картину «Афинская школа»?

Афинская школа» — это фреска, написанная художником Высокого Возрождения, известным как Рафаэль, однако его полное имя было Раффаэлло Санцио да Урбино.

Где находится «Афинская школа»?

Афинская школа» Рафаэля хранится в Апостольском дворце в Ватикане в Риме, Италия. Она написана в одной из четырех «комнат Рафаэля», а именно в Станце делла Сегнатура («Комната Сегнатуры»), которая раньше была кабинетом Папы с библиотекой. Другими комнатами были, в частности, Sala di Costantino («Зал Константина»), Stanza di Eliodoro («Комната Гелиодора») и Stanza dell’Incendio del Borgo («Комната пожара в Борго»).

Что символизирует картина «Афинская школа»?

Картина «Афинская школа» символизирует философию, одну из дисциплин гуманитарных наук или областей человеческого знания, которую призвана представить главная комната, в которой она написана, Станца делла Сегнатура. Три другие картины символизируют «Поэзию», «Правосудие» и «Теологию». В «Афинской школе» мы видим множество древних философов и ученых, которые спорят, размышляют и вычисляют. Две центральные фигуры включают важных древних философов Платона и Аристотеля.

Что такое жест Платона в «Афинской школе» и что он означает?

В «Афинской школе» указательный палец правой руки Платона (у нас — левой) указывает на небо. Это свидетельствует о его философских убеждениях, которые сосредоточены на более абстрактных идеях и на том, что реальность существует в «царстве» духовного мира. Это сравнимо с жестом Аристотеля рядом с ним, который жестом указывает на землю внизу, что свидетельствует о его убеждениях, что реальность находится в физической форме. Жест руки Платона может быть отсылкой к его философии под названием «Теория формы».

Почему греческий бог Аполлон и богиня Афина были включены в Афинскую школу?

Греческий бог Аполлон и богиня Афина представляют аспекты, связанные с общей темой помещения, в котором находится картина «Афинская школа», — Станца делла Сегнатура, которая первоначально была кабинетом с библиотекой Папы. Аполлон — бог танца, музыки, стрельбы из лука, пророчества, истины и многого другого. Афина, Минерва в римской мифологии, является богиней мудрости и войны, что соответствовало многим дисциплинам гуманитарных наук, а именно: философии, поэзии, юстиции и теологии, в кабинете Папы.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий