Анри Картье-Брессон — взгляд на величайшие работы этого фотографа

Анри Картье-Брессон

Пионер уличной фотографии и мастер откровенной съемки Анри Картье-Брессон был французским фотографом-гуманистом и художником, который прожил жизнь на собственных условиях. Картье-Брессон наиболее известен благодаря своей книге «Решающий момент» и участию в компании Magnum Photos. Для Анри Картье-Брессона фотографии запечатлевали отдельные моменты жизни и сохраняли их навечно.

Оглавление

Кем был Анри Картье-Брессон?

С юных лет Картье-Брессон интересовался фотографией и искусством. Во время учебы в школе Картье-Брессон много читал, развивая свою страсть к литературе, писательству и искусству. Интересно, что этот знаменитый и аккредитованный фотограф не любил фотографироваться.

Анри Картье-Брессон Фотографии

Выставка Анри Картье-Брессона в 2007 году; Sonia Fantoli, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Детство и раннее образование

Анри Картье-Брессон родился в 1908 году в Шантелуп-ан-Бри, недалеко от Парижа, и его выход в свет был буржуазным. Родители Картье-Брессона были заняты в текстильном производстве и надеялись, что он продолжит семейную линию. С самого раннего детства Картье-Брессон отвергал мечты отца о нем, но было ясно, что он проживет необычную жизнь.

Юный Анри посещал католическую школу Ecole Fenelon, которая готовила детей к поступлению в Lycee Condorcet, одну из старейших и самых престижных средних школ Парижа. Во время обучения в школе мисс Китти, английская гувернантка, привила Картье-Брессону знание и любовь к английскому языку.

Знакомство Анри Картье-Брессона с искусством

Впервые Анри познакомил с масляной живописью его дядя Луи. К сожалению, эти уроки живописи были недолгими, поскольку Луи погиб во время Первой мировой войны. После окончания школы Картье-Брессон продолжил свой интерес к искусству и в 1927 году поступил в Академию Лхоте, которая была студией Андре Лхоте. Лхоте был скульптором и художником в движении кубизма, который стремился соединить классические формы искусства с кубистическим подходом к реальности.

У Лхоте Картье-Брессон изучал художников современного и классического стилей. Во время учебы Картье-Брессон также много читал. Книги Фрейда, Достоевского, Маркса, Энгельса, Пруста, Джойса и Рембо, и это лишь некоторые из них, вдохновили его художественный подход. Картье-Брессон также был учеником Жака Эмиля Бланша, знаменитого светского портретиста.

Картье-Брессон нашел много фотографического вдохновения в сюрреалистическом движении, которое возникло в 1924 году. Примерно в это время Картье-Брессон проводил много времени в кафе «Сирано», которое было популярным местом среди сторонников сюрреализма. Именно внимание к подсознанию и непредсказуемым, часто непреднамеренным смыслам, которые скрываются под произведениями искусства, привлекло Картье-Брессона к сюрреализму.

Именно в бурной политической и культурной атмосфере Картье-Брессон обрел свою художественную зрелость. Подход Картье-Брессона к своей работе отражал окружающую его культурную неудовлетворенность. Чувствуя, что он не может адекватно выразить концепции, которые его вдохновляли, Картье-Брессон уничтожил многие из своих ранних картин.

Карьера фотографа: Как Картье-Брессон стал пионером фото- и скрытой журналистики

Хотя художественное образование Картье-Брессона было связано с живописью, он проявил интерес к фотографии еще в детстве, когда использовал камеру Box Brownie для съемки праздничных фотографий. В первые годы своей взрослой жизни Картье-Брессон все больше вовлекался в мир сюрреалистической фотографии, кинематографа и фотожурналистики. Для Анри Картье-Брессона фотографии давали понимание мира, которое выходило за рамки поверхностного уровня.

Анри Картье-Брессон Первая Leica

Первая Leica Анри Картье-Брессона (модель Leica I); Les Hotels Paris Rive Gauche — AlainB, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Переход: Переход от живописи к фотографии

Картье-Брессон изучал английский язык, литературу и искусство в Кембриджском университете в 1928-1929 годах. Однако именно во французской армии Картье-Брессон смог активно заняться фотографией. В 1930 году Картье-Брессон вступил во французскую армию по призыву. Во время службы под Парижем в Ле Бурже Картье-Брессон познакомился с Гарри Кросби, американским эмигрантом. Кросби разделил страсть Картье-Брессона к фотографии и подарил Картье-Брессону его первую камеру. Кросби и Картье-Брессон стали закадычными друзьями, а Картье-Брессон вступил в разрешенный роман с женой Кросби, Карессе Кросби. К сожалению, Гарри Кросби покончил жизнь самоубийством вскоре после их знакомства, и отношения Картье-Брессона с Карессе Кросби закончились два года спустя в 1931 году.

  Как нарисовать обувь - учебник по созданию рисунка обуви шаг за шагом

После разрыва сердца Картье-Брессон провел почти год на Берегу Слоновой Кости, где документировал свои путешествия миниатюрной камерой. Во время этого путешествия Картье-Брессон заразился черноводной лихорадкой, что вынудило его вернуться во Францию. Хотя после этой поездки сохранилось только семь фотографий, он был впечатлен тем, с какой легкостью маленькая камера могла запечатлеть впечатления, длившиеся всего несколько мгновений.

Фотография под названием «Три мальчика на озере Танганьика», сделанная венгерским фотожурналистом Мартином Мункаши, впечатлила Картье-Брессона способностью фотографии сохранить одно мгновение навечно.

По возвращении во Францию Картье-Брессон приобрел свою первую 35-мм камеру Leica. Leica оставалась его камерой на протяжении всей карьеры, благодаря своей спонтанности и незаметности. Анонимность была очень важна для Картье-Брессона, потому что она позволяла ему преодолеть неловкое и неестественное поведение, которое сопровождает осознание людьми того, что их фотографируют. Leica Картье-Брессона, хромированные детали которой были обмотаны черной изолентой и часто скрывались под носовым платком, позволила Картье-Брессону получить доступ к интимным и мимолетным моментам окружающей жизни.

В 1933 году Картье-Брессон провел свою первую фотовыставку в Нью-Йорке в галерее Жюльена Леви, где представил фотографии из своих путешествий по Брюсселю, Праге, Мадриду, Будапешту, Варшаве и Берлину. В 1934 году Картье-Брессон разделил выставку в Мексике с коллегой-фотографом Мануэлем Альваресом Браво. В том же году Картье-Брессон познакомился с Давидом Сызминым, польским фотографом и интеллектуалом. В дальнейшем эти два человека стали закадычными друзьями и соратниками. Именно через Сызмина Картье-Брессон познакомился с венгерским фотографом Эндре Фридманом. Фридман позже сменил свое имя на Роберт Капа, а Сызмин также сменил свое имя на Сеймур.

Эксперименты в кинематографе

Во время пребывания в Нью-Йорке фотографии Картье-Брессона были впервые опубликованы в журнале Harper’s Bazaar. Он также познакомился с Полом Стрэндом, фотографом, который сделал операторскую работу для документального фильма «Плуг, разбивший равнину» (The Plow That Broke the Plains), снятого в эпоху депрессии. Чтобы пробудить интерес к кинематографу, Картье-Брессон работал ассистентом у Жана Ренуара.

Ренуар был известным режиссером, который заставил Картье-Брессона сняться в двух своих фильмах, La Regle du jeu (1939) и Partie de Campagne (1936), чтобы он почувствовал, каково это — быть по другую сторону камеры. Наконец, Ренуар позволил Картье-Брессону помочь в создании фильма о 200 семьях (включая его собственную), которые контролировали Францию. Этот фильм был создан по заказу Коммунистической партии Франции. Картье-Брессон участвовал еще в одном политическом, антифашистском фильме, который он снял в соавторстве с Гербертом Клайном во время гражданской войны в Испании.

Инвестиции в фотожурналистику

Большой успех в фотожурналистике пришел к Картье-Брессону в 1937 году, когда его фоторепортаж о коронации королевы Елизаветы и Георга VI попал на страницы журнала Regards. На этих фотографиях запечатлены обожающие подданные, выстроившиеся вдоль улиц, но при этом совершенно не запечатлены король и королева. Картье-Брессон не решался разглашать свою фамилию, поэтому на фотографиях он указывал просто «Картье».

Анри Картье-Брессон женился на Ратне Мохини, яванской танцовщице, в 1937 году, и они жили в квартире для прислуги на четвертом этаже в Париже. Картье-Брессон проявлял пленку в ванной, когда работал для Ce Soir, вечерней газеты французских коммунистов, в 1937-1939 годах.

Возвращение на войну с фотоаппаратом

Картье-Брессон вернулся во французскую армию в качестве капрала в фото- и киноподразделение, когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война. Попав в плен к немцам в 1940 году, Картье-Брессон провел 35 месяцев на каторжных работах в качестве военнопленного нацистов.

  "Моисей" Микеланджело - Откройте для себя статую "Моисея" работы Микеланджело

Две неудачные попытки побега привели его в одиночную камеру. Третья попытка была успешной, и он провел некоторое время в Турени на ферме в ожидании поддельных документов для возвращения во Францию. По возвращении во Францию Картье-Брессон работал в подполье, документируя оккупацию и освобождение Франции. Ближе к концу войны Картье-Брессон снял документальный фильм Le Retour о перемещенных лицах и бывших заключенных, вернувшихся во Францию.

Слухи о том, что Анри Картье-Брессон погиб на войне, распространились в Америке к концу войны. Эти слухи и его документальный фильм побудили Музей современного искусства провести ретроспективную выставку его работ в 1947 году. В том же году была опубликована его первая книга «Фотографии Анри Картье-Брессона».

Начало новых начинаний

После участия во Второй мировой войне Картье-Брессон продолжал оставаться пионером в мире фотожурналистики. Основав агентство коллективной фотографии и опубликовав еще одну книгу фотографий, Картье-Брессон сделал себе имя на международном уровне.

Анри Картье-Брессон Портреты

Выставка Картье-Брессона в 2011 году; Tim, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Magnum Photos: На службе человечества

Фотографическое агентство Magnum Photos было основано в 1947 году Картье-Брессоном, Дэвидом Сеймуром, Робертом Капой, Джорджем Роджером и Уильямом Вандивертом. У Magnum было два офиса: один в Париже, которым управляла Мария Эйснер, и один в Нью-Йорке, которым руководила Рита Вандиверт. Фотографы Magnum делили задания между собой.

Благодаря знанию нескольких европейских языков Сеймур выполнял задания в Европе. Вандиверт ушел из журнала Life и работал в Америке, а Роджер, который также ушел из Life, занимался Ближним Востоком и Африкой. Капа работал везде, где было задание, а Картье-Брессон выполнял фотозадания в Китае и Индии.

Именно во время работы в Magnum Картье-Брессон добился международного признания. В 1948 году Картье-Брессон запечатлел похороны Ганди, а год спустя он задокументировал последние этапы гражданской войны в Китае. В Пекине Картье-Брессон запечатлел последних императорских евнухов, когда город пал перед коммунистами. Работая вместе с другим фотожурналистом Сэмом Тата в Шанхае, Картье-Брессон запечатлел последние шесть месяцев правления Гоминьдана и первые полгода существования Маоистской Народной Республики.

После работы в Китае Анри Картье-Брессон отправился в Индонезию. Здесь Картье-Брессон запечатлел критические моменты борьбы за независимость от голландского империализма. В 1950 году Картье-Брессон отправился в Индию, где он посетил и сфотографировал Шри Рамана Ашрам и последние дни Раманы Махариши. Шри Ауробиндо и ашрам Шри Ауробиндо в Пондишери также были сфотографированы Картье-Брессоном несколькими днями позже.

Миссия фотоколлектива Magnum заключалась в том, чтобы запечатлеть и изобразить пульсирующее сердце времени. Картье-Брессон и другие фотографы «Магнум» верили в использование фотографии для помощи человечеству. Среди наиболее заметных первых проектов «Магнума» — «Детское поколение», «Люди живут повсюду», «Женщины мира» и «Молодежь мира».

Images on the Sly: Поиск решающего момента

Картье-Брессон опубликовал свою книгу под английским названием «The Decisive Moment», хотя французское название фактически переводится как «Образы исподтишка». Оба названия выражают характер коллекции из 126 фотографий из западного и восточного миров. Французское название идеально отражает технику Картье-Брессона, заключавшуюся в том, что он делал снимки, когда объекты съемки не были осведомлены о происходящем. Он считал это наиболее точным изображением мира и людей в нем.

Английское название также прекрасно передает веру Картье-Брессона в то, что фотография как вид искусства способна запечатлеть те доли секунды, когда жизнь предлагает наиболее совершенные композиции людей и мест. Обложку книги украшает рисунок Анри Матисса, а в предисловии Анри Картье-Брессон цитирует кардинала де Реца.

Многие приводят фотографию Картье-Брессона «Улица Муфетар, Париж» как доказательство его уникальной способности улавливать решающие моменты, о которых он говорит. В 1955 году, после выхода своей книги, Картье-Брессон провел свою первую французскую выставку в Лувре.

Анри Картье-Брессон

Выставка Анри Картье-Брессона в Милане, 2007; Маурицио Занетти, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Дальнейшая жизнь и карьера Анри Картье-Брессона

За 40 с лишним лет работы фотожурналистом Картье-Брессон побывал во многих уголках мира. Он также не посещал их быстро, предпочитая тщательно погружаться в культуру каждого места. Когда Картье-Брессон посетил Советский Союз вскоре после войны, он стал первым западным фотографом, сделавшим это.

  Кикладское искусство - взгляд на мраморные фигуры и скульптуры этой эпохи

В 1962 году Картье-Брессон совершил 20-дневную поездку на Сардинию в сотрудничестве с Vogue, где он остановился на некоторое время у своего друга Константино Ниволы. Находясь на Сардинии, Картье-Брессон посетил Олиену, Орозеи, Сан-Леонардо-ди-Сьете-Фуэнтес, Оргосоло-Мамоиада-Десуло, Кала-Гононе, Кальяри и Орани. Четыре года спустя, в 1966 году, Картье-Брессон снова стал видным членом «Магнума». Для Анри Картье-Брессона портреты и пейзажи стали более интересными.

В конце 1960-х годов Картье-Брессон начал смещать свое внимание в сторону производства кинокартин, считая, что телевидение вытесняет печатную фотографию. Однако Картье-Брессон не брал в руки камеру во время съемок этих фильмов.

Анри Картье-Брессон развелся со своей 30-летней женой в 1967 году, а год спустя он начал отдаляться от фотографии как избранного художественного средства. В 1970 году Анри женился на Мартине Франк, фотографе журнала Magnum, и в 1972 году у них родилась дочь. Картье-Брессон решил, что он достиг предела того, что он мог выразить с помощью фотографии, и в начале 70-х годов вернулся к своей любви к живописи и рисунку. Говорят, что Картье-Брессон запер свою камеру в сейфе и доставал ее только для единичных частных портретов.

Анри Картье-Брессон впервые выставил свои картины и рисунки пером, тушью и карандашом в 1975 году в галерее Карлтон, Нью-Йорк. В 1970-х годах Картье-Брессон также опубликовал несколько книг. Книга «Франция Картье-Брессона» была опубликована в 1971 году, затем «Лицо Азии» в 1972 году и «О России» в 1974 году.

Продолжающееся наследие Анри Картье-Брессона

Картье-Брессон умер в 2004 году на своей родине во Франции. После того, как Картье-Брессон провел более 40 лет, фотографируя самые знаменательные и самые незначительные события 20-го века, его наследие хранит Фонд Анри Картье-Брессона в Париже. Существует очень мало портретов Анри Картье-Брессона, поскольку он предпочитал оставаться за камерой.

Рекомендуемые подборки книг о «Решающих моментах» Анри Картье-Брессона

Мы собрали небольшую подборку наиболее известных коллекций фотографий Анри Картье-Брессона, с которыми вы можете ознакомиться.

Франция Картье-Брессона

Автор Анри Картье-Брессон с комментариями Франсуа Нурисье представляет собой прекрасную коллекцию фотографий, сделанных во Франции и ее окрестностях в 1968-1969 годах. Нурисье пишет с юмором и знанием дела, давая нюансированное представление о знаменитом фотографе с цитатами Анри Картье-Брессона. К сожалению, книга больше не издается, но ее экземпляры все еще можно приобрести. Мы не можем рекомендовать эту коллекцию фотографий тем, кто заинтересован в получении всестороннего впечатления о Картье-Брессоне.

Франция Картье-Брессона

  • Остроумные и компетентные комментарии Франсуа Нурисье
  • Изысканная коллекция фотографий Франции и ее окрестностей
  • Нюансированный взгляд на Анри Картье-Брессона

Лицо Азии

Первоначально опубликованная в 1972 году, эта потрясающая коллекция фотографий содержит подробную документацию о пребывании Картье-Брессона на Востоке. Коллекция разделена на пять отдельных глав. В одной главе рассказывается о великих религиях Индии, включая буддизм, индуизм и ислам. Другая глава рассказывает о Китае и Японии до, во время и после революции. Книга также включает главу о древних цивилизациях Ирака, Узбекистана, Ирана и Турции. Мы рекомендуем эту коллекцию фотографий всем, кто интересуется творчеством Картье-Брессона или культурой Азии.

Лицо Азии

  • Глубокая документация о пребывании Картье-Брессона на Востоке
  • Информативно об истории и культуре Азии
  • Главы рассказывают о религии, революции, древних цивилизациях и многом другом.

О России

Картье-Брессон был одним из первых западных фотографов, получивших свободный доступ в послевоенную Россию. В этой книге прекрасно представлены фотографии, сделанные им в этот период. Эта книга также разделена на четыре части, охватывающие Эстонию, Федеративную Республику Россия, Центральную Азию и Кавказ. Если вы хотите получить редкий взгляд на городскую и деревенскую жизнь в Советской России, мы не можем рекомендовать вам эту книгу.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий