Что такое триптих? Триптихи обычно разделены на три отдельные панели, которые, как правило, можно закрывать и открывать благодаря петлям. В картинах триптихов центральная панель, как правило, самая большая из трех. Сегодня мы узнаем больше о триптихах и рассмотрим некоторые известные примеры триптихов.
Оглавление
Что такое триптих?
Форма триптиха встречается в христианской иконографии и стала обычным традиционным стилем для алтарных произведений в средние века. География его распространения простиралась от восточных византийских построек до западных кельтских церквей. Триптихи, наряду с другими пережитками, такими как символы, часто использовались для частного религиозного использования на протяжении всей византийской эпохи. Их также использовали скульпторы. Формы триптихов очень удобны для транспортировки.
Алтари в церквях и соборах часто выполнялись в стиле триптиха, начиная с готической эпохи, как в Европе, так и за рубежом.
Церковь Лландаффа — один из таких соборов с триптихом алтаря. Две версии Рубенса можно увидеть в соборе Богоматери в Антверпене, Бельгия, а Нотр-Дам де Пари — еще один пример триптиха в строительстве. Конструкция многих церковных витражей повторяет эту форму.
Триптих «Семя Давида» в церкви Лландаффа работы Данте Габриэля Россетти. СЛЕВА: Давид (ок. 1856); Данте Габриэль Россетти, общественное достояние, через Wikimedia Commons | СЕРЕДИНА: Поклонение (ок. 1856); Данте Габриэль Россетти, общественное достояние, через Wikimedia Commons | и СПРАВА: Царь Давид (ок. 1856); Данте Габриэль Россетти, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Несмотря на то, что триптихи прочно ассоциируются с форматом алтарной композиции, они создавались и вне этого формата, среди наиболее известных примеров — работы Фрэнсиса Бэкона, Иеронима Босха и Макса Бекмана.
В ноябре 2012 года максимальная сумма, когда-либо вырученная за картину на аукционе, составила 142,4 млн долларов за триптих Фрэнсиса Бэкона «Три исследования Люциана Фрейда» (1969).
Последняя рекордная сумма в $179,4 млн была установлена в мае 2015 года за картину Пабло Пикассо «Женщины из Алжира» (1955). Формат распространился и теперь используется в других религиях, таких как буддизм и исламская вера. Том Корана в Музее турецкого и исламского искусства в Турции и Хильдже-дж-Шериф, выставленный в Национальном музее восточного искусства в Риме, — два примера триптиха в исламском искусстве Османской империи, включающие эту тему. Тибетские буддисты также использовали ее в древних алтарях.
Знаменитые примеры триптихов
Триптих — это произведение искусства, состоящее из трех частей или трех панелей. С момента своего появления триптих продолжает создавать новый слой в изобразительном искусстве, часто используется для передачи истории, установления последовательности или изображения различных компонентов одного и того же предмета. Триптих также может использоваться для разделения одного произведения искусства на три части или для объединения трех компонентов в один. Давайте рассмотрим несколько известных примеров триптихов.
Триптих «Стефанески» (ок. 1330) Джотто
Художник | Джотто (1267 — 1337) |
Дата | c. 1330 |
Размеры | 178 см x 89 см |
Текущее местонахождение | Пинакотека Ватикана, Рим. |
Этот триптих — редкий случай зафиксированного заказа в творчестве Джотто, и на нем стоит подпись Джотто, хотя дата, как и большинство дат для Джотто, оспаривается, и многие эксперты считают, что он был выполнен в мастерской художника. Долгое время считалось, что она была построена для главного алтаря церкви, однако новые исследования показывают, что она была поставлена на «алтарь каноника», расположенный в нефе, сразу слева от массивного арочного входа в трансепт.
Алтарь стоял отдельно, и алтарная картина была украшена с двух сторон, чтобы зрители могли смотреть на нее спереди, а старейшины церкви — сзади.
Триптих Стефанески (ок. 1330 г.) Джотто; Джотто, общественное достояние, через Wikimedia Commons
На главной передней панели изображен сидящий святой Петр в сопровождении святых, а кардинал Стефанески склоняется к Петру, представляя этот алтарный образ в миниатюре. Святые Павел и Иаков изображены на левой панели, а святые Андрей и Иоанн — на правой. Две из трех панелей пределлы были разрушены, хотя все они должны были изображать полуростовые статуи святых.
На задней главной панели изображен сидящий Христос в окружении ангелов, у его правой ноги сидит кардинал Стефанески. Смерть Петра изображена на левой панели, а казнь святого Павла — на правой. На пределе в центре изображена Богородица с Младенцем в окружении ангелов, а по бокам стоят 12 учеников.
Триптих находился перед апсидой Старого собора Святого Петра, где в 14 веке была мозаика с изображением Христа, сидящего между святыми Петром и Павлом.
Триптих Стефанески (ок. 1330), Джотто; Дадерот, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Таким образом, фронтальная иконография картины напоминала мозаику апсиды по форме, но не повторяла ее в иконографии. Средний экран задней части алтарной композиции повторял мозаику апсиды для тех, кто не мог ее видеть, так как сидел к ней спиной, в то время как боковые панели предлагали сказку. В эту эпоху обычным явлением для двусторонних алтарных образов было изображение иконы на лицевой стороне и сюжетные образы на оборотной. Петр имитирует положение Христа, чтобы подчеркнуть функцию папы, поскольку Петр был первым папой, служившим земным послом Христа.
Меродский алтарь (1428) Роберта Кампена
Художник | Робер Кампен |
Дата | 1428 |
Размеры | 121 см x 242 см |
Текущее местонахождение | Клойстерс, Нью-Йорк |
Происхождение триптиха вызвало обширную научную дискуссию. Судя по всему, он был закончен в 1432 году, в том же году, что и Гентский алтарь, что делает художника современником Яна ван Эйка. Принято считать, что она входит в набор картин, связанных с мастером из Флемаля, которым предположительно является Робер Кампен. На основе реалистического стиля, ставшего визитной карточкой ван дер Вейдена, она некоторое время приписывалась ученику Кампена Рогиру ван дер Вейдену. В Брюсселе находится несколько более древний, но разрушенный вариант панели Благовещения, который может быть настоящей версией работы Кампена.
Научный анализ деревянных панелей указывает на то, что триптих был создан несколькими руками.
Триптих с Благовещением, известный как алтарный образ Мероде, автор Робер Кампен, между 1427 и 1432 годами; Робер Кампен, CC0, via Wikimedia Commons
Древесина средней панели отличается от древесины боковых панелей, а шарниры позволяют предположить, что она не была задумана как часть триптиха. Основная панель, скорее всего, является копией более ранней работы Кампина, в то время как крылья, скорее всего, были заказаны позже дарителем, чтобы присоединить их к основной панели и сделать маленький частный религиозный алтарь.
Некоторые фрагменты были изменены; например, женщина-донор и бородатый мужчина на левом крыле были перерисованы поверх пейзажа, а окно за Богородицей изначально было выполнено в золоте.
Связь с группой Флемалле и, следовательно, с Робером Кампеном не убеждает Кэмпбелла. По его словам, «Мерод» — это «бессмыслица в дизайне», в нем отсутствует привычное для Кампена качество пространственной последовательности, как это показано в триптихе «Сейлерн». Свободное небо, видимое через окна центральной панели, резко контрастирует с уличной сценой, изображенной на панели донора.
Триптих с погребением Христа, известный также как Зейлернский триптих, Роберт Кампин; Роберт Кампин, CC0, via Wikimedia Commons
Кэмпбелл критикует отсутствие перспективы на панно донора, говоря, что «печально, что линия одного из делений раствора в стене сада исчезает в губах донора». Панели крыльев, по мнению Кэмпбелла, являются пешеходными и делом рук неопытных рабочих. Он подчеркивает брюссельскую панель, которую он нерешительно приписывает мастеру из Флемаля.
Алтарь Портинари (1477) работы Хуго ван дер Гуса
Художник | Гуго ван дер Гоес |
Дата | 1477 |
Размеры | 254 см x 304 см |
Текущее местонахождение | Галерея Уффици, Флоренция |
Три пастуха стоят на коленях перед юным Иисусом на средней панели. Ван дер Гоес изобразил этих сельских жителей с большим реализмом. Склонившиеся ангелы окружают Деву и Младенца, который находится не в колыбели, а покоится на земле, окруженной золотым сиянием лучей. Это замечательное изображение преданности Иисуса, скорее всего, вдохновлено одним из видений святой Бриджит Шведской.
Ван дер Гоес изобразил образы, связанные с основной темой, на заднем плане: Иосиф и Мария на пути в Вифлеем на левой панели; пастухи, к которым обращается ангел, на средней панели (справа); и трое посетителей на пути в Вифлеем на правой панели.
Хуго ван дер Гоес использовал непрерывную сюжетную линию для изображения одних и тех же людей на многих картинах. На центральной панели он сначала помещает людей на задний план.
Триптих Портинари (1477), Хуго ван дер Гоэс; Хуго ван дер Гоэс, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
На этом изображении над головами пастухов виден ангел. Это Благовещение пастухов, в котором ангел появляется перед пастухами, чтобы сообщить им о рождении Христа. Пастухи поклоняются Иисусу напротив Девы Марии на переднем плане центральной панели. Поскольку большинство триптихов закрыты, алтарь Портинари должен был оставаться закрытым, за исключением редких случаев, таких как праздники, когда его открывали.
Сцена Благовещения декоративно изображена на внешней стороне триптиха Хуго ван дер Госа.
Триптих Портинари (закрытый) (между 1476 и 1479 годами), автор Хуго ван дер Гоес; Хуго ван дер Гоес, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
Для мецената было выгоднее заказать художника, такого как Хуго ван дер Гоес, который мог сделать картину и скульптуру из одних только красок. Это позволяло меценату нанять только художника, а не нескольких ремесленников. Ван дер Гоэс также получал выгоду, поскольку весь заказ мог быть сохранен для художника и его помощников. Другая популярная идея Хуго ван дер Гоэса заключалась в том, чтобы изобразить сцену Благовещения на внешней стороне триптиха, а изображение из жизни Христа — во внутренней части алтарного образа после того, как панели будут открыты, так как Благовещение уступит место Воплощению Христа.
Алтарь Буля (ок. 1500 г.) работы последователей Мартина Шонгауэра
Художник | Последователи Мартина Шонгауэра |
Дата | c. 1500 |
Размеры | 197 см x 700 см |
Текущее местонахождение | Церковь Сен-Жан-Батист, Буль, Верхний Рейн |
Красочный алтарный образ в Буле был создан группой последователей Мартина Шонгауэра, вдохновленных как его ксилографиями, так и его полотнами, в частности алтарным образом доминиканцев, который в настоящее время хранится в музее Унтерлинден. Проекты художников Буля были тщательно скопированы их моделями, хотя и в большем масштабе и в более низкой и практически небрежной манере.
Хотя нет сведений о том, что алтарный образ был создан в братстве Святой Екатерины, сходство с конструктивными особенностями Шонгауэра и, в меньшей степени, Каспара Изенманна.
Панель, изображающая Флагелляцию Христа, похожа на такую же картину в алтарном образе церкви Святого Мартина — что не дает оснований подозревать, что она была написана в Кольмаре; кроме того, обе святые Урсула и Екатерина, которые в значительной степени фигурируют в сценарии Распятия.
Бульский алтарь (ок. 1500 г.) работы последователей Мартина Шонгауэра; церковь Сен-Жан-Батист-де-Буль, общественное достояние, через Wikimedia Commons
Были предположения, что одним из авторов был ученик Шонгауэра Урбен Хутер (1471-1501), но существенных доказательств этому не найдено. В Бюле хранятся записи об алтарном образе с 1835 года. С 1868 по 1899 год нынешняя приходская церковь — неороманское сооружение с большим и величественным нефом и маленьким и узким хором (в котором находится алтарь) — была возведена из трех частей.
Алтарь дважды покидал Буль: один раз во время Второй мировой войны, когда он был спрятан в Перигё, а затем снова с 1966 по 1971 год, когда он был отреставрирован в Париже и выставлен в музее Унтерлинден в Кольмаре. В 1988 году «Друзья алтарного образа Буля» создали местное отделение. Агония в саду и Флагелляция Христа изображены на передней части левого крыла.
Агония в саду и Флагелляция Христа изображены на передней части левого крыла Бульского алтаря (ок. 1500 г.) Последователи Мартина Шонгауэра; © Ральф Хамманн — Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Распятие Иисуса изображено на передней части средней панели, вместе со святой Екатериной и святой Урсулой. Эти две женские фигуры, изображенные в более проторенессансной манере, чем остальные, возможно, были созданы последними. На лицевой стороне правого крыла изображены Терновое Коронование и Крестоношение из Страстей Иисуса.
Терновое коронование и крестоношение из «Страстей Иисуса» на лицевой стороне правого крыла алтаря Буля (ок. 1500 г.) работы «Последователи Мартина Шонгауэра»; © Ральф Хамманн — Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Рождество Иисуса и Успение Марии изображены на задней стороне левого крыла.
На задней стороне средней панели (выполненной в другой манере и в худшем состоянии, чем остальная часть алтарной композиции) изображен Страшный суд в виде ужаса. На задней стороне правой панели изображены Благовещение с единорогом (почти точная копия того же сюжета из алтаря доминиканцев) и Поклонение волхвов. Удивительно, но на Страшном суде и благие в изображении Рая, и осужденные в изображении Ада практически полностью состоят из представителей духовенства: папы, священников, монахинь и монахов.
Воздвижение креста (1610-1611) Питер Пауль Рубенс
Художник | Питер Пауль Рубенс |
Дата | 1610-1611 |
Размеры | 462 см x 341 см |
Текущее местонахождение | Собор Богоматери, Антверпен |
Основные темы этого произведения искусства — Иисус Христос и восхождение его распятия, причем элементы этой истории перетекают с центральной панели на крылья с обеих сторон. Этот алтарь — ранняя попытка Рубенса воплотить жестокость эпохи барокко. Сцена мрачная и напряженная: толпа зрителей, войска, лошади и напряженные тела убийц окружают распятого Христа.
Рубенс подчеркивает добровольную жертву Христа над ужасами его распятия, изображая труп Иисуса как видение классического величия, с поднятыми вверх руками и устремленными в небо глазами. Агония Христа видна в его напряженном и жестком теле, ладони крепко сжаты вокруг гвоздей в его руках, а голова искажена в последние секунды агонии.
Три панели работают в тандеме, создавая цельную сцену.
Крестовоздвижение (1610-1611), Питер Пауль Рубенс; Питер Пауль Рубенс, Общественное достояние, через Wikimedia Commons
На центральной панели изображен конфликт между стаей огромных мускулистых мужчин, стремящихся водрузить крест, и почти непреодолимым весом Христа на распятии. Христос смотрит вверх и умоляет своего отца, изображенного над триптихом, помиловать его гонителей, говоря: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».
Пока римские офицеры объявляют свои команды, преступников в правом крыле готовят к смерти. Дамы, находящиеся в пути, отвечают на просьбу Христа о милосердии в левом крыле, повторяя фигуру за фигурой фазы раскаяния: страх, раскаяние, вера и сострадание к Мессии.
Рубенс сопоставляет необычность просьбы Христа о милосердии с отсылками к старым образам божественного возмездия.
Над ними изображены сильно растроганные Дева Мария и святой Иоанн, размышляющие о значении поднятия распятия и призыва Христа о прощении. Пока римские офицеры объявляют свои команды, преступников на правом фланге готовят к смерти. Тридентский собор оказал большое влияние на сюжеты и темы Рубенса. Показывая триумфальную суть смерти Христа, сохраняя его божественность, Рубенс воплощает дух католической Реформации.
На этом мы заканчиваем обзор знаменитых триптихов. Картины триптиха обычно разделены на три отдельные панели, которые, как правило, можно закрывать и открывать благодаря петлям. В большинстве примеров триптихов центральная панель, как правило, самая большая из трех. Форма триптиха встречается в христианской иконографии и стала популярным традиционным дизайном для алтарных произведений в средние века.
Часто задаваемые вопросы
Что такое триптих?
Его географический диапазон простирается от восточных византийских сооружений до западных кельтских церквей. На протяжении всей византийской эпохи триптихи, как и другие остатки, например, символы, широко использовались в частных религиозных целях. Художники эпохи Возрождения, такие как Иероним Босх, а также Ганс Мемлинг, использовали эту форму. Скульпторы также использовали ее. Формы триптихов идеально подходят для транспортировки.
Каково назначение триптиха?
Триптих — это произведение искусства, состоящее из трех частей или трех панелей. С момента своего появления триптих продолжает создавать новый слой изобразительного искусства, часто используется для передачи истории, установления последовательности или изображения различных компонентов одного и того же предмета. Триптих также может использоваться для разделения одного произведения искусства на три части или для объединения трех компонентов в один.