Цветущий миндаль» Ван Гога — Анализ картины Ван Гога «Цветущее дерево

Цветущий миндаль Ван Гога

На красивейшем голубом фоне распускаются цветы миндаля. Это образ, воплощенный в жизнь лишь в одной из многих цветочных картин Винсента Ван Гога, а именно в его картине «Цветущее дерево» 1890 года. Именно эту идею жизни Ван Гог раскрыл в этой картине, которую мы рассмотрим более подробно ниже.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Винсент Ван Гог?

Винсент Ван Гог был одним из самых известных постимпрессионистов и, возможно, самым печально известным. Многие из нас знают его как художника, который отрезал себе ухо, а это был Винсент Ван Гог. Он родился в марте 1853 года в городе под названием Зундерт, расположенном на юге Нидерландов. У Ван Гога было три сестры и два брата, а его младший брат Тео с годами стал для него источником дружеского общения и финансовой поддержки. Он начал свою творческую карьеру около 1880 года, перепробовав различные другие профессии, в том числе торговца картинами. В 1886 году он учился в Антверпенской академии и совершенствовал свои техники рисования.

За всю творческую карьеру Винсента Ван Гога, которая продолжалась около 10 лет, он создал около 900 картин. В июле 1890 года он покончил жизнь самоубийством, скончавшись через несколько часов.

Портрет Ван Гога Эстетика

Автопортрет Винсента Ван Гога (слева) и возможная фотография (справа), ок. 1885 года; Ван Гог (Фотограф неизвестен), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Цветение миндаля» Винсента Ван Гога в контексте

Картина Винсента Ван Гога «Цветение миндаля» (1890), вдохновленная новой жизнью, свежестью весны и стилем японских ксилографий, стала одной из самых плодотворных картин в его творческой карьере, несмотря на то, что он так и не продал ее.

В этой статье мы более подробно рассмотрим знаменитую картину Ван Гога «Цветущее дерево» из его многочисленных картин на эту тему. Мы проведем контекстуальный анализ, поместим картину во временные рамки, в которых она была создана, и выясним, почему Ван Гог ее написал.

Цветок миндаля Значение

Цветущий миндаль (1890), Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мы также проведем формальный анализ, обсудим сюжет и стилистические элементы, которые использовал Ван Гог в цвете, мазках, линии, перспективе и т.д.

Художник Винсент Ван Гог
Дата написания 1890
Средство Масло на холсте
Жанр Натюрморт
Период / движение Постимпрессионизм
Размеры 73,3 x 92,4 см
Серия / Версии Часть серии картин с изображением цветущего миндаля
Где находится? Музей Ван Гога, Амстердам
Сколько стоит Никогда не продавалась

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Картина «Цветущий миндаль» входит в коллекцию цветочных картин Ван Гога. Она была написана в 1890 году, примерно в то время, когда Ван Гог жил в психиатрической больнице Сен-Поль-де-Мозоль, которая находится в Сен-Реми-де-Прованс во Франции. Здесь же Ван Гог написал свою знаменитую картину «Звездная ночь» (1889).

Во время пребывания Ван Гога в психиатрической больнице Сен-Поля он создал множество других картин, посвященных окружающим его пейзажам. Во время пребывания в больнице у него было две комнаты: спальня и студия для рисования. Из его спальни открывался вид на французский горный массив Альпий, который мы часто видим на его картинах.

Где Ван Гог нарисовал миндальное дерево

Комната Винсента Ван Гога в Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс; Автор оригинала (WT-fr) Saint Rémy de Provence Tourisme на французском Викигиде, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

В 1800-х годах, когда Ван Гог писал картины, он в основном работал в рамках постимпрессионистского движения того времени. Этот стиль искусства развивался как реакция на предыдущее художественное направление под названием импрессионизм, которое стремилось изображать мир таким, каким он был, часто со всеми сопутствующими ему недостатками.

Этот стиль живописи часто завершался «en plein air», что в переводе с французского означает «на открытом воздухе».

Художники также изображали более современные сюжеты и повседневный образ жизни, которые шли вразрез с традиционными сюжетами предшествующего искусства, а именно с религиозными и мифологическими сюжетами. Другими словами, «впечатление» от мира изображалось через взгляд художника, и они также фокусировались на том, как свет и цвет взаимодействуют в композиции.

Ван Гог Картины цветов

Пшеничное поле с кипарисами (1889) Винсента Ван Гога, написанная во время пребывания художника в Сен-Реми; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В постимпрессионизме наметилось движение в сторону большего символизма в картинах; некоторые художники также сосредоточились на более формальных элементах живописи, а также на символическом значении цвета. Ван Гог наслаждался стилем en plein air, а некоторые из его современников, такие как Поль Гоген, фокусировались на глубоких символических значениях.

  Оттенки красного - изучение и использование спектра красного цвета

Празднование жизни: Новый племянник

Винсент Ван Гог был не единственным ребенком, у него был младший брат по имени Тео, который также был торговцем произведениями искусства и занимал большое место в жизни Винсента, оказывая ему значительную финансовую поддержку на протяжении всей его жизни. Существует более 500 писем переписки между двумя братьями, которые дают нам глубокую информацию о том, как Винсент относился к своим творческим процессам, а также к жизни в целом.

Тео также оказывал Винсенту эмоциональную поддержку, часто давая ему советы.

Поэтому, когда Винсент услышал новость о том, что его брат и жена, Йоханна ван Гог-Бонгер, ждет ребенка и хочет назвать его в честь Винсента, художник создал картину в их честь. Его племянник родился в январе 1890 года, и картина Ван Гога «Цветущий миндаль» несла на себе отпечаток радости и новой жизни.

Ван Гог Эстетический брат

Портрет Тео ван Гога, 1888 год; общественное достояние, ссылка

Отпечаток радости и новой жизни

В картине «Цветущий миндаль» Ван Гог по-разному использует идею радости и новой жизни, потому что, как бы ни была эта картина написана в честь его племянника, которого тоже звали Винсент, она была написана в то время, когда во Франции менялись времена года.

Февральские месяцы во Франции — это начало весны, и именно в это время на миндальных деревьях распускаются цветы миндаля. Ван Гог был очарован прекрасным цветением миндальных цветов, несомненно, смысл цветения миндаля заключается в новой жизни, которую приносит весна и племянник. Когда Винсент услышал новость о том, что он станет дядей, он поделился в одном из своих писем к матери:

«Я сразу же начал писать картину для него, чтобы повесить в их спальне. Большие ветви цветущего белого миндаля на фоне голубого неба» (Письмо 855, 19 февраля 1890 года).

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы рассмотрим формальный анализ картины Ван Гога «Цветение миндаля», начиная с сюжета. Мы также рассмотрим, как картина «Цветущее дерево» передает классическую эстетику Ван Гога через использование художником стилистических элементов и влияний.

Тематика

В картине «Цветение миндаля» Ван Гог изобразил синий однотонный фон с частью ветвей цветущего миндального дерева на переднем плане. На ветвях растут многочисленные белые цветы миндаля. Мы видим, что большая часть ветви миндального дерева начинает заполнять пространство с нижней правой части композиции и, кажется, движется вверх, разветвляясь, чтобы заполнить все пространство. Нет ничего, кроме миндального дерева и его цветов.

В «Цветущем миндале» Ван Гог изобразил минималистический стиль живописи с простым фоном и предметом переднего плана, тем не менее, здесь многое происходит с точки зрения использования Ван Гогом цвета и линии.

Давайте рассмотрим это более подробно ниже.

Цвет и свет

Ван Гог использовал темные контуры вдоль ветвей цветущего дерева, оставив большую часть цветов без контуров, что придает им мягкость на фоне темных линий ветвей. Однако мы все еще видим темные контуры вокруг некоторых цветов миндаля, есть даже несколько красных контуров, которые Ван Гог включил в композицию.

Это подводит нас к цветовой палитре Ван Гога, она кажется минимальной, в основном наш взгляд привлекает синий фон и белые точки, которыми усеяны цветы миндаля. Костлявые ветви тянутся на передний план и кажутся не столько коричневыми, сколько серо-голубыми. Это сливается с голубым фоном, почти выделяя фон как основной объект съемки.

Все цвета, которые мы видим, приглушенные и нежные по тону. Здесь есть бирюзово-голубой фон, бледные белые, розовые, зеленые, другие оттенки голубого и поразительно черный с намеками на то, что кажется красным, как упоминалось выше.

Деталь картины Цветущее дерево

Деталь картины Ван Гога «Цветок миндаля» (1890); Винсент Ван Гог, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Уникальность цветовой палитры заключается в том, как Ван Гог использовал все цвета; при ближайшем рассмотрении видно, что он наслаивал цвета, которые, соединяясь, создавали новые оттенки цветов. Это, конечно, не новый элемент стиля живописи Ван Гога, и мы увидим, что его искусные и творческие сочетания цветов являются основной частью того, что делает его работы такими впечатляющими.

Кроме того, если мы посмотрим на кисть Ван Гога на миндальном дереве, то увидим, что в одних местах он наносил краску толще, а в других — тоньше.

Это заметно на некоторых цветах миндаля и ветвях дерева. Кажется, что в нижней части композиции краска нанесена более толстым слоем, истончаясь по мере того, как она тянется к небу, что создает ощущение трехмерности.

  Знаменитые художники-коллажисты - взгляд на известных художников и их искусство коллажа

Деталь цветов миндаля

Деталь картины Ван Гога «Цветок миндаля» (1890); Винсент Ван Гог, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Линии кисти выглядят как плавные полукруглые формы вдоль ветвей деревьев, придавая им округлую форму, что еще больше усиливает ощущение трехмерности. Это также напоминает элемент живописи в свободно текущей выразительности, характерной для постимпрессионистов, и одновременно изображает «реальный» объект en plein air.

Синий фон, похоже, нанесен короткими прерывистыми мазками, возможно, с помощью палитрового ножа. Есть также вариации синего цвета, что придает всему фону блеск, подобный тому, который мы видим во многих пейзажах Ван Гога, наполненных небом.

Хотя общее использование цветов Ван Гогом кажется приглушенным, в нем есть богатство и живость.

Перспектива

Некоторые источники также задаются вопросом, откуда взялась ветка дерева, является ли она срезом ветки из предыдущих натюрмортов Ван Гога с ветками в бокалах, например, Цветущая ветка миндаля в бокале (1888) и Цветущая ветка миндаля в бокале с книгой (1888).

Другое соображение заключается в том, что это действительно вид на ветку, прикрепленную к миндальному дереву, однако, как будто это вид с точки зрения, находящейся под деревом и смотрящей вверх на ветви.

Некоторые источники предполагают, что мы, зрители, можем легко представить себя лежащими на земле и смотрящими вверх сквозь ветви дерева, а в «Цветущем миндале» Ван Гог просто сделал снимок части дерева.

Объединение элементов: Важность японских гравюр

Ван Гог был большим поклонником и коллекционером японских гравюр, и именно это в значительной степени вдохновило его на создание «Цветущего миндаля» в стиле цвета, толстых контуров и перспективы. Японский стиль, или, как его называл Ван Гог, японизм, можно считать клеем, который объединяет все в картине Ван Гога «Цветущее дерево».

Картина цветущего дерева

Цветок миндаля (1890) Винсента Ван Гога, в рамке в Музее Ван Гога в Нидерландах; Винсент Ван Гог, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Но сначала немного контекста: японский стиль был широко распространен в Европе во времена Ван Гога, а именно в 19 веке. Это было связано с торговлей Японии с Западом примерно в 1860-х годах, что вызвало приток культурных и художественных товаров и стилей, среди которых гравюры на дереве были очень популярны среди художников, включая Винсента Ван Гога.

Японские гравюры укиё-э были очень распространенным источником вдохновения для Ван Гога и отличались большими, сплошными или «плоскими» участками цвета, контуры казались более смелыми и выраженными, а предметы или фигуры обрывались на участках или краях картины.

Перспектива часто изображалась с более высокой точки обзора. Кроме того, перспектива может быть искажена, а фокус может быть сосредоточен на переднем или заднем плане, что создает уникальное пространственное восприятие — иногда перспектива не видна.

Кроме того, сюжеты японских гравюр варьируются от повседневных предметов, пейзажей, натюрмортов и различных сцен с людьми, начиная от женщин, борцов и заканчивая обычными людьми, занимающимися своими повседневными делами.

Японский термин «укиё-э» связан с историей Японии. В широком переводе он означает «картины плавающего мира». Он намекает на преходящую природу жизни от буддийского значения ukiyo, uki означает «печаль», а yo — «жизнь». Оно также указывает на мимолетный характер человеческих удовольствий, отсылая к другому слову uki, означающему «плыть». Последнее слово было использовано во времена, когда японский народ испытывал больше свободы, это было в период Эдо с 1603 по 1867 год.

Ван Гог, как сообщается, был вдохновлен несколькими японскими художниками, в частности, Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ. Ван Гог даже создал копии картин Хиросигэ «Сливовый парк в Камейдо» (1857) и «Внезапный ливень над мостом Син-Ōхаси и Атакэ» (1857). Версии Ван Гога назывались «Цветущее сливовое дерево» (1887) и «Мост под дождем» (1887).

Эстетика Ван Гога в живописи

Цветущее сливовое дерево (после Хиросигэ) (1887), Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Голландский художник также собрал сотни японских гравюр и имел дело с арт-дилером Зигфридом Бингом, который был одним из пионеров, представивших японские гравюры в Европе. Ван Гог много писал о своем увлечении японской культурой в письмах к своему брату Тео. Однажды он написал: «Японское искусство чем-то похоже на примитивы, на греков, на наших старых голландцев, Рембрандта, Поттера, Хальса, Вермеера, Остаде, Рюисдаля. Этому нет конца» («Письмо 642», 15 июля 1888 года).

  Картина Томаса Гейнсборо "Голубой мальчик" - углубленный анализ

Ван Гог представлял себе Японию в идиллическом виде, он был очарован стилем и чувствами, которые он, казалось, вызывал, а именно легкостью. Именно это вдохновило его на переезд на юг из Парижа, где он прожил несколько лет. В 1888 году он переехал в Арль, который находится в регионе Прованс-Альпы-Лазурный берег на юге страны.

Юг был местом, где Ван Гог мог работать с большим количеством света и цвета из-за климата, он также напоминал Японию.

В письме 620 от 5 июня 1888 года Ван Гог писал об этом Тео, объясняя: «Насчет того, чтобы остаться на юге, даже если это будет дороже — послушайте, мы любим японскую живопись, мы испытали ее влияние — все импрессионисты имеют это в виду — и мы не поехали бы в Японию, другими словами, в то, что является эквивалентом Японии, на юг? Поэтому я считаю, что будущее нового искусства все-таки за югом».

Мы заметим значительное количество композиционных элементов из стиля японской гравюры, особенно когда речь идет о знаменитых цветочных картинах Ван Гога. Если мы сравним «Цветущий миндаль» с картиной Хокусая «Бычок и плакучая вишня» (ок. 1834), то сразу же заметим сходство.

Некоторые заметные сходства, которые эта картина Ван Гога «Миндальное дерево» разделяет с японскими гравюрами, включают, например, сплошной и более ровный синий фон, который составляет большую область монохроматического цвета, более темные и более выраженные контуры на ветвях миндального дерева, перспективу, которая, как мы уже упоминали, кажется снизу вверх.

Неизбежно акцентируется внимание и на заднем плане из-за насыщенности синего цвета.

Другим сходством с японскими гравюрами является близость предмета изображения, которым являются ветви миндального дерева. Кроме того, ветви дерева обрезаны по краям картины: левый край обрезает только часть белых цветов, верхний край обрезает истончающиеся ветви, и аналогично правый край тоже.

Деталь Цветы миндаля

Обрезанные» края картины Винсента Ван Гога «Цветущий миндаль» (1890); Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Это «обрезание», как его называют, придает композиции ощущение большей реальности, мы не видим, где заканчивается или начинается дерево, это почти как преходящий момент времени, снятый с точки зрения Ван Гога. Тема также является естественной формой, которую мы видим каждый день, это дерево, подобные сюжеты мы можем найти на японских гравюрах.

Неизвестно, был ли «Бычок и плакучая вишня» Хокусая прямым источником вдохновения для Ван Гога, но, тем не менее, его осведомленность и восхищение сотнями японских гравюр в совокупности повлияли на его манеру рисования, включая «Цветение миндаля».

Японский стиль сформировал эстетику Ван Гога, которую мы видим сегодня.

Ван Гог на фоне голубого неба

Вскоре после того, как Ван Гог написал картину «Цветок миндаля», у него произошел очередной психический срыв, после которого он долгое время находился на излечении и не мог больше рисовать цветы миндаля. В письме 863 от 29 апреля 1890 года он писал Тео об этом, говоря:

«Если бы я был в состоянии продолжать работу, ты можешь судить по этому, что я бы сделал другие цветущие деревья. Сейчас цветущие деревья почти закончены, правда, мне не везет».

В этом же письме выше Ван Гог упоминает Тео о своем желании покинуть приют, он чувствовал «грусть и скуку» и не был уверен, чем ему дальше заниматься. Вскоре после этого он переехал в деревню Овер-Сюр-Уаз, которая находится недалеко от Парижа. Это позволило ему быть ближе к своему брату Тео, а также к своему врачу, доктору Полю Гаше.

Эстетика Ван Гога

Автопортрет в серой фетровой шляпе (1887), Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Спустя почти два месяца после вышеупомянутого письма, 27 июля 1890 года Ван Гог покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в грудь. Он все больше беспокоился о своем будущем и финансовой поддержке со стороны брата Тео, который подумывал начать новое деловое предприятие.

В письме 861 от 29 марта 1890 года Жо ван Гог-Бонгер писал Винсенту и объяснял, что его новый племянник, тоже Винсент, «всегда с большим интересом смотрит на картины дяди Винсента — в частности, цветущее дерево, которое висит над нашей кроватью, очень его восхищает».

Эта картина и в дальнейшем будет оставаться предметом восхищения. Она осталась в семье Ван Гогов, а после смерти матери Джо вся коллекция картин перешла к молодому Винсенту Ван Гогу. Он основал Фонд Винсента Ван Гога, который привел к открытию Музея Ван Гога в Амстердаме, где и находится «Цветущий миндаль».

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector